Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Торпедный бумеранг | Субмарины на войне
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Торпедный бумеранг

Торпеда — технически сложный механизм, требующий высокой степени технологической культуры при производстве и эксплуатации. Это, вероятно, единственное оружие, для которого устроены специальные торпедо-пристрелочные станции и на каждое изделие заводится специальный формуляр. Даже точно изготовленная торпеда может пострадать при транспортировке, хранении, погрузке на надводный корабль или подлодку. То же могли сделать и на самом корабле. Случались инциденты, когда при выстреле заклинивало хвостовое оперение и торпеда оставалась в аппарате, причем её двигатель мог и начать работать, если это случалось на подлодке, то грозило большими неприятностями. Так летом 1941 года на финской лодке «Saukko» выхлопные газы отравили весь экипаж и только двое более или менее оставшихся в сознании моряков спасли корабль.

На всех флотах мира происходили эпизоды, когда поврежденное хвостовое оперение уводило торпеду очень далеко от цели. Иногда происходило еще интереснее — торпеда разворачивалась на обратный курс и шла на стрелявший корабль. Такие случаи начались еще в Первую Мировую войну. 16 октября 1916 года UB 42 произвела атаку на 3000-тонный пароход, из двухторпедного залпа попала одна торпеда. Стремясь добить цель, лодка выпустила третью торпеду, однако она описала циркуляцию и, чтобы избежать попадания, субмарина нырнула под транспорт, причем немцы так спешили, что забыли опустить перископ и согнули его. Пришлось уходить в базу.

Происходили такие эпизоды и в мирное время. В 1938 году учебная торпеда ударила в борт крейсера «Киров».

В годы Второй Мировой войны количество подобных происшествий возросло по многим причинам. От своих торпед пришлось уворачиваться и советским, и английским, и немецким лодкам. Летом 1939 года при выстреле учебной торпедой с тихоокеанской Щ 114 она через 200 метров сделала циркуляцию вправо и пошла на лодку, перепрыгнув через корму в последний момент. Как оказалось, была нарушена правильность сборки гироскопа торпеды. 30 сентября 1942 балтийской Щ 310 пришлось в Данцигской бухте маневрировать после атаки по транспорту, уклоняясь от своей торпеды.Это при том условии, что оружие тщательно проверялось при выходе в боевой поход.

Конечно, иногда случалось, что субмарина не успевала выполнить спасительный маневр, но достоверно зафиксировано только два случая, когда гибель принесло собственное оружие.Обе эти трагедии произошли в американском флоте, в качестве главной причины признают особые качества американской электроторпеды Мк 18.

Идея создать торпеду на аккумуляторных батареях, которая бы не оставляла следа на поверхности, носилась в голавах моряков и конструкторов еще в годы Первой Мировой войны. Разработано несколько образцов, так и ос/авшихся опытными. К началу Второй Мировой войны только Германия создала серийную боевую электроторпеду G 7 е. Летом 1941 года новейшая лодка U 570 сдалась английскому самолету и «живые» торпеды попали в руки союзников. Они оказались настолько совершеннее тех моделей, которые находились в разработке в Англии и США, что конструкторские работы свернули, решив просто скопировать готовый образец. Полностью один к одному сделать не удавалось из-за разницы в технологиях, но все же и американская модель Мк 18 и английская Мк 11 оказались работоспособными. Правда, американцы очень много сил и времени потратили на доводку торпеды. Работы вели фирмы «Вестингауз» и «Эксайд». Они больше старались протолкнуть на вооружение свой образец М-2, чем скопировать немецкий. Но под нажимом флота к середине 1943 года налажено серийное производство. Причем изготовление электрической торпеды обходилось дешевле, чем парогазовой.

Однако при эксплуатации на флоте выявилось много «узких» мест. Нередки были случаи самовозгорания водорода, выделяемого из аккумуляторов, иногда происходили взрывы. Однажды на лодке SS 229 «Flying Fish» торпеда разогрелась до такой степени, что расплавился торпекс в боевой части и потек в торпедную трубу.Только чудом «Летающая рыба», действительно, не взлетела на воздух.

