Подводная мозаика (прод)

«Мечты, мечты, где Ваша сладость...!»

Командиры японских эскортных кораблей считали, что потопить субмарину довольно просто, а особенно американскую. Поэтому при боевых столкновениях особенно не стесняли себя в определении результата. В итоге к концу войны моряки и летчики донесли об уверенном потоплении 468 подводных лодок противника. Для сравнения можно указать, что подводный флот США и Англии к концу войны состоял из немногим более 400 кораблей.

В реальности США потеряли в период Второй Мировой войны от всех причин и на всех театрах военных действий 52 субмарины. Потери среди подводников составили погибшими и пропавшими без вести 374 офицера и 3131 унтер-офицера и матроса.

Телефон «100» для подводной лодки

Во многих городах при наборе номера «100» телефон сообщает точное время. Подобная служба действовала в войну на Балтике. Уже в первые месяцы войны с началом боевых действий особенно в штормовом море многие командиры подводных лодок столкнулись с неожиданной проблемой. От различных взрывов и сотрясений в числе приборов, выходящих из строя в массовом порядке, оказались... часы. Без хронометра никакой корабль, а особенно подводный, не может определить свое место в море.

В срочном порядке в октябре 1941 года в Кронштадте под Морским собором создали службу точного времени. Её данные регулярно транслировались в эфир. Служба подчинялась гидрографическому отделу Балтфлота и действовала всю войну.

Береговая батарея против «Селедки»

Готовясь к будущей войне, военно-морское министерство США заказало Портсмутской верфи 28 июня 1940 года новую подводную лодку типа «Gato», получившую бортовой номер SS 233. На упомянутой верфи субмарины строили много лет, но она была перегружена заказами, поэтому корабль сошел на воду только 15 января 1942 года. Большинство лодок данной серии получали названия по именам рыб, не миновала сия доля и «двести тридцать третью», но поскольку лодок было много, рыб выбирали любых и досталось ей название «Herring» или по русски — «Селедка». В Портсмуте знали свое дело, и уже в мае 1942 года корабль сдали заказчику.

Новая субмарина пополнила состав Атлантического флота США. С декабря 1941 года лодки этого флота несли дозор у американского берега, подкарауливая немецкие субмарины, сразу можно сказать, что вся их деятельность ограничилась несколькими случайными и безрезультатными встречами. Осенью 1942 года 6 лодок 50-го дивизиона отправились через Атлантику в Гибралтар для участия в десанте в северную Африку. Среди этих лодок 62 была  и  новехонькая  «Селедка»   под командой лейтенант-коммандера Джонсона.

В октябре — ноябре SS 233 в составе оперативных сил TG 34.9 участвовала в прикрытии высадки, патрулируя в районе марокканского побережья. 8 ноября лодка открыла боевой счет, потопив французский пароход «Ville de Havre» (5083 брт). Это была одна из немногих побед американских атлантических субмарин, хотя, правда, Америка с Францией официально не воевали. Затем американские подводники перешли в британские базы и приступили к патрулированию в Бискайском заливе зимой 1942/43 годов. Походов выполнено около десятка, результатов немного - два потопленных транспорта и несколько поврежденных. Остается открытым вопрос о столкновении 21 марта 1943 года. SS 233 атаковала немецкую подводную лодку и донесла, что потопила её. В это время в Бискайе пропала U 163 (корветтен капитан Энгельман), точные обстоятельства её гибели так и остались невыясненными. После походов в Бискайский залив субмарины непродолжительное время действовали у берегов Норвегии, потом к середине 1943 года их отозвали в США из-за отсутствия достаточного количества целей.

К концу года Джонсон привел лодку на Тихий океан. 14 декабря он торпедировал пароход «Hakozaki Maru» (3948 брт) и 1 января авиатранспорт «Nagoya Маш» (6072 брт), оба в районе острова Формоза. 5 января лодка встретилась с субмариной «Scorpion», чтобы снять с нее матроса, сломавшего руку, но штормовая погода помешала это выполнить. В марте лодка безуспешно пыталась перехватить японский конвой.

