Итоги развития Балтийского флота за 1920-1939г.г.


Оценивая итоги развития Балтийского флота за 20 предвоенных лет (1920-1939 гг.), следует отметить, что он (как и весь Военно-морской флот СССР) прошел за это время, по крайней мере, 3 этапа. Первый этап (1921 -1926 гг.) характеризовался значительным сокращением флота и списанием большого количества боевых кораблей. Новых кораблей в это время, из-за финансовых трудностей, вообще не строилось, но зато подверглись модернизации и капитально-восстановительному ремонту многие старые корабли. В эти годы началась выработка концепции применения Рабоче-Крестьянского Красного флота. Возобладала, как известно, «молодая школа» (К. И. Душенов, И. М. Лудри и др.), отстаивавшая теорию так называемого «малого флота».

Второй период (1927-середина 1930-х гг.) знаменует собой переход от послевоенного восстановления флота к его активному строительству. Следует заметить, что в это время, в соответствии с концепцией «малого флота», строились сравнительно небольшие и относительно недорогие корабли (сторожевые корабли, тральщики, торпедные катера и подводные лодки), необходимые, прежде всего, для обороны собственного побережья, а также морская авиация.

И, наконец, с середины 1930-х гг. наступает третий этап, отмеченный введением в строй ВМФ крупных боевых единиц - новых легких крейсеров, лидеров и эсминцев, а также закладкой новейших линкоров (пр. 23) и тяжелых крейсеров (пр. 69). Военно-политическое руководство СССР постепенно, далеко не сразу, подходит к идее создания большого, «океанского», флота: в июне 1936 г. Генеральным штабом РККА и Управлением ВМС РККА была выдвинута программа «крупного морского судостроения», в феврале 1938 г. - «Большая судостроительная программа», а в августе 1939 г. был представлен на утверждение правительства «10-летний план строительства кораблей ВМФ».  Во всех этих программах основной акцент был сделан на постройку в большом количестве надводных кораблей (линкоров, тяжелых и легких крейсеров, лидеров и эскадренных миноносцев), хотя и подводным лодкам было отведено почетное место.

Итоги развития КБФ в 1930-е годы хорошо отразил в своих выводах начальник штаба флота капитан 1 ранга В. Ф. Трибуц весной 1939 г.: «На данном этапе развития и строительства нашего Военно-Морского флота в составе КБФ подавляющим элементом являются наши подводные лодки, нашамногочислен-ная и быстро растущая морская авиация и легкие силы в лице новых крейсеров, лидеров, ММ (миноносцев - П. П.), ТК (торпедных катеров - П. Щ и наши УРы (укрепленные районы - П. Щ, пополняемые новой современной техникой».  Далее Трибуц обосновал данную систему приоритетов в строительстве флота. По его мнению, «незначительное количество крупных боевых высокоценных объектов, какими являютсялинкоры, составляющие основу надводного флота, требуют сложного и громоздкого обеспечения». Риск потерь таких кораблей в случае войны, как считал начальник штаба, довольно велик, а последующее их восстановление очень длительно или даже невозможно.  В то же время авиационные и подводные соединения флота «требуют относительно меньшего обеспечения, особенно в море (кроме баз и обеспечения выходов)», а «массовый характер раздельно и скрытно действующих единиц (подлодок) или высокоподвижных соединений (авиа) делает риск не сталь существенным.

В конце ноября 1939 г., к началу советско-финляндской войны. Краснознаменный Балтийский флот (командующий - флагман 2 ранга В. Ф. Трибуц, начальник штаба - капитан 1 ранга- Ю. А, Пателеев, члены Военного совета - бригадный комиссар М Г. Яконенко и 2-й секретарь Ленинградского горкома ВКП (б) А. А. Кузнецов состоял из надводных, подводных и военно-воздушных сил, а также береговой обороны. В оперативном отношении Краснознаменный Балтийский флот, на основании  постановления Комитета обороны при Совете народных комиссаров СССР, с 14 сентября 1939г. был подчинен Ленинградскому военному округу (это положение было зафиксировано еще постановлением КО прн СНК от 21 апреля 1938 г. и подтверждено директивой наркома обороны  27 февраля 1939г.

