Авианосцы, Великобритания

Тип «Illustrious»

6 единиц

01

1-я группа:

«Illustrious» ВикАрм 27.4.1937 5.4.1939 5.1940 Искл. в 1956
«Victorious» ВикАрм 4.5.1937 14.9.1939 5.1941 Искл. в 1969
«Formidable» XB 17.6.1937 17.8.1939 11.1940 Искл. в 1953

2-я группа:

«Indomitable» ВикАрм 10.11.193726.3.1940 10.1941 Искл. в 1955

3-я группа:

«Implacable» Фф 21.2.1939 10.12.19428.1944 Искл. в 1955
«Indefatigable» ДжБр 3.11.1939 8.12.1942 5.1944 Искл. в 1956

1-я группа: 23 000/28 620 т; 205,1/225,5x29,2 (полетная палуба — 32,5)х8,8 м; 3 ТЗА и 6 ПК, 111 000 л.с., 30,5 узл., 4840 т нефти. Броня: борт 114 мм, борт ангара 114 мм, траверсы 114-64 мм, полетная палуба 76 мм, нижняя палуба 76-25 мм. Эк. 1229 чел. 8x2-114-мм/45, 6x8-40-мм/40 «пом-пома», 1 катапульта, 33 самолета.

2-я группа: около 25 000/29 730 т; 205,1/229,8x29,2 (полетная палуба — 35,4)х8,8 м; 3 ТЗА и 6 ПК, 111 000 л.с., 30,5 узл., 4500 т нефти. Броня: борт 114 мм, борт ангара 37 мм, траверсы 64 мм, полетная палуба 76 мм, нижняя палуба 76-25 мм. Эк. 1392 чел. 8x2-114-мм/45, 3x8-40-мм/40 «пом-пома» (еще 3x8 добавлены в апреле 1942 г.), 1 катапульта, 45 самолетов.

3-я группа: более 27 000/32 110 т; 210,3/233,6x29,2 (полетная палуба — 34,5)х8,9 м; 4 ТЗА и 8 ПК, 148 000 л.с., 31,5 узл., 4810-4690 т нефти; Броня: борт 114 мм, борт ангара 37 мм, траверсы 64 мм, полетная палуба 76 мм, нижняя палуба 76-25 мм. Эк. 1585 чел. 8x2-114-мм/45, 5x8 и 1 х4-40-мм/40, 1 катапульта, 60 самолетов.

«Illustrious» по праву считается этапным кораблем в эволюции класса авианосцев. На нем впервые в мировой практике было применено бронирование полетной палубы, значительно повысившее его боевую устойчивость.

Шесть кораблей типа «Illustrious» стали самой большой серией тяжелых авианосцев английского флота. Они подразделялись на 3 группы и имели существенные различия. У первых трех кораблей были одноярусный ангар и трехвальная ЭУ. «Indomitable» (2-я группа) отличался двухъярусным ангаром и несколько уменьшенной толщиной вертикальной брони, но в остальном был идентичен кораблям 1-й группы. Последние два авианосца имели увеличенные размерения, двухъярусный ангар и четырехвальную ЭУ.

Проектирование «Illustrious» началось в 1936 г. По техническим требованиям, корабль должен был иметь защиту от 500-фн (227-кг) бомб и 152-мм снарядов. Стандартное водоизмещение ограничивалось 23 000 т — предельное значение, разрешенное Лондонской конференцией 1936 г.

Защита авианосца получилась весьма мощной — 62% площади полетной палубы прикрывала 76-мм броня. Пояс и стены ангара размерами 139,6 х 18,9 х4,9 м имели толщину 114 мм, траверзы — 64-114 мм; ангарная палуба внутри броневой цитадели — 25-мм, нижняя палуба вне цитадели — 76-мм. За повышение живучести пришлось заплатить в 2 раза меньшим, чем на «Ark Royal», составом авиагруппы и уменьшением высоты надводного борта (11,6 м у «Illustrious» против 17,1 м у «Ark Royal»).

ПТЗ «Illustrious» в целом повторяла примененную на «Ark Royal», и теоретически он мог выдержать подводный взрыв 340 кг тротила.

Главный недостаток первых трех авианосцев — малый состав авиагруппы — попытались исправить на кораблях 2-й и 3-й групп. За счет перепланировки внутренних помещений и уменьшения бортовой брони ангар смогли сделать двухъярусным. На «Indomitable» верхний ангар имел ту же площадь, что и «Illustrious», но высоту 4,3 м, размер нижнего — 51,2х18,9х4,9м. Верхний ангар на кораблях 3-й группы был точно таким же, как на «Indomitable», но нижний стал несколько иным — 63,4 х 18,9х4,3м.

«Illustrious» оборудовался двумя лифтами грузоподъемностью 6,4 т (на кораблях 3-й группы — 9 т), разнесенными далеко в оконечности корабля, за пределы бронированного ангара. Запас авиабензина на кораблях 1-й группы составлял 230 000 л, 2-й — 342 000 л, 3-й — 430 000 л.

Особенностью архитектуры «Illustrious» стала «аэродинамическая» форма «острова» и дымовой трубы в виде профиля самолетного крыла, а также закругленная носовая палуба: предполагалось, что это уменьшит турбулентность воздуха и улучшит условия взлета и посадки самолетов. В то же время закругления палубы сокращали ее эффективную длину до 189 м, поэтому на последующих авианосцах, начиная с «Victorious», закругления стали выполнять не такими большими, что позволило удлинить его палубу до 204,2 м; а на кораблях 2-й и 3-й групп — до 225,6 м.

Зенитное вооружение повторяло принятое на «Ark Royal», но с размещением 114-мм орудий в т.н. «межпалубных» установках и возросшего до 6 количества 40-мм восьмиствольных установок «пом-пом».

