Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Подводная мозаика | Субмарины на войне
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Подводная мозаика

Президентское погружение

Не случайно флот США стал первым в мире, официально зачислившим подводный корабль в свой состав . Вопросу строительства субмарин уделяли много внимания и высшие чины администрации.

26 августа 1905 года президент Теодор Рузвельт в окружении личной охраны посетил подводную лодку А 4 SS 5 «Pike» и даже совершил на ней погружение. В то время это было выдающееся событие.

Уже после окончания Второй Мировой войны еще один американский президент, Гарри Трумен, посетил трофейную немецкую лодку U 2513. Больше всего беспокойства подводникам доставила президентская охрана, поскольку «секьюрити» никак не соглашались убрать пистолеты, так как были уверены, что на немецкой лодке служат немцы и оружие обязательно должно быть наготове.

Торпеды с берега

Французские субмарины наиболее активно проявили себя в Первую Мировую войну на Адриатическом море. В первое время противолодочные средства оставались примитивными и лодки пускались в рискованные предприятия. В ноябре 1914 года лейтенант Дюбуа прошел в австрийскую базу Катарро и в районе бухты Топла его «Cugnot» попала в одну из недавно поставленных сетей. Пока продолжались попытки освободиться, береговая торпедная батарея дала залп. Две торпеды прошли в двух метрах от борта. Это единственный случай, когда подводную лодку атаковали торпедами с берега.

Сила привычки

3 ноября 1917 года капитан-лейтенант Клаус Лафренц лихо рассекал морскую поверхность у английских берегов, очень торопясь домой в базу Зеебрюге. Через 8 дней исполнялась годовщина с того момента, как верфь «Блом и Фосс», получив от Кайзера 2 141 000 марок, склепала новую субмарину для Кайзермарине. Подводный минный заградитель UC 65 принадлежал к 2-й флотилии «Фландрия» и, несмотря на «юный» возраст, имел богатое боевое прошлое.

Его первым командиром назначен известнейший подводник обер-лейтенант цур зее Отто Штейнбринк (за войну 202 победы — 231 614 брт плюс крейсер и подводная лодка , четвертый результат по тоннажу). Штейнбринк считался специалистом по «мелкой посуде», победу него по числу больше всех, а по тоннажу почти в два раза меньше, чем у Арно де ля Перьера (см. «Субмарины на войне-1»,с. 10,34). На UC 65 Штейнбринк потопил 1.3. 1917 года большой британский пароход «Drina» (11 483 брт) и 26.7 1917 года английский крейсер «Ariadne». Добившись сотни побед, он сдал корабль Лафренцу.

Тот также считался достаточно опытным подводником, возглавлял экипажи UB 18 ,UB 33, а теперь пришел на UC 65. Причем на UB 18 он заступил опять на смену Штейнбринку, а затем поднялся на командный мостик «железного головастика» (так называли малые лодки типов UB I и UB II) UB 33. Нельзя сказать, что он зря пенил море, но на боевом счету UB 18 — 126 побед и львиная доля — успех Штейнбринка. А там, где Лафренц «работал самостоятельно», результат получался совсем иной, у UB 33 на счету лишь 13 побед. Несмотря на такую разницу, звание капитан-лейтенантов они получили почти одновременно.

Теперь капитан-лейтенант в районе, 15 миль севернее Бичи Хед, заметил перископ вражеской лодки, вынырнувшей из воды неподалеку. Это выходила в атаку «англичанка» С 15. Лафренц не очень встревожился, т. к. он много раз уклонялся от торпед резким маневром. Так он поступил и сейчас по привычке. От первой торпеды UC 65 легко ушла, но в 16.10 в борт неожиданно попала вторая. Это была модернизированная торпеда с прибором Обри, которая могла идти не по прямой, а совершать поворот на заранее установленный угол. Наверное, капитан-лейтенант долго проклинал свою приверженность к стандартным решениям и английское хитроумие, он оказался одним из пяти человек, выловленнных из воды.

Хотя до конца войны оставался еще год, «задел» Штейнбринка позволил UC 65 попасть в список 26 наиболее результативных лодок UC.

Подводный капкан

Разведки всех стран мира всегда охотились за вражескими военными секретами. Это было одной из их основных обязанностей.

С развитием газетного дела разведчики пришли опытным путем к осознанию того факта, что очень много информации содержится во вполне открытых изданиях. Такой способ давал иногда очень хорошие результаты при отсутствии риска и снижении затрат. Однако иногда проверенный методдавал осечку.

