Радиолокатор - кульминация технологической войны, новые серии лодок

В годы создания теории атак «волчьими стаями» К.Дениц не знал или не придавал значения вопросам оснащения радиолокационными станциями кораблей и самолетов противолодочной авиации.

Дециметровые радиолокаторы первых лет войны нельзя было назвать слишком удачными, но даже с ними противолодочные самолеты снимали обильную «жатву» в Бискайском заливе и Северной Атлантике. Несомненно, немцы и сами нашли бы противоядие против такого эффективного оружия, но тут им просто повезло. Они обнаружили, что во Франции еще в предвоенные годы были проведены эксперименты и разработано устройство, названное  «Metox», которое отслеживало облучение волнами дециметровой длины и сигнализировало о работе радиолокаторов в радиусе 40 миль. С импровизированной деревянной крестообразной антенной «Biskayakreuz» («Бискайский крест») установка «Metox» своевременно предупреждала подводников о попадании в зону локации самолета и необходимости погружаться. Патовая ситуация в борьбе сил нападения и защите на море продолжалась до февраля 1943 г., когда подводные лодки стали атаковаться самолетами, о радарах которых «Metox» никак не сигнализировал. Адмирал Дениц забил тревогу: "Мы даже не знаем, на какой длине волны противник обнаруживает радиолокатором наши подводные лодки, – жаловался главнокомандующий немецкими военно-морскими силами. – Мы также не знаем, применяются ли приборы высокой частоты или другие радиолокационные приборы. Сделано все возможное для выяснения того, что этот прибор собой представляет".

Когда, пусть и с опозданием, немцами было обнаружено применение союзниками радаров, работающих в сантиметровом диапазоне, жизненно важной необходимостью стало внедрение новых детекторов радиолокационного облучения, чувствительных к новым радарам. Не очень удачный новый детектор «Naxos» так и не был выпущен в необходимом количестве, поэтому далеко не все лодки смогли получить этот прибор.

image46

                                                                           Антенны локаторов FuMo 29 и FuMo 30.

Германскими контрмерами на усиление союзниками защиты своих конвоев стали внедрение радара с неподвижной антенной типа FuMo 29 (Funkmessortung 29) и увеличение зенитного вооружения подлодок. Внедренный в 1942 г. FuMo 29 имел имел сложную многовибраторную антенну, расположенную в передней части рубки. Контур приемной антенны располагался над контуром передающей. Обе они были покрыты защитным радиопрозрачным чехлом с козырьком. Радар позволял осуществлять круговой поиск цели. Иногда для защиты антенны oт механических повреждений она прикрывалась дополнительным щитом (как это видно на фотографии U-156). В 1944 г. сантиметровый радиолокатор был внедрен в конце концов и на немецких подводных лодках. На приведенном редком снимке подводная лодка оснащена как вращающейся антенной локатора FuMo 30, так и стационарной FuMo 29 в передней части рубки. Локаторов FuMo 30 постоянно не хватало.

image48

"Metox"

image47

"Naxos"

Type XIVA

Серия XIV  Модификации: серия XIVA (10), серия XIVB (проект)

image49

Эта серия подводных лодок стала первой конструкцией, разработанной во время войны и доведенной до готового образца. Серия XIV создавалась как лодка снабжения и должна была заменить использовавшиеся в этих целях модифицированные ударные лодки IXD серии и доработанные минные заградители серии ХВ. В среде подводников лодки получили прозвище «Milchkuh» («дойные коровы») и были спроектированы болee короткими, более «округлыми», чем обычные ударные субмарины Эта серия снабжалась большими внешними цистернами. В боевых столкновениях подводные лодки этого типа всегда находились в более невыгодных условиях по сравнению с обычными субмаринами: их подводная скорость и маневренность оставляли желать лучшего. Всего на воду было спущено 10 подводных лодок двумя партиями. В первой партии было шесть единиц и они достигли определенных боевых успехов, пока поисково-ударные группы союзников и патрульные самолеты не сделали поверхностную дозаправку подводных лодок практически невозможной. Сокрушительным ударом по этой тактике стала потеря трех «дойных коров» в течение 6 дней в июле 1943 г. В типичном столкновении в октябре 1943 г. американцы обнаружили U-460 с тремя лодками VII серии, в результате атаки 2 лодки было потоплены, а одна повреждена. Из второй партии лодок снабжения на воду было спущено только четыре единицы, а остальные, за ненадобностью, были разобраны на стапелях недостроенными. Дальнейшие заказы на субмарину этого типа не возобновлялись.

Существовал проект увеличенной лодки снабжения - серия XJVB4, который не был реализован по причине бесперспективности «дойных коров»; в момент его завершения на верфях разбирались уже заложенные лодки -снабженцы, так что строить еще большие и неповоротливые подводные танкеры было ни к чему.

Серия XVII Модификации: серия XVII (4), серия XVIIB (3), серии XVIIB2, В3, G, Е, К (проект)

image50

В конструкторском плане предшественником лодок XVII серии был нереализованный проект серии V. Серия V была первой из многочисленных нетрадиционных проектов, предложенных конструкторским бюро Вальтера. Доктор Гельмут Вальтер (Walter) был одержим идеей, что подводные лодки представляют собой еще мало исследованный объект, и что при нетрадиционном подходе в них можно выявить множество нераскрытых возможностей. Серия V, признанная неподходящей еще на стадии чертежей, совпадала по размерам с субмаринами серии II, но была в 6 раз более энерговооруженной, что позволяло достигать в подводном положении скорости до 30 узлов. По проекту Вальтера, серия У оснащалась двигателем, работающим на перекиси водорода, именуемой в стабильной форме «пергидролем». Это химическое вещество способно разлагаться на воду и кислород, что позволяло снабжать кислородом двигатели в погруженном состоянии. Идеей создания пергидрольного двигателя Вальтер  загорелся в начале 30-я годов. В 1933-м были выполнены первые расчеты, В 1936 – построена и испытана napовая турбина мощностью 4000 л.с.

Отныне в немецкой технической литературе и переписке общеизвестное вещество фигурировало под фантастическими названиями «аурол», «оксилин» и «топливо Т».  

Собирательное название «серия XVII» было присвоено сразу нескольким весьма различным проектам, Всех их объединяет нетрадиционный подход к конструкции и большие подводные скорости при малых размерах. Большинство лодок этой серии от начала до конца было спроектированы конструкторским бюро Вальтера.

Развитие серии V  серии XVII происходило через два промежуточных проекта. Первым из них стала разработка VB (именовавшаяся позже VB 60 или V..60), которая была совсем миниатюрной 60-тонной подводной лодкой. Принципиально она была аналогична серии V с приводом от новой турбины Вальтера, используя пергидроль как источник кислорода, но отличалась способом превращения энергии химического распада во вращение винта. Вместо использования полученного кислорода для питания дизелей, турбина Вальтера использовала его непосредственно. Результатом разложения пергидроля были кислород и вода, разогретая до 930 градусов по Цельсию. Это давало возможность использовать полученную смесь для воспламенения нефтяного топлива. В результате получалась двигательная установка, вес которой был несопоставимо меньше веса дизелей. Кроме того новой установке не нужен был для работы приток кислорода. Основным недостатком системы была ее «прожорливость» – установка Вальтера потребляла в 25 раз больше топлива на милю, чем экономичный дизель. Это сводило на нет выигрыш в весе двигателя. Уже на чертежах лодки было видно, что VB получится слишком малой, а следовательно и с очень небольшим радиусом действии. На смену этой разработке пришла подка V.80, которая была построена и спущена на воду 19 января 1940 г. и активно испытывалась. При 8О т водоизмещения это был не военный, а опытный корабль, никогда не принимавшийся в состав Kriegsrnarin. Хотя V.80 обладала множеством недостатков, она показала работоспособность двигателя и достигла подводной скорости 28,1 узла. Конструкторы знали, что при столь стремительном движении набегающий поток снесет поднятый перископ. Поэтому для измерения скорости в носовой части установили герметический светильник. Испытании шли в вечернее время, когда огонек был хорошо виден с сопровождающего торпедного катера, по лагу которого и замерялась скорость V-80.

За V.80 последовали еще 5 относительно удачных несерийных разработок. Первой из них стала лодка серии XVIIА, 650-тонная лодка со строительным названием V.300, заложенная В 1941 г. Для увеличения слишком малого радиуса действия на лодке был предусмотрен небольшой дизель. Установка в одном корпусе двух энергетических агрегатов и запаса пергидроля совсем почти не оставили места для оружия. V.300 была спущена на воду в 1943 г. и переименована в U-791, но так и не была окончательно достроена. Вторая и третья лодки серии XVIIA были выполнены как усовершенствованная V.300 – V300II и V.300III. Обнаруженные недостатки компенсировались а последующих моделях.

Последние две лодки серии XVIIA были одинаковыми прибрежными лодками водоизмещением чуть менее 300 тонн. Обе они были построены спущены на воду без особых проблем и приняты в строй. Из всей четверки модификации А эта пара имела вполне удачные силовые агрегаты. Лодки Wa 201 [U-792, U-793) имели подводную скорость в 25 узлов с радиусом действия 1800 миль на дополнительных дизелях. Следующие лодки Wk 202 (U-794,U-795) были легче и меньше, имели скорость на 1 узел ниже при том же радиусе действия. Все четыре лодки несли по два носовых торпедных аппарата и использовались в боевых операциях. Их постоянные проблемы были связаны с ограниченным радиусом действия и негарантированным снабжением пергидролем, все в больших количествах уходившего в ведомство Геринга.

После успешного завершения испытаний лодок серии XVIIA наступил черед для более крупного класса подлодок – хоть немного, но увеличенной в размерах серии XVIIB. Новая лодка была на 40 тонн тяжелее, и почти вся дополнительная масса пошла на топливные цистерны. Новая модель получилась более медленной, но зато радиус действия возрос почти вдвое. В заказе значилось 12 подлодок этого типа, но заложено было на две меньше, а после из оставшихся семь были остановлены в постройки и разобраны. Энтузиазм разработчиков во многом поостыл, когда они почувствовали, что предлагается весьма дорогостоящая сложная подводная лодка, целиком зависящая от нерегулярного снабжения пергидролем, и при этом довольно слабая в плане ударной мощи.

Всего немцы успели построить 11 лодок с вальтеровскими турбинами.

Серии XXI Модификации: серия XXIA (121), серии ХХI Б, С, D, V, Е, Т (проекты)

В сентябре 1942 г. состоялось совещание с участием Гитлера, Деница и доктора Вальтера, которое имело важное значение дли развития стратегической программы строительства подводных лодок. На совещании Дениц предсказал наступающее поражение в подводной войне и требовал, чтобы все усилия германского судостроения были сосредоточены на массовом выпуске подлодки вальтеровского проекта Рг..476 (серия XVII ). Гитлер с энтузиазмом дал свое согласие на такое развитие флота. В ноябре, однако, после выпуска двух прототипов, стало ясно, что с массовым производством этих пока еще «сырых» подлодок следует повременить. В этот момент у проекта Вальтера появился конкурент. Альтернатива исходила от руководства Marinebau и, конкретно, от профессора Олфкена. В апреле 1943 г. он представил на рассмотрение модифицированный проект переделки лодки XVII серии в «Electroboot» («Электрическую лодку»).

image51

Серия XXI как теперь называлась эта субмарина, была получена путем замены нетрадиционного силового агрегата вальтеровского проекта традиционной двойной энергетической установкой. Предлагалось воспользоваться дизелем малой массы, опробованным на серии VIIС/42, а емкости для хранения пергидроля в нижней части корпуса превратить в обширные аккумуляторные ямы. В конечном результате получалась лодка с размерами субмарины серии IXD (наибольшая из боевых лодок Германии), но с неизмеримо возросшими возможностями. И хотя лодка серии XXI имела радиус действия всего в половину от исходного проекта (11150 миль) и несколько меньшую надводную скорость (15 узлов), но в ней были заложены незаурядные характеристики. Действительно, ее подводная скорость была выше надводной – 17 узлов, а со шноркелем - 12 узлов (против 6-7 узлов со шноркелем у предыдущих лодок). Она могла погружаться много глубже 100-метрового порога, предельного для большинства немецких лодок. Для XXI серии были доступны глубины до 300 м. Если сравнивать ее с IXD серией, то та лодка могла пребывать под водой не более 14 часов, подлодка XXI серии могла двигаться под водой 48 чаков на полной скорости или «ползти» малым ходом до 11 суток.

Будучи впервые в мире предназначенной для полностью подводного плавания лодки были оборудованы кондиционерами и шлюзовыми системами удаления отбросов, что позволяло хоть как-то сохранять в лодках воздух пригодным для дыхания. Лодки комплектовались холодильниками, обеспечивающими членов команды свежезамороженным мясом и овощами. В плане вооружений они были оснащены так, что могли вести боевые действия ни разу не всплывая на поверхность за все патрулирование. Субмарины оснащались гидрофонами с радиусом действия в 50 миль, сложной эхо-камерой («балконное устройство»), позволявшей отслеживать, идентифицировать и разделять групповые цели при атаке из-под воды. Лодки вооружались внушительным комплектом торпед. Запуск торпед мог производиться с глубин до 50 м. Можно сказать, что новая разработка обладала всеми необходимыми качествами, чтобы повернуть вспять неблагоприятный для немецких подводников ход «Битвы за Атлантику». Но для этого был необходим массовый выпуск кораблей данного типа.


image58

Спуск на веду лодки XXI серии на верфи в Бремене

После спуска на воду nepвого прототипа ОКМ разработало программу, согласно которой к августу 1945 г. предполагалось ежемесячно спускать по 12 подлодок XXI серии. Против этой программы решительно возражал Дениц, утверждая, что в результате он получит слишком мало лодок и слишком поздно. Он официально обратился к министру вооружений Альберту Шееру с просьбой о коррекции планов Ассистент Шеера – Отто Меркер, предложил откорректированный план строительства лодок – субмарины собирались из заранее изготовленных секций, что позволяло свести время окончательной сборки к минимуму Ожидалось, что каждая лодка будет занимать стапель не более 30 дней. Была развернута программа, ориентированная на выпуск 33 лодок ежемесячно. Не обошлось, конечно, и без сбоев. Поспешность изготовления вела иногда к нестыковке секций (что выяснялось, только на стапелях). Бомбардировки союзной авиации вызывали сбои в поставках дизелей. В совокупности из-за задержек в июле 1944 г. вместо 18 была спущена всего одна лодка, U-2501, которая вскоре была возвращена на верфь для ремонта. Новый тип лодок страдал «детскими болезнями», но в общем не более, чем любые другие аналогичные революционные технические проекты. Первая лодка этой серии, U-2516, была готова для оперативного использования в марте 1945г., когда как остальные 330 подлодок еще находились на разных стадиях приемо-сдаточных испытаний или подготовки экипажей. Однако много лодок, включая и U-251H, были потеряны в доках во время стратегического рейда союзников на Гамбург, и только две субмарины из этой серии действительно успели выйти на боевое патрулирование - U-2511 (корветтен-капитан Шнее) и U-3008 (капитан-лейтенант Мансекк), Выйдя на позицию в Карибском море 30 апреля 1945 г., Шнее был связан приказом не атаковать корабли противника до прибытия на место. Тем не менее, он неожиданно встретился с британским тяжелом крейсером «NorfoJk» и немецкий капитан для проверки боеспособности корабля выполнил учебную атаку по противнику. Атака была прервана из-за приказа в самой последней фазе, хотя подлодка англичанами так и не была обнаружена. Конец войны ускорил возвращение вышедших лодок назад в базы,где к этому времени находилось уже 12 лодок XXI серии, готовых к действию. Всего же на воду до конца войны была спущена 121 лодка, еще более 1000 шт. находилось на разных стадиях производства. Безусловно, вся эта армада не могла не сказать своего весомого слова в «Битве за Атлантику», сделав ее исход гораздо менее очевидным.

image59

  Носовые секции XX! серии на верфи Blohm und Voss в мае 1945, На обеих видны эхо-камеры, у передней открыты крышки     торпедных аппаратов

image60


Серия XXIII Модификации: серия XXIII(59)

Эта лодка стала последней серией полноразмерных субмарин фашистской Германии, которые удалось построить в годы войны. Это была уменьшенная прибрежная версия лодки «Electro» водоизмещением около 230 т, что приблизительно соответствовало предвоенной серии НА. И хотя временной интервал между построением этих серий не так уж и велик, но различия между субмаринами поистине огромны (так же как и между сериями XXI и IXD2). Серия XXIII была почти вдвое более быстрой в подводном положении, чем на поверхности. Под водой подлодка могла находиться более чем в 5 раз дольше. Основной недостаток этой серии заключался в стесненности внутреннего пространства, что не позволяло разместить в лодке запаса торпед. Торпедные аппараты заряжались в базах извне.

Даже несмотря на то. что работы над серией XXIII конструкторское бюро Marker Gluckauf не начинало до завершения работ над серией XXI, в металле они были воплощены раньше. К февралю 1945 г., когда первая подлодка XXIII серии вышла на боевое патрулирование к берегам Великобритании, на воду уже было спущено 50 лодок данного типа. В конечном счете 6 лодок XXIII успели выйти на боевое патрулирование и ни одна не была потоплена. Последняя из них, U-2336 под командованием капитан-лейтенанта Клусмайера добилась последней победы немецких подводников в годы войны – ею было потоплено два транспорта 7 мая 1945 г. Всего до конца войны было спущено 59 лодок XXIII серии, и еще 900 находились в постройке или планировались. И вместе с тем эти лодки был второстепенным в планах Деница после серии XXI, поскольку лодки серии XXIII имели слабое вооружение и ограниченный радиус действия.

Бронекатера, СССР

Тип «МБК»

Пр. 161
20 единиц

163 т, 13 уз., 2x76 (в танк, башнях Т-34), 1x37, 2x45, 2x12,7.
На некоторых: 1x45, 2x82 (минометы).
По др. данным: 157,8 т, 13 уз., 2x76 (в танк, башнях Т-34), 1x37, 4x12,7.

Все в составе БФ.

БК-501–504 (1943),...

Траулеры, Канада

Тип
«Armentiers»

3 единицы в RCN

«Armentiers», «Festubert» x 1946

«Ypres» + 12.05.40 у Галифакса погиб в результате столкновения с британским ЛК «Revenge».

440 т, 10, 5 уз., 1x76.
Тип
«Comox»
4 единицы в RCN

«Comox» x 1950, «Fundy» x 1945, «Gaspe»,...

Подводная мозаика

Президентское погружение

Не случайно флот США стал первым в мире, официально зачислившим подводный корабль в свой состав . Вопросу строительства субмарин уделяли много внимания и высшие чины администрации.

26 августа 1905 года президент Теодор...

Тральщики, Греция

Тип YMS
(американский)

12 единиц в RHN

 «Afroessa» (бывш. HMS BYMS-2185), «Ithaki» (бывш. HMS BYMS-2240), «Kalymnos» (бывш. HMS BYMS-2033), «Karteria» (бывш. HMS BYMS-2065), «Leros» (бывш. HMS BYMS-2186), «Paralos» (бывш. HMS BYMS-2066), «Patmos»...

Торпедные катера, Греция

Тип Т

2 единицы

Т-1, Т-2 (1929) + 04.41 потоплены герм, авиацией.

15 т, 37 уз., 2 пул., 2 ТА-457.

 


Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!