В годы войны малокалиберное зенитное вооружение постоянно увеличивалось и к 1945 г. насчитывало 95 стволов (5x8 40-мм/40 «пом-помов», 3x1 40-мм/56 «бофорса» и 52 20-мм «эрликона») на «Illustrious», 106 (5 x 8 40-мм/40 «пом-помов», 2x4, 2х2и9х1 40-мм/56 «бофорсов» и 45 20-мм «эрликонов») — на 'Victorious», 94 (6 х 8 40-мм/40 «пом-помов», 12x1 40-мм/56 «бофорсов» и 34 20-мм «эрликона») — на «Formidable», 109 (6 х 8 40-мм/40 «пом-помов», 2x4, 2х2и13х1 40-мм/56 «бофорсов» и 36 20-мм «эрликонов») — на «Indomitable», 107 (5 х 8 и 3 х 4 40-мм/40 «пом-пома», 4 х 1 40-мм/56 «бофорса» и 51 20-мм «эрликон») — на «Implacable» и 94 (5 х 8 и 1 х 4 40-мм/40 «пом-пом», 10x1 40-мм/56 «бофорсов» и 40 20-мм «эрликонов») — на «Indefatigable».

В ходе ремонта в начале 1945 г. на «Illustrious» снят центральный вал, вследствие чего скорость ограничилась 24 узл.

«Illustrious» 10.1.1941 тяжело поврежден прямыми попаданиями семи 500-кг и 250-кг авиабомб и одним близким разрывом. 16.1.1941 во время аварийного ремонта на Мальте получил новые бомбовые попадания. Выбыл из строя на год.

«Formidable» 26.5.1941 поврежден двумя 500-кг бомбами, ремонт — около полугода.

«Indomitable» 12.8.1942 тяжело поврежден герм, авиацией (2 прямых попадания 500-кг бомбами), вышел из строя на полгода. 16.7.1943 тяжело поврежден герм, авиаторпедой около Мальты и был спасен только быстрым контрзатоплением отсеков другого борта, ремонт — 8 месяцев.

В 1945 г. несколько кораблей этого типа подверглись ударам «камикадзе», но во всех случаях корабли остались в строю и могли продолжать выполнение боевой задачи.

«Ark Royal»

1 единица

02

«Ark Royal» Кмл 16.9.1935 13.4.1937 11.1938 Погиб 14.11.1941

22 585/27 720 т; 208,8/243,8x28,9 (полетная палуба — 29)х8,5 м; 3 ТЗА и 6 ПК, 102 000 л.с., 31 узл., 4620 т нефти. Броня: борт 114 мм, палуба до 87 мм. Эк. 1580чел. 8x2-114-мм/45,4х8-40-мм/40, 4x4-12.7-мм, 2 катапульты, 72 самолета.

Самый знаменитый авианосец Королевского флота периода Второй мировой войны.

Характерными особенностями архитектуры «Ark Royal» стали рекордно высокий надводный борт (17,1 м) и большой кормовой свес полетной палубы, которая за счет этого существенно превосходила длину корпуса. Полетная палуба являлась конструктивным элементом корпуса и участвовала в обеспечении продольной прочности корабля.

Ангар «Ark Royal» был двухъярусным: верхний ярус — длиной 173 м, нижний — 137м; ширина обоих — по 18,3 м. Три лифта располагались в центральной части АВ довольно близко друг к другу. Запас авиабензина — 454600л. Броневой пояс толщиной 114 мм защищал около 45% ватерлинии, а по высоте доходил до нижней ангарной палубы. Броня последней в районе МО, погребов боезапаса и цистерн авиабензина достигала 87 мм. ПТЗ теоретически могла выдерживать взрыв подводного заряда массой 380 кг тротила.

Существенным недостатком этого в целом удачного корабля стало отсутствие дизель-генераторов (всю электроэнергию вырабатывали парогенераторы), что сыграло роковую роль в его судьбе: после попадания торпеды и выхода из строя паровых котлов «Ark Royal» лишился электроэнергии, и дальнейшая борьба за живучесть оказалась безуспешной.

Зенитное вооружение, по довоенным меркам, было весьма мощным, однако возможности ПВО снижало отсутствие РЛС: «Ark Royal» стал последним крупным кораблем британского флота, не имевшим радара.

В мае 1941 г. зенитное вооружение усилено 2x8 40-мм «пом-помами».

13.11.1941 при возвращении из очередной операции по переброске истребителей на Мальту «Ark Royal» получил попадание торпеды, выпущенной герм. ПЛ U-81. На следующий день, спустя 14 часов после атаки, затонул в 25 милях вост. Гибралтара.

Тип «Glorious»

2 единицы

03

«Glorious» XB 20.4.1915 20.4.1916 10.1916 Погиб 8.6.1940
«Courageous» Арм 28.3.1915 5.2.1916 10.1916 Погиб 17.9.1939

22 500/27 400 т; 224,5/239,7x27,6x6,4 м; 4 ТЗА и 18 ПК, 90 000 л.с., 30,5 узл., 3685 т нефти. Броня: борт 76 мм, палуба 76-20 мм. Эк. 1216 чел. 16 х 1-120-мм/40, 3 х 8-40-мм/40, 2 х 4-12,7-мм, 2 катапульты, 48 самолетов.

Бывшие легкие линейные крейсера. При вступлении в строй были вооружены четырьмя 381-мм орудиями, имели высокую скорость хода, но при огромных размерах несли очень легкую броню. Оказались неудачными, и с февраля 1919-го находились в резерве.

В начале было решено перестроить эти корабли в авианосцы по типу «Furious». Работы на «Glorious» началась в феврале 1924-го, а на «Courageous» — в июне 1924 г. Вступили в строй в новом качестве в марте 1930 г. и мае 1928 г. соответственно.

В целом по конструкции были аналогичны «Furious», но существенно отличались внешне благодаря «острову» с внушительной дымовой трубой. Длину верхнего ангара увеличили до длины нижнего (167,6 м), что позволило принимать на борт до 48 самолетов.

