Балтийский флот с 1933 до 1939 г.г.

Помимо строительства новых кораблей, на ленинградских судостроительных заводах параллельно осуществлялась также достройка, модернизация и капитальный ремонт боевых кораблей дореволюционной постройки. В течение 1926-1928 гг. были капитально отремонтированы линкор «Октябрьская революция», эсминцы «Яков Свердлов», «Ленин», «Артем», «Войков», «Карл Маркс», «Сталин», «Калинин», «Урицкий», «Володарский», «Фридрих Энгельс», канонерская лодка «Красное Знамя». В апреле 1927 г. был достроен, а в июле 1928 г. в строй Балтийского флота вступил легкий крейсер «Профинтерн».32 С 1928 по 1934 гг., согласно программе строительства ВМС РККА, на Балтийском заводе в Ленинграде прошли малую модернизацию все балтийские линкоры: «Парижская коммуна» в 1928-29 гг., «Марат» - в 1928-31 гг., а «Октябрьская революция» - в 1931-34 гг.

11 июля 1933 г. Совет труда и обороны СССР утвердил программу строительства ВМС на 1933-38 гг. Новая программа отражала переход отечественных судостроительных заводов на преимущественно военное кораблестроение (в 1-й пятилетке его доля в общей стоимости заказов судостроительной промышленности составляла лишь 26%) и в соответствии с этой программой к концу 1938 г. намечалось построить 8 крейсеров, 10 лидеров, 40 эсминцев, 69 больших, 200 средних и 100 малых подводных лодок, 42 тральщика и 252 торпедных катера.

В годы 2-й пятилетки для Морских сил Балтийского моря (с 11 января 1935 г. - Краснознаменный Балтийский флот) преимущественно строились подводных лодок. В частности, по 3-й судостроительной программе для Балтфлота строились сразу 64 подлодки, что составляло 38% от числа всех заложенных лодок в 1933-38 гг. В течение 1935-36 гг. Краснознаменный Балтийский флот получил от промышленности 5 средних подлодок типа «Щука» III, V-бис и У-бис-2 серий, с июля 1936 г. на флот стали поступать средние лодки типа «Щука» X серии (15 штук) и большие подлодки типа «Правда» IV серии (3 штуки), а с сентября 1936 г. по июль 1938 г. флот получил 3 средние подлодки типа «С» IX серии. К тому же с сентября 1935 г. по июнь 1936 г. КБФ получил 15 малых подлодок типа «Малютка» VI-бис серии (из них 3 штуки в октябре 1939 г. были переданы Тихоокеанскому флоту), а в 1937-38 гг. на Балтике появилось еще 7 подводных лодок типа «М» XII серии. В конце 1939 г. КБФ пополнился еще семью ПЛ - 3 подлодками типа «С» IX серии и 4 подлодками типа «М» XI серии.
Количественный и качественный рост советского подводного флота был так стремителен, что на заседании Военного совета РККА 15 октября 1936 г. начальник Морских сил РККА флагман флота 1 ранга В. М. Орлов не без гордости сообщил присутствующим: «... Если взять количественный состав нашего
подводного флота на 1-е октября текущего года (т. е.1936-1937 г. - П. П.), то по количеству подводных лодок мы уже перегнали все без исключения государства,
в том числе и Северо-Американские Соединенные Штаты, Англию, Японию, Францию и Италию.
Надводное кораблестроение развивалось не столь впечатляющими темпами, но и здесь были достигнуты немалые успехи. 5 октября 1934 г. на Северной верфи состоялась закладка, по проекту 38, нового лидера - «Минск» (вступил в строй в мае 1938 г.). А спустя год, 22 октября 1935 г. произошло знаменательное событие: на Балтийском заводе им. С. Орджоникидзе был заложен, по проекту 26, первый советский крейсер - «Киров». Строительство крейсера двигалось быстрыми темпами: 30 октября 1936 г. он был спущен на воду, а 26 сентября 1938 г. - вступил в строй КБФ. По своим тактико-техническим характеристикам советский крейсер не только не уступал зарубежным аналогам, но даже превосходил их (по дальности стрельбы и весу бортового залпа), хотя его бронирование оставляло желать лучшего. Вслед за «Кировым» было решено строить на Балтийском заводе по улучшенному проекту (26-бис) следующий крейсер. В соответствии с принятым решением церемония закладки легкого крейсера «Максим Горький» состоялась 20 декабря 1936 г. (сам крейсер вступил в строй в октябре 1940 г.). Наконец, на отечественных верфях началась постройка первой в советское время крупной серии эскадренных миноносцев новейшего типа. 27 ноября 1935 г. на заводе им. А. А. Жданова, по проекту 7, был заложен головной эсминец «Гневный». Строительство эсминцев-«семерок» типа «Гневный» производилось с невиданным до этого размахом: на заводах им. А А Жданова и им. С. К Орджоникидзе было заложено соответственно 17 и 8 кораблей этого класса. В результате ускоренной постройки «сталинской» серии эсминцев новые боевые единицы довольно быстро стали вступать в состав КБФ: в 1938 г. были получены эсминцы «Гордый», «Гневный», «Громкий», «Грозный», «Гремящий», «Сметливый» и «Стремительный», а в 1939 г. - «Грозящий», «Стерегущий» и «Сокрушительный».38 Нельзя не упомянуть и такое важное событие, как вступление в строй КБФ 29 ноября 1936 г. минного заградителя «Марти», переоборудованного из бывшей императорской яхты «Штандарт».

