Успехи немецких подводников в 1940-1941 гг.

Период, который последовал далее - с июня 1940 г. по декабрь 1941 г., в среде германских подводников именовался «счастливыми временами» или «Fette Jahre» («жирные годы»). Это была эпоха асов-подводников, таких как Прин, Шепке или Кречмер, Это было время осуществления планов Деница, а большинство отложенных из-за войны строительных программ начали, наконец, осуществляться. На основании анализа результатов, достигнутых горсткой лодок, действовавших в 1940 г., в 1941-1942 гг. был увеличен выпуск субмарин по сравнению с прошлыми годами, что должно было сделать мореплавание в Атлантике для Британии невозможным.

image4

                                                                  Выход лодки U-101 (серия VIIB) на патрулирование
Подлодки, действовавшие на Средиземном море, камуфлировались серо-голубыми пятнами по светло-серому фону.

«Счастливые времена» были во многом обусловлены оккупацией в 1940 г. французских атлантических портов, Теперь немецким подводным лодками не было необходимости со всякими хитростями пересекать Северное море, контролируемое британскими ВВС - в их распоряжении были базы на побережье Атлантического океана и Бискайского эалива. Правда, пока число подводных лодок было еще невелико (например, в дни Рождества 1940 г. в Атлантике находилась всего одна немецкая лодка), и атаки проводились лодками самостоятельно. Но в сентябре 1940 г. 10 подводных лодок атаковали два конвоя и потопили 16 судов, а в октябре - 12 лодок атаковали конвои SC-07 и НХ-79 и в течение четырех дней потопили 32 судна суммарным водоизмещением 154661 брт. Больше не оставалось сомнения в эффективности «волчьих стай». Месячный тоннаж потопленных транспортов достиг 3500ВД брт, а годовой - 2900000 брт. Всего за 1940 г. немцами было потоплено 407 судов и потеряно 22 лодки.

Индивидуальное патрулирование подводных лодок продолжалось и весь 1941 г. - число немецких субмарин в Атлантике по-прежнему было невелико (хотя в январе 1941 г. были спущены и укомплектованы экипажами 11 подводных лодок,, тогда как за год до этого, в январе 1940 г., - 1 лодка), Весной 1941 г. в строю находилось 120 субмарин, что с учетом тренировочных лодок, лодок в ремонте, в базах и на переходах определило среднее количество боевых единиц, которые Дениц мог выставить одновременно на боевое патрулирование, весьма скромной цифрой 10. Тем не менее в сентябре уже не были редкостью совместное патрулирование в Атлантике 2-3 небольших «волчьих стай».

Несмотря на постепенный количественный рост, успехи подводников в 1941 г. снизились по сравнению с  1940 г, Основной причиной тому стало возрастание эффективности британских противолодочных сип. При этом сыграли свою роль три существенных фактора. В какой-то степени преодолению кризиса помогло приобретение Aнглией в 1940 г. в США 50 старых эсминцев. Еще более полезным представляется договор, по которому США приняли на себя заботы по сопровождению и охране конвоев в западной части Атлантического океана. И наконец., возможно, наиболее сильным противоядием против подводных лодок стал рост эффективности и радиуса действия RAF (британских Королевских военно-воздушных сил), патрулировавших к западу от Ирландии и к югу от Исландии. Кроме того, захват подлодки U-110 и метеорологического судна «Bremen» (с его кодовой книгой) позволили англичанам начать эффективное противодействие немецкой системе снабжения подводных лодок в открытом океана. С 26 мая no 15 июня 1941 г. было потоплено 10 метеорологических судов, танкеров и транспортных судов, роль которых в снабжении подводных лодок на дальних рубежах стала, наконец, понятна британскому командованию.

Сильным ударом для немцев оказалась и потеря трех их ведущих асов-подводников и течение каких-то 10 дней, 3 марты 1941 г. погиб капитан-лейтенант Гюнтер Прин, «Бык Скапа-флоу», его лодка U47 была потоплена эсминцем «Вульверин» при атаке конвоя на подходах к Исландии. 17 марта U-100, подводная лодка Иохима Шепке, была протаранена и затонула, Корветтен-капитан Отто Кречмер, лидировавший с 266629 брт потопленного транспортного тоннажа и одним потопленным эсминцем, в тот же роковой день сдался в плен, когда противолодочные корабли вынудили его U - 99 не плыть на поверхность. Вместе с тем, конец «счастливых» времен для подводников наступил не только из-за действий союзников, но и в результате стратегических решений руководства ВМС.
Италия, февраль 1942 года, U-83 входит в гавань Специи.

Для поддержания весьма шаткой линии снабжения войск в Северной Африке и для препятствования высадки союзников (операция «Торч»), вопреки энергичным, но бесполезным протестам Деница, 20 подводным лодок было переведено на Средиземное море. Первые 6 лодок прошли через Гибралтар во второй половине сентября. В дальнейшем они базировались в Специи и большую часть времени находились на позициях в районе Гибралтара.

Действия немецких подводников в Средиземном море можно признать успешными. 13ноября нацистская субмарина U-39 (капитан Глаттес) торпедировала идущий на Мальту британский авианосец «Arc Royal», который перевернулся и затонул спустя 14 часов при буксировке в Гибралтap. 25 ноября 1941 г. у берегов Египта германская субмарина U-331 потопила британский линкор «Вагcham Были и другие, менее значительные победы. В результате боевой активности немецких и итальянских подводников обстановка на Средиземном море изменилась в пользу держав оси, но задачи «тоннажной войны» при этом отошли на второй план. Тем не менее, всего эа 1941 г. было потоплено 2100000 брт тоннажа (4396 судов} и потеряно 35 нацистских лодок.

Современне освещение Советско-финляндской войны

В начале 1940-х гг. также вышли в свет ряд сборников воспоминаний участников боев,58 где нашли отражение отдельные сюжеты, связанные с боевой деятельностью КБФ, а также отдельные откровенно пропагандистские издания.59 В серии «Библиотека...

Сверхмалые подводные лодки, Германия

Тип «Biber»

324 единицы

6.5 т; 9,04x1,57x1,37 м; 1 бенз./1 ЭД, 32/13 л.с.; 6,5/5.3 уз.; 0,11 т бензина; 130 (6)/8.6 (5) миль. Эк. 1 чел. 2–533-мм торпеды.

Вошли в строй в 1944 г. Первая герм. СМПЛ с двигателем надводного хода —...

Причины плохого состояния КБФ в 1939г.


Говоря о прохождении курса боевой подготовки в соединениях Балтфлота в 1939 г. нельзя не упомянуть следующий факт. Во время инспектирования новым наркомом ВМФ Н. Г. Кузнецовым Краснознаменного Балтийского флота Военный совет Балтфлота 4 июня 1939...

Эскортные авианосцы, Франция

«Dixmude»

1 единица

«Dixmude» (б. «Biter») S 1940 18.12.1940 9.4.1945(5.1942) Возвращен США в 1966

12 850/15 300 т; 150x21,3x7,7 м; 1 х 2 диз., 8500 л.с., 16 уз., 3061 т нефти и соляра. Эк. 555 чел. 3x1-102-мм/45,19-20-мм/70, 1 катапульта, 15...

Охотники, Нидерланды

Тип «S»

4 единицы

S.1 — S.4

23 т, 28-32 уз.

 


Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!