В Первую Мировую войну на Адриатическом море австрийские и союзные морские силы довольно скоро перешли к набеговым операциям. Набеги сводились к обстрелам побережья или точечным ударам крупных артиллерийских кораблей по портам, мостам и прочим важным обьектам. Австрийцы'имели налаженную агентурную сеть на итальянском берегу и получали определенную информацию о намерениях своих противников.

В конце июня 1915 года в одной из местных австрийских газет прявилось сообщение, что железнодорожный мост у Сан-Стефано исправлен и движение по дороге восстановлено.

Итальянцы несколько раз обстреливали этот район.Решили они это сделать и теперь. 18 июля 4 броненосных крейсера 5-й дивизии под командой адмирала Тиффани с 12 эсминцами и миноносцами развернулись для бомбардировки района Катарро-Рагуза и железной дороги Себенико-Катарро. Рядовой выход закончился не традиционно (обычно почти все набеговые операции заканчивались бескровно). Зная, что итальянцы собираются «исправлять» мост, и ориентируясь, когда они намереваются это сделать, австрийцы послали в засаду одну из своих немногочисленных подводных лодок. Причем выбрали U 4, командир которой обер-лейтенант Юстель полтора месяца назад отличился. 8 июня он прорвал охранение из четырех эсминцев и попал торпедой в английский крейсер «Dublin», тяжело его повредив.

Теперь подводник грамотно сманеврировал и в упор с двух кабельтовых послал две торпеды в борт флагманского крейсера «Giuseppe Garibaldi», как только тот закончил обстрел. В несколько минут «Garibaldi» опрокинулся и затонул у Рагузы. За счет спокойного теплого моря и большого количества миноносцев удалось спасти 540, человек из 590, находящихся на борту.

Так сработал подводный капкан, установленный австрийцами.

Американская победа

Американские корабли приняли участие в Первой Мировой войне на заключительном этапе,. Дивизион американских эсминцев сопровождал конвой в районе Куинстауна у английских берегов. Пока 8 транспортов занимали свои места в походном порядке, на сцене появилась большая немецкая лодка из второй флотилии. Капитан-лейтенант Густав Амбергер командовал лодками U 9, U 80 и, наконец, получил недавно под команду большую подлодку, приняв ее от капитан-лейтенанта Випперна. Теперь он очень хотел показать, что назначен неслучайно. Лодка U 58 вошла в строй менее года назад, в августе 1916 года ее боевой счет не был особенно впечатляющим — 3 победы в 1916 году и 18 побед в 1917. Амбергер нацелился в атаку на пароход «Welshman» и, вероятно, слишком увлекся. Концевой эсминец «Fanning» заметил перископ и сбросил серию глубинных бомб. На лодке заклинило рули и она легла на дно на глубине 85 метров. Немцы стали решать, что делать дальше. Флагманский корабль дивизиона «Nicholson» сбросил еще серию глубинных бомб. Положение субмарины стало безнадежным и она всплыла через 15 минут. Оба эсминца сблизились и стали ждать, будут немцы воевать дальше или сдадутся. Чтобы ускорить решение вопроса, «Nicholson» сбросил еще одну глубинную бомбу, и немцы живо поскакали из рубки. Погибло двое из них, все остальные попали в плен. Так 17 ноября 1917 года американцы потопили первую и последнюю немецкую подлодку в этой войне.

Желание дамы - закон

Во время Первой Мировой войны все, что относилось к подводному флоту, считалось особо секретным. Одна из американских журналисток очень энергично старалась попасть на субмарину. Наконец её пригласили, встретили с большим почетом, приставили провожатыми сразу трех офицеров и даже... разрешили сделать несколько фотографий. Польщенная леди опубликовала целую серию репортажей, расхваливая любезных и бравых англичан.

Только через десяток лет после войны бывший главный цензор Адмиралтейства Дуглас Бровринг поведал, что даме показали лодку типа Н, построенную... в Америке (о действиях лодок типа Н в Первой и Второй Мировых войнах см. «Субмарины на войне-3», с. 22 и «Субмарины на войне-4», с. 61).

Напрасный свист

В 1916 году на Черном море очень активно против наших подводных лодок действовала немецкая, турецкая и болгарская авиация. Общее число атак исчислялось многими десятками. Однако точность бомбометания при использовании примитивных прицельных приспособлений, конечно, была «почти никакой». Авиация в основном пугала фактом атаки с воздуха. Однако 13 мая 1916 года у острова Кефкен гидросамолет сбросил 4 бомбы на подлодку «Морж». Три мощно грохнули за кормой, подняв столбы воды, четвертая со страшным свистом ударилась точнехонько в надстройку и..., не взорвавшись, отскочила в море. Судьбу не обманешь...

