Общие выводы

Подводя итоги рассмотрению процесса перебазирования КБФ в 1939-40 гг. в новые военно-морские базы в Прибалтике (Эстонии и Латвии), необходимо сделать кое-какие пояснения. Военно-морские и военно-воздушные базы, арендованные СССР, были расположены на территории иностранных государств, которые взяли на себя определенные обязательства по их охране. Однако полностью доверять военному командованию этих стран, по понятным причинам, тоже было нельзя. Поэтому все корабли и части флота были вынуждены постоянно находиться в состоянии повышенной боевой готовности, чтобы обезопасить себя на случай внезапного нападения с моря или с воздуха. В результате подходы к портам, сами порты, места якорных стоянок кораблей, аэродромы и пункты расположения береговых частей приходилось охранять специально выделенными кораблями и частями, находящимися в высокой степени боеготовности. Это положение объяснялось еще и тем, что базы Таллин и Палдиски находились в полосе возможных ударов со стороны военно-морских и военно-воздушных сил Финляндии (таковые не состоялись, но возможность их проведения была очень велика), что должно было накладывать особую ответственность на командиров соединений и частей КБФ (правда, это не всегда наблюдалось) за состояние обороны баз. Надо учитывать также и то, что коммуникации, связывавшие прибалтийские базы с Главной базой флота, могли подвергнуться нападениям со стороны надводных кораблей, подводных лодок и самолетов противника на всем их протяжении. Чтобы предотвратить возможность подобных случаев, приходилось организовывать конвои и проводить боевое патрулирование в море.

Снабжение в базах зачастую находилось не на должном уровне. В портах Таллина, Палдиски и Лиепаи не имелось соответствующе оборудованных систем для хранения и быстрой подачи на корабли с берега топлива, воды и электроэнергии. Корабли не имели также на берегу складов и кладовых для хранения предметов довольствия, ненужных им при выходах в море (Палдиски). Все, в чем нуждались корабли и части (боезапас, топливо, смазочные масла, котельная и питьевая вода, запасные части механизмов и вооружения и пр.), они должны были либо иметь при себе (на плавбазах) либо получать из далекого тыла по водным и железнодорожным линиям. А если учесть, что железные дороги с октября 1939 г. были загружены, в основном, воинскими перевозками и поступление грузов для флота шло чрезвычайно медленными темпами, то приходилось надеяться исключительно на свои запасы. Иногда в базах случались перебои со снабжением топливом (Лиепая) или отдельными видами продовольствия. Бытовое обслуживание личного состава кораблей и подлодок в самые первые месяцы после перебазирования также находилось в неблагоприятных условиях, так как военные и гражданские власти прибалтийских государств всячески затягивали оформление арендных договоров на необходимые помещения.

Крупным недостатком при организации устройства частей КБФ в новых базах была плохая связь с Главной базой флота. Отсутствие мощных радиотелеграфных станций очень затрудняло связь командиров соединений при управлении боевыми действиями подчиненных им кораблей. К примеру, заместитель командующего КБФ В. А. Алафузов, как бы имея свой собственный штаб, фактически руководил действиями подлодок через штаб КБФ в Кронштадте, где имелась мощная РТС (к тому же он не располагал кодами для переговоров с ПЛ). Это обстоятельство, а также отсутствие прямой телефонной и телеграфной связи между командирами баз и соединений и командованием КБФ вносило трудности в управление оперативной и повседневной деятельностью перебазированных соединений и частей флота. Чтобы не нарушать секретность связи, пришлось пойти на введение шифрообмена по таким незначительным вопросам, которые при наличии телефонной и телеграфной связи могли бы разрешаться открыто.

В общем, Краснознаменный Балтийский флот встретился с большими сложностями при проведении перебазирования в новые западные базы. Тем не менее, уже к весне 1940 г. КБФ в достаточной степени освоился с новыми местами базирования. Снабжение кораблей и частей, вначале поступавшее с перебоями, к концу советско-финляндской войны стало более или менее удовлетворительным.

Несмотря на все указанные сложности, получение военно-морских баз в странах Прибалтики сразу же дало возможность Краснознаменному Балтийскому флоту выйти на качественно новый уровень, позволяющий использовать свои силы на всем пространстве Балтики. Об этом довольно убедительно сказал сам командующий КБФ В. Ф. Трибуц уже после окончания боевых действий с Финляндией: «..Нетрудно понять, что с выходом Балтфлота в новые морские базы в соответствии с пактом взаимопомощи с Эстонией и Латвией стратегическое положение нашей страны на Западе сильно изменилось в нашу пользу. Балтийский флот встал перед новыми колоссальными возможностями. Мы обязаны стать настоящими хозяевами Балтийского моря, накрепко оградить спокойное коммунистическое строительство в нашей стране и поэтому мы были обязаны ликвидировать белофинский плацдарм войны против нашей великой морской Советской державы.

Учебно-артиллерийские корабли, Германия

Тип «Schlesien»

2 единицы

«Schlesien» Sd 19.11.1904 28.5.1906 5.5.1908 Погиб 4.5.1945
«Schleswig-Holstein» G 18.8.1905 7.12.1906 6.7.1908 Погиб 18.12.1944

13 190/14 465 т; 125,9/127,7x22,2x8,2 м; 3 ПМ, 12 ПК, 16 000 л.с.; 17 уз.; 1130 т нефти...

Малые подводные лодки, Великобритания

Тип «V»

22 единицы

«Vampire» (ВикАрм, 20.7.1943 — искл. в 1950), «Veldt» (ВикАрм, 19.7.1943 — в 1943 передана Греции), «Venturer» (ВикАрм, 4.5.1943 — в 1946 передана Норвегии), «Vigorous» (ВикАрм, 15.10.1943 — искл. в 1949), «Viking» (ВикАрм,...

Большие подводные лодки, Великобритания

Тип «А»

2 + 14 единиц

«Amphion» (ВикАрм, 31.8.1944 — искл. в 1970) и «Astute» (ВикАрм, 1.1.1945 — искл. в 1970)

Надводное — 1120/1385 т, подводное — 1620 т; 85,1x6,8x5,2 м; 2 диз./2 ЭД, 4300/1250 п.с., 18,5/8 узл., 165 (наибольшее до 219) т...

Отрядное учение 1938г.

В период с 27 по 30 сентября .1938 г. Краснознаменным Балтийским флотом было проведено большое отрядное учение (БОУ) № 4 на тему «Расширение плацдарма действий КБФ и недопущение прохода в восточную часть Финского залива эскадры линейных кораблей...

Авиатранспорты, Япония

«Akitsushima»

1 единица

«Akitsushima» KDY 29.10.1940 25.7.19414.1942 Погиб 24.9.1944

4650/4900 (норм.) т; 109/113 (ел)/118x15,8x5,4 м; 2 диз., 8000 л.с., 19 уз. 2 х 2–127-мм/40, 2x2–25-мм, 1 гидросамолет.

Построен по 4-й программе замещения...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!