Потери подводных лодок в 1942-1943 гг.


В ответ на укрепление обороны Северной Атлантики подводные лодки были переброшены в другие моря и океаны в надежде, что там
противолодочная оборона была не столь организованной. К сожалению для немцев, в тех водах не только эскортные корабли, не и сами транспорты-цели встречались нечасто. Таи что общие успехи были невелики. Тем не менее за три недели октября 5 нацистских лодок уничтожили на коммуникациях Кейптаун-Дурбан 24 судна (в том числе 3 океанских лайнера) общим водоизмещением 161121 брт.

image9

Пост управления рулями глубины

В начале 1943 г. немецкой разведке удалось раскрыть шифр, который применяли западные союзники для связи с конвоями в Атлантике. Зная их маршруты и силы охранения, командование германского подводного флота могло маневрировать лодками и своевременно переразвертывать завесы на путях конвоев. Это было очень важно, поскольку никакой воздушной разведки атлантических коммуникаций практически не велось. Однако преимущество было утеряно в конце года, когда союзники заменили шифр.

В противовес успешному наступлению британский авиации в Бискайском заливе Дениц был вдохновлен успехом субмарины U-333, которая, оставаясь на поверхности, сбила атаковавший ее «Велингтон». Адмирал немедленно поручил модернизировать несколько лодок в «авиационные ловушки», установив на них тяжелое зенитное вооружение. Эти лодки должны были выполнять роль эскорта для групп субмарин, пересекавших Бискайский запив в надводном положении. Возможность надводного форсирования залива стала теперь, важнейшим критерием успеха подводной войны. Подводный выход на просторы Атлантики был слишком долгим, почти вдвое сокращал продолжительность патрулирования, продолжительное пребывание под водой сказывалось на моральном климате в экипажах. Обитаемость подлодок серий VII и IX была весьма низкой: они проектировались как ныряющие торпедоносные корабли, из расчета, что большую честь времени они будут проводить а надводном преследовании конвоев. Под водой температура воздуха внутри этих лодок быстро накалялась, а сам воздух приобретал все ароматы гниющей кучи отбросов. Но даже и без учета этого, лодкам из каждых 12 часов плавания не менее двух надо было находиться на поверхности для подзарядки аккумуляторов. Бискайский залив стал важнейшим плацдармом в битве за Атлантику. В этом плане весьма характерна карта потерь немецких подводных лодок в январе 1942 - мае 1943 года, потопленных в заливе. На ней видно, что в районах эскортирования надводными кораблями (до линии 180 м глубин) потери немцев были весьма редки (всего 3 лодки на минах, выставленных с самолетов). С другой стороны при самостоятельном форсировании залива субмарины понесли существенный урон - 12 подводных лодок за полгода.

Очевидно, что существовала настоятельная необходимость в любом решении, позволяющем оставаться лодкам над водой в течение более длительного времени. Первая «авиаловушка» U-441 была готова в конце мая и вооружена двумя 2Q-MM зенитными автоматами и одним 37-мм. Зенитная мощь этой субмарины была сюрпризом для британских ВВС. Летавшие на неповоротливым тяжелых самолетах, практически без противодействия, английские экипажи почти два месяца потратили на разработку тактики эффективной борьбы с хорошо вооруженным противником. В первые два дня августа 4 подводные лодки были потоплены в Бискайском заливе, несмотря на усиленную зенитную защиту. 2 августа Дениц вынужден был запретить пересекать Бискайский залив в надводном положении. Не увенчалась успехам и воздушная борьба над Бискайским заливом: используемые в качестве истребителей Ju-88 сумели сумели сбить несколько «Веллингтонов», Б-24 «Либерейторов» и «Каталин», но выполнить задачу воздушного прикрытия подлодок они не могли. Дальнейшие усилия по компенсации возникшего преимущества союзников вылились в изобретение и внедрение целого ряда новинок. Были созданы и начали применяться 2 новых типа торпед - акустическая T-V «Zaunkonig» (в литературе часто встречается условный перевод - «королевский запор», хотя это слово означает прозаический «крапивник»), и FAT (Flachenabsuchendertorpedo - «-поверхностная сканирующая торпеда»). В дополнение к этому в августе со стапелей начали сходить первые подводные лодки, оснащенные шнорхелям. Шнорхель представлял собой внешнюю воздуховодную трубу, позволявшую использовать дизели на перископной глубине. Эффект достигался за счет возможности субмарины неограниченное время находиться под водой. Шнорхель принес подводникам множество забот, худшей среди них была способность самозакупориваться при малейшем волнении: что вызывало аварийное высасывание воздуха из внутренних помещений лодки, кроме того скорость со шнорхелем не превышала 6 узлов. На лодках устанавливалась новая радиолокационная станция «Хагенук». Стал реальностью, наконец, детектор сантиметрового диапазона «Naxos». Учитывая все это, руководство подводными силами почувствовало, что вновь может посылать лодки на задания с немалыми шансами на успех. В начале сентября подлодки снова к большом количестве вернулись в Атлантику.

