Испытания по живому

Когда в СССР в конце 20-х годов развернули подводное кораблестроение, то никто не сомневался, что субмарины должны собираться на заклепках, как и все остальные корабли. Конечно, не обходилось без накладок: у первой лодки Д-1 прочный корпус с очень большими техническими сложностями выполнили по обводам подобно легкому корпусу и только тогда, когда разрабатывали серию минзагов «Ленинец», пришли к пониманию того, что прочный корпус можно сделать просто в виде трубы. Корабли морских глубин клепались не так быстро, но прочно. Пока строились большие и средние лодки первых серий, все было в порядке, однако, когда перешли к лодкам малого водоизмещения, планы их строительства наметили такие грандиозные, что фактор времени постройки стал одним из сдерживающих факторов. К середине 30-х годов электросварка перестала быть диковинкой, но все же мысль о том, что боевой корабль, да еще подводный, можно не склепать, а сварить, не сразу пробила себе дорогу. Хотя уже в 1934 году американская верфь «Электрик Боут Компани» в Протоне сдала флоту субмарину SS 171 «Cuttlefish», которая имела сварной корпус, систему кондиционирования воздуха, опреснитель и т. д., т. е. все черты современной океанской лодки.

Сварка обещала существенное сокращение сроков постройки. Каждую заклепку необходимо было нагреть до высокой температуры, вставить в отверстие и вручную расклепать молотом. Правда, позднее стали применять специальный пневматический инструмент, но труд оставался очень тяжелым и малопроизводительным. К тому же сварка обещала еще один большой плюс — серьезное снижение веса корпуса за счет исчезновения многих сотен тяжелых заклепок. Например, вес заклепок на судне типа «Либерти» достигал 600 тонн.

Однако сами подводники хорошо помнили, что одним из самых действенных противолодочных средств остается глубинная бомба. В конце Первой Мировой войны корабли стран Антанты не жалели бомб, но повредить, не говоря о том, чтобы уничтожить, лодку удавалось далеко не всегда, хотя и в Первую и во Вторую Мировые войны зафиксированы случаи, когда для потопления лодки требовалась 1 (одна) глубинная бомба, это как раз исключение, подтверждающее общее правило.

Советские подводники впервые почувствовали на себе силу этого оружия во время гражданской войны в Испании (применение англичанами глубинных бомб на Балтике в 1919 году носило эпизодический характер). Противник располагал достаточным запасом глубинных бомб, но ни одна лодка не была потоплена таким способом, склепанные корпуса выдержали еще один боевой экзамен.

Чтобы снять все вопросы, решили провести натурные испытания частей подлодок реальными взрывами глубинных бомб. Для испытаний отобрали сварной носовой торпедный отсек, построенный ранее для особых испытаний в доковой камере внешним давлением. Он был выполнен по конструкции, идентичной носовому отсеку подлодки типа XII. Второй отсек построили специально для задуманных испытаний. Он представлял собой цилиндрическую конструкцию, 5 шпаций сварные, а 5 - клепаные, набор прочного корпуса лодки типа М XII серии. Отсек построил завод № 196 по особому заказу в 1938 году.

План испытаний утвердили приказом Наркома ВМФ от 31 марта 1938 года за номером 004 и определили их провести осенью того же года на Черном море. Программа намечена очень обширная — подрыв глубинных бомб, а затем и противолодочных мин, причем как АГ, так и АГСВ, еще находящихся в стадии разработки. Бомбы подвешивали на тросе, который укреплен на двух рейдовых бочках, боеприпас выбрали марки ББ-1 с весом заряда 130 кг.

Первым испытывали носовой отсек, в нем установили много оборудования: аккумуляторные батареи, электроосвещение, широкий спектр приборов - амперметры, вольтметры, манометры, тахометры, фонари и т. д. Часть приборов устанавливали по штатной схеме, а часть - на специально разработанных амортизаторах.

