Авианосцы, США

Тип «Essex»

17 + 9 единиц

01

CV-9 «Essex» NN 28.4.1941 31.7.1942 12.1942 Исключен в 1975
CV-10 «Yorktown» NN 1.12.1941 21.1.1943 4.1943 С 1975 корабль-музей
CV-11 «Intrepid» NN 1.12.1941 26.4. 1943 8.1943 С 1982 корабль-музей
CV-12 «Hornet» NN 3.8.1942 30.8.1943 11.1943 С 1998 корабль-музей
CV-13 «Franklin» NN 7.12.1942 14.10.1943 1.1944 Исключен в 1964
CV-14 «Ticonderoga» NN 1.2.1943 7.2.1944 5.1944 Исключен в 1973
CV-15 «Randolph» NN 10.5.1943 29.6.1944 10.1944 Исключен в 1973
CV-16 «Lexington» BtlhQ 5.9.1941 26.9.1942 2.1943 С 1991 корабль-музей
CV-17 «Bunker Hill» BtlhQ 5.9.1941 7.12.1942 5.1943 Исключен в 1966
CV-18 «Wasp» BtlhQ 8.3.1942 17.8.1943 11.1943 Исключен в 1972
CV-19 «Hancock» BtlhQ 26.1.1943 17.8.1943 3.1944 Исключен в 1976
CV-20 «Bennington» NN 15.12.1942 26.2.1944 8.1944 Исключен в 1989
CV-21 «Boxer» NN 13.9.1943 14.12.1944 4.1945 Исключен в 1969
CV-31 «Bon Homme Richard» NYNY 2.1943 29.4.1944 11.1944 Исключен в 1989
CV-36 «Antietam» FNY 5.3.1943 20.8.1944 1.1945 Исключен в 1973
CV-38 «Shangri La» NNY 15.1.1943 24.2.1944 9.1944 Исключен в 1982
CV-39 «Lake Champlain» NNY 5.3.1943 2.11.1944 6.1945 Исключен в 1969

26 669/34 881 (CV-9) т; 249,3 (вл)/265,8 (CV-9-13, 16-18, 20 и 31) или 270,7 (остальные)х45 (28,3 вл)х8,4 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 150 000 л.с., 32,7 уз., 6330 т нефти, 15440 (15) миль. Броня: пояс 102 мм, ангарная палуба 66 мм, нижняя палуба 37 мм. Эк. 2682 чел. 4х2 и 4х1-127-мм/38, 8х4-40-мм/56,46 х 1-20-мм, 80-91 самолет, 2-3 катапульты.

Самые знаменитые американские авианосцы, внесшие неоценимый вклад в победу США над Японией в годы Второй мировой войны. Сам факт постройки в кратчайшие сроки сразу 24 кораблей этого типа (часть вступила в строй уже после окончания войны) поистине уникален: таких больших серий столь крупных боевых единиц флота в истории мирового кораблестроения еще не было.

Проект «Essex» разрабатывался в 1939-1940 гг. на базе авианосца CV-5 «Yorktown» и отличался увеличенными размерениями, усиленным зенитным вооружением, улучшенной горизонтальной броневой защитой, более мощными катапультами, усовершенствованной энергетикой и рядом других нововведений. Выросла и численность авиагруппы, что вызвало необходимость увеличения объема погребов боезапаса и емкостей для авиабензина.

Размеры полетной палубы «Essex» и еще 8 кораблей — 262,8 х 32,9 м, одноярусного ангара — 199,4 х 21,3 м; высота ангара — 5,35 м. У авианосцев второй группы (CV-14, CV-15, CV-19, CV-21, CV-32 — CV-40, CV-45 — CV-47) корпус удлинили на 4,9 м, а полетную палубу укоротили до 257,4 м — это было сделано для увеличения углов обстрела носовых и кормовых зенитных автоматов. По проекту на каждом корабле должно было устанавливаться по три катапульты — две на верхней палубе и одна поперек корпуса в ангаре. В действительности «Essex» вступил в строй вообще без катапульт, следующие за ним корабли — с одной палубной и одной ангарной (последнюю смонтировали на шести АВ: CV-10, CV-12, CV-13, CV-14, CV-17 и CV-18). К концу 1943 г. на всех кораблях, как вступивших в строй, так и находившихся в постройке, установили по две палубные катапульты, а не оправдавшие себя ангарные сняли.