image10Схема 3. Противолодочное патрулирование в Бискайском заливе, январь 1942г. - май 1943г.

Первые же два сражения с конвоями в новых условиях показали, насколько изменилась обстановка на море. В первом сражении 19 подводных лодок атаковали два конвоя 19 и 23 сентября и сумели потопить 2 транспортных и 3 эскортных корабля при потере одной лодки. В следующем столкновении 16 лодок при атаке конвоя потопили один эскортный корабль,  потеряв 3 подводные лодки. В новых обстоятельствах акустические и сканирующие торпеды в первую очередь выбивали эскортные корабли. А поскольку повторные атаки в новых условиях были маловероятны, то целевое уничтожение транспортов дпя подрыва экономики противника откладывалось до появления лодок типа «Elektroboot» - первых лодок, которые в полной мере можно назвать подводными. Разработанные с учетом принципов вальтеровских проектов, последние военные серии XXI и XXIII имели все необходимые характеристики, чтобы изменить ход  битвы за Атлантику. Но до этого были еще годы и годы. А в течение 1943 г, немецкие подводные лодки как-то сдерживали давление сил ПЛО, пытаясь оттянуть поражение до появления новых серий субмарин. Потери нацистского подводного флота за 1943 г. составили 237 субмарин за этот период в Германии спустили на воду 290 лодок.

Миноносцы, Польша

Тип «Mazur»

1 единица

«Mazur» (V, 1914/26.8.1914/1.1915 — погиб 1.9.1939)

360/421 т; 62,6x6,2х2,5 м; 2 ПТУ, 2 ПК, 5500 л.с., 20 уз., 1400 (17) миль. Эк. 80 чел. 3x1–75-мм, 1x1–40-мм, 1х2 и 2х1–13,2-мм пул.

В 1921 г. Польша получила два...

Десантные плавсредства, Япония

Тип Daihatsu

3229 единиц, строились с 1935 г. до конца войны.

9–9,5/20–21 т; 14,6x3,4x0,8 м, 1 диз. или 1–2 бенз., 40–150 л.с., 7,5–9 уз., 50–100 (8) миль. Эк. 12 чел. 2 пул. или 2–3 25-мм, десант: 70 чел., или 1 танк, или 12 т...

Начало строительства подводных лодок

Версальский мир, подводя итоги первой мировой, казалось сделал все, чтобы путем военных ограничений превратить Германию в страну, неспособную развязать новую мировую войну. Среди прочего он запрещал немцам иметь собственные подводные лодки,...

КБФ в новых базах в Прибалтике в 1939 г.

Довольно сильно повлияли на прохождение Краснознаменным Балтийским флотом боевой подготовки в 1939 г. события в странах Прибалтики. Согласно пакту о взаимопомощи между СССР и Эстонской республикой от 28 сентября 1939 г., Советский Союз получил...

Линейные корабли, Германия

Тип «Bismarck»

2 единицы

«Bismarck» BuV 1.7.1936 14.2.1939 24.4.1940 Погиб 27.5.1941

«Tirpitz» W 2.11.1936 1.4.1939 25.2.1941 Погиб 12.11.1944

41 700/50 900 («Bismarck»), 42 900/52 600 («Tirpitz») т; 241,5/251 («Bismarck») или 241,72/253,6 ...
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!