Ракеты

В годы войны в Германии велись поиски видов вооружений в самых различных направлениях. Некоторые из них были абсурдными и тупиковыми, некоторые привели к созданию вполне эффективных систем оружия. Сейчас речь пойдет о преждевременном изобретении - запуске ракет с подводных лодок. Уровень техники в годы второй мировой войны не позволил создать на подлодках эффективные ракетные комплексы, но приоритет в изобретении подводных ракетоносцев остался за Германией. Эта идея на многие десятилетия опередила время и в те годы настолько поражала воображение своей неординарностью, что так и не вышла из стадии экспериментов.

Идея подводного ракетоносца появилась во многом благодаря случайности: у корветтен-капитана Фритца Штейнхоффа, командира U-551, был брат - диктор Эрнст Штейнхофф, занимавший один из постов в руководстве на полигоне в Пинемюнде. После долгих дискуссий о возможности использования ракет в подводном флоте братья пришли к общей точке зрения, что привело к проведению первых экспериментов. В течение лета 1942 г. U-551 была дооборудована шестью пусковыми установками, при этом использовались ракеты армейского образца -30 cm Wurfkorpe 42 Spreng, а в последующих экспериментах - Schveres Wurfgeral 41. Pакеты были неуправляемыми снарядами залпового огня. Успешно проводились запуски ракет с 12-метровой глубины, но это не заинтересовали никого из окружении Деница, и дальнейшие работы вяло продолжались еще некоторое время без официальной поддержки. До технологии запуска pакеты, которая превратит субмарины в эффективное оружие стратегического значения, оставалось еще 30 лет.

В 1943 г. появилась идея нанести ракетный удар по Америке ракетами A-4(V-2) с подводных лодок, несущих водонепроницаемые ракетные контейнеры. Заказ на три таких контейнера был выдан Штетинской судостроительной верфи в декабре 1944 г., но ни один из них так и не был изготовлен до конца войны. В 1944 г. отдельные элементы этого комплекта уже испытывались на Балтике. Однако, в ходе испытаний стало ясно, что массовое производство ракетных систем пока не под силу германской промышленности. К тому же героические особенности ракеты V-2 не увязывались с тактико-техническими особенностями подводной лодки. V-2 имела жидкостный двигатель,  который требовал сложной системы проверок перед запуском, ее нельзя было транспортировать в снаряженном состоянии и т.д. И. наконец, лодка с буксируемым контейнером была слишком заметной мишенью для кораблей противолодочной обороны.

Более перспективным в то время было использование с подводных судов самолетов-снарядов V-1, однако и этот проект реализован не был. Кстати, после войны несколько американских субмарин были переоборудованы в носители крылатых ракет «лун» (американский аналог V-1),

Серия IX Модификации: серия IXA (8), серия IXB (14}, серия IXC (143), серив IXD (2), серия IXD 2 [30)

Серия IXA разрабатывалась как увеличенный вариант серии I, которая в свою очередь продолжала линию подлодок первой мировой войны -U-81. При водоизмещении более 1000 т серия IX была немецким эквивалентом американских лодок эскадренного типа (Fleet-type) и английских лодок типа Т, которые были основными разработками военного времени этих флотов. По сравнению с серией VII IX серия имела более мощную энергетическую установку, запас вооружения, большее водоизмещение и длину. Также они обладали что увеличенными радиусом действия и скоростью. Вместе с тем, большие размеры делали эти лодки менее маневренными и медлительными в подводном положении, что послужило причиной для прозвища «Seefcuh»  («морская корова»). Серия tX имела широкую палубу, полностью покрывающую внешние цистерны, что отличало их внешний вид от серии VII.

Модификации IXB в немецком подводном флоте принадлежит рекорд, установленный в первые годы войны, - именно среди лодок этой серии находятся лидеры по суммарному потопленному тоннажу, Внешне серия IXB выглядела как серия 1ХА. Отличия этого типа заключались только в увеличенных размерах бункеров, обеспечивающих субмарине больший радиус действия и автономность.

