Итоги развития Балтийского флота за 1920-1939г.г.


Оценивая итоги развития Балтийского флота за 20 предвоенных лет (1920-1939 гг.), следует отметить, что он (как и весь Военно-морской флот СССР) прошел за это время, по крайней мере, 3 этапа. Первый этап (1921 -1926 гг.) характеризовался значительным сокращением флота и списанием большого количества боевых кораблей. Новых кораблей в это время, из-за финансовых трудностей, вообще не строилось, но зато подверглись модернизации и капитально-восстановительному ремонту многие старые корабли. В эти годы началась выработка концепции применения Рабоче-Крестьянского Красного флота. Возобладала, как известно, «молодая школа» (К. И. Душенов, И. М. Лудри и др.), отстаивавшая теорию так называемого «малого флота».

Второй период (1927-середина 1930-х гг.) знаменует собой переход от послевоенного восстановления флота к его активному строительству. Следует заметить, что в это время, в соответствии с концепцией «малого флота», строились сравнительно небольшие и относительно недорогие корабли (сторожевые корабли, тральщики, торпедные катера и подводные лодки), необходимые, прежде всего, для обороны собственного побережья, а также морская авиация.

И, наконец, с середины 1930-х гг. наступает третий этап, отмеченный введением в строй ВМФ крупных боевых единиц - новых легких крейсеров, лидеров и эсминцев, а также закладкой новейших линкоров (пр. 23) и тяжелых крейсеров (пр. 69). Военно-политическое руководство СССР постепенно, далеко не сразу, подходит к идее создания большого, «океанского», флота: в июне 1936 г. Генеральным штабом РККА и Управлением ВМС РККА была выдвинута программа «крупного морского судостроения», в феврале 1938 г. - «Большая судостроительная программа», а в августе 1939 г. был представлен на утверждение правительства «10-летний план строительства кораблей ВМФ».  Во всех этих программах основной акцент был сделан на постройку в большом количестве надводных кораблей (линкоров, тяжелых и легких крейсеров, лидеров и эскадренных миноносцев), хотя и подводным лодкам было отведено почетное место.

Итоги развития КБФ в 1930-е годы хорошо отразил в своих выводах начальник штаба флота капитан 1 ранга В. Ф. Трибуц весной 1939 г.: «На данном этапе развития и строительства нашего Военно-Морского флота в составе КБФ подавляющим элементом являются наши подводные лодки, нашамногочислен-ная и быстро растущая морская авиация и легкие силы в лице новых крейсеров, лидеров, ММ (миноносцев - П. П.), ТК (торпедных катеров - П. Щ и наши УРы (укрепленные районы - П. Щ, пополняемые новой современной техникой».  Далее Трибуц обосновал данную систему приоритетов в строительстве флота. По его мнению, «незначительное количество крупных боевых высокоценных объектов, какими являютсялинкоры, составляющие основу надводного флота, требуют сложного и громоздкого обеспечения». Риск потерь таких кораблей в случае войны, как считал начальник штаба, довольно велик, а последующее их восстановление очень длительно или даже невозможно.  В то же время авиационные и подводные соединения флота «требуют относительно меньшего обеспечения, особенно в море (кроме баз и обеспечения выходов)», а «массовый характер раздельно и скрытно действующих единиц (подлодок) или высокоподвижных соединений (авиа) делает риск не сталь существенным.

В конце ноября 1939 г., к началу советско-финляндской войны. Краснознаменный Балтийский флот (командующий - флагман 2 ранга В. Ф. Трибуц, начальник штаба - капитан 1 ранга- Ю. А, Пателеев, члены Военного совета - бригадный комиссар М Г. Яконенко и 2-й секретарь Ленинградского горкома ВКП (б) А. А. Кузнецов состоял из надводных, подводных и военно-воздушных сил, а также береговой обороны. В оперативном отношении Краснознаменный Балтийский флот, на основании  постановления Комитета обороны при Совете народных комиссаров СССР, с 14 сентября 1939г. был подчинен Ленинградскому военному округу (это положение было зафиксировано еще постановлением КО прн СНК от 21 апреля 1938 г. и подтверждено директивой наркома обороны  27 февраля 1939г.

