Подводные лодки в фолклендской войне (прод.)

В этой ситуации оставалось только воевать до конца. 1 мая начались бои в воздухе и состоялась первая атака аргентинской субмарины.

Капитано ди корбета Марио Азкуэта повел свой корабль в море еще в апреле. Он получил приказ оперировать севернее Мальвинских островов, соблюдая полную скрытность и передвигаясь на большой глубине в режиме полного радиомолчания. 1 мая S 32установила четкий гидроакустический контакт с кораблем, имеющим на вооружении вертолет и гидроакустические станции типов 1026 и 186. Это или эсминец типа 42, или фрегат 21-22 типа. Рискнув подвсплыть под перископ, командир убедился в полном отсутствии видимости и решил атаковать одной торпедой SST 4, западногерманского производства с дистанции около 5 миль. Автомат торпедной стрельбы и некоторые другие приборы вышли из строя, поэтому пришлось все установки вводить вручную, как и осуществлять пуск торпеды. SST 4 вышла из аппарата нормально, но через 3 минуты связь с ней была потеряна и атака сорвалась. В 1983 году в статье аргентинского автора утверждалось, что торпеда попала во фрегат, но не взорвалась. Реально торпеда попала в акустический охранитель «Кросби» Мк 182 фрегата F 173 «Arrow» и разрушила его.

Английские корабли начали охоту за подлодкой, которая длилась более 20 часов. Фрегат «Yarmout» и эсминец «Brilliat» держались сзади, а вертолеты группой, по 2-3 машины, постоянно уточняя местоположение цели, атаковали её глубинными бомбами и торпедами Мк 46. Сброшено более 30 глубинных бомб. Аргентинцы оторвались от преследования, по некоторым данным, выстрелив самоходный иммитатор подлодки, на который и обрушились англичане. В следующие дни англичане несколько раз устанавливали контакт с подводной лодкой и атаковали её бомбами и торпедами.

Английские корабли в рамках НАТО отвечали именно за противолодочную оборону, т. е. сейчас они занимались своим прямым делом, в итоге более 30 процентов английского соединения охотилось за единственной аргентинской лодкой. По реальным и показавшимся контактам израсходовано большинство противолодочных боеприпасов, имеющихся на кораблях. Причем иногда атаки явно предпринимались поспешно. Был случай, когда торпеда Мк 46 навелась на противоторпедную ловушку «Никси», буксируемую авианосцем «Hermes», и уничтожила её. При такой ситуации не исключалось поражение своего корабля.

Аргентинские корабли, сведенные в несколько группировок для захвата островов, по окончании операции «Розарио», переформированы в соединение Таск Форсе 79 и после коротких тренировочных упражнений 17 апреля вернулись в Пуэрто-Бельграно. Все корабли разбиты на 3 группы ТФ 79.1 и ТФ 79.2 - авианосец, корабли охранения. ТФ 79.3 крейсер «Belgrano» и 2 эсминца. Группы расположились, прикрывая материк и острова от возможного вторжения. К 29 апреля они заняли отведенные позиции и готовились к атаке на английский флот. Аргентинцы понимали, что космическая разведка дает англичанам точные данные об их расположении, поэтому о внезапной атаке речь не идет. К тому же очень плохая погода не позволяла использовать авианосную авиацию. В итоге планировавшийся удар по английскому флоту пришлось отложить, а потом отменить. Однако англичане решили нанести чувствительный удар по аргентинскому флоту, чтобы сразу отбить у него охоту к каким-либо активным действиям в дальнейшем. Еще 29 апреля лодка «Spartan» (коммандерТэйлор) обнаружила в отдалении шумы фрегатов или эсминцев, а потом американский спутник установил точное расположение авианосца и 2 эсминцев охранения, идущих на запад, чтобы его самолеты могли достигнуть английской эскадры. 30 апреля на заседании «Военного кабинета» правительства Великобритании решено изменить «Правила участия» на основании которых боевые корабли ведут военные действия, чтобы подлодка S 106 «Splendid» (коммандер Леннот), сблизившись с авианосной группой, могла провести атаку. Пока шло обсуждение данного вопроса, субмарина, отслеживающая корабли в 250 милях севернее Порт-Стенли, потеряла их из виду из-за плохих гидрологических условий. Решили дать команду на атаку, когда корабли войдут в «зону войны», но они повернули назад, к материку. Одновременно лодка S 48 «Conqueror» (коммандер Рефорд-Браун) засекла вечером 30 апреля шумы крейсера «General Belgrano» и эсминцев «Pedro Buena» и «Hipolito Bouchard». Крейсер во время вторжения стоял в доке и предназначался для переоборудования в музей Флота. Его срочно ввели в строй и послали в море. К 23.00 следующего дня лодка точно установила состав группы и наблюдала, как корабли заправляются и, как утверждают аргентинцы, именно тогда принято решение отменить операцию. Утром 2 мая в 9.00 местного времени корабли повернули к аргентинскому берегу. Все эти дни три оперативные группы не входили в 200-мильную зону. В 13.00 на следующем заседании «Военного кабинета» решено внести дополнительные изменения в «Правила участия», чтобы санкционировать атаку за пределами 200-мильной зоны. Теперь разрешалось атаковать любые аргентинские корабли вне территориальных вод страны. «Conqueror» всплываладля радиосвязи каждые два часа. Через час, в 14.00, на лодку передали приказ об атаке. Аргентинский крейсер, бывший американский «Phoenix», переживший еще Пирл-Харбор, и устаревшие эсминцы не служили англичанам серьезным противником. Их гидроакустическая аппаратура имела гораздо меньший радиус действия, чем на подводной лодке, поэтому та спокойно шла сзади, всплывала под перископ когда хотела, и обменивалась радиограммами со штаб-квартирой без особой боязни быть обнаруженной.

