Причины перелома в подводной войне

Наступивший перелом в подводной войне был столь же глобальным, сколь и неожиданным. Если еще в первые три недели марта немецкие подводники потопили 97 транспортов союзников, потеряв всего 7 подводных лодок, то уже к концу марта эффективность атак резко упала: увеличение эскортов потребовало сближения с конвоями в подводном положении со всеми мерами предосторожности. Количестве транспортов, потопленных в апреле по сравнению с предыдущими месяцами упало вдвое. В «черном мае» 1943 г. потери транспортов продолжали снижаться, а число потопленных лодок - расти. Германия потеряла в мае 41 одну субмарину, против 15 в апреле. Особенно тяжелым был день потери 6 лодок (т.е. около четверти действующих подводных лодок одновременно). Обычно же попытки атак волчьими стаями были не столь катастрофичны, а просто безрезультатными. В качестве примера рассмотрим типичное боевое столкновение того периода: 11 мая патрульная эскадра лодок «Elba 2» вступила в боевой контакт с конвоем SC-129. Эскортная группа В-2 капитана 3-го ранга Маклнтайна зафиксировала сигнал сбора волчьей стаи, переданный U 504. В течение 3 ночей атаки немецких подлодок срывались активными действиями группы Маклнтайна, усиленной на следующую ночь британским эскортным авианосцам «Biter». За время атак, продолжавшихся до 14 мая была потоплена 1 подводная лодка и ни одного транспорта. 24 мая 1943 г. Дениц признал поражение своего подводного флота и отозвал основную часть боеспособных лодок из Атлантики в район Азорских островов. Он доносил Гитлеру: «Mы в настоящее время стоим перед тяжелейшим кризисом в подводной войне, так как. противник с помощью новых радиолокационных приборов создал подводным лодкам непреодолимые препятствия для ведения боевых действий и наносит большие потери». Германские стратеги и конструкторы стали срочно искать выход из кризисной ситуации на атлантическом театре. Чего только не перепробовали немецкие конструкторы! Лодки покрывали защитной оболочкой, которая должна была поглощать радиолокационные лучи, поднимали над лодками макеты-имитаторы, волочившие за собой отвлекающую «цель» из лент фолmub и, создавали помехи в эфире...

Изменились условия локации и под водой. Если в начале войны противолодочные силы в основном ориентировались на пассивные средства обнаружения - гидрофоны, то теперь все крупные эскортные корабли союзников оснащались гидролокаторами. Гидрофоны улавливали шумы цели, это позволяло немецким подлодкам затаиться и оставаться незамеченными. Гидролокаторы сами посылали сигналы с периодичностью импульса 5-25 секунд. На подлодках эти посылки прослушивались как «удары кнута по обшивке» или «как просыпавшийся горох» Срочно разрабатывались меры по дезориентации гидролокаторов Химики предложили состав, который выделял в поде массу пузырьков газа.. Идеи состояла в том, что обнаруженная подводная лодка окружала себя своеобразной кипящей завесой и установленный гидроакустический контакт с преследующими противолодочными кораблями обрывался. Почему-то изобретателям не пришло в голову, что «охотники» будут специально бомбить те места, где из глубины поднимаются подозрительные пузырьки. Более удачной представляется разработка аппарата «ВТ», который  сигналами имитировал цель и затруднял работу гидроакустическик приборов. В те же годы немцы впервые применили «антирезонансное покрытие» для корпуса и надстроек, не отражавшее посылок гидролокаторов.

Появились и новые тактические приемы. Ведение разведки конвоев возлагалось на специально выделенные одиночные подводные лодки. Обнаружив конвой, лодка-разведчик не атаковала, а следила за ним. После установлении контакта с конвоем лодки ждали общего сигнала атаки с берегового командного пункта. Иногда выделялась одиночная лодка с целью отвлечь своими радиопередачами часть сил охранения.

Сторожевые катера, Норвегия

Тип «Fairmile В»

9 единиц в NMS

M-122 — M-125, M-128, M-208, M-210, M-213, M-233, M-573

65-73 т (по др. данным — 85 т), 20 уз., 1x47, 2 пул., 1x20, 2 ТА-533. Позднее: 1x40, 2x20, 4 пул., на некоторых — 1x57.

Построены в Великобритании и Канаде.

...

Речные бронекатера, Польша

Тип «Jaskolka»

6 единиц

«Jaskolka» (WPM, 1934/11.9.1934/8.1935 — погиб 14.9.1939),
«Czajka» (PSM, 4.1934/10.4.1935/2.1936 — захвачен Германией в октябре 1939),
«Mewa» (SG, 1934/10.1.1935/10.1935 — погиб 3.9.1939),
«Rybitwa» (PSM,...

Легкие крейсера, Новая Зеландия

Тип «Leander»

2 единицы в RNZN

«Achilles» (1933) — получен от RN в 1937 г., возвращен в 1943 г.

«Leander» (1933) — получен от RN в 1939 г., возвращен в 1943 г.

 

Тип «Fiji» («Colony»)

1 единица в RNZN

«Gambia» (1942) — получен от RN в 1943 г.,...

Большие подводные лодки, Франция

Тип «Surcouf»

1 единица

«Surcouf» AC 12.1927 18.10.19293.5.1934 Погибла 18.2.1942

Надводное — 2880/3250 т, подводное — 4304 т; 110x9x9,07 м; 2 диз./2 ЭД, 7600/3400 л.с., 18/8,5 уз., 233 (наибольшее до 306) т соляра, 10 000(10)/70(4,5) миль....
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!