Приказы по устройству БКФ в Прибалтике

Исполняя приказы наркома ВМФ, Военный совет КБФ издал целый ряд приказов, направленных на скорейшее решение проблемы перебазирования Балтийского флота: № 41/5744 от 24 ноября 1939 г. - о передислокации в порты Эстонии и Латвии 11,12, 13 и 21 дивизионов подлодок, № 41/1798сс от 27 ноября - о формировании органов тыла в прибалтийских базах, № 41/1328сс от 29 ноября - о формировании комендатур, № 41/1834сс от 29 ноября - о базировании подводных лодок 1-й, 2-й, 3-й и 4-й бригад ПЛ на порты Лиепаи и Вентспился, Таллина и Палдиски, Кронштадта и Ораниенбаума. На случай военных действий 11 ноября 1939 г. начальник Тыла КБФ приказал командирам Главного военного и Ораниенбаумского портов в целях наиболее удобного обеспечения кораблей и частей КБФ, оставшихся в восточной части Финского залива, развернуть две маневренные базы: одну - в Усть-Луге, а другую - в Пейпии. Формирование маневренных баз флота следовало закончить к 12 ноября.

Однако, помимо обустройства на новых местах, командование ВМФ было также озабочено и проблемой строительства баз и укреплений береговой обороны в странах Прибалтики. Еще 19 октября 1939 г. специальная комиссия под председательством С. П. Ставицкого, созданная по приказу наркома ВМФ от 1 октября, представила доклад, где предложила для организации обороны побережья и о-вов в Прибалтике создать 3 укрепленных района - у входа в Финский залив, на Моонзундских о-вах и у входа в Рижский залив, а для обороны военно-морских баз - Палдисский и Лиепайский укрепленные районы. Основной упор при устройстве системы береговой обороны следовало сделать на артиллерийские батареи, которые планировалось оснастить 152 орудиями крупного и среднего калибров. Силы сухопутной обороны береговых батарей были определены в 7 батальонов, 5 рот и 4 взвода морской пехоты.

1 ноября 1939 г. нарком ВМФ отдал приказ № 00162, которым назначил комиссию «для выбора мест строительства батарей на КБФ».Г6 Комиссии было поручено выбрать места для батарей с целью их установки в 1939 г. на временных основаниях: шести 130-мм трехорудийных батарей на о-вах М. Рооге, в р-не Люзерорт, на п-овах Пакри, Симпернес, Кюбасар, в р-не Либавы; двух 152-мм батарей на о-ве Б. Рооге и в р-не Серошс-Кертель; шести 45-мм батарей в р-не Палдиски и на о-вах Б. и М. Рооге; двух 180-мм железнодорожных батарей на п-ове Пакри и в р-не Винда-вы.  В 1940 г. следовало выбрать места для батарей, для производства последующих работ: 1) перевести с временных оснований на бетонные пять 130-мм батарей; 2) установить на временных основаниях три 130-мм трехорудийные батареи на п-овах Дагерорт, Хундсорт и в р-не Кихельконны и одну 100-мм тре-хорудийную батарею; 3) построить на бетонных основаниях две 180-мм башенные батареи на п-овах Сворбе и Симпернес, одну 180-мм открытую батарею в р-не бухты Кейгуст, одну 130-мм трехорудийную батарею в порту Либава, две 130-мм четырехорудий-ные батареи в р-не Тоффри и Виндава, а также четыре железнодорожные позиции для 180-30 5-мм батарей на п-ове Пакри, в р-не Виндава, маяков Люзерорт и Михайловский.478 Акты по выбору мест следовало представить на утверждение наркому ВМФ не позднее 1 декабря 1939 г.

