Зимний вариант и недостатки оперативного плана

Начиная с 22 ноября 1939 г., по прямому указанию заместителя наркома ВМФ И. С. Исакова в связи с резким похолоданием и угрозой появления льда на р. Луга начал разрабатываться новый, так называемый «зимний», вариант операции. 23 ноября, вследствие быстрого замерзания р. Луги и получения сведений о ледовой обстановке на Кронштадтских рейдах, командованию отряда стало совершенно ясно, что торпедные катера, сторожевые катера типа «КМ» и «Рыбинский» не могут быть использованы при проведении операции. Это обстоятельство побудило запросить у командования флотом разрешения на постройку временного слипа в Усть-Луге или на отсылку этих катеров в Главную базу. В 6 ч 28 мин 24 ноября начальник штаба флота Ю. А. Пантелеев передал шифровкой приказание Военного совета КБФ о разработке зимнего варианта операции. В шифровке говорилось: «В случае начала замерзания и явной угрозы замерзания, Вашими приказаниями и средствами, отправить в базу все катера, непригодные приледовом плавании, для подъема на стенку. Боевая задача должна быть выполнена ООН во что бы то ни стало».  Надо сказать, что первоначально командир ООНа С. С. Рамишвили собирался не перерабатывать план, а просто сократить количество задач отряда. Однако Исаков настоял перед Военным советом флота, что следует переделать план, а задачи оставить в прежнем объеме.

При докладе зимнего варианта заместителю наркома ВМФ и Военному совету КБФ командование Отряда особого назначения получило одобрение своего решения, а именно - последовательно захватить в 1 -й день войны острова Сейскаари и Лавенсаари, после чего провести разведывательную операцию по выявлению системы обороны острова Суурсаари (Гогланд).  Вернувшись 23 ноября в Усть-Лугу, командир ООНа приказал спешно разработать исполнительные документы по зимнему варианту, а также готовить дополнительное высадочное оборудование и начать тренировку по высадке с крупных высадочных средств на лед. 25 ноября командованием отряда был подписан приказ № 2/оп - окончательный план операции, которого теперь ООНу следовало придерживаться в своих действиях. В течение 26-28 ноября 1939 г. Сейскаарский и Лавенсаарский отряды проводили усиленную тренировку по высадке по зимнему варианту. Транспорты в этот период спешно пополняли запасы, а быстроходные тральщики и эсминцы несли дозорную службу. Наконец 27 ноября 1939 г. Военный совет КБФ окончательно утвердил зимний вариант плана по захвату островов.

План десантной операции Отряда особого назначения, как уже говорилось выше, имел ряд недостатков. Самым крупным из них, пожалуй, был неправильный расчет на всю операцию: она была явно затянута по времени. Стремление командования флотом подстраховаться «на всякий случай» привело лишь к усложнению достаточно легкой операции. Совершенно неоправданными были и опасения сильного сопротивления со стороны противника на островах в Финском заливе (на самом деле, там вообще никого не оказалось). В принципе, было выработано 4 варианта плана операции, но ни один из них глубоко продуман не был. Подготовка Отдельной специальной стрелковой бригады к грядущей операции тоже оставляла желать лучшего. Это и неудивительно, если учесть, что задача, поставленная перед бригадой, менялась три раза.  Вообще, сама обстановка вокруг разработки десантной операции внушала наркому внутренних дел СССР комиссару госбезопасности 1 ранга Л. П. Берия сильные опасения: по его мнению, велось слишком много телефонных и устных переговоров по этому вопросу, а командно-политический состав Кронштадтского укрепрайона практически полностью был посвящен в детали операции. Это привело к тому, что о предстоящей операции знал не только комсостав флота, но даже и часть гражданского населения.  Таким образом, секретность десантной операции ООНа явно находилась под вопросом, а противнику не доставляло большого труда узнать о готовящемся предприятии и принять соответственные меры (вполне возможно, что финское командование не случайно столь быстро и своевременно провело эвакуацию гарнизонов островов в Финском заливе).

