КБФ в новых базах в Прибалтике в 1939 г.

Довольно сильно повлияли на прохождение Краснознаменным Балтийским флотом боевой подготовки в 1939 г. события в странах Прибалтики. Согласно пакту о взаимопомощи между СССР и Эстонской республикой от 28 сентября 1939 г., Советский Союз получил право «иметь на эстонских островах Сааремаа (Эзелъ),Хийумаа (Даго) и в городе Палдиски (Балтийский порт) базы военно-морского флота и несколько аэродромов для авиации на правах аренды по сходной цене». Для охраны своих военно-морских баз и аэродромов Советскому Союзу было разрешено держать в участках, отведенных под базы и аэродромы, определенное количество сухопутных войск и ВВС. Уже 1 октября нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, в приказе № 3010 приказал образовать комиссию «для разрешения всех вопросов, связанных с определением точных мест базирования Рабоче-Крестьянского Военно-морского флота», где определил основными пунктами базирования и размещения соединений флота Таллин, Палдиски и Рогекюль. Более того, Кузнецов даже указал соединения и корабли, предназначенные для перевода в базы Эстонии: линкор «Марат», крейсер «Киров», 2 лидера эсминцев, 4 новых эсминца, смешанная бригада подлодок (3 ПЛ типа «С», 8 типа «Щ» и 6 типа «М»), 6 дизельных тральщиков, 1 минный заградитель, 1 дивизион торпедных катеров на радиоуправлении, Охрана водного района баз, посты и радиостанции СНиС. Требовалось также выбрать позиции для установки двух 180-мм башенных береговых батарей (на п-ове Церель и п-ове Симпернес) и трех 130-мм береговых батарей (около порта Палдиски, на о-вах Сааремаа и Хийумаа), а также места для базирования трех морских разведывательных авиаэскадрилий (в Таллине, Палдиски и Аренсбурге).  В окончательном виде советские требования относительно базирования флота оформились в трех соглашениях между советским и эстонским военными командованиями от 11 октября 1939 г. По первому соглашению Балтийский флот получал 7 гаваней для стоянок своих кораблей и 1 гавань для размещения там базы гидроавиации и, кроме того, временную стоянку в порту Рохукюла (Роггекюль), по второму соглашению - участок и акваторию в порту Палдиски и, наконец, по третьему - временную стоянку в порту Таллина.

5 октября 1939 г. между Советским Союзом и Латвийской республикой был заключен аналогичный пакт о взаимопомощи, по которому советское командование получило право создать в городах Лиепая (Либава) и Вентспилс (Виндава) базы военно-морского флота и несколько аэродромов для авиации, а на побережье между Питрагсом и Вентспилсом - соорудить береговую батарею.

11 октября 1939 года народный комиссар ВМФ флагман флота 2 ранга Н. Г. Кузнецов своими приказами № 00141 и 00144 объявил о передислокации кораблей и частей КБФ в порты Эстонии. Согласно первому приказу, первыми должны были отправиться в Таллин для постоянного базирования лидер «Минск» и эсминцы «Гордый» и «Сметливый». Корабли следовало снабдить «максимальным запасом продовольствия и полным запасом топлива». А для переброски в Палдиски (Балтийский порт) предназначались личный состав и материальная часть береговых батарей №№ 11 и 12, которые следовало доставить туда на транспорте «Луга».  12 октября в гавань Таллина вошли первые советские боевые корабли - лидер «Минск» и эсминцы «Гордый» и «Сметливый».