Затем, опираясь на постановление Комитета обороны при Совете народных комиссаров (СНК) СССР № 417сс от 15 ноября 1939 г., нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов издал серию приказов, специально посвященных вопросам усиления береговой обороны в новых прибалтийских базах. В частности, 18 ноября нарком ВМФ приказом № 0038/пр обязал наркомат вооружения изготовить и поставить для нужд береговой обороны КБФ две 406-мм трехорудийные башенные артустановки «МК-1» и две 305-мм трехорудийные башенные артустановки «МК-15», а наркомат судостроительной промышленности - изготовить и поставить две 305-мм трехорудийные башенные артустановки «МК-15». Кроме того, от наркоматов требовалось изготовить 36 152-мм, 27 130-мм, 4 100-мм и 56 76-мм артустановок, а также дальномеры, визиры, приборы управления артиллерийским огнем для береговых укреплений. В этот же день наркомом ВМФ был издан приказ № 0039/пр, в котором был утвержден порядок проектирования и строительства базы КБФ в порту Палдиски. Сроком окончания строительства базы был определен 1942 г. Оперативно-тактическое задание на строительство военно-морской базы в Палдиски следовало выдать Наркомстрою СССР к 15 декабря.480 К этому времени Главный морской штаб ВМФ уже составил и направил начальнику штаба КБФ «Оперативно-тактическое задание на строительство базы Краснознаменного Балтийского флота в порту Палдиски» и «Таблицу расчета кораблей, частей и соединений, предположенных к базированию на порт Палдиски на 1.1.43 г.», которые были представлены на утверждение правительства.  И наконец 19 ноября нарком ВМФ издал приказ № 0040/пр, где определил состав и очередность строительства береговых батарей в Эстонии и Латвии. Согласно приказу требовалось провести следующие работы: 1) в течение 1939 г. построить на временных основаниях, с последующим переводом их в 1940 г. на бетон, шесть 130-мм береговых батарей; 2) построить в течение 1939 г. две 152-мм и одну 130-мм береговых батарею; 3) в течение 1939 г. установить шесть 45-мм батарей; 4) построить в течение 1939 г. временные позиции для 180-мм железнодорожных батарей; 5) построить и установить в течение 1940 г. три 180-мм башенные береговые батареи; 6) установить в течение 1940 г. на временных основаниях, с последующей заменой в 1941-42 гг. на 152-мм батареи на постоянных основаниях, три 130-мм береговые батареи; 7) установить в течение 1940 г. на постоянных основаниях три 130-мм и одну 100-мм береговые батареи; 8) установить в течение 1940 г. четырнадцать 76-мм зенитных батарей.  Кроме того, начальнику Инженерного управления РКВМФ было поручено произвести до 1 мая 1940 г. изыскания и выбор мест позиций для установки в 1941 -42 гг. одной 40б-мм башенной береговой батареи, трех 305-мм башенных береговых батарей, трех 180-мм башенных береговых батарей, трех 152-мм открытых береговых батарей. Общая сумма ассигнований на строительство береговых батарей и оборонных объектов на 1939-40 гг. на Балтике, утвержденная Комитетом обороны при СНК СССР, составила свыше 219 млн. руб.
Несмотря на форсированные темпы строительства береговых батарей, осуществить к началу войны с Финляндией в полном объеме создание береговой обороны в новых базах так и не удалось. К 15 ноября были завершены строительством только 130-мм береговые батареи на временных основаниях на о-вах Пакри, Б. и М. Рооге, а один зенитный дивизион был развернут в р-не Пакри-Б. Рооге-М. Рооге. Естественно, что в новых базах отсутствовала противолодочная и противоторпедная оборона.

После осуществления масштабного перебазирования кораблей, частей морской авиации и береговой обороны в страны Прибалтики осенью 1939 г., Краснознаменный Балтийский флот оказался поделенным на две неравные части. В Кронштадтской военно-морской базе и Ораниенбауме к 30 ноября 1939 г. находилась основная группировка флота: Эскадра в составе линкоров «Марат» и «Октябрьская революция» и 3 дивизиона эсминцев, лидер «Ленинград», эсминец «Стерегущий», Бригада торпедных катеров, 1-й дивизион сторожевых кораблей, 1-й и 2-й дивизионы базовых тральщиков, 3-й дивизион тихоходных тральщиков и прочие силы Охраны водного района, корабли Гидрографического отдела, 15-й, 1б-й, 21-й и 23-й дивизионы подводных лодок и отдельные лодки из других дивизионов. В маневренных базах Усть-Луга и Пейпия был развернут Отряд особого назначения (ООН) КБФ, предназначенный для проведения десантной операции, в составе 8 транспортов и многочисленных высадочных средств (7 буксиров, 5 мотобаркасов, 9 сторожевых катеров типа «МО», 16 сторожевых катеров типа «Рыбинский» и 22 катера типа «КМ»). В подчинении командира отряда находилось немалое число боевых кораблей флота - 6 базовых тральщиков, 6 тихоходных тральщиков, 3 сторожевых корабля и 12 торпедных катеров.  Вся эта группировка кораблей была достаточно компактно сосредоточена в восточной части Финского залива на очень небольшом пространстве и была предназначена, в основном, для совместных действий с Красной Армией.