16 мая новый командир лейтенант-коммандер Забриски повел лодку из Перл-Харбора в восьмой боевой поход, на сей раз в район Курильских островов. 30 мая SS 233 встретилась на позиции с лодкой «Barb» и командиры Забриски и Флакки обменялись сведениями об обстановке. В тот же день «Barb» заметила японский конвой, а вскоре послышались взрывы глубинных бомб. Подводники посчитали, что атакована именно «Селедка». Позднее, всплыв на поверхность, американцы неожиданно заметили плывущего человека. Поднятый на борт японец сообщил, что он матрос с фрегата «Ishigaki». Фрегат обнаружил американскую лодку и стал её преследовать, но неожиданно взорвался и затонул. Так «Herring» помогла уйти от погони своим коллегам. Конвой рассыпался и Флакки потопил два судна, а на другой день Забриски торпедировал еще один транспорт «Hokue Maru» (1590 брт). Затем командир решил добить японские суда, ушедшие в гавань. Он вошел в надводном положении на рейд острова Матуа и торпедировал стоящие на якоре «Hiburi Maru» (3214 брт) и «Ivaki Maru» (4365 брт).

Вероятно, американец сильно увлекся и не заметил, что с берега в упор смотрят стволы орудий береговой батареи, которые точным залпом накрыли цель.

После двух прямых попаданий SS 233 пошла на свое последнее погружение. На поверхности сильно забурлила вода, в круге радиусом 5 метров появились пятна нефти, которые расплылись кляксой в несколько миль.

Это единственный случай гибели американской подлодки от береговой артиллерии, всего за время войны подобное произошло еше раза два или три.

«Селедка» одна из двух американских лодок, лежащих ныне в российских водах (вторая — это S 44, о ней см. «Субмарины на войне-4», с. 65).

Второй доктор

В третьем сборнике «Субмарины на войне» уже упоминалось о докторе Абеле, командире U 193, и подчеркивалось, что он единственный подводник в германском флоте, имеющий такую высокую ученую степень. Однако оказалось, что еще один доктор сменил ученую кафедру на белую фуражку командира лодки.

Океанской лодкой типа IX С 40 командовал с мая 1944 года капитан-лейтенант резерва доктор Фришке. Корабль построили в Бремене в том же 1944 году и стали готовить к боевым походам. В море лодка смогла выйти только весной 1945 года.

С началом 1945 года американцев очень беспокоили слухи, что немцы собираются послать к берегам США группу подводных лодок, которая должна обстрелять американское побережье ракетами ФАУ-2. Действительно, проработку такой идеи немецкий флот проводил, но система получилась очень сложной. К тому же лодка, независимо от размера, могла буксировать только один контейнер, в котором размещалась ракета. Причем перед запуском ракету осмотреть было практически невозможно, а вероятность того, что она будет повреждена при длительной буксировке, весьма велика.

Всего этого американцы в то время не знали. Фактически адмирал Дениц послал в Атлантику шесть лодок типа IX, оснащенных шнорхелем и всеми прочими новинками, рожденными опытом войны. Группа получила 14 апреля наименование «Зеевольф», или «Морской волк». «Девятки» покинули норвежские порты в конце марта. Особой задачи у командиров лодок не было, это, в сущности, попытка «погромче хлопнуть дверь», когда исход войны сомнения не вызывал.

Очень опасаясь угрозы ракетного удара, американцы провели целую операцию по защите своего побережья. Они создали мощный противолодочный рубеж из двух линий. Основу каждой линии составляла пара конвойных авианосцев с соответствующим охранением.

Первая линия располагалась в районе Исландии, вторая - ближе к американскому побережью.