Все же Рефорд Браун не спешил выполнять приказ. Даже внутри «Военного кабинета» не было единства. Министр иностранных дел Френсис Пим и генеральный прокурор МайкХэверс 1 апреля представили премьер-министру Маргарет Тетчер письменное мнение, что атака на аргентинские корабли не законна, т. к. выходит за пределы самообороны.

В 16 часов приказ подтвержден повторно. Все же результативная атака выполнена в 20 часов, возможно командир решил потянуть время, но есть очень интересные неофициальные данные. Согласно им, первая атака выполнена новейшими многоцелевыми торпедами Мк 24 «Тайгерфиш», но они не взорвались. Косвенным подтверждением правильности этой информации могут служить два факта. Первое - десантный корабль L 50 «Sir Galahad» поврежден двумя 1000-фунтовыми авиабомбами 8 июня во время высадки у Фицроя, и практически выгорел до степени, делающий его восстановление нецелесообразным. Обгоревший пустой корпус не затопили, а использовали как цель для торпеды Мк 24. Учебная стрельба боевой торпедой мероприятие весьма не частое, по причине очень высокой стоимости современного боеприпаса. Если внеочередная стрельба по реальной цели прошла «без сучка и задоринки», зачем стоило выкидывать на ветер полмиллиона фунтов стерлингов, причем не на опытном полигоне, где можно получить максимум информации, а у холодных скал Фолклендов. Интересно отметить, что первые в Аргентине 700-тонные итальянские подводные лодки среднего класса стоили на 1927 год 206 тысяч фунтов. Сейчас одна торпеда почти вдвое дороже.

