Формальный повод для объявления войны

Адмиралы Австро-Венгерского флота понимали, что основная сила Империи — её значительные сухопутные вооруженные силы, а флот всегда будет на вторых ролях. Поэтому к определению его состава приходится подходить особенно тщательно. Когда в начале века подводные лодки стали превращаться в боевые корабли, среди прочих стран на них обратили внимание и австрийские моряки. Уже в 1902 году в Америку на ознакомление с субмаринами Голланда поехал австрийский морской офицер в чине лейтенанта. Ему не повезло, 28 апреля 1902 года лейтенант пострадал при взрыве на субмарине «Holland № 10».

Поскольку мало кто из моряков верил в большие возможности нового класса кораблей, австрийцы так же не торопились. Только в 1906 году утверждена первая программа постройки субмарин в количестве 6 единиц. Причем поступили достаточно осторожно - две построили на верфи в городе Пола собственными силами, но по чертежам американской фирмы «Лэк и К°», две заказали крупповской верфи «Германия», а последние две — верфи «Уайтхед» в Фиуме, но уже по лицензионным чертежам фирмы «Электрик Боут Компани» (Голландовские субмарины). Вся судостроительная программа носила как бы полуэкспериментальный характер.

Получив и опробовав новостройки, моряки решили, что немецкие лодки лучше всех, и в 1912 году заказали сразу пять однотипных субмарин той же верфи «Германия». Это были уже солидные субмарины с подводным водоизмещением в 900 тонн, т. е. в три раза больше имеющихся. Их начали постройкой в 1913 году. В октябре 1914 года лодки реквизировали германские власти и уже как немецкие U 66 - U 70 их в июле — сентябре 1915 года сдали кайзеровскому флоту.

Таким образом, Австро-Венгрия вступила в Первую Мировую войну с шестью малыми подводными лодками.

Основным противником австрийцев в первое время был французский флот, который активно использовал подводные лодки, расположив их у крупных портов. Австрийцы повели ответную подводную компанию с соблюдением норм международного права и до конца 1914 года могли похвастаться лишь неудачными атаками французских крейсеров «Waldeck Rousseau» (17 октября у Катарро) и «Juleus Ferri» (2 ноября) и повреждением нового французского дредноута «Jean Bart» (21 декабря в Отрантском проливе). Надо отметить, что в атаку 17 октября выходили U 3 и U 4. Вторая не успела выпустить торпеды, но, вероятно, это — первая в мире попытка групповой атаки.

Италия входила вместе с Германией и Австро-Венгрией в т. н. Тройственный Союз, созданный в противовес Англо-Франко-Русской Антанте. Однако, когда начались военные действия, итальянское правительство заявило, что оно сохраняет нейтралитет, поскольку война, начатая Австро-Венгрией, носит агрессивный характер, который не соответствует оборонительному характеру Тройственного Союза.

Постепенно стало ясно, что быстрого успеха у бывших союзников не получилось, а экономическая мощь стран Антанты, скорее всего, обеспечит им победу. Итальянцы решили, что воевать нужно обязательно и, конечно, на стороне победителей. 23 мая 1915 года официально начались боевые действия против Австро-Венгрии. Германии война не объявлялась.

Немцы ещё до этого решали вопрос, как помочь союзному австрийскому флоту. Конечно, надводный корабль прийти на Средиземное море не мог.

Подводные лодки успешно воевали в английских водах, и переход их на Адриатику требовал подтверждения целесообразности такого рискованного шага. В конце апреля 1915 года U 21 вышла в дальний поход с задачей помочь туркам бороться с английскими и французскими кораблями у пролива Дарданеллы. По дороге эта лодка зашла для ремонта в австрийский порт Катарро. Одновременно, вспомнив, очевидно, опыт русско-японской войны, решили отправить некоторые субмарины по железной дороге.

