КБФ в Палдиски

Первым советским боевым кораблем, перебазировавшимся в военно-морскую базу Палдиски (Балтийский порт) осенью 1939 г., стала плавучая база для подлодок «Кронштадт». Еще 4 октября 1939 г. командиру плавучей базы было приказано подготовить корабль к перебазированию. В этот момент «Кронштадт» находилась в Ораниенбауме, где и происходила его подготовка к переходу. Плавбаза была загружена до предела: на нее приняли 6-месячный запас продуктов, обмундирование и питьевую воду для личного состава 3-й бригады ПЛ, топливо, смазочные масла и запасные части для подлодок. К вечеру 11 октября погрузка была завершена, а судно подготовлено к походу. Утром 12 октября ПБ «Кронштадт» была выведена на Большой Кронштадтский рейд, а в 16 часов 10 минут начала переход в Палдиски. До Таллина она шла вместе с плавбазой «Полярная Звезда» под охраной сторожевых кораблей «Пурга» и «Вихрь». После того, как «Полярная Звезда» повернула в Таллин, сторожевые корабли продолжали нести охранение «Кронштадта» вплоть до Палдиски. 13 октября, в 15 часов 19 минут, плавбаза вошла в гавань Палдиски и ошвартовалась.

По идее, плавучая база «Кронштадт» была предназначена для обслуживания только подводных лодок 3-й бригады подлодок КБФ. Однако на деле «Кронштадт» стала центром обеспечения не только для подлодок, но также и для частей Береговой обороны и 10-й авиабригады ВВС КБФ. Естественно, возникли трудности с размещением и обеспечением незапланированного большого количества людей (экипажи подлодок, инженеры Строительного управления ВМФ, рабочие и др.), а также с проведением ремонтных работ. К примеру, зенитные батареи 83 и 202 артдивизионов, прожекторная рота, эскадрильи 10-й АБ производили в мастерских плавбазы «Кронштадт» ремонт механизмов самолетов, орудийных и прожекторных установок, наземного транспорта. В целом, помимо ремонта подводных лодок, мастерская плавбазы около 60% работ выполняла по заказам береговых частей. Кроме того, все они не забывали брать ремонтный инструмент, дистиллированную воду для аккумуляторов и сжатый воздух для самолетов.

Сами подводные лодки пришли в Палдиски несколько позже, чем плавбаза «Кронштадт», которая, так сказать, подготовилась к их приему. Первым к перебазированию был подготовлен 24-й дивизион ПЛ («М-71», «М-76», «М-78», «М-79», «М-80», «М-81») согласно приказу Военного совета КБФ от 8 октября 1939 г. На всех подводных лодках была приведена в полную боевую готовность материальная часть и принято на борт все положенное по нормам довольствие. 14 октября 1939 г. подлодки 24-го ДПЛ вышли из Ораниенбаума, а на следующий день - 15 октября прибыли в Палдиски. Переход совершался через проход Хайлода, а дальше - вдоль эстонского побережья. После своего перебазирования, до начала боевых действий, подлодки 24-го дивизиона осуществляли дальние дозоры и совершали походы в р-не Палдиски-Таллин с целью практического изучения театра.  Во время советско-финляндской войны 24-й ДПЛ обслуживал позиции в западной части Финского залива (№№ 1, 2, 3, 4, 5). Ввиду того, что позиции оказались «пустыми», подлодки ни разу не имели торпедно-артиллерийских атак по судам противника. В начале января 1940 г. их боевая деятельность прекратилась.

Следующим в Палдиски пришел 23-й дивизион подводных лодок - «М-72», «М-74», «М-75», «М-77» (лодки «М-73» и «М-83» находились в ремонте в Ораниенбауме, поэтому не принимали участия в перебазировании и дальнейших боевых действиях). Перебазирование проводилось в соответствии с решением Военного совета КБФ от 3 декабря 1939 г. На подводные лодки был принят 15-суточный запас продовольствия и аварийный паек на 5 суток. Из Ораниенбаума лодки вышли утром 4 декабря 1939 г. и дальнейший переход совершили через проход Хайлоду и затем вдоль эстонского берега. 5 декабря все подлодки по одиночке вошли в базу Палдиски.520 В период боевых действий подводные лодки 23 ДПЛ также несли боевую службу на позициях №№ 1, 2, 3,4 и 5.

