Меры по ликвидации нехватки кадров

Одной из первых мер по ликвидации нехватки командных кадров было назначение на вышестоящие должности молодых офицеров, еще не имевших соответствующего опыта и знаний. К примеру, в «Отчете по боевой подготовке КБФ с 1.01 по 20.10.37» указывалось, что «руководствуясь указаниями наркома о выдвижении достойных молодых командиров на высшие должности за последнее время назначено с продвижением около 700 человек и подготовлено в ближайшее время более 200 человек». С целью повышения квалификации этих командиров были посланы на учебу в военные академии и различные курсы усовершенствования командно-начальствующего состава более 200 человек. И тем не менее, в отчете пришлось констатировать, что «к настоящему времени по флоту и ВВС имеется некомплект комначсостава 2 230 человек».  В частности, в надводном флоте некомплект достигал 40%, в подводном флоте - 24%, в береговой обороне - 40%, в портах - 30%.  Поскольку пополнение из военных училищ и академий не покрывало имевшегося некомплекта, с целью быстрейшей его ликвидации Военный совет КБФ предпринял дополнительные меры: организовал курсы младших лейтенантов и воентехников на 300 человек, а также краткосрочные курсы подготовки начсостава административно-хозяйственной службы на 60 человек. Кроме того, на курсах политруков обучалось еще 60 человек. Выражая тревогу по поводу сложившейся ситуации с кадрами, член Военного совета КБФ корпусной комиссар А. А. Булышкин вполне откровенно заявил на Военном совете РККА в ноябре 1937 г.: «..Я прямо говорю, что не вижу тех мероприятий, которые бы в полной мере обеспечили  ликвидацию этого некомплекта, по крайней мере на ближайшие 2-3 года. А мы знаем, что у нас в перспективе огромный рост флота. Те мероприятия, которые намечаются, не могут нас устраивать. В частности, указания УВМС об организации двухгодичных курсов по подготовке младших лейтенантов не могут нас удовлетворить. Мы такими темпами подготовки младших лейтенантов просто не сумеем ликвидировать некомплект, у нас он сегодня уже выражается в 2 300 человек, а в перспективе бурный рост флота».

В 1938 г. ситуация с кадрами на КБФ оставалась крайне напряженной. Согласно «Отчету по боевой подготовке Краснознаменного Балтийского флота 1.01-1.10.1938 г.» на флоте наблюдалось почти полное обновление командно-политического состава (на КБФ 93 командира соединений и кораблей и 47 командиров частей БО командуют по первому году). Некомплект командно-начальствующего состава на флоте осенью 1938 г. составил: по плавсоставу - 531 человек, по укрепленным районам - 225 человек, штабных работников - 49 человек (в том числе 12 начальников штабов). Кроме того, Краснознаменному Балтийскому флоту пришлось выделить 206 командиров для других флотов, а также в наркомат ВМФ.

Даже перед началом советско-финляндской войны Балтийский флот продолжал испытывать ощутимую нехватку в командно-начальствующем составе. Например, к 8 октября 1939 г. некомплект командного состава на КБФ составлял 573 человека (20%), а начальствующего состава - 857 человек (30%). В первую очередь, не хватало командиров в подводном флоте - 95 человек (26,6%), а также в надводном флоте - 307 человек (2О%). По категориям командного состава, в надводных силах не доставало: командиров крейсеров и их помощников - 9 человек (64%), командиров лидеров, эсминцев и их помощников - 15 человек (24%), командиров тральщиков и их помощников - 29 человек (56%), командиров сторожевых кораблей и их помощников - 7 человек (41%). Подводные силы также испытывали недостаток в командных кадрах: требовалось 10 командиров больших подлодок (36%) и 23 командира средних лодок (30%). Ощущалась также острая нехватка значительного количества специалистов - 22 артиллеристов для штабов и соединений надводных кораблей (20%), 23 минеров для кораблей и судов охраны водного района (31%), 26 штурманов (32%) и 22 минеров (38%) для подводных лодок436 Наибольшую нужду КБФ испытывал в инженерно-техническом составе (некомплект - 401 человек, что составляло 28%) и в административно-хозяйственном составе (некомплект - 333 человека, что составило 40%).

Многочисленные бреши в командном составе КБФ, образовавшиеся в результате репрессий, были заполнены по большей части малоподготовленными, сравнительно молодыми офицерами. Результаты такой политики сказались достаточно быстро. На заседании Военного совета КБФ в присутствии наркома ВМФ, состоявшемся 4 июня 1939 г., выявилась довольно неутешительная картина качественного состава командно-начальствующего состава флота. Достаточно привести следующие выдержки из заметок к докладу ВС КБФ: «..Из семи командиров СКР только один командует второй год. Из 17-ти командировПЛ (3-я БПЛ) только один допущен к самостоятельному управлению. Большая часть командиров командует первый год...».  Было также отмечено слабое руководство такими соединениями, как Бригада миноносцев, 1-я бригада подлодок, Бригада заграждения и траления, Охрана водного района и др.