Первоначально вооружение авианосцев состояло из 16 х 1 120-мм/40 ЗУ и 4 х 1 40-мм «пом-помов». В 1935 г. на «Glorious», а в следующем — на «Courageous» вместо одноствольных установили 3x8 40-мм «пом-пома».

Оба корабля потеряны в первый год войны. «Courageous», осуществлявший поиск вражеских транспортов и ПЛ в Северной Атлантике, 17.9.1939 был обнаружен и потоплен двумя торпедами герм. ПЛ U-29. Затонул через 15 минут после атаки. Погибло 518 чел. «Glorious» участвовал в Норвежской кампании. После окончания прикрытия эвакуации из Нарвика 8.6.1940 перехвачен и потоплен герм. ЛК «Scharnhorst» и «Gneisenau». Общие потери экипажа и личного состава морской и армейской авиагрупп составили 1472 чел.

«Furious»

1 единица

04

«Furious» Арм 8.6.1915 15.8.1916 7.1917 Искл. в 1948

22 450/27 165 т; 224,5/239,7x26,8 (полетная палуба — 27,9)х6,4 м; 4 ТЗА и 18 ПК, 90 000 л.с., 30 узл., 3830 т нефти. Броня: борт 76 мм, палуба 76-20 мм. Эк. 1218 чел. 6x2-102-мм/45, 3x8-2-40-мм/40, 2x4-12,7-мм, 2x1-533-мм ТА подводных, 2 катапульты, 36 самолетов.

Корабль, оказавший огромное влияние на эволюцию класса авианосцев. Заложен как легкий линейный крейсер — третий корабль типа «Courageous», но уже в ходе строительства его переоборудовали в «полуавианосец», оборудовав в носовой оконечности ангар и взлетную палубу. Вскоре после ввода в строй вновь возвращен на верфь и оснащен второй, посадочной, палубой в кормовой части.

Из-за завихрений воздуха, возникающих при обтекании расположенной в диаметральной плоскости надстройки и трубы, посадка самолетов на кормовую палубу «Furious» оказалась сопряжена с большим риском, поэтому в 1922-1925 гг. корабль прошел очередное переоборудование. С него сняли все надстройки, трубу и мачту. Носовой и кормовой ангары объединили в один (167,6x15,2x4,6 м), над которым надстроили верхний (158,5x15,2x4,6 м). Самолеты теперь могли стартовать сразу с двух уровней: с короткой носовой полетной палубы и с 175,5-м верхней, занимавшей 3/4 длины корабля. Самолеты поднимали на верхнюю палубу двумя лифтами грузоподъемностью по 5,5 т. Катапульт и аэрофинишеров не было. ПТЗ рассчитана на подводный взрыв 200 кг тротила.

«Furious» сохранил 10 140-мм орудий, в дополнение к ним получил две 102-мм ЗУ и 4 х 1 40-мм «пом-пома». В 1932-1933 гг. — третью 102-мм ЗУ и 2 х 8 40-мм «пом-пома» вместо одноствольных.

Крупную модернизацию «Furious» прошел в ноябре 1938 — мае 1939 г. На верхней палубе с правого борта появилась небольшая надстройка — «остров». Короткую нижнюю взлетную палубу перестали использовать по прямому назначению. Грузоподъемность одного из лифтов увеличили до 6,4 т. Полностью заменили артиллерию: вместо одноствольных 140-мм и 102-мм пушек установили 6 спаренных 102-мм и добавили третий восьмиствольный 40-мм «пом-пом».

К началу Второй мировой войны находился в резерве.

В апреле 1941 г. добавили четвертый восьмиствольный «пом-пом» и 15»эрликонов» (впоследствии их число довели до 22). В июле 1941 — августе 1942 г. для улучшения остойчивости на «Furious» изменили форму булей, углубив их и сделав более полными (27,4 м). Полетную палубу удлинили до 181,7м. Запас топлива возрос до 4010 т, авиабензина — до 94 550 л. Полное водоизмещение достигло 28 495 т, а скорость упала до 28,5 узл.

Активно использовался в годы войны (в т.ч. конвои на Мальту и удары по герм. ЛК «Tirpitz»), что сказалось на его техническом состоянии.

В сентябре 1944 г. выведен в резерв, позднее переоборудован в опытовый корабль для испытаний систем ПТЗ.

«Eagle»

1 единица

05

«Eagle» Арм 22.1.1913 8.6.1918 9.1923 Погиб 11.8.1942

22 960/27 940 т; 192,4/203,5x32,0x8,1 м; 4 ТЗА и 32 ПК, 50 000 л.с., 24 узл., 2990 т нефти. Броня: борт 114 мм, палуба 102 мм. Эк. 953 чел. 9 х 1-152-мм/45,4x1-102-мм/45,2 х 8-2-40-мм/40, 2x4-12,7-мм, 25 самолетов.

Заложен как ЛК «Almirante Cohrane» для ВМС Чили. С началом Первой мировой войны реквизирован, в конце 1917 г. принято решение достроить как авианосец. Планировалось сдать флоту в 1919 г., однако строительство затянулось до февраля 1924 г. из-за значительных изменений в проекте (переход на нефтяное отопление, наделка противоторпедных булей, изменение состава вооружения: число 152-мм орудий уменьшили с 12 до 9, удлинение «острова» для придания ему лучших аэродинамических свойств). Ангар «Eagle» имел длину 122 м, на полетную палубу самолеты подавались двумя лифтами грузоподъемностью по 6,4 т. Катапульты не было. Первое время на палубе стояла «продольная» система посадки, снятая в 1926 г. Вооружение на момент ввода в строй: 9 152-мм, 4 102-мм зен. орудия. В 1927 г. добавлено пятое 102-мм орудие, в 1929 г. — 2 одноствольных 40-мм автомата «пом-пом» (вскоре замененные на 12,7-мм пулеметы). В 1932 г. одна из 102-мм пушек заменена на восьмиствольный «пом-пом»; второй такой же добавлен в 1937 г.