Важным новшеством в области авиационно-технического оборудования стало применение бортового самолетоподъемника, вынесенного за контур палубы. Такая конструкция увеличивала полезную площадь ангара, повышала прочность полетной палубы за счет ликвидации в ней дополнительного выреза, давала возможность поднимать самолеты, габариты которых превышали размеры лифта. Два других самолетоподъемника были обычными; грузоподъемность каждого равнялась 12,7 т, размеры площадок — 18,3 х 10,4 м (бортовой лифт) и 14,7 х 13,5 м (остальные). Запас авиабензина на «Essex» на момент его ввода в строй — 908 400 л.

Горизонтальная защита «Essex», по сравнению с первым «Yorktown», была существенно усилена за счет увеличения толщины ангарной палубы до 64 мм. Правда, в отличие от английских тяжелых АВ, полетная палуба осталась небронированной. Ширина ПТЗ составляла 5,1 м с каждого борта.

Энергетическая установка новых авианосцев имела эшелонную компоновку и была унифицирована с ЭУ крейсеров типа «Atlanta», представляя собой как бы удвоенный вариант последней. В целом механизмы всех кораблей оказались вполне удачными: они отличались высокой надежностью и могли безотказно работать с полной нагрузкой в течение длительного времени. Так, в ноябре 1945 г. «Lake Champlain» пересек Атлантику за четверо суток и 9 часов со средней скоростью 32,048 уз.

Зенитное вооружение АВ типа «Essex» в ходе войны постоянно совершенствовалось. Если число 127-мм пушек (8 в спаренных башнях и 4 в палубных установках по левому борту) оставалось неизменным, то количество 40-мм и 20-мм автоматов постоянно росло. К лету 1945 г. на CV-12 было 10 четырехствольных «бофорсов», на CV-9 и CV-38 — по 11, на CV-10, CV-11, CV-16 — CV-18 и CV-31 — по 17, на остальных (кроме находившегося в ремонте CV-13) — по 18. Число 20-мм «эрликонов» на CV-9 — CV-11 достигло 61 (61 х1), на CV-14-70(35x2), на CV-15 и CV-31 — по 56 (56 х 1), на CV-19-59 (59 х 1), на CV-20-60 (60 х 1), на CV-36-55 (23x1 + 16x2), на CV-38-113(7x1 + 53x2). На CV-16 и CV-18 имелось по 56 (28 х 2) «эрликонов» и по 6 четырехствольных 12,7-мм пулеметов.

Однотипные CV-32 «Leyte», CV-33 «Kearsarge», CV-34 «Oriskany», CV-37 «Princeton», CV-40 «Tarawa», CV-45 'Valley Forge» и CV-47 «Philippine Sea» достроены (часть — по измененному проекту) уже после окончания войны в 1945-1950 гг. Еще 2 корабля — CV-35 «Reprisal» и CV-46 «Iwo Jima» — были заложены, но не достроены.

В целом АВ типа «Essex» оказались весьма удачными кораблями, зачастую их называют лучшими в своем классе. В то же время они обладали рядом недостатков: слабой конструкцией полетной палубы, неважной мореходностью, плохой вентиляцией внутренних отсеков, перегруженностью жилых помещений. Из-за отсутствия бронирования полетной палубы авианосцы с трудом выдерживали удары камикадзе, сильно страдали от пожаров, приводивших к чрезвычайно большим потерям среди экипажа.

