Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Итальянские сверхмалые подводные лодки и их судьба | Субмарины на войне
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Итальянские сверхмалые подводные лодки и их судьба

Италия явилась первой в мире страной, которая приступила к проектированию и строительству сверхмалых подводных лодок. Сверхмалыми принято считать те, водоизмещение которых 100 тонн и менее. Итальянских моряков подвигли на такое мероприятие особые обстоятельства. Италия, Австро-Венгрия и Германия в начале века составляли Тройственный союз, но с началом Первой Мировой войны итальянцы не стали воевать, а к весне 1915 года решили, что выступят против Австро-Венгрии. К тому времени уже почти год шли боевые действия на Адриатическом море между англичанами, французами с одной стороны и австрийцами с другой. Основой военно-морской мощи в то время считались линкоры. Однако в боях участвовали миноносцы, эсминцы, подводные лодки, иногда крейсера. Выход в море линкора любой воюющей стороны превращался в целое событие. Австрийские корабли стояли в базах, причем по мере достижения подводными лодками все больших успехов, противолодочная оборона этих баз все более усиливалась прожекторами, сетями, бонами и т. д.

Итальянцы, желая как-то снизить потенциал австрийского флота, перешли к систематическим ударам по базам, причем с широкой импровизацией силами и средствами. Так появились торпедные катера, штурмовые катера на гусеницах, которые должны были, по идее, переползти на этих гусеницах через боны, и т. д.

Среди прочих экзотических вооружений созрела идея сверхмалой подводной лодки.

Первые шесть лодок типа А построены в 1915-1916 годах на верфи в Специи. Они были однокорпусными с балластными цистернами внутри корпуса, вооружение - две торпеды в наружных решетчатых аппаратах. Для движения использовался электромотор, работающий от аккумуляторов. В надводном положении 37-тонная лодка могла пройти 12 миль со скоростью 6 узлов, в подводном положении - лишь 8,5 миль со скоростью 4-5 узлов. Экипаж - 4 человека. Тактика использования этих кораблей предполагала нанесение удара из засады. В район засады их буксировали миноносцы. Принимая во внимание очень малую боевую ценность серии А, итальянцы уже в конце 1915 года приступили к созданию серии В из трех единиц. Водоизмещение возросло до 46 тонн, за счет установки дизельного двигателя дальность плавания увеличилась до 128 миль (6,9 узла), а под водой - за счет электродвигателя в 50 л.с. субмарина могла пройти 9 миль на скорости 5 узлов. Две торпеды калибром 450 мм помещены в прочном корпусе, глубина погружения не изменилась -50 метров. Конечно, серия В технически оказалась более совершенной и более боеспособной, но каких-либо реальных успехов все сверхмалые лодки не имели и уже в 1918 году были разоружены и позднее пошли на слом.

Хотя сверхмалые лодки в прошедшей войне себя никак не проявили, саму идею итальянцы не забыли.

Авиастроительная фирма «Капрони» построила в инициативном порядке две субмарины, получившие, как и раньше, не названия, а номера - СА 1 и СА 2. Первая буква взята или от названия фирмы (Caproni) или от итальянского слова costiero (прибрежная).

Флот провел испытания лодок в Венеции и Специи с 1938 по 1940 год, но на вооружение их не приняли. Надстройка имела в высоту всего 0,85 метра, и мореходные качества оставляли желать много лучшего, причем сильная и резкая качка очень утомляла экипаж. Система пуска торпед отличалась ненадежностью. Фирма переработала проект, но сильно улучшить неудачный корабль не удалось. Уже в 1942 году СА 1 и СА 2 переоборудовали для применения в чисто диверсионном варианте, избрав оружием 8 подрывных зарядов по 100 килограмм или 20 химических бомб. Испытания модернизированных лодок закончились подтверждением русской пословицы о том, что «горбатого могила исправит».