Корабли заняли отведенные районы 11 апреля и приступили к интенсивному поиску. Радиоразведка периодически давала данные о приблизительном местонахождении лодок. До 21 апреля три лодки U 880, 805, 518 были уничтожены, причем кораблями эскорта, так как погода не благоприятствовала полетам самолетов. Хотя группа уменьшилась наполовину, подводники упорно прорывались к американскому берегу. В дело вступили корабли второй линии - авианосцы «Boque», «Core» с кораблями охранения (всего 14 вымпелов). Они развернулись в линию и начали прочесывать просторы Атлантики 120-мильной «гребенкой». Жертвой стала U 546, которая успела потопить эскортный миноносец «Frederick С Devis». Подобрав с потопленной субмарины пленных, американцы наконец-то выяснили, что никаких ракет на лодках нет. Тем не менее поиск в море продолжался. Оставшиеся от группы «Зеевольф» лодки U 858 и U 805 уцелели. Однако им на подмогу еще 8 апреля в море пошла U 881. Её карьера оказалась достаточно короткой. Доктор Фришке привел к началу следующего месяца свою субмарину к американским берегам и обнаружил авианосец «Mission Bay». Он начал выполнять одну из последних атак в истории немецкого подводного флота. В свою очередь, эсминец DE 139 «Farquhar» в 4.13 6 мая засек лодку гидролокатором и точно сбросил большую серию глубинных бомб. Все это произошло у мыса Рас.

Доктор Фришке погиб, не успев открыть свой боевой счет, но вошел в историю хотя бы тем, что его субмарина оказалась последней немецкой субмариной, потопленной флотом США во Второй Мировой войне. Официально она считается потопленной авианосной ударной группой. Без сомнения, как командир лодки он был настойчивым подводником и продолжал находиться в море даже после приказа о капитуляции. Этим он отличается в лучшую сторону от первого доктора - Абеля, открыв себе путь на командирский мостик своими личными заслугами, а не доносами.

Злополучный ремонт

Американская субмарина SS 280 «Stelhead» ничем не отличалась от многочисленных систер-шипов класса «Gato». Построенная на Портсмутской военно-морской верфи, вошла в строй в декабре 1942 года и после прохождения положенных испытаний честно потянула солдатскую лямку на Тихом океане. В мае 1943 года SS 280 поставила два минных заграждения (12 мин Мк 12), 12 и 30 мая у мыса Еримо к западу от острова Хоккайдо. На них, как официально считается, подорвались два транспорта «Sinagawa Маru»и «Hinoda Маш», второй был маленьким - 118 тонн водоизмещением, а первый еще меньше - 81 тонна. Лейтенант-коммандер Вейшел несколько раз выводил свой корабль на разведку и перехват японских судов, повредил транспорт в августе 1943 года, потопил переоборудованный спасатель «Jamabico Maru» (6795 брт) - 10 января 1944 года, а 31 июля того же года транспорты «Dakar Maru» (7169 брт) и «FusoMaru» (8195 брт).

К осени 1944 года интенсивно использовавшийся корабль поставили на ремонт на верфь «Хантер Пойнт», где 1 октября 1944 года на борту случился серьезный пожар. В море лодка вышла только в январе 1945 года.Последние пробные выходы перед боевым патрулированием совершались из Пирл-Харбора. 30 апреля при обычном срочном погружении отказала система гидравлики и кингстоны не закрылись. SS 280 спикировала на глубину более 100 метров. В последнюю секунду удалось продуть балласт вручную. Гирокомпас и многие приборы полностью вышли из строя и снова пришлось вставать в ремонт.

Все же до конца войны лодка успела выполнить еще один боевой поход и потопила в июле 1945 года три малых судна.

Оставалась «Стальная голова» в строю до сентября 1961 года, но больше ничем особенным не выделялась.

Учебная цель советских подводников

В апреле 1972 года судостроители югославской верфи в Ульянике торжественно передали норвежской компании «Сиг Бергенсен» новый нефтерудовоз «Berge Istra». Размеры «новорожденного» впечатляли - длинна 314 метров, ширина 50,3 метра, осадка 20 метров. Дедвейт 223 963 тонны. Для уменьшения расходов владельцы «Istra» зарегистрировали его под либерийским флагом и поставили на трассу Бразилия-Япония.