В целом в надводных силах Балтийского флота  насчитывалось 2 линейных корабля, 1 легкий крейсер, 2 лидера эсминцев, 11 эскадренных миноносцев (из них 6 новейших -типа "Гневный"  и 5 старых - типа "НОЕИК"), 3 канонерские лодки.

Надводные силы флота состояли из следующих соединений: Эскадр "5" включавшей в себя два линкора («Марат» и "Октябрьская революция") и 3-й дивизион эсминцев (эсминцы "Карл Маркс", «Энгельс», "Ленин", «Володарский», отряда легких сил, состоявшего из одного крейсера ("Киров") и двух дивизионов эскадренных миноносцев -  1(лидер "Ленинград", эсминцы «Стремительный», «Сметливый», "Стерегущий") и 2 (лидер"Минск", эсминцы «Гордый», «Гневный» и «Грозящий»); дивизиона канонерских лодок («Красная Горка», "Сестрорецк" и "Кронштадт")
В середине: декабря 1939 г. прибавилась еще одна КЛ - "Красное Знамя", 13 сторожевых кораблей (на них 6 новых - типа "Ураган"), 30 тральщиков (из них 10 новых - типа "Фугас"), 33 сторожевых катера (из них 12 новых - типа «МО-4»), 64 торпедных катера, 3 минных и сетевых заградителя.

Подводные силы КБФ состояли из 1-й, 2-й и 3-й бригад подводных лодок. В 1 -ю бригаду входили 12-й, 13-й, 1 б-й и 21 -й дивизионы подводных лодок, а также плавучая база «Смольный» и спасательное судно «Коммуна». Всего в 1-й БПЛ насчитывалось 12 подлодок (3 - типа «Л», б - типа «С» и 3 - типа «Щ»). Во 2-й бригаде находились 17-й и 22-й дивизионы подлодок, а также плавбаза «Полярная Звезда». В целом во 2-й БПЛ имелось 7 подлодок (типа «Щ»). В 3-ю бригаду входили 23-й, 24-й и 2б-й дивизионы подводных лодок и плавбазы «Кронштадт» и «Ока». Общая численность 3-й БПЛ составляла 17 подлодок (типа «Малютка» и «М»). Кроме того, имелась 4-я бригада в составе трех дивизионов (11-й, 14-й и 15-й), которая полностью состояла из строящихся и капитально ремонтирующихся лодок. Всего в 4-й БПЛ насчитывалось 13 подлодок. Всего же в подводных силах насчитывалось 49 подводных лодок (из них 27 боеготовых).

Дислокация надводных и подводных сил КБФ к началу боевых действий выглядела следующим образом. В Ленинграде находились все строящиеся и большинство ремонтирующихся кораблей КБФ и Отряд учебных кораблей - крейсер «Максим Горький», 4-й дивизион эсминцев, минный заградитель «Марти», 11-й и 14-й дивизионы подлодок 4-й бригады ПЛ, 2б-й дивизион подлодок 3-й БПЛ, дивизион подводных лодок типа «К». В Главной базе (Кронштадт) и Ораниенбауме базировались: Эскадра - линейные корабли «Марат» и «Октябрьская революция» и 3-й дивизион эсминцев; лидер «Ленинград» и эсминец «Стерегущий» из Отряда легких сил; Бригада торпедных катеров; 1-й дивизион сторожевых кораблей, 1-й, 2-й, 3-й и 5-й дивизионы тральщиков из Охраны водного района; корабли Гидрографического отдела; 15-й дивизион подлодок из 4-й БПЛ, 1б-й и 21-й дивизионы из 1-й БПЛ, 23-й дивизион подлодок из 3-й бригады ПЛ. В Усть-Луге и Пейпии был сосредоточен Отряд особого назначения - транспорты «Сибирь», "Эльгои", "Курсант", "Пятилетка", «Кремль», "Сонет"," "Норд" и
"Базис", 7 буксиров, 5 мотобаркасов, 9 сторожевых катеров типа "МО-4", 6 катеров типа «Рыбинский» и 22 катера типа «КМ». Немалая часть боевых кораблей перед началом войны базировалась в новых портах в Прибалтике. В частности, в Татлине находились 2-й дивизион эсминцев  ОЛС, 2-я бригада подлодок (17- Й И 2 2-Й дивизионы ), 13- й дивизион и подлодка «Л-1» из 1-й бригады ПЛ. Б базе Палдиски базировался 24-й. дивизион подлодок из 3-й бригады 11П. И наконец, в Лиепае (Либаве) находились крейсер "Киров" и эсминцы "Сметливый" и "Стремительный" из Отряда легких сил.