В ходе ремонта в октябре 1941 — январе 1942 г. установлены 12 «эрликонов», за счет некоторого уменьшения запаса топлива увеличена емкость цистерн для хранения авиабензина.

В Индийском океане 14.3.1940 на борту корабля произошел несчастный случай: в ангаре по неизвестной причине взорвалась 250-фн (114-кг) бомба. Ремонт из-за спешного перехода на Средиземное море в полном объеме провести не удалось, поэтому корабль страдал от частых поломок. 11.8.1942 атакован герм. ПЛ U-73 и, получив попадания четырех торпед, затонул через 4 мин. Погибли 263 чел.

«Argus»

1 единица

06

«Argus» Брдм 6.1914 2.12.1917 9.1918 Искл. в 1946

14 450/15 750 т; 163,1/172,2x20,7x6,4 м; 4 ПТУ, 12 цилиндрических ПК, 20 000 л.с., 20 узл., 2500 т нефти. Броня: защита погребов 51 мм. Эк. 495 чел. 2 х 1-102-мм/45, 3x4-12,7-мм, 1 катапульта, 12 самолетов.

Заложен как пассажирский лайнер «Conte Rosso» для Италии. В августе 1916 г. приобретен Адмиралтейством для перестройки в авианосец. Первый в мире авианосец со сплошной полетной палубой и расположенным под ней ангаром. Последний — одноярусный, размерами 89,7x15,2 м. Запас авиабензина — 63 645 л. Первоначально был оснащен двумя лифтами для подачи самолетов с ангарной на полетную палубу, продольной системой торможения и не имел катапульт.

В 1922 г. установлен новый лифт (вместо двух старых) грузоподъемностью 6100 кг. В 1925-1926 гг. «Argus» оснастили противоторпедными булями. ПТЗ рассчитана на подводный взрыв 200 кг тротила. В 1936 г. установлено оборудование для старта и посадки радиоуправляемых самолетов-мишеней «Queen Bee». В 1937-1938 гг. на «Argus» смонтировали катапульту и аэрофинишеры.

К началу Второй мировой войны корабль использовался в качестве учебного, его скорость не превышала 18,75 узл.

В начале 1942 г. длину полетной палубы увеличили до 173,7 м. Добавлены 2 х 1 102-мм ЗУ, 13 х 1 20-мм «эрликонов» и 1 х 4 12,7-мм пулемет.

В годы войны служил в основном как авиационный транспорт для перевозки самолетов (максимальное число перевезенных за один раз — 92). После модернизации в 1942 г. некоторое время использовался в качестве боевого авианосца. 10.11.1942 в ходе операции «Торч» поврежден попаданием 250-кг бомбы в кормовую часть полетной палубы. После ремонта, с сентября 1943 г., официально переклассифицирован в учебный АВ. Переведен в класс портовых судов в 1944 г.

Лёгкие авианосцы

Тип «Colossus»

6 + 4 единицы

07

«Colossus» ВикАрм 1.6.1942 30.9.1943 12.1944 Передан Франции в 1946
«Glory» XB 27.8.1942 27.11.1943 4.1945 Искл. в 1961
«Ocean» Стеф 8.11.1942 8.7.1944 6.1945 Искл. в 1962
«Venerable» Кмл 3.12.1942 30.12.1943 1.1945 Передан Голландии в 1948
«Vengeance» CX 16.11.1942 23.2.1944 1.1945 Передан Бразилии в 1956
«Pioneer» ВикАрм 2.12.1942 20.5.1944 2.1945 Искл. в 1954

13 190/18 040 т; 192/211,2x24,4x7,1 м; 2 ТЗА и 4 ПК, 40 000 п.с., 25 узл., 3196 т нефти. Броня: погреба 10 мм. Эк. 1300 чел. 6 х 4-40-мм/40, 11 х 2 и 10 х 1-20-мм/70, 1 катапульта, 37 (32 на «Ocean») самолетов.

Проект легкого авианосца водоизмещением в 13 200 т был разработан в 1942 г. При его создании особое внимание уделялось технологичности и дешевизне — такие корабли предполагалось строить крупной серией и в очень сжатые сроки. В целом «Colossus» был сконструирован весьма рационально. Его полетная палуба (длина — 210,3 м — почти как на «Illustrious») оборудовалась двумя лифтами грузоподъемностью 6,8 т. Одноярусный ангар (135,6 х 15,9 х 5,33 м) по высоте был больше, чем на «Illustrious». Броневая защита проектом не предусматривалась, за исключением стальных листов толщиной 10 мм, прикрывавших погреба авиационного боезапаса.

Корпус АВ проектировался по нормам торгового судостроения, без встроенной ПТЗ, однако при этом имел рациональное разделение на отсеки и сохранял непотопляемость при попадании торпеды в район главных поперечных переборок. Повышению живучести способствовала и эшелонная компоновка ЭУ, занимавшей 4 отсека (2 МО и 2 КО). Запас авиатоплива — 448 236 л.

По проекту авианосцы должны были нести 6x4 40-мм «пом-помов» и 32 (11 х2и10х1) 20-мм «эрликона», и первые корабли серии вступали в строй именно с таким составом вооружения. К середине 1945 г. на всех сданных флоту кораблях «эрликоны» частично или полностью заменили на 40-мм «пом-помы» или «бофорсы». Так, на «Colossus» вместо «эрликонов» имелся 21 одноствольный 40-мм «бофорс», на «Ocean» — 7 одноствольных «пом-помов» и 20 «эрликонов».