В целом в надводных силах Балтийского флота  насчитывалось 2 линейных корабля, 1 легкий крейсер, 2 лидера эсминцев, 11 эскадренных миноносцев (из них 6 новейших -типа "Гневный"  и 5 старых - типа "НОЕИК"), 3 канонерские лодки.

Надводные силы флота состояли из следующих соединений: Эскадр "5" включавшей в себя два линкора («Марат» и "Октябрьская революция") и 3-й дивизион эсминцев (эсминцы "Карл Маркс", «Энгельс», "Ленин", «Володарский», отряда легких сил, состоявшего из одного крейсера ("Киров") и двух дивизионов эскадренных миноносцев -  1(лидер "Ленинград", эсминцы «Стремительный», «Сметливый», "Стерегущий") и 2 (лидер"Минск", эсминцы «Гордый», «Гневный» и «Грозящий»); дивизиона канонерских лодок («Красная Горка», "Сестрорецк" и "Кронштадт")
В середине: декабря 1939 г. прибавилась еще одна КЛ - "Красное Знамя", 13 сторожевых кораблей (на них 6 новых - типа "Ураган"), 30 тральщиков (из них 10 новых - типа "Фугас"), 33 сторожевых катера (из них 12 новых - типа «МО-4»), 64 торпедных катера, 3 минных и сетевых заградителя.

Подводные силы КБФ состояли из 1-й, 2-й и 3-й бригад подводных лодок. В 1 -ю бригаду входили 12-й, 13-й, 1 б-й и 21 -й дивизионы подводных лодок, а также плавучая база «Смольный» и спасательное судно «Коммуна». Всего в 1-й БПЛ насчитывалось 12 подлодок (3 - типа «Л», б - типа «С» и 3 - типа «Щ»). Во 2-й бригаде находились 17-й и 22-й дивизионы подлодок, а также плавбаза «Полярная Звезда». В целом во 2-й БПЛ имелось 7 подлодок (типа «Щ»). В 3-ю бригаду входили 23-й, 24-й и 2б-й дивизионы подводных лодок и плавбазы «Кронштадт» и «Ока». Общая численность 3-й БПЛ составляла 17 подлодок (типа «Малютка» и «М»). Кроме того, имелась 4-я бригада в составе трех дивизионов (11-й, 14-й и 15-й), которая полностью состояла из строящихся и капитально ремонтирующихся лодок. Всего в 4-й БПЛ насчитывалось 13 подлодок. Всего же в подводных силах насчитывалось 49 подводных лодок (из них 27 боеготовых).

Дислокация надводных и подводных сил КБФ к началу боевых действий выглядела следующим образом. В Ленинграде находились все строящиеся и большинство ремонтирующихся кораблей КБФ и Отряд учебных кораблей - крейсер «Максим Горький», 4-й дивизион эсминцев, минный заградитель «Марти», 11-й и 14-й дивизионы подлодок 4-й бригады ПЛ, 2б-й дивизион подлодок 3-й БПЛ, дивизион подводных лодок типа «К». В Главной базе (Кронштадт) и Ораниенбауме базировались: Эскадра - линейные корабли «Марат» и «Октябрьская революция» и 3-й дивизион эсминцев; лидер «Ленинград» и эсминец «Стерегущий» из Отряда легких сил; Бригада торпедных катеров; 1-й дивизион сторожевых кораблей, 1-й, 2-й, 3-й и 5-й дивизионы тральщиков из Охраны водного района; корабли Гидрографического отдела; 15-й дивизион подлодок из 4-й БПЛ, 1б-й и 21-й дивизионы из 1-й БПЛ, 23-й дивизион подлодок из 3-й бригады ПЛ. В Усть-Луге и Пейпии был сосредоточен Отряд особого назначения - транспорты «Сибирь», "Эльгои", "Курсант", "Пятилетка", «Кремль», "Сонет"," "Норд" и
"Базис", 7 буксиров, 5 мотобаркасов, 9 сторожевых катеров типа "МО-4", 6 катеров типа «Рыбинский» и 22 катера типа «КМ». Немалая часть боевых кораблей перед началом войны базировалась в новых портах в Прибалтике. В частности, в Татлине находились 2-й дивизион эсминцев  ОЛС, 2-я бригада подлодок (17- Й И 2 2-Й дивизионы ), 13- й дивизион и подлодка «Л-1» из 1-й бригады ПЛ. Б базе Палдиски базировался 24-й. дивизион подлодок из 3-й бригады 11П. И наконец, в Лиепае (Либаве) находились крейсер "Киров" и эсминцы "Сметливый" и "Стремительный" из Отряда легких сил.