Зато другая часть флота оказалась разбросанной по всему южному побережью Балтийского моря - на протяжении почти 500 км. В прибалтийских базах Таллин, Палдиски и Лиепая дислоцировались: Отряд легких сил, 2-я бригада подлодок (17-й и 22-й дивизионы), 24-й дивизион из 3-й бригады подводных лодок, 13-й дивизион подлодок и подводный минный заградитель «Л-1» из состава 1-й бригады ПЛ.  Легкие силы и подводные лодки флота должны были в случае войны осуществлять блокаду побережья Финляндии. Такая схема базирования имела не только свои достоинства (быстрота развертывания на всех направлениях, доступность всего театра военных действий), но также и недостаток - неудобство в оперативном управлении всеми силами флота.

Чтобы отчасти разрешить проблему управления соединениями флота, 20 октября нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов приказал создать должность заместителя командующего КБФ, на которого также следовало возложить функции командира Главной базы (Кронштадта). По мысли наркома, заместитель командующего КБФ и один из членов Военного совета флота, имеющие местопребывание в Кронштадте, должны были взять на себя «непосредственное повседневное руководство кораблями и частями КБФ, базирующимися на Кронштадт, Ораниенбаум иЛенинград», а также организовать оборону Финского залива к востоку от о-ва Гогланд. Военному совету было поручено уточнить перечень кораблей и частей, руководство которыми было бы поручено заместителю командующего КБФ. Наконец, Военному совету флота надлежало представить план постепенного перехода штаба флота в Балтийский район.  Однако неподготовленность западных баз изменила решительные планы наркома ВМФ по переводу штаба КБФ в Таллин.

Приказом Военного совета КБФ № 1930-35 от 17 ноября 1939 г. все надводные, подводные и военно-воздушные силы, а также части береговой обороны флота, находившиеся в базах Таллин, Палдиски и Либава, были подчинены в оперативном отношении капитану 1 ранга В. А. Алафузову, назначенному заместителем командующего Краснознаменным Балтийским флотом. Штаб493 заместителя командующего флотом (начальник - капитан 2 ранга С. Г. Кучеров) располагался в Таллине.  Вторым по важности лицом в структуре управления новыми базами был комендант Береговой обороны Балтийского района (БОБР) комбриг С. И. Кабанов, назначенный на эту должность 16 октября (утвержден 3 ноября).  Ему было поручена организация морской и воздушной обороны базы в Палдиски, которая до этого не имела ни береговых, ни зенитных артиллерийских батарей (в Таллине оборона базы была возложена на эстонское командование).

И хотя заместитель командующего КБФ формально имел свой штаб, в действительности его обеспечение связью, оперативным дежурством и делопроизводством было сразу возложено на штаб 2-й бригады подлодок (так сказать, по совместительству), располагавшийся на плавбазе «Полярная Звезда». Так, например, В. А. Алафузов вплоть до 27 января 1940 г. пользовался средствами связи 2-й бригады ПЛ, после чего начал свою деятельность флагманский командный пункт замкомфлота на транспорте «Сибирь», прибывшем из Кронштадта. В результате в первый период войны штаб 2-й бригады ПЛ со своей «сверхзадачей» явно не справлялся, а вся работа по оперативному руководству подчиненными осуществлялась непосредственно заместителем командующего КБФ В. А. Алафузовым и его начальником штаба капитаном 2 ранга С. Г. Кучеровым, что приводило к их чрезмерной загрузке.

Алафузов был заместителем командующего не в полном смысле этого слова, а лишь по командованию частью сил флота, которые было невозможно уложить в рамки наименования соединения и на которую бьша возложена определенная оперативная задача. Эта задача - блокада побережья Финляндии - практически не была связана с теми боевыми задачами, которые выполнялись остальными силами КБФ в восточной части Финского залива. Таким образом, замкомфлотом В. А. Алафузов являлся лишь начальником на самостоятельном оперативном направлении.