В декабре 1975 года, засыпав в свои трюмы 188 000 тонн железной руды, рудовоз покинул бразильский порт Тубаран и направился в японский Кисарадзу. Два дизеля в 35 тысяч «лошадок» толкали стальную махину с 16-узловой скоростью к берегам страны Восходящего солнца. 29 декабря в 174 милях к юго-западу от филиппинского острова Минданао «Istra» вышла в эфир с сообщением, что на борту все в порядке и замолчала. Судовладельцы встретили Новый Год в нарастающей тревоге, надеясь, что все обойдется. Однако срок прибытия к месту назначения - полдень 5 января — миновал, а судно так и не объявилось.

8 января в официальной газете «Ллойдз Лист» появилось сообщение, что нефтерудовоз «Berge Istra» пропал без вести. Самолеты и суда США, Японии, Филиппин, Индонезии включились в поиски. Как-то не верилось, что 300-метровая громадина может исчезнуть бесследно, на борту находилось 32 человека, а только в спасательных плотах было 46 мест, не считая двух вельботов, шлюпки и 126 спасательных поясов. С воздуха и моря осмотрены 343,7 тыс. кв. миль. 15 января официально объявили, что судно считается пропавшим без вести.

За неделю, с 8 по 15 число, пресса не скупилась на разные гипотезы -пираты, шторм, НЛО (район предполагаемой гибели близок к так называемому «Чертову морю», где, по слухам, пропадают самолеты и корабли). Самой лихой оказалась такая версия — в отдаленных районах океана советские подводные лодки проводят в учебных целях торпедные стрельбы, используя в качестве мишени суда, двигающиеся по регулярным линиям. 17 января японский траулер «Hachihoy Mary» неожиданно вышел в эфир с сообщением, что подобрал плот с двумя моряками с «Berge Istra». Затем связь с траулером прервалась, и тут же написали, что это опять торпедами убрали свидетелей.

19 января «покойник» подошел к островам Палау и сдал спасенных на берег. Бразилец и испанец сообщили, что они 30 декабря вечером красили палубу, когда грянул страшный взрыв, вероятно в бортовом танке, за ним последовал второй, а после третьего судно развалилось и затонуло. Моряки смогли забраться на плавающий плот. По поверхности расплылось пятно нефти, в котором кружились различные обломки. Больше всего спасшихся поразило, что на море стояла жуткая тишина. На плоту находились порядочные запасы продуктов и воды и моряки достаточно спокойно продрейфовали на нем почти 800 миль в северо-восточном направлении.

Страховщики выплатили более 30 млн. долларов, специалисты заявили, что скорее всего, причина взрыва - статическое электричество. Как бы тщательно не промывали танки судна от остатков нефтепродуктов, что-то остается в дальних углах и потихоньку испаряется. Громадный трюм, если он не заполнен инертным газом, постепенно уподобляется большой бомбе. Колебания корпуса, перемещения груза и т. д., постепенно ведут к накоплению статического электричества, а для взрыва нефтяных паров достаточно одной искры. С этого момента «о коварных русских» почему-то не вспоминали.

Поскольку судно было построено на высший класс безопасности, все пришли к выводу, что происшедшее — неизбежная в море случайность.

Три оставшихся «близнеца» продолжали ходить между Бразилией и Японией. Ровно через 46 месяцев, 29 октября 1979 года, однотипный «Berge Vanga» вышел в эфир с стандартным сообщением, что на борту все в порядке. Затем нефтерудовоз исчез с 40 членами команды. В Южной Атлантике обнаружили большое пятно нефти, но его природу точно никто не определил. Здесь уже наших подводников не поминали, а больше - «нечистую силу». Судно за два месяца до аварии прошло полное освидетельствование специалистами и получило сертификат годности высшего класса. Морские инженеры осторожно заявили, что, вероятно, имеются какие-то скрытые конструктивные недостатки, но, наверное, опять виноваты пары нефти.

Компания судовладелец «Сиг Бергенсен» сообщила, что два оставшихся систершипа отмоют до блеска и станут возить на них только руду. Как говорится, «от греха подальше».