Кроме того, имелась Охрана рейда Главной базы в составе учебного корабля "Ленинград", учебного корабля «Курсант»,  судна "Базис", гидрографического судна   "Восток", гидрографического судна "Вест", гидрографического судна «Норд», посыльного судна "Ижора", посыльного судна "Яуза", спасательного судна "Сигнал", буксиров  "КП-4"," КП-5", "КП-6",   "КП-8",  "КП-10"," КП-11", "КП-20", "КП-25", "КП-2б", "ЛК-1",  "ЛП-2", "ПЛ-Зб", «ЭЛ-19», "ЭЛ-20", "ЭЛ-21", «ЭЛ-23», "УК-4", "Якорь", "Зарница".

Имелся также ряд учебных кораблей в составе учебного крейсера «Аврора», учебных кораблей "Свирь", "Комсомолец", "Калинин", гидрографических судов «Буссоль», "Рулевой", «Бакан», «Волна», «Азимут», «Веха», «Бал», «Волнорез», «Астроном», «Аккерман».

Краснознаменный Балтийский флот также располагал следующими вспомогательными судами: транспортами "Пятилетка" «Кремль-», "Луначарский", «Дзер-жинский», "Балхаш", "Волголес", «Железнодорожник», "Горняк", "Пионер", «Луга», "Совет",  "Сибирь",  «Днепр», "Водолей № I", «Водолей № 2», "Куйвасто", «Щука», "Треска", самолодными шаландами  и ледоколами "Ермак", "Трувор", "Октябрь", "Силач".

Береговая оборона КБФ включала в себя Северный, Южный и Западный укрепленные районы и Отряд специального назначения. Северный укрепрайон располагал пятью артиллерийскими дивизионами (11-м, 12-м, 13-м, 14-ми 15-м), отдельной 100-мм батареей, отдельным местным стрелковым полком, отдельной железнодорожной ротой и отдельной ротой связи. 11-й артдивизион насчитывал 6 батарей, 12-й дивизион - 5 батарей, 13-й дивизион - 5 батарей, 14-й дивизион - б батарей и 15-й дивизион -6 батарей. Южный укрепрайон имел в своем составе 3 артдивизиона (1-й отдельный железнодорожный, 31-й отдельный и 33-й), 8-й железнодорожный батальон, пулеметную роту, 153-ю отдельную местную стрелковую роту и отдельную роту связи. 1 -й отдельный ж/д артдивизион имел 2 батареи, 31-й отдельный артдивизион - 4 батареи, а 33-й артдивизион -3 батареи. Западный укрепрайон состоял из двух артдивизионов (2 отдельного железнодорожного и 21), полевой батареи № 6, железнодорожного батальона, саперного батальона, химической роты и отдельной роты связи. Во 2-й отдельный ж/д артдивизион входили 3 батареи, а в 21-й - 2 батареи. Отряд специального назначения включал в себя 2-й артиллерийский дивизион специального назначения, 3-й артдивизион спецназначения, 1-й зенитный артдивизион спецназначения и 2-й зенитный артдивизион спецназначения. Всего в составе Береговой обороны КБФ находилось 56 стационарных береговых, железнодорожных и зенитных батарей (из них 21 полностью боеготовая) с 214 орудиями.

