«Малышев» по-немецки

На страницах сборников «Тайны подводной войны-1» и «Субмарины на войне-4» уже упоминалось о том, как в 1942 году по «сигналу» комиссара североморской Щ-422 её возвратили из боевого похода, а командира корабля капитана 3-го ранга А.К.Малышева отдали под трибунал, который приговорил его «за трусость» к «высшей мере наказания». И это — при условии, что подводник за боевые заслуги в 1941 году был награжден орденом Ленина.

Оказалось, что дурные примеры заразительны, и свой «Малышев» был в немецком подводном флоте, хотя вначале ничего не предвещало такого хода событий.

21 апреля 1941 года верфь «Везер АГ» в Бремене спустила на воду очередной подводный корабль океанского класса типа IX С, получивший название U 154. Уже 2 августа все достроечные работы были закончены, и первый командир корабля корветтен-капитан Колле поднял военно-морской флаг. После боевой подготовки в 4-й флотилии лодка была перечислена в состав 2-й флотилии во французском городе Лориане и в конце того же года направилась в Северную Атлантику. Первый поход результатов не дал, только 22 февраля лодка обнаружила на обратном пути во Францию конвой НХ 175 и попробовала навести на него другие субмарины. Второй походдал приличный результат - Колле потопил в апреле 1942 года шесть судов (28.780 брт) в районе Антильских островов. Третий поход опять к Антилам увеличил боевой счет лодки на одно потопленное 6 июля судно плюс еще одно, возможно потопленное. Средний в общем-то поход омрачился гибелью 13 июля при срочном погружении одного моряка. Официально его записали как пропавшего без вести.

Вернувшись в базу, Колле сдал корабль еще одному корветтен-капитану по фамилии Шуш. Тот выполнил два похода и добился с 8 по 18 ноября потопления трех судов (17 864 брт). Испытывая нехватку опытных офицеров, в 1943 году немцы перешли к назначению наиболее опытных из них на новые лодки для быстрого введения их в строй, или выдвижение на командные должности для сохранения боевого опыта. Поэтому в марте 1943 года командование «девяткой» принял обер-лейтенант (даже не капитан-лейтенант!) Оскар Куш. Его характеризовали как спокойного, смелого, но религиозного человека-католика, что было не характерно для германского подводного флота времен Третьего Рейха. Первым вахтенным офицером (старпомом) был в то же время назначен
обер-лейтенант резерва доктор Ульрих Абель, который старался свою слабую компетентность компенсировать особым нацистским рвением (настоящим или показным —кто знает).

Океанские «девятки» очень часто приходили первыми в те районы, где ранее немецкие субмарины вообще не появлялись — чтобы максимальный срок действовать там, где их никто не ждал. Теперь адмирал Дениц поставил подобную задачу двум лодкам — U 128 и U 154. Субмарина с двухлетним боевым опытом и сплаванным экипажем хорошо подходила для похода к берегам Бразилии. Обе «стальные акулы» шли на разведку — определить, есть ли смысл направить крупные силы в этот район (что и состоялось в июле 1943 года). Позицию лодкам назначили южнее мыса Сан-Роке.

Американский 4-й флот, отвечавший заданный район, существовал менее двух месяцев (сформирован 15.3.43) и находился в двойственном положении. С одной стороны, конечно, еще шли всякие организационные «утряски» и нужно было найти общий язык с бразильскими моряками, которые оперативно подчинялись комфлоту-4 адмиралу Ингрэму. С другой стороны, личный состав флота, созданного на базе южноатлантической эскадры, состоял почти сплошь из кадровых моряков с небольшой прослойкой призванных из резерва, что, конечно, повышало боеспособность соединения.

Как бы то ни было, появление немцев оказалось неожиданным для моряков 4-го флота.

8 мая примерно в 120 милях северо-восточнее Ресифе командир U 154 заметил отставший от конвоя панамский пароход «Motocarline». По своим размерам (8.917 брт) одиночное судно представляло «лакомый кусочек». Выпущенная в 04.45 торпеда ударилась в борт, но не взорвалась. Куш держался неподалеку и прикидывал возможность повторной атаки. Выжидал он достаточно долго и «дождался». Через три часа прилетел бразильский бомбардировщик В-25 и сорвал все попытки повторной атаки. Может быть уже тогда доктор Абель записал себе на ум первую строку своего доноса.

