КБФ в Палдиски

Первым советским боевым кораблем, перебазировавшимся в военно-морскую базу Палдиски (Балтийский порт) осенью 1939 г., стала плавучая база для подлодок «Кронштадт». Еще 4 октября 1939 г. командиру плавучей базы было приказано подготовить корабль к перебазированию. В этот момент «Кронштадт» находилась в Ораниенбауме, где и происходила его подготовка к переходу. Плавбаза была загружена до предела: на нее приняли 6-месячный запас продуктов, обмундирование и питьевую воду для личного состава 3-й бригады ПЛ, топливо, смазочные масла и запасные части для подлодок. К вечеру 11 октября погрузка была завершена, а судно подготовлено к походу. Утром 12 октября ПБ «Кронштадт» была выведена на Большой Кронштадтский рейд, а в 16 часов 10 минут начала переход в Палдиски. До Таллина она шла вместе с плавбазой «Полярная Звезда» под охраной сторожевых кораблей «Пурга» и «Вихрь». После того, как «Полярная Звезда» повернула в Таллин, сторожевые корабли продолжали нести охранение «Кронштадта» вплоть до Палдиски. 13 октября, в 15 часов 19 минут, плавбаза вошла в гавань Палдиски и ошвартовалась.

По идее, плавучая база «Кронштадт» была предназначена для обслуживания только подводных лодок 3-й бригады подлодок КБФ. Однако на деле «Кронштадт» стала центром обеспечения не только для подлодок, но также и для частей Береговой обороны и 10-й авиабригады ВВС КБФ. Естественно, возникли трудности с размещением и обеспечением незапланированного большого количества людей (экипажи подлодок, инженеры Строительного управления ВМФ, рабочие и др.), а также с проведением ремонтных работ. К примеру, зенитные батареи 83 и 202 артдивизионов, прожекторная рота, эскадрильи 10-й АБ производили в мастерских плавбазы «Кронштадт» ремонт механизмов самолетов, орудийных и прожекторных установок, наземного транспорта. В целом, помимо ремонта подводных лодок, мастерская плавбазы около 60% работ выполняла по заказам береговых частей. Кроме того, все они не забывали брать ремонтный инструмент, дистиллированную воду для аккумуляторов и сжатый воздух для самолетов.

Сами подводные лодки пришли в Палдиски несколько позже, чем плавбаза «Кронштадт», которая, так сказать, подготовилась к их приему. Первым к перебазированию был подготовлен 24-й дивизион ПЛ («М-71», «М-76», «М-78», «М-79», «М-80», «М-81») согласно приказу Военного совета КБФ от 8 октября 1939 г. На всех подводных лодках была приведена в полную боевую готовность материальная часть и принято на борт все положенное по нормам довольствие. 14 октября 1939 г. подлодки 24-го ДПЛ вышли из Ораниенбаума, а на следующий день - 15 октября прибыли в Палдиски. Переход совершался через проход Хайлода, а дальше - вдоль эстонского побережья. После своего перебазирования, до начала боевых действий, подлодки 24-го дивизиона осуществляли дальние дозоры и совершали походы в р-не Палдиски-Таллин с целью практического изучения театра.  Во время советско-финляндской войны 24-й ДПЛ обслуживал позиции в западной части Финского залива (№№ 1, 2, 3, 4, 5). Ввиду того, что позиции оказались «пустыми», подлодки ни разу не имели торпедно-артиллерийских атак по судам противника. В начале января 1940 г. их боевая деятельность прекратилась.

Следующим в Палдиски пришел 23-й дивизион подводных лодок - «М-72», «М-74», «М-75», «М-77» (лодки «М-73» и «М-83» находились в ремонте в Ораниенбауме, поэтому не принимали участия в перебазировании и дальнейших боевых действиях). Перебазирование проводилось в соответствии с решением Военного совета КБФ от 3 декабря 1939 г. На подводные лодки был принят 15-суточный запас продовольствия и аварийный паек на 5 суток. Из Ораниенбаума лодки вышли утром 4 декабря 1939 г. и дальнейший переход совершили через проход Хайлоду и затем вдоль эстонского берега. 5 декабря все подлодки по одиночке вошли в базу Палдиски.520 В период боевых действий подводные лодки 23 ДПЛ также несли боевую службу на позициях №№ 1, 2, 3,4 и 5.