Опыт первых военных месяцев привел к созданию двух проектов малых субмарин, которые потом получили много оригинальных прозвищ -«железный головастик», «швейная машинка Кайзера» и т. д. Это прибрежные торпедные лодки типа UB I (142 тонны подводного водоизмещения, два носовых торпедных аппарата) и минные заградители типа UC I (183 тонны и 12 мин). Интересно отметить, что такой эксперимент больше не повторяли, все минные заградители других типов оснащались и торпедным оружием.

Каждая лодка имела экипаж 14 человек (из них лишь один офицер) и перевозилась разобранной на трех железнодорожных платформах. Субмарины отправляли на верфь в городе Пола, где их собирали и испытывали всего за 14 дней. Спешка спешкой, а конструкцию продумали хорошо, как и организовали процесс сборки.

Чтобы избежать путаницы, нужно иметь в виду одно обстоятельство. Австрийские лодки, как и немецкие, не имели названия, а только боевой номер. Часть лодок, привезенных по железной дороге, сразу передали австрийскому флоту, и они получили австрийский номер, часть оставалась в составе германского флота и сохранила старое наименование. Чтобы не запутаться самим, в сентябре 1916 года ввели правило, по которому любая немецкая лодка, прибывшая на Средиземное море, получает австрийский номер, т.е. не может быть двух U 20 или U 30. Далее в тексте австрийский номер дается в скобках.

Испытательно-боевые походы после сборки лодки выполняли с немецкими  и смешанными экипажами. В первом же пробном походе на UB 15 10 июня 1915 года обер-лейтенант Хейно фон Хеймбург в Венецианском заливе заметил итальянскую субмарину «Medusa» и торпедировал её. В следующем походе на UB 14 (U 26) этот же подводник 7 июля потопил итальянский крейсер «Amalfi», а в следующем месяце ушел на этой субмарине в Константинополь.

Вместе с тем Италия и Германия не находились в состоянии войны с юридической точки зрения!

Убедившись, что Средиземноморский театр военных действий - перспективный район, командование Кайзермарины отправило туда морским путем большие лодки U 34, 35,33,39 и 38 (номера в порядке прибытия).

В сентябре 1915 года союзники решили уменьшить подводную угрозу установкой поперек пролива Отранто барража из противолодочных сетей, которые несли траулеры и дрифтеры. Охраняли эти маленькие суденышки дозором из итальянских, французских и английских эскадренных миноносцев. Австрийцы не очень старались выйти из Адриатики в Средиземное море, на прорыв шли в основном немецкие лодки. Вместе с тем, сточки зрения закона, итальянский военный корабль не имел права атаковать немецкую субмарину. Сами немцы меньше обращали на это внимания.

Командир U 38 капитан-лейтенант Макс Валентинер 7 ноября 1915 года встретил итальянский пассажирский пароход «Аnсоnа» (8210 брт) и после его остановки, подняв австрийский флаг, обстрелял из орудия спасательные шлюпки, погибло 208 человек.

После этого инцидента итальянские корабли получили приказ — атаковать все подводные лодки за исключением тех, которые точно опознаны как свои. Случай с австрийским флагом был не первым. Немцам не хотелось выдавать свою национальную принадлежность и заставлять Италию вступить в войну, получив еще одного врага.

Подводные минные заградители действовали во многих районах, в том числе и на Адриатике. В частности, UC 12 (U 24) поставила два заграждения 15 и 23 февраля 1916 года у Дураццо, и еще одно 2 марта —у Бриндизи. На нем подорвались два английских траулера.

13 марта обер-лейтенант Френер повел свой корабль на очередную операцию и не вернулся. Причиной гибели лодки послужил способ постановки ею мин. В германском флоте минные заградители малого водоизмещения оборудовались трубами, наклоненными к корме под углом 24 градуса. Когда в подводном положении нижние концы труб открывались и отдавались особые стопора, струи воды толкали мину к нижним отверстиям труб, облегчая постановку. Лодки ставили мины «под себя» и, если корпус немного проседал по какой-то причине, возникала серьезная угроза попасть на свою только что поставленную мину. Так погибли UC 9, UC 12, UC 32, UC 44, UC 42, причем последняя — в сентябре 1917 года. Без сомнения, число погибших «от своей руки» было большим, просто причины гибели остались неизвестны, и корабль попал в графу «пропавшие без вести».