Обер-лейтенанту потребовалось целых 19 дней для реванша. За это время он пополнил запасы в районе острова Святого Павла с возвращавшейся U 515 и вновь ринулся к берегам Бразилии. В ночь на 27 мая примерно в 170 милях северо-восточнее мыса Сан-Роке в окуляр перископа U 154 начал медленно вползать конвой ВТ 14 (Байя —Тринидад). 12 больших судов двигались двумя колонами под прикрытием американских кораблей - эсминца «Воrу», корветов «Saucy», «Tenacity», «Courage» и охотника за подлодками PC 592.

Ближе к полуночи Куш прорвал охранение и дал шеститорпедный залп по судам правой колонны, выделявшимся на лунной дорожке. Сам подводник отрапортовал, что танкер торпедирован и тонет, еще один загорелся и явно погибнет, 3 парохода потоплено. Действительность оказалась менее радужной: взорвался и затонул новый большой (8166 брт) паровой танкер «John Worthington», пароход «Cardinal Gibbons», получив попадание, остался в строю и дошел до Порт-оф-Спейна на Тринидаде, а дизельный танкер «Florida», также получивший попадание торпедой, потерял ход и его потащил на буксире в Форталезу корвет «Saucy». Все пострадавшие суда, как и охранение конвоя,—американские.

В Берлине не знали реального успеха U 154, и Куш получил благодарность от адмирала Деница за очень успешную атаку. Позднее он увел лодку севернее. Дальнейшие действия субмарины ничем особенным не выделялись. Лишь 3 июля на обратной дороге, в Бискайском заливе возвращавшиеся парой U 126 и U 154 атакованы английским «Веллингтоном» из 172-й эскадрильи ВВС. Первая лодка погибла, вторая без повреждений дошла до базы. Получил ли командир U 154 какую награду за свои действия - неизвестно, но и никакого неодобрения его действиям высказано не было.

Следующий выход в Карибское море оказался последним в биографии «подводного католика». Лодка не смогла добиться ни одной победы и в декабре 1943 года вернулась бесславно в базу. Вот тут-то проявился нацистский дух доктора Абеля. Он сумел убедить офицеров лодки подписать свой рапорт, который иначе как доносом не назовешь. Рапорт адресован не командиру флотилии, а командиру подводных сил «Запад», чтобы нельзя было замять дело, а обвинения против командира выдвинуты очень серьезные — «недостаточная агрессивность» и как итог - «подрыв военных усилий Германии». Когда «машина» закрутилась на полных оборотах, офицеры попробовали отозвать свои подписи назад, но было уже поздно.

В январе 1944 Куш был снят с лодки и отдан под суд. Тот вынес приговор -«Виновен!». С обер-лейтенанта сняли погоны и приговорили к расстрелу.

Апелляции к Редеру и Деницу не помогли. Приговор был приведен в исполнение в Киле 12 мая 1944 года.

Однако доктор Абель уже не мог торжествовать, хотя он и получил в награду за свое рвение под команду океанскую лодку U 193. Поход доктора в белой фуражке (а он, несомненно, надел белую фуражку командира лодки) оказался очень коротким. В третьем сборнике серии «Субмарины на войне» на страницах 96-97 уже писалось о потоплении U 193, но, как говорят юристы, «по вновь открывшимся обстоятельствам» можно существенно дополнить информацию о деталях её гибели.

В конце апреля 1944 года U 193 вышла в Атлантику и западнее Нанта 28 апреля англичане «расквитались» за Куша. Самолет 612-й эскадрильи ВВС «Веллингтон» (командир экипажа — С. Пантер) еще поздно вечером 27-го числа засек цель радиолокатором, но потом потерял контакт. Повернув домой, в 4.05 уже 28 числа авиаторы обнаружили, что на экране появилась засветка. Летчик пробовал выйти в атаку, но прожектор «Ли» не сработал. В темноте точно отбомбиться было невозможно, но здесь все шло против общих правил и против доктора. В тусклом лунном свете штурман как-то ухитрился заметить кильватерную дорожку и дал очередь трассирующими снарядами. Пилот резко снизился и с 200 метров разом сбросил груз глубиных бомб, понимая, что второй атаки не будет. Бортовой стрелок в хвосте видел, как силой взрывов нос лодки вытолкнуло из воды, а потом она опрокинулась на борт. Командир совершил круг над местом атаки и заметил человек десять, плавающих в воде. Изменив обычной практике, пилот не сбросил плотик, и никто из 60 человек не спасся. Возможно, что это была кара Господня за предательство. Символично, что доктор Абель погиб раньше жертвы своего доноса.