Кроме того, имелась Охрана рейда Главной базы в составе учебного корабля "Ленинград", учебного корабля «Курсант»,  судна "Базис", гидрографического судна   "Восток", гидрографического судна "Вест", гидрографического судна «Норд», посыльного судна "Ижора", посыльного судна "Яуза", спасательного судна "Сигнал", буксиров  "КП-4"," КП-5", "КП-6",   "КП-8",  "КП-10"," КП-11", "КП-20", "КП-25", "КП-2б", "ЛК-1",  "ЛП-2", "ПЛ-Зб", «ЭЛ-19», "ЭЛ-20", "ЭЛ-21", «ЭЛ-23», "УК-4", "Якорь", "Зарница".

Имелся также ряд учебных кораблей в составе учебного крейсера «Аврора», учебных кораблей "Свирь", "Комсомолец", "Калинин", гидрографических судов «Буссоль», "Рулевой", «Бакан», «Волна», «Азимут», «Веха», «Бал», «Волнорез», «Астроном», «Аккерман».

Краснознаменный Балтийский флот также располагал следующими вспомогательными судами: транспортами "Пятилетка" «Кремль-», "Луначарский", «Дзер-жинский», "Балхаш", "Волголес", «Железнодорожник», "Горняк", "Пионер", «Луга», "Совет",  "Сибирь",  «Днепр», "Водолей № I", «Водолей № 2», "Куйвасто", «Щука», "Треска", самолодными шаландами  и ледоколами "Ермак", "Трувор", "Октябрь", "Силач".

Береговая оборона КБФ включала в себя Северный, Южный и Западный укрепленные районы и Отряд специального назначения. Северный укрепрайон располагал пятью артиллерийскими дивизионами (11-м, 12-м, 13-м, 14-ми 15-м), отдельной 100-мм батареей, отдельным местным стрелковым полком, отдельной железнодорожной ротой и отдельной ротой связи. 11-й артдивизион насчитывал 6 батарей, 12-й дивизион - 5 батарей, 13-й дивизион - 5 батарей, 14-й дивизион - б батарей и 15-й дивизион -6 батарей. Южный укрепрайон имел в своем составе 3 артдивизиона (1-й отдельный железнодорожный, 31-й отдельный и 33-й), 8-й железнодорожный батальон, пулеметную роту, 153-ю отдельную местную стрелковую роту и отдельную роту связи. 1 -й отдельный ж/д артдивизион имел 2 батареи, 31-й отдельный артдивизион - 4 батареи, а 33-й артдивизион -3 батареи. Западный укрепрайон состоял из двух артдивизионов (2 отдельного железнодорожного и 21), полевой батареи № 6, железнодорожного батальона, саперного батальона, химической роты и отдельной роты связи. Во 2-й отдельный ж/д артдивизион входили 3 батареи, а в 21-й - 2 батареи. Отряд специального назначения включал в себя 2-й артиллерийский дивизион специального назначения, 3-й артдивизион спецназначения, 1-й зенитный артдивизион спецназначения и 2-й зенитный артдивизион спецназначения. Всего в составе Береговой обороны КБФ находилось 56 стационарных береговых, железнодорожных и зенитных батарей (из них 21 полностью боеготовая) с 214 орудиями.

