План десантной операции Отряда особого назначения

Военный совет КБФ утвердил план, имевший очень громкое название, - «Операция ПЛ ПЛ по уничтожению ББО Финляндии», основной целью которого являлось потопление этих необычайно ценных для противника боевых кораблей. Сама идея этой операции была в высшей степени сомнительной, так как для ее осуществления требовалось необычайное стечение обстоятельств: противник должен был действовать в полном соответствии с нашим оперативным планом, а именно - прорываться в Швецию (чего на самом деле так и не случилось). Кроме того, требовалось хорошее знание всего Або-Аландского района и, особенно, тех шхерных фарватеров, которыми могли воспользоваться финны. Для этого советские подлодки расставлялись на выходах у тех фарватеров, которыми должны были воспользоваться (но так и не воспользовались) при своем уходе финские броненосцы, а в двух местах, с подводных минных заградителей «Л-1» и «Л-2», производились минные постановки. 15 ноября в штабе флота были утверждены «Указания Штаба КБФ по развертыванию ПЛ», а также приложение к ним - «График развертывания ПЛ». Согласно графику учреждалось 19 позиций для подлодок КБФ, из которых 5 находились в Финском заливе, 6 - в Балтийском море, 4 - в Аландском море и 4 - в Ботническом заливе.

Военно-воздушные силы КБФ получили боевую задачу раньше всех остальных соединений КБФ. Еще 3 ноября 1939 г. Военный совет флота обязал командующего ВВС КБФ комбрига В. В. Ермаченкова составить боевой приказ по Военно-воздушным силам и представить его на утверждение, что последний и сделал. Боевой приказ № 1 Штаба ВВС ставил перед морской авиацией общую задачу - самостоятельными действиями по флоту, батареям, морским аэродромам и наземным войскам противника обеспечить высадку десанта, не допустить налета ВВС противника на ГБ и Ленинград с морского сектора и более конкретные задачи - перед 61-й истребительной и 8-й бомбардировочной авиабригадами, 12-й, 44-й и 58-й авиаэскадрильями и 70-м отдельным авиаотрядом.120 Командиры 61-й и 8-й авиабригад издали, в свою очередь, боевые приказы для своих соединений (№№ 2 и 3). Немалую помощь в составлении боевых приказов оказал штабу ВВС КБФ начальник морской авиации С. Ф. Жаворонков, направленный на Балтику в качестве советника. Он проверил основные решения боевого приказа, дал по этому поводу ряд частных указаний, а также проверил бригады и основные полки ВВС КБФ.

17 ноября 1939 г. из состава ВВС Балтфлота была выделена так называемая «Авиагруппа Отряда особого назначения» (АГ ООН) под командованием полковника А. Н. Суханова, созданная специально для поддержки высадки сил десанта на острова в восточной части Финского залива. Понятно, что боевые задачи авиации КБФ надо было менять, поэтому 18 ноября командующий ВВС В. В. Ермаченков издал «Директиву № 1», где сформулировал задачи Авиагруппы ООНа. Командир группы А. Н. Суханов изложил их в более подробном виде в своем приказе № 1/оп. В окончательном виде задачи АГ нашли свое отражение в приказе № 2/оп от 25 ноября 1939 г. В частности, авиагруппа должна была «бомбардировочными и штурмовыми ударами подавить оборонительные сооружения и живую силу пропгивника на о-вах Лавенсаари и Сейскаари», с рассветом прикрывать переход и высадку десанта от ВВС противника, после чего «штурмовыми действиями по огневым точкам и живой силе противника поддержать высадку и продвижение десанта на берегу».  Впрочем, с ВВС никто не снимал и другую важную задачу - «уничтожать надводные силы противника, прорывающиеся вр-н высадки ДЕС. со стороны шхер и Восточно-Суурсаарского плеса».

Перед войной штаб КБФ не составил ни одного плана боевой операции для надводных кораблей, ибо для этого просто не было надежной разведывательной информации о береговой обороне противника. Но все-таки одна операция КБФ была более или менее подробно (насколько это вообще было возможно) проработана. Речь пойдет о десантной операции Отряда особого назначения по захвату о-вов в восточной части Финского залива. Дело в том, что эта операция, в соответствии с оперативным планом КБФ, была самой первой по времени проведения и самой важной на начальном этапе войны. Она должна была привести к созданию надежного плацдарма в Финском заливе и исключить возможность нападения легких сил противника из этого района по нашим кораблям, выходящим из Главной базы. Тем самым Балтийский флот расширял зону безопасного плавания, а заодно увеличивал район своего базирования. Операция по захвату островов являлась неизбежной для КБФ: ее следовало провести в любом случае, так как она логически вытекала из самого хода боевых действий.