Моряки работали на уцелевших двух исполинах очень неохотно, и приходилось платить повышенное жалование.

Через десяток лет «сладкую парочку» потихоньку продали на слом.

Подводно-ракетная почта
Во время Второй Мировой войны немцы широко применяли самолеты, снаряды ФАУ-1 против Англии, но они очень нуждались в данных о местах падения этих ракет, так как англичане всю эту информацию засекретили. Тогда немцы провели такую операцию. Военнопленным — англичанам, предложили написать письма домой на специальных бланках Красного Креста.

Расчет был на то, что доставленные на территорию страны письма отправят обычной английской почтой и по штампу места отправки можно будет приблизительно определить район падения ракеты. Если повторить два-три разатакую акцию, можно будет получить определенную информацию для корректировки курса стрельбы.

Запущена всего одна «почтовая»ракета в 1944 году, но британцы были начеку и конфисковали всю почту.

Казалось, история ракетной почты этим эпизодом и завершилась. Однако «подсуетились» американские подводники. В конце 50-х годов флот США экспериментировал с ракетой «Регулюс». Она планировалась как средство доставки ядерного заряда, а носителем, кроме надводных кораблей, предназначали и подводные лодки. Четыре из них («Tunny», «Barbero», «Grayback», «Growler») специально переоборудовали или построили (как «Growler» [1958 год]) подносители самолетов-снарядов. Комплект вооружения - или четыре снаряда Регулюс или два Регулюс II. Потом [ 1960 год] в строй вошел атомный ракетоносец «Halibut» и запланированы еще четыре, причем, если первый нес пять Регулюс или два Регулюс II, планировавшиеся уже вооружались четырьмя Регулюс II с гораздо большей дальностью полета. Вот с помощью этого самолета-снаряда еще раз сработала подводно-ракетная почта. Первый запуск ракеты Регулюс II с подводной лодки не был обставлен с большой помпой. Просто 18 сентября 1958 года с субмарины «Grayback» запущен Регулюс II с почтовыми конвертами в головной части, цель — полигон Пойнт-Мугу. Акция получила определенное отражение в прессе. Тогда практичные янки повторили почтовую отправку, но уже с чисто рекламными целями. В отделяемую головную часть ракеты Регулюс (взяли какую подешевле, все равно есть новый образец) загрузили около трех тысяч писем. На конверте надпись - «Первая официальная ракетная почта». «Департамент почт США». И даже «Генеральный почтмейстер Вашингтона». На конверты наклеивали почтовую марку с изображением государственного флага США. Погашались марки специальным штемпелем с изображением подводной лодки.

8 июня 1959 года субмарина SS 317 «Barbero» запустила ракету с океана в направлении морской базы Мейпорт, там головную часть быстренько отловили и ракетные письма превратились в великолепные сувениры, стоящие приличную сумму. Это была «лебединая песня» ракетной почты и самолетов-снарядов заодно.

На сцену выходили атомоходы и баллистические ракеты, поэтому через несколько лет старые «чудо-лодки» с громоздкими неуправляемыми ракетами сдали на слом в середине - конце 60-х годов, новые вывели в резерв, а единственный атомный ракетоносец SSN 587 «Halibut» переоборудовали в торпедную лодку. Однако и ее в 1976 году вывели в резерв.

Закон есть закон

В свое время, в конце 60-х годов, в США приняли специальный законодательный акт, что подводный флот страны будет отныне состоять только из атомных субмарин. Строить дизельные лодки на замену выводимых из состава флота не разрешалось.

В 80-х годах Израиль принял программу модернизации своего подводного флота и обратился к США с просьбой о постройке двух дизельных субмарин, причем по готовому немецкому проекту 209/1300. Желание помочь союзнику натолкнулось на сопротивление законодателей, считавших, что нет особых оснований нарушать установленные ранее порядки.