«Essex» 11.4.1945 поврежден камикадзе, упавшим рядом с левым бортом; ремонт до июня 1945 г. «Intrepid» 17.2.1944 поврежден япон. авиаторпедой; ремонт до июля 1944 г. 25.11.1944 тяжело поврежден в результате атаки двух камикадзе; ремонт до февраля 1945 г. 16.4.1945 тяжело поврежден прямым попаданием камикадзе, еще один камикадзе взорвался у борта; ремонт до августа 1945 г. «Hornet» тяжело поврежден 5.6.1945 во время шторма, ремонтировался до конца войны. «Franklin» поврежден камикадзе 30.10.1944 г. Ремонт до января 1945 г. 19.3.1945 очень тяжело поврежден двумя бомбами; ремонт до конца войны. «Ticonderoga»21.1.1945 поврежден попаданием двух камикадзе; ремонт до мая 1945 г. «Randolph» 11.3.1945 поврежден попаданием камикадзе; ремонт до начала апреля 1945 г. «Lexington» 4.12.1943 поврежден япон. авиаторпедой; ремонт до марта 1944 г. «Bunker Hill» 11.5.1945 тяжело поврежден двумя камикадзе; ремонт до конца войны. «Wasp» 19.3.1945 поврежден попаданием япон. бомбы; ремонт до июня 1945 г.

Легкие авианосцы

Тип «Independence»

9 единиц

02

CVL-22 «Independence» NYSB 1.5.1941 22.8.1942 1.1943 Исключен в 1946
CVL-23 «Princeton» NYSB 2.6.1941 18.10.1942 2.1943 Погиб 24. 10.1944
CVL-24 «Belleau Wood» NYSB 11.8.1941 6.12.1942 3.1943 В 1953 передан Франции
CVL-25 «Cowpence» NYSB 17.12.1941 17.1.1943 5.1943 Исключен в 1959
CVL-26 «Monterey» NYSB 29.12.1941 28.2.1943 6.1943 Исключен в 1961
CVL-27 «Langley» NYSB 11.4.1942 22.5.1943 8.1943 В 1951 передан Франции
CVL-28 «Cabot» NYSB 13.3.1942 4.4.1943 7.1943 В 1967 передан Испании
CVL-29 «Bataan» NYSB 31.8.1942 1.8.1943 11.1943 Исключен в 1959
CVL-30 «San Jacinto» NYSB 26.10.1942 26.9.1943 12.1943 Исключен в 1970

10 662/14 751 (CVL-22), 11 900/15 200 (CVL-24) т; 182,9 (вл)/189,7х33,3 (21,8 вл)х7,4 м; 4 ТЗА, 4 ПК, 100000 л.с., 31,6 уз., 2633 т нефти, 13000(15) миль. Броня: пояс 127 мм (отсутствует на CVL-22 и CVL-23), траверзы 127 мм; палуба 51 мм. Эк. 1569 чел. 2x4 и 8 х 2-40-мм/56, 22 х 1-20-мм/70, 30 самолетов, 1 катапульта.

В 1942 г. для скорейшего пополнения флота авианосцами было принято решение достроить в этом качестве часть из находящихся на стапелях легких крейсеров типа «Cleveland». Это позволяло ввести в строй новые авианосцы уже в начале 1943 г., за год до ожидаемой готовности первых кораблей типа «Essex».

Базой для создания АВ типа «Independence» послужили легкие крейсера типа «Cleveland». Для обеспечения остойчивости корпус оснастили булями, что увеличило ширину корабля примерно на 1,5 м. Конструкция броневого пояса потребовала некоторых переделок; их сумели выполнить лишь на последних семи АВ серии (первые два бортовой брони вообще не получили). В остальном внутренняя «начинка» кораблей, включая РЭУ, осталась без изменений. Несмотря на рост водоизмещения, ширины и осадки, скорость уменьшилась незначительно. Так, «San Jacinto» на испытаниях при водоизмещении 14 220 т развил мощность 104 805 л.с. и ход 31,74 уз.

Полетная палуба имела размеры 169,2 х 22,3 м и была оснащена одной катапультой (в 1944-1945 гг. на всех АВ установили еще одну). Два самолетоподъемника (12,8 х 13,4 м) могли поднимать авиатехнику весом до 12,7 т. Размеры ангара (78,6 х 16,7 м, высота 5,3 м) были меньше, чем на эскортных авианосцах типа «Bogue» и «Casablanca», что предопределило главный недостаток проекта — малую численность авиагруппы. Запас авиабензина составлял 454 200 л.