Противовоздушная оборона КБФ состояла из трех группировок зенитных частей, которые прикрывали наиболее важные объекты флота. Первая группировка, состоявшая из 1 зенитного артиллерийского полка (17 батарей), обороняла Главную базу флота (Кронштадт) и форты Северного укрепленного района. Вторая группировка, представленная 2-м зенитным артполком (12 батарей), прикрывала объекты Южного укрепрайона и аэродром ВВС КБФ в Клопицах. Наконец, третья группировка ПВО, состоявшая из отдельных зенитных частей (12 батарей), защищала объекты Западного укрепленного района и аэродром ВВС КБФ в Котлах. Таким образом, всего насчитывалась 41 стационарная зенитная батарея. Перед войной было произведено дополнительное усиление ПВО флота, а именно в р-не Кронштадта и на фортах было установлено восемь 76-мм четырехорудийных зенитных артиллерийских батарей, а также одна 4 5-мм зенитная батарея. Но имелись также и подвижные зенитные части. 83-й отдельный зенитный артдивизион (3 батареи) был переброшен в Палдиски, 84-й ОЗАД (3 батареи) - в Лиепаю. 61-й отдельный зенитный артдивизион (3 батареи) временно был переброшен в р-н Усть-Луги, а батарея № 90 - в Новую Ладогу.

Военно-воздушные силы флота состояли из трех авиационных бригад - 61-й истребительной, 8-й бомбардировочной и 10-й смешанной, 11-й, 43-й и 58-й морских ближнеразведывательных авиаэскадрилий, 41-й отдельной морской ближнеразведывателfa-ной авиаэскадрильи, 12 и 44-го разведывательных авиаотрядов и 71 отдельного авиаотряда. 61-я истребительная бригада, базировавшаяся на аэродромах Беззаботное, Низино, Котлы, Куммолово, Купля, Липово и Клопицы, включала в себя 5-й и 13-й истребительные авиаполки, 11-ю, 12-ю и 13-ю отдельные авиационные эскадрильи и группу истребителей «И-153». Всего в 61-й авиабригаде имелось 149 истребителей «И-16», 47 истребителей «И-15» и 20 истребителей «И-153». В 8-ю бомбардировочную авиабригаду, которая базировалась на аэродромах Копорье, Клопицы, Котлы и Беззаботное, входили 1-й минно-торпедный и 57-й скоростной бомбардировочный авиаполки. Всего 8-я бригада имела на вооружении 43 дальних бомбардировщика «ДБ-3» и 57 скоростных бомбардировщиков «СБ». 10-я авиабригада, в составе 12-й и 44-й морских ближнеразведывательных авиаэскадрилий, располагалась на аэродромах Палдиски и Кихельконна и насчитывала 14 гидросамолетов «МБР-2». В 11-й, 43-й и 58-й ближнеразведывательных авиаэскадрильях, которые дислоцировались на морских аэродромах Ораниенбаум, горы Валдай и Пейпия, насчитывалось, соответственно, 11, 27 и 18 гидросамолетов «МБР-2». В 12-м и 44-м разведывательных авиаотрядах, располагавшихся на аэродромах Хаболово и Вейно, имелось 3 и 4 гидросамолета «МБР-2». В 71 -м отдельном авиаотряде, находившемся в Петергофе, имелось 10 разведчиков «Р-5». Кроме того, Ладожской флотилии была оперативно подчинена 41-я разведывательная эскадрилья в составе 8 гидросамолетов «МБР-2», располагавшаяся в Новой Ладоге. Таким образом, общая численность гидроавиации составила 85 самолетов-разведчиков «МБР-2». В целом Военно-воздушные силы КБФ располагали 411 боеготовыми самолетами - 216 истребителями, 100 бомбардировщиками и 95 разведчиками.

Военному совету КБФ напрямую подчинялось и единственное на флоте соединение морской пехоты - Отдельная специальная стрелковая бригада (ОССБ) в составе 4 стрелковых батальонов.

