Разработка новых подводных лодок

Новая тактика была разработана с ориентацией на незаурядные качества лодок XXI серии, имевших подводную скорость выше надводной, зти лодки двигались под шнорхелем ночью и на электродвигателям днем, проводя все патрулирование под водой. Лодки XXI серии были оснащены новыми гидрофонами повышенной чувствительности и специальной эхо-камерой, позволяющей селектировать отдельные цели в конвое с глубины до 45 метров и атаковать противника даже без всплытия под перископ. Торпедное вооружение также было подстать суперсубмаринам и новой тактике, широко использовались оба типа торпед - акустические и магнитные.

Несмотря на выдающиеся качества новых лодок, руководство ВМФ и сам Дениц понимали, что все эти возможности появились у них слишком поздно. Когда две новые лодки XXI серии уходили в патрулирование, гроссадмирал дал капитанам специфические инструкции: не топить корабли противника до выхода на боевой рубеж. Лодки ушли к берегам Центральной Америки в дни, когда советская армия и армии союзников добивали последние армии Германии, и потому по независящим от подводников причинам не смогли показать себя в действии. После подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии  адмирал Дениц приказал всем находящимся в море подводным лодкам прекратить боевые действия и вернуться в базы, Из 407 подлодок, числившихся к этому времени в составе ВМФ, 221 была затоплена своими экипажами, 30 разделены союзниками и 156 по условиям перемирия уничтожены позднее.

Серия I Модификации: серия IA (2)

(здесь и далее цифра, стоящая в скобках после названии модификаций, определяет общее количество построенных лодок данного типа)

Лодки серии I были разработаны первыми, но постройка  затянулась и фактически они имели порядковые номера U-25 и U-26. Не были они и лучшими в плане мореходных качеств. Характерными чертами лодок этой серии были выступы на корпусе перед рубкой (выполнившие роль платформы артиллерийского орудия) и кожух магнитного компаса, располагавшийся перед боевой рубкой. По своим характеристикам лодки походили на субмарины серии VII а внешне на лодки серии IX (за исключение расширения палубы в районе орудия), которые стали их дальнейшим развитием. В процессе модернизаций серия I приобрела расширенный гребень, по бокам крыши рубки, игравшей роль ветрового дефлектора,  гребень в середине рубки - брызговой дефлектор. Конструкция серии I базировалась на основе проекта «Turkish Our», выполненного для Испании Отделом развития подводных лодок, действовавшем под голландской вывеской. В испанском флоте они именовались С-1 и С-2 (1927-1929 гг.). При 860 т водоизмещения серия I была примерно на треть меньше аналогичных океанских лодок-ровесников. создаваемых в другим странах. Руководство флота во главе с Деницом считало проект неудачным - лодки не обладали высокой мореходностью и маневренностью. При распределении типажа во все возраставшем числе субмарин Дениц ориентировал внимание судостроителей на серию VII (лодки более мелкие, чем серия I) и серию IX (более крупные лодки).

image13

Еще до войны подводные лодки серии I были переклассифицированы в учебно-тренировочные. Но с началом боевых действий Дениц столь сильно испытывал дефицит в количестве субмарин что в 1939 г, U-25 и U-26 были вновь переведены в первую линию. U-25 подготовили к боям в самой «жуткой» раскраске: на рубке нарисовали пасть акулы и череп с костями, в последующем эта шокирующая атрибутика была заменена менее претенциозным знаком - «грибом-мухомором». Обе лодки первой серии погибли при выполнении боевых заданий в 1940 г.

Серия II Модификации: серия IIА (6), серия IIВ (20), серия IIС (8), серия IID (16)

Лодки II серии в германском флоте имели уменьшительное прозвище «долбленое каноэ», причиной тому стали их малые размеры и поразительная устойчивость. Серия II имела водоизмещение всего 250 т и размеры, позволявшие классифицировать этот тип как «лодки прибрежного действия». В Kriegsmarine они стали первыми спущенными на воду подводными кораблями. Именно для 24 подлодок серий IIА и IIB в 1934 г. в обход версальских соглашений были тайно заказаны узлы за границей.