Судьба U 154 тоже оказалась довольно печальной. Новый командир обер-лейтенант Гимейнер, по-быстрому приняв корабль, пошел в поход. Вероятно, командование стремилось побыстрее вытолкнуть экипаж в море, чтобы боевые условия заставили как можно меньше думать о событиях прошлого похода и о судьбе прошлого командира. Уже в первые дни марта U 154 прошла через пролив Наветренный, западнее о.Гаити в Карибское море. 7 марта последовала неудачная атака танкера, 15 марта американский охотник PC 469 обнаружил в ходе поиска лодку и начал её атаковать. Гимейнера 5 часов «гоняли» американцы, а через две недели на него «наехал» и не отвязывался в течение 28-29 марта колумбийский эсминец «Caldas». Это было уже слишком, и U 154 поспешила домой. Второго «Абеля» в экипаже не нашлось, и командиру в вину отсутствие успеха не поставили.

Уже в июне «сто пятьдесят четвертая» снова оказалась в море. На сей раз она стала объектом планомерной охоты. Радиоразведка засекла выход лодки, которая шла в Южную Атлантику и дала сигнал своим. 30 июня из Касабланки вышла американская ударно-поисковая группа авианосца «Croatan» (TG 22.5). U 154 не суждено было дойти до своей позиции у мыса Гаттерас. 3 июля, сократив район поиска, американцы засекли лодку, и два эскортных эсминца — DE 144 «Frost» и DE 146 «Inch» — за полтора часа забросали субмарину глубинными бомбами. Все 57 человек упокоились в стальном корпусе в 140 милях северо-западнее острова Мадейра.

Общий боевой счет U 154 - 11 побед (54.810 брт) — выглядит неплохо. Последнюю строчку в этот список занес именно обер-лейтенант Куш, но, как оказалось, этим он только «подорвал военные усилия Германии».

Корветы, Италия

Тип «Аре»

29 + 31 единиц

Вошедшие в строй итальянского флота до 9.9.1943: «Gabbiano» (Чр, 23.6.1942 — исключен в 1972), «Procellaria» (Чр, 4.9.1942 — погиб 31.1.1943), «Cormorano» (Чр, 20.9.1942 — исключен в 1972), «Pellicano» (Чр, 12.2.1942 —...

Финский флот с 1918 по 1925гг.

В первые годы своего существования Военно-морской флот Финляндской республики был представлен небольшим количеством малых боевых кораблей и вспомогательных судов русского Балтийского флота. Эти корабли по причине слабости корпусов, неисправности...

Специальные подводные лодки, Румыния

Подводный заградитель

Тип «Marsuinul»

1 единица

«Marsuinul» (25.05.1941)

636/860 т; 68,7 х 6,45 х х 4,1 м; дизели «MAN» 2 х 820 л.с./э.д. 2 х 430 л.с; 16,5/8 узлов; 8040 миль (на 9,5 узлах)/85 миль (на 4 узлах); 4–533-мм ТА (2–2; боекомплект 6...

Линейные корабли, Япония

Тип «Yamato»

2 + 2 единицы

«Yamato» KNY 4.11.1937 8.8.1940 12.1941 Погиб 7.4.1945
«Musashi» Mn 29.3.1938 1.11.1940 8.1942 Погиб 24.10.1944
«Shinano» YNY 4.5.1940 Достроен как авианосец (см. далее)
№111 KNY 7.11.1940 — Не достроен

Проектное 62...

Катера - тральщики, Франция

Тип MMS-1

8 единиц в FFL

D-361 (б. MMS-21), D-362 (6. MMS-184), D-363 (б. MMS-47), D-364 (6. MMS-9), D-365 (б. MMS-116), D-366 (б. MMS-118), D-367 (б. MMS-133) и D-368 (б. MMS-134).

255/295 т; 36,4x7,1x2,7 м, 1 диз., 375–500 л.с., 10–11 узл. Эк....
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!