4 ноября 1939 г. приказом Военного совета КБФ № 00136 был создан Отряд особого назначения (ООН) под командованием капитана 2 ранга С. С. Ра-мишвили в составе четырех отрядов транспортов и Отряда корабельной поддержки (ОКП). Отряд брал на борт десант (командир - полковник Н. Т. Парафило) в количестве четырех батальонов Отдельной специальной стрелковой бригады (ОССБ), двух артиллерийских дивизионов, одной танковой роты и одного понтонного батальона ЛВО.124 Это было необычное соединение: оно создавалось исключительно для решения одной задачи - проведения десантной операции по захвату островов Суурсаари, Сейскаари, Л авен-саари, Суур-Тютярсаари и др. После ее окончания ООН распускался, будучи, таким образом, временным соединением.

Состав Отряда особого назначения в течение ноября 1939 г. несколько раз менялся. В окончательном виде ООН стал включать в себя 8 транспортов, высадочные средства - 7 буксиров, 5 мотобаркасов, 9 сторожевых катеров типа «МО-4», 16 сторожевых катеров типа «Рыбинский» и 22 катера типа «КМ» и кораб-

364     ========

ли Охраны водного района - 6 быстроходных тральщиков, 6 тихоходных тральщиков, 3 сторожевых корабля и 12 торпедных катеров. В Отряд корабельной поддержки входили лидер «Ленинград», эсминец «Стерегущий» и 3-й дивизион эскадренных миноносцев («Карл Маркс», «Энгельс», «Ленин», «Володарский» и «Артем»). Всего в ООНе имелось 99 плавающих единиц и, кроме того, собственная авиагруппа, состоявшая из 43 бомбардировщиков, 70 истребителей и 8 разведчиков.125

Согласно «Общему плану боевых действий КБФ» от 5.11.39 г. операцию по захвату о-вов следовало решить таким образом: остров Гогланд (Суурсаари) захватить двумя батальонами ОССБ, остров Лавенсаари - одним батальоном ОССБ, Сескар (Сейскаари) - одним батальоном ОССБ, а в резерве иметь батальон Учебного отряда КБФ.126 После захвата островов необходимо было произвести их укрепление: три 152-мм батареи установить на Гогланде, две батареи (152-мм и 120-мм) - на Лавенсаари и по две зенитные батареи -для Гогланда-Лавенсаари и Сескара. До начала десантной операции корабельным дозором и воздушной разведкой Балтийского флота следовало вести за островами наблюдение, не допустив их вооружения противником путем воздействия авиации и корабельной артиллерии.127 Одновременно с приказом № 00136 командованию ООНа был вручен план операции по захвату и вооружению островов восточной части Финского залива, разработанный штабом КБФ, и отданы предварительные распоряжения о сборе в Главной базе транспортных и высадочных средств. Формирование штаба отряда закончилось в 10 ч 10 ноября 1939 г. и он сразу же приступил к разработке операции, положив в ее основу план, составленный штабом флота и утвержденный Военным советом.

12 ноября штабом Отряда особого назначения и штабами Сейскаарского, Лавенсаарского и Суурсаарского отрядов (каждый из этих отрядов предназначался для захвата одноименного острова - П. /7.), в основном, была уже завершена и были приготовлены все исполнительные документы. 13 ноября командование ООНа утвердило «Боевой приказ № 1/оп», являвшийся планом будущей десантной операции Балтфлота. Основная идея плана заключалась в одновременном (в течение одних суток) захвате силами Особой специальной стрелковой бригады всех трех крупных островов Финского залива - Суурсаари, Ла-венсаари и Сейскаари. Для выполнения этого плана требовалось: высадить 2-й батальон ОССБ на о-в Су-урсаари, 3-й батальон - на о-в Лавенсаари, 1-ю и 2-ю усиленные стрелковые роты 4-го батальона ОССБ -на о-в Сейскаари. Авиагруппа ООНа должна была «к 10.00 подавить оборонительные сооружения и живую силу противника на островах Суурсаари,Лавенсаари и Сейскаари, прикрыть с воздуха и осуществлять противолодочную оборону перехода и высадки Десанта». Заместитель наркома ВМФ флагман флота 2 ранга И. С. Исаков впоследствии, в декабре 1940 г., заметил, что этот план был «неплохо разработан», так как в нем «были правильно намечены и выбраны имеемые средства, направление удара, обеспечение».  По его мнению, «так и нужно было действовать». Тем не менее, от этого разумного плана командование флотом вскоре отказалось.