Позже всех в Палдиски перебазировался 26-й дивизион ПЛ, состоявший из новейших подлодок, только что сданных промышленностью - «М-94», «М-95», «М-96» и «М-97» (лодка «М-90» вошла в состав КБФ значительно раньше, в июне 1938 г.). Подлодка «М-90» 14 декабря была выведена буксиром в район Сескаарского плеса для ходовых испытаний, а 15 декабря отправилась на выполнение очень ответственного задания - разведку шхерных фарватеров в р-не о-вов Оренгрунд и Каунисаари. 18 декабря лодка вернулась в Лужскую губу, где находилась до 21 декабря. В этот день «М-90», на буксире парохода «Пятилетка», была выведена через битый лед к знаку Луто, откуда начала свой переход в Палдиски. 22 декабря 1939 г. лодка благополучно пришла в Палдиски. Группа подлодок 26-го ДПЛ, принятых от промышленности 12 ноября 1939 г., вышла из Ораниенбаума 21 декабря. По пути в Палдиски лодки задержались во льдах в р-не к северу от Лужской губы. При этом ПЛ «М-95», шедшая в кильватер ПЛ «М-97», ночью ударила ее в корму. Получив значительные повреждения, «М-97» отстала от основной группы и, находясь в 18 милях к югу от о-ва Суур-Тютерсаари (Большой Тютерс), вызвала на помощь буксир. 23 декабря 1939 г. подводные лодки «М-94», «М-95» и «М-96» вошли в гавань Палдиски, а 24 декабря туда же пришла лодка «М-97», которую сразу же поставили в ремонт.521 26 декабря приказом наркома ВМФ 26-й дивизион ПЛ был зачислен в состав КБФ.522 За исключением «М-90», подлодки 26-го дивизиона не принимали участия в боевых действиях.

Согласно приказу наркома ВМФ № 0025 от 31 января 1940 г. подлодки 26-го дивизиона ПЛ требовалось перебросить в Лиепаю для постоянного базирования. Однако командир 3-й бригады капитан 1 ранга Н. И. Виноградов решительно запротестовал против этой меры, утверждая, что с уходом из Палдиски новейших лодок XII серии бригада останется с технически неготовой матчастью. Свое возражение он мотивировал тем, что три подводные лодки («М-7 3 », «М-79» и «М-83») совсем не участвовали в боевых действиях, находясь всю войну в ремонте, а лодка «М-71» совершила всего-навсего один боевой поход, после чего также встала в длительный ремонт. Остальные подлодки 23-го и 24-го дивизионов хоть и эксплуатировались личным составом достаточно аккуратно, все же требовали текущего ремонта. Одним словом, с уходом 26-го дивизиона бригада рисковала остаться с одной только изношенной матчастью. Впрочем, из-за тяжелейших ледовых условий в Балтийском море перебрасывать подлодки в Лиепаю все равно не стали, так что они до конца военных действий спокойно простояли в Палдиски.

За время своего базирования в Палдиски подводные лодки 3-й бригады снабжались всем необходимым и ремонтировались плавбазой «Кронштадт». Как уже говорилось выше, плавбаза была вынуждена обеспечивать также различные береговые и авиационные части, что сказывалось на расходовании ее припасов. Поэтому, если 24-й дивизион подлодок, прибывший раньше всех, обслуживался плавучей базой, в плане ремонта, хорошо и своевременно, то с прибытием подлодок 23-го и 2б-го дивизионов и частей береговой обороны создалась напряженная ситуация в работах мастерской. Для устранения этого недостатка, была введена система нарядов, которые поступали от командиров БЧ подводных лодок и флагманских механиков дивизионов к механику плавучей базы. Последний сам устанавливал очередность в зависимости от степени важности ремонта и направлял наряды в мастерскую. Организованный в январе 1940 г. в Таллине Технический отдел КБФ помог улучшить эту систему и наряды на ремонт стали поступать прямо ему, который, в свою очередь, регулировал ремонтные работы, поручая их мастерской плавбазы «Кронштадт», плавмастерской «Серп и молот» или же эстонским ремонтным предприятиям. Разделение работ было следующим: мастерская ПБ «Кронштадт» выполняла как текущий, так и аварийный ремонт подводных лодок, а плавмастерская «Серп и молот» занималась уже капитальным ремонтом лодок (если же она не могла справиться с работой, то ПЛ посылалась в Кронштадт).

