Американские подводные минные заградители в войне на Тихом океане

После окончания Первой Мировой войны американские моряки вообще и подводники в частности тщательно анализировали опыт поверженного противника, особенно внимательно изучали они трофейные немецкие субмарины.

На базе подводного крейсера U 140 янки создали свой крейсер SS 163 «Barracuda», вошедший в строй в октябре 1924 года. Очень серьезное внимание они уделили и лодке U 117. Она считалась очень удачной «универсальной» лодкой, обладающей мощным торпедным вооружением, запасом мин и крупнокалиберным артиллерийским орудием. К тому же она совершила рейд к американским берегам и показала свою способность к длительным переходам (фото см. «Субмарины на войне-3»).

Мины, которые можно было ставить из торпедных аппаратов, появились в Германии еще в 1916 году. Оценив значимость такой идеи еще в 1921 году, флот США начал разработку якорной контактной мины диаметром 21 дюйм, т. е. торпедного калибра. Созданный образец получил наименование Мк 10. Взрыватель - гальваноударный. Мина состояла на вооружении до середины 50-х годов. Выпускали модели для постановки с воздуха, с торпедных катеров, модель 3 имела магнитный взрыватель и т. д. Основной плюс мины - весьма долгий срок боевой службы, но глубина постановки ограничивалась длиной минрепа.

Несколько позже начата разработка донной неконтактной мины (магнитной) на базе немецкой мины типа S с зарядом 1000 фунтов тринитротолуола. Мина выполнялась в цилиндрическом алюминиевом корпусе и просто выстреливалась из торпедного аппарата. Оружие получило название Мк 12. Удачно сконструированный образец только в 1957 году был признан устаревшим и снят с вооружения. У данной модели самым слабым местом был гарантийный срок жизнедеятельности аккумулятора — 90 дней. Правда, этот срок сильно зависел от местных условий и мог изменяться в сторону увеличения. Известен случай возможного подрыва на мине Мк 12 через 23 (!) месяца после постановки. Хотя, конечно, сравнительно небольшой период работы электрооборудования снижал боевую ценность. Чтобы закончить о лодочных минах, следует отметить, что в 1945 году на вооружение приняли новый образец с приборами срочности и кратности, неконтактным взрывателем и т. д. Вес взрывчатки в мине Мк 17 увеличился до 1375 фунтов, но применить её в боевых условиях не успели.

Стремясь еще раз убедиться в правильности поговорки «Лучшее - враг хорошего», американцы решили «скрестить» потомка U 140 с минным оборудованием U 117 - на лодке в корме поставили две минные трубы емкостью по 30 мин каждая. В итоге на свет появился первый и последний в американском подводном флоте минный заградитель SS 166 «Argonaut», сданный флоту в апреле 1928 года Портсмутской военно-морской верфью.

Для лодки разработали специальный образец мины Мк 10 модель 11, на палубу взгромоздили два шестидюймовых орудия. При подводном водоизмещении 4164 тонны, лодка оставалась самой крупной американской до появления атомных субмарин. Вооружение — 4 торпедных аппарата в носу и 16 торпед (для сравнения: последняя модификация американских подводных лодок океанского класса, которая успела повоевать, - «Tench» при подводном водоизмещении 2428 тонн несла 24 торпеды или 40 мин).