Позже всех в Палдиски перебазировался 26-й дивизион ПЛ, состоявший из новейших подлодок, только что сданных промышленностью - «М-94», «М-95», «М-96» и «М-97» (лодка «М-90» вошла в состав КБФ значительно раньше, в июне 1938 г.). Подлодка «М-90» 14 декабря была выведена буксиром в район Сескаарского плеса для ходовых испытаний, а 15 декабря отправилась на выполнение очень ответственного задания - разведку шхерных фарватеров в р-не о-вов Оренгрунд и Каунисаари. 18 декабря лодка вернулась в Лужскую губу, где находилась до 21 декабря. В этот день «М-90», на буксире парохода «Пятилетка», была выведена через битый лед к знаку Луто, откуда начала свой переход в Палдиски. 22 декабря 1939 г. лодка благополучно пришла в Палдиски. Группа подлодок 26-го ДПЛ, принятых от промышленности 12 ноября 1939 г., вышла из Ораниенбаума 21 декабря. По пути в Палдиски лодки задержались во льдах в р-не к северу от Лужской губы. При этом ПЛ «М-95», шедшая в кильватер ПЛ «М-97», ночью ударила ее в корму. Получив значительные повреждения, «М-97» отстала от основной группы и, находясь в 18 милях к югу от о-ва Суур-Тютерсаари (Большой Тютерс), вызвала на помощь буксир. 23 декабря 1939 г. подводные лодки «М-94», «М-95» и «М-96» вошли в гавань Палдиски, а 24 декабря туда же пришла лодка «М-97», которую сразу же поставили в ремонт.521 26 декабря приказом наркома ВМФ 26-й дивизион ПЛ был зачислен в состав КБФ.522 За исключением «М-90», подлодки 26-го дивизиона не принимали участия в боевых действиях.

Согласно приказу наркома ВМФ № 0025 от 31 января 1940 г. подлодки 26-го дивизиона ПЛ требовалось перебросить в Лиепаю для постоянного базирования. Однако командир 3-й бригады капитан 1 ранга Н. И. Виноградов решительно запротестовал против этой меры, утверждая, что с уходом из Палдиски новейших лодок XII серии бригада останется с технически неготовой матчастью. Свое возражение он мотивировал тем, что три подводные лодки («М-7 3 », «М-79» и «М-83») совсем не участвовали в боевых действиях, находясь всю войну в ремонте, а лодка «М-71» совершила всего-навсего один боевой поход, после чего также встала в длительный ремонт. Остальные подлодки 23-го и 24-го дивизионов хоть и эксплуатировались личным составом достаточно аккуратно, все же требовали текущего ремонта. Одним словом, с уходом 26-го дивизиона бригада рисковала остаться с одной только изношенной матчастью. Впрочем, из-за тяжелейших ледовых условий в Балтийском море перебрасывать подлодки в Лиепаю все равно не стали, так что они до конца военных действий спокойно простояли в Палдиски.

За время своего базирования в Палдиски подводные лодки 3-й бригады снабжались всем необходимым и ремонтировались плавбазой «Кронштадт». Как уже говорилось выше, плавбаза была вынуждена обеспечивать также различные береговые и авиационные части, что сказывалось на расходовании ее припасов. Поэтому, если 24-й дивизион подлодок, прибывший раньше всех, обслуживался плавучей базой, в плане ремонта, хорошо и своевременно, то с прибытием подлодок 23-го и 2б-го дивизионов и частей береговой обороны создалась напряженная ситуация в работах мастерской. Для устранения этого недостатка, была введена система нарядов, которые поступали от командиров БЧ подводных лодок и флагманских механиков дивизионов к механику плавучей базы. Последний сам устанавливал очередность в зависимости от степени важности ремонта и направлял наряды в мастерскую. Организованный в январе 1940 г. в Таллине Технический отдел КБФ помог улучшить эту систему и наряды на ремонт стали поступать прямо ему, который, в свою очередь, регулировал ремонтные работы, поручая их мастерской плавбазы «Кронштадт», плавмастерской «Серп и молот» или же эстонским ремонтным предприятиям. Разделение работ было следующим: мастерская ПБ «Кронштадт» выполняла как текущий, так и аварийный ремонт подводных лодок, а плавмастерская «Серп и молот» занималась уже капитальным ремонтом лодок (если же она не могла справиться с работой, то ПЛ посылалась в Кронштадт).