При разработке конструкции лодки проектировались как прямые наследники наиболее удачного типа малых лодок первой мировой войны UBII 1915 г. постройки. Промежуточным опробованием разработанной схемы стала финская лодка Vesiko 1933 г. От этих прототипов серия II отличалась улучшенными характеристиками, что потребовало увеличения длины и добавления цистерн вне прочного корпуса для увеличения радиуса действия. За счет применения электросварки массу прочного корпуса удалось снизить на 42%. Это позволило использовать высвободившийся резерв водоизмещения для увеличения мощности энергетической установки и запаса топлива. Глубина погружения достигала 80 м.

image14

Правда, после обнаружения серьезных неустранимых дефектов в сварных швах, глубину погружения некоторые лодок пришлось ограничить 50 метрами. Но и с этими ограничениями и доработками ни одну из модификаций серии нельзя было признать до конца удачной.

Характерной чертой серии IIС, отличавшей ее от предшественниц, стали увеличенных размеров отверстия вдоль ватерлинии. Через них при погружении набирается вода в балластные цистерны, их размер и количество определяют, в частности, скорость погружения. При всплытии происходит обратный процесс. Расположение и геометрический размер отверстий являлся результатом инженерной интуиции при разработке проекта, поэтому часто корректировался от модели к модели.

Серия IIС стала первой разработкой, для которой еще на стадии проектирования было предусмотрено палубное орудие - 20-мм автомат (2 cm С/30 LC-30). Некоторые из этих лодок использовались в различных операциях вплоть до истечения срока их боевой годности.

Для лодок серии II с самого начала не находилось места в стратегических планах Деница: он планировал их использовать исключительно в тренировочных целях. Что не помешало, впрочем, U-18 погибать в столкновении 20.11.36 (8 человек погибло), хотя позже она была поднята. Вместе с тем, обстановка, сложившаяся в самом начале войны, потребовала оперативного использования и малых лодок. Вскоре выяснилось, что в борьбе за Атлантику серия II практически бесполезна, поэтому в 1940 г. и в начале 1941 г. лодки использовались в качестве минных заградителей. Серий IID, выпущенная в начале 1941 г., имела почти утроенный радиус действия и могла использоваться для боевого патрулирования, но и она несла слишком мало торпед для эффективного боевого применения. Некоторые из них все-таки добились успеха, например, U-141 под командованием обер-лейтенанта Зее Шулера в июне 1941 г. атаковала два конвоя и потопила два транспорта, В июне 1941 г. все лодки серии II были отозваны из Атлантики и переведены на Балтику, где использовались для тренировочных целей и эпизодически - против советского балтийского флота.

image16

                                          Лодка U-45 {серия VIIB), потопленная 14 октября 1939 г. в Бискайском заливе.

Тем не менее вскоре нашелся боевой театр и для серии II. Поздним летом 1941 г. шесть подлодок этого типа (U-9, U-18, U-19, U-20, U-23 и U-24) были перенесены по железной дороге в  Констанцу (Румыния) для борьбы на Черном море против советского черноморского флота и для организации блокады главной военно-морской базы - Севастополя. Шесть этих лодок с весьма относительными успехами использовались до 1944 г., когда были потеряны в связи с общим поражением на Черном море. U-9, U-18 И U-24 потоплены 20.08.1944 авиацией Черноморского флота в гавани Констанца. 9 сентября в связи с выходом Болгарии из войны немецкие подводники лишились последних баз на Черном море. Три оставшиеся лодки (U-19, U-20, U-23) они затопили у берегов Турции. Остальные лодки II серии, благодаря своему тренировочному статусу, пережили войну и были затоплены или капитулировали в 1945 г.

Серия VII  Модификации: серия VIIA (10), серия VIIB (24), серия VIIC (свыше 600), серия VIID (6), серия VIIE (проект), серия VIIF (4)

В VII серии подводных лодок (и особенно в модели VIIС) Дениц нашел именно ту лодку, которая была ему нужна для реализации стратегических замыслов. Субмарина была средних размеров (G26 г), высокоманевренная и с хорошей мореходностью. Этот тип лодок был не дорог в постройке, что означало принципиальную возможность его серийного выпуска при ограниченном военном бюджете и ограничениях на тоннаж лодок англо -германским Морским договором.

