Успехи немецких подводников в 1940-1941 гг.

Период, который последовал далее - с июня 1940 г. по декабрь 1941 г., в среде германских подводников именовался «счастливыми временами» или «Fette Jahre» («жирные годы»). Это была эпоха асов-подводников, таких как Прин, Шепке или Кречмер, Это было время осуществления планов Деница, а большинство отложенных из-за войны строительных программ начали, наконец, осуществляться. На основании анализа результатов, достигнутых горсткой лодок, действовавших в 1940 г., в 1941-1942 гг. был увеличен выпуск субмарин по сравнению с прошлыми годами, что должно было сделать мореплавание в Атлантике для Британии невозможным.

image4

                                                                  Выход лодки U-101 (серия VIIB) на патрулирование
Подлодки, действовавшие на Средиземном море, камуфлировались серо-голубыми пятнами по светло-серому фону.

«Счастливые времена» были во многом обусловлены оккупацией в 1940 г. французских атлантических портов, Теперь немецким подводным лодками не было необходимости со всякими хитростями пересекать Северное море, контролируемое британскими ВВС - в их распоряжении были базы на побережье Атлантического океана и Бискайского эалива. Правда, пока число подводных лодок было еще невелико (например, в дни Рождества 1940 г. в Атлантике находилась всего одна немецкая лодка), и атаки проводились лодками самостоятельно. Но в сентябре 1940 г. 10 подводных лодок атаковали два конвоя и потопили 16 судов, а в октябре - 12 лодок атаковали конвои SC-07 и НХ-79 и в течение четырех дней потопили 32 судна суммарным водоизмещением 154661 брт. Больше не оставалось сомнения в эффективности «волчьих стай». Месячный тоннаж потопленных транспортов достиг 3500ВД брт, а годовой - 2900000 брт. Всего за 1940 г. немцами было потоплено 407 судов и потеряно 22 лодки.

Индивидуальное патрулирование подводных лодок продолжалось и весь 1941 г. - число немецких субмарин в Атлантике по-прежнему было невелико (хотя в январе 1941 г. были спущены и укомплектованы экипажами 11 подводных лодок,, тогда как за год до этого, в январе 1940 г., - 1 лодка), Весной 1941 г. в строю находилось 120 субмарин, что с учетом тренировочных лодок, лодок в ремонте, в базах и на переходах определило среднее количество боевых единиц, которые Дениц мог выставить одновременно на боевое патрулирование, весьма скромной цифрой 10. Тем не менее в сентябре уже не были редкостью совместное патрулирование в Атлантике 2-3 небольших «волчьих стай».

Несмотря на постепенный количественный рост, успехи подводников в 1941 г. снизились по сравнению с  1940 г, Основной причиной тому стало возрастание эффективности британских противолодочных сип. При этом сыграли свою роль три существенных фактора. В какой-то степени преодолению кризиса помогло приобретение Aнглией в 1940 г. в США 50 старых эсминцев. Еще более полезным представляется договор, по которому США приняли на себя заботы по сопровождению и охране конвоев в западной части Атлантического океана. И наконец., возможно, наиболее сильным противоядием против подводных лодок стал рост эффективности и радиуса действия RAF (британских Королевских военно-воздушных сил), патрулировавших к западу от Ирландии и к югу от Исландии. Кроме того, захват подлодки U-110 и метеорологического судна «Bremen» (с его кодовой книгой) позволили англичанам начать эффективное противодействие немецкой системе снабжения подводных лодок в открытом океана. С 26 мая no 15 июня 1941 г. было потоплено 10 метеорологических судов, танкеров и транспортных судов, роль которых в снабжении подводных лодок на дальних рубежах стала, наконец, понятна британскому командованию.

Сильным ударом для немцев оказалась и потеря трех их ведущих асов-подводников и течение каких-то 10 дней, 3 марты 1941 г. погиб капитан-лейтенант Гюнтер Прин, «Бык Скапа-флоу», его лодка U47 была потоплена эсминцем «Вульверин» при атаке конвоя на подходах к Исландии. 17 марта U-100, подводная лодка Иохима Шепке, была протаранена и затонула, Корветтен-капитан Отто Кречмер, лидировавший с 266629 брт потопленного транспортного тоннажа и одним потопленным эсминцем, в тот же роковой день сдался в плен, когда противолодочные корабли вынудили его U - 99 не плыть на поверхность. Вместе с тем, конец «счастливых» времен для подводников наступил не только из-за действий союзников, но и в результате стратегических решений руководства ВМС.
Италия, февраль 1942 года, U-83 входит в гавань Специи.

Для поддержания весьма шаткой линии снабжения войск в Северной Африке и для препятствования высадки союзников (операция «Торч»), вопреки энергичным, но бесполезным протестам Деница, 20 подводным лодок было переведено на Средиземное море. Первые 6 лодок прошли через Гибралтар во второй половине сентября. В дальнейшем они базировались в Специи и большую часть времени находились на позициях в районе Гибралтара.

Действия немецких подводников в Средиземном море можно признать успешными. 13ноября нацистская субмарина U-39 (капитан Глаттес) торпедировала идущий на Мальту британский авианосец «Arc Royal», который перевернулся и затонул спустя 14 часов при буксировке в Гибралтap. 25 ноября 1941 г. у берегов Египта германская субмарина U-331 потопила британский линкор «Вагcham Были и другие, менее значительные победы. В результате боевой активности немецких и итальянских подводников обстановка на Средиземном море изменилась в пользу держав оси, но задачи «тоннажной войны» при этом отошли на второй план. Тем не менее, всего эа 1941 г. было потоплено 2100000 брт тоннажа (4396 судов} и потеряно 35 нацистских лодок.

Малые подводные лодки, Великобритания

Тип «V»

22 единицы

«Vampire» (ВикАрм, 20.7.1943 — искл. в 1950), «Veldt» (ВикАрм, 19.7.1943 — в 1943 передана Греции), «Venturer» (ВикАрм, 4.5.1943 — в 1946 передана Норвегии), «Vigorous» (ВикАрм, 15.10.1943 — искл. в 1949), «Viking» (ВикАрм,...

Специальные подводные лодки, Италия

Подводные минные заградители

Тип «Bragadin»

2 единицы

«Marcantonio Bragadin» (TT, 21.7.1929 — исключена в 1948) и «Filippo Corridoni» (TT, 30.3.1930 — исключена в 1948).

Надводное: 820/965 т, подводное: 1068 т; 68x7,1x4,3 м; 2 диз./2 ЭД,...

Сторожевые катера, Новая Зеландия

Тип ML

11 единиц

ML-400 — ML-411.

73 т, 20 уз., 1x40, 2x20.

Тип HDML


14 единиц

HDML-1183HDML-1194, HDML-1348HDML-1351

46 т, 12 уз., 1x47, 1x20.

КБФ в Таллине

Уже в день подписания первых протоколов соглашения между военно-морской комиссией СССР и эстонским командованием, 11 октября 1939 г., в Таллин вошел первый отряд кораблей КБФ - лидер «Минск» и эсминцы «Гордый» и «Сметливый». На этих кораблях в...

Эсминцы, Канада

Тип «A»

2 единицы в RСN

«Saguenay» = 15.12.42 у Ньюфаундленда тяжело поврежденен при столкновении с п/х «Azara», позже восстановлен, использ. как УК. х 1948

«Skeena» + 25.10.44 в Хваль-фьорде (Исландия) выскочил на камни (крушение). Потери: 15...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!