Артиллерийское вооружение по проекту включало в себя две 127-мм/38 универсальные пушки, 8x2 40-мм и 16 х 1 20-мм автоматов. Однако после ходовых испытаний на «Independence» 127-мм орудия заменили двумя четырехствольными 40-мм «бофорсами», все последующие корабли изначально получили такое же вооружение. В ходе войны число зенитных автоматов постоянно менялось. Так, в 1945 г. на CVL-22, CVL-24 и CVL-29 имелось по 32 ствола (2x4 + 10x2-40-мм/56 и 4 20-мм/70). На CVL-25 — CVL-28 — от 28 до 34 (9 х 2-40-мм/56 и от 10 до 16 20-мм/70), на CVL-30-40 (9 х 2 40-мм/56 и 22 20-мм/70).

В целом АВ типа «Independence» оценивались как весьма удачные, но слишком «тесные» корабли. Их авиагруппа по численности была втрое меньше, чем у «Essex», а дальность плавания — вдвое. Кроме того, корабли типа «Essex» (для временной замены которых и предусматривался тип «Independence») строились гораздо быстрее, чем первоначально планировалось, и головной вступил в строй раньше, чем «Independence»!

«Princeton» 24.10.1944 тяжело поврежден в результате попадания 250-кг бомбы и последовавшего за этим пожара. Добит кораблями эскорта. «Independence» 20.11.1943 поврежден попаданием япон. авиаторпеды; ремонт до августа 1944 г. 1.7 и 25.7.1946 тяжело поврежден при испытаниях атомной бомбы у атолла Бикини. Потоплен при испытаниях новых образцов оружия 29.1.1951. «Belleau Wood» 30.10.1944 тяжело поврежден попаданием камикадзе; ремонт до января 1945 г.

После окончания войны три АВ этого типа переданы флотам других стран.

«Belleau Wood» и «Langley» в 1953 и 1951 гг. переданы Франции и переименованы в «Bois Belleau» и «Lafayette» соответственно. «Cabot» передан Испании в 1967 г. и переименован в «Dedalo».

«Wasp»

1 единица

03

CV-7 «Wasp» BtlhQ 1.4.1936 4.4.1939 4.1940 Погиб 15.9.1942

14700/19116 т; 210,3 (вп)/226х30,5(вл 24,8)х7,1 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с., 29,5 уз., 3345 т нефти, 7 500 (15) миль. Броня: пояс 16-19 мм, палуба 37 мм. Эк. 2167 чел. 8 х 1-127-мм/38, 4 х 4-28-мм, 24 х 1-12, 7-мм, 84 самолета, 4 катапульты.

Решение построить авианосец CV-7 «Wasp» было принято 27.3.1934, одновременно с переоборудованием CV-1 «Langley» в авиатранспорт. Во избежание превышения разрешенного Вашингтонским соглашением тоннажа авианосцев США, пришлось ограничить водоизмещение нового корабля величиной в 14 700 т. Правда, американцы немного слукавили: говоря о высвободившемся тоннаже, они указали полное водоизмещение «Langley», а в проект «Wasp» заложили его как водоизмещение стандартное. Заказ на строительство был выдан 19.9.1935.

Конструкция «Wasp» имела несколько оригинальных особенностей. Уникальной чертой корабля стал асимметричный корпус — так проектировщики компенсировали вес «острова» без укладки балласта по левому борту. Кроме того, он отличался необычным эшелонным размещением машинно-котельных отделений, позже повторенным в проекте авианосца «Essex».

Подъем самолетов на палубу (226 х 30,5 м) из одноярусного ангара осуществлялся двумя лифтами размерами 14,6 х 13,4 м и грузоподъемностью 7,7 т. К тому же в порядке эксперимента, в носовой части по левому борту установили дополнительный бортовой самолетоподъемник Т-образной формы. На корабле имелись 4 катапульты — две на верхней палубе, еще две, расположенные поперек корпуса, — в ангаре. Запас авиабензина — 613 200 л.

