Торпеды

В Kriegsmarine использовалось два базовых типа торпед, которые комплектовались разными системами наведения и детонаторами. Торпеда G7a была дальнейшим развитием торпед системы Уайтхеда на сжатом воздухе. Она имела калибр в 21 дюйм [533 мм), досягаемость до 6 км и скорость хода  44 узла. Это была быстрая и надежная торпеда, но она оставляла за собой след из пузырей, что демаскировало лодку. Непосредственно перед войной немцы приняли на вооружение модель G7e (тип G, модель длиной 7 метров, с электродвигателем). Тот же радиус действия в 6 км торпеда могла обеспечить на скорости не более 30 узлов, но она не оставляла за собой следа, что делало ев весьма популярной среди подводников. (Опыты по созданию аналогичной торпеды в Англии и США неизменно заканчивались неудачен до тех пор, пока В 1941 г. в руки союзников не попала немецкая подлодка U-570. Обнаруженные на ее борту торпеды G7e были просто скопированы и поступили на вооружение британского и американского флотов под обозначениями Мк-11 и Мк-18 соответственно).

До начала войны немецкие торпеды снабжались одним из двух типов детонаторов -стандартным контактным или вновь разработанным многообещающим магнитным взрывателем. Основное преимущество магнитного спускового механизма было в том. что эту торпеду можно было пускать глубже обычной. Она не требовала непосредственного удара в борт, а взрывалась проходя под днищем корабля от его магнитного поля. Такой взрыв был достаточен для того, чтобы наверняка «сломать хребет» любому кораблю. Однако качество атак взрывателей было невысоко, и многие английские транспорты в первые годы войны добирались до своих гаваней с дырами в борту, пробитыми торпедами с магнитными детонаторами.

Командир U 48 Г. Шульце одним из первых убедился в ненадежности торпед. 11 апреля он увидел в перископ английский тяжелый крейсер «Cumberland». Позиция подводной лодки и расстояние до цели гарантировали успех, последовал трехторпедный залп... И крейсер спокойно скрылся за горизонтом. Вечером того же дня Шульце в сходных условиях атаковал тяжелый крейсер «York». На этот раз подводники явственно слышали три взрыва, но теперь торпеды взорвались слишком рано, на безопасном для крейсера расстоянии. 13 апреля U-4S и U-49 атаковали линкор «Warspite» - и снова преждевременные взрывы. 15 апреля Г.Прин получил неоспоримое доказательство не боеспособности торпед при атаке якорной стоянки английских кораблей.

Назревавший скандал руководство ВМФ замяло, но были приняты адекватные меры по срочной доработке торпед. Полностью надежными магнитные торпеды стали считаться лишь с конца 1944 г. после многочисленных модернизаций.

В 1943 г, в ответ на ухудшившиеся условия для боевых действий подводных лодок были приняты на вооружение два новых типа торпед. Обе они требовали менее тщательного прицеливания и тем самым могли быть быстрее приведены в действие, увеличивая шансы подлодок на выживание. Одна их них - T-V «Zaunkonig» оснащалась акустическим взрывателем реагирующим на малейшие шумы в воде, издаваемые винтами корабля-цели. T-V предшествовала неудачная экспериментальная торпеда T-IV «Falke» («сокол»). Другим типом новой торпеды стала сканирующая торпеда FAT, разработанная как специальное антиконвойной оружие. При запуске она двигалась сначала по прямой, а потом, начиная с установленной дистанции, выписывала случайные зигзаги. Практика использования этих торпед подтвердила теоретические предпосылки, что рыскание торпеды среди колонн транспортов рано или поздно должно было привести к попаданию в какой-либо корабль.

И если FAT {иногда еще именуемая как Lut) была весьма эффективной, то T-V разочаровала подводников. И причиной тому стал боевой эпизод, случившийся на Балтике. 30 июля 1Э44 г. советский охотник за подводными лодками «МО-103» под командованием старшего лейтенанта А.Коленко потопил в Выборгском заливе немецкую субмарину U-250 [VII серия}, с которой спаслось шесть подводников во главе с командиром.