Нарком ВМФ поспешил также заранее установить нормы поведения для личного состава соединений и частей Краснознаменного Балтийского флота, предназначенных для перебазирования. В своей директиве № 3208 от 14 октября 1939 г. он напоминал, что советским морякам не следует «представлять себя в роли победителя и завоевателя и тем самым задевать самолюбие граждан иностранных республик». От личного состава КБФ требовалось соблюдение вежливости, высокой морской и военной выучки и «советской культуры», чтобы тем самым завоевать «авторитет военного моряка Великой Советской морской державы». Особое внимание, естественно, было обращено на нравственную сторону поведения наших моряков: «..Ни под какими предлогами не дать вовлечь себя в участие во всякого рода аморальных поступках (пьянство, хулиганство, драки, дебоши, проституция). Всякий случай недостойного поведения командира или бойца должен считаться тягчайшим преступлением перед Родиной». Иными словами, балтийским морякам нужно было продемонстрировать революционную бдительность, осмотрительность и достойное поведение. Всю свою деятельность на территории прибалтийских государств военно-морское командование КБФ должно было строить в строгом соответствии с «Руководством по взаимоотношениям с иностранными военными кораблями и властями», утвержденном в 1939 г. 15 октября Н. Г. Кузнецов своим приказом № 00146 утвердил «базирование кораблей КБФ на порты Эстонии и Латвии на 1939-40 гг.». Согласно предложенной им дислокации основные силы флота надлежало сосредоточить в Таллине - линкор «Марат», 2-й дивизион эсминцев (лидер «Минск», эсминцы «Гневный», «Гордый» и «Грозящий»), 1-й дивизион сторожевых кораблей (сторожевики «Туча», «Пурга», «Буря», «Вихрь» «Снег»), тральщики «Заряд» и «Верп», 17-й (подлодки «Щ-317», «Щ-318», «Щ-319» и «Щ-320») и 22-й дивизионы подводных лодок (подлодки «Щ-322», «Щ-323», «Щ-324»), плавбазу «Полярная Звезда» и гидрографические суда «Норд» и «Вест». В Палдиски следовало держать только 24-й дивизион подводных лодок (подлодки «М-71», «М-76», «М-78», «М-79», «М-80» и «М-81»), тральщики «Фугас» и «Гафель», плавбазу «Кронштадт», в Вентспилсе - 13-й дивизион подлодок (лодки «С-1», «С-2» и «С-3») и плавбазу «Смольный», зато в Лиепае, как наиболее оборудованном латвий-ском порту, - крейсер «Киров», 1-й дивизион эсминцев (лидер «Ленинград», эсминцы «Сметливый», «Стремительный» и «Стерегущий») и 11-й дивизион подлодок (подлодки «П-1», «П-2» и «П-3»).459 28 октября нарком ВМФ дополнил свой приказ и потребовал «числить базирующимися на 1939/40 гг. на базу Таллин» минный заградитель «Марти» и эсминцы 3 ДММ - «Карл Маркс», «Володарский» и «Энгельс».

Однако на деле все получилось несколько иначе. Прибалтийские военно-морские базы, рассчитанные на потребности собственных небольших флотов (ВМФ Эстонии - 1 старый миноносец, 2 подлодки, 2 канонерские лодки, 2 минных заградителя, 2 тральщика, а ВМФ Латвии - 1 сторожевой корабль, 2 тральщика и 2 подлодки), не могли вместить того количества кораблей КБФ, которое было изначально запланировано наркомом ВМФ. В гаванях отсутствовали оборудованные необходимыми техническими средствами места для стоянок кораблей, не хватало емкостей для хранения топлива и систем для его быстрой подачи на корабли с берега. Зачастую не было электроэнергии, смазочного масла, котельной и питьевой воды и пара. Ощущалась острая нехватка ремонтных мощностей для производства текущего ремонта базировавшихся в новых базах советских кораблей.
Из всех предоставленных нам эстонских и латвийских портов обеспечить корабли ремонтом могли только Таллинн, имевший береговые мастерские и 4 плавучих дока, а также 1 эллинг, и Лиепая, располагавшая мастерскими, 2 сухими доками для крейсеров и 1 плавучим доком. Во всех остальных портах необходимо было держать плавучие базы флота.  Для развития судоремонта и технического обеспечения новых баз Технический отдел КБФ провел в базах Таллинн, Лиепая и Палдиски необходимую подготовку судоремонтных предприятий, перевел из Кронштадта в Таллин  плавучую мастерскую «Серп и Молот» и отправил различного рода материалы, запасные части и инструменты.

Значительный масштаб приняли перевозки топлива, продовольствия и боеприпасов в базы Прибалтики по морю и железным дорогам. Всего по железной дороге и морским путем в новые западные базы в течение войны было отправлено значительное количество грузов - свыше 45 тысяч тонн топлива, около 5 тысяч тонн продовольствия, около 800 вагонов артиллерийского боезапаса, 75 комплектов торпед, 610 комплектов мин, 21 комплект параванов, 450 комплектов глубинных бомб.  Но при этом надо учесть, что большая часть вышеперечисленных грузов поступила уже ближе к концу военных действий, а на начальном этапе развертывания флота испытывалась явная нехватка некоторых видов снабжения. Дело в том, что железнодорожный транспорт был уже загружен воинскими перевозками и поэтому не мог обеспечить в необходимые короткие сроки запросов флота (за весь ноябрь 1939 г. было отправлено по железной дороге в Эстонию и Латвию всего лишь 249 тонн грузов для ВМФ, а в декабре - 542 тонны). В связи с этим основной упор приходилось делать на перевозки морским путем, для чего наркоматом ВМФ было арендовано 41 паровое и 42 непаровых судов.  В целом морские перевозки, осуществленные по линии наркомата ВМФ, с 1 октября 1939 г. по 1 марта 1940 г. составили 41 046 человек и 45 658 тонн грузов.  В результате возникла новая морская коммуникация (Главная база-Таллин-Лиепая), являвшаяся единственной артерией питания Балтийского флота.