Со снабжением лодок дела обстояли относительно неплохо. Боезапасом лодки были обеспечены в достаточной степени: если для 24-го ДПЛ запас торпед и снарядов был взят еще плавбазой «Кронштадт», то 23-й и 26-й дивизионы получали боевое снабжение по железной дороге. «Кронштадт» также снабжала подводные лодки топливом (до начала войны), дистиллированной водой, сжатым воздухом, а также пополняла расход электроэнергии. С началом советско-финляндской войны топливо стало поступать исключительно по железной дороге, в цистернах. Естественно, возникла потребность его перегрузки, что и делалось путем перекачки в бочки и их переноса личным составом на плавбазу. Затем для сокращения времени на перегрузку и сбережения рабочей силы прямо у полотна железной дороги установили емкость и провели шланги. В результате работа по приему топлива была механизирована. Продовольствие и обмундирование личный состав 3-й БПЛ также получал в достаточном количестве с плавбазы «Кронштадт».

Как уже говорилось выше, в Палдиски и в Кихельконне размещались также части 10-й авиабригады ВВС КБФ, образованной 2 5 октября 1939 г. приказом командующего КБФ. В 10-ю бригаду (командир - полковник Н. Т. Петрухин) первоначально входили 12-я (с начала декабря - 15-я), 43-я (она была переброшена в Лиепаю) и 44-я морские ближнеразведывательные авиаэскадрильи, каждая из которых была укомплектована 12 гидросамолетами «МБР-2». Бригада подчинялась напрямую командующему ВВС КБФ комбригу В. В. Ермаченкову но также находилась в оперативном подчинении командующего Береговой обороной Балтийского района. Предварительное приказание командующего КБФ на переброску авиабригады было дано еще 16 октября, а 22 октября поступило приказание на перебазирование наземного эшелона 44-й эскадрильи в Гапсаль (Рогукюля). К этому дню наземный эшелон был переброшен по ж/д и на автомашинах из Вейно в Усть-Лугу, где был загружен на транспорт «Луначарский». Все виды снабжения были приняты из расчета на 2 месяца. По ходу дела выяснилось, что эстонское командование отказало нам в базировании на Рогукюля и поэтому пришлось все выгруженное имущество везти из Рогукюля в Палдиски. Вместе с наземным эшелоном в Палдиски были направлены управление бригады и органы тыла 44-й АЭ. 28 октября «Луначарский» вошел в Палдиски и сразу же начал разгрузку имущества, которая была завершена к 31 октября. Одновременно специальная бригада строителей начала постройку спусков для гидросамолетов «МБР-2». Оборудование спусков, метеостанции и радиостанции было закончено к 11 ноября.  Что же касается места базирования 15-й АЭ - Кихельконны, то сюда наземный эшелон авиаэскадрильи прибыл еще раньше - 26 октября 1939 г.

Сам перелет эскадрилий 10-й авиабригады был организован довольно тщательно: эскадрильи были укомплектованы до полной штатной нормы лучшим летным составом. 12 ноября 1939 г. самолеты 44-й авиаэскадрильи (12 разведчиков «МБР-2») - из Вейно и 15-й авиаэскадрильи (12 «МБР-2») - из Хаболово совершили одновременный перелет в Палдиски. В этот же день 5 самолетов из состава 15-й АЭ перелетели в Кихельконну (Кильконд) на о-ве Сааремаа (Эзель). И хотя перелет был проведен более-менее организованно - без каких-либо аварий и катастроф, в первый же день нахождения в Палдиски эскадрильи постигло несчастье. В ночь с 12 на 13 ноября разыгрался сильнейший шторм, который сорвал с бочек почти все гидросамолеты и выбросил их на берег. К утру 13 ноября выявилась следующая безрадостная картина: из 19 самолетов полностью уцелели только 4, один самолет разбился о спуск и затонул, 4 находились на берегу в илистом грунте, 9 самолетов были на камнях, а один - взят катером на буксир. В итоге 2 самолета пришлось списать по непригодности, один требовал капремонта, 5 - среднего и 11 - текущего. К 15 января 1940 г. поврежденные самолеты были отремонтированы. Оставшиеся в Палдиски 7 самолетов 15-й АЭ были вскоре переброшены на морской аэродром Кихельконны.

