Успехи в «технологической войне»

Были у немецких подводников немалые успехи и на Средиземном море: 11 августа 1942 г. при попытке прорваться на Мальту британский авианосец Eagle-1 был потоплен субмариной U-73.

В начале августа в германском флоте было около 350 подводных лодок, правда среди них было немало только что построенных или едва закончивших 6-месячную подготовку, некоторые находились в ремонте и на переходах, часть была задействована в полярных морях и Средиземноморье, и только 35 единиц из общего числа постоянно вели боевое патрулирование в Атлантике. Тактика волчьих стай была скорректирована в соответствии с новыми обстоятельствами. Две или три завесы, включавшие до 12 подлодок, находились в дальнем патрулировании на путях конвоя в США-Великобритания. Эти субмарины дозаправлялись с подводных танкеров - лодок серий IXD и XIV в районе Бермуд, выполняли свою миссию и возвращались назад. Если хоть одна лодка находила достойную цель, то теперь в общую волчью стаю могли объединяться лодки не одной завесы, а сразу нескольких групп.

Предвоенная теоретическая разработка Деница, с трудом пробивавшая себе дорогу, получила еще одно практическое подтверждение. Сумма потопленного тоннажа не только поддерживалась на уровне прошлых лет, но и достигла в ноябре почти 750000 брт. В период с декабря 1942 г. по февраль 1943 г, показатели сократились до 300000 брт, хотя причиной тому были не действия союзников, а зимняя штормовая погода. Всего за 1942 г, было потоплено 3245 судов и потеряно 85 лодок. В марте, с улучшением условий, драматизм борьбы вновь начал нарастать.  При  50  одновременно действующих подлодкам стало возможным количественное подавление сил эскорта конвоев. Это были дни последних грандиозных побед в конвойной войне. Так, в течение четырех дней с 16 по 20 марта
1943 -1944 г. 41 подводная лодка сгруппировалась в общую стаю для атак конвоев SC-122 и НХ-229.В результате было потоплено 22 транспортных судна общей грузоподъемностью  146000 брт (при потере всего одной лодки). Представленная карта дает полное впечатление о размахе этого многодневного сражения. На ней наглядно можно проследить, как осуществлялся маневр силами британского и американского конвоев - очевидно, что все приведенные точки рандеву (подход эскортных кораблей «Эйбвлиа» «Вайами» и др.) происходил не от тактических замыслов, а от элементарной нехватки эскортных кораблей. Выделенные точечными линиями границы воздушного патрулирования с баз Ирландии, Исландии и Ньюфаунленда оставляют в центре Атлантики «Гренландскую воздушную брешь». Именно на этом участке конвои и понесли наибольшие потери, когда же зарвавшаяся волчья стая вошла в 600 мильную зону от исландских авиабаз, это тут же обернулось уничтожением U-3H4.


image6Схема 1.Действия по защите конвоев «SC-122» и «НХ-220» 6-22 марта 1943г. Даты на маршрутах конвоев показывают их место на 8:00

image7                                                         Схема 2. Хронологический срез ситуации в Атлантике в мае 1943г.

Казалось, что ситуация в Атлантике (или по крайней мере в районе «Гренландской воздушной дыры») полностью контролируется немецкими подводниками. 600000 брт за март месяц при потере 12 лодок - достигнутый результат соответствовал цифрам, необходимым для общей победы. К этому месяцу союзники уже потеряли на море 14000000 брт тоннажа и сумели пока восполнить менее половины потерь, В Германии с этого времени лодки спускались со стапелей в ритме по 5 лодок а неделю. Но уже в апреле столь грозно начавшееся немецкое подводное наступление пошло на убыль, превратившись в страшное поражение, от которого германский флот так и не оправился до конца войны. В следующей грандиозной битве подводной стаи с конвоем ONS-5 в начале мая было потоплено 13 транспортов, но и потери лодок составили 8 единиц. Причин для этого перелома в борьбе на море было три. Каждая из них была весьма важной, но недостаточной для внесения коренного перелома в ход сражений, и только все они вместе взятые изменили ход войны на море не в пользу немцев.