Из 10 заложенных авианосцев до конца Второй мировой войны в строй вошли 6, в том числе «Pioneer» — в роли вспомогательного АВ. Однотипные «Theseus», «Triumph», «Warrior» и «Perseus» сданы флоту уже после окончания войны, в 1945-1946 гг. (последний — также в качестве вспомогательного АВ). В 1943 г. англичане заложили еще 6 подобных АВ типа «Majestic» с усиленной палубой для использования более тяжелых самолетов, но все они либо вступили в строй после войны, либо были сданы на слом.

Из вступивших в строй до окончания войны АВ перейти на Дальний Восток и принять участие в боевых действиях успел только «Glory».

«Unicorn»

1 единица

08

«Unicorn» XB 29.6.193920.11.19413.1943 Искл. в 1959

14 750/20 300 т; 171,9/195,1 х27,4х7,3 м; 2 ТЗА и 4 ПК, 40 000 л.с., 24 узл., 3157 т нефти. Броня: полетная палуба 51 мм, погреба 76-51 мм. Эк. 1200чел.4х2-102-мм/45, 4x4-40-мм/40, 4х2и5х1-20-мм/70, 1 катапульта, 35 самолетов.

Проектировался в качестве вспомогательного, главной задачей которого являлось обеспечение действий тяжелых АВ типа «Illustrious». Предполагалось, что он будет представлять собой нечто среднее между авиатранспортом и ремонтной мастерской, а в мирное время использоваться в качестве носителя радиоуправляемых самолетов-мишеней, однако начавшаяся война изменила эти планы, и «Unicorn» вступил в строй как легкий авианосец.

По архитектуре и конструкции «Unicorn» являлся как бы уменьшенным и упрощенным вариантом «Ark Royal». Он имел высокий надводный борт при относительно коротком корпусе. Полетная палуба на протяжении 115,2 м защищалась 51-мм броней. Погреба боезапаса и цистерны авиабензина прикрывались коробчатой защитой из 51-76-мм плит.

Корабль имел два лифта грузоподъемностью по 9 т. Ангар — двухъярусный, высота каждого яруса — 4,7 м. Емкость цистерн авиабензина — 163 656 л.

«Hermes»

1 единица

09

«Hermes» Арм 15.1.191811.9.1918 2.1924 Погиб 9.4.1942

10 850/13 700 т; 182,3x21,4x5,7 м; 2 ТЗА и 6 ПК, 40 000 п.с., 25 узл., 2000 т нефти. Броня: борт 76 мм, палуба 25 мм. Эк. 664 чел. 6x1-140-мм/50, 2x1-102-мм/45, 2x4-12,7-мм, 15 самолетов.

Первый в мире корабль, спроектированный и построенный непосредственно как авианосец. Заказан в июле 1917 г. Первоначально темп работ был очень высок, однако после заключения мира постройку приостановили. В дальнейшем проект основательно переработали — по результатам экспериментов, проведенных на авианосцах «Argus» и «Eagle».

Корпус и система бронирования «Hermes» разрабатывались на базе чертежей крейсера «Hawkins». Одноярусный ангар был длинным и узким. Оба лифта унифицированы с применявшимися на авианосце «Eagle». Катапульты отсутствовали.

Мореходность корабля считалась вполне удовлетворительной, но остойчивость оставляла желать лучшего. С максимальным запасом топлива «Hermes» имел склонность самопроизвольно крениться на левый борт (до 4°). Из-за этого количество принимаемой в топливные танки нефти пришлось уменьшить на 600 т.

«Hermes» планировалось вооружить 152-мм орудиями, но уже в ходе постройки их заменили на 140-мм. В 1927 г. сняли одну из трех 102-мм пушек. В целом зенитное вооружение корабля не модернизировалось и к началу Второй мировой войны оставалось крайне слабым. Скорость к 1939 г. не превышала 22-23 узл.

В 1941 г. на палубе, впереди «острова», установили четырехствольный 40-мм «пом-пом». Возможно, в начале 1942 г. получил несколько 20-мм «эрликонов».

Поврежден в результате столкновения с ВСКР «Corfu» в августе 1940 г., ремонт 3 месяца. 9.4.1942 потоплен японской палубной авиацией юго-зап. Тринкомали, получив в течение 10 минут около 40 попаданий 250-кг бомб. Погибли 302 чел.

Эскортные авианосцы

Тип «Ameer»

23 единиц

10

«Slinger» Ткм 25.5.1942 15.12.1942 8.1943 Искл. в 1946
«Atheling» Ткм 9.6.1942 7.9.1942 8.1943 Искл. в 1946
«Khedive» Ткм 22.9.1942 27.12.1942 8.1943 Искл. в 1946
«Ameer» Ткм 18.7.1942 18.10.1942 7.1943 Искл. в 1946
«Begum» Ткм 3.8.1942 11.11.1942 8.1943 Искл. в 1946
«Trumpeter» Ткм 25.8.1942 15.12.1942 8.1943 Искл. в 1946
«Empress» Ткм 9.9.1942 30.12.1942 8.1943 Искл. в 1946
«Emperor» Ткм 23.6.1942 7.10.1942 8.1943 Искл. в 1946
«Speaker» Ткм 9.10.1942 30.12.1942 11.1943 Искл. в 1947
«Nabob» Ткм 20.10.1942 9.3.1943 9.1943 Искл. в 1944
«Premier» Ткм 31.10.1942 22.3.1943 11.1943 Искл. в 1946
«Shah» Ткм 13.11.1942 21.4.1943 9.1943 Искл. в 1945
«Patroller» Ткм 27.11.1942 6.5.1943 10.1943 Искл. в 1946
«Rajah» Ткм 17.12.1942 18.5.1943 1.1944 Искл. в 1946
«Ranee» Ткм 5.1.1943 2.6.1943 11.1944 Искл. в 1946
«Trouncer» Ткм 1.2.1943 16.6.1943 1.1944 Искл. в 1946
«Thane» Ткм 23.2.1943 15.7.1943 11.1943 Искл. в 1945
«Queen» Ткм 12.3.1943 31.7.1943 12.1943 Искл. в 1946
«Ruler» Ткм 25.3.1943 21.8.1943 12.1943 Искл. в 1946
«Arbiter» Ткм 26.4.1943 9.9.1943 12.1943 Искл. в 1946
«Smiter» Ткм 10.5.1943 27.9.1943 1.1944 Искл. в 1946
«Puncher» Ткм 21.5.1943 8.11.1943 2.1944 Искл. в 1946
«Reaper» Ткм 5.6.1943 22.11.1943 2.1944 Искл. в 1946

11 400/15 160 т, 150-151,4x21,2x7,8 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 8500 л.с., 18,5 узл., 3160 т нефти. Эк. 646 чел. 2x1-127-мм/38, 8x2-40-мм/56,14x2 и 7 х 1-20-мм/70, 1 катапульта, 18-24 самолета.