image15

Конструкция серии VIIA многое унаследовала от своею прототипа - финской подводной лодки «Vetehineen» 1931 г., построенной по германскому проекту. Эта разработка, в свою очередь, мною переняла у лодок первой мировой войны типа UBIII - наиболее удачных субмарин того периода водоизмещением 516 т. Модификация А имела основные черты, общие для всех остальных лодок этой серии, в частности - очень характерные топливные цистерны вне прочного корпуса, которые выглядели хорошо заметными булями по ватерлинии. Единственный кормовой торпедный аппарат в серии VIIА находился выше ватерлинии, что отличало лодки этой модификации от остальных моделей серии. Эти субмарины были весьма популярны среди их команд. Наиболее известная лодка серии - U-30 капитан-лейтенанта Лемпа. Она в истории войны стяжала себе дурную славу: 3 сентября 1939 г. именно U-30 потопила без предупреждения британский лайнер «Атению», шедший без охранения из Ливерпуля в Монреаль с пассажирами на борту, - первую жертву подводных лодок во второй мировой войне. Эта же субмарина первой начала базироваться а портах оккупированной Франции (Лориан) к конце июня 1940 г.

Модификация G мало отличалась от серии VIIА. Ее корпус был удлинен примерно на 2 метра, а машинные емкости легкого корпуса были большей вместимости, что увеличивало радиус действия почти на половину. Новые дизели обеспечивали модели VIIВ больший надводный ход. Как явная стратегическая ошибка может рассматриваться заказ ВМФ на лодки со слабой вентиляционной системой, но эта было обусловлено господствовавшей тактической схемой атак. По мере переоборудований, проводимых по ходу войны, на большинстве лодок были добавлены вентиляционные трубы, что несколько смягчило проблему. Это единственная приметная черта,
отличающая внешне тип VIIB от VI 1С.

image17

Большинство асов-подводников первых лет войны добились своих успехов и славы за штурвалами лодок серии VIIB. Среди них было немало известных капитанов, но самым популярным был Гюнтер Прин, «Бык Скапа-Флоу». Именно Прин на своей U-47 в ночь с 13-го на 14 октября 1939 Г. проник в базу Скапа-флоу и потопил Британский линкор «Ройял Оук». Помимо этой экстраординарной акции на счету Прина первая подводная победа Германии во второй мировой войне - он потопил транспорт 5 сентября 1939 г. [потопление до этого «Атении» подводной лодкой капитана Лемпе в Kriegsmarirve отрицают). Успех и лидерство среди капитанов-подводников сопутствовал U-47 вплоть до потопления ее со всем экипажем S марта 1941 г.

image18

Первый выход в море U-706 Вид мостика.

Впрочем, не только угпехи на счету VIIB серии. Например, лодке U-45 принадлежит в германском флоте и плачевный рекорд - она стала первой немецкой субмариной, потопленной в годы второй мировой войны.

Модель С стала самой крупносерийной лодкой в истории человечества. Более 6ОО штук этих субмарин было спущено на воду и еще немалое количество находилось на стапелях в момент окончания войны. Хотя к 1945 г. этот тип лодок основательно устарел, но и в момент их появления серий VIIC была мощным, маневренным, мореходным кораблем, более чем подходящим для операций в Атлантическом океане, и достаточно простым в постройке. Это была лодка Деница, ставшая типовой для немецкого флота и концентрировавшая все достижения немецких конструкторов, гибко модернизировавшаяся по мере непредвиденных изменений на театре военный действий. В течение войны в рамках серии С появились многочисленные типы и подмодификации. Наиболее непривычно выглядела модель VIIC/41 которая имела усиленный корпус, позволявший ей погружаться на 25 метров глубже другик лодок серии, на глубину 125 метров в непредвиденных ситуациях (известно, когда этот порог превышался вдвое). VHC/42 оборудовалась более легкими дизелями.

Немецкие источники свидетельствуют о других версиях этой серии (серии VIIC/42A, 42В и 43), но трудно с уверенностью сказать, вышли ли эти лодки из стадии проектирования и были ли эти лодки когда-либо построены. Значительное количество внешних отличий было введено в лодки в процессе модернизаций. Наиболее заметные различия наблюдались в многочисленных видоизменениях эенитного вооружения с одновременным увеличением Winlergarlen (открытая артиллерийская платформа позади рубки). Менее заметные дополнения касались размещения водонепроницаемых контейнеров или добавления эхо-камеры («Балконного устройства») под ахтерштевнем корабля.