Из-за ограниченного водоизмещения бронирование было очень легким. Нижняя (броневая) палуба имела толщину 31 мм; ангарная и верхняя палубы не бронировались. Вместо броневого пояса применялась лишь утолщенная (16-19 мм) обшивка в районе ВЛ. Только отсек рулевой машины располагал относительно мощным бронированием: вертикальным толщиной 87 мм и горизонтальным толщиной — 31 мм.

В июне 1942 г. было усилено зенитное вооружение: вместо 12,7-мм пулеметов установили 32 20-мм «эрликона», а на левом борту разместили четырехствольный 40-мм «бофорс».

15.9.1942 потоплен к югу ото. Гуадалканал (12°25'S,164°08'E) япон. ПЛ I-19.

Тип «Yorktown»

3 единицы

04

CV-5 «Yorktown» NN 21.5.1934 4.4.1936 9.1937 Погиб 7.6.1942
CV-6 «Enterprise» NN 16.7.1934 3.10.1936 5.1938 Слом в 1958
CV-8 «Hornet» NN 25.9.1939 14.12.1940 10.1941 Погиб 24.10.1942

19 875/25 484 (CV-5) т; 234,7 (вл)/246,7х29,9 (25,3 вп)х7,9 м; 4 ТЗА, 9 ПК, 120 000 п.с., 32,5 уз., 4280 т нефти, 12 000 (15) миль. Броня: пояс 102 мм, палуба 37 мм, траверсы 102 мм, рубка 102 мм. Эк. 2175 чел. 8x1-127-мм/38, 4 х 4-28-мм, 24 х 1 -12,7-мм, 81 самолет (CV-8-85 самолетов), 3 катапульты.

После закладки «Ranger» на остальные американские авианосцы, согласно Вашингтонскому соглашению, оставалось 55 тыс. т суммарного водоизмещения. Уложиться в эту цифру можно было, построив три корабля по 18 500 т или два — по 27 000 т. Командование флота предпочитало иметь три АВ, но, как показал мировой опыт, ограничение размеров кораблей данного класса резко снижало их боевые возможности. В конце концов остановились на компромиссном варианте: решено было построить два корабля водоизмещением по 20 700 т и еще один (будущий CV-7 «Wasp») — меньшего размера. CV-5 и CV-6 были заложены в 1934 г.; четыре года спустя, после прекращения действия Вашингтонского соглашения, Конгресс США принял решение о строительстве третьего однотипного авианосца — CV-8 «Hornet».

Проект «Yorktown» оказался гораздо удачнее проекта своего предшественника («Ranger»), гармонично сочетая в себе наступательные и оборонительные возможности. Ангар был рассчитан на прием внушительной авиагруппы — 96 машин (на момент проектирования, впоследствии из-за возросших размеров самолетов их число несколько сократилось). Подъем авиатехники на полетную палубу (228,6 х 29,9 м) осуществлялся тремя лифтами размерами по 14,6 х 13,7 м. Помимо двух катапульт на полетной палубе имелась третья: она размещалась палубой ниже и с ее помощью можно было запускать самолеты прямо из ангара через специальные окна в бортах. Впрочем, оригинальная идея себя не оправдала, и третью катапульту в 1942 г. с «Enterprise» и «Hornet» сняли («Yorktown» к тому времени уже погиб).

АВ обладали неплохой броневой защитой, аналогичной «вашингтонским» КР. В отличие от «Ranger», «Yorktown» получил систему ПТЗ. Правда, последняя рассчитывалась на взрыв торпеды с боевым зарядом в 180 кг, в то время как ПТЗ линкоров была способна выдержать взрыв 320 кг ВВ (тротила).

Артиллерийское вооружение кораблей неоднократно менялось. В 1942 г. на них начали устанавливать 20-мм «эрликоны» (к лету 1942 г. на «Yorktown» и «Hornet» их было по 24, на «Enterprise» — 32; в августе на двух последних их число увеличилось соответственно до 32 и 38 единиц).

