Шнорхель

Встречающееся в литературе утверждение, что «шнорхель» был изобретен и впервые применен в германском флоте, ошибочно. Устройством с подобной функциональной схемой была оснащена подводная лодка «Кета», разработанная лейтенантом С.А.Яновичем в 1904 г. Еще с более совершенным воплощением идеи стала конструкция поручика Корпуса инженеров-механиков флота Бориса Евгеньевича Сальяра. В период службы во Владивостоке он неоднократно бывал на «Кете» и знакомился с ее устройством. Сальяр
разработал и изготовил в мастерских транспорта «Ксения» устройство, позволяющее подводной лодке использовать на перископной глубине двигатели надводного хода. Устройством Сальяра были оборудована подлодка «Фельдмаршал граф Шереметьв».

image33

                                                                           105 мм орудие лодки U-40 (тип IXA)

Дальнейшее усовершенствование устройства выполнил Н.А.Гудим. Уже после гибели изобретателя в 1915 г. шнорхель Гудима был установлен на балтийских подводных лодках «Волк» и «Леопард». Однако дальнейшего развития устройство РДП (работа дизеля под водой) в Советской России не получило.

В 1925 г. итальянцы установили воэдухозаборную трубу на субмарине «Сирена», правда, использовалась она только для вентиляции отсеков.

Накануне второй мировой войны РДП было вновь изобретено в Голландии. В порядке эксперимента оно было реализовано на подводной лодке O-21 Королевского флота Нидерландов в феврале 1940 г. Устройство состояло из двух перископических труб - одна, с плавающим шаровым клапаном (для предотвращения случайною попадания воды) была впускным воздуховодом, вторая, выхлопная, труба была бесклапанной.

image34

Шнорхель раннего образца

Этот агрегат, позволявший подводной лодке двигаться под водой, используя дизельные моторы, был успешно испытан.

После оккупации Голландии в мае 1940 г. все описания этих экспериментов попали в руки немцев. Однако никаких усилий по реализации изобретения вплоть до бедственной для Kriеgsmarine весны 1943 г. не предпринималось. Большие потери в подводное флоте в 1943 г. сделали идею шнорхеля вновь актуальной. Шнорхель был включен в проект вновь создаваемой подводной лодки, а заодно - срочно устанавливался на субмарины серий VII и IX. Впрочем, последние дали малый эффект, так как при разработке старых подводных лодок их обитаемость не рассчитывалась на проведение длительных операций под водой.

Шнорхель, который применялся на модернизированных подлодках, был простой модификацией голландского проекта. Он отличался от оригинала тем, что две перископические трубы заменили одной с внутренним разделением, которая могла убираться путем поворота в основании и прятаться в выемку палубного настила. Использование этого устройства, а главное - шарового клапана, принесло немало забот подводникам. При малейшем волнении на море моряки должны были все внимание сосредоточить на работе шнорхеля, чтобы в случае закрытия клапана мгновенно выключить дизель. Промедление хотя бы в несколько секунд вело к тому, что дизель начинал засасывать воздух из внутренних помещений подлодки, создавая тяжелую декомпрессию, вызывавшую трудности дыхания и закладывание ушей. Нередки были случаи общих травм барабанных перепонок. Более или менее приемлемо шнорхель работал на скоростях до 6 узлов (под электродвигателями эти подводные лодки могли ходить на 1,.5 узла быстрее).

image35

Клапанное устройство шнорхеля позднего образца

Так первоначально шнорхель вместо эффективного орудия против эскортных кораблей союзников превратился в обузу. Подлодка с этим дополнением становилась медлительной и «слепой» (во время работы дизелей гидролокаторы были бесполезны). Ее эффективность снижалась, хотя шнорхель и позволял осуществить подзарядку аккумуляторов не всплывая на поверхность {а это было немаловажно в условиях оснащения радиолокаторами противолодочных самолетов противника). Потребовалось около трех лет исследований и доработок, чтобы только на подводных лодках XXI серии шнерхель реализовал весь свой потенциал. Подводные лодки XXI серии вышли в море со значительно измененным шнорхелем. Будучи перископическим, он был рассчитан на возможность подъема над поверхностью воды в зависимости от волнения. Появился так же автомат отключения дизеля в случае каких-либо проблем с подачей воздуха. Теперь субмарина в случае опасности могла просто «занырнуть», при этом дизели выключались сами собой. Новый шнорхель позволял идти под водой 12-узловым ходом.

Сетевые заградители, Франция

«La Gladiateur»

1 единица

«La Gladiateur» (1935) + 21 01.42.

1858/2293 т; 113x12,7x3,5 м; 2 ПТ, 2 ПК, 6000 л.с., 18 уз., 399 т нефти. Эк. 132 чел. 4x1 — 90-мм/50, 6 пул.

Затоплен в Тулоне 27.11.1942. 30.3.1943 поднят итальянцами и...

Эскортные корабли, Япония

Тип «D»

63 + 8 единиц

CD-2 (YNY, 10.1943/1944/3.1944 — погиб 30.7.1945), CD-4 (YNY, нет данных/ 1944/4.1944 _ погиб 28.7.1945), CD-6 (YNY, нет данных/1944/4.1944 — погиб 13.8.1945), CD-8 (Mn, 1943/11.1.1944/2.1944 — слом в 1947–1948), CD-10 (Mn,...

Эсминцы, Италия

Тип «Comandanti Medaglie D'Oro»

0 + 9 единиц

2067/2900 т; 120,7x12,3x4,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 60 000 л.с., 38 узл.. Эк. 272 чел. 4 х 1–135 мм/45, 12 х 1–37-мм/54, 2x3–533-мм ТА, 4 БМБ.

Единственные итальянские ЭМ, при проектировании которых был...

Траулеры, Норвегия

Тип «Isles»

5 единиц

«Jeløy» (б. HMS «Shiant»), «Karmøy» (6. HMS «Inchmarnock»), «Oksøy» (6. HMS «Kerrera»), «Tromøy» (1-й) (6. HMS «Eday»), «Tromøy» (2-й) (6. HMS «Mincarlo»)

547/770 т; 50x8,4x3,2 м; 1 ПМУ, 1 ПК, 850 л.с., 12 уз., 183 т угля....

Десантные плавсредства, Япония

Тип Daihatsu

3229 единиц, строились с 1935 г. до конца войны.

9–9,5/20–21 т; 14,6x3,4x0,8 м, 1 диз. или 1–2 бенз., 40–150 л.с., 7,5–9 уз., 50–100 (8) миль. Эк. 12 чел. 2 пул. или 2–3 25-мм, десант: 70 чел., или 1 танк, или 12 т...
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!