К тому же в оперативном подчинении КБФ находилась Ладожская военная флотилия (командующий -капитан 1 ранга С. И. Кобыльских), сформированная по приказу наркома ВМФ в октябре 1939 г. В ее состав входили канонерская лодка «Ораниенбаум», сторожевые корабли «Разведчик» и «Дозорный», тральщики «Москва», «Видлица», б тральщиков типа «Ижорец», дивизион сторожевых катеров типа «Рыбинский», 2 сторожевых катера типа «МО-4» из состава 33 морпогранотряда НКВД, 4 буксира и 2 баржи. В распоряжении Ладожской флотилии находилась 41-я авиаэскадрилья ВВС КБФ (8 гидросамолетов). Местом базирования ЛВФ был Шлиссельбург.

В случае войны Краснознаменный Балтийский флот получал в свое распоряжение силы морской пограничной охраны НКВД СССР - 6-й (Ораниенбаумский), 34-й (Ленинградский) и 33-й (Ладожский) морские пограничные отряды. В частности, Ораниенбаумский отряд имел 10 сторожевых катеров типа «МО-4», 7 рейдовых катеров типа «КМ» и грузовую шхуну, Ленинградский отряд - 3 сторожевых катера типа «МО-4», 9 рейдовых катеров типа «КМ», 4 рейдовых катера типа «К», рейдовый катер «БК-1» и катер «Красная звезда», Ладожский отряд - 6 сторожевых катеров типа «МО-4» и 8 рейдовых катеров типа «КМ».

В начале сентября 1939 г., в связи с началом войны в Европе, на КБФ были сразу же осуществлены меры мобилизационного характера. Уже 8 сентября 1939 г., приказом наркома ВМФ № 2бЗЗсс были задержаны сроком на 1 месяц 2 193 краснофлотцев, красноармейцев и младших командиров, подлежащих увольнению осенью 1939 г., а также призваны на учебные сборы с 5 сентября сроком на 1 месяц 1 605 человек приписного состава зенитных батарей и частей ВНОС.70 12 сентября приказом № 2700сс нарком ВМФ приказал призвать с 14 сентября сроком на 1 месяц на учебные сборы 5 880 человек приписного состава соединений и частей КБФ.  Наконец, 17 сентября приказом № 2832сс, «для дальнейшего усиления КБФ», на учебные сборы сроком на 1 месяц было призвано сразу 12 878 человек приписного состава. Кроме того, 18 сентября, приказом наркома ВМФ за № 001б/пр. были призваны для тральной подготовки буксиры Наркомата речного флота типа «Ижорец» №№ 21, 23, 29, 37,38,39 и 63 «на срокдо особого распоряжения», а также продлена тральная подготовка буксиров «Менжинский» и «Дзержинский».  Подобное развертывание соединений и частей КБФ по штатам военного времени в таком значительном объеме проводилось впервые, тем более что «достаточного практического опыта по руководству этим развертыванием как у командования, так и штабов КБФ, соединений и частей -не было».74 Но, тем не менее, как признавало командование флотом, «при наличии ряда недостатков (подчас независящих от КБФ) все же можно сказать, что КБФ с поставленными задачами по развертыванию справился неплохо, так как больших и серьезных недостатков, зависящих исключительно от КБФ - не было».Вообще же проведенное развертывание убедило командование Краснознаменного Балтийского флота в том, что в основном МП-39 г. мобилизационный план - реален.

Списочная численность личного состава Краснознаменного Балтийского флота накануне советско-финляндской войны, на 15 октября 1939 г., составляла 61 105 человека. Из них 15 506 человек служили в соединениях надводных и подводных сил, 7 960 человек - в Военно-воздушных силах, 27 212 человек -в береговой обороне. За время военных действий, к 1 февраля 1940 г., численность КБФ достигла уже 62 996 человек, из них: командно-начальствующего состава -8 217 человек, младшего командного состава - 11 213 человек, рядового состава - 43 236 человек, слушателей ВМУЗов - 153 и курсантов ВМУЗов - 177 человек.