Противовоздушная оборона КБФ состояла из трех группировок зенитных частей, которые прикрывали наиболее важные объекты флота. Первая группировка, состоявшая из 1 зенитного артиллерийского полка (17 батарей), обороняла Главную базу флота (Кронштадт) и форты Северного укрепленного района. Вторая группировка, представленная 2-м зенитным артполком (12 батарей), прикрывала объекты Южного укрепрайона и аэродром ВВС КБФ в Клопицах. Наконец, третья группировка ПВО, состоявшая из отдельных зенитных частей (12 батарей), защищала объекты Западного укрепленного района и аэродром ВВС КБФ в Котлах. Таким образом, всего насчитывалась 41 стационарная зенитная батарея. Перед войной было произведено дополнительное усиление ПВО флота, а именно в р-не Кронштадта и на фортах было установлено восемь 76-мм четырехорудийных зенитных артиллерийских батарей, а также одна 4 5-мм зенитная батарея. Но имелись также и подвижные зенитные части. 83-й отдельный зенитный артдивизион (3 батареи) был переброшен в Палдиски, 84-й ОЗАД (3 батареи) - в Лиепаю. 61-й отдельный зенитный артдивизион (3 батареи) временно был переброшен в р-н Усть-Луги, а батарея № 90 - в Новую Ладогу.

Военно-воздушные силы флота состояли из трех авиационных бригад - 61-й истребительной, 8-й бомбардировочной и 10-й смешанной, 11-й, 43-й и 58-й морских ближнеразведывательных авиаэскадрилий, 41-й отдельной морской ближнеразведывателfa-ной авиаэскадрильи, 12 и 44-го разведывательных авиаотрядов и 71 отдельного авиаотряда. 61-я истребительная бригада, базировавшаяся на аэродромах Беззаботное, Низино, Котлы, Куммолово, Купля, Липово и Клопицы, включала в себя 5-й и 13-й истребительные авиаполки, 11-ю, 12-ю и 13-ю отдельные авиационные эскадрильи и группу истребителей «И-153». Всего в 61-й авиабригаде имелось 149 истребителей «И-16», 47 истребителей «И-15» и 20 истребителей «И-153». В 8-ю бомбардировочную авиабригаду, которая базировалась на аэродромах Копорье, Клопицы, Котлы и Беззаботное, входили 1-й минно-торпедный и 57-й скоростной бомбардировочный авиаполки. Всего 8-я бригада имела на вооружении 43 дальних бомбардировщика «ДБ-3» и 57 скоростных бомбардировщиков «СБ». 10-я авиабригада, в составе 12-й и 44-й морских ближнеразведывательных авиаэскадрилий, располагалась на аэродромах Палдиски и Кихельконна и насчитывала 14 гидросамолетов «МБР-2». В 11-й, 43-й и 58-й ближнеразведывательных авиаэскадрильях, которые дислоцировались на морских аэродромах Ораниенбаум, горы Валдай и Пейпия, насчитывалось, соответственно, 11, 27 и 18 гидросамолетов «МБР-2». В 12-м и 44-м разведывательных авиаотрядах, располагавшихся на аэродромах Хаболово и Вейно, имелось 3 и 4 гидросамолета «МБР-2». В 71 -м отдельном авиаотряде, находившемся в Петергофе, имелось 10 разведчиков «Р-5». Кроме того, Ладожской флотилии была оперативно подчинена 41-я разведывательная эскадрилья в составе 8 гидросамолетов «МБР-2», располагавшаяся в Новой Ладоге. Таким образом, общая численность гидроавиации составила 85 самолетов-разведчиков «МБР-2». В целом Военно-воздушные силы КБФ располагали 411 боеготовыми самолетами - 216 истребителями, 100 бомбардировщиками и 95 разведчиками.