Второй факт следующий — в одном из источников утверждается, что стрельба по крейсеру велась с дистанции менее мили. Имея оружие с дальностью действия 16 миль, не разумно подходить так близко к противнику, учитывая потенциальную опасность своему кораблю. Поэтому очень вероятно, что пришлось возиться с перезарядкой в аппараты оружия,которое еще старше крейсера. Торпеды Мк 8 приняты на вооружение еще до начала Второй Мировой войны. Без системы самонаведения этими торпедами действительно нужно было стрелять с очень близкого расстояния. В 20.01 (по местному времени 16.01) в район машинного отделения попала первая торпеда, разбита котельная установка, насосы, система пожаротушения. Погасло даже аварийное освещение. Через 4 секунды вторая торпеда попала в крейсер, оторвав 15 метров носовой части. Через 5 минут крен достиг 15 градусов правого борта в 16.15 -уже 19 градусов, когда крен достиг 40 градусов, командир корабля капитаноде навио Хектор Бонзо приказал его покинуть. К исходу часа, крейсер опрокинулся через борт и затонул. Эсминцы шли сзади крейсера, поддерживая с ним радиолокационный контакт. На них не поняли, куда пропала отметка от «Belgrano» на экране радиолокаторов. Причем на «Bouchard» почувствовали сильный толчок, возможно, это на конце пробега в него ударилась третья торпеда (английская лодка дала трехторпедный залп), но не взорвалась. Позднее в корпусе обнаружили вмятину. После небольшой суматохи, эсминцы начали поиск крейсера в условиях усиливающегося шторма. В зоне атаки, кроме эсминцев, находился океанский буксир «Francisco de Gurruchaga» и чилийский антарктический транспорт «Piloto Pardo». Поскольку отношения между Чили и Аргентиной всегда отличались сложностью, долго колебались — принимать помощь или нет. Решили все же принять, надеясь, что в присутствии чилийцев англичане мешать не будут. Только в полдень 3 мая самолет «Нептун» обнаружил плоты. Многие моряки выскочили наверх полураздетыми, один из плотов в суматохе перевернулся. Сейчас люди стали замерзать на холодном антарктическом ветру как на плотах, так и в шлюпках. Причем замерзали только там, где было два — максимум три человека.

Так состоялась первая в мире боевая атака атомной торпедной подводной лодки. Аргентинские власти только через несколько дней передали официальное сообщение, что 2 мая потоплен крейсер». Погибло 20 человек экипажа, тела которых подобрали с воды, спасено 770 человек, 301 считаются пропавшими без вести». Чтобы никто не мог раскрыть масштабы трагедии, моряков высаживали на берег, окружив кордоном войск и полиции, и запретили беседовать на тему происшедшего. Всего жертвами атаки стали 323 человека, 321 моряк и двое гражданских лиц. Среди погибших - 3 офицера, 216 унтер-офицеров и матросов срочной службы и 102 новобранца.

Английская субмарина отошла на запад, потом она получила дополнительное приказание - потопить корабли эскорта. Место атаки находилось в 35-40 милях от объявленной «зоны войны», поэтому официально объявили, что будет уничтожен любой корабль Аргентины вне своих территориальных вод. Когда субмарина снова нашла корабли эскорта, они занимались спасательными работами, и в этой ситуации, конечно, приказ был отменен.

Видя абсолютную бесперспективность каких-либо активных действий, Главком флота адмирал Исаак Апайя отдал специальный приказ, и 4 мая все силы в море повернули к материку и до конца конфликта пребывали в водах континентального шельфа, где было слишком мелко для действий атомных подлодок.

5 мая самолет «Треккер» с аргентинского авианосца обнаружил подводную лодку,  которую атаковал  противолодочной торпедой  Мк 46 вертолет «Си Кинг», также прилетевший с авианосца. Атака окончилась без результата.

7 мая авианосец пришел в Пуэрто-Бельграно и его самолеты летали уже с наземных аэродромов. Эти устаревшие «Скайхоки» особенно не пугали англичан. Зато 4 мая абсолютно неожиданно для всех аргентинцы потопили эсминец «Sheffild» ракетой «Экзосет», хотя французские эксперты уверяли, что они не закончили обучение и самостоятельно эксплуатировать оружие аргентинцы
не смогут. Не имея точной информации о причинах взрыва и пожара, некоторые английские офицеры посчитали, что речь идет об атаке аргентинской лодки. С эсминца «Glasgow» поднялся вертолет и атаковал «обнаруженную» цель торпедой Мк 46. До сих пор в английских изданиях пишут, что гидроакустический комплекс эсминца отследил шум торпеды. Эта атака послужила одной из причин оставления корабля, он сильно горел, а попадание торпеды привело бы к большим жертвам среди экипажа. Какую торпеду услышали англичане - осталось загадкой. В некоторых источниках утверждается, что атака выполнена новейшей противолодочной торпедой «Стингрей», и одно время считалось, что субмарина потоплена.