Необычайно выгодное расположение 10-й авиабригады, по отношению к путям сообщения противника и к его важнейшим портам, подтолкнуло наркома ВМФ к мысли об усилении бригады бомбардировщиками, которые смогли бы нанести немалый ущерб судоходству и тылу противника, и истребителями. Для приема и базирования самолетов в 7 км от порта Палдиски в спешном порядке (за 14 суток) был построен сухопутный аэродром (с 14 декабря 1939 г. здесь была развернута 28-я авиабаза) размером 800x280 метров. 13 декабря заместитель командующего КБФ В. А. Алафузов согласовал с эстонским командованием вопрос о перелете советских боевых самолетов по маршруту Нарва-Раквере-Тапс-Яро-стила-Кохила-Палдиски. Первыми на новый, еще не законченный аэродром стали перелетать звеньями истребители «И-15» из 12-й ОИАЭ. 18 декабря прилетели первые 3 бомбардировщика «СБ» из состава 57-го СБАП и 3 истребителя «И-153» из б 1-й авиабригады. Наконец, на следующий день картина сильно изменилась: на сухопутный аэродром Палдиски приземлились сразу 14 бомбардировщиков «СБ», перелетевших с аэродрома Котлы. Теперь 10-я авиабригада из сугубо разведывательной превратилась в «смешанную», бомбардировочно-истребительно-разве-дывательную бригаду (она так и стала называться -10-я смешанная авиабригада). Дальше дела пошли веселее: регулярно на аэродром перелетали истребители «И-15», «И-16», «И-153», бомбардировщики «СБ» и «ДБ-3» и гидросамолеты «МБР-2» из состава Основной группы ВВС КБФ. Всего было переброшено летом в Палдиски в течение декабря 1939 г.-февраля 1940 г. 27 бомбардировщиков «СБ», 12 бомбардировщиков «ДБ-3», 15 истребителей «И-15», 6 истребителей «И-16», 1б истребителей «И-153» и 15 разведчиков «МБР-2». В результате такого усиленного пополнения 10-я авиабригада стала насчитывать до 75-80 боевых самолетов. В феврале-марте 1940 г. она уже делилась на 1-ю и 2-ю авиаэскадрильи бомбардировщиков «СБ», 3-ю авиаэскадрилью бомбардировщиков «ДБ-3», 1-ю и 2-ю авиаэскадрильи истребителей «И-15», «И-16» и «И-153», авиаэскадрилью самолетов-разведчиков «МБР-2».  Используя свои возросшие возможности, 10-я авиабригада стала наносить почти ежедневные бомбоудары по крупным финским торговым портам (Турку, Раума, Пори, Мантилуото и др.), причинив им серьезный урон.

Как уже говорилось, в Палдиски было организовано Управление командующего Береговой обороны Балтийского района (БОБР) под командованием С. И. Кабанова (с 5 февраля 1940 г. - Управление коменданта БО Балтийской военно-морской базы). В БОБР КБФ входили следующие части: 11-я, 12-я, 21-я, 22-я, 26-я и 27-я артиллерийские береговые батареи (соответственно, бывшие 12-я, 11-я, 23-я, 22-я, 21-я и 24-я батареи КБФ), 12-я железнодорожная батарея, 83-й и 202-й отдельные зенитные артдивизионы. Первой в Палдиски по железной дороге пришла 3 декабря 1939 г. 180-мм ж/д батарея № 12, а следом за ней, с 14 по 15 декабря, - 152-мм батареи №№ 11 и 12 (прибыли на транспорте «Волголес») и 130-мм батареи №№ 21, 22, 23 и 24. Сразу же после разгрузки батареи устанавливались и опробовались стрельбой. Их размещение диктовалось требованиями командования ВМФ: на острове М. Рооге были установлены 11-я и 21-я артиллерийские батареи, на мысе Серошс - 12-я, на п-ове Симпернес - 26-я и на мысе Михайловский - 27-я батарея. Зенитные части (83-й и 202-й артдивизионы) прибыли в Палдиски чуть позже - 19 и 25 декабря 1939 г. 83-й отдельный зенитный артдивизион был сосредоточен следующим образом: 1-я и 3-я батареи располагались в р-не деревни Пакри, а 2-я - на о-ве М. Рооге. 202-й артдивизион оказался разделенным сразу на три части. 1 -я батарея была поставлена у деревни Л аокюля, 2-я - переброшена в Ки-хельконну (Кильконд) для прикрытия 15-й АЭ (стала называться отдельной зенитной батареей в Килькон-де), а 3-я батарея установлена на южной оконечности острова М. Рооге (затем переименована в отдельную зенитную батарею на Рооге). Кроме того, для нужд ПВО, в Палдиски были переброшены прожекторная рота (2 станции) и пулеметная рота. Несмотря на принятые меры, противовоздушная оборона как самого порта, так и сухопутного аэродрома продолжала оставаться слабой.