Оценивая КБФ с точки зрения количественной и качественной, нельзя не заметить, что по сравнению с Флотом Балтийского моря накануне и в период Первой мировой войны (1914-1918 гг.) количество крупных и средних боевых кораблей (линкоры, крейсеры, эсминцы) в составе флота за 20 лет сильно сократилось. Но не это является главным различием в состоянии Балтфлота перед Первой и Второй мировыми войнами. Прежде всего, бросается в глаза явная несбалансированность боевого состава КБФ осенью 1939 г., а точнее, странное соотношение по основным классам боевых кораблей. Оба линкора были кораблями старой постройки и к концу 1930-х гг. они уже морально устарели. Крейсер «Киров» обладал очень хорошими данными, но имел весьма слабое бронирование при довольно солидной артиллерии. К тому же, он был единственным в своем роде кораблем (второй крейсер - «Максим Горький» - еще строился). Количество эскортных кораблей (лидеры и эсминцы) было крайне невелико, что позволяло с большим трудом обеспечивать охрану лишь основных соединений КБФ. Для выполнения каких-либо других задач (например, прикрытия десантной операции) эсминцев уже не хватало. Выше уже говорилось о том, что Балтийский флот испытывал острейшую нехватку тральщиков и сторожевых кораблей. Фактически, тральщиков едва хватало для обеспечения выходов Эскадры флота в море, но на другие задачи их уже неоткуда было взять. Вряд ли можно признать нормальным и тот факт, что в составе КБФ был один-единственный минный заградитель («Марти»). Ведь в случае его гибели флот рисковал вообще оказаться без специальных минных кораблей. Слабым местом было полное отсутствие в составе КБФ специальных десантных кораблей. Кроме того, Краснознаменный Балтийский флот был крайне недостаточно обеспечен вспомогательными кораблями (транспортами, буксирами, ледоколами), что не обеспечивало его нормального функционирования и обеспечения боевой деятельности. С другой стороны, флот располагал большим количеством подводных лодок (даже излишним для такого ограниченного ТВД), торпедных катеров и довольно мощной авиацией. Таким образом, Краснознаменный Балтийский флот накануне войны с Финляндией являлся весьма мощным стратегическим объединением, но несбалансированным по своему составу и довольно плохо обеспеченным вспомогательными судами.

Формальный повод для объявления войны

Адмиралы Австро-Венгерского флота понимали, что основная сила Империи — её значительные сухопутные вооруженные силы, а флот всегда будет на вторых ролях. Поэтому к определению его состава приходится подходить особенно тщательно. Когда в начале...

Траулеры, Норвегия

Тип «Isles»

5 единиц

«Jeløy» (б. HMS «Shiant»), «Karmøy» (6. HMS «Inchmarnock»), «Oksøy» (6. HMS «Kerrera»), «Tromøy» (1-й) (6. HMS «Eday»), «Tromøy» (2-й) (6. HMS «Mincarlo»)

547/770 т; 50x8,4x3,2 м; 1 ПМУ, 1 ПК, 850 л.с., 12 уз., 183 т угля....

Базы подводных лодок на атлантическом побережье

Важнейшей составляющей частью стратегических планов в «Битве за Атлантику» была организация передового базирования подводных лодок в портах оккупированной Франции. Осознавая уязвимость этих баз от авиации союзников, немцы с 1941 г. начали вести...

Эсминцы, США

Тип «Gearing»

45 + 53 единицы

DD-710 «Gearing» (FSB, 10.8.1944/18.2.1945/5.1945 — слом в 1974)

DD-711 «Eugene A. Greene» (FSB, 17.8.1944/18.3.1945/6.1945 — в 1972 продан Испании)

DD-712 «Gyatt» (FSB, 7.9.1944/15.4.1945/7.1945 — искл. в 1969)

...

Торпедные катера, Канада

Тип «Farmile D»

9 единиц в RCN

МТВ-726, МТВ-727, МТВ-735, МТВ-736, МТВ-743 — МТВ-746, МТВ-748, МТВ-797.

90-105 т, 29-31 уз., 1x40, 2x20, 8 пул., 2 ТА-533.

Получены от RN в 1944 г.

Тип «ВРВ-430»


9 единиц в RCN

МТВ-459 — МТВ-466, МТВ-486,...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!