В первом опыте отсек установили на глубине 40 метров и бомбу на той же глубине на расстоянии 40 метров от отсека. Взрыв произвели в 23.20 1 сентября. Подняли «объект» на поверхность только 16 числа. Повреждения незначительные — небольшие трещины по сварке, внутри за две недели воды набралось до уровня деревянного настила под аккумуляторами. Часть приборов вышла из строя, но на амортизаторах все остались целы, обнаружены минимальные повреждения сферической кормовой переборки и небольшая деформация низа торпедных аппаратов. 5 октября в 21.00 взорвали бомбу в 20 метрах от отсека. Система крепления выдержала удар, и отсек подняли сразу. Хотели произвести взрывы в 40, 30 и 20 метрах от отсека, затем в 10, а после отрабатывать боевые части противолодочных мин, установив их в 50 и 35 метрах. На завершающем этапе планировали разместить мины в 35 метрах над и под «целью». Однако не все вышло как хотелось, поднятый отсек представлял собой печальное зрелище. В левом борту пробоины 0,5 и 0,3 кв. метра, причем первая — это разрыв цельного металла по длине один метр. Разрушен кормовой люк и почти все приборы, кормовая переборка вдавлена внутрь отсека. Однако сварные швы целы.

Осмотрев сильно деформированный отсек, дальнейшие испытания над ним решили прекратить.

В октябре, 17-го числа, продолжили взрывные «работы» над цилиндрическим отсеком. Первый взрыв бомбы произведен в 40 метрах и разрушений не причинил. Во втором случае бомбу поместили под углом 5 градусов от отсека в 30 метрах. Отсек остался цел, но наблюдалась небольшая фильтрация воды через заклепки.

После перерыва, вызванного ремонтом отсека, 20 ноября взорвали бомбы в 25 и 20 метрах, снова небольшая фильтрация воды по заклепкам. 22 ноября повторили опыты с теми же результатами. Зато 25 ноября, когда ББ-1 рванула в 10 метрах, отсек сразу затонул. Когда его подняли, обнаружили в борту пробоину около четырех метров в окружности. Состояние цилиндра было таким, что решили прекратить дальнейшие опыты. Все стало ясно, сварка вполне выдержала экзамен. Основной вывод - при взрыве в 20 - 25 метрах клепаные соединения немного теряют водонепроницаемость. Однако при взрыве в 10 метрах сварной отсек разрушается больше, чем клепаный, т.к. сварной шов жестче. С другой стороны, при взрыве в 10 метрах от борта наступают такие повреждения, что подводникам уже все равно, в какой лодке они выходили в поход— сварной или клепаной.

Впоследствии перешли к постройке цельносварных лодок, причем не только «малюток», но и субмарин среднего класса, а прогресс техники вскоре сделал клепаный корпус анахронизмом.

Больше у нас испытаний «по живому» не производили, их вполне заменила Вторая Мировая война.

Все же оправдалась поговорка, что новое - это хорошо забытое старое. Для этого нашлись свои причины. В последние десятилетия ведущие морские государства почти отказались от развития дизельного подводного флота. В США, например, принят специальный закон о том, что подводный флот США должен быть только атомный. Когда Израиль попробовал заказать в США субмарины для своего флота, сенат, выделив ассигнования, решил передать строительство в ФРГ.

Понятно, что, при выходе на сцену подлодок с ядерной двигательной установкой, обыкновенная глубинная бомба во многом потеряла свою актуальность, и поэтому была разработана модель с ядерным зарядом, к счастью, ее не применяли ни разу.

Тем не менее количество стран, имеющих в составе своего флота подводные лодки, все время возрастает. Однако число стран, способных проектировать и строить дизельные лодки не так велико, большинство государств покупает готовые корабли. Поэтому при строительстве субмарин новых проектов стараются испытать их как можно более тщательно, имея в виду дальнейший экспорт в другие страны.

В конце 70-х годов Швеция завершила постройку серии из трех субмарин типа «Nacken». Параллельно с этим выдан заказ на разработку новой субмарины проекта А 17 «Vastergotland». Фирма «Кокумс» из Мальме взялась за разработку очень серьезно, причем одновременно разрабатывался экспортный вариант лодки тип А 45, хотя фирма, начав подводное кораблестроение в 1914 году, не построила еще ни одной лодки на экспорт.

Шведский флот изучал проблему влияния ударной волны подводного взрыва на погруженный объект много лет, но испытания проходили на действующих субмаринах.

Учитывая все возрастающую стоимость современного боевого корабля и, естественно, стоимость каждой конструкторской ошибки (такую ошибку могут допустить любые, самые опытные конструкторы, например, когда создавали знаменитую немецкую лодку типа VII, допустили серьезную ошибку, за-хлопки кингстонов на больших глубинах пропускали воду, а поскольку в ходе учений боялись погружаться на большую глубину, дефект выяснили очень поздно, и сколько «семерок» погибло от этого - неизвестно), решили провести испытания по специальной цели. В конце 1977 года построили 11-метровый отсек лодки, диаметром 6 метров и водоизмещением 283 тонны (это больше, чем вся лодка «малютка» предвоенного образца). Отсек получил собственное название — «Стальной Москит» (Steel Moskito или Stalmyggan по-шведски). Отсек насытили аппаратурой: перископ, две торпеды, группа элементов аккумуляторов, системы гидравлики, трубопроводы и т. д. В начале лета 1978 года в Стокгольмском архипелаге провели испытания. «Москит» погрузили на глубину 100 метров. Всего взорвали 21 заряд - с бортов, снизу и сверху. Затем, после снятия всех показаний и диаграмм, отсек поместили на хранение в специально построенный фирмой ангар.

Такая тщательная отработка позволила «Кокумс» получить заказ на строительство серии субмарин А 17 8 декабря 1981 года. Более того, впервые в истории фирмы был получен зарубежный заказ.

Австралия, решив построить для своего флота 6 новых лодок, остановилась на шведском проекте «Тип 471», который обещал дать одну из самых современных дизельных субмарин в мире. Однако пока постройка идет не так гладко, как хочется и шведам и австралийцам. Вероятно, что это сказалось на решении пакистанцев не приобретать шведские лодки для пополнения своего флота, хотя шведы очень старались их заинтересовать.

Пехотно - десантные корабли, США

Большие пехотно-десантные корабли

Тип LCI(L)

1098 единиц
(включая поставленные по ленд-лизу)

LCI(L) 1-я серия: LCI(L)-1LCI(L)-350 (кроме номеров, приведенных ниже).

LCI(L) 2-я серия: LCI(L)-351 - LCI(L)-1098 (кроме номеров, приведенных ниже).

...

Сторожевые корабли, Дания

«Hvidbjørnen» (1929) — 29.08.43 захвачен немцами, герм. «Dorsch».

1050 т, 14, 5 уз., 2x87, 2 пул., 1 сам.

«Ingolf» (1934) — 29.08.43 захвачен немцами, герм. «Sleipner».

1180 т, 16, 5 уз., 2x120, 2x57, 2x20, 1 сам.

«Hejmdal» (1935) — 29.08.43...

Охотники за подводными лодками, Германия

Тип Uj-201

17+8 единиц

Uj-201 (б. «Egeria», CRDA, 15.2.1943/3.7.1943/28.1.1944 — погиб 29.4.1944),

Uj-202 (б. «Melpomene», CRDA, 25.3.1943/29.8.1943/1944 — погиб. 1.11.1944),

Uj-205 (б. «Colubrina», Br, 14.3.1942/7.12.1942/11.1.1944 — погиб...

Минные заградители, США

Тип «Oglala»

1 единица

СМ-4 «Oglala» (Crp, 1907 — искл. в 1946)

Стандартное — 3746 т; 117,7x15,9x4,8 м; 2 ПМУ, 8 ПК, 7000 л.с. 14 уз., 400 т угля и 160 т нефти. Эк. 314 чел. 5x1–76-мм/50, 4x1–12,7-мм пул, мины.

Бывший пассажирский лайнер...

«Малышев» по-немецки

На страницах сборников «Тайны подводной войны-1» и «Субмарины на войне-4» уже упоминалось о том, как в 1942 году по «сигналу» комиссара североморской Щ-422 её возвратили из боевого похода, а командира корабля капитана 3-го ранга А.К.Малышева...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!