Вторая серия американских кораблей типа «Bogue». Из 24 АВ этого типа 22 были переданы по ленд-лизу Великобритании, один — Канаде («Nabob») и один остался в составе ВМС США. По сравнению с головным АВ, корабли второй серии имели усиленное артиллерийское вооружение, увеличенную полетную палубу (на «Smiter» — 137,2 х 24,4 м) и меньший запас авиабензина (158 000-196 300 л). Американские 127-мм пушки Мк-12 с углом возвышения всего 27° не могли вести зенитный огонь. Легкая артиллерия в ходе войны неоднократно менялась. Так, летом 1945 г. на «Arbiter» были установлены 4 одноствольных «бофорса», а на «Trouncer» — 14. Число «эрликонов» на последнем сократилось до 7.

«Slinger» 5.2.1944 подорвался на мине и находился в ремонте до ноября 1944 г. «Nabob» 22.8.1944 поврежден торпедой герм. ПЛ U-354, выведен в резерв и не восстанавливался. «Thane» 15.1.1945 торпедирован герм. ПЛ U-482 в устье р. Клайд (при взрыве погибли 10 чел.), выведен в резерв и не восстанавливался.

Тип «Attacker»

11 единиц

«Attacker» ВП 17.4.1941 17.9.1941 10.1942 Искл. в 1946
«Battler» Ингл 15.4.1941 4.4.1942 11.1942 Искл. в 1946
«Stalker» ВП 6.10.1941 5.3.1942 12.1942 Искл. в 1945
«Hunter» Ингл 15.5.1941 22.5.1942 1.1943 Искл. в 1945
«Trecker» Ткм 3.11.1941 7.3.1942 1.1943 Искл. в 1945
«Fencer» ВП 5.9.1941 4.4.1942 2.1943 Искл. в 1946
«Chaser» Ингл 28.6.1941 15.1.1942 4.1943 Искл. в 1946
«Searcher» Ткм 20.2.1942 20.6.1942 4.1943 Искл. в 1945
«Ravager» Ткм 11.4.1942 16.7.1942 4.1943 Искл. в 1946
«Striker» ВП 15.12.1941 7.5.1942 4.1943 Искл. в 1946
«Pursuer» Ингл 31.7.1941 18.7.1942 6.1943 Искл. в 1946

10 200/14 170 т, 149,1-151,2x21,2x7,2 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 8500 л.с., 18,5 узл., 3018-3160 т нефти. Эк. 646 чел. 2x1-102-мм/50, 4 (на «Searcher» — 8) х 2-40-мм/56, от 10 до 35-20-мм/70, 1 катапульта, 20 самолетов.

Корабли типа «Bogue», построенные в США и переданные Великобритании по ленд-лизу. От американских АВ они отличались численностью авиагруппы (20 машин вместо 28), уменьшенным до 225 000 л запасом авиабензина и иным составом артиллерийского вооружения. Полетная палуба длиной 133,5 м (позднее продлена на 3,6 м) оборудована катапультой и двумя лифтами грузоподъемностью 6,4 т. Ангар имел высоту 5,5 м.

В январе 1943 г. на «Battler» американские 102-мм пушки заменили тремя английскими зенитными 102-мм/45. В июле 1945 г. на «Pursuer», «Striker» и «Fencer» дополнительно установили соответственно 4, 6 и 7 одноствольных 40-мм «бофорсов»; при этом число «эрликонов» уменьшили.

«Tracker» поврежден в результате столкновения в июне 1944 г. Ремонт — до сентября 1944 г.

Тип «Nairana»

3 единицы

11

«Nairana» ДжБр 6.11.1941 20.5.1943 12.1943 Искл. в 1948
«Vindex» CX 1.7.1942 4.5.1943 12.1943 Искл. в 1947
«Campania» XB 12.8.1941 17.6.1943 3.1944 Искл. в 1955

12 450/15 970 т («Campania»), 13 445/16 830 т («Vindex») и 13 825/17 250 т («Nairana»), 151,9/161,1x20,7x7,7-7,8 («Vindex» и «Nairana») или 156,1/164x21,3x6,7 («Campania») м; 2 диз., 10 700 л.с. ('Vindex» и «Nairana») или 13 250 л.с. («Campania»), 16 узл. («Vindex» и «Nairana») или 18 узл. («Campania»), 1655 («Vindex» и «Nairana») или 2229 («Campania») т соляра. Эк. 639-728 чел. 1 х 2-102мм/45,4x4-40-мм/40, 8x2-20-мм/70, 1 катапульта, 18 самолетов.

Самые удачные из эскортных авианосцев британской постройки. Переоборудованы из корпусов быстроходных грузовых судов, находившихся на стапелях и реквизированных в июне — октябре 1942 г. Малая степень готовности теплоходов позволила внести в их конструкцию ряд важных изменений — в частности, увеличить число водонепроницаемых переборок, более рационально разместить погреба авиационного боезапаса и бензина. Корабли типа «Nairana» стали единственными английскими эскортными АВ, имевшими усиленную полетную палубу, обеспечивающую дополнительную прочность корпуса. Кроме того, они отличались необычно широкими ангарами: на «Nairana» и «Vindex» — 70,4 х 18,6 м, на «Campania» — 60,4 х 19,4 м. Высота ангаров была одинаковой — 5,3 м.