14 ноября 1939 г. состоялось заседание Военного совета Ленинградского военного округа, где присутствовали секретарь ЦК ВКП(б) и 1-й секретарь Ленинградского горкома и обкома ВКП(б) А. А. Жданов, 2-й секретарь Ленинградского горкома ВКП(б) А. А. Кузнецов, командующий войсками ЛВО командарм 2 ранга К. А. Мерецков, заместитель наркома ВМФ флагман флота 2 ранга И. С. Исаков и 23 участника оперативных разработок. Первым с докладом плана боевых действий выступил начальник штаба КБФ капитан 1 ранга Ю. А. Пантелеев. После него слово взял А. А. Жданов, который отметил «недоработанность» плана и дал ряд личных указаний командующему КБФ флагману 2 ранга В. Ф. Трибуцу, не присутствовавшему на заседании, внеся, тем самым, существенные изменения в первоначальный вариант. Чтобы избежать разногласий по столь важному вопросу, И. С. Исаков тут же послал телеграмму в Москву к наркому ВМФ Н. Г. Кузнецову, где попросил его приехать в Ленинград и решить все на месте, «чтобы было единство».  Не избежал критики и план десантной операции Отряда особого назначения. После своего доклада, командир ООНа получил от заместителя наркома ВМФ указание - сократить состав десанта на островах Лавенсаари и Сейскаари. В соответствии с этим решением в план операции были внесены следующие изменения: а) на острове Лавенсаари решено высаживать вместо одного батальона две роты; б) на острове Сейскаари вместо двух рот высадить одну роту; в) на остров Суурсаари решено танков вовсе не высаживать.

Дальше, если верить И. С. Исакову, произошла такая интересная история. План операции по захвату островов был вручен командующему операцией С. С. Рамишвили, который сразу же начал «прорабатывать» его вместе со своими подчиненными. Постепенно у него вырос целый список возражений и оговорок. И когда пришел срок для представления плана командующий ООНом вдруг заявил командующему флотом В. Ф. Трибуцу, что операцию «немыслимо» проводить в одни сутки. На логичный вопрос командующего флотом, в чем же дело, тот ответил: «Мы не успеем справиться с этим». А когда Трибуц пожелал узнать причину такого пессимистического взгляда, командир отряда заявил: «Здесь (т. е. на островах - П. П.), наверное, будет оказано сопротивление, столько-то часов нужно потратить на его преодоление».

После такого заявления заместитель наркома ВМФ И. С. Исаков сам лично поехал в штаб отряда, чтобы проверить на месте подготовку к операции. Там ему заявили следующее: «Куда мы лезем?Мы лезем наГогланд, да ведь это Гибралтар!»  Против столь «сильного» аргумента Исаков уже и не знал, чем возразить. В результате после настойчивых убеждений командования Отряда особого назначения командующий КБФ В. Ф. Трибуц разрешил расчленить десантную операцию на два этапа, проведя ее, соответственно, не в одни, а в двое суток.  Самое удивительное, что данное решение командования флотом противоречило плану десантной операции по захвату островов в восточной части Финского залива, составленному штабом КБФ еще в июне 1939 г., где четко и ясно говорилось:

«... Одновременной высадкой десанта с транспортов, торпедных катеров и катеров типа "Рыбинский" захватить острова: Суурсаари,Суур-Тютерсаари,

Лавансаари и Сейскари».  Таким образом, субъективные взгляды некоторых командиров КБФ привели к совершенно ненужному усложнению довольно простой операции, а командование флотом почему-то посчитало необходимым согласиться с последними.