Командование силами КБФ в Прибалтике в такой форме оставалось до февраля 1940 г. К началу февраля 1940 г. надводные корабли и подводные лодки по причине ледостава полностью прекратили боевые операции и перешли в готовность по зимнему положению. Так как западные базы КБФ уже организационно окрепли, а действиями сил КБФ по осуществлению блокады Финляндии теперь уже не надо было руководить, 4 февраля 1940 г. приказом наркома ВМФ № 0026 должность заместителя командующего КБФ была ликвидирована. Также был упразднен за ненадобностью и походный штаб КБФ. Вместо этой командной структуры приказом наркома ВМФ № 0025 от 31 января 1940 г. были созданы Балтийская и Либавская военно-морские базы. В Балтийскую военно-морскую базу (БВМБ), командиром которой был назначен флагман 2 ранга В. А. Алафузов (с 1 марта 1940 г. - капитан 2 ранга С. Г. Кучеров), являвшийся также младшим флагманом, входили базы Таллин и Палдиски. Балтийской базе были отныне подчинены: 3-я бригада подлодок, 3-й дивизион эсминцев, 3-й дивизион торпедных катеров, Охрана Балтийского водного района, 83-й и 202-й отдельные зенитные артиллерийские дивизионы. По этому же приказу Управление командующего Береговой обороной Балтийского района было переформировано в Управление коменданта БО Балтийской военно-морской базы. Либавской военно-морской базе (командир -капитан 1 ранга А. П. Шергин, с 4 февраля 1940 г. -капитан 1 ранга П. А. Трайнин) были подчинены Отряд легких сил, 13-й, 16-й и 21-й дивизионы подлодок, 84-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион.497 15 февраля нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов своим приказом № 1/175 приказал подчинить командиру БВМБ в оперативном отношении 2-ю бригаду подлодок «в целях создания единства командования всеми силами и средствами», выполняющими задачу по блокаде финского побережья.  В том случае, если задача ведения блокады Финляндии будет возложена на Отряд легких сил и 1 -ю бригаду ПЛ КБФ, Кузнецов требовал подчинить их также командиру Балтийской военно-морской базы.499 1 марта 1940 г. приказом командира БВМБ С. Г. Кучерова с 15 февраля обязанности начальника ПВО Балтийской военно-морской базы были возложены на командира 10-й авиабригады ВВС КБФ комбрига Н. Т. Петрухина.

Теперь рассмотрим более подробным образом весь процесс перебазирования и устройства соединений и частей Краснознаменного Балтийского флота в наиболее крупных прибалтийских базах - Таллине, Палдиски (Балтийском порту) и Лиепае (Либаве).

Средние подводные лодки, Италия

Тип «Argo»

2 единицы

«Argo» (КРАм, 27.11.1936 — затоплена 11.9.1943) и «Velella» (КРАм, 12.12.1936 — потоплена 7.9.1943).

Надводное: 678/780 т, подводное: 1000 т; 63,2x6,9x4,5 м; 2 диз./2 ЭД, 1500/800 л.с., 14/8 узл., 60 (нормальный) т соляра,...

Большие подводные лодки, США

Тип «Tench»

19 + 12 единиц

SS-417 «Tench» (PNY, 7.7.1944 — в 1976 передана Перу), SS-418 «Thornback» (PNY, 7.7.1944 — в 1971 передана Турции), SS-419 «Tigrone» (PNY, 20.7.1944 — искл. в 1973), SS-420 «Tirante» (PNY, 9.8.1944 — искл. в 1973),

Гидроавиатранспорт, Франция

«Commandant Teste»

1 единица

«Commandant Teste» FCG 6.9.1927 12.4.1929 1932 Затоплен 27.11.1942

10 000/11 500 т; 156,3/167x27x6,93 м; 2 ПТ, 4 ПК, 21 000 п.с., 20,5 уз. (21,77 на испытаниях), 720 т угля + 390 т нефти; 6000 (10) миль. Броня:...

Торпедные катера, СССР

Тип Ш-4

21 единица

№ 64 + ? (дата, место и причина гибели неизвестны).

№ 64 (бывш. № 184) + 1941 г. (1942 г. ?) — дата, место и причина гибели неизвестны.

№ 73 + 22.06.42 вост. Севастополя затоплен в море.

№ 83 (бывш. № 65) + 10.07.42 у о....

Тральщики, Дания

Тип «Søtøven»

6 единиц

«Søtøven»* (1939) — 29.08.43 захвачен немцами, герм. «МА-1».

«Søbjorren», «Søulven» (оба -1939) + 29.08.43 в Хольмене затоплены экипажами, позднее подняты и отремонтированы немцами, герм. «МА-2», «МА-3». х 1944-1945

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!