Все корабли оснащались одной катапультой и одним лифтом грузоподъемностью 6,8 т. Запас авиабензина — 235 000 л.

На всех АВ укладывался балласт: от 1620 т («Campania») до 3000 т («Nairana»).

Тип «Archer»

4 единицы

12

«Archer» Сан 1939 14.12.1939 11.1941 Искл. в 1945
«Avenger» Сан 1940 27.11.1940 3.1942 Погиб 15.12.1942
«Biter» Сан 1940 18.12.1940 5.1942 Передан 1945 Франции
«Dasher» Сан 1940 12.4.1941 7.1942 Погиб 27.3.1943

10 220/12 860 т («Archer»), 10 366/15 125 т («Avenger» и «Dasher») и 12 850/15 300 т («Biter»), 150x21,3x6,7-7,7м; 1 х2 диз., 8500 Л.С., 16-16,5узл., 1362 («Archer») или 3061 (остальные) т нефти и соляра. Эк. 555-855 чел. 3x1-102-мм/50,15x1-20-мм/70, 6-12,7-мм пул., 1 катапульта, 15 самолетов.

Первые британские эскортные АВ, заказанные в США в рамках соглашения о ленд-лизе. Переоборудованы из корпусов транспортных судов. Работы начались в апреле — мае 1941 г. Головной «Archer» был перестроен из уже готового судна за 6 месяцев. Конструктивно он несколько отличался от трех остальных, основой для которых послужили недостроенные транспорты. Его полетная палуба имела длину 133,5 м, высота ангара — 5,79 м; на остальных кораблях — соответственно 134,7 м и 4,88 м. «Archer» и «Avenger» были гладкопалубными, без «острова». На остальных имелся небольшой «остров» по правому борту.

Все авианосцы оснащались одним лифтом грузоподъемностью 5,4 т. Запас авиабензина по проекту составлял 341 000-386 000 л, но вскоре после ввода кораблей в строй его уменьшили до 163 500 л.

Корпус АВ был такой же, как у транспорта типа СЗ. Остойчивость обеспечивал бетонный балласт (1800 т на «Archer», 1930 т на остальных). Кроме того, рекомендовалось принимать до 1000 т водяного балласта. Броневой защиты и ПТЗ не было.

ЭУ включала в себя два дизеля, работавших через редуктор на один вал. Запас дизельного топлива состоял из 1362-1600 т непосредственно для двигателей и 1100-1700 т в дополнительных цистернах (грузовых танках), используемых преимущественно для дозаправки в море кораблей эскорта.

В конце 1942 г. американские 102-мм орудия заменили на 3 102-мм/45 зенитных английского производства. На «Archer» в феврале 1943 г. вместо 12,7-мм пулеметов установили 2x2 40-мм/56 автомата «бофорс». В октябре 1943 г. на «Archer» и «Biter» число «эрликонов» доведено до 19.

«Avenger» 15.11.1942 был торпедирован герм. ПЛ U-155 в 100 милях западнее Гибралтара. Взорвался и затонул в течение трех минут. Погибли 505 чел. «Dasher» 27.3.1943 погиб в результате взрыва цистерн с авиабензином в устье р. Клайд. Погибли 378 чел.

«Biter» в апреле 1945 г. передан Франции и переименован в «Dixmude».

«Pretoria Castle»

1 единица

13

«Pretoria Castle» ХВ 12.10.1938 Переоборудован на СХ в июле 1942 — апреле 1943. Искл. в 1946

19 650/23 450 т, 180,5x23,2x8,8 м; 2 диз., -16 000 л.с., 18 узл., 2430 т соляра. Броня: погреба и отделение рулевой машины 25 мм. Эк. 666 чел. 2x2-102-мм/45, 28-20-мм/70,1 катапульта, 21 самолет.

Бывший пассажирский лайнер (17 392 брт), в октябре 1939 г. мобилизован и превращен во вспомогательный крейсер. В середине 1942 г. было принято решение переоборудовать его в эскортный АВ. «Pretoria Castle» стал самым крупным эскортным авианосцем в мире. В отличие от остальных представителей своего класса, имел легкое бронирование погребов боезапаса и рулевого привода, а также систему ПТЗ из пустых отсеков вдоль борта. Полетная палуба (170,7 х 23,2 м) оборудовалась катапультой и лифтом грузоподъемностью 6,8 т. Высота ангара — 5,33 м. Общий запас авиатоплива — 345 500 л. По проекту в состав вооружения, помимо 102-мм и 20-мм орудий, входили две восьмиствольные установки 40-мм «пом-помов», но они так и не были смонтированы.

«Activity»

1 единица

14

«Activity» Клд 1.2.1940 30.5.1942 10.1942 Искл. в 1946

11 800/14 250 т, 144,8/156,4x20,1x7,7 м; 2 диз., 12000п.с., 18 узл., 2015 т соляра. Эк. 375 чел. 1 х2-102-мм/45, 10 х 2 и 4 х 1-20-мм/70, 11 самолетов.

Переоборудован из недостроенного рефрижератора. Решение принято в ноябре 1941 г., работы начаты в январе 1942 г. Проект создан на базе АВ «Audacity», но значительно усовершенствован. «Activity» получил небольшой «остров», ангар высотой 6,4 м и самолетоподъемник грузоподъемностью 4,5 т. Размеры полетной палубы — 151,8 х 20,1 м. Катапульт не было. Запас авиабензина — 91 000 л. Для сохранения остойчивости нес 1600 т балласта, подводную часть корпуса более тщательно разделили на отсеки. Некоторые боевые посты защитили тонкой противоосколочной броней.