В ответ на обозначившуюся угрозу последовала «специальная операция», в которой приняли участие и подводные лодки. Официально её проведение до сей поры не подтверждено и не опровергнуто, но один из журналистов утверждал, что видел фотографии взорванных самолетов «Супер Этандар», что может служить косвенным подтверждением описываемых событий. Уже 5 мая на поиски самолетов, способных нести столь смертоносное оружие, на территорию самой Аргентины высадились три группы командос SAS (Спешл Айр Сервис - спецназ воздушно-десантных войск). Они обследовали три возможных аэродрома, где могли базироваться машины, - Рио-Гальегос, Коммодоро-Ривадавия, Рио-Гранде. Разведчики установили, что самолеты летают именно с Рио-Гальегос, и вскрыли систему обороны авиабазы и режим производства полетов. Утром 8 мая в район авиабазы с подлодки «Опух» высадились 20 коммандос SAS. Они провели доразведку и в ночь 8/9 мая атаковали летное поле, уничтожив термитными шашками 5 машин и повредив серьезно взлетную полосу. Добившись полной внезапности, нападающие быстро отошли к берегу и снова были приняты на борт подводной лодки. В ходе операции «Опух» села на неизвестный (не обозначенный на карте) риф, повредила корпус и один из торпедных аппаратов, в котором зажало боевую торпеду. Насколько достоверна эта информация, неизвестно, но, по сообщениям прессы, в апреле 1983 года аргентинский авианосец участвовал в маневрах с полным комплектом «Супер Этандаров».

За день до этого, 8 мая, состоялась вторая атака аргентинской субмарины, которая до конца так и осталась непонятной. Около 19 часов (местного времени) гидроакустика «аргентинки» выдала спектр шумов корабля на расстоянии около 2 миль, двигающегося со скоростью 6—8 узлов. Судя по всему, это была подводная лодка неизвестной принадлежности. Командир решил выстрелить одну противолодочную торпеду Мк 37, через 6 минут послышался хлопок, похожий на звук удара металла о металл. Скорее всего, это была атомная лодка, но чья - осталось неизвестным. Великобритания, официально подтвердив атаки 1 и 11 мая, не сообщила ничего о 8 мая.

Инцидент 8 мая так и остался необъясненным. Последним актом участия подводных лодок в Фолклендской кампании стала упоминавшаяся атака 11 мая. Субмарина перешла в район Сан-Карлоса и попыталась помешать спокойной высадке англичан. В ночь с 10 на 11 лодка засекла шум винтов двух кораблей. Подвсплыв под перископ, Азкуэта опять ничего не увидел. Пришлось атаковать только поданным гидроакустики. По этой информации отслеживался один эсминец, возвращавшийся из Сан-Карлоса, другой - подходил с севера. Заняв соответствующую позицию между ними, капитано ди корбета опять по данным, рассчитанным вручную, дал залп с 2,5 миль. Торпеда вышла и уверенно прослушивалась, но через 2,12 минуты контактс ней был потерян. Высокая скорость кораблей не позволила атаковать еще раз. На поверхности атаку и не заметили, и не отреагировали. После третьей неудачи командир лодки решил нарушить радиомолчание и получил приказ вернуться в базу. Лодка пришла в Мар-дель-Плата 13 мая, но пока исправлялись повреждения, идти в море уже было поздно. Не совсем ясно, что подразумевалось под сообщением британского командования от 28 мая, что в Фолклендском проливе в течение 70 часов находилась аргентинская лодка на глубине 400 метров, но не решилась атаковать и ушла.

Так закончилась фаза активных действий субмарин обеих сторон, хотя аргентинская лодка в море больше не выходила, англичане выбрали место десантирования у Сан-Карлоса с учетом того, что район слишком мелководен для действий подлодок.

Английские лодки, конечно, еще поддерживали режим блокады, но уже не было желающих его нарушать. Английские атомные лодки прошли под водой 160 000 км. Одна из них совершила самый длительный поход в истории английского флота - 90 суток в море, причем последние 2 дня экипаж питался только рисом и бобами, больше ничего из продуктов не оставалось.

Бои на Фолклендах продолжались до 14 июня, когда аргентинский губернатор генерал Марио Менендес и старший британский воинский начальник генерал Джеремия Мур подписали акт о капитуляции. Потери составили у англичан 255 убитых, один, пропавший без вести, и 384 раненых. Из них из корабельного состава флота 65 человек, из торгового флота 16 убитых, в том числе капитан контейнеровоза Ян Норт. Из 200 убитых на суше четверть приходится на один день 8 июня, когда при высадке у Фицроя погибло 56 человек.Особенно велики были жертвы на десантной барже L703, которую в момент покидания корабля-дока «Intrepid» потопил точным ракетным залпом аргентинский «Скайхок». Корабельные потери — 2 эсминца, 2 фрегата, контейнеровоз.