И назло мы всем буржуям...

Во все времена закладка боевого корабля обставлялась торжественно. В Российской Империи на закладной доске гравировали изображение будущей 56 «грозы морей» и помещали список августейших и высочайших особ, присутствовавших на церемонии. В советское время все обстояло несколько иначе.

20 декабря 1933 года в Ленинграде на заводе № 194 закладывали подлодку Щ-125, тогда ещё «Муксун». На закладной доске начертали: «Трудящиеся народы СССР [во множественном числе] строят подводную лодку «Максун» для защиты Социалистического Отечества от интервенции мировой буржуазии».

На доске прописано слово «Максун»,хотя правильно рыба называется «Муксун». Самое обидное, что за все время службы «защитник от интервенции» не выполнил ни одного боевого похода.

Экономия прежде всего

В США в годы после Первой Мировой войны интенсивно разрабатывали неконтактный магнитный взрыватель и в итоге родился образец Мк 6 к торпеде Мк 14. Торпеда стоила 10 000 долларов, поэтому количество экспериментов с реальным оружием максимально сократили. Всего единственный раз провели испытания снаряженной по-боевому торпеды с таким взрывателем по настоящему кораблю. 8 мая 1926 года запустили торпеду по старой списанной подлодке L 8. Опять же с целью экономии не стали привлекать к стрельбе подводную лодку, а использовали особый понтон.

Эта практика привела ктому, что через 15 лет «экономно» испытанные торпеда и взрыватель давали отказы десятками раз, причем взрыватель так и не смогли «довести до ума» в ходе войны.

Специалист широкого профиля

После Норвежской операции немецкий флот, понеся тяжелые потери, перешел в основном к прибрежным операциям. Английский подводный флот активно противодействовал этим усилиям. В Гельголандской бухте завязались схватки между сторожевыми кораблями Кригсмарине и субмаринами Роял Неви. 9 января 1940 года тральщик М-7 под командой обер-лейтенанта Генриха Тимма засек подводную лодку и точно атаковал серией глубинных бомб. В ходе многочасового преследования и новых атак бомбами командир субмарины из 2-й флотилии лейтенант Тэрнер вынужден был подняться на поверхность и приказал покинуть корабль. Экипаж попал в плен. Командир тральщика получил Железный Крест 2-й степени. Впоследствии Тимм, желая более активно участвовать в морской войне, после многих попыток добился перевода в подводный флот. В августе 1941 года он получил под свою команду лодку U 251, на которой потопил два транспорта, в том числе панамский транспорт «El Capitan» из злосчастного конвоя PQ 17.

Позднее, получив под свою команду новую «девятку» U 862, Тимм одержал еще 8 побед и отличился единственной атакой немецкой лодки у берегов Австралии (см. «Субмарины на войне-3», с.84). Поскольку он уже получил Железный Крест 1-й степени, еще командуя тральщиком, по совокупности заслуг Тимм 17 сентября 1944 года удостоен Рыцарского Креста. Это единственный случай в мировой практике, когда подводник имел на своем счету подводную лодку, потопленную в бытность командиром надводного корабля.

Трофейные победы

В ходе Второй Мировой войны, вермахт оккупировал большинство европейских стран, обладавших собственным военно-морским флотом. Так в руки немцев попали норвежские, голландские, французские субмарины. Часть из них, еще не оконченных постройкой, достроили, часть устаревших разрезали на металл. Наиболее современнные включили в состав Кригсмарине. Эти лодки выполнили ряд боевых походов, но они только дважды добивались успеха.

В районе Фритауна 29 октября 1942 года UD 5 (бывшая голландская О 27) потопила новый английский пароход (построен в 1941 году в Лондоне) «Primorose Hill» 7628 брт. В том же районе 26 ноября того же года другая «голландка» О 25, ныне немецкая UD 3, торпедировала норвежский транспорт, 1923 года постройки, «Indra». Первая лодка в конце войны капитулировала и передана англичанами своим хозяевам (см. «Тайны подводной войны-2», с.95), вторая повреждена авиацией в Киле в октябре 1944 года и там же затоплена 3 мая 1945 года.

Французы есть французы

12 сентября 1941 года из Портсмута в очередной патруль вышла английская субмарина «Sealion». Она направлялась в Бискайский залив. Среди прочих заданий, полученных подлодкой, одно было необычным. Англичане должны были в районе Лориана встретить французский рыболовный траулер и принять с него совершенно секретные документы, выкраденные у немцев на территории оккупированной Франции. Опознавательный знак при встрече — человек, сидящий на мачте.