Наконец 16 ноября 1939 г. план десантной операции был доложен народному комиссару ВМФ Н. Г. Кузнецову, который специально приехал в Ленинград, чтобы устранить разногласия, возникшие в процессе планирования. После доклада плана операции Отряда особого назначения наркому ВМФ первоначальный вариант был окончательно отвергнут. Кузнецов дал следующие устные указания: а) провести одновременный захват только двух островов - Лавенсаари и Сейскаари; б) параллельно с захватом о-вов Лавенсаари и Сейскаари произвести разведку системы сухопутной и морской обороны острова Суурсаари.  Руководствуясь распоряжениями наркома ВМФ, начальник штаба КБФ Ю. А. Пантелеев потребовал в этот же день от командира ООНа С. С. Рамишвили разработать новый план десантной операции и представить его на утверждение Военного совета флота к 10 ч 17 ноября 1939 г. С небольшой задержкой 18 ноября командование отряда утвердило «Боевой приказ №1/оп»,  явившийся новым планом операции с учетом всех поправок и изменений.

В своем окончательном виде задачи ООНа были изложены в приказе Военного совета КБФ №5/оп от 23 ноября 1939 г. Согласно этому приказу Отряд особого назначения в первый же день войны должен был выявить систему обороны о-ва Гогланд путем проведения активной операции, с демонстрацией высадки ДЕС (десанта - П. 77.) и обеспечением его предварительным бомбовым ударом с воздуха, а также «захватить и удержать о. Сескар, Лавенсаари», высадив на них десант в составе трех рот ОССБ.  В дальнейшем от Отряда особого назначения требовалось «быть готовым к захвату островов Б. Тютерс, Гогланд, с последующим его вооружением», а после захвата островов Сейскаари и Лавенсаари - разрушить средства связи противника и занять острова Нерва и Соммерс. Не исключалась также в будущем возможность высадки десанта в составе 1 -го стрелкового полка «на берег Финляндии по указанию ШО».

Забегая немного вперед, нельзя не заметить, что командование КБФ (как, впрочем, и командование Отряда особого назначения) явно перемудрило и перестраховалось с планом десантной операции. Довольно легкая операция, вовсе не требовавшая привлечения больших сил и средств флота, которую не только можно (но и нужно) было провести за одни сутки, из-за совершенно необоснованных опасений ряда командиров была искусственно раздута в какое-то необычайно опасное и сложное мероприятие. А в результате из-за переоценки сил противника в этом районе (хотя разведка доносила, что на о-вах нет никаких стационарных укреплений и даже сообщила об их эвакуации финнами) на осуществление десантной операции ушло даже не 2, а 4 суток, т. е. вчетверо больше времени, чем планировалось изначально. Говоря об этом случае, заместитель наркома И. С. Исаков справедливо заметил, что «незнание противника буквально ломает все расчеты на операцию».

Ввиду того, что Краснознаменный Балтийский флот к началу войны никакими десантными кораблями специальной постройки не располагал (они появились лишь в 1940 г.), то одним из наиболее важных и трудных моментов подготовки к операции являлся подбор и соответствующее оборудование высадочных средств из имевшихся в наличии самоходных и несамоходных мелких судов. В процессе подготовки к будущей десантной операции были оборудованы и частично испытаны следующие плавающие средства: 1) катера типа «КМ»; 2) моторные баркасы; 3) самоходные шаланды типа «Сергиево»; 4) моторные катера типа «Рыбинский»; 5) несамоходные понтоны, смонтированные из 2-х баркасов, с верхним строением; 6) лодки «А-3»; 7) корабельные шлюпки.  Разумеется, вся эта разношерстная флотилия не могла способствовать хорошей сплаванности отрядов и являлась, скорее, обузой, чем поддержкой, так как в случае сильного похолодания и появления льда в заливе большая часть этих плавучих средств (особенно катера) автоматически выпадала из операции.

17 ноября 1939 г. из Главной базы (Кронштадта) в Усть-Лугу был переведен Лавенсаарский отряд, а в Пейпию - Сейскаарский отряд. В этот же день в Пейпии была сосредоточена одна рота 3 стрелкового батальона ОССБ, а в Усть-Лугу прибыл по железной дороге 2-й стрелковый батальон ОССБ. 18 ноября из Главной базы в Усть-Лугу был переброшен Суурсаарский отряд, параллельно с чем на транспорте «Сибирь» и эсминцах был перевезен 1 -й батальон Отдельной специальной стрелковой бригады. 19 ноября оперативное развертывание Отряда особого назначения КБФ было закончено. В маневренных базах Усть-Луга, Пейпия, на рейдах Луто и Ручьи были сосредоточены все корабли части, за исключением четырех быстроходных тральщиков и буксиров «КП-2» и «КП-3», которые задерживались штабом флота в Главной базе и их было обещано прислать к моменту начала операции. Штаб ООНа с 20 ноября перебазировался из Кронштадта на транспорт «Сибирь» в Усть-Лугу, имея телефонную связь с командующим флотом.