Первой и важнейшей причиной стала победа союзников в «технологической войне». Борьба идей и конструкций, которая шла в течение трех лет войны, закончилась на море в 1943 г. полной победой союзников. Радары использовались еще с 1940 г., именно тогда союзники впервые применили их на самолетах береговой охраны. Но первые модели были неточными и ненадежными. В середине 1942 г. был создан новый дециметровый локатор с большой разрешающей способностью и радиусом действия. В ответ германские подводные лодки были оснащены устройством «Metox», разработанным, в довоенной Франции. Антенна этого устройства крепилась на деревянном перекрестье и получила название «Бискайский крест». Однако, а 1943 году подводники стали сообщать о самолетах, атаковавших их лодки, о которых устройство «Metox» не сигнализировало. Союзники перешли на новый диапазон коротких волн, тогда как «Metox» был нечувствителен к сантиметровому излучению. Под влиянием ученых, утверждавших, что сантиметровая радиолокация невозможна, немцы потеряли полгода, прежде чем появился «Naxos» - детектор сантиметрового облучения, и год, прежде чем детекторов «Naxos» было произведено достаточное количество.

Следующие многочисленные технические успехи эффективно дополнили новые возможности радаров. Среди них надо отметить «Leigh Light» - особо мощный авиационный прожектор; высокоточная технология HF/DF {на жаргоне "Huff Duff" - High Frequency Direction Finding - высокочастотный поиск по направлению), обеспечивавший практически нулевую погрешность даже при коротковолновой радиопередаче; бомбомет сисемы  «Hedgehog» (еж)», который позволял сбрасывать бомбы далеко вперед перед кораблем, сохраняя акустический контакт, установленный с помощью прибора Asdic; и еще многие и многие изобретения и усовершенствования внедренные по ходу войны.

image8

                                      Лодка U-338 («Дикий осел») в сражении с  НХ-229 и SC-122 потопила 5 «купцов».

Вторым  фактором   было  стремительное увеличение эскортов конвоев a 1943 г. (причем как авиационного прикрытия, так и эскорта из надводных кораблей). «Воздушная брешь», находившаяся в Атлантике, в зоне не перекрываемой патрульными самолетами, мало помалу сокращалась,. Новые военные базы союзников в Исландии и на Азорских островах существенно сократили эту «прореху» в 1942 г., но окончательно воздушная брешь была закрыта резким увеличением числа патрульных самолетов с большим радиусом действия (с 6 шт. в январе 1943 г. до 41 единицы к середине апреля того же года). В качестве примера представлен хронологический срез ситуации в Атлантике в мае 1343 г. Это был период кульминации подводной войны -в океане одновременно находилось 5 подводных лодок снабжения (двойные кружки на карте), что позволяло вести блокаду океанских коммуникаций тремя волчьими стаями и 14 лодками в индивидуальном патрулировании. Хорошо видна, что вся эта система базировалась на неконтролируемой авиацией «воздушной бреши», достаточно было ее закрыть, и лодки снабжения становились легкой добычей самолетов, а стратегическое развертывание остальных сил теряло свою глубину. Вооруженные радиолокатором и значительным запасом глубинных бомб британские Short Sunderland (прозванный немецкими подводниками «Mude Bienen» - «усталая пчела») и американские Liberator с мая 1943 г. стали господствовать в небе над Бискайским заливом, а позже - над всей северной Атлантикой. К сопровождению конвоев стали привлекаться эскортные авианосцы, обеспечивающий воздушную поддержку, Важность этого фактора трудно переоценить, если учесть что 46 процентов подводных лодок было потоплено авиацией. Кроме того, в начале 1943 г. резко возросло количество надводных эскортных кораблей союзников, С одной стороны - перестроенная на военные рельсы промышленность давала все больше необходимых кораблей, с другой -к конвоированию транспортов были привлечены боевые корабли, высвободившиеся после операции «Торч». Теперь транспорты сопровождали конвои не менее, чем. из 12 эскортных кораблей. Кроме того появилась возможность сформировать специальные поисково-ударные группы для свободной охоты, состоявшие из Э-5 кораблей, И поскольку на такой группе не лежала ответственность за судьбы конкретного конвоя, ее корабли могли преследовать подводные волчьи стаи не ограниченное время и после того, как атакованный конвой скрывался за горизонтом. В поисково-ударные группы входили эскортный авианосец и противолодочные корабли с самой современной поисковой техникой и бомбометами «хеджехог».