Френер вышел в море в понедельник, да ещё 13-го числа и ему, естественно, не повезло. 16-го числа дозорные корабли у Таранто зафиксировали мощный взрыв в глубине, причем там, где союзники мин не ставили. Место происшествия находилось близко от берега. Водолазы достаточно быстро нашли на дне погибшую лодку и подняли на поверхность её содержимое. Впоследствии, в декабре 1916 года, подняли и саму лодку, отремонтировали и зачислили в списки итальянского флота как X 1. Ввели её в строй 13 апреля 1917 года, а после окончания войны, 6 мая 1919 года, сдали на разборку. Вероятно, приобретение не было особенно ценным.

Однако осмотр поднятого с лодки позволил ответить на многие вопросы. Определили, что экипаж состоял из немцев, построен корабль верфью «Везер» в Бремене, субмарина перевезена в Полу и там собрана. На борту лодки нашли вахтенный и исторический журналы, из которых становилось очевидным, что германский флот ведет активные боевые действия против Италии. Особенно потрясла итальянцев находка на борту двух военно-морских флагов - немецкого и австрийского.

Опубликование в печати всех этих деталей вызвало большое возмущение общественности. Вслед за этими событиями последовало 27 августа 1917 года — день формального объявления Италией войны Германии.

Так погибшая субмарина сыграла роль причины для объявления войны.

Прерыватели заграждений, Германия

114 единиц
Sp-24 (6. Sp-A, б. «Waldraut Horn»): 8222 т (полное)/3995 брт; 103,3x14,88x7,35 м; 2 диз., 2500 л.с.; 13 уз.; 12 300 (9) миль. 2x1–105-мм/45, 3x2–37-мм; 6x1–20-мм/65;

Sp-177 (6. «Kepler»): 1236 брт; 72,4x11,02x4,65 м; 1 диз., 800 л.с.;...

Сторожевые катера, Великобритания

Тип «Fairmile A»

7 единиц

ML-100ML-111. (1940)

50 т (по др. данным — 57 т), 22-25 уз., 1x47, 2 пул., 12 ГБ.
С 1942 г. переклассифицированы в МЗ: 1x47, 3x20, 6-9 мин.

Использовались как эскортные корабли в прибрежных водах. Потери: 4 ед.

Тип...

Тральщики, США

Типы «Raven» и «Auk»

70 единиц

Тип «Raven» (спущены на воду в 1940 г.): АМ-55 «Raven» (NNY) и АМ-56 «Osprey» (NNY, погиб 5.6.1944)

Тип «Auk» (спущены на воду в 1941–1945 гг.): АМ-57 «Auk» (NNY), AM-58 «Broadbill» (DS), AM-59 «Chickadee» (DS),...

Канонерские лодки, СССР

Тип «Храбрый»

1 единица

«Красное Знамя» — бывш. «Храбрый» (1897,1915) — до 15.03.40 — УК. +17.09.42 (по др. данным — 16.11.42) на рейде о. Лавенсаари торпедирована и потоплена фин. ТКА «Syoksy», «Vinha», «Vihuri». Поднята 15 (13 ?).11.43,...

Ледоколы, США

Тип «Wind»

5 единиц

WAG-278 «Northwind» (WPS, 28.12.1942 — в 1945 передан СССР), WAG-279 «Eastwind» (WPS, 6.2.1943 — искл. в 1968), WAG-280 «Southwind» (WPS, 8.3.1943 — в 1945 передан СССР), WAG-281 «Westwind» (WPS, 31.3.1943 — в 1945 передан...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!