Со снабжением лодок дела обстояли относительно неплохо. Боезапасом лодки были обеспечены в достаточной степени: если для 24-го ДПЛ запас торпед и снарядов был взят еще плавбазой «Кронштадт», то 23-й и 26-й дивизионы получали боевое снабжение по железной дороге. «Кронштадт» также снабжала подводные лодки топливом (до начала войны), дистиллированной водой, сжатым воздухом, а также пополняла расход электроэнергии. С началом советско-финляндской войны топливо стало поступать исключительно по железной дороге, в цистернах. Естественно, возникла потребность его перегрузки, что и делалось путем перекачки в бочки и их переноса личным составом на плавбазу. Затем для сокращения времени на перегрузку и сбережения рабочей силы прямо у полотна железной дороги установили емкость и провели шланги. В результате работа по приему топлива была механизирована. Продовольствие и обмундирование личный состав 3-й БПЛ также получал в достаточном количестве с плавбазы «Кронштадт».

Как уже говорилось выше, в Палдиски и в Кихельконне размещались также части 10-й авиабригады ВВС КБФ, образованной 2 5 октября 1939 г. приказом командующего КБФ. В 10-ю бригаду (командир - полковник Н. Т. Петрухин) первоначально входили 12-я (с начала декабря - 15-я), 43-я (она была переброшена в Лиепаю) и 44-я морские ближнеразведывательные авиаэскадрильи, каждая из которых была укомплектована 12 гидросамолетами «МБР-2». Бригада подчинялась напрямую командующему ВВС КБФ комбригу В. В. Ермаченкову но также находилась в оперативном подчинении командующего Береговой обороной Балтийского района. Предварительное приказание командующего КБФ на переброску авиабригады было дано еще 16 октября, а 22 октября поступило приказание на перебазирование наземного эшелона 44-й эскадрильи в Гапсаль (Рогукюля). К этому дню наземный эшелон был переброшен по ж/д и на автомашинах из Вейно в Усть-Лугу, где был загружен на транспорт «Луначарский». Все виды снабжения были приняты из расчета на 2 месяца. По ходу дела выяснилось, что эстонское командование отказало нам в базировании на Рогукюля и поэтому пришлось все выгруженное имущество везти из Рогукюля в Палдиски. Вместе с наземным эшелоном в Палдиски были направлены управление бригады и органы тыла 44-й АЭ. 28 октября «Луначарский» вошел в Палдиски и сразу же начал разгрузку имущества, которая была завершена к 31 октября. Одновременно специальная бригада строителей начала постройку спусков для гидросамолетов «МБР-2». Оборудование спусков, метеостанции и радиостанции было закончено к 11 ноября.  Что же касается места базирования 15-й АЭ - Кихельконны, то сюда наземный эшелон авиаэскадрильи прибыл еще раньше - 26 октября 1939 г.

Сам перелет эскадрилий 10-й авиабригады был организован довольно тщательно: эскадрильи были укомплектованы до полной штатной нормы лучшим летным составом. 12 ноября 1939 г. самолеты 44-й авиаэскадрильи (12 разведчиков «МБР-2») - из Вейно и 15-й авиаэскадрильи (12 «МБР-2») - из Хаболово совершили одновременный перелет в Палдиски. В этот же день 5 самолетов из состава 15-й АЭ перелетели в Кихельконну (Кильконд) на о-ве Сааремаа (Эзель). И хотя перелет был проведен более-менее организованно - без каких-либо аварий и катастроф, в первый же день нахождения в Палдиски эскадрильи постигло несчастье. В ночь с 12 на 13 ноября разыгрался сильнейший шторм, который сорвал с бочек почти все гидросамолеты и выбросил их на берег. К утру 13 ноября выявилась следующая безрадостная картина: из 19 самолетов полностью уцелели только 4, один самолет разбился о спуск и затонул, 4 находились на берегу в илистом грунте, 9 самолетов были на камнях, а один - взят катером на буксир. В итоге 2 самолета пришлось списать по непригодности, один требовал капремонта, 5 - среднего и 11 - текущего. К 15 января 1940 г. поврежденные самолеты были отремонтированы. Оставшиеся в Палдиски 7 самолетов 15-й АЭ были вскоре переброшены на морской аэродром Кихельконны.

