Меры по ликвидации нехватки кадров

Одной из первых мер по ликвидации нехватки командных кадров было назначение на вышестоящие должности молодых офицеров, еще не имевших соответствующего опыта и знаний. К примеру, в «Отчете по боевой подготовке КБФ с 1.01 по 20.10.37» указывалось, что «руководствуясь указаниями наркома о выдвижении достойных молодых командиров на высшие должности за последнее время назначено с продвижением около 700 человек и подготовлено в ближайшее время более 200 человек». С целью повышения квалификации этих командиров были посланы на учебу в военные академии и различные курсы усовершенствования командно-начальствующего состава более 200 человек. И тем не менее, в отчете пришлось констатировать, что «к настоящему времени по флоту и ВВС имеется некомплект комначсостава 2 230 человек».  В частности, в надводном флоте некомплект достигал 40%, в подводном флоте - 24%, в береговой обороне - 40%, в портах - 30%.  Поскольку пополнение из военных училищ и академий не покрывало имевшегося некомплекта, с целью быстрейшей его ликвидации Военный совет КБФ предпринял дополнительные меры: организовал курсы младших лейтенантов и воентехников на 300 человек, а также краткосрочные курсы подготовки начсостава административно-хозяйственной службы на 60 человек. Кроме того, на курсах политруков обучалось еще 60 человек. Выражая тревогу по поводу сложившейся ситуации с кадрами, член Военного совета КБФ корпусной комиссар А. А. Булышкин вполне откровенно заявил на Военном совете РККА в ноябре 1937 г.: «..Я прямо говорю, что не вижу тех мероприятий, которые бы в полной мере обеспечили  ликвидацию этого некомплекта, по крайней мере на ближайшие 2-3 года. А мы знаем, что у нас в перспективе огромный рост флота. Те мероприятия, которые намечаются, не могут нас устраивать. В частности, указания УВМС об организации двухгодичных курсов по подготовке младших лейтенантов не могут нас удовлетворить. Мы такими темпами подготовки младших лейтенантов просто не сумеем ликвидировать некомплект, у нас он сегодня уже выражается в 2 300 человек, а в перспективе бурный рост флота».

В 1938 г. ситуация с кадрами на КБФ оставалась крайне напряженной. Согласно «Отчету по боевой подготовке Краснознаменного Балтийского флота 1.01-1.10.1938 г.» на флоте наблюдалось почти полное обновление командно-политического состава (на КБФ 93 командира соединений и кораблей и 47 командиров частей БО командуют по первому году). Некомплект командно-начальствующего состава на флоте осенью 1938 г. составил: по плавсоставу - 531 человек, по укрепленным районам - 225 человек, штабных работников - 49 человек (в том числе 12 начальников штабов). Кроме того, Краснознаменному Балтийскому флоту пришлось выделить 206 командиров для других флотов, а также в наркомат ВМФ.

Даже перед началом советско-финляндской войны Балтийский флот продолжал испытывать ощутимую нехватку в командно-начальствующем составе. Например, к 8 октября 1939 г. некомплект командного состава на КБФ составлял 573 человека (20%), а начальствующего состава - 857 человек (30%). В первую очередь, не хватало командиров в подводном флоте - 95 человек (26,6%), а также в надводном флоте - 307 человек (2О%). По категориям командного состава, в надводных силах не доставало: командиров крейсеров и их помощников - 9 человек (64%), командиров лидеров, эсминцев и их помощников - 15 человек (24%), командиров тральщиков и их помощников - 29 человек (56%), командиров сторожевых кораблей и их помощников - 7 человек (41%). Подводные силы также испытывали недостаток в командных кадрах: требовалось 10 командиров больших подлодок (36%) и 23 командира средних лодок (30%). Ощущалась также острая нехватка значительного количества специалистов - 22 артиллеристов для штабов и соединений надводных кораблей (20%), 23 минеров для кораблей и судов охраны водного района (31%), 26 штурманов (32%) и 22 минеров (38%) для подводных лодок436 Наибольшую нужду КБФ испытывал в инженерно-техническом составе (некомплект - 401 человек, что составляло 28%) и в административно-хозяйственном составе (некомплект - 333 человека, что составило 40%).

Многочисленные бреши в командном составе КБФ, образовавшиеся в результате репрессий, были заполнены по большей части малоподготовленными, сравнительно молодыми офицерами. Результаты такой политики сказались достаточно быстро. На заседании Военного совета КБФ в присутствии наркома ВМФ, состоявшемся 4 июня 1939 г., выявилась довольно неутешительная картина качественного состава командно-начальствующего состава флота. Достаточно привести следующие выдержки из заметок к докладу ВС КБФ: «..Из семи командиров СКР только один командует второй год. Из 17-ти командировПЛ (3-я БПЛ) только один допущен к самостоятельному управлению. Большая часть командиров командует первый год...».  Было также отмечено слабое руководство такими соединениями, как Бригада миноносцев, 1-я бригада подлодок, Бригада заграждения и траления, Охрана водного района и др.