«Audacity»

1 единица

15

«Audacity» Бремер Вулкан (Германия), спущен на воду 29.3.1939, переоборудован в январе — июне 1941 (Блис). Погиб 21.12.1941.

10230/11 000т; 132,6/142,4x17,1x6,6 м; 1 диз., 5200 л.с., 14,5 узл., 649 т соляра, 12 000 (14,5 узл.) миль. Эк. 210 чел. 1 х 1-102-мм/45, 1 х 1-57-мм, 4 х 1-40-мм/40, 4x1-20-мм/70, 6 самолетов.

Первый эскортный АВ британского флота, переоборудован из германского рефрижератора «Ганновер» (5537 брт), захваченного 7.3.1940 английским КРЛ «Dunedin». Решение о переделке в эскортный АВ, предназначенный для «защиты торговли», принято 2.1.1941.

Конструкция корабля была предельно упрощенной. На нем не предусматривалось ни ангара, ни самолетоподъемников, ни катапульты, ни «острова». Самолеты (всего 6 шт.) базировались прямо на полетной палубе (140,2 х 18,3 м). Запас авиабензина — 45460л. В трюм укладывалось 3000 т балласта.

Вечером 21.12.1941 дважды торпедирован герм. ПЛ U-751. После попадания первой торпеды потерял ход, после попадания еще двух, спустя 70 мин. переломился и затонул. Погибли 72 чел.

«Торговые авианосцы»

Тип «MAC»

19 единиц

Авианосцы-зерновозы:

«Empire MacAlpine», «Empire MacKendrick», «Empire MacAndrew», «Empire MacDermott»

7950 брт, 139,9 x 17,3 x 7,3 м; 1 диз., 3500 л.с., 12,5 узл. Эк. 107 чел. 1x1-102-мм/40 или 76-мм, 2 х 1-40-мм/56, 4x1-20-мм/70, 4 самолета.

«Empire MacRae», «Empire MacCallun»

8250 брт, 136,1 х 17,6x7,5м; 1 диз., 3300 л.с., 12,5 узл. Эк. 107 чел. 1 х 1-102-мм/40 или 76-мм, 2 х 1-40-мм/56, 4x1-20-мм/70, 4 самолета.

Авианосцы-танкеры:

«Ancylus», «Avacus», «Amastra», «Alexia», «Rapana», «Miralda», «Adula», «Macoma», «Gadila»

8017 брт (полное водоизмещение 16 500 т), 147,3 х 18 х 8,4 м; 1 диз., 3300-4000 л.с., 11,5-13 узл. Эк. 118 чел. 1x1-102-мм/40, 2x1-40-мм/56, 4x1-20-мм/70, 4 самолета.

«Empire MacKay», «Empire MacColl», «Empire MacMahon», «Empire MacCabe»

8900-9200 брт, 137,2 x 18,3 x 8,3-8,5 м; 1 диз., 3300 л.с., 11 узл. Эк. 122 чел. 1x1-102-мм/40, 8x1-20-мм/70, 3 самолета.

В годы Второй мировой войны в Великобритании был создан оригинальный класс кораблей — т.н. «торговые авианосцы» MAC (Merchant Aircraft Carriers). Они перестраивались из танкеров и зерновозов и внешне напоминали эскортные АВ, но сохраняли грузовые трюмы. Несмотря на то, что некоторые из них имели не только сплошную полетную палубу, но и ангар, и самолетоподъемник, по сути это были все же торговые суда, поскольку главной их задачей оставалась перевозка грузов. Самолеты служили лишь средством разведки и самообороны, к тому же авиагруппа состояла всего из 3-4 машин. Суда типа MAC плавали под торговым флагом (17 под британским и 2 под голландским) и официально в состав английского флота не входили.

Всего в 1942-1944 гг. было создано 6 авианосцев-зерновозов и 13 авианосцев-танкеров. Первые имели полетную палубу, ангар и лифт грузоподъемностью 4,5 т, на вторых ангар и лифт отсутствовали. Запас авиабензина не превышал 22 500 л.

Тральщики, Нидерланды

Тип «Jan van Amstel»

8 единиц

«Abraham Crijnssen» x 1961-1964

«Jan van Gelder» x 1961-1964

«Jan van Amstel» + 8.03.42 в прол. Мадура потоплен арт. огнем япон. ЭМ.

«Abraham van der Hulst» + 14.05.40 в Энкхейзене затоплен экипажем, позднее поднят...

Большие подводные лодки, СССР

Тип «Д»

6 единиц

Серия I: Д-1 «Декабрист» (3.11.1928) Д-2 «Народоволец» (19.05.1929) Д-3 «Красногвардеец» (12.07.1929) Д-4 «Революционер» (6.04.1929) Д-5 «Спартаковец» (28.09.1929) Д-6 «Якобинец» (12.05.1930)

934/1354 т; 76 х 6,4 х 3,8 м;...

Линейные корабли, СССР

Тип «Севастополь»

3 единицы

«Октябрьская Революция» — бывш. «Гангут» (1914, модерн. 1933/1939), с 1946 — УК, исключен из списков ВМФ 02.56. х 1959 (1956 ?)

24324 т, 23 уз., 12x305, 16x120, 6x45, 24 пул., 2 сам.
По др. данным: 22, 5 уз., 6x76,...

Зимний вариант и недостатки оперативного плана

Начиная с 22 ноября 1939 г., по прямому указанию заместителя наркома ВМФ И. С. Исакова в связи с резким похолоданием и угрозой появления льда на р. Луга начал разрабатываться новый, так называемый «зимний», вариант операции. 23 ноября, вследствие...

Сторожевые катера, Новая Зеландия

Тип ML

11 единиц

ML-400 — ML-411.

73 т, 20 уз., 1x40, 2x20.

Тип HDML


14 единиц

HDML-1183HDML-1194, HDML-1348HDML-1351

46 т, 12 уз., 1x47, 1x20.
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!