И, наконец, важным фактором, благодаря которому союзники все равно выиграли бы «Битву за Атлантику» и без улучшения системы конвоирования, стали производственные мощности США. Адмирал Дениц сильно недооценил возможности Соединенных Штатов: число в 700000 брт уничтожаемого союзного тоннажа в месяц было выведено из предположения, что США и Великобритания смогут в 1943 г. спустить на воду 8000000 брт новых торговых судов. В действительности обстановка складывалась иначе. Для восполнения потерь тортового флота Англия и Соединенные Штаты Америки заключили соглашение о расширении строительства судов в США: в 1942 г. общим тоннажем до 8 млн. тонн, а в 1943 г, - до 10 млн. тонн. К концу 1943 г. тоннаж спущенных на воду транспортных судов превысил суммарный тоннаж потопленных к этой дате, Таким образом для реализации планов «тоннажной войны» немецкие подводники должны были увеличить вдвое свои успехи в борьбе с транспортами, и это в условиях, когда сама возможность пребывания немецких субмарин в Атлантике была уже под вопросом.

Десантные катера, Великобритания

Тип LCA

2030 единиц
11–13,5т, десант: до 35 чел.

Построены в 1940–1944гг. На базе LCA строились катера для постановки дымовых завес LCS(M) с 102-мм мортирой.

Типы LCP(2) и LCP(S)

~ 420 единиц
3,7–5,5 т, десант: до 30 чел.

Построены в 1941–1943...

Авизо, Франция

Колониальные авизо

Тип «Bougainville»

8 (2) единиц

«Bougainville» FCG 1927 21.4.1931 1932 Погиб 9.11.1940
«Dumont d'Urville» CMSO 1927 31.3.1931 1932 Затоплен 10.3.1945
«Savorgnan de Brazza» CMSO н/д 18.6.1931 1932 На слом 30.3.1957

Эсминцы, Нидерланды

Тип «Admiralen»

8 единиц

1-я группа

«Piet Hein» + 19.02.42 в прол. Бадунг (у о. Бали) потоплен арт. огнем япон. ЭМ «Asashio» и «Oshio». Потери: около 100 чел.

«Evertsen» = 28.02.42/1.03.42 в Зондском прол. тяжело поврежден арт. огнем япон. КР и...

Специальные подводные лодки, СССР

Подводные заградители

Тип «Л»

25 единиц

Серия II: Л-1 «Ленинец» (28.02.1931) Л-2 «Сталинец» (21.05.1931) Л-3 «Фрунзенец» (8.07.1931) Л-4 «Гарибальдиец» (31.08.1931) Л-5 «Чартист» (5.06.1932) Л-6 «Карбонарий» (3.11.1932)

1051/1327 т; 78 х 7 х 4м;...

Миноносцы, Греция

Тип «Niki»

2 единицы

«Niki», «Aspis» x1945

275 т, 25 уз., 2x88, 1x40, 2 ТА-457.

Тип «Thvella»

2 единицы

«Thyella» + 21/22.04.41 в Афинской б. потоплен герм, авиацией.

«Sfendoni» x 1945

305 т, 24 уз., 2x88, 1x40, 2 ТА-457.
«Sfendoni» с 1942 г.:...
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!