Военному совету КБФ напрямую подчинялось и единственное на флоте соединение морской пехоты - Отдельная специальная стрелковая бригада (ОССБ) в составе 4 стрелковых батальонов.

К тому же в оперативном подчинении КБФ находилась Ладожская военная флотилия (командующий -капитан 1 ранга С. И. Кобыльских), сформированная по приказу наркома ВМФ в октябре 1939 г. В ее состав входили канонерская лодка «Ораниенбаум», сторожевые корабли «Разведчик» и «Дозорный», тральщики «Москва», «Видлица», б тральщиков типа «Ижорец», дивизион сторожевых катеров типа «Рыбинский», 2 сторожевых катера типа «МО-4» из состава 33 морпогранотряда НКВД, 4 буксира и 2 баржи. В распоряжении Ладожской флотилии находилась 41-я авиаэскадрилья ВВС КБФ (8 гидросамолетов). Местом базирования ЛВФ был Шлиссельбург.

В случае войны Краснознаменный Балтийский флот получал в свое распоряжение силы морской пограничной охраны НКВД СССР - 6-й (Ораниенбаумский), 34-й (Ленинградский) и 33-й (Ладожский) морские пограничные отряды. В частности, Ораниенбаумский отряд имел 10 сторожевых катеров типа «МО-4», 7 рейдовых катеров типа «КМ» и грузовую шхуну, Ленинградский отряд - 3 сторожевых катера типа «МО-4», 9 рейдовых катеров типа «КМ», 4 рейдовых катера типа «К», рейдовый катер «БК-1» и катер «Красная звезда», Ладожский отряд - 6 сторожевых катеров типа «МО-4» и 8 рейдовых катеров типа «КМ».

В начале сентября 1939 г., в связи с началом войны в Европе, на КБФ были сразу же осуществлены меры мобилизационного характера. Уже 8 сентября 1939 г., приказом наркома ВМФ № 2бЗЗсс были задержаны сроком на 1 месяц 2 193 краснофлотцев, красноармейцев и младших командиров, подлежащих увольнению осенью 1939 г., а также призваны на учебные сборы с 5 сентября сроком на 1 месяц 1 605 человек приписного состава зенитных батарей и частей ВНОС.70 12 сентября приказом № 2700сс нарком ВМФ приказал призвать с 14 сентября сроком на 1 месяц на учебные сборы 5 880 человек приписного состава соединений и частей КБФ.  Наконец, 17 сентября приказом № 2832сс, «для дальнейшего усиления КБФ», на учебные сборы сроком на 1 месяц было призвано сразу 12 878 человек приписного состава. Кроме того, 18 сентября, приказом наркома ВМФ за № 001б/пр. были призваны для тральной подготовки буксиры Наркомата речного флота типа «Ижорец» №№ 21, 23, 29, 37,38,39 и 63 «на срокдо особого распоряжения», а также продлена тральная подготовка буксиров «Менжинский» и «Дзержинский».  Подобное развертывание соединений и частей КБФ по штатам военного времени в таком значительном объеме проводилось впервые, тем более что «достаточного практического опыта по руководству этим развертыванием как у командования, так и штабов КБФ, соединений и частей -не было».74 Но, тем не менее, как признавало командование флотом, «при наличии ряда недостатков (подчас независящих от КБФ) все же можно сказать, что КБФ с поставленными задачами по развертыванию справился неплохо, так как больших и серьезных недостатков, зависящих исключительно от КБФ - не было».Вообще же проведенное развертывание убедило командование Краснознаменного Балтийского флота в том, что в основном МП-39 г. мобилизационный план - реален.

Списочная численность личного состава Краснознаменного Балтийского флота накануне советско-финляндской войны, на 15 октября 1939 г., составляла 61 105 человека. Из них 15 506 человек служили в соединениях надводных и подводных сил, 7 960 человек - в Военно-воздушных силах, 27 212 человек -в береговой обороне. За время военных действий, к 1 февраля 1940 г., численность КБФ достигла уже 62 996 человек, из них: командно-начальствующего состава -8 217 человек, младшего командного состава - 11 213 человек, рядового состава - 43 236 человек, слушателей ВМУЗов - 153 и курсантов ВМУЗов - 177 человек.