С целью надежной организации обороны базы Палдиски с моря 25 января 1940 г. приказом командующего КБФ была образована Охрана водного района Балтийского района (Палдиски и Таллин). Командир ОВР Балтийского р-на был подчинен непосредственно Военному совету флота. Управление ОВР было размещено в Палдиски. В состав ОВР были включены: Дивизион сторожевых кораблей (6 сторожевых кораблей), 1-й дивизион базовых тральщиков (7 тральщиков), 2-й дивизион базовых тральщиков (3 тральщика), 1-й дивизион сторожевых катеров (9 катеров) и 2 буксира. Кроме того, командиру ОВР были подчинены в оперативном отношении 2 отряда торпедных катеров (по одному отряду в Палдиски и Таллине), дивизион подлодок типа «М» и одна авиаэскадрилья ВВС КБФ (12 «МБР-2»).

Военно-морская база Палдиски, несмотря на свое выгодное стратегическое положение, имела целый ряд существенных недостатков. Например, она, в отличие от Таллина, не была защищена на подступах с моря системой островных укреплений. База имела всего один выход и малую гавань с незначительной длиной причальных линий, совсем не имела складских помещений и цистерн для хранения жидкого топлива. Ощущалась острая нужда в строительных материалах, а также в дровах для отопления жилых помещений. Очень крупным недостатком ВМБ Палдиски было полное отсутствие судоремонтных мастерских, доков и других промышленных предприятий, на которых можно было бы производить ремонт кораблей и матчасти береговых частей. В этих условиях наличие в Палдиски ПБ «Кронштадт» имело исключительно важное для нас значение. Кроме того, в порту не было никаких средств связи, а также средств выгрузки и погрузки. Большим минусом было то, что базовый дозор кораблями во время военных действий со стороны моря отсутствовал. Наблюдение за морем вели только посты береговых артиллерийских батарей и пост ВНОС на аэродроме 10-й авиабригады.

Большие сложности возникли при размещении частей 10-й АБ, особенно уже в ходе войны. Само место для сухопутного аэродрома было выбрано неудачно - буквально у самой береговой черты. Вообще, скопление значительного количества самолетов (70-80) на одном аэродроме создавало большую опасность в случае внезапного налета ВВС противника. А если учесть то обстоятельство, что никаких запасных аэродромов в этом р-не вообще не имелось, ПВО р-на была откровенно слабой, а посты ВНОС располагались только у берега, положение 10-й авиабригады было более чем рискованным. К тому же и радиосвязь страдала существенными недостатками. Для надежной связи с командованием, тылом и эскадрильями, разбросанными на большом пространстве, требовалось иметь радиостанцию большей мощности, чем имевшаяся в наличии «11-АК».532 В общем, только удивительная пассивность финских ВВС, объясняемая, впрочем, их слабостью, позволяла 10-й бригаде спокойно, без всяких помех заниматься своей боевой деятельностью.

Средние подводные лодки, Латвия

Тип «Ronis»

2 единицы

«Ronis» (1.07.1926), «Spidola» (6.10.1926)

395/514 т; 55x4,8 x 3,8 м; погружение на 50 м; дизели «Sulzer» 2 х 650 л.с./э.д. 2 х х 350 л.с; 14/9,2 узла; 2000 миль (на 10 узлах)/85 миль (на 5 узлах); 6–450-мм ТА (2 нос; 4...

Тральщики, США

Типы «Raven» и «Auk»

70 единиц

Тип «Raven» (спущены на воду в 1940 г.): АМ-55 «Raven» (NNY) и АМ-56 «Osprey» (NNY, погиб 5.6.1944)

Тип «Auk» (спущены на воду в 1941–1945 гг.): АМ-57 «Auk» (NNY), AM-58 «Broadbill» (DS), AM-59 «Chickadee» (DS),...

Крейсера, Германия

Тяжелые крейсера

Тип «Admiral Hipper»

3+2 единицы

«Admiral Hipper» DW 6.7.1935 6.2.1937 29.4.1939 Погиб 3.5.1945
«Blucher» BuV 15.8.1936 8.6.1937 20.9.1939 Погиб 9.4.1940
«Prinz Eugen» DW 23.4.1936 22.8.1938 1.8.1940 Передан США в 1945

Охотники за подводными лодками, Греция

Тип «PC»
(американский)

«Vasilefs Georgios» (бывш. USS PC-622) — подарен США 06.43.

1280 т, 20 уз., 1x76, 1x40, 5x20.

 


Минные заградители, США

Тип «Oglala»

1 единица

СМ-4 «Oglala» (Crp, 1907 — искл. в 1946)

Стандартное — 3746 т; 117,7x15,9x4,8 м; 2 ПМУ, 8 ПК, 7000 л.с. 14 уз., 400 т угля и 160 т нефти. Эк. 314 чел. 5x1–76-мм/50, 4x1–12,7-мм пул, мины.

Бывший пассажирский лайнер...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!