Серия IXC имела еще больше увеличенные (в полтора раза по сравнению с предыдущим типом) внешние емкости. Наибольших успехов в этой серии добились лодки модификации IXC/40, несколько отличающиеся от ранних моделей |ХС. Внешне они были почти одинаковыми, хотя у последних лодок серии С/40 для сокращения времени погружения палубный настил был урезан. На фотографии U-1SD (командир -Г.Лассен) видна боевая рубка одной из наиболее результативных лодок серии IXC; применение лодки в Южной Атлантике и Карибском море привело к появлению интересной детали конструкции - ветровому стеклу по контуру рубки. Серия IXD представляла собой увеличенную модель IXC, созданную для выполнения транспортных операций. Эти лодки не несли торпедных аппаратов, но обладали аккумуляторными батареями увеличенной емкости. Первоначально на них устанавливался более легкий и быстроходный дизель, но вскоре выяснилось, что этот силовой агрегат имеет кучу технических недоработок, и дизель был заменен на стандартный. Лодки получились медленными и неуклюжими. Не удивительно, что в среде моряков они имели прозвище «Ubеrseekuh» («заморская корова»).


image38

                                                                                         30cm Wurfkorper 42 Spreng

image39image40

                                                  Вверху: U 160 (серия IXC) из 10.U флотилии. Знак флотилии на борту.

  Внизу: U-156 (серия IXC) возвращается из Карибского моря с грузом потопленной жертвы. В Германии дефицит  каучука ...

image41

Модификация IХD2 была мощной вооруженной вариацией модели IXD. Она имела удвоенный радиус действия по сравнению с итак довольно «дальней» моделью IХС и была способна нести целый арсенал мин и торпед, но вместе с тем субмарина получилась громоздкой и крайне медленно погружающейся, что не давало ей шансов уцелеть во враждебной Северной Атлантике. Многие лодки D2, как последние модели IXC/40, имели усеченную палубу дли ускорения динамического погружения.

Торпедные катера, Югославия

Тип «Thornycroft»

2 единицы

«Uskok» — передан Италии, итал. «MAS-1D» (+ 19.04.42).

«Cetnik» — передан Италии, итал. «MAS-2D», затем «MAS-47». х 09.43

Все захвачены немцами в Каттаро 17.04.41

15 т, 40 уз., 2 пул., 2 ТА-457.

Тип «Lurssen»

8 единиц

Ледоколы, США

Тип «Wind»

5 единиц

WAG-278 «Northwind» (WPS, 28.12.1942 — в 1945 передан СССР), WAG-279 «Eastwind» (WPS, 6.2.1943 — искл. в 1968), WAG-280 «Southwind» (WPS, 8.3.1943 — в 1945 передан СССР), WAG-281 «Westwind» (WPS, 31.3.1943 — в 1945 передан...

Сторожевые катера, Польша

Разных типов


4 единицы

«Batorij» (1932) — катер погран. охраны, интернирован в Швеции 2.10.39, вернулся в Польшу 10.45 г., пол. «Hel». С 1973 г. установлен как памятник в гарнизоне Хеля — «Batorij».

26 т, 24, 3 уз., 2 пул.

Материалы по боевой деятельности Краснознаменного Балтийского флота

Приложение № 1 Командный состав Военно-воздушных сил КБФ


Соединение, часть    Командно-начальствующий состав
Командующий - комбриг В. В. Ермаченков Военком - бригадный комиссар Л. Н. Пурник Начальник штаба - майор А. И. Зенкин, полковник П. П....

Зарубежные подводные лодки, Италия

Немецкие подводные лодки

В 1943 г. Германия передала Италии 9 ПЛ типов VIIC и VIIC/41–42 в обмен на итальянские океанские ПЛ, которые предполагалось переоборудовать в транспортные для походов на Дальний Восток. В сентябре 1943 г. все 9 ПЛ...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!