Многочисленные перевооружения сильно увеличили «верхний вес» и снизили остойчивость. С марта по октябрь 1943 г. оставшийся в строю «Enterprise» прошел модернизацию: корпус оснастили булями, из-за чего ширина по ватерлинии увеличилась до 29,1 м, а скорость несколько уменьшилась. Корабль получил 40 40-мм «бофорсов», число «эрликонов» достигло 48 единиц. Запас нефти возрос до 6511 т, водоизмещение — до 24 128/29 882 т.

В 1945 г. на «Enterprise» число стволов легкой зенитной артиллерии равнялось 86(5х2 и 11х4 40-мм «бофорсов» и 16 х 2 20-мм «эрликонов»).

«Yorktown» в ходе боя в Коралловом море 7.5.1942 поврежден попаданием 250-кг бомбы. Экстренно отремонтирован в Пёрл-Харборе и успел принять участие в сражении у атолла Мидуэй 4.6.1942. Тяжело поврежден япон. палубной авиацией (получил 3 бомбовых и 2 торпедных попадания). Днем 6.6.1942 поражен еще двумя торпедами с япон. ПЛ 1-168, утром следующего дня затонул (30°36'N,176°34'W).

«Enterprise» в ходе сражения у Восточных Соломоновых о-вов (24.8.1942) получил серьезные повреждения в результате попадания трех 250-кг авиабомб и трех близких разрывов; ремонт до середины октября 1942 г. В сражении у о-вов Санта-Крус 26.10.1942 получил попадания трех 250-кг авиабомб; ремонт до середины ноября 1942 г. При обеспечении прикрытия высадки десанта на о. Окинава 14.5.1945 тяжело поврежден камикадзе и до конца войны в строй не вводился.

«Hornet» в сражении у о-вов Санта-Крус 26.10.1942 тяжело поврежден япон. авиацией (попадания двух торпед, четырех бомб и двух сбитых самолетов), после попадания еще одной торпеды и нескольких бомб, оставлен экипажем и торпедирован ЭМ эскорта, однако остался на плаву. В ночь на 27.10.1942 остов АВ был обнаружен и потоплен япон. ЭМ (08°38' ю.ш., 166°43' в.д.).

«Ranger»

1 единица

05

CV-4 «Ranger» NN 26.9.1931 25.2.19336.1934 Исключен в 1946

16 092/19 907 т, 222,5(вл)/234,4х33,4(24,4 вл)х6,8 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 53 500 п.с., 29,25 уз., 2350 т нефти, 7000 (15) миль. Броня: палуба 25 м, погреба 51 мм. Эк. 2148 чел. 8х1-127-мм/25, 6x4-28-мм, 24-12,7 мм пул., 76 самолетов, 2 катапульты.

Первый американский корабль, изначально заложенный как авианосец. Проект был разработан практически без опыта эксплуатации палубной авиации, относительно небольшие (по сравнению с типом «Lexington») размеры определялись желанием построить наибольшее число авианосцев в рамках суммарного водоизмещения, предусмотренного Вашингтонским соглашением 1922 г.

Решение о строительстве АВ CV-4 водоизмещением в 13 800 т приняли в 1930 г. Первоначально предполагалось, что это будет гладкопалубный корабль без «острова», но в ходе постройки в проект внесли изменения. Характерной особенностью АВ стало наличие шести откидных дымовых труб — по три с каждого борта. От установки планировавшейся турбоэлектрической ЭУ отказались в пользу более компактной паротурбинной.

Полетная палуба размерами 216,1 х 26,2 м была оснащена тремя самолетоподъемниками, катапульты проектом не предусматривались. Запас авиабензина — 514 000 л. Бронирование включало в себя 25-мм палубу над ангаром и 51-мм коробчатую защиту погребов боезапаса. ПТЗ отсутствовала. Артвооружение на момент ввода в строй состояло лишь из 8 127-мм орудий; позже к ним добавили 40 12,7-мм пулеметов.

В целом «Ranger» оказался не очень удачным авианосцем: малые размеры и нерациональное расположение лифтов на полетной палубе сильно замедляли старт и посадку самолетов. Также следует отметить недостаточную мореходность, пониженную остойчивость и отсутствие ПТЗ.