В результате длительных дебатов было найдено компромиссное решение. США полностью финансируют постройку подлодок, но строить их будут в ФРГ на HDW в Киле, т. к. работы на американской территории нецелесообразны по соображениям безопасности. В итоге процесс затянулся, первая лодка «Dolpfin» спущена на воду в 1996 году, вторая - в 1997 году, а серия увеличена до трех единиц. Зато субмарины построены по модернизированному проекту и по боевым возможностям приближены к самым современным немецким субмаринам типа 212.

Арабская атака

В послевоенное время подводные лодки участвовали во многих военных конфликтах, но в основном они выполняли различные специальные задания. Исключение это индо-пакистанский конфликт 1971 года, Фолклендская война 1982 года и многолетний арабо-израильский конфликт.

О деятельности подлодок в войне 1973 года известно немного. Считают, что потопление небольшого кипрского транспорта с грузом цемента в Средиземном море - это дело рук субмарины одной из воюющих сторон. В той же войне арабская подлодка выпустила торпеду в израильский танкер, идущий в Эйлат, но промахнулась. По всей видимости, это первая боевая атака арабских подводников. Считается, что из 10 египетских лодок только пять могли выйти в море, которые выполнили 10 походов, и 23 октября именно одна из египетских лодок потопила судно в 40 милях северо-западнее Александрии.

Хищная селедка

3 апреля 1984 года в Скагерраке датский траулер «Anne Catrine» занимался обычным делом - ловил селедку. Неожиданно трал поймал что-то очень большое, явно не селедку, затем корпус потряс сильный удар. Траулер накренился и затонул. Погибло 3 рыбака. Позднее выяснилось, что с траулером столкнулась чилийская субмарина S 20 «Simpson». Она ушла с места столкновения, не всплыв на поверхность.

Субмарина строилась верфью «HDW» в Киле и проходила ходовые испытания. На борту находились 6 чилийцев, а лодкой управлял не военный моряк, а работник верфи Хольгер Беридон. Почему так произошло, внятного объяснения дать не удалось, к тому же ФРГ отказалась представить вахтенный журнал корабля.

Через месяц, 7 мая, S 20 официально передана Чили и ушла домой. На этом все и закончилось. История растворилась во времени.

До сих пор чилийский подводный флот имеет на своем боевом счету лишь упомянутый потопленный траулер.

Эскортные авианосцы, США

Тип «Commencement Bay»

10 + 13 единиц

CVE-105 «Commencement Bay» STSB 23.9.1943 9.5.1944 11.1944 Исключен в 1971
CVE-106 «Block Island» STSB 25.10.1943 10.6.1944 12.1944 Исключен в 1959
CVE-107 «Gilbert Islands» STSB 29.11.1943 20.7.1944 2.1945...

Авиатранспорты, Япония

«Akitsushima»

1 единица

«Akitsushima» KDY 29.10.1940 25.7.19414.1942 Погиб 24.9.1944

4650/4900 (норм.) т; 109/113 (ел)/118x15,8x5,4 м; 2 диз., 8000 л.с., 19 уз. 2 х 2–127-мм/40, 2x2–25-мм, 1 гидросамолет.

Построен по 4-й программе замещения...

Прибрежные тральщики, Нидерланды

Тип «Merbaboe»

3 единицы

«Merbaboe», «Rindjani», «Smeroe» — переданы Индонезии в 1945 г.

80 т, 10 уз., 1 пул.

Тип «Ardjoeno»

5 единиц

«Ardjoeno», «Gedeh» + 2.03.42 в Сурабае затоплены экипажами, подняты японцами, введены в состав япон. флота,...

Факторы успешной борьбы с немецкими подлодками

В 1944 г. подводный лодок погибло больше, чем транспортных судов, что привело к отказу о г атак волчьими стаями. Но как только тактика волчьих стай была отвергнута, за весь май немецкие подводники потопили 4 (!!) транспорта союзников. Так...

Военные игры и маневры в 1939г.

Нарком поставил перед Военно-морским флотом следующую основную задачу на 1939 г. - «поднять оперативно-тактический уровень подготовки командного и начальствующего состава и штабов», обратив при этом особое внимание на командиров соединений....

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!