Эскортные авианосцы, США

Тип «Commencement Bay»

10 + 13 единиц

01

CVE-105 «Commencement Bay» STSB 23.9.1943 9.5.1944 11.1944 Исключен в 1971
CVE-106 «Block Island» STSB 25.10.1943 10.6.1944 12.1944 Исключен в 1959
CVE-107 «Gilbert Islands» STSB 29.11.1943 20.7.1944 2.1945 Исключен в 1976
CVE-108 «Kula Gulf» STSB 16.12.1943 15.8.1944 5.1945 Исключен в 1970
CVE-109 «Cape Gloucester» STSB 10.1.1944 12.9.1944 5.1945 Исключен в 1971
CVE-110 «Salerno Bay» STSB 7.2.1944 26.9.1944 5.1945 Исключен в 1961
CVE-111 «Vella Gulf» STSB 7.3.1944 19.10.19444.1945 Исключен в 1970
CVE-112 «Siboney» STSB 1.4.1944 9.11.1944 5.1945 Исключен в 1970
CVE-1 13 «Puget Sound» STSB 12.5.1944 30.11.19446.1945 Исключен в 1960
CVE-115 «Bairoko» STSB 27.5.1944 25.1.1945 7.1945 Исключен в 1960

18 908/21 397 (CVE-105) т; 160 (вл)/169,9х32,1 (22,9 вл)х8,5 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 16 000 л.с., 19 уз., 3380 т нефти, 10 000 (15) миль. Эк. 1066 чел. 2-127-мм/38, 3х4 и 12х2-40-мм/56, 20 х 1-20-мм/70, 33 самолета, 2 катапульты.

Самые крупные и наиболее удачные эскортные АВ американской постройки. Проект представлял собой улучшенный «Sangamon». Всего было заказано 27 кораблей, но в строй вошли лишь 19, из них 9 — уже после окончания войны.

Корпус АВ «Комменсмент Бэй» по конструкции повторял корпус танкера типа Т-3, но был основательно усовершенствован и перекомпонован; увеличилось число водонепроницаемых переборок. Кормовое расположение МО и КО сохранилось, но теперь ЭУ стