Человекоуправляемые торпеды и сверхмалые подводные лодки

На рубеже 1943-1944 гг. в Германии в Хейлингенхафене началось формирование соединений «К» (Kleinkampfverband – «соединение малою боя». Это было диверсионно-штурмовое соединение германского ВМФ, состоявшее из отрядов человекоуправляемых торпед, сверхмалых ПЛ, взрывающихся катеров и боевых пловцов. Командиром соединения был назначен Гельмут Гейе. На первом этапе ядро соединения «К» состояло всего из 30 человек.

17 января 1944 г. в отряде «К» приступили к исследованию двух английских сверхмалых лодок, доставленных из Норвегии. Вскоре по английским образцам фирмой Глукауф была выпущена небольшая малая партия субмарин серии XXVII «Хехт» с электродвигателем и одной миной, которую предстояло отделять от лодки вблизи кораблей противника. Первоначально дальность плавания «Хехт» составляла 90 миль, но после установки громоздкого гирокомпаса она существенно сократилась. Это был экспериментальный корабль. Лодки «Хехт» использовались в учебных целях для накопления опыта построения сверхмалых лодок. Постепенно они модернизировались: отказались от мины, ее заменила торпеда, располагавшаяся под корпусом, носовую часть заполнили аккумуляторы. В бой «Хехт» так и не пошли, но накопленный опыт позволил конструкторам в последующем создать более совершенную 2-местную лодку «Зеехумд».

image62

                                                                  Спуск на воду U-2360 на Deutsche Werft, Гамбург

image63

Компоновочная схема лодки «Хехт» 1– электродвигатель; 2 – перископ с обтекателем; 3 – шахта входного тока; 4 – гирокомпас; 5 – аккумуляторы; 6 – отделяющийся контейнер; 7 – торпеда; в – уравнительная цистерна

Весной того же года в соединении «К» было сформировано 3 отряда (по 23 человека) -60 МЕК. 65 МЕК и 71 МЕК (Marino-Einsatz-Коmmando – «морской штурмовой отряд»).

В марте 1944 г. в Эккернферде гроссадмиралу Деницу Научно-исследовательским центром по испытанию торпед был представлен проект одноместной человекоуправляемой торпеды «Негер». Нижняя часть аппарата представляла собой обычную боевую торпеду G7E с электрическим приводом. Над ней на расстоянии 7 см располагалась вторая торпеда G7E, на месте обычной головной части которой находился водитель. Он мог выполнять следующие действия:

  • запуск и остановку электромотора,
    управление в горизонтальной плоскости;
    высвобождение нижней боевой торпеды содновременным запуском ее двигателя и наведением на цель.

Разработчик-конструктор торпеды – Мop, испытатель – Г. Криг. Название торпеды образовано из фамилии конструктора, но первоначальное предложение «Мор» – «мавр» было признано неподходящим и его заменили на «Negen» -«негр».

На испытаниях на торпеде удалось достичь скорости 7 узлов, но в боевых условиях скорость «негера» составляла 3,2 узла с нижней торпедой и 4,2 узла без нее. Человекоуправляемая торпеда получила полное одобрение у Деница, который всегда тяготел к недорогим видам оружия, обещавшим высокую отдачу.

В конце марта 1944 г. последовал приказ о боевом применении этих торпед. Проверку Боем «негеры» проходили в Италии в Пратика-ди Маре в 25 км южнее Рима. Оперативная задача состояла в ночных атаках кораблей и судов, снабжавших десантные плацдармы в районах Анцио и Неттунии.

Основной сложностью оказался спуск на воду человекоуправляемых торпед в неподготовленном для этого месте. К спуску было подготовлено 30 аппаратов, но из-за неразберихи привлеченные солдаты пехотной части бросили 13 «негеров» на мелководье, где их с рассветом пришлось подорвать. Остальные 17 человекоуправляемых торпед без труда прорвались в Неттунскую бухту и порт Анцио. Однако, вопреки данным разведки, крупных сил противника там не оказалось, были потоплены два сторожевика и одно каботажное судно. Применение новых технических средств ведения подводной войны осталось незамеченным.

В июле 1944 г. соединения «негеров» начали действовать против войск вторжения в Ла-Манше. 5 июля 30 «негеров» вышли в море. Вернулись назад 11 носителей и 14 пилотов. В результате атаки были потоплены десантное судно и минный тральщик «Kэйтоу». 7 июля следующие 20 «негеров» вышли в атаку. Она оказалась более результативной: в 4.30 утра пилот К.Патхаст торпедировал крейсер «Дрэгон» (5000 тонн).

Взрывом крейсеру оторвало корму. Англичане не стали его поднимать, а использовали в дальнейшем как волнолом. Интересно, что в официальных сводках английских потерь этот устаревший корабль не значится, поскольку экипаж на нем был польский.

Еще дважды – 16 и 17 августа 1944 г. «негеры» направлялись в бой, но из-за потери фактора внезапности их действия были малоэффективны -цель была поражена лишь однажды (торпедирован эсминец «Айсис»). От дальнейшего применения «негеров» отказались. Для их замены была разработана новая человекоупрааляемая торпеда «Мардер» с балластной цистерной, но она не была применена до конца войны.

Очередной сверхмалой подлодкой на вооружении диверсионного подразделения «К» стала серия XXVIIВ «Зеехунд», Следует отметить, что значительное улучшение тактико-технических элементов подводной лодки в части скоростей хода и дальности плавания было достигнуто за счет сравнительно небольшого увеличения водоизмещения. Подводные лодки типа «Зеехунд» обладали сравнительно высокой боевой живучестью, о чем свидетельствует факт возвращения на базу подводной лодки, на которую было сброшено 76 бомб. Однако основной особенностью субмарин этого типа следует признать чрезвычайно малое время погружения, не превышавшее 5 секунд, против 40-45 секунд у подводных лодок больших водоизмещений. Ввиду столь малого времени погружения уклонение от атак самолетов противника для «Зеехундов» не представляло большого труда.

Первые «Зеехунды» были спущены на воду в сентябре 1944 г., а зимой переброшены в Эйменден (Голландия]. Первый выход в штормовое море накануне нового года оказался неудачным: из 18 лодок вернулось только 2. Второй выход, 17 января, оказался безрезультатным – вернулись все лодки, но никаких результатов достигнуто не было. Первое потопленное судно пришлось на начало февраля – транспорт 3000 брт. Всего же за февраль-апрель 1945 года 40 «Зеехундов» потопили 120000 брт. Были на счету «Зеехундов» и потопленные боевые корабли: 22 февраля «Зеехунд» N330 {лейтенант К.Шпарбродт, старшина Г.Янке) потопил в 10.28 в 5 милях северо-восточнее банки Саут-фолс французский эсминец «Ла Комбатант» (бывший английский «Хэлдон»}. Последней операцией «Зеехундов»  стала доставка в осажденный Дюнкерк под водой «масляных торпед» {цистерн 4-Б тонну, наполненных пищевыми жирами), обратно из крепости Дюнкерк «Зеехунды» доставили в Германию письма...

image64

Компоновочная схема лодки «Зеехунд»

1 – вертикальный руль; 2 – упорный подшипник; 3 – электродвигатель; 4 – выхлопная труба дизеля; 5 – дизель; б – ограждение рубки; 7 – клапан шнорхеля; 8 - труба ГОН, 9 – антенна радиостанции; 10 – входной люк; 11 – перископ; 12 – отсек управления; 13 – аккумуляторный отсек; 14, 15 – аккумуляторы; 16 – горизонтальный руль; 17 – кресло механика; 18 – уравнительная цистерна, 19 – кресло командира; 20 - торпеды.

Готовилась к выпуску, но так никогда и не была доведена, сверхмалая подводная лодка «Крей-слауф-Зеехунд» с дизелем, работающем по замкнутому циклу {при этом лодка получилась на 1,5 м длиннее обычной «Зеехунд»).

Параллельно, в связи с тем, что строительство и испытания сверхмалой подводной лодки «Хехт» затянулось, а установленное на ней оружие было выбрано неудачно, в Германии в 1944 г. приступили к проектированию одноместной подводной лодки типа «Мольх», представлявшей собой, по существу, значительно увеличенную по размерам электрическую торпеду. Строительство «Мольхов» велось весьма интенсивно, о чем свидетельствуют следующие цифры: а июне 1944 г. было построено 38 лодок, в августе – 25, в сентябре - 57. в декабре – 26.

image65

                                                                      Компоновочная схема лодки «Мольх»

I - кормовая оконечность; 2 – электромоторный отсек; 3 – шахта входного люка; 4 – перископ; 5 –  труба нактоуза; 6  – отсек управления; 7 – аккумулатарный отсек; 8 – аккумуляторы; 9 – носовая балластная цистерна; 10 – торпеды; 11 - электродвигатель; 12 – горизонтальный руль;13 – отсеки жизнеобеспечения.

Основным назначением этих лодок были атаки кораблей противника на внешних рейдах и якорных стоянках, а также борьба с десантными кораблями и плавсредствами. В связи с этим лодка была вооружена двумя электрическими торпедами, подвешивавшимися снаружи прочного корпуса.

Подводная лодка имела цилиндрический прочный корпус диаметром 1140 мм, выполненный из стали толщиной 3-3,5 мм, который делился на 4 отсека. Первый отсек длиной 850 мм являлся носовой балластно-дифферентной цистерной. Во втором отсеке длиной приблизительно 4О50 мм размещалось 14 торпедных аккумуляторов, а также бортовые прочные цистерны компенсации отрицательной плавучести торпед. Третий отсек длиной примерно 1340 мм был отсеком управления. В верхней части его была шахта входного люка, имевшая иллюминаторы для горизонтального обзора при движении на поверхности и перископ высотой 1500 мм. В отсеке было смонтировано кресло водителя, штурвал управления вертикальными и горизонтальными рулями, выполненный по типу авиационного, и пульт с приборами контроля, В четвертом отсеке длиной приблизительно 550 мм располагался гребной электродвигатель, баллоны с кислородом и сжатым воздухом. В качестве до-плонительных гребных электродвигателей использовался двигатели торпед.

Первые типы немецких сверхмалых лодок были рассчитаны преимущественно на подводное плавание и не имели двигателей надводного хода, в связи с чем их автономность и дальность плавания были весьма ограниченными. Однако ко второй половине 1944 г, борьба за плацдармы высадки как в Северной Франции, так и в Италии была закончена, и перед флотом Германии встал вопрос о противодействии переброске подкреплений и снабжения в районы высадки десантов союзников.

К концу войны был изготовлен опытный образец подводной лодки «Швертвалл» с двигателем Вальтера мощностью 500 л.с, который позволял поддерживать скорость мода под водой до 28-30 узлов. Подводная лодка могла пройти такой скоростью около 100 миль и имела на вооружении 2 торпеды.

Из перечисленных конструкций, вероятно, наиболее удивительными выглядят гусеничная лодка «Зеетойфель» и взрывающаяся субмарина «Дельфин». В последний момент атаки пилот «Дельфина» катапультировался.

Первые испытания «Дельфина», созданного под руководством профессора Корнелиуса, были закончены в ноябре 1944 г. и показали хорошие результаты. На подводных лодках типа «Дельфин» впервые был применен динамический способ погружения, обеспечивающий боляе прослое управление подводной лодкой и упрощавший ее конструкцию. Однако в связи с низкими тактико-техническими данными «Дельфина», в частности – дальность» плавания под водой, обусловленными малыми размерами ЛОДКИ, было начато проектирование подводной лодки с существенно большими размерами, скорость хода которой при установке единого двигателя должна была достигать 15 узлов. Однако строительство этой лодки не было начато, а три построенный «Дельфина» взорваны в апреле 1945 г.

Следующей сверхмалой подводной лодкой Германии стал «Бибер». 9 февраля 1944 г. Г.. Бартельс подписал предварительный контракт с директором Любекской верфи на изготовление лодки «Biber». 23 февраля был готов предвари -тельный проект, 15 марта изготовлен первый образец, названный «Адамом». 29 марта сверхмалая лодка вышла на испытания.

22-27 августа 1944 г. флотилия «К» одноместных погружающихся «Биберов» была переброшена в Фекан. В ночь с 29 на 30 августа 18 «Биберов» вышли атаковать корабли противника в устье Сены. С трудом преодолевая 4-бальный шторм до расположения кораблей противника добрались двое – лейтенант Дозе и старшина-радист Беш. Ими было потоплено одно десантное судно и одни транспорт типа «Либерти». 31 августа Фекан был оставлен, большую чэсть оборудования отряда «К» пришлось уничтожить.

Использование «Биберов» по сути оборвалось в феврале 1945 г., когда, при невыясненных обстоятельствах, в Роттердамском порту собственная торпеда уничтожила почти нею флотилию. Не состоялось и планировавшееся нападение на Мурманск из-за неудовлетворительного технического состояния «Биберов» .

image68

Подводная лодка «Зеетойфель»

image66                                                                      Компоновочная схема лодки «Бибер»

1 – горизонтальный руль; 2 – вертикальный руль; 3 – цистерна главного балласта; 4 – бензиновый двигатель; 5 - баллоны с кислородом и воздухом; 6 – перископ; 7 – топливная цистерна; 8 – носовая проницаемая оконечность; 9 – аккумуляторы; 10 – электродвигатели;  11  – вал с винтом;

Наряду с проектированием боевых сверхмалых подводных лодок в Германии в последний период войны предпринимались попытки использовать и специальные подводные лодки, предназначенные Для доставки легководрлазов-диверсантов. Одним из таких средств была сверхмалая подводная лодка «Зеетойфель» с гусеничным движетелем. Эта лодка могла самостоятельло спускаться на воду в любом месте побережья и по мере необходимости выходить на берег. (Как тут не вспомнить первые применения «негеров», когда часть торпед не удалось спустить по пологому песчаному мелководью!) Вооружения лодки состояло из двух торпед или мин. Кроме того, для защиты на суше на лодке предполагалось установить пулемет или огнемет, При опробовании опытного образца «Зеетойфель» выяснилось, что дизель очень слаб, а гусеницы слишком узки, так что на мягком грунте лодка застревала и не могла двигаться вперед.

image69

                                                                             Компоновочная схима лодки «Валрос»

1 – вертикальный руль; 2 – редуктор; 3 – электродвигатель; 4 – дизель; 5 – перископ; 6 – шахта входного люка; 7 – койки; 8 – аккумуляторы; 9 – центральный пост; 10 – торпеды

В целях дальнейшего улучшения тактико-технических элементов сверхмалых лодок и обеспечения большего оперативного радиуса их действия в конце войны в Германии была спроектирована подводная лодка «Валрос». Проект предусматривал постройку однократной подводной лодки с булями. Прочный корпус ее имел диаметр около 1900 мм, длину 11.8 м был разделен на три отсека:

  • носовой жилой, в котором располагались койки для личного состава, плитка для подогрева пищи;
  • отсек  центрального  поста, где были сосредоточены все органы управления;
  • кормовой моторный отсек, в котором размещались 8-цилиндровый автомобильный дизель и гребной электродвигатель,

Вооружение «Валроса» состояло из двух торпед, однако в отличие от построенных ранее лодок они располагались выше ватерлинии, что позволяло принимать торпеды на плаву.

Несмотря на то, что лодки типа «Валрос» построены не были, иностранные специалисты считают, что эти субмарины могли стать лучшими сверхмалыми подводными лпдками, поскольку на ним удалось обеспечить высокие мореходные качества, достаточно большую автономность (около 10 суток) и большой оперативный радиус действия при весьма ограниченном водоизмещении и при малой численности личного состава (5 чел.). Видимо, именно эта подводная лодка послужила прототипом заложенных в Испании в 1958 г подводных лодок типа «Тибурон».

image70

                                                                         Эмблемы немецких подводных лодок.

Существует версия, что в последние дни апреля Адольф Гитлер, опасаясь, что охранявший его бункер эсэсовцы выдадут его наступавшим войскам в обмен на свое помилование, попросил у адмирала Деница охрану из бойцов отряда «К». В добровольцах дефицита не было, но самолет с морскими диверсантами уже не мог приземлиться а Берлине... Несмотря на ореол романтического восхищения, которым окружены в западной литературе подводные диверсанты и их сверхмалье подводные лодки, можно с уверенностью сказать, что ни спасти Гитлера в последние дни войны, ни выиграть «Битву за Атлантику» на своих мини-лодках они никак не могли.

Итоги развития Балтийского флота за 1920-1939г.г.


Оценивая итоги развития Балтийского флота за 20 предвоенных лет (1920-1939 гг.), следует отметить, что он (как и весь Военно-морской флот СССР) прошел за это время, по крайней мере, 3 этапа. Первый этап (1921 -1926 гг.) характеризовался...

Лидер, Австралия

Тип «Scott»

1 единица в RAN

«Stuart» (1918) — лидер, с 1944 г. — УК x 1947

1530 т, 36 уз., 5x120, 1x76, 2x40, 6 ТА-533.

Корабль типа «Scott» явился глубокой модернизацией лидеров типа «Lightfoot» постройки 1914 г. Корпус претерпел минимальные...

Потери подводных лодок в 1942-1943 гг.


В ответ на укрепление обороны Северной Атлантики подводные лодки были переброшены в другие моря и океаны в надежде, что там
противолодочная оборона была не столь организованной. К сожалению для немцев, в тех водах не только эскортные корабли, не и...

Боевая деятельность финского флота в ходе войны, ПВО Финляндии

Впрочем, опасения советского военно-морского командования относительно возможных действий финских ВМС не оправдались. На протяжении всей войны финский Флот побережья (Rannikkolaivasto) вел себя достаточно пассивно. Броненосцы береговой обороны...

Броненосцы береговой охраны, Финляндия

 


Тип «Väinämöinen»

2 единицы

«Väinämöinen» CV 8.1929 28.12.1930 12.1932 В 1947 продан СССР

«Ilmarinen» CV 8.1929 9.7.1931 9.1933 Погиб 13.9.1941

3900 (станд.) т; 93 (между перпендикулярами)х16,9х4,5 м; 2 ДЭ, 6000 л.с., 15 уз., 93 т...
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!