Для боевой подготовки кораблей и частей отряда было использовано все время стоянки в Главной базе и в пунктах посадки десанта, вплоть до 29 ноября 1939 г. А именно, проводились интенсивные учения по посадке и высадке личного состава Бригады, тренировочные выходы отрядов, учения по погрузке и выгрузке громоздких средств (танки, грузовики, орудия), пулеметные и орудийные стрельбы, учения по связи, а также практически впервые было отработано ночное траление дивизионами быстроходных и тихоходных тральщиков. 22 ноября 1939 г. за подготовкой Отряда особого назначения наблюдал сам И. С. Исаков, после чего он отрапортовал в Москву наркому ВМФ Н. Г. Кузнецову: «Проверил отряд Рамишвили, подразделения Александрова, Нарыкова (командиры Суурсаарского и Лавенсаарского отрядов ООНа - П. П.). Проиграны варианты прорезания и обхода минных заграждений. Все развертывание и подготовка, за исключением одного дивизиона тральщиков, закончены удовлетворительно...».

С целью выяснения характера финской обороны (которая для нас оставалась полной загадкой) командование КБФ приказало провести воздушную и корабельную разведку островов. Авиационной разведкой, произведенной 11 и 12 ноября гидросамолетами «МБР-2», с попутной фотосъемкой о-вов Суурсаари, Лавенсаари и Сейскаари, не было замечено на этих островах ни войск, ни укреплений. Однако при разведке 12 ноября над северной оконечностью о-ва Суурсаари самолеты были обстреляны пулеметным огнем. Повторной авиаразведкой и фотосъемкой островов Сейскаари и Лавенсаари также ничего не было обнаружено. 20 ноября была произведена корабельная разведка сторожевым кораблем «Буря» по рекогносцировке намеченных участков высадки десанта на островах Сейскаари и Лавенсаари. Одновременно с разведкой параванным тралом были обследованы территориальные воды этих островов. Финны не препятствовали нашей разведке. Мин нигде обнаружено не было. 21 ноября корабельная разведка о-ва Лавенсаари, проведенная сторожевым кораблем «Вихрь», также не дала никаких сведений об обороне противника.  В принципе, по имевшимся в штабе КБФ агентурным данным, на островах Сейскаари и Лавенсаари противника не было. Относительно намерений финнов оборонять самый крупный остров - Суурсаари (Гогланд) - сведений у морской разведки не имелось.


Специальные подводные лодки, Германия

Подводные минные заградители

Серия ХВ

8 единиц

U-116 (G, 1.7.1939/3.5.1941/26.7.1941 — погибла в октябре 1942)
U-117 (G, 1.7.1939/26.7.1941/25.10.1941 — погибла 7.8.1943)
U-118 (G, 1.3.1940/23.9.1941/6.12.1941 — погибла 12.6.1943)
U-119 (G,...

Материалы по боевой деятельности Краснознаменного Балтийского флота

Приложение № 1 Командный состав Военно-воздушных сил КБФ


Соединение, часть    Командно-начальствующий состав
Командующий - комбриг В. В. Ермаченков Военком - бригадный комиссар Л. Н. Пурник Начальник штаба - майор А. И. Зенкин, полковник П. П....

Уточнение боевых задач КБФ

Вплоть до 20-х чисел ноября 1939 г. оперативный план КБФ не менялся, но буквально за неделю до начала военных действий произошло окончательное уточнение боевых задач Краснознаменного Балтийского флота. 21 ноября командующий войсками...

Подводные лодки, авиация, пехота в 1939г.

Подводные лодки КВФ, по сравнению с другими кораблями, были подготовлены к боевым действиям несколько лучше. Общая тактическая подготовка командиров подлодок была сочтена вполне удовлетворительной, хотя в ней имелся ряд пробелов. Штурманская...

Торпедные катера, Германия

Тип S-7

(3 единицы)

S-7 — S-9. Вошли в строй в 1934–1935 гг.

75,8/86 т; 32,36x5,06x1,36 м; 3 диз., 3960 л.с.; 32 уз.; 10,5 т соляра; 600 (30) миль. Эк. 12 чел. 2–533-мм ТА, 1–20-мм.

Тип S-10

(4 единицы)

S-10 — S-13. Вошли в строй в 1935 гг.

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!