Не будет, пожалуй, большим преувеличением сказать, что к началу советско-финляндской войны редко кто из лиц высшего командного состава КБФ обладал в полной мере необходимыми опытом и знаниями для занятия своей должности. Например, командующий КБФ флагман 2 ранга В. Ф. Трибуц имел опыт командования лишь эсминцем «Яков Свердлов», после чего в течение двух лет (с 1937 по 1939 гг.) работал в штабе флота, занимая там должности начальника отдела боевой подготовки, исполняющего обязанности начштаба и начальника штаба КБФ. Таким образом, Трибуц никогда не командовал соединениями кораблей и сразу же с должности командира корабля перешел на должность начальника штаба Балтфлота, которую занимал всего 1 год. Вряд ли подобный стаж службы можно считать достаточным для занятия должности командующего флотом. Капитан 1 ранга Ю. А. Пантелеев, командовавший ранее 2-й бригадой подлодок на Черноморском флоте, а затем исполнявший обязанности заместителя председателя Постоянной приемной комиссии при наркомате ВМФ, был назначен на должность начальника штаба КБФ лишь 26 октября 1939 г., то есть за месяц до начала войны с Финляндией. Вполне естественно, что за такой короткий промежуток времени он вряд ли успел как следует ознакомиться со своими обязанностями.

За другими примерами тоже не надо ходить далеко. Командир 7-й истребительной авиабригады ВВС Тихоокеанского флота полковник В. В. Ермаченков лишь 7 октября стал командующим ВВС Краснознаменного Балтийского флота, а его заместителем тогда же был назначен бывший командир 40-го легкобомбардировочного авиаполка ВВС Черноморского флота полковник М. И. Самохин.  Своего рода рекорд поставил военный комиссар 57-го скоростного бомбардировочного авиаполка майор Г. Ю. Хасанов, сменивший в течение месяца (с 11 сентября по 13 октября 1939 г.) сразу три должности и в итоге назначенный начальником штаба 10-й авиабригады ВВС КБФ.

При проведении проверки состояния учета в отделе командно-начальствующего состава КБФ заместитель наркома ВМФ по кадрам корпусной комиссар С. П. Игнатьев пришел к выводу, что "вопреки неоднократным указаниям о недопустимости частых переводов комначсостава с одного корабля на другой, частые и недостаточно продуманные переводы, продолжают иметь место на КБФ". Выяснилось, что некоторые командиры соединений переставляют по своему усмотрению командиров, не докладывая о произведенных перестановках даже Военному совету КБФ.  За невыполнение указаний о своевременных докладах об исполнении приказов наркома ВМФ начальнику отдела командно-начальствующего состава КБФ полковому комиссару Бабинцеву был объявлен выговор.

Характеризуя командно-начальствующий состав КБФ, в большинстве своем молодой и неопытный, который вступил в войну с Финляндией, командующий Балтфлотом В. Ф. Трибуц признался на совещании Военного совета КБФ в январе 1940 г. в следующем: «Все мы с Вами молодые, никто из нас боевого опыта именно в той должности, в которой находимся сейчас, не имел и потому учимся сами и учим других».  Чуть позже, уже после окончания войны, Трибуц в одном из своих выступлений вновь вернулся к данной теме, заявив, что «командно-политический состав по своему боевому опыту, по своим навыкам в условиях быстро растущего флота, безусловно, молодой, малоопытный». Думается, что с данным утверждением командующего флотом нельзя не согласиться. Но при этом следует не забывать, что процесс учебы и вхождения в должность многих командиров Балтийского флота пришелся именно на период боевых действий, и поэтому им приходилось делать это в несколько экстремальных условиях.

Вспомогательные патрульные корабли, Япония

Тип Ра-1

Ра-1 — Ра-3, Ра-25, Ра-26, Ра-31, Ра-37, Ра-54, Ра-64, Ра-84, Ра-90, Ра-110, Ра-134 — Ра-139, Ра-152 — Ра-154, Ра-163 — Ра-166, Ра-173 — Ра-177, Ра-179, Ра-191 и Ра-192. Вошли в строй в 1945 г.

238/250 (норм.) т; 28,5/29,8 (вл)х6,1х2,4...

Сторожевые катера, Финляндия

Тип VMV

VMV-1, VMV-2, VMV-5, VMV-6, VMV-8 — VMV-17. Спущены на воду в 1931–1935 гг., 15 единиц.

30–33 т; 25x4,5x1 м; бенз. или диз., 1220 л.с., 22–25 уз. Эк. 8 чел. 1x1–20-мм (см. ниже).

Построенные в Германии (VMV-1 и VMV-2) и Финляндии...

Тральщики, Финляндия

Тип «Rautu»

2 единицы

«Rautu» (6. «Фортрал», Vs, 1916/1917/1918 — слом в 1950),

«Vilppula» (6. «Защитник», П, 2.1916/23.6.1916/7.1917 — погиб 24.4.1944)

190/240 т; 43,6х 6,1x2,5 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 550 л.с., 10 уз., 30 т нефти. Эк. 32 чел....

Военные игры и маневры в 1939г.

Нарком поставил перед Военно-морским флотом следующую основную задачу на 1939 г. - «поднять оперативно-тактический уровень подготовки командного и начальствующего состава и штабов», обратив при этом особое внимание на командиров соединений....

Причины плохого состояния разведки и итоги боевой подготовки КБФ

Причину такого печального состояния дел в морской разведке можно пояснить следующим обстоятельством. Начальник РО КБФ капитан 2 ранга А. А. Филипповский, делая замечания по поводу организации и ведения разведки во время оперативной игры КБФ,...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!