В конце 1930-х гг. на корабле установили две паровые катапульты. В сентябре 1941 г. число 12,7-мм пулеметов сократили до 24 единиц и установили 6x4 28-мм автоматов. В середине 1942 г. на «Ranger» 28-мм автоматы и 12,7-мм пулеметы заменили на 6 х 4 40-мм «бофорсов» и 30 20-мм «эрликонов».

В 1943 г. в ходе модернизации длину полетной палубы увеличили до 228,6 м. Тогда же предполагалось установить бортовые були, но от этого отказались из-за ожидаемого падения и без того небольшой скорости. Для снижения перегрузки с корабля лишь сняли 127-мм орудия.

С 1943 г. корабль в основном использовался в качестве учебного для подготовки летчиков, ближе к концу войны с него сняли все 40-мм «бофорсы», а зенитное вооружение представляли 47 20-мм «эрликонов».

Тип «Lexington»

2 единицы

06

CV-2 «Lexington» BtlhQ 8.1.1921 3.10.1925 12.1927 Погиб 8.5.1942
CV-3 «Saratoga» NYSB 25.9.1920 7.4.1925 11.1927 Затонул 25.7.1946

38 727/47 700 т; 250,5/270,7x32,2x8,5 м; 4 ТЭУ, 16 ПК, 180 000 л.с., 33,25 уз., 6660 т нефти, 10 500 (15) миль. Броня: пояс 178 мм, палуба 51 мм, рубка 51 мм. Эк. 2327 чел. 4 х 2-203-мм/55,12x1-127-мм/25,16-12,7-мм, 90 самолетов.

Самые большие и быстроходные авианосцы своего времени. Заложены как линейные крейсера, но после Вашингтонской конференции перезаказаны как авианосцы (CV-2 и CV-3 соответственно 22.11.1922 и 30.10.1922).

В отношении корабельной архитектуры «Lexington» и «Saratoga» оказали заметное влияние на дальнейшее развитие класса авианосцев. Их полетная палуба (268,2 х 27,4 м) и внешние стены ангара составляли единое целое с корпусом, участвуя в обеспечении его продольной прочности (в отличие от последующих кораблей, на которых палуба и ангар выполнялись в качестве надстройки). Подобное конструктивное решение обеспечило определенный выигрыш в весе корпуса и позволило сделать одноярусный ангар полностью закрытым (размеры 129,2x22,6x6,4 м). Позади ангара находились ремонтные мастерские, а под ним — хранилище для самолетов в разобранном виде.

Самолеты подавались двумя довольно близко расположенными друг к другу лифтами. Кормовой (размер 9,15 х 11 м) предназначался только для истребителей, носовой (9,15 х 18,3 м) — для тяжелых (до 8 т) машин. Любопытной особенностью носового самолетоподъемника было то, что он мог поднимать самолеты с большой длиной фюзеляжа, для чего имелся дополнительный откидной люк размерами 6 х 8 м. В то же время наличие на огромных кораблях всего двух лифтов стало серьезным просчетом конструкторов и в дальнейшем отрицательно сказалось на эффективности использования палубной авиации.

Первоначально авианосцы несли по одной 47-м катапульте, предназначавшейся для запуска гидросамолетов, но в 1934 г. их сняли.

«Lexington» и «Saratoga» имели необычную для своего времени турбоэлектрическую ЭУ огромной мощности — 180 000 л.с. Причем турбогенераторы находились в центральных отсеках, а КО — слева и справа от них, вдоль бортов.

Броневая защита корпуса включала в себя 178-мм пояс по ВЛ длиной 161,5 м и высотой 2,9 м, а также 51-мм нижнюю палубу. ПТЗ состояла из внешних булей и четырех продольных переборок с каждого борта (общая ширина ПТЗ — 4,8 м). В районе ВЛ имелись дополнительные були, служившие лишь для обеспечения необходимой остойчивости корабля.

В соответствии с господствовавшими в 1920-е гг. тактическими взглядами, авианосцы вооружили восемью 203-мм орудиями в четырех небронированных башнях, размещенных по правому борту в нос и корму от надстройки и массивной дымовой трубы.

