Боевая деятельность финского флота в ходе войны, ПВО Финляндии

Впрочем, опасения советского военно-морского командования относительно возможных действий финских ВМС не оправдались. На протяжении всей войны финский Флот побережья (Rannikkolaivasto) вел себя достаточно пассивно. Броненосцы береговой обороны («Ilmarinen» и «Vainamoinen») в начале войны находились в р-не Ханко, а затем перебазировались в Аландское море, курсируя между Турку и Аландскими о-вами. Делалось это для того, чтобы организовать защиту Аландов от возможной высадки на них советского десанта. К концу января 1940 г. Аландское море уже покрылось льдом, и вероятность осуществления десантной операции КБФ исчезла. В связи с этим 20 января броненосцы береговой обороны перешли в район Турку, где значительно дополнили систему противовоздушной обороны этого порта. За время боевых действий финские броненосцы береговой обороны неоднократно подвергались бомбардировкам советской авиации, однако никаких повреждений они не получили. От близких разрывов бомб в результате бомбардировки 25 декабря 1939 г. на ББО «Ilmarinen» был убит 1 и ранено 7 человек.  Частая смена мест стоянок броненосцев предпринималась также и с тем, чтобы не подставляться лишний раз под удары авиации Балтфлота.

Канонерские лодки («Hameenmaa», «Uusimaa», «Turunmaa», «Karjala») в период боевых действий регулярно занимались охраной побережья, а также участвовали в конвоировании торговых судов, шедших с военными и гуманитарными грузами из Швеции в Финляндию через Аландское море. В частности, канонерки «Turunmaa» и «Karjala» в начале войны патрулировали район Хаапасаари-Койвисто. Одновременно «Karjala» выполнял функции плавбазы для торпедных катеров, a «Turunmaa» занимался сопровождением минных заградителей. В начале января 1940 г. «Karjala» и «Turunmaa» были направлены в Аландское море для несения там противолодочного патруля, но уже к концу месяца большая часть моря оказалась покрытой льдом. Поэтому обе канонерские лодки были отправлены в Мариенхамн, где и находились до конца войны. Канонерские лодки «Uusimaa» и «Hameenmaa» несли дозорную службу в Северной Балтике и Аландском море. С января 1940 г. они были привлечены к конвоированию судов в Ботническом заливе. После проводки двух конвоев канонерки возвратились в Турку ввиду невозможности дальнейшего плавания в тяжелых ледовых условиях (на КЛ «Hameenmaa», например, был поврежден винт). Что касается сторожевых катеров типа «VMV» из Флотилии сторожевых кораблей, то они занимались охраной броненосцев береговой обороны и конвоированием судов в Аландском море. Катера из Противолодочной флотилии (также типа «VMV») проводили поиск советских подводных лодок в этих же районах, но результативность их действий была весьма невысокой ввиду отсутствия на них гидрофонов. Лишь один раз, 8 декабря, финские СКА имели визуальный контакт с советской ПЛ без каких-либо последствий. Деятельность сторожевых катеров была свернута к 27 декабря 1939 г., так как их корпуса уже не выдерживали ледовых условий в Балтике. Единственной потерей эскортных сил финского ВМФ стала гибель сторожевого корабля «Aura II» в результате взрыва глубинной бомбы на борту 13 января 1940 г.

Достаточно интенсивно использовались финнами, но в оборонительных целях, различные надводные минные заградители («Louhi», «Frej», «Baltic», «Suomi» и «Poseidon», катерные тральщики типа «Т»), выставившие в прибрежных водах Финляндии, а также в проливе Южный Кваркен в период с 30 ноября 1939 г. по 12 января 1940 г. 1 461 мину.  В целом же за период с 25 октября 1939 г. по 12 января 1940 г. финским ВМФ было установлено 1 665 мин, из которых 1 625 штук были поставлены в оборонительных минных заграждениях и 40 - в наступательных (36 мин выставили подводные лодки и 4 —. торпедные катера).  Наибольшее количество выставленных мин (около 500 штук) пришлось на самый крупный минный заградитель финнов - «Louhi», который производил постановки в основном в Аландском море.

