Начало строительства подводных лодок

Версальский мир, подводя итоги первой мировой, казалось сделал все, чтобы путем военных ограничений превратить Германию в страну, неспособную развязать новую мировую войну. Среди прочего он запрещал немцам иметь собственные подводные лодки, причинивших столько неприятностей Англии в 1914-1918 гг. Но не прошло еще и трех лет, как Reichsrnarine начали в тайне искать лазейки для обхода этого договора. В июле 1922 г. голландская судостроительная фирма «Ingenieurs-Kantoor voor Scheepsbouw» начала действовать как прикрытие для секретного Отдела развития подводного флота. Среди прочих, гражданских, разработок голландская фирма проектировала и осуществляла в разных странах авторский надзор за строительством подводных лодок, которые спустя десятилетие станут прототипами первых серий немецких субмарин второй мировой войны. Например, построенная в 1930-31 гг. по проектам голландской фирмы серия из трех финских субмарин Vetenien (Vetenien, Vesihiisi, Iku-Turso) была экспериментальным прототипом подводной лодки среднего класса серии VII. Испытанные немецкими командами до сдачи их финам, эти лодки дали разработчикам много ценной информации в период, когда Германия не могла открыто создавать подводный флот.

Не теряли времени кораблестроители и в самой Германии, где под вывеской "Инженерное бюро народного хозяйства и техники" замаскировалось конструкторское бюро подводных лодок. В 1930 г. там были разработаны проекты лодок водоизмещением 250 и 750 т, а также технологическая документация, позволявшая в кратчайший срок, организовать их серийное производство, Под шифрами MVB-1 и MVB-2 строились опытные образцы этих лодок, названные «судами для испытания моторов».

Политический взлет Адольфа Гитлера подстегнул бурный рост германских вооруженных сил. Первой легальной подводнолодочной структурой Германии в этот период стала «Unterseebootsabwhrshule» (UAS), учрежденная в октябре 1933 г Официально это была противолодочная военная школа. Фактически же она служила пунктом сбора подводных кадров и стратегическим планирующим центром, планы по воссозданию подводного флота вскоре превратились в конкретные дела. За рубежом были заказаны узлы подводных лодок с номерами от U-1 до U-24, которые контрабандно переправлялись в Германию в 1935 г. Впрочем, таиться не пришлось слишком долго: 16 марта 1935г. Гитлер публично отрекся от военных ограничений Версальского мира. С этого момента строительство подводного флота пошло открыто и с головокружительной быстротой. 18 июля 1935 г. это было узаконено подписанием Морского договора, по которому Германии позволялось иметь подводный флот в 45% от подводного флота Великобритании, приблизительно 45 подлодок (т.е. почти вдвое больше, чем планировалось изготовить тайно). Первая подводная лодка прибрежного действия U-1(серия IIА} была готова через 12 дней после подписания этого договора. 8 августе 1935 г. она прошла испытания и вошла в состав флота. И дальнейшие шаги по созданию подводного флота были весьма решительными - к январю 1936г. было закончено уже 12 подводных лодок.К июню 1936-го все 24 подводные лодки были спущены на воду: U-1 - U-20 серий IIА и IIВ, U-25 и U-26 - серии IA, U-27 и U-33 - серии VIIA.В сентябре 1935 г. была сформирована первая организационная структура будущего подводного флота - флотилия 1.U «Weddigen» (U - от Unterseebootsflottille, «флотилия подводных лодок»). Ее возглавил капитан Карл Дениц. Ветеран подводник первой мировой войны -Дениц вскоре представил гроссадмиралу Родеру теорию о том, чего недоставало подводным лодкам в прошлой мировой войне и как следует их эффективно применять в будущей. Он сформировал стратегический план, как подводная война может помочь победить морского противника, с соответствующими тактическими разработками - это была теория «тоннажной войны» и тактика атак «волчьими стаями». Основываясь на этих выкладках, Дениц настаивал на необходимости большого флота маневренных, недорогих подводных лодок (серии VIIC) и последовательно возражал против строительства больших дорогих «эскадренных» подводных крейсеров, популярных во многих флотах мира. По его расчетам было необходимо иметь как минимум 300 средних субмарин (100 на позициях, 100 в пути на позиции или назад и 100 в базах). Однако негативное отношение руководства военно-морскими силами к среднетоннажным лодкам и одобрение Гитлером в 1938 году плана Z -долговременной программы строительства флота, предполагавшей наличие 129 подводных лодок в немецком флоте к 1946 г., сделали поставленную Деницом цель - эскадру в 300 подводных лодок, делом далекой перспективы.

image2

Подводная лодка UA. построена в Германии для Турции и реквизированная с началом войны

Теория «тоннажной» войны (иногда ошибочно именуемой «неограниченной подводной войной» по аналогии с операциями Первой мировой) базировалась на следующих предпосылках. Для поражения вероятного противника в подводной войне, Германия должна топить больше транспортных судов, чем противник в состоянии построить за тот же период, так достигалось резкое сокращение морских перевозок, что вело к экономическому удушению противника. Согласно этой теории, главной и единственной целью для подводный лодок являются транспортные суда противника. Далее Дениц теоретизировал, что германские подводные лодки в первой мировой были неэффективны Из-за того, что транспортные конвои были для них по значимости второстепенной целью, кроме того их атаки были не скоординированы и осуществлялись лодками индивидуально. При этом констатировалось, что погруженная подводная лодка является неэффективным оружием - она медлительна и почти слепа. Решение этой проблемы давалось во второй части теоретических разработок.