Кроме лидеров и эсминцев, Краснознаменный Балтийский флот медленно пополнялся и более мелкими единицами - сторожевыми кораблями и тральщиками. В сентябре-октябре 1936 г. вошли в строй сторожевики «Пурга» и «Буря», а в сентябре-октябре 1938 г. - «Снег» и «Туча». Что касается быстроходных тральщиков типа «Фугас», то они вступали в строй необычайно медленными темпами. В течение 1937-1938 гг. было введено в строй всего-навсего 4 тральщика - «Фугас», «Заряд», «Буй», «Патрон», а в 1939 г. - еще б тральщиков («Гафель», «Верп», «Шкив», «Шпиль», «Гак» и «Крамбол»).40 Именно острейшая нехватка сторожевых кораблей и тральщиков специальной постройки вынудило наркомат ВМФ в сентябре-октябре 1940 г. пойти на такую меру, как мобилизация судов
наркомата речного флота,41 которые переоборудовались под тральщики и сторожевики.
Происходило также и активное перевооружение частей морской авиации на новые типы самолетов. Первоначально в первой пятилетке на вооружение авиации флота стали поступать самолеты отечественной конструкции - истребители «И-2», разведчики «Р-3» и гидросамолеты «РОМ-1», «МР-1». Затем в первой половине 1930-х гг. авиация Морских сил Балтийского моря располагала истребителями «И-4» и гидросамолетами «МР-6», «ТБ-1» и «МБР-2». Но с середины 30-х гг. стали поступать более новые образцы авиационной техники - истребители «И-15», «И-15бис», «И-16». Наконец, в конце 1930-х гг. КБФ стал получать такие самолеты, как истребители «И-153» и бомбардировщики «ДБ-3» и «СБ».42

В ходе проведения 1 -й и 2-й пятилеток Краснознаменный Балтийский флот получил много современных боевых кораблей различных классов, что позволило ему существенно повысить свою боевую мощь и выйти на качественно новый уровень. Однако нельзя забывать, что Балтийский флот не только рос и укреплялся сам, но и служил еще основной базой для создания и усиления ВМС на других морских театрах. Так, еще в 1929 г. Черноморскому флоту были переданы линейный корабль «Парижская коммуна» и крейсер «Профинтерн». В 1932 г. опять-таки с помощью балтийских моряков был создан Тихоокеанский флот. В июле-октябре 1936 г. из Кронштадта на Тихий океан перешли эсминцы «Сталин» и «Войков». Из Ленинграда по железной дороге были доставлены на Дальний Восток 4 малые подлодки. В июне-августе 1939 г. совершил переход из Кронштадта на Дальний Восток отряд кораблей КБФ в составе 4 базовых тральщиков. Тогда же железнодорожным путем на ТОФ были отправлены еще 7 малых подлодок. В 1933 г. советским правительством было принято решение о создании советских военно-морских сил в Заполярье. По только что вступившему в строй Беломорско-Бал-тийскому каналу из Балтийского моря в Баренцево море летом 1933 г. были переведены двумя отрядами эсминцы «Урицкий», «Карл Либкнехт» и «Валериан Куйбышев», сторожевые корабли «Гроза», «Ураган» и «Смерч», подлодки «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец». Впоследствии уже в 1939 г. на Северный флот были отправлены эсминцы «Громкий», «Грозный», «Гремящий» и «Сокрушительный».

Броненосцы береговой охраны, Финляндия

 


Тип «Väinämöinen»

2 единицы

«Väinämöinen» CV 8.1929 28.12.1930 12.1932 В 1947 продан СССР

«Ilmarinen» CV 8.1929 9.7.1931 9.1933 Погиб 13.9.1941

3900 (станд.) т; 93 (между перпендикулярами)х16,9х4,5 м; 2 ДЭ, 6000 л.с., 15 уз., 93 т...

Тральщики, Норвегия

Тип «Otra»

2 единицы

«Otra» (Nu, 1939 — захвачен Германией 9.4.1940), «Rauma» (Nu, 1939-захвачен Германией 9.4.1940)

370 (станд.) т; 51/52,1x7,1x1,9 м; 2 ПМУ, 1 ПК, 900 л.с., 13,5 уз., 1400 (9) миль. Эк. 25 чел. 1x1–40-мм, 2x1–20-мм,...

Приказы по устройству БКФ в Прибалтике

Исполняя приказы наркома ВМФ, Военный совет КБФ издал целый ряд приказов, направленных на скорейшее решение проблемы перебазирования Балтийского флота: № 41/5744 от 24 ноября 1939 г. - о передислокации в порты Эстонии и Латвии 11,12, 13 и 21...

Десантные катера, США

Типы LCV и LCVP

2366 + 22492 единицы

Построены в 1942–1943 гг.

11–11,5 т, десант: до 36 чел. или 3-т автомобиль.

Около 700 поставлены Англии по ленд-лизу.

Типы LCP(L) и LCP(R)

2140 + 2572 единицы

Построены в 1941–1943 гг.

10,7 т, десант: 35 чел.
...

Охотники за подводными лодками, Франция

Тип Ch-25

8 единиц

Ch-25, Ch-51, Ch-56, Ch-58, Ch-74, Ch-81, Ch-95 и Ch-98 (вошли в строй в 1917-1918 гг.)

60/75 т; 35,6x4,7x2,3 м; 3 бенз., 660 л.с., 16,5 уз., 1000 (12) миль, 1x1-75-мм, 2 пул., ГБ.

Однотипны с американскими охотниками типа SC,...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!