Еще до вступления США во Вторую мировую войну было принято решение усилить зенитное вооружение кораблей за счет замены бесполезных 203-мм орудий универсальными 127-мм. В начале 1942 г. 203-мм башни демонтировали.

«Lexington» к маю 1942 г., помимо 12 127-мм зениток, нес 4х4 28-мм и 22 х 1 20-мм автомата и 28 12,7-мм пулеметов. На «Saratoga» в ходе ремонта боевых повреждений в начале 1942 г. на месте снятых башен ГК разместили 4x2 127-мм/38 установки, одновременно все старые 127-мм/25 зенитки заменили на 8 х 1 127-мм/38 и добавили 4x4 40-мм автомата «бофорс». Число легких зенитных автоматов на корабле постоянно увеличивалось и к концу войны насчитывалось 120 стволов (96 40-мм «бофорсов» и 24 20-мм «эрликона»).

В 1944 г. На «Saratoga» смонтировали две катапульты.

К концу войны на корабле в результате удлинения полетной палубы наибольшая длина достигла 277,2 м, а ширина корпуса после установки буля по правому борту (для компенсации веса надстройки) — 34,1 м. Запас нефти повысился до 9748 т, а авиабензина — до 500 700 л.

«Lexington» 7.5.1942 в ходе сражения в Коралловом море тяжело поврежден японской палубной авиацией (с АВ «Shokaku» и «Zuikaku», две торпеды и две бомбы), оставлен экипажем и добит торпедами ЭМ эскорта. Затонул 8.5.1942.

«Saratoga» 11.1.1942 поврежден торпедой япон. ПЛ 1-16; ремонт до конца мая 1942 г. 31.8.1942 вновь торпедирован япон. ПЛ I-26; ремонт до конца ноября 1942 г. В ходе прикрытия высадки десанта на о. Иводзима 21.2.1945 тяжело поврежден япон. авиацией (попадания четырех бомб и двух камикадзе), ремонтировался до мая 1945 г.

В качестве корабля-цели принял участие в испытаниях ядерного оружия у атолла Бикини: поврежден 1.7.1946, затонул после взрыва 25.7.1946.

Специальные подводные лодки, Эстония

Подводные заградители

Тип «Kalev»

2 единицы

«Kalev» (7.07.1936), «Lembit» (7.07.1936)
665/853 т; 59,5 х 7,3 х 3,5 м; дизели «Vickers» 2 х 600 л.с/ э.д. 2 х 450 л.с; 12/8,5 узлов; 4000 миль (на 8 узлах)/80 (4 узл.); 20 мин, 4–533-мм ТА (нос),...

Планирование боевых действий КБФ

3 ноября нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов направил на имя 1 секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина и председателя СНК СССР В. М. Молотова директиву за № 102б5сс/ов, в которой поставил перед правительством вопрос о целесообразности объявления Финляндии...

Средние подводные лодки, СССР

Тип «Щ»

88 единиц

Серия III: Щ-301 «Щука» (1.12.1930) Щ-302 «Окунь» (6.11.1931) Щ-303 «Ёрш» (6.11.1931) Щ-304 «Комсомолец» (20.05.1931)

578/704,5 т; 57 х 6,2 х 3,8 м; погружение на 75 м; дизели (38В) 2 х 685 л.с./э.д. (ПГВ) 2 х 400 л.с;...

КБФ в Таллине

Уже в день подписания первых протоколов соглашения между военно-морской комиссией СССР и эстонским командованием, 11 октября 1939 г., в Таллин вошел первый отряд кораблей КБФ - лидер «Минск» и эсминцы «Гордый» и «Сметливый». На этих кораблях в...

Меры по ликвидации нехватки кадров

Одной из первых мер по ликвидации нехватки командных кадров было назначение на вышестоящие должности молодых офицеров, еще не имевших соответствующего опыта и знаний. К примеру, в «Отчете по боевой подготовке КБФ с 1.01 по 20.10.37» указывалось,...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!