Не будет, пожалуй, большим преувеличением сказать, что к началу советско-финляндской войны редко кто из лиц высшего командного состава КБФ обладал в полной мере необходимыми опытом и знаниями для занятия своей должности. Например, командующий КБФ флагман 2 ранга В. Ф. Трибуц имел опыт командования лишь эсминцем «Яков Свердлов», после чего в течение двух лет (с 1937 по 1939 гг.) работал в штабе флота, занимая там должности начальника отдела боевой подготовки, исполняющего обязанности начштаба и начальника штаба КБФ. Таким образом, Трибуц никогда не командовал соединениями кораблей и сразу же с должности командира корабля перешел на должность начальника штаба Балтфлота, которую занимал всего 1 год. Вряд ли подобный стаж службы можно считать достаточным для занятия должности командующего флотом. Капитан 1 ранга Ю. А. Пантелеев, командовавший ранее 2-й бригадой подлодок на Черноморском флоте, а затем исполнявший обязанности заместителя председателя Постоянной приемной комиссии при наркомате ВМФ, был назначен на должность начальника штаба КБФ лишь 26 октября 1939 г., то есть за месяц до начала войны с Финляндией. Вполне естественно, что за такой короткий промежуток времени он вряд ли успел как следует ознакомиться со своими обязанностями.

За другими примерами тоже не надо ходить далеко. Командир 7-й истребительной авиабригады ВВС Тихоокеанского флота полковник В. В. Ермаченков лишь 7 октября стал командующим ВВС Краснознаменного Балтийского флота, а его заместителем тогда же был назначен бывший командир 40-го легкобомбардировочного авиаполка ВВС Черноморского флота полковник М. И. Самохин.  Своего рода рекорд поставил военный комиссар 57-го скоростного бомбардировочного авиаполка майор Г. Ю. Хасанов, сменивший в течение месяца (с 11 сентября по 13 октября 1939 г.) сразу три должности и в итоге назначенный начальником штаба 10-й авиабригады ВВС КБФ.

При проведении проверки состояния учета в отделе командно-начальствующего состава КБФ заместитель наркома ВМФ по кадрам корпусной комиссар С. П. Игнатьев пришел к выводу, что "вопреки неоднократным указаниям о недопустимости частых переводов комначсостава с одного корабля на другой, частые и недостаточно продуманные переводы, продолжают иметь место на КБФ". Выяснилось, что некоторые командиры соединений переставляют по своему усмотрению командиров, не докладывая о произведенных перестановках даже Военному совету КБФ.  За невыполнение указаний о своевременных докладах об исполнении приказов наркома ВМФ начальнику отдела командно-начальствующего состава КБФ полковому комиссару Бабинцеву был объявлен выговор.

Характеризуя командно-начальствующий состав КБФ, в большинстве своем молодой и неопытный, который вступил в войну с Финляндией, командующий Балтфлотом В. Ф. Трибуц признался на совещании Военного совета КБФ в январе 1940 г. в следующем: «Все мы с Вами молодые, никто из нас боевого опыта именно в той должности, в которой находимся сейчас, не имел и потому учимся сами и учим других».  Чуть позже, уже после окончания войны, Трибуц в одном из своих выступлений вновь вернулся к данной теме, заявив, что «командно-политический состав по своему боевому опыту, по своим навыкам в условиях быстро растущего флота, безусловно, молодой, малоопытный». Думается, что с данным утверждением командующего флотом нельзя не согласиться. Но при этом следует не забывать, что процесс учебы и вхождения в должность многих командиров Балтийского флота пришелся именно на период боевых действий, и поэтому им приходилось делать это в несколько экстремальных условиях.

Авиатранспорт, Италия

«Giuseppe Miraglia»

1 единица

«Giuseppe Miraglia» Спец 5.3.1921 20.12.1923 1927 Исключен в 1950

4880/5913 т; 115/121,2x15x5,3 м; 2 ТЗА, 12 000 л.с., 21 узл., 430 т нефти. Эк. 196 чел. 4x1–102-мм/35, 2 катапульты, 20 гидросамолетов.

Заложен как...

Минные транспорты, Германия

Тип «Irben»

(3 единицы)

«Irben» (S, спущен на воду в 1936 г. — погиб 3.4.1945),
«Otter» (О, спущен на воду в 1934 г. — погиб 20.4.1944),
«Rhein» (О, спущен на воду в 1934 г. — слом в 1960).

Тип «Irben»: полное 1158–1252 т; 56,7x10,4x4,4 м; 1...

Большие подводные лодки, США

Тип «Tench»

19 + 12 единиц

SS-417 «Tench» (PNY, 7.7.1944 — в 1976 передана Перу), SS-418 «Thornback» (PNY, 7.7.1944 — в 1971 передана Турции), SS-419 «Tigrone» (PNY, 20.7.1944 — искл. в 1973), SS-420 «Tirante» (PNY, 9.8.1944 — искл. в 1973),

Миноносцы, Франция

Тип «Le Fier»

0 + 6 единиц

«Le Fier» ACB 17.1.1939 12.3.1940 не достр. Затоплен 11.8.1944
«L'Agile» ACB 26.4.1939 23.5.1940 не достр. Погиб 6.9.1943
«L'Entreprenant» ACL 26.1.1939 25.5.1940 не достр. Погиб 6.9.1943
«Le Farouche» ACL 11.4.1939...

Десантные катера, СССР

Тип «Тендер»

122 единицы

1942:31,5 т, 5 уз., 1x12,7.
1942–1943: 39,5 т, остальное — то же.

В составе БФ, ЧФ, ЛФ. Построено 122 ед. Потери: ЧФ — 18 ед., ЛФ — 9 ед.

Тип «ДБ»
(проект 165)

99 единиц

Водоизмещение 18.94 т. Размерения 14.6 х 3.6 х...
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!