В следующем году фирма с учетом выявленных недостатков построила два улучшенных корабля — СА 3 и СА 4. Лодки имели булевые цистерны для повышения мореходности и носовые горизонтальные рули. Вооружение осталось все тем же, но заряды подвесили над цистернами, чтобы лодка могла лечь под дно корабля и их сбросить. Очень большим недостатком являлось отсутствие двигателя надводного хода. Не совсем понятно, зачем при модернизации сняли дизель в 60 л.с. Лодка двухузловым ходом могла пройти 70 миль. Доставлять к месту атаки «бомбоносицу» должна была большая лодка. В 1942 году итальянцы экспериментировали с океанской субмариной «Leonardo Da Vinci». На место снятого носового орудия на специальных упорах помещалась СА 2. Это «сооружение» называлось «Кенгуру». Планировалось, что «мама» доставит лодку к берегам Америки, гдеСА2 проведет диверсию на рейде Нью-Йорка. Срок операции - декабрь 1943 года. Капитуляция Италии прервала эту затею. Лодка СА 2 так и осталась на месте испытаний в Бордо, где ее затопили немцы в 1944 году при оставлении города. Французы подняли её в 1949 году и сдали на слом. Все остальные СА затопили при капитуляции в Специи в сентябре 1943 года. По некоторым сведениям, к атаке на Нью-Йорк планировалось привлечь и лодки СВ.

Эти лодки являлись серийными кораблями. Их хотели построить ни много ни мало, а 72 единицы, хотя построено гораздо меньше. История их создания такова. По инициативе и по проекту инженера Спинелли фирма «Капрони» начала строить серию из 6 лодок, получивших наименование СВ. Они имели целевое назначение — противолодочная оборона крупных портов и военно-морских баз. Чтобы создать субмарину, имеющую реальную боевую ценность, выбрали полуторакорпусную конструкцию с раздельными двигателями надводного и подводного хода, носовые обводы выполнили с широким развалом для улучшения мореходности. В корме стоял крестообразный руль, т. е. вертикальный и горизонтальный вместе. Любопытно, что на современных лодках пришли к такому же решению. Вооружение лодки спроектировано так же не совсем обычно — два торпедных аппарата калибра 450 мм, стреляющие в корму. Торпеды наполовину выглядывали из аппаратов, размещенных над ватерлинией, конечно, их могло повредить волной или при швартовке, но если бы аппараты разместили ниже ватерлинии, то для их перезарядки необходимо было бы поднимать корабль из воды, что требовало обязательного наличия плавучего крана 50-тонной грузоподъемности. Водоизмещение лодки — 45 тонн. Дальность плавания надводная достигала 1400 миль 5-узловым ходом, или 50 миль под водой ходом 3 узла. Глубина погружения - 55 метров, предельная - 80. Проектная автономность - 10 суток (фактическая - не больше 4). Из-за плохих условий обитания 3—5 человек экипажа уже к 4-му дню теряли значительную часть боеспособности. Установленный на лодке гидроакустический комплекс давал неплохие шансы «лиллипуту» услышать издалека дизели вражеской субмарины и атаковать неожиданно. Как правило, для потопления субмарины хватало и одной торпеды, т. е. боекомплект СВ позволял надеяться реально на победу. Быстро изготавливаемые, недорогие лодки понравились морякам. Суб-'марины приняли на вооружение и составили план развертывания 12 соединений по 6 единиц в каждом.

Фирма рассчитывала выполнить всю программу примерно за год, изготавливая 6-7 «бортов» в месяц. Однако военные трудности сорвали выполнение программы. Тем более, что флот, приобретя первые шесть лодок, заказывал остальные совсем не так интенсивно, как ожидалось. СВ 7,8 готовы к концу 1941 года; СВ 9, 10 — к 19 февраля 1942 года. Через четыре дня, 23 февраля, заказаны СВ 11 -16. Вступившие в строй СВ 7 и СВ 8 передали школе учебного плавания в городе Пола. Следующий заказ - обширный - последовал только в марте 1943 года, к этому времени угроза со стороны английских субмарин резко возросла, и хотели её отчасти парировать целой тучей «малышей». Заказаны СВ 17 - СВ 57. Лишь к августу 1943 года, наконец, собрали 6 лодок для второго соединения, которое направили в Таранто для обороны этой важной базы.

Построено немногим более 20 лодок. Первая флотилия, получившая номер 11 (СВ 1—СВ 6), предназначалась для противолодочной обороны Неаполя и Салерно. По некоторым сведениям лодки успели выполнить несколько учебно-боевых выходов без каких-либо результатов.

В апреле 1942 года всю флотилию погрузили на платформы и отправили на Черное море (о действиях этих лодок на Черном море см. «Тайны подводной войны-1», Львов, 1995, с. 60—67, «Тайны подводной войны-4», Львов, 1996, с. 18, 25—26). Опыт эксплуатации лодок СВ привел к созданию двух проектов. Водоизмещение увеличили вдвое, и новые субмарины можно считать уже чем-то вроде подлодок малого водоизмещения. Субмарина СМ (114 тонн водоизмещения) могла пройти 2000 миль 9-узловым ходом над водой и 70 миль на скорости 4 узла под водой. Рабочую глубину погружения увеличили до 80 метров, максимальная скорость над водой - 14 узлов. Вооружение - два торпедных аппарата в прочном корпусе, экипаж восемь человек. СС принципиально не отличалась от СМ, но торпедных аппаратов имела три и немного большую скорость. Их начали строить в 1943 году по 3 единицы каждого типа, хотя планы наметили очень большие: СМ - 19 единиц, СС — 34 единицы.