Необычайно выгодное расположение 10-й авиабригады, по отношению к путям сообщения противника и к его важнейшим портам, подтолкнуло наркома ВМФ к мысли об усилении бригады бомбардировщиками, которые смогли бы нанести немалый ущерб судоходству и тылу противника, и истребителями. Для приема и базирования самолетов в 7 км от порта Палдиски в спешном порядке (за 14 суток) был построен сухопутный аэродром (с 14 декабря 1939 г. здесь была развернута 28-я авиабаза) размером 800x280 метров. 13 декабря заместитель командующего КБФ В. А. Алафузов согласовал с эстонским командованием вопрос о перелете советских боевых самолетов по маршруту Нарва-Раквере-Тапс-Яро-стила-Кохила-Палдиски. Первыми на новый, еще не законченный аэродром стали перелетать звеньями истребители «И-15» из 12-й ОИАЭ. 18 декабря прилетели первые 3 бомбардировщика «СБ» из состава 57-го СБАП и 3 истребителя «И-153» из б 1-й авиабригады. Наконец, на следующий день картина сильно изменилась: на сухопутный аэродром Палдиски приземлились сразу 14 бомбардировщиков «СБ», перелетевших с аэродрома Котлы. Теперь 10-я авиабригада из сугубо разведывательной превратилась в «смешанную», бомбардировочно-истребительно-разве-дывательную бригаду (она так и стала называться -10-я смешанная авиабригада). Дальше дела пошли веселее: регулярно на аэродром перелетали истребители «И-15», «И-16», «И-153», бомбардировщики «СБ» и «ДБ-3» и гидросамолеты «МБР-2» из состава Основной группы ВВС КБФ. Всего было переброшено летом в Палдиски в течение декабря 1939 г.-февраля 1940 г. 27 бомбардировщиков «СБ», 12 бомбардировщиков «ДБ-3», 15 истребителей «И-15», 6 истребителей «И-16», 1б истребителей «И-153» и 15 разведчиков «МБР-2». В результате такого усиленного пополнения 10-я авиабригада стала насчитывать до 75-80 боевых самолетов. В феврале-марте 1940 г. она уже делилась на 1-ю и 2-ю авиаэскадрильи бомбардировщиков «СБ», 3-ю авиаэскадрилью бомбардировщиков «ДБ-3», 1-ю и 2-ю авиаэскадрильи истребителей «И-15», «И-16» и «И-153», авиаэскадрилью самолетов-разведчиков «МБР-2».  Используя свои возросшие возможности, 10-я авиабригада стала наносить почти ежедневные бомбоудары по крупным финским торговым портам (Турку, Раума, Пори, Мантилуото и др.), причинив им серьезный урон.

Как уже говорилось, в Палдиски было организовано Управление командующего Береговой обороны Балтийского района (БОБР) под командованием С. И. Кабанова (с 5 февраля 1940 г. - Управление коменданта БО Балтийской военно-морской базы). В БОБР КБФ входили следующие части: 11-я, 12-я, 21-я, 22-я, 26-я и 27-я артиллерийские береговые батареи (соответственно, бывшие 12-я, 11-я, 23-я, 22-я, 21-я и 24-я батареи КБФ), 12-я железнодорожная батарея, 83-й и 202-й отдельные зенитные артдивизионы. Первой в Палдиски по железной дороге пришла 3 декабря 1939 г. 180-мм ж/д батарея № 12, а следом за ней, с 14 по 15 декабря, - 152-мм батареи №№ 11 и 12 (прибыли на транспорте «Волголес») и 130-мм батареи №№ 21, 22, 23 и 24. Сразу же после разгрузки батареи устанавливались и опробовались стрельбой. Их размещение диктовалось требованиями командования ВМФ: на острове М. Рооге были установлены 11-я и 21-я артиллерийские батареи, на мысе Серошс - 12-я, на п-ове Симпернес - 26-я и на мысе Михайловский - 27-я батарея. Зенитные части (83-й и 202-й артдивизионы) прибыли в Палдиски чуть позже - 19 и 25 декабря 1939 г. 83-й отдельный зенитный артдивизион был сосредоточен следующим образом: 1-я и 3-я батареи располагались в р-не деревни Пакри, а 2-я - на о-ве М. Рооге. 202-й артдивизион оказался разделенным сразу на три части. 1 -я батарея была поставлена у деревни Л аокюля, 2-я - переброшена в Ки-хельконну (Кильконд) для прикрытия 15-й АЭ (стала называться отдельной зенитной батареей в Килькон-де), а 3-я батарея установлена на южной оконечности острова М. Рооге (затем переименована в отдельную зенитную батарею на Рооге). Кроме того, для нужд ПВО, в Палдиски были переброшены прожекторная рота (2 станции) и пулеметная рота. Несмотря на принятые меры, противовоздушная оборона как самого порта, так и сухопутного аэродрома продолжала оставаться слабой.

С целью надежной организации обороны базы Палдиски с моря 25 января 1940 г. приказом командующего КБФ была образована Охрана водного района Балтийского района (Палдиски и Таллин). Командир ОВР Балтийского р-на был подчинен непосредственно Военному совету флота. Управление ОВР было размещено в Палдиски. В состав ОВР были включены: Дивизион сторожевых кораблей (6 сторожевых кораблей), 1-й дивизион базовых тральщиков (7 тральщиков), 2-й дивизион базовых тральщиков (3 тральщика), 1-й дивизион сторожевых катеров (9 катеров) и 2 буксира. Кроме того, командиру ОВР были подчинены в оперативном отношении 2 отряда торпедных катеров (по одному отряду в Палдиски и Таллине), дивизион подлодок типа «М» и одна авиаэскадрилья ВВС КБФ (12 «МБР-2»).

Военно-морская база Палдиски, несмотря на свое выгодное стратегическое положение, имела целый ряд существенных недостатков. Например, она, в отличие от Таллина, не была защищена на подступах с моря системой островных укреплений. База имела всего один выход и малую гавань с незначительной длиной причальных линий, совсем не имела складских помещений и цистерн для хранения жидкого топлива. Ощущалась острая нужда в строительных материалах, а также в дровах для отопления жилых помещений. Очень крупным недостатком ВМБ Палдиски было полное отсутствие судоремонтных мастерских, доков и других промышленных предприятий, на которых можно было бы производить ремонт кораблей и матчасти береговых частей. В этих условиях наличие в Палдиски ПБ «Кронштадт» имело исключительно важное для нас значение. Кроме того, в порту не было никаких средств связи, а также средств выгрузки и погрузки. Большим минусом было то, что базовый дозор кораблями во время военных действий со стороны моря отсутствовал. Наблюдение за морем вели только посты береговых артиллерийских батарей и пост ВНОС на аэродроме 10-й авиабригады.

Большие сложности возникли при размещении частей 10-й АБ, особенно уже в ходе войны. Само место для сухопутного аэродрома было выбрано неудачно - буквально у самой береговой черты. Вообще, скопление значительного количества самолетов (70-80) на одном аэродроме создавало большую опасность в случае внезапного налета ВВС противника. А если учесть то обстоятельство, что никаких запасных аэродромов в этом р-не вообще не имелось, ПВО р-на была откровенно слабой, а посты ВНОС располагались только у берега, положение 10-й авиабригады было более чем рискованным. К тому же и радиосвязь страдала существенными недостатками. Для надежной связи с командованием, тылом и эскадрильями, разбросанными на большом пространстве, требовалось иметь радиостанцию большей мощности, чем имевшаяся в наличии «11-АК».532 В общем, только удивительная пассивность финских ВВС, объясняемая, впрочем, их слабостью, позволяла 10-й бригаде спокойно, без всяких помех заниматься своей боевой деятельностью.

Тральщики, Канада

Тип MMS-1

11 единиц в RCN

«Coqnitlam», «Cransbrook», «Dearwood», «Kalamalka», «La Vallee», «Llewellyn», «Lloyd», «George», «Revelstoke», «Rossland», «St. Joseph»

165 т, 11 уз., 2 пул.

Тип MMS-2

10 единиц в RCN

«Alder Lake», «Beech Lake», «Cedar...

Эскортные миноносцы, Норвегия

Тип «Hunt II»

1 единица в NM

Эскортные миноносцы получены от RN.

«Arendal» (1941)- бывш. HMS «Badsworth» — получен от RN 11.44.

1217 т, 26 уз., 6x102, 2x40, 4x20.

Тип «Hunt III»

2 единицы в NM

Эскортные миноносцы получены от RN.

«Eskdale»...

Примечания

Барышников Н. И., Барышников В. Н., Федоров

B.    Г. Финляндия во Второй мировой войне. Л., 1989- Барышников Н. И. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. // «Новая и новейшая история», 1989,
№ 4. Барышников Н. И., Барышников В. Н. Зимняя война...

Крейсера, Япония

Тип «D»

63 + 8 единиц

CD-2 (YNY, 10.1943/1944/3.1944 — погиб 30.7.1945), CD-4 (YNY, нет данных/ 1944/4.1944 _ погиб 28.7.1945), CD-6 (YNY, нет данных/1944/4.1944 — погиб 13.8.1945), CD-8 (Mn, 1943/11.1.1944/2.1944 — слом в 1947–1948), CD-10 (Mn,...

Эсминцы, Франция

Тип «Le Hardi»

8 единиц

«Le Hardi» ACL 20.5.1936 4.5.1938 6.1940 Затоплен 27.11.1942
«Le Foudroyanf» FCM 18.8.1936 28.7.1938 6.1940 Затоплен 27.11.1942
«L'Adroit» FCG 15.10.1936 26.10.1938 6.1940 Затоплен 27.11.1942
«Mameluck» ACL 1.1.1937...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!