Время встречи давно истекло, но командир лодки упрямо кружился около условной точки - слишком важна была добыча. В полночь лодка всплыла для зарядки и, как говорится, «посмотреть напоследок». Неожиданно в сумраке заметили крошечную лодчонку, управляемую двумя молодыми французами, которая упрямо пробивалась сквозь волны, прямо к подлодке. Лейтенант-коммандер Бен Брайан на всякий случай вызвал на палубу артрасчет, но наверняка это были те, кого так долго ждали. Французы причалили и один из них поднялся на борт. Первым делом он передал из рук в руки два пухлых портфеля с документами, и неожиданно большую бутылку вина со словами: «Подарок для капитана». Затем он повернул назад и опешившие англичане едва успели передать ему бутылку шотландского виски из неприкосновенного запаса. Только потом они разглядели качающийся неподалеку на волнах траулер без огней.

Союзные походы

В сентябре-октябре 1941 года на борту английской лодки «Tigris», базирующейся в то время на Полярное, в боевой поход выходил капитан-лейтенант М.А.Бибеев, назначенный после возвращения командиром лодки Д-3. Англичане очень переживали, что две проведенные атаки не удались.

В это же время на Черном море пребывала группа английских офицеров для передачи опыта в области борьбы с магнитными минами. Один из этих офицеров, капитан Фокс, в конце сентября 1941 года также выходил в море на борту М-34 к берегам Румынии. Отрывки из отчета Фокса цитировались в различных зарубежных публикациях. Общий тон его отчета констатирует слабую подготовку экипажа. Больше походы офицеров-союзников на борту наших подлодок до конца войны не осуществлялись.

Субмарина ближнего боя

Во время Первой Мировой войны очень часто английские лодки использовали метод дежурства в засаде на пути движения немецких лодок. Во время одного такого дежурства в конце 1916 года в Северном море у английского побережья командир Е 50, находясь под перископом, заметил перископ идущей немецкой лодки. Англичанин дал двухторпедный залп, а когда убедился, что промахнулся, ... пошел на таран. После удара нос «англичанки» засел в борту «немки». Без всякой шумопеленгации было слышно, как там продувают цистерны, пытаясь всплыть. Англичане, наоборот, приняли дополнительный балласт. Вскоре «немка» сорвалась, наполнившись водой.

После войны так и не смогли установить, погибла ли немецкая лодка в этом бою и если да, то какая. Возможно, это одна из субмарин, что прошла по графе «причина гибели не установлена».

Подводно-сухопутная карьера

1 июля 1941 года отряд кораблей Балтфлота следовал из Куйвасту в Палдиски. Шедшая концевой подлодка М-81 неожиданно взорвалась и, разломившись на две части, мгновенно затонула. Это произошло у банки Лайне в районе острова Вормс. Все были уверены, что субмарина потоплена торпедой вражеской лодки, и с кораблей долго стреляли по воде, так как всем мерещились перископы. Только в 1965 году М-81 подняли и выяснили, что она погибла на магнитной мине.

Один из матросов, сброшенный в море с мостика, подобран катером, остальные найдены в воде погибшими. Однако оказалось, что на борту уцелел в четвертом отсеке старшина группы мотористов В.С.Преображенский. Взрывной волной его отбросило к переборке. Все же подводник смог рвануть на себя рычаг манипулятора подачи в отсек сжатого воздуха. Этим предотвращено затопление отсека. Когда моряк более или менее пришел в себя, он в полной темноте добрался до отсечного люка, смог его отдраить и всплыть на поверхность в пузыре воздуха. Это единственный случай в ходе Великой Отечественной войны, когда подводник спасся в одиночку путем выхода из отсека. Правда, подводная карьера Преображенского на этом закончилась. Его тяжело раненого и полуоглохшего подобрал случайно проходящий катер. После госпиталя моряк добровольно пошел в морскую пехоту, показав себя умелым снайпером. Себя он не щадил - пять ранений и две контузии. За заслуги отважного бойца направили в военное училище. Закончив его, В.С.Преображенский прошел все ступени служебных должностей, закончив войну заместителем командира полка морской пехоты в звании подполковника!

Далеко не все командиры подлодок, начавшие войну в большинстве своем капитан-лейтенантами, смогли к 1945 году увидеть на своих плечах погоны с двумя большими звездами.

Таиландский бой

В сентябре 1944 года командир американской субмарины SS 256 «Hake», вернувшись с патрулирования, доложил, что наблюдал вероятное потопление американской подводной лодки. 24 августа у филиппинской бухты Дассол таиландский эсминец «Fra Ruang» долго и сосредоточенно бомбил подводную цель на одном и том же месте, вероятно, наблюдая что-то на поверхности воды.

