Флот Финляндии с 1926 по 1939гг.

В 1926 г. парламентский комитет по обороне подкорректировал программу военного судостроения в сторону увеличения, доведя ее до 3 броненосцев БО,
8-9 подводных лодок и 4 торпедных катеров. Весной 1926г. для проработки вопросов строительства ББО была образована «комиссия по ББО», которую возглавил капитан 3 ранга Э. Шванк. В комиссию, в качестве советников, вошли немецкие специалисты - капитан 3 ранга К. Бартенбах и инженер-кораблестроитель Вольтинг. В комиссии были рассмотрены 2 варианта ББО: первый - водоизмещением в 3 000 тонн и с основным вооружением в два 210-мм орудия, а второй - водоизмещением в 3 500 тонн и с тремя 210-мм орудиями.

Несмотря на то, что парламентский комитет по обороне придерживался главного калибра 210-мм, министерство обороны Финляндии упорно отстаивало орудия большего калибра. В итоге было определено, что орудий ГК будет 4 - в двух башнях, но относительно калибра определенности еще не было: либо 240, либо же 260 мм. В случае же, если орудий главного калибра будет запланировано всего 3, их калибр мог увеличиться до 280 мм.

Когда в Финляндии в 1927 г. вновь состоялись парламентские выборы, вопрос о кораблестроительной программе был поднят вновь. На сей раз момент был выбран удачно и 30 сентября 1927 г. сеймом наконец-то был принят «морской закон», предусматривавший строительство новых боевых кораблей для ВМФ Финляндии. За программу военного кораблестроения проголосовало 107 парламентариев, против - 78, при 15 отсутствовавших. Окончательно судостроительная программа была оформлена 22 декабря 1927 г. в виде «Закона об основах флота береговой обороны». Согласно закону были намечены к постройке 2 броненосца береговой обороны водоизмещением по 3800 т каждый, стоимостью по 100 млн. марок (общая стоимость 200 млн. марок), 3 большие подлодки по 400 т, по 30 млн. марок каждая (общая стоимость 90 млн. марок), 1 малая подлодка водоизмещением в 100 т, стоимостью 8 млн. марок и 4 торпедных катера по 15 т, в 2,5 млн. марок каждый (общая стоимость 10 млн. марок) и 1 учебный корабль в 1200 тонн водоизмещения, стоимостью 15 млн. марок На телефонную связь, службу наблюдения флота, производство снарядов, мин, торпед, ПУАО и пр. следовало затратить 52 млн. марок. Общая стоимость программы военно-морского кораблестроения составила около 375 млн. финских марок.

К моменту принятия «морского закона» неопределенность в артиллерийском вооружении броненосцев береговой обороны все еще оставалась. Чтобы предусмотреть оба варианта вооружения ББО, было решено проработать сразу два проекта - один под 2бО-мм, а другой - под 240-мм орудия ГК. По проекту I, броненосец должен был нести четыре 2бО-мм орудия ГК, 8 120-мм тяжелых и восемь 20-мм легких зенитных орудия. Броневая защита корабля распределялась таким образом: пояс - от 75 до 125 мм, орудийные башни ГК - 100 мм, верхняя палуба - 15-20 мм и нижняя палуба - 8-10 мм. Общая стоимость постройки ББО проекта I составляла 117 725 000 финских марок.

По проекту II вооружение броненосца должно было составить четыре 240-мм орудия ГК, восемь 120-мм тяжелых и восемь 20-мм легких зенитных орудий. Корабль имел следующее бронирование: пояс - 100-130 мм, башни ГК - 120 мм, верхняя палуба - 17-22 мм, нижняя палуба - 8-10 мм. Стоимость проекта оценивалась в 113 085 000 финских марок.

Окончательный выбор главного калибра для броненосцев БО был сделан 23 января 1928 г. Генеральным штабом Финляндии, который остановился на 254-мм шведской системе «Bofors». Предпринято это было, в первую очередь, для того, чтобы избежать разнотипности в артиллерийском вооружении Военно-морского флота и Береговой обороны Финляндии. В данной обстановке это было наиболее простое и приемлемое решение, ибо могло пройти еще немало времени на решение этого вопроса.

6 февраля 1928 г. в технический проект ББО были внесены изменения по носовой части корпуса. К этому моменту были окончательно определены основные параметры броненосцев: водоизмещение - 3 900 т, длина - 93 м, толщина броневого пояса - 55 мм, артиллерия главного калибра - 254-мм орудия и пр. 15 мая 1928 г. был утвержден «генеральный чертеж» броненосца береговой обороны, после чего было приступлено к изготовлению дубликатов чертежей. К концу 1928 г. министерство обороны Финляндии приняло решение о постройке обоих ББО на отечественном предприятии. Судостроительный завод «Crichton-Vulcan» в Турку обязался построить броненосцы по средней цене в 113 495 000 финских марок, что было, правда, несколько дороже их строительства за границей (109 207 000 финских марок).

Строительство финских броненосцев должно было осуществляться с широкой межгосударственной кооперацией. Например, изготовление орудий главного (254 мм) и среднего (105 мм) калибра, а также брони было поручено известной шведской фирме «Bofors», легкой зенитной артиллерии (40 мм) - английской фирме «Vickers-Armstrong», приборов управления артиллерийским огнем - нидерландской фирме «Hazemeyer», дизельной ЭУ - германской фирме «Fried. Krupp» (завод «Germany» в Киле), дизель-генераторы и гребные электромоторы - швейцарской фирме «Brown Boveri & С», бронзовые винты для ББО «Vainamoinen» - немецкой фирме «Fr. Christiansen» в Гамбурге и стальные винты для ББО «Ilmarinen» - Таллинскому заводу в Эстонии.

Головной броненосец береговой обороны «Vainamoinen» (судостроительный номер C-V 705) был заложен на заводе «Crichton-Vulcan» в Турку 15 октября 1929 г. Строительство корабля велось поистине рекордными темпами: уже через 14 месяцев, 28 декабря 1930 г., ББО «Vainamoinen» был спущен на воду. Дальнейшие этапы постройки броненосца можно проследить следующим образом. Установка механизмов была произведена к 16 мая 1931 г., установка орудий - к 25 февраля 1932 г., первые ходовые испытания - 30 июля 1932 г., государственные испытания -12 сентября 1932 г., сдача Военно-морскому флоту -31 декабря 1932 г.

Броненосец «Ilmarinen» (судостроительный номер C-V 706) также строился весьма интенсивно. 9 июля 1931 г. он был спущен на воду, 25 сентября на него были установлены механизмы, 1 февраля 1933 г. -установлены орудия, 28 июня - проведены ходовые испытания, 13 августа - государственные испытания и 3 сентября - принятие в состав ВМФ.26 Таким образом, между сдачей ВМФ обоих броненосцев прошло всего 8 месяцев, что следует признать хорошим результатом работы финских судостроителей.

Общая стоимость постройки броненосца береговой обороны, по более поздней оценке (в ценах 1947 г.), составляла 209 692 000 финских марок. Из них строительство корпуса и конструкций оценивалось в 55 400 000 марок, изготовление механизмов, дизель-моторов и генераторов и гребных электродвигателей - в 66 842 000 марок, изготовление вооружения и брони - 64 450 000 марок (в том числе на артиллерию ГК - 50 000 000 марок, зенитную - 8 000 000 марок, бронирование - 6 450 000 марок), изготовление систем управления артиллерийским огнем - 13 000 000 марок, прочие расходы - 10 000 000 марок.

В результате целенаправленной политики правительства в период 1927-33 гг. были построены самые крупные боевые корабли ВМФ Финляндии - броненосцы береговой обороны «Vainamoinen» и «Ilmarinen», три большие («Vetehinen», «Vesihiisi», «Iku-Turso») и одна малая («Saukko») подводные лодки, а также три торпедных катера.  Корабли строились на финляндских верфях - в Турку (завод Крейтона «Вулкан») и в Хельсинки (Сандвикский завод), хотя вооружение и часть оборудования для них поставлялись иностранными фирмами. Как и броненосцы БО, финские подводные лодки также строились с широкой межгосударственной кооперацией: для трех больших лодок типа «Vetehinen», построенных на судостроительном заводе «Вулкан» в Турку, дизели были изготовлены шведской фирмой «Atlas», электромоторы -в Швейцарии, торпедные аппараты - в Нидерландах, а минное вооружение - в Германии. Для ПЛ «Saukko», изготовленной на Сандвикском заводе, дизельная установка была сделана немецкой фирмой «BMV». Что касается торпедных катеров, то финнами было построено в 1926 и 1929 гг. на верфях в Порво и Турку, по английской лицензии, три катера - «Isku», «Vinha» и «Raju», а два катера («Syoksy» и «Nuoli») были построены в 1928 г. в Великобритании известной судостроительной фирмой «Vosper Tornicroft». К тому же в составе финского ВМФ к этому моменту уже имелись два старых торпедных катера - «Sisu» и «Hurja» (бывшие «MAS 220» и «MAS 221», спущенные на воду в 1917 г.), которые были куплены в Италии в 1920 г. В Германии был закуплен учебный корабль «Oldenburg» (он был переименован в «Suomen Joutsen»), который, после модернизации, осенью 1931 г. участвовал в заграничном походе.30 Помимо активного строительства новых кораблей, проводилась также и достройка бывших русских кораблей, оставшихся недостроенными к 1918 г. В 1928 г. в состав финского флота были, наконец, введены канонерские лодки «Uusimaa» и «Hameenmaa», которые строились для Балтийского флота как сторожевые корабли «Гагара» и «Лебедь».

В результате выполнения первой программы кораблестроения и капитального ремонта старых кораблей, Флот побережья (Rannikkolaivasto) к 1933 г. уже состоял из флотилии броненосцев береговой обороны, флотилии подводных лодок, флотилии минных и сторожевых судов, куда входили: 2 броненосца береговой обороны, 6 канонерских лодок, 4 подводные лодки, 7 торпедных катеров, 2 тральщика, 2 минных заградителя и несколько десятков моторных катеров (без учета Ладожской флотилии и морского «щюцкора»).

Пополняя свой флот новыми кораблями, командование финским флотом постепенно избавлялось от морально устаревших судов, оставшихся с Гражданской войны. В 1929 г. из состава ВМФ была исключена бывшая русская подводная лодка «АГ-16», поднятая еще в 1924 г. со дна бухты в Ханко. Финские моряки давно собирались восстановить ее, но эта затея оказалась бесперспективной: выяснилось, что выгодней построить новую лодку, чем ремонтировать старую. В этом же году были списаны старые миноносцы «S-1» и «S-5» (миноносец «S-2» затонул еще в 1925 г. во время шторма в Ботническом заливе), отслужившие к тому времени по 28 лет.33 В 1939-40 гг. были выведены в резерв две канонерские лодки («Klaas Horn» и «Matti Kurkki»), являвшиеся самыми старыми боевыми кораблями финского ВМФ.

Впрочем, финское военно-морское командование не думало останавливаться на достигнутом и собиралось начать строительство эскадренных миноносцев небольшого водоизмещения и других кораблей, но чрезмерные финансовые затраты на оборону (по масштабам Финляндии, конечно) не соответствовали экономической ситуации в стране, которая была далеко не блестящей. Поэтому на дополнительное строительство военных кораблей в 1933-1938 гг. были выделены очень ограниченные средства. В итоге, по сравнению с предыдущим пятилетним сроком, финский флот получил не столь значительное пополнение: 1 среднюю подводную лодку («Vesikko») - в 1934 г., 6 катерных тральщиков - «Ahven», «Kiiski», «Muikku», «Sarki», «Kuore» и «Lahna» (в 1937 г.) и серию катеров морской охраны.34 В 1939 г. в Турку были заложены 2 минных заградителя («Ruotsinsalmi» и «Riilahti») и начато строительство новой серии торпедных катеров (4 единицы).35

В ноябре 1938 г. Совет обороны Финляндии рассмотрел новую программу строительства Военно-морских сил, рассчитанную на 8 лет и предусматривавшую постройку 1 корабля береговой обороны, 4 эсминцев и 24 торпедных катеров. Впрочем, был разработан и альтернативный пятилетний план. Однако, запоздалое решение Совета обороны по данному вопросу не позволило решить этот вопрос в положительном плане в мае 1939 г. Таким образом, темпы строительства новых кораблей заметно снизились, что помешало кардинально обновить материальную часть флота: корабли старой постройки (канонерские лодки, минные заградители и тральщики) все еще преобладали в Военно-морском флоте Финляндии.

К началу «зимней» войны 1939-40 гг. структура ВМС (Merivoimien) Финляндии выглядела следующим образом. Военно-морские силы (командующий - генерал-майор В. Валве, начальник штаба - капитан 2 ранга А. Хакола) состояли из Береговой обороны (возглавлялась командующим ВМС), военно-морского флота, флота «шюцкора» и морской авиации (она подчинялась в оперативном отношении командующему ВВС генерал-майору Й. Лундквисту). В мирное время командующему ВМС подчинялись только береговая оборона и военно-морской флот, а в военное время - еще и флот «шюцкора» (в мирное время он находился под командованием начальника «шюцкора» (Suojeluskunta) генерал-лейтенанта К. Л. Малмбер-га). Кроме того, командующему военно-морским силами В. Валве подчинялись главная база флота и военно-морское училище.

Оперативное руководство действиями морских сил занимался штаб Военно-морских сил (Merivoimien Esikunta), состоявший из оперативного отдела (начальник - майор Н. Хейро, с 18 декабря 1939 г. -майор В. Валтонен), организационного и боевой подготовки отдела (начальник - капитан 2 ранга X. Седерхольм), отдела вооружения (начальник -подполковник А. Энкайнен), отдела судостроения (начальник - инженер-капитан 1 ранга Й. Ревель) и отдела снабжения (начальник - майор Л. Хеллман). Штабу ВМС подчинялся и командующий морской пехотой майор Р. Тренинг.

Военно-морской флот, в свою очередь, состоял из следующих соединений: Флота побережья (Rannik-kolaivasto), Морских сил юго-западной Финляндии (Lounais-Suomen Meripuolustus), Морских сил Ботнического залива (Pohjanlahden Meripuolustus), Морских сил Аландских островов (Ahvenanmaan Puolustus), Ладожской флотилии (Laatokan Meripuolustus), флота Главной базы и кораблей фарватерной службы. Всего в Военно-морском флоте страны служило 3 936 человек кадрового состава (из них 261 офицер), а также имелось еще и 3 333 резервиста.

Наиболее важной составной частью ВМФ Финляндии был Флот побережья (командующий - капитан 1 ранга Э. Рахола), базировавшийся на основные базы - Хельсинки и Турку. Флот побережья включал в себя основные соединения боевых кораблей финского флота: флотилию броненосцев береговой обороны, флотилию сторожевых кораблей, флотилию тральщиков, флотилию минных заградителей, флотилию торпедных катеров и флотилию подводных лодок. Следующим крупным соединением флота были Морские силы юго-западной Финляндии, состоявшие из флотилии эскортных судов, флотилии ледоколов и флотилии катеров-охотников за подлодками.  Остальные соединения финского флота в Балтийском море представляли собой небольшие отряды пограничных и сторожевых катеров.

Флот побережья (Rannikkolaivasto), базировавшийся на порты Финского залива, являлся основой Военно-морского флота страны и располагал самыми ценными боевыми кораблями. Флотилия броненосцев (Panssarilaivue) включала в себя крупнейшие и сильнейшие корабли финского ВМФ - броненосцы береговой обороны «Ilmarinen» и «Vainamoinen». Во флотилию сторожевых кораблей (Varmistuslaivue) входили канонерские лодки (или сторожевые корабли) «Hameenmaa», «Uusimaa», «Turunmaa» и «Karjala» и 7 сторожевых катеров типа «VMV» (№ 1,6, 8,9, 10, 12, 17), во флотилию тральщиков (Raivaajalaivue) - тральщики «Rautu», «Vilppula», вспомогательные суда «Primus» и «Porin Karhu», а также 8 катерных тральщиков типа «А», а во флотилию минных заградителей (Miinalaivue) - суда «Baltic», «Suomi», «Frej» и «Poseidon». Все подводные лодки были стянуты во флотилию подлодок (Sukellusvenelaivue): «Vetehinen», «Vesihiisi», «Iku-Turso», «Vesikko» и «Saukko», а также плавбаза «Sisu». Большая часть торпедных катеров («Nuoli», «Syoksy», «Raju», «Vinha» и «Isku»), ледокол «Sisu» и 1 сторожевой катер типа «VMV» (№ 11) составили флотилию торпедных катеров (Moottoritorpedovenelaivue). Помимо этих соединений, флот побережья располагал учебно-артиллерийскими кораблями «Suomen Joutsen» и «Katajaluoto».

Довольно значительные эскортные силы финского флота были сосредоточены в Морских силах юго-западной Финляндии (командующий - капитан 1 ранга С. Сундман, начальник штаба - подполковник А. Лехонкоски), базировавшихся в Або-Аландском шхерном районе. Флотилия ледоколов (Jaansar-kijalaivue) имела на вооружении 4 ледокола - «Jaakar-hu», «Tarmo», «Voima» и «Sampo». В состав флотилии эскортных судов (Saattolaivue) входили 4 сторожевых судна - «Aura I», «Aura II», «Uisko» и «Tursas» и 2 ледокола - «Murtaja» и «Apu». Флотилия катеров-охотников за подлодками (Sukellusvenehavittajalaivue) насчитывала б катеров типа «VMV» (№ 2, 5,13, 14,15,1б).

В целом финский флот побережья, базировавшийся на порты Балтийского моря, насчитывал 2 броненосца береговой обороны, 5 подводных лодок, 4 канонерские лодки, 7 торпедных катеров, 1 минный заградитель, 5 катерных минных заградителей, 2 тральщика, 17 катерных тральщиков, 14 сторожевых катеров погранохраны, 1 учебный корабль и 8 ледоколов.  Помимо этих сил, на Ладожском озере у финнов имелась военная флотилия, располагавшая небольшими силами - 1 канонерской лодкой («Aunus»), 2 ледоколами («Aallokas» и «Kiviniemi»), 10 вооруженными пароходами («Jurje», «Vakava», «Viipuri», «Tampere», «Voima», «Otava», «Alho», «Sunkela», «Venus» и «Siro»), 1 минным заградителем («М-2»), 1 тральщиком («Klerker»), 5 буксирами, 11 моторными катерами и другими судами.  Общее количество кораблей и судов в ВМФ Финляндии достигало 190 единиц.  Боевые запасы флота составляли 3 500 морских мин, 1 000 глубинных бомб и 75 торпед.

Особым соединением флота являлись морские силы «шюцкора» - финской военизированной добровольческой организации, игравшей роль ополчения в военное время и насчитывавшей в своих рядах около 100 тыс. человек. «Шюцкор» имел свои собственные морские силы - флотилии вооруженных катеров, подчинявшиеся непосредственно начальнику организации генерал-лейтенанту К. Л. Малмбергу. Морской «шюцкор» располагал на берегу своими базами, где находились штабы флотилий катеров, а также происходило обучение шюцкористов и производился ремонт катеров. Членами «шюцкора» также укомплектовывалась и обслуживалась сильно разветвленная сеть постов службы наблюдения и связи, а также береговые батареи противокатерной и противодесантной обороны, посты воздушного наблюдения, оповещения и связи и зенитные батареи мелкокалиберной артиллерии.

Силы морского «шюцкора» подразделялись на флотилии, организованные в каждом укрепрайоне (lohko) Береговой обороны. В каждой флотилии, как правило, насчитывалось по 4 дивизиона катеров (дивизион сторожевых катеров, дивизион минно-заградительных катеров, дивизион противодесантных катеров и дивизион катеров связи). Всего в шюцкоровском флоте насчитывалось 17 дивизионов катеров. Число катеров в дивизионе зависело от характера службы и района его расположения и могло составлять от 8 до 30 единиц. В общей сложности морские силы «шюцкора» располагали 363 моторными катерами, из которых было 50 крупных - типа «SP», с 45-76-мм орудиями.   Основными задачами для флотилий «шюцкора» были определены: 1) несение сторожевой службы в мирное и военное время; 2) доставка снабжения и связь с постами службы связи и с другими пунктами; 3) наблюдение за фарватерами и помощь тральщикам; 4) наблюдение за неприятельскими подлодками и борьба с ними; щюцкоровские катера были также хорошо приспособлены и для наступательных действий, например для скрытных постановок минных заграждений на коммуникациях противника.

Десантные катера, Великобритания

Тип LCA

2030 единиц
11–13,5т, десант: до 35 чел.

Построены в 1940–1944гг. На базе LCA строились катера для постановки дымовых завес LCS(M) с 102-мм мортирой.

Типы LCP(2) и LCP(S)

~ 420 единиц
3,7–5,5 т, десант: до 30 чел.

Построены в 1941–1943...

Эскортные миноносцы, Норвегия

Тип «Hunt II»

1 единица в NM

Эскортные миноносцы получены от RN.

«Arendal» (1941)- бывш. HMS «Badsworth» — получен от RN 11.44.

1217 т, 26 уз., 6x102, 2x40, 4x20.

Тип «Hunt III»

2 единицы в NM

Эскортные миноносцы получены от RN.

«Eskdale»...

Специальные штурмсредства, Италия

Эксперименты со взрывающимися катерами впервые были проведены в Италии в 1936 г. Опытные катера типа МАТ (0,9 т, 4,7 х 1,9 м, 1 бенз., 90 л.с., 32 узл., 330-кг боевой заряд) управлялись единственным членом экипажа, который, направив катер в...

Подводная мозаика (прод)

«Мечты, мечты, где Ваша сладость...!»

Командиры японских эскортных кораблей считали, что потопить субмарину довольно просто, а особенно американскую. Поэтому при боевых столкновениях особенно не стесняли себя в определении результата. В итоге к...

Плавбазы гидроавиации, США

Типы «Tangier»

7 единиц

Тип «Tangier»: M-8 «Tangier» (MOD, 13.3.1939/15.9.1939/7.1940 — искл. в 1961) и AV-9 «Pocomoke» (IS, 14.8.1938/8.6.1940/7.1941 — искл. в 1961).

Тип «Chandeleur»: AV-10 «Chandeleur» (WPS, 29.5.1941/29.11.1941/ 11.1942 —...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!