Аргентинские потери - 712 убитых и пропавших без вести, около 1000 раненых и больных. Из них потери военно-морского флота около 400 человек. Корабельные потери - крейсер, подводная лодка, два катера береговой охраны (G 82 «Islas Malvinass» и «G 80 «Rio Iguazu»). При попытке прорыва блокады поврежден сторожевой катер «Alferes Sobral» и потоплены транспорты ВВ 8 «Isla de los Estados», В 6 «Bahia Buen Sucesso», «Rio Carcarana», «Monsunen», траулер «Narval» и сторожевик «Comodoro Somellera». Так закончилась операция «Corporate».

После Фолклендского конфликта, или войны, как её называют, среди военно-морских экспертов всего мира отмечалось, что единственная аргентинская субмарина смогла продолжительное время продержаться около английского соединения, хотя за ней охотились самые современные противолодочные корабли. Это при уеловии, что конструкция лодки типа 209 относится к разработкам 60-х годов. Фолклендский опыт вызвал в определенной степени переоценку боевой устойчивости дизельной подлодки в современном вооруженном конфликте, даже с участием атомных подлодок. Результатом этой переоценки стал заказ нескольких подводных лодок, в основном немецких, странами Третьего Мира. Очень много спорили о причинах неудачных торпедных атак.

Немецкие производители торпед заявили, что все дело в плохой подготовке личного состава и при обучении аргентинцев наблюдались случаи, когда при подключении кабелей просто перепутывали схему подключения.

После завершения боев, в скором времени английский экспедиционный корпус отбыл в метрополию, погибшие, как англичане, так и аргентинцы, похоронены на острове. Там обосновался гарнизон - усиленный батальон морской пехоты, а саперы принялись убирать «эхо войны». Эта работа длилась несколько лет. Конечно, победители получили множество различных наград, из подводников ордена «Британской Империи» удостоен вице-адмирал Херберт и ордена «За заслуги» командир лодки «Conqueror» — Рефорд-Браун.

Через два года после окончания боевых действий в океане развернулась операция «Oceahampton», спланированная Управлением Морских служб Министерства обороны Великобритании. К острову Южная Георгия в ноябре 1984 года подошло спасательное судно «Goozander» и буксир «Salvagemen». С ноября 1984 года по февраль 1985 года водолазы провели 868 спусков, обследовав подлодку «Santa Fe». Она лежала на глубине 21 метр, имея крен 25 градусов правого борта, корма ушла в илистый грунт на 5 метров. 42 раза водолазы заходили в лодку. Откачали на борт спасателя 90 тонн дизельного топлива и заделали все пробоины и трещины. После этого продули цистерны лодки, поставив над кормой 10 надувных понтонов, и подняли на поверхность субмарину. Затем лодку отбуксировали на глубокое место и затопили в феврале 1985 года с полным комплектом боеприпасов, который решили не выгружать из соображений безопасности.

Хотя выстрелы на островах смолкли, как оказалось не навсегда. Сразу после завершения боев аргентинцы заявили, что это временное отступление и проблема возвращения островов является главной политической проблемой страны. Причем это были не просто слова. 28 мая 1986 года корабль Береговой охраны Аргентины (Префектура Навале) CG 28 «Prefecto Derbes» обстрелял и потопил в районе Фолклендов рыболовный траулер Тайваня «Chiam Den», отказавшийся остановиться. Имелись жертвы. Аргентина выразила свое соболезнование, но секретарь по вопросам обороны сообщил, что инцидент произошел в береговой полосе, подлежащей юрисдикции Аргентины.