Торпедные катера, по причине тяжелых ледовых условий, приняли довольно ограниченное участие в боевых действиях. Согласно сведениям финского историка Я. Аромаа, торпедные катера посылались несколько раз к о-ву Койвисто с задачей атаковать советские корабли, производящие обстрел финского побережья. При этом торпедный катер «Isku» проводил атаки, которые не имели успеха. Попутно с выполнением торпедных атак финские ТКА «Raju» и «Isku» осуществили минную постановку у о-ва Суурсаари (Гогланд), выставив там 4 (по другим данным -16) мины в течение 12-13 декабря. К концу декабря 1939 г., из-за усилившегося льдообразования в Балтике, все ТКА были поставлены в доки. У одного из катеров («Syoksy») льдами был поврежден корпус.  По отечественным архивным данным известно, что финский ТКА проводил атаку 13 декабря 1939 г. по лидеру «Ленинград» из Отряда легких сил КБФ, проводившему обстрел береговой батареи Сааренпя. Финским катером было выпущено 2 торпеды, но они прошли за кормой лидера.  Есть также свидетельство, что 10 декабря 1939 г. в ходе обстрела кораблями Эскадры КБФ батареи Сааренпя финны применяли торпедные катера.

Довольно пассивно проявили себя в ходе войны и подводные лодки финнов. Все пять финских подлодок совершили за войну 12 боевых походов: ПЛ «Vetehinen» - 4 похода (4-9.12.39 г., 12-15.12.39 г., 30.12.39 г.-5-01.40 г. и 9-12.01.40 г. -завершился аварией дизельной установки ), ПЛ «Vesihiisi» - 2 похода (1-4.12.39 г., 25-27.12.39 г.; с 8.01.40 г., ввиду ремонта винта, ПЛ завершила кампанию), ПЛ «Iku-Turso» - 3 похода (7-10.12.39 г., 25-30.12.39 г. и 8-14.01.40 г. - завершился аварией в электросети), ПЛ «Vesikko» - 2 похода (1-3.12.39 г. и 17-22.12.39 г.

27 декабря 1939 г. ПЛ завершила кампанию), ПЛ «Sauk-ko» - 1 поход (7-13.12.39 г.; с 27.12.39 г. - в доке в Хельсинки). В первые дни войны лодки «Vesihiisi» и «Vesikko» несли дозор в р-не Ханко. Подводная лодка «Vetehinen», вышедшая 4 декабря на охоту за советским ледоколом «Ермак», 7 декабря попыталась атаковать его в р-не Лиепая, но из-за сильного тумана потеряла ЛДК из виду. Финские подводные лодки «Vesikko» и «Saukko» в декабре 1939 г. вели патрулирование в Финском заливе, когда корабли КБФ обстреливали береговые батареи финнов в архипелаге Койвисто. Финские подлодки в отдельных случаях выходили в атаку (советской стороной были зафиксированы атаки финских ПЛ 8 и 14 декабря), но так и не выпустили ни одной торпеды по боевым кораблям КБФ. В то же время финские подлодки выставили два наступательных минных заграждения: 27 декабря 1939 г. на подходах к порту Палдиски - 16 мин (ПЛ «Vesihiisi») и 1 января 1940 г. в р-не п-ова Юминда, у порта Таллин, - 20 мин (ПЛ «Vetehinen»).97 На минном заграждении, поставленном подводной лодкой «Vesihiisi», в 50 каб. от маяка Пакри, 11 января 1940 г. в 22 ч подорвался и затонул немецкий пароход «Dietrich Hasseldieck» водоизмещением 138 брт.  По сути дела, это было единственным боевым достижением финских подводников за время советско-финляндской войны.

Пассивно-оборонительный образ действий финского ВМФ диктовался огромным численным превосходством Краснознаменного Балтийского флота на море, а также постоянно сохранявшейся серьезной угрозой ударов с воздуха. В итоге финский флот не смог серьезно повлиять на общий ход вооруженной борьбы на Балтике зимой 1939-1940 гг. и серьезно воспрепятствовать боевой деятельности Краснознаменного Балтийского флота. В то же время необходимо заметить, что свои основные задачи ВМС Финляндии в ходе «зимней» войны выполнили: собственное побережье и основные морские коммуникации были надежно прикрыты от ударов КБФ при самых минимальных потерях со своей стороны.