Задумывался океанский истребитель торговли и одновременно разведчик с самолетом на борту и большим радиусом плавания. По идее такой корабль должен был идти впереди линейных сил при генеральном сражении в море и одновременно мог поставить в ходе боя минное заграждение на пути следования врага. В итоге получилось что-то среднее со способностью погружаться под воду. Под водой лодка очень трудно управлялась и не могла выдерживать запланированную скорость. Вообще SS 166 получилась самой тихоходной (как над, так и под водой) среди всех американских подводных лодок предвоенного периода - 14/8 узлов (вместо 21 планируемого). Идея крейсерской лодки получила свое дальнейшее продолжение в субмарине «Narwhal», вошедшей в строй в мае 1930 года. Она лишилась «подарка» от U 117, зато торпедный запас увеличился до 24 ед., а скорость — на 3 узла. Всего у американцев было 9 подводных крейсеров, и все они получились неудачными, абсолютно не оправдав тех надежд, какие на них возлагались при строительстве. Чтобы закончить о подводном минзаге, можно отметить, что он выполнил неудачный боевой патруль и вернулся в базу в январе 1942 года при планируемой автономности 90 дней. Лодка не поставила ни одной мины в боевых условиях, а после первого похода её отправили на переоборудование в транспортную. Многочисленные изменения в специализации выразились в смене бортовых номеров: SF7, А 1, SM 1, APS 1. Самой яркой страницей в биографии неудавшегося минзага стал рейд на атолл Макин в августе 1942 года (об этом планируется подробно рассказать в одном из следующих сборников серии «Тайны подводной войны»).

Погибла лодка в Коралловом море на подходах к Рабаулу, потопленная японскими эсминцами «Akizuki», «Hamakaze» и «Yukikaze» из состава охранения конвоя, когда попробовала выйти в атаку на транспорты. Вероятно, и здесь , плохую службу послужила малая скорость и большая шумность американского подводного крейсера-минзага. Случилось это 10 января 1943 года.

В реальности мины ставили торпедные лодки типов «Tambor», «Gato», «Balao». Первая постановка проведена только 16 октября 1942 года у Бангкока SS 200 «Tresher» (32 мины Мк 12), последняя 15 мая 1945 года - SS 243 «Bream» в Южно-Китайском море у мыса Камо. Всего за войну произведено 36 минных постановок — 658 мин в целом. В 1946 году по горячим следам проведен анализ результативности по 21 минному полю (400 мин) и засчитано потопление 27 и повреждение 27 судов и кораблей (56.402 брт и 89.136 брт соответственно). Результат оценивался как очень высокий (менее 8 мин на один подрыв). Анализ проводился, вероятно, в большой спешке, иначе трудно обьяснить, как лодке SS 363 «Guitarro» засчитали 2 победы - подрыв 11 и 12 августа 1944 года судов «Gyoyu Maru» и «Tako Maru» на минном поле, поставленном этой лодкой только... 20 апреля 1945 года.

Более обстоятельный анализ показывает, что результативными были 19 из 21 минного поля. Причем мины ставились как отдельными банками, так и сразу заграждением. Всего одна лодка - SS 199 «Tautog» - выполнила два похода на минную постановку, выставив 2 ноября 1942 32 мины Мк 12 в Южно-Китайском море в районе Танджунга и 24 мины Мк 12-3 марта 1943 года у мыса Падаран (Макассарский пролив). 3 лодки - SS 281 «Sanfish», SS 280 «Stealhead» и SS 291 «Crevalle» - в одном походе ставили мины, хотя и в одном районе, но за два раза - 14 и 21 декабря 1942 года, 12 и 30 мая 1943 года и 14 и 15 января 1944 года соответственно. Выставлено 24, 12 и 11 мин соответственно. Заграждения считаются отдельными минными постановками. Ставились мины на больших просторах океана — у Бангкока, в проливе Хайнань, у Хайфона, Гонконга, Кавиенга, Шанхая и др. Почти всегда мины ставились однократно, только у Бангкока и Итубо-Саки минировали дважды. Причем активность мин-загов постоянно снижалась. Вообще тихоокеанский театр военных действий не очень располагал к применению минного оружия. Например, на Балтике очень мала амплитуда приливов и отливов, а мелководье позволяет ходить только по немногочисленным фарватерам, поэтому минная война велась там с особым ожесточением. Здесь же наоборот - приливы, как и отливы, достаточно сильны. Даже у берегов глубины частенько достаточно велики, что позволяло свободно плавать. Поэтому в основном минировались подходные акватории крупных портов, районы проливов и перекрестки судоходных путей. Основной миноносной силой стала авиация: в 1944-1945 годах проводились массированные постановки сразу в несколько сотен мин самолетами В 29, результатом которых становилась иногда полная закупорка некоторых проливов для судоходства.