Подводя итоги оперативного планирования на Краснознаменном Балтийском флоте накануне войны, нельзя не заметить нескольких существенных недостатков, допущенных при этом. Главным изъяном оперативного плана КБФ была заведомая невыполнимость большинства поставленных задач. И дело было не только в том, что их было много (только основных задач - 5), но главным образом и в том, что над способом их реализации мало кто из высших командиров флота (и в первую очередь, нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов) всерьез задумывался. Вряд ли стоило гоняться за несколькими зайцами сразу, вместо того, чтобы заняться выполнением наиболее важной задачи (например, поддержка левого фланга 7-й армии). По мере дальнейших разработок план боевых действий все время усложнялся и обрастал дополнительными задачами. Все это делало оперативный план неисполнимым в принципе. Впоследствии, уже после войны, о некоторых невыполненных флотом задачах предпочли вообще не вспоминать (например, об уничтожении финского ВМФ).

Одним из обстоятельств, сильно повлиявшим на составление плана боевых действий КБФ, было плохое знание противника. Из-за неудовлетворительной деятельности Разведывательного отдела флота информация о финских Военно-морских силах либо носила недостоверный характер, либо была явно недостаточной. Отсутствие точных данных о финском ВМФ привело к поверхностной оценке возможностей противника и способствовало очень неглубокой проработке ряда важных операций КБФ.

Большим недостатком оперативного плана было то, что в него были включены такие операции, которые в мирное время совершенно не отрабатывались. Командование КБФ очень слабо представляло себе (если вообще представляло), каким образом, например, следует организовать совместные действия подлодок, легких сил и авиации по организации блокады побережья Финляндии. Вполне естественно, что поскольку до войны этим вопросом специально не занимались, данная задача так и осталась невыполненной. Тем более, что этому способствовали и дополнительные сложности. Итак, можно сказать, что план боевых действий КБФ явился одной из отправных точек всех дальнейших неуспехов флота в период войны.

Броненосцы, Германия

Тип «Deutschland»

3 единицы

«Deutschland» DW 9.2.1928 19.5.1931 1.4.1933 Погиб 4.5.1945
«Admiral Scheer» W 25.6.1931 1.4.193312.11.1934 Погиб 9.4.1945
«Admiral Graf Spee» W 1.10.1932 30.6.1934 6.1.1936 Затоплен 17.12.1939

10 600/14 290...

Патрульные катера, Нидерланды

Строились в Голландской Ост-Индии. + 02.-03.42 были затоплены или взорваны экипажами, большая часть поднята японцами, отремонтирована и введена в строй япон. флота.

Тип «P.1»

Р.1, P.2, P.3, P.4, P.5, P.6, P.7, Р.8

     23 т, 12, 5 уз., 2 пул.

Канонерские лодки, Германия

Тип «К-4»

1 единица

К-4 «Lorelei» (б. «Artevelde», Co/WF, 1939/28.8.1940/25.4.1943 — возвращена Бельгии в 1945)

1640/2306 т; 94,8/98,5x10,5x3,3–3,8 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 21 700 л.с.; 28,5 уз.; 680 т нефти; 1200 (19) миль. Эк. 180 чел. 3x1–105-мм/45,...

Потери подводных лодок в 1942-1943 гг.


В ответ на укрепление обороны Северной Атлантики подводные лодки были переброшены в другие моря и океаны в надежде, что там
противолодочная оборона была не столь организованной. К сожалению для немцев, в тех водах не только эскортные корабли, не и...

Базы подводных лодок на атлантическом побережье

Важнейшей составляющей частью стратегических планов в «Битве за Атлантику» была организация передового базирования подводных лодок в портах оккупированной Франции. Осознавая уязвимость этих баз от авиации союзников, немцы с 1941 г. начали вести...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!