Несколько дней SS 257 «Harder», оперировавшая в этом районе, не отвечала на запросы по радио. Теперь все, к сожалению, стало ясно. Лодка вышла из Порт-Дарвина 13 августа в свой шестой патруль. 23 августа в районе упоминавшейся бухты SS 257 встретилась с SS 256, позже подошла SS 255 «Haddo». Посовещавшись, командиры субмарин двинулись каждый в свой район. В тот же день SS 255 заметила мини-конвой — танкер «Nijo-Maru» в эскорте эсминца «Asakaze». Эсминец показался более заманчивой целью, его и атаковали. Получив торпеду в борт, «Asakaze» повернул к бухте Дассол, но затонул в 20 милях северо-западнее мыса Болинано. Танкер успел проскочить в бухту, встав на якорь и запросил помощи.

Из Кавите срочно вышли два корабля, один из них патрульный корабль № 102— бывший американский эсминец DD 224 «Stewart». Самый крупный трофей Императорского флота, ранее ходивший подзвездно-полосатым флагом и восстановленный до боевой кондиции.

Командир «Hake» наблюдал, как два корабля утром 24 августа подошли к бухте Дассол, больший из них двинулся внутрь, а меньший, опознанный как «Fra Ruang», остался на рейде. С него заметили, как справа появился перископ и двинулся, оставляя заметный след. «Охранник» бросился в атаку, увернулся от трех торпед, прошедших вдоль бортов, и сбросил 15 глубинных бомб в то место, где исчез перископ. Глубина ответила пузырем воздуха, получила еще порцию глубинных бомб, а вскоре после третьей «добавки» на поверхность начали всплывать кусочки пробки, дерева и пятна масла.

Эта версия вошла во многие издания, хотя таиландцы не раз заявляли,что их корабля в месте боя быть не могло.

Только недавно стало известно, что атаку выполнил японский патрульный корабль № 22, внешне похожий на таиландский эсминец. Так таиландский (тогда еще сиамский) флот оправдался в глазах американцев, но лишился единственной победы, на которую мог претендовать.

Военная хитрость

Совершавшие переход с Тихого океана на Северный флот наши подводные лодки (подробнее см. «Субмарины на войне-6», с. 9-44), перед финальным броском домой заходили в Англию. До весны 1943 года, дольше всех, там задержались лодки С-54 и Л-15. На них проводился серьезный ремонт с установкой современного радиолокационного и гидроакустического оборудования. По просьбе нашей военно-морской миссии командир С-54 капитан-лейтенант Д.К.Братишко написал «ведомость дефектования» размером с кирпич (6 винтов, 6 воздуходувок и т. д.). Англичане изумились, но все выдали. Запчастей хватило на все лодки типа С Северного флота до конца войны.

Камень за пазухой

В октябре 1942 года балтийская Щ-310 находилась на позиции. После атаки транспорта её контратаковали противолодочные корабли и, уклоняясь, лодка врезалась в песчаный грунт. С большим трудом «Щука» всплыла и ушла от преследования. После возвращения субмарину поставили в док, так как она еще подорвалась и на мине. При ремонте обнаружили, что повреждена часть киля, на протяжении 5 метров килевой лист оторван и свернут в рулон, а на его место забит 200-килограммовый валун, который лодка подцепила с грунта при ударе.

По Америке... пли!

В начале 1942 года японские подлодки заметно активизировались у американского берега. Кроме потопления ряда транспортов, некоторые командиры не отказали себе в удовольствии пострелять по американскому побережью.

Открыла сезон I 17, обстрелявшая 24 февраля нефтезавод Элвуд в Калифорнии, около пролива Санта-Барбара. Это первый случай обстрела берегов США со времен войны за независимость 1814 года. Подводники выпустили 10 снарядов и ушли, не погружаясь. 20 июня I 26 обстреляла военно-морскую радионавигационную станцию Эстеван-Пойнт на острове Ванкувер, выпустив 17 снарядов. Последним оказался обстрел предполагаемой базы подлодок в Форт-Стевенс в Орегоне. 24 июня I 25 дала 20 выстрелов по берегу.

Особого результата эти обстрелы не дали, но паника на берегу была изрядная, кое-где жители готовились к отражению японского десанта, а обстрелянная радиостанция дала в эфир сигнал SOS.

Популярно в поиске

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/components/com_content/models/articles.php on line 497 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/modules/mod_articles_popular/helper.php on line 50
    Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/seav.ru/httpdocs/modules/mod_articles_popular/tmpl/default.php on line 13
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!