Серия VIID была удлинена по сравнению с вариантом С добавлением одной корпусной вставки позади мостика, где располагалось пять минных труб-контейнеров по 3 мины на каждую. Увеличение длины позволило расширить радиус действия, но снизило скорость.

Серия VIIE проектировалась как облегченный мощный дизель с V-образным расположением цилиндров, но поскольку такой двигатель так и не был доведен до боевой надежности, то проект остался на бумаге.

Серия VIIF была последней из этих лодок. Как и VIID она имела дополнительную корпусную вставку позади мостика, но несла там не мины, а запас торпед. Подводная лодка-транспортер могла нести до 25 торпед для снабжения других подлодок. Нп передача торпед, связанная с длительным нахождением на поверхности, была слишком опасной процедурой в условиях патрулирования союзной авиацией. Так что применение этих лодок в Северной Атлантике стало неоправданно рискованным мероприятием.

Следует сказать, что при массовом производстве лодок VII серии они строились разными верфями. По этой причине даже корабли одной и тай же модификации часто имели заметные индивидуальные черты - например, количество отверстий в бортах, форма шаблона для их прорезания и др.

На фотографии U-706 (VlI серия) представлен крупный план мостика: вокруг рубки данной лодки добавлен уступ-дефлектор, защищающий приборы от брыэг в штормовую погоду. FPR (Funkpeibrahmen - кольцевая антенна радиопеленгатора) полностью выдвинута. На снимке заметны характерные деревянный пластинки, которыми обшита внутренняя поверхность стен рубки для предотвращения примерзания частей одежды вахтенных наблюдателей в зимних надводных рейдах.

Фотография рубки U-552 показывает обычный состав вахты на мостике подводной лодки в надводном положении - два наблюдателя и вахтенный офицер. Учитывая опыт эксплуатации предыдущих лодок серии, эта субмарина имела уже увеличенные вентиляционные каналы, натяжная решетка одного из которых видна на фото слева. В середине войны большинство лодок были довооружены несколькими (обычно четырьмя) пулеметами MG34. один из которых виден ня снимке. Эти пулеметы использовались как зенитное вооружение, но были малоэффективны и выполняли в основном роль психологической поддержки экипажа.

Охотники, Норвегия

Тип PC

(американский)
1 единица в NM

«Kong Haakon» (бывш. USS РС-467) (1942) — подарен США в 1942 г.

280 т, 20 уз., 1x76, 5x20.

Тип SC
(американский)

2 единицы в NM

«Hessa» (бывш. USS SC-683), «Hitra» (бывш. USS SC-718>, «Vigra» (бывш. USS...

Тральщики, Канада

Тип MMS-1

11 единиц в RCN

«Coqnitlam», «Cransbrook», «Dearwood», «Kalamalka», «La Vallee», «Llewellyn», «Lloyd», «George», «Revelstoke», «Rossland», «St. Joseph»

165 т, 11 уз., 2 пул.

Тип MMS-2

10 единиц в RCN

«Alder Lake», «Beech Lake», «Cedar...

Ситуация на начало 1940г.

Уже в ходе советско-финляндской войны командование КБФ стало проявлять повышенный интерес к Швеции и Аландским островам. Надо сказать, что еще в приказе № 5/оп от 23 ноября 1939 г. предусматривалась возможность действий КБФ против шведского...

Сторожевые катера, Япония

Тип MAS-451-2

1 единица

№1. Построен в 1940 г.

Норм. — 26 т; 18x4,5x0,8 м; 2 + 2 бенз., 1840 + 100 л.с., 33 уз., 800 (8) миль. 2–20-мм, 2 пул. ,2 БМ.

Построен по заказу Японии в Италии на фирме «Baglietto». Имел деревянный корпус реданной схемы....

Крейсера, Япония

Тип «D»

63 + 8 единиц

CD-2 (YNY, 10.1943/1944/3.1944 — погиб 30.7.1945), CD-4 (YNY, нет данных/ 1944/4.1944 _ погиб 28.7.1945), CD-6 (YNY, нет данных/1944/4.1944 — погиб 13.8.1945), CD-8 (Mn, 1943/11.1.1944/2.1944 — слом в 1947–1948), CD-10 (Mn,...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!