Тактика «волчьих стай» должна была компенсировать специфические недостатки подводного флота. Дениц представлял себе волчьи стаи из 8-9 подводных лодок, развернутых веером на пути следования конвоев и действующих по всей Атлантике. Как только вражеский конвой обнаруживался одной из лодок стаи, она продолжала действовать как маяк-наводчик для сбора остальной группы, Будучи собранной, стая должна была атаковать врага ночью с поверхности, когда относительно низкий силуэт делал их практически незаметными среди волн, а надводный ход субмарин в 15 узлов превышал скорость конвоя, равную 7-9 узлам. Подводные лодки должны были погружаться только для того, чтобы избежать преследования после завершения атаки. Днем субмаринам предстояло двигаться далеко впереди конвоя в надводном положении, готовясь к следующей ночной атаке.

Дениц последовательно отстаивал свои героические предложении и настаивал на коррекции судостроительных программ, И хотя новый план вскоре все-таки был принят, число в 300 подводных лодок должно было быть достигнуто только к середине 1942 года. Германия вступила во вторую мировую войну, имея 57 субмарин, из них только 26 были способны действовать в океане - серии VII и IX.

19 августа 1938 г, немецкое командование начало развертывание подводный лодок в районе западных подходов к Британским островам и в Северном море, у северо-восточного побережья Англии. Тридцать девять лодок вышли на позиции. Однако после первого массового выхода число одновременно действующих субмарин редко когда превышало 7. Естественно, что в этот период они действовали не стаями, а самостоятельно. Тем не менее, первые походы были весьма успешными, так как Англия оказалась фактически не готовой к войне. Причем первыми жертвами немецких подводников стали не только коммерческие пароходы - 17 сентября U-29 (капитан Шухарт) трехторпедным залпом потопила авианосец «Courageous». Система конвоев действовала только в открытом море (на 100 миль западнее Ирландии), силы эскортконвоев были малочисленны - случалось, что лишь пара кораблей прикрывала целый конвой. Воздушное патрулирование эффективно осуществлялось лишь в Ла-Манше и над Северным морем. Атака стаями (Rudeltaktik) была впервые проверена экспериментально в середине октября 1939 г. соединением из пяти подводных лодок. Им удалось потопить 3 судна, потери при этом 2 лодки. За четыре первых месяца войны немецкие потери составили 9 лодок (из них 2 - на минах), До того времени, когда все лодки были отозваны из Атлантики а апреле 1940 г, было потоплено 403 судна, суммарный потопленный тоннаж составил 1303827 брт. (Статистические данные по судостроению, как правило, основаны на валовой вместимости судов в брутто-регистровых тоннах. 1 брт = 100 куб,футам = 2.83 куб.м).

image3

                                      U-65 (серия IXB), одна из наиболее результативных лодок, возвращается из похода

Операция по захвату Норвегии и Дании (план «Weserubung» - «Учения на Везере») потребовала привлечений всех подводных сил к берегам Норвегии для прикрытия десантного флота от возможных атак английских эскадр. Еще в феврале 1940 г. немецкое командование, готовясь к норвежской операции, начало ставить некоторые лодки на ремонт. В начале марта в Атлантике на подходах к Англии действовало только 5 лодок. В середине марта в этом районе не осталось ни одной немецкой субмарины. Однако действия подлодок у берегов Норвегии оказались безрезультатными, и немалую роль в их неэффективности сыграли дефектные торпеды, лишившие подводников многих побед. Проблема невзрывающихся торпед в годы второй мировой  неоднократно вставила перед флотами различных государств, немецкие подводники столкнулись с нею одними из первых, и к 1943 г. сложности с торпедами были преодолены.

Легкие крейсера, Канада


Тип «Swiftsure»


1 единица в RCN

«Ontario» — бывш. HMS «Minotaur» (1944 ) — получен от RN 07.44. х1960

Тип «Fiji» («Colony»)


1 единица в RCN

8800 т, 32, 5 уз., 9x152, 10x102, 24x40, 20x20, 6 ТА-533.

«Quebec» — бывш. HMS «Uganda»

Боевая деятельность финского флота в ходе войны, ПВО Финляндии

Впрочем, опасения советского военно-морского командования относительно возможных действий финских ВМС не оправдались. На протяжении всей войны финский Флот побережья (Rannikkolaivasto) вел себя достаточно пассивно. Броненосцы береговой обороны...

Эсминцы, Германия

Тип 1936В(Mob)

3+2 единицы

Z-35 (Dm, 6.6.1941/2.10.1942/22.9.1943 — погиб 12.12.1944),
Z-36 (Dm, 15.9.1941/15.5.1943/19.2.1944 — погиб 12.12.1944),
Z-43 (Dm, 1.5.1942/ 9.1943/24.3.1944 — затоплен 3.5.1945),
Z-44 (Dm, 1.8.1942/20.12.1943/ не...

Тральщики, Норвегия

Тип «Otra»

2 единицы

«Otra» (Nu, 1939 — захвачен Германией 9.4.1940), «Rauma» (Nu, 1939-захвачен Германией 9.4.1940)

370 (станд.) т; 51/52,1x7,1x1,9 м; 2 ПМУ, 1 ПК, 900 л.с., 13,5 уз., 1400 (9) миль. Эк. 25 чел. 1x1–40-мм, 2x1–20-мм,...

Эсминцы, Канада

Тип «A»

2 единицы в RСN

«Saguenay» = 15.12.42 у Ньюфаундленда тяжело поврежденен при столкновении с п/х «Azara», позже восстановлен, использ. как УК. х 1948

«Skeena» + 25.10.44 в Хваль-фьорде (Исландия) выскочил на камни (крушение). Потери: 15...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!