В сентябре 1943 года Италия вышла из войны, заключив перемирие с союзниками. Первое соединение лодок (СВ 1—6) осталось в Румынии, второе (СВ 7—12) сдалось союзникам в Таранто и активно использовалось ими для обучения экипажей противолодочных кораблей. История остальных лодок гораздо интереснее. Стремясь не допустить выхода Италии из войны, немцы оккупировали часть её территории. На этой захваченной части создали марионеточное государство «Република Сочиале Итальяно» (РСИ), или как её еще называли по наименованию столицы, - Республика Сало. Во главе был поставлен спасенный немецким диверсионным отрядом Скорцени, бывший Дуче, а ныне — президент Бенито Муссолини. Все лодки строились в Монфальконе, и немцы, захватив этот город, естественно, захватили и субмарины. Наиболее готовые, по СВ 26 включительно, перешли под контроль немцев, остальными номинально владели моряки Республики Сало. Затем им передали часть лодок и немцы, поскольку не особенно знали, что с ними делать. Итальянцы смогли достроить некоторые по СВ 22 включительно. Все они действовали в Адриатическом море.

Каких-либо сведений о их успехах не имеется, хотя они и выходили в море с боевыми задачами.

Лодки СС так и остались до конца войны небоеспособными, хотя СС 1 успели спустить на воду. СМ 1 и СМ 2 официально включили в состав Кригсмарине. Когда СМ 1 под наименованием UIT 17 немцы достроили и испытали, им хватило нескольких дней, чтобы понять боевую ценность корабля и передать её итальянцам из флота РСИ. Работа над лодками упорно продолжалась, когда СМ 2 (UIT 18) повредило при авианалете в мае 1944 года, её отремонтировали и все-таки спустили на воду. СМ 3 осталась на стапеле.

Результат всей этой активности оказался близким к нулю.Как боевые субмарины, даже стотонные лодки не обладали необходимым потенциалом, для транспортировки диверсантов - великоваты. Действия субмарин союзников в конце 1944 - 1945 годов уже не достигали такого размаха, как ранее. Судоходство стран Оси в бассейне Средиземного моря становилось все менее интенсивным, не случайно многие лодки - английские и французские - стали оперировать в районе Эгейского моря. К тому же моральное состояние экипажей оставляло желать много лучшего, не случайно на СВ 16 в январе 1945 моряки застрелили командира и выбросили лодку на берег в районе, занятом англичанами. Раньше такое и представить себе не могли.

Реальным результатом действий сверхмалых лодок в противолодочной сфере можно считать потопление 28 июня 1943 года в Каламитском заливе Черного моря южнее мыса Тарханкут подлодки Щ-203 и возможное потопление субмарины С-32 26 июня 1942 года у Севастополя. Вероятно, определенное количество специальных операций по транспортировке диверсантов в 1943 - 1945 годах лодки СВ выполнили, но каких-либо серьезных успехов эти акции не имели.

Опыт боевого использования сверхмалых подлодок с торпедным вооружением резко снизил интерес к ним. Только в Испании в 50-е годы построены две лодки типа «Foca» и две - «Tiburon», вооруженные торпедами.

Сейчас в Италии строятся на заказ многим странам сверхмалые лодки серии «Cosmos», они могут нести две торпеды вне прочного корпуса, но их основное назначение, как и других сверхмалых лодок,- транспортировка боевых пловцов.

Итальянские сверхмалые подводные лодки постройки 1915 — 1945 года

Тип А (1915-1916) - 4 единицы, 37 тонн водоизмещения. Сданы на слом после окончания Первой Мировой войны.

Тип В (1916) - 5 единиц, 46 тонн водоизмещения. Сданы на слом после окончания Первой Мировой войны.

Тип СА (1938) - 2 единицы, 16,4 тонны водоизмещения. В 1942 году прошли модернизацию.

Тип СА (1942) - 2 единицы, 14 тонн водоизмещения. СА 1, СА 3, СА 4 затоплены в Специи в сентябре 1943 года.

СА 2 затоплена в Бордо в 1944 году, поднята в 1949 году и сдана на слом.