Ставили мины и морские, и армейские самолеты. Только в японских и корейских водах авиаторы сбросили 12 135 мин, а подводники там же поставили 421. Соотношение — 1:28 - не в пользу подводников. Поэтому подлодки в условиях большой минной опасности (естественно, минные постановки с самолетов особой точностью не отличались) постепенно сворачивали минно-заградительную деятельность. Первое заграждение поставлено через 10 месяцев после начала войны, последнее - затри месяца до её окончания.

Те минные постановки, по которым нет данных, - это 39% выставленных американскими подводниками мин. Поэтому данное обстоятельство необходимо учитывать при анализе общей картины событий. Минные постановки характеризуются следующими цифрами: 1942 год (октябрь - декабрь) - 10 (7) постановок, 195 мин (из них - 24 Мк 10 (24.10.42 SS432 «Whale» в проливе Кии-Судо у о. Хонсю), 1943 год (март-декабрь) — 13 (7) постановок, 138 мин (из них 34 Мк 10, причем первый и последний раз 19.4.43 SS 278 «Scorpion» поставила смешанное минное поле (вторая постановка у Итубо-Саки, пролив Бунго на подходах к о. Кисима; вероятно, именно на контактной мине 25.8.44 подорвалась самая маленькая «добыча» американских подводных минеров — «Atago Maru» (55 брт), 1944 - 9 (4) (стандартно по 11 мин Мк 12) и 1945 -4 (1) — 23 мины Мк 12 (20.4.45 у о. Берхала северо-восточнее Суматры в Андаманском море лодкой SS 363 «Guitarro»). В скобках приведено количество постановок, по которым проводился послевоенный анализ. Вообще, из опыта войны определилась стандартная загрузка — 11 - 12 мин вместо 3 торпед.

Как уже отмечалось, американские лодки выставили 658 мин. Для сравнения можно привести данные по минным постановкам подлодок некоторых других стран.

Англия — мины ставили 6 минных заградителей (хотя мины могли ставить и лодки типа S III серии), правда, лодки типов Н и L выполнили в 1940 году несколько походов с этой целью и выставили 20 и 15 мин соответственно. Вообще английские минные постановки пришлись в основном на период апрель — июнь 1940 года. Летом того же года две лодки поставили мины в Средиземном море после объявления войны Италией, там же в январе 1943 произвел постановку «Rorqual», но это, скорее, исключение. Мины ставились в подавляющем большинстве в Северном море. Наиболее интенсивный период использования привел к наибольшим потерям: 1940 год —3, 1941 год- 1 , 1945 - 1. Английские минзаги гораздо активнее, чем в какой-либо другой стране, действовали как простые лодки. «Seal» стала единственной английской лодкой, захваченной немцами (1940), «Porpoise» стала последней английской субмариной, погибшей в войне (16.1.45 потоплена японскими самолетами в Индийском океане). «Porpoise» и «Cachalot» имеют на своем счету потопленные немецкие лодки - 1.4.40 U 1 и 20.8.40 U 54 соответственно. Всего ими поставлено 2599 мин, из них «Rorqual» выставил 1284, то есть один этот минзаг поставил мин в 2 раза больше, чем весь подводный флот США. Единственный уцелевший минзаг сдали на слом в 1946 году, а строительство еще трех -Р 411 - Р 413 — прекратили еще в 1941 году. Лодки англичан поставили 1,2% мин от всех использованных, но в активных заграждениях их доля возрастает до 4%. Результат получился такой: на каждый потопленный корабль приходится при воздушной постановке 40,2 мины, при лодочной — 49, при корабельной - 1183.