Мк 18 частенько сдвигалась в торпедном аппарате при близких взрывах. Позднее выяснилось, что хвостовые стабилизаторы торпеды сделаны с недостаточной жесткостью и часто повреждались. Это означало, что в итоге правильное движение к цели нарушалось.

Все эти недочеты, без сомнения, вызывали нарекания моряков, но преимущества в скрытности атаки перевешивали все недостатки.

В 1944 году 30 процентов атак выполнено электроторпедами, а в 1945 году уже 65 процентов. По итогам войны подсчитано, что примерно каждый десятый транспорт, атакованный парогазовой торпедой, успевал уклониться, заметив дорожку из пузырьков на поверхности воды. В итоге на долю Мк 18 записали потопленных судов на один миллион тонн и... две американские подводные лодки. 5 марта 1944 года из Пирл-Харбора в 4-й боевой поход вышла лодка SS 284 «Tullibee». Лейтенант-коммандер Бриндупке пошел в район к северу от островов Палау, чтобы перекрыть отход японцев с этих островов. 25 марта лодка дошла до своей позиции и на другой день заметила японский конвой из четырех транспортов и трех кораблей охранения. Штормовая погода и дождь заставили идти в атаку из надводного положения, пользуясь данными радиолокатора, так как в перископ ничего нельзя было рассмотреть. Только с третьего раза удалось занять позицию для стрельбы. Две торпеды ушли в дождевую завесу, а через полторы минуты «Tullibee» содрогнулась от мощного взрыва.

Через 36 часов японцы подобрали в море единственного уцелевшего американца — старшину артиллериста. Он узнал, что в последней атаке торпеда попала в транспорт, повредив его.

На основании показаний этого подводника, после его освобождения, проведен анализ ситуации, который дал только один вариант возможного развития событий. Лодка погибла от собственной торпеды, совершившей циркуляцию.

Дик О'Кейн считался весьма известной фигурой среди тихоокеанских подводников. В своем первом походе в январе 1944 года он из 24 торпед достиг 16 попаданий (5 побед). К сентябрю он имел уже 17 побед, когда 27 числа повел свою SS 306 «Tang» в пятый боевой поход. Он получил позднее оценку, как самый результативный поход субмарины в истории войны на Тихом океане.

К северу от острова Формоза О'Кейн 10 и 11 октября потопил два небольших транспортных судна. Затем новая встреча с противником произошла 23 октября. В Формозском проливе замечен конвой из трех сухогрузов, войскового транспорта и двух танкеров. Темной ночью «Tang» атаковала с поверхности, еле увернувшись от тарана войскового транспорта. Командир насчитал семь попаданий. В итоге затонуло три судна. Через сутки снова встретился конвой, причем танкеры везли на своих просторных палубах зачехленные самолеты. Опять О'Кейн атаковал, не погружаясь, потопил один транспорт и подбил второй. Как и во вчерашнем бою, корабли охранения вели интенсивный артиллерийский огонь, но американец отошел, не погружаясь, для перезарядки двух своих последних торпед. Еще раз сблизившись с конвоем лейтенант-коммандер решил добить стоящий без хода войсковой транспорт и уходить домой. Первая торпеда попала в цель, вторая — неожиданно повернула влево, всплыла и устремилась на лодку. Отчаянный маневр не помог, примерно через полминуты Мк 18 ударила в корму. Лодка ушла на дно, часть экипажа смогла всплыть. Девять спасенных моряков попали в плен и пять из них, втом числе и командир, дожили до освобождения. В знаменитом походе О'Кейн потопил восемь судов - 23 468 брт.

Вообще день 24 октября 1944 года оказался «черным» для американского подводного флота. В тот день он потерял три подлодки. В течение войны в среднем на день приходилось 0,04 погибших лодки, а 24-го показатель перекрыт в 75 раз!

Сама виновница Мк 18 снята с вооружения уже в 1950 году, а её ровесница Мк 16 оставалась в боевом строю до 1975 года.

Популярно в поиске

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/components/com_content/models/articles.php on line 497 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/modules/mod_articles_popular/helper.php on line 50
    Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/modules/mod_articles_popular/tmpl/default.php on line 13
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!