ТипСВ (1941-1944) - 66 единиц, 45 тонн водоизмещения. СВ 1, СВ 2, СВ 3, СВ 4 захвачены в Констанце 30 августа 1944 советским десантом и зачислены в состав Черноморского флота какТМ 4, ТМ 5,ТМ 6,ТМ 7 соответственно. Сданы на слом в 1955 году. СВ 6 повреждена в Констанце при авианалете в августе 1944 года и сдана на слом, СВ 5 потоплена в Ялте торпедным катером Д-3 13 июня 1942 года. СВ 7 (в строю с 7 марта 1941 года) использовалась в школе подводного плавания в Поле, там захвачена немцами и разобрана для ремонта СВ 13. СВ8 (с7 марта 1941 года), СВ 9 (с 19 февраля 1942 года), СВ 10 (тоже), СВ 11 (с 24 августа 1943 года), СВ 12 (то же) участвовали в противолодочной обороне Таранто, капитулировали в сентябре 1943 года и в 1947 году сданы на слом. СВ 13, СВ 14, СВ 15 потоплены при налете союзной авиации в Поле 23 марта 1945 года. СВ 16 вышла 10 января 1945 года из Полы, в море члены экипажа застрелили командира, выбросили лодку на мель у Сангалии и сдались в плен, корабль позднее разобрали. По другим данным, события происходили 1 октября 1944 года, СВ 17 (именовалась также СВ 6 II, так как номер «17» считается несчастливым у итальянцев) потоплена с двумя боевыми пловцами на борту 3 апреля 1945 года летающей лодкой «Каталина» у Каттолики (Адриатическое море), экипаж попал в плен. СВ 18 потоплена в районе Пессаро (Адриатическое море) 31 марта 1945 года английским торпедным катером, позднее поднята и разобрана на металл. СВ 19, СВ 20 захвачены в базе Пола в мае 1945 частями Народно-Освободительной армии Югославии, СВ 19 разобрана на металл в 1947 году, СВ 20 по некоторым данным именовалась в югославском флоте «Mali san» и после 1950 года помещена в военный музей, настоящее состояние неизвестно. СВ 21 потоплена (возможно, тараном) немецкой десантной баржей в Поле 29 апреля 1945 года при попытке уйти к союзникам. СВ 22 потоплена авиацией союзников у Луссины (Адриатическое море) 11 марта 1945 года. По другим данным только повреждена. Затоплена в Триесте 20 апреля 1945 года. Позднее поднята и помещена в военный музей «Диего де Эн-рике» в Триесте. В 1985 году находилась в очень плохом состоянии, в настоящий момент отреставрирована. СВ 23 — 56 заказаны в марте 1943 года, к маю 1945 находились в различной степени готовности (от 67 до 19 процентов) на верфи и позднее, в 1950 году, разобраны. СВ 57 - 66 заказаны 30 сентября 1944 года, к маю 1945 года находились в начальной стадии строительства на верфи, позднее разобраны. Лодки СВ 17-26 повторно заказаны флотом РСИ 30 октября 1943 года, СВ 27-56 так же повторно заказаны 30 июня 1944 года.

Тип СМ (1945) - 3 единицы, 114 тонн водоизмещения. СМ 1 (немецкое название UIT 17) захвачена немцами в Поле в сентябре 1943 года, достроена и поcле испытаний в январе 1945 года передана РСИ, 2 мая 1945 года перешла из Пола в Венецию и 15 мая в Анкону под английским и итальянским флагами, весь экипаж объявлен военнопленными, 1 февраля 1948 года возвращена Италии и сдана на слом. СМ 2 (UIT 18) повреждена в постройке 25 мая 1944 года при авианалете союзников на Монфальконе, отремонтирована, спущена на воду и затоплена в апреле 1945 года, в 1950 году поднята и разобрана на металл. СМ 3 оставалась на стапеле к маю 1945, позднее разобрана на металл. Всего было заказано 19 единиц, но остальные строительством не начаты.

Тип СС (1945) - 3 единицы, 117 тонн водоизмещения. К маю 1945 СС 1 спущена на воду, но не закончена постройкой, позднее разобрана на металл. СС 2 и СС 3 оставались на стапеле, позднее разобраны на металл. Всего заказано 34 единицы, но остальные строительством не начаты.

Популярно в поиске

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/components/com_content/models/articles.php on line 497 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/modules/mod_articles_popular/helper.php on line 50
    Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/modules/mod_articles_popular/tmpl/default.php on line 13
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!