Французы имели также 6 минных заградителей - типа «Saphir». Они ставили мины в июне 1940 года в Средиземном море (96 мин). Минзаг «Rubis» с мая 1940 года и до окончания боевых действий базировался на Англию и поставил 684 мины в основном у берегов Норвегии. Считается самым результативным, подводным минным заградителем стран антигитлеровской коалиции (подробнее см. «Субмарины на войне-5»). Под английским контролем действовали голландские подлодки, в том числе минные заградители 0.19 и 0.20, которые ставили мины в Тихом океане, в частности 0.19 провела 13 апреля 1945 года постановку в том же районе, где неделей позже ставила мины SS 363 «Guitarro», но результат их действий неизвестен.

Из пяти подводных лодок Польши три также могли ставить мины. В сентябре 1939 года они выполнили три минные постановки (50 мин). Позднее две ушли в Швецию, а одна — в Англию, и мин больше не ставили. На польских минах погиб немецкий тральщик М 85 2.10.39. Это - первая жертва подводных минзагов стран-союзников. Интересно, что поляки поставили у своих берегов 110 мин, то есть почти 50 % поставлено минзагами, такого показателя нет ни у какой другой страны.

В ВМФ СССР мины могли ставить 26 минзагов типа Л серий II, XI, XII и XII бис, «Калев» и «Лембит». Мин торпедного калибра не было. Постановки выполнялись на Черном море, на Балтике и на Севере. Лодки поставили 1749 мин за 90 постановок (еще три постановки выполнено в финскую войну).

У Германии (данные неполные) мины ставили как подводные минзаги, так и торпедные лодки (около 90 кораблей). С сентября 1939 года по апрель 1945 они поставили 2041 мину.

Итальянцы имели 8 минзагов трех типов, данных об их использовании нет.

Японцы имели 4 минных заградителя, сведенных в отдельную 6-ю эскадру, один погиб в 1945 году и два - в 1942-м. Данных об их постановках и результатах нет.

Финны могли ставить мины с 4 лодок (подробнее см.: «Тайны подводной войны-4»).

Наиболее заметный результат использования мин подводными лодками стран Оси - подрыв 4 декабря 1939 года английского линкора «Nelson» на ми-не U 31 на подходах к заливу Лох-Ив (Западная Шотландия).

На минах англичан, как считают, подорвалось и погибло 59 кораблей и судов и еще 8 было повреждено. Из них самые крупные — четыре погибших и один поврежденный эсминцы. На французских минах погибло около десятка транспортов и малых боевых кораблей. На советских минах погибло также несколько транспортов и боевых кораблей, в том числе, вероятно, подлодка U 416 и миноносец — всего примерно 50 подрывов. Подробнее см. «Тайны подводной войны-3», Львов, 1998, с. 53.

Для сравнения можно привести цифры, в которых выразилась общая мин-но-заградительная активность ряда стран в ходе Второй Мировой войны: Англия - 263.376, Германия - 223.000, Италия - 54.457, Япония - 51.400, США -44.000, СССР - 40.000, Румыния - 6.500, Финляндия - 5.500, Швеция - 4.346, Болгария — 1.000, Норвегия - 500, Польша — 110.

Что касается постановок с подводных лодок, у них были свои плюсы и минусы - относительно небольшой запас мин, по сравнению с надводным кораблем, но зато возможность до разведки на месте постановки и минирования в узловом месте.

Данные о минных постановках американских лодок, по которым проводился послевоенный анализ, можно увидеть ниже:

1942 - 24 Мк 10, 171 Мк 12, всего - 195; 1943 - 34 Мк 10, 104 Мк 12, всего - 138; 1944 - 44 Мк 12, всего - 44; 1945 - 23 Мк 12, всего - 23,

Итого - 58 Мк 10, 342 Мк 12, всего - 400. Всего на этих минах произошло 52 предполагаемых подрыва.