В 1987 году на празднике дня пехоты, выступая в военном училище, начальник Генштаба генерал КосЖозе Гариди заявил: «мы обязательно вернем Фолкленды». Хотя общепризнанными героями боев за острова стали летчики, моряков также не забыли. 14 ноября 1986 года в Аргентине спущен на воду фрегат типа МЕКО 140, переименованный из «Slaver» в «Gomez Roca» в честь капитана де навио, погибшего командира сторожевого корабля «Alferez Sobral». Аргентина получила 2 подлодки типа TR 1700, постройки ФРГ S 41 «Santa Cruz» и S 42 «San Juan», они вошли в строй 27.9 1984 и 23.11 1985 соответственно. Строительство 4 таких же лодок планировалось развернуть в стране. Одна из этой серии S 43 получила название «Santa Fe». В ФРГ планировали заказать 4 лодки S 43 «Santa Fe», S 44 Santiago del Estero», S 45 и, возможно, еще одну, все со сборкой в Аргентине. Строительство трех началось в январе 1982 года, январе и сентябре 1983 года соответственно. Однако вскоре свернули постройку S 44 и аннулировали заказ на S 45.

В июле 1990 года Англия обнародовала план снижения численности подводного флота: дизельных лодок с 11 до 4, атомных торпедных с 18до 12. Участники Фолклендской войны «Conqueror» и «Valiant» пошли на слом. Только в том же 1990 году англичане отменили запрет на заход аргентинских судов в свои порты. В мае 1995 года избранный повторно президентом Аргентины Карлос Менем, который еще в 1989 году заявлял,что его страна будет добиваться суверенитета Фолклендов, заявил сразу после переизбрания, что правительство полно решимости до 2000 года вернуть Фолкленды, причем без применения силы.

В феврале 1996 года президент Менем подписал указ, по которому свертываются работы по строительству подводных лодок в стране. Две недостроенные необходимо продать. Подводный флот определяется в составе двух лодок типа 209 и двух типа TR 1700.

Правда, в марте 1996 года Англия объявила о введении патрулирования акватории островов силами флота «с целью пресечения незаконного лова рыбы». Аргентина отреагировала на это очень негативно.

Фолклендский вопрос не снят с повестки дня. Летом 1997 года в 15-ю годовщину окончания войны англичане организовали поездку на острова группы журналистов и 15 аргентинских семей, которые потеряли там своих близких. Как бы в ответ на все заявления Аргентины нынешний губернатор Ричард Стенли заявил: «Вопрос о статусе Мальвинских островов и об их переподчинении обсуждению не подлежит»!..

Сетевые заградители, Франция

«La Gladiateur»

1 единица

«La Gladiateur» (1935) + 21 01.42.

1858/2293 т; 113x12,7x3,5 м; 2 ПТ, 2 ПК, 6000 л.с., 18 уз., 399 т нефти. Эк. 132 чел. 4x1 — 90-мм/50, 6 пул.

Затоплен в Тулоне 27.11.1942. 30.3.1943 поднят итальянцами и...

Сторожевые катера, Новая Зеландия

Тип ML

11 единиц

ML-400 — ML-411.

73 т, 20 уз., 1x40, 2x20.

Тип HDML


14 единиц

HDML-1183HDML-1194, HDML-1348HDML-1351

46 т, 12 уз., 1x47, 1x20.

Крейсера, Греция

Броненосный крейсер

«Georgios Averoff»

1 единица

«Georgios Averoff» (1911, модерн. 1927) — после войны установлен как памятник на Поросе.

9450 т, 22 уз., 4x234, 8x190, 6x76, 5x40, 3 ТА-457.
С 1943 г.: 4x234, 8x190, 8x76, 4x76, 6x37.

Торпедные катера, Канада

Тип «Farmile D»

9 единиц в RCN

МТВ-726, МТВ-727, МТВ-735, МТВ-736, МТВ-743 — МТВ-746, МТВ-748, МТВ-797.

90-105 т, 29-31 уз., 1x40, 2x20, 8 пул., 2 ТА-533.

Получены от RN в 1944 г.

Тип «ВРВ-430»


9 единиц в RCN

МТВ-459 — МТВ-466, МТВ-486,...

Средние подводные лодки, Норвегия

Типы «U» и «V»

3 единицы

«Ula» (б. HMS'Varne», 1942/22.1.1943/4.1943 — слом в 1966),
«Uredd» (б. HMS Р-41, Н.Д./24.8.1941/12.1941 — погибла 10.2.1943),
«Utsira» (б. HMS «Variance», н.д./22.5.1944/8.1944 — слом в 1965)

«Ula» и «Uredd»:...
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!