Оценивая КБФ с точки зрения количественной и качественной, нельзя не заметить, что по сравнению с Флотом Балтийского моря накануне и в период Первой мировой войны (1914-1918 гг.) количество крупных и средних боевых кораблей (линкоры, крейсеры, эсминцы) в составе флота за 20 лет сильно сократилось. Но не это является главным различием в состоянии Балтфлота перед Первой и Второй мировыми войнами. Прежде всего, бросается в глаза явная несбалансированность боевого состава КБФ осенью 1939 г., а точнее, странное соотношение по основным классам боевых кораблей. Оба линкора были кораблями старой постройки и к концу 1930-х гг. они уже морально устарели. Крейсер «Киров» обладал очень хорошими данными, но имел весьма слабое бронирование при довольно солидной артиллерии. К тому же, он был единственным в своем роде кораблем (второй крейсер - «Максим Горький» - еще строился). Количество эскортных кораблей (лидеры и эсминцы) было крайне невелико, что позволяло с большим трудом обеспечивать охрану лишь основных соединений КБФ. Для выполнения каких-либо других задач (например, прикрытия десантной операции) эсминцев уже не хватало. Выше уже говорилось о том, что Балтийский флот испытывал острейшую нехватку тральщиков и сторожевых кораблей. Фактически, тральщиков едва хватало для обеспечения выходов Эскадры флота в море, но на другие задачи их уже неоткуда было взять. Вряд ли можно признать нормальным и тот факт, что в составе КБФ был один-единственный минный заградитель («Марти»). Ведь в случае его гибели флот рисковал вообще оказаться без специальных минных кораблей. Слабым местом было полное отсутствие в составе КБФ специальных десантных кораблей. Кроме того, Краснознаменный Балтийский флот был крайне недостаточно обеспечен вспомогательными кораблями (транспортами, буксирами, ледоколами), что не обеспечивало его нормального функционирования и обеспечения боевой деятельности. С другой стороны, флот располагал большим количеством подводных лодок (даже излишним для такого ограниченного ТВД), торпедных катеров и довольно мощной авиацией. Таким образом, Краснознаменный Балтийский флот накануне войны с Финляндией являлся весьма мощным стратегическим объединением, но несбалансированным по своему составу и довольно плохо обеспеченным вспомогательными судами.

Уточнение боевых задач КБФ

Вплоть до 20-х чисел ноября 1939 г. оперативный план КБФ не менялся, но буквально за неделю до начала военных действий произошло окончательное уточнение боевых задач Краснознаменного Балтийского флота. 21 ноября командующий войсками...

Дополнение

Уже после завершения работы о действиях тихоокеанских субмарин, опубликованной в сборнике «Субмарины на войне-6», в распоряжении автора оказалось новое издание «Русский Архив»: Советско-японская война 1945 года:

История военно-политического...

Патрульные корабли, Франция

В начале войны было мобилизовано не менее 66 торговых судов и траулеров. В зависимости от размеров, они числились как avisos auxiliaries (вспомогательные авизо) или patrouilleurs (патрульные корабли). После перемирия большинство судов было...

Американские подводные минные заградители в войне на Тихом океане

После окончания Первой Мировой войны американские моряки вообще и подводники в частности тщательно анализировали опыт поверженного противника, особенно внимательно изучали они трофейные немецкие субмарины.

На базе подводного крейсера U 140 янки...

Эскортные корабли, Великобритания

Тип «Модифицированный «Black Swan»

19 + 5 единиц

«Alacrity» (Ден, 1.9.1944 — искл. в 1956), «Amethyst» (Стеф, 7.5.1943 — искл. в 1957), «Chanticleer» (Ден, 24.9.1943 — искл. в 1945), «Crane» (Ден, 9.11.1942 — искл. в 1965), «Cygnet» (Кмл,...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!