По последним данным 12 кораблей и судов попали в категорию «весьма вероятно», 17 - «вероятно» и 23 «маловероятно, но возможно». Число погибших судов и кораблей больше, чем 12, так как это только те, которые вошли в официальный список потерь японского флота. На американских минах погибли и получили повреждения четыре французских парохода «Canton», «Gov. Gen. Pasquet», «Albert Sarraut». Из собственно японских кораблей и судов можно выделить подрыв крейсера «Nagara» 15 июля 1943 года у Кавиенга и эсминца «Amagiri» 23 апреля 1944 года, который погиб в 55 милях к югу от Баликпапана (о. Борнео).

Чтобы определить, какой заградитель наиболее эффективен, можно попробовать посчитать по суммарному коэффициенту по такому порядку:

весьма вероятный подрыв — 5 баллов, вероятный подрыв - 4 балла, маловероятный — 3 балла, потопленный корабль — 5 баллов, серьезно поврежденный — 4 балла, легко поврежденный 3 балла. Если название корабля или судна неизвестно, общая сумма уменьшается на единицу. В таком случае у SS 199 «Tautog» 49 баллов (за две постановки), SS 363 «Guitarro» - 44, SS 198 «Tambor» —

Если подсчитать ущерб, причиненный каждой миной, поделив число баллов на количество поставленных мин, то у SS 271 «Ray» - 2,09, у SS 363 «Guitarro» - 1,91, у SS 199 «Tautog» - 1,78.

Если посчитать, кто ставил мины наиболее эффективно, поделив число подрывов на количество поставленных мин, то у SS 271 получается 0,27, у SS 363 -0,21,уSS198-0,215.

Если найти среднеарифметическое из суммы набранных баллов для определения наиболее эффективной лодки по всем показателям, то места распределятся в следующей последовательности: SS 363 - 15,3; SS 199 - 16,9; SS 271-8,45.

Надо учесть, что результат у SS 199 получен за две постановки. Конечно, минные заграждения, по которым не проводился анализ, тоже послужили причиной гибели какого-то количества кораблей и судов противника. Как официально считается, на минах погибло 11.600 человек военного и морского персонала Японии.

Эскортные корабли, Австралия

Шлюпы

Тип «Yarra»

4 единицы в RСN

1-я группа: «Yarra» (Кок, 28.3.1935 — погиб 4.3.1942), «Swan» (Кок, 28.3.1936 — искл. в 1964). 2-я группа: «Parramatta» (Кок, 18.6.1939 — погиб 27.11.1941), «Warrego» (Кок, 10.2.1940 — искл. в 1966).

Эсминцы, Великобритания

Тип «Battle»

5 + 11 единиц

«Armada» (ХЛ, 29.12.1942/9.12.1943/7.1945 — искл. в 1965)
«Barfleur» (CX, 28.10.1942/1.11.1943/9.1944 — искл. в 1965)
«Camperdown» (Фф, 3.10.1942/8.2.1944/6.1945 — искл. в 1966)
«Hogue» (Кмл,...

Сверхмалые подводные лодки, Япония

Тип A («Ko-Hyoteki»)

60 единиц

На-1Ha-2 (KNY, 1936), На-3На-52, На-54 — На-61 (Ои, 1938–1942).

Тип A (Ko-Hyoteki): подводное — 46 т; 23,9x1,9x1,9м; 1 ЭД, 600 л.с., 19 уз., 17(19)или 80 (6) миль. Эк. 2 чел. 2–457-мм ТА (2 носовых — 2...

Средние подводные лодки, США

Тип «R»

19 единиц

SS-78 R-1 (BtlhQ, 24.8.1918 — затоплена 21.2.1946), SS-79 R-2 (BtlhQ, 23.9.1918 — слом в 1945), SS-94 R-3 (BtlhQ, 18.1.1919 — передана Англии 4.1.1941, возвращена 20.12.1944, слом в 1948), SS-81 R-4 (BtlhQ, 26.10.1918 — слом в...

Примечания

Барышников Н. И., Барышников В. Н., Федоров

B.    Г. Финляндия во Второй мировой войне. Л., 1989- Барышников Н. И. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. // «Новая и новейшая история», 1989,
№ 4. Барышников Н. И., Барышников В. Н. Зимняя война...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!