В силу вышеуказанных обстоятельств из кораблей и частей, первоначально намеченных наркомом ВМФ Н. Г. Кузнецовым к перебазированию в Эстонию и Латвию, так и не были переведены следующие соединения и корабли: линкор «Марат», 11-й469 и 24-й дивизионы подводных лодок, минный заградитель «Марти», сторожевые корабли «Пурга», «Туча», «Снег» и «Вихрь», тральщик «Фугас» и 2-й отряд 3 дивизиона торпедных катеров.

В итоге дислокация советских кораблей в Прибалтике сложилась следующим образом. В Эстонию, в порт Таллин, во второй половине октября 1939 г. были перебазированы 2-й дивизион эсминцев в составе лидера «Минск» (в середине ноября 1939 г. он был отозван в Кронштадт) и эскадренных миноносцев «Гневный», «Гордый» и «Грозящий», 17-й и 22-й дивизионы подлодок из 2-й бригады ПЛ, плавбаза «Полярная Звезда» и 3 сторожевых катера типа «МО-4» из 1 дивизиона катеров Охраны водного района КБФ. В середине ноября в Таллин перешел 13-й дивизион подлодок и 2 подводных минных заградителя - «Л-1» и «Л-2». В порту Палдиски к 19 октября 1939 г. разместился 24-й-дивизион подводных лодок из состава 3-й бригады ПЛ, плавбаза «Кронштадт» и 83-й зенитный артдивизион. В латвийской базе Лиепая с 22 октября постоянно находились крейсер «Киров» и эсминцы «Сметливый» и «Стремительный», а с 24 ноября -6 торпедных катеров из состава 3 дивизиона бригады ТК.

Помимо кораблей, в новые базы были переброшены отдельные части морской авиации и береговой обороны Балтийского флота. В конце октября в Палдиски и Кихельконну на транспортах «Луначарский» и «Пионер» была доставлена наземная часть 44-й и 12-й (впоследствии 15-й) разведывательных авиаэскадрилий, а сами гидросамолеты «МБР-2» перелетели в Палдиски и Кихельконну в период с 12 по 15 ноября 1939 г. Что касается самой «удаленной» 43-й разведывательной авиаэскадрильи, передислоцированной в Лиепаю, то наземная часть и самолеты (в разобранном виде) прибыли туда на транспорте «Луга» еще 1 ноября, а летный состав приехал поездом только 15 декабря (т. е. через полмесяца после начала войны с Финляндией). В результате на сколачивание эскадрильи в полноценную боевую часть ушел почти весь декабрь. В это же время началась перевозка на транспортах двух 152-мм и четырех 130-мм батарей для установки их в Палдиски, на о-ве Хийумаа и на южном берегу Ирбенского пролива. Но к началу боевых действий ни одна из этих батарей так и не была установлена.


КБФ в Палдиски

Первым советским боевым кораблем, перебазировавшимся в военно-морскую базу Палдиски (Балтийский порт) осенью 1939 г., стала плавучая база для подлодок «Кронштадт». Еще 4 октября 1939 г. командиру плавучей базы было приказано подготовить корабль к...

Броненосцы береговой охраны, Финляндия

 


Тип «Väinämöinen»

2 единицы

«Väinämöinen» CV 8.1929 28.12.1930 12.1932 В 1947 продан СССР

«Ilmarinen» CV 8.1929 9.7.1931 9.1933 Погиб 13.9.1941

3900 (станд.) т; 93 (между перпендикулярами)х16,9х4,5 м; 2 ДЭ, 6000 л.с., 15 уз., 93 т...

Охотники за подводными лодками, Франция

Тип Ch-25

8 единиц

Ch-25, Ch-51, Ch-56, Ch-58, Ch-74, Ch-81, Ch-95 и Ch-98 (вошли в строй в 1917-1918 гг.)

60/75 т; 35,6x4,7x2,3 м; 3 бенз., 660 л.с., 16,5 уз., 1000 (12) миль, 1x1-75-мм, 2 пул., ГБ.

Однотипны с американскими охотниками типа SC,...

Последняя победа подводников Кайзера

Во втором десятилетии двадцатого века в воздухе очень сильно пахло общеевропейской войной. Хотя почти никто из адмиралов любой страны мира в ценность подводных лодок не верил, необходимо было думать и о них. В недрах германского флота разработали...

Траулеры, Канада

Тип
«Armentiers»

3 единицы в RCN

«Armentiers», «Festubert» x 1946

«Ypres» + 12.05.40 у Галифакса погиб в результате столкновения с британским ЛК «Revenge».

440 т, 10, 5 уз., 1x76.
Тип
«Comox»
4 единицы в RCN

«Comox» x 1950, «Fundy» x 1945, «Gaspe»,...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!