Советское командование решило произвести подъем лодки, несмотря на то, что вражеские катера сбрасывали глубинные бомбы на место ее гибели и даже пытались его минировать. Лодку подняли и отбуксировали в Кронштадт. Здесь на ней обнаружили торпеды T-V. Британские моряки узнали о появлении акустических торпед и с разрешения советского командования ознакомились с работоспособным образцом. Так они успели заранее подготовиться, и как только эти торпеды начали применяться, конвои обзавелись устройствами «Foxer» («ловушка-имитатор»), производившими шум более сильный, чем гребнье винты корабля, и торпеда наводилась именно на него. (Не следует однако абсолютизировав «Foxer» - применять его можно было на скорости не более 15 узлов, что накладывало ограничение на маневрирование корабля). Но все-таки самым неприятным свойством торпед  была не неуязвимость кораблей, а опасность поражения торпедой самой выпустившей пе подводной лодкой. При этом многие отмечали ненадежность системы наведении T-V - она включала 11 ламп, 26 реле, 1760 контактов и 330 М проводов. Впрочем, в конце 1944 г. все недостатки T-V были устранены в модернизированных торпедах. А в противовес «фоксеру» в Германии была создана торпеда «Lerche» («жаворонок»), траектория которой во время движения к цели корректировалась системой телеуправления по многожильному кабелю длиной около 6 км. На конечном yчастке включалась система самонаведения.

Велись эксперименты и по применению на торпедах вальтеровских двигателей. До 1945 г. было разработано 12 типов торпед на перекиси водорода, оснащенных как турбинами, так и реактивными двигателями. Среди ник следует сказать об экспериментальных торпедах «Штейнбатт» и «Штейнваль», а качестве окислителя в их двигателях пместо воздуха использовалась маловодная перекись водорода, что позволяло последней торпеда достичь скорости 45 узлов при дальности хода 22000 М. Однако из-за нехватки перекиси водорода, все в болmiих количествах требовавшейся для ракет «Фау-2», on крупносерийного производства «Штейнвалей» отказались. Несмотря на это и перечисленных выше торпед было достаточно.

Таким образом в начале 1945 г. новые подводные лодки были отправлены в море с превосходным арсеналом торпед. Он включал в себя не только улучшенные акустические и магнитные торпеды, но и торпеды «лерхе». Можно предположить, что для союзников было большой удачей то, что это оружие не было своевременно доведено до совершенства.

image26














Минные заградители, Финляндия

«Louhi»

1 единица

«Louhi» (б. русский «Воин», Коломна, 1916 — погиб 12.1.1945)

640/776 т; 50x8x2,7 м; 1 ПМ, 3 ПК, 800 л.с., 12 уз., 50 т угля. Эк. 46 чел. 2x1–75-мм/50, 2x1–40-мм, 1x1–20-мм, 3 пул., 150 мин.

Бывший русский минзаг «Воин». При...

Десантные суда, СССР

Тип «Болиндер»

3 единицы

№2, №4, №6

Водоизмещение 255 т. Размерения 45.7 х 7.2 х 1.2 м. 2 ДВС, 100 л.с. Скорость 5.5 узла. Экипаж 9 чел.

Бывшие десантные баржи Военного ведомства. Построены в 1915–1916 г. (з-д «Руссуд», Николаев). Во время...

Минные заградители, Норвегия

Тип «Olaf Tryggvason»

1 единица

«Olaf Tryggvason» (MH, 1931/21.12.1932/6.1934 — захвачен Германией 9.4.1940)

1569/1860 т; 97,3x11,5x3,6 м; 2 ТЗА + ДЭУ, 3 ПК, 4600 + 1400 л.с., 21 уз. 130 т нефти + 70 т соляра, 3000 (14) миль под дизелями. Эк....

Сторожевые корабли, СССР

Тип «Ураган»
Пр. 2/4/39

18 единиц

«Шторм» х 1959, «Шквал» х 1959, «Тайфун» х 1959, «Туча» х 1959, «Гроза» (СКР-10) х 1959, «Ураган» (СКР-16) х 1959, «Буран» х 1959, «Гром» х 1959, «Метель» (с 26.08.45 — гвардейский) х 1959, «Молния» х 1959,...

Дополнение

Уже после завершения работы о действиях тихоокеанских субмарин, опубликованной в сборнике «Субмарины на войне-6», в распоряжении автора оказалось новое издание «Русский Архив»: Советско-японская война 1945 года:

История военно-политического...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!