Поскольку в ходе войны Краснознаменному Балтийскому флоту пришлось столкнуться с финскими ВВС (а не с одной лишь морской авиацией) и ПВО, необходимо сказать пару слов о состоянии этих видов Вооруженных сил Финляндии.

Военно-воздушные силы Финляндии (командующий - генерал-майор Я. Ф. Лундквист) в организационном отношении, состояли из трех армейских авиационных полков - 1, 2 и 4-го, а также морской авиации - двух отдельных авиаэскадрилий (Зб-й и 39-й).

1-й авиаполк (командир - полковник Ю. Й. Опас) имел смешанный характер, так как в его состав входили штурмовики и разведчики. 10-я авиаэскадрилья имела на вооружении 12 штурмовиков «Fokker C.X», 12-я авиаэскадрилья - 13 «Fokker C.X», 14-я эскадрилья - 4 штурмовика «Fokker C.X» и 7 штурмовиков «Fokker C.VE» и 1б-я эскадрилья - 8 морских разведчиков "Blackburn Ripon IIF"  и 4 морских разведчика «Junkers К 43».  Всего в 1-м полку насчитывалось 48 боевых самолетов (без учета 16-й авиаэскадрильи -Зб самолетов).

2-й авиаполк (командир - подполковник Р. Ю. Лоренц) был по своему составу сугубо истребительным. В 24-й авиаэскадрилье имелось Зб истребителей «Fokker D.XXI», а в 2б-й эскадрилье - 10 истребителей «Bristol Bulldog IVA». Всего в полку было 4б истребителей.

Самым немногочисленным был 4-й авиаполк (командир - подполковник Т. Сомерто), состоявший только из одних бомбардировщиков. В полку имелось две эскадрильи - 44-я и 4б-я. В 44-ю входило 8, а в 4б-ю - 9 бомбардировщиков «Bristol Blenheim Mk. I». Всего полк насчитывал 17 самолетов. Морская авиация включала две эскадрильи самолетов-разведчиков - 36-ю и 39-ю, в которых состояло на вооружении 6 гидросамолетов «Blackburn Ripon IIF» и 2 гидросамолета «Junkers K.43». Итак, вся морская авиация состояла всего лишь из 8 самолетов.

Общая численность ВВС Финляндии, согласно данным А. Хаапанена, составляла 114 боевых самолетов, из них 29 штурмовиков «Fokker C.X», 7 штурмовиков «Fokker C.VE», 31 истребитель «Fokker D.XXI», 10 истребителей «Bristol Bulldog IV», 16 бомбардировщиков «Bristol Blenheim I», 15 гидросамолетов «Blackburn Ripon И» и б гидросамолетов «Junkers K.43».  Впрочем, в финской литературе встречаются также сведения о 119 или 116 боевых самолетах. В сумме с учебными, тренировочными и гражданскими самолетами финский авиапарк составлял 221 самолет.

Первый авиаполк (10-я, 12-я и 14-я авиаэскадрильи) в оперативном отношении подчинялся командующему армией «Перешеек», а 16-я авиаэскадрилья - командованию IV армейского корпуса. Авиачасти 1-го полка, базировавшиеся на аэродромах Лаппеенранта, Лайкко и Суур-Мерийоки, должны были поддерживать действия И и III армейских корпусов.  2-й авиаполк, базировавшийся в Иммола, предназначался, в основном, для обеспечения ПВО страны. 4-й авиационный полк, находившийся в Луонетьярви, имел своей задачей нанесение бомбардировочных ударов по армейским тылам и военно-морским базам противника.  Морская авиация базировалась на гидроаэродромах в Каллвик, Марианхамина и Руссало.

Боевые средства финских ВВС, как следует из доклада маршала К. Г. Маннергейма президенту страны К. Каллио, «насчитывают всего лишь 50% того количества самолетов, которое полагается по штатному расписанию», а резервных самолетов не было вообще. Авиационного бензина должно было хватить максимум на 1 месяц.

Финская противовоздушная оборона была крайне слабой и располагала в основном легкими артиллерийскими системами и пулеметами. Слабой стороной было полное отсутствие зенитных артиллерийских орудий крупных калибров. Согласно данным Разведотдела КБФ, система ПВО Финляндии состояла из двух артиллерийских полков, одного стационарного зенитного дивизиона, одного подвижного зенитного динизиона и 10 стационарных зенитных батарей, а всего насчитывали 30 батарей. По финским данным, ПВО страны включали в себя 18 тяжелых (76-мм) и 13 легких (20-40-мм) зенитных батарей, а также 8 отдельных  пулеметных рот ПВО, 28 тяжелых и легких   пулеметных взводов ПВО, 2 прожекторные роты и 2 прожекторных отделения. В указанных батареях и ротах состояло на вооружении двадцать восемь 75-мм орудий систем "Bofors"  и  "VickerS", пятьдесят два 40-мм орудия системы "Во-ioxs" и двадцать четыре 20-м м зенитных орудия систем «Oerlikon» и «BSW», я кроме того, 141 зенитный 7,62-мм пулемет, 31 прожектор, 5 звукоулавливателей и прочее оборудование.  По другим данным, на вооружении финской ПВО состояло тридцать восемь 76-мм, пятьдесят три 40-мм и тридцать четыре 20-м м зенитных орудий и сто двадцать пять 7,6 2-мм зенитных пулеметов.  Наиболее сильной была ПВО  5 зенитных ботарей а пригородах, не считая зенитные средства е черте самого города.

Зенитная артиллерия была снабжена боеприпасами явно недостаточно. Если на 76-мм орудия приходилось 7 141 снаряд  (т. е. по 255 выстрелов на орудие), то на 40-мм орудия - 102 487 снарядов (почти по 2 тыс. выстрелов), на 20-мм орудия - 103 145 снарядов (по 4 тыс. выстрелов), а на зенитные пулеметы 182  тыс. патронов (по 13 тыс. патронов).  Как небезосновательно полагал маршал К Г. Маннергейм накануне войны, система ПВО страны была слабой.

Линейные корабли, СССР

Тип «Севастополь»

3 единицы

«Октябрьская Революция» — бывш. «Гангут» (1914, модерн. 1933/1939), с 1946 — УК, исключен из списков ВМФ 02.56. х 1959 (1956 ?)

24324 т, 23 уз., 12x305, 16x120, 6x45, 24 пул., 2 сам.
По др. данным: 22, 5 уз., 6x76,...

Танко - десантные корабли, Греция

Тип LST(2)
(американский)

4 единицы

«Chios», «Lemnos», «Samos» — бывш. USS LST-35, 33, 36.

«Lesvos» (бывш. USS LST-37) + 1944 г. у Бизерты сел на мель (или погиб в результате аварии ?).

1650 т, 11, 6 уз., 8x40, 30 танков, 400 чел.

Получены от RN...

Тральщики, СССР

Тип «Ударник»
Тип «Клюз»

3 единицы

«Запал» (1912) + 08.40 у м. Юминда подорвался на мине (после советско-финской войны). По др. данным — в капитальном ремонте 1940-1945, исключен из списков ВМФ в 1948 г. х 1964

150 т, 12, 7 уз., 1x57, 1 пул.

Сверхмалые подводные лодки, Япония

Тип A («Ko-Hyoteki»)

60 единиц

На-1Ha-2 (KNY, 1936), На-3На-52, На-54 — На-61 (Ои, 1938–1942).

Тип A (Ko-Hyoteki): подводное — 46 т; 23,9x1,9x1,9м; 1 ЭД, 600 л.с., 19 уз., 17(19)или 80 (6) миль. Эк. 2 чел. 2–457-мм ТА (2 носовых — 2...

Сторожевые катера, Франция

Тип «Fairmile»

15 единиц в FFL

Всего силам «Свободной Франции» англичане передали 15 катеров этого типа. Начиная с июня 1941 г. в течение года французы получили ML-123, ML-245, ML-246 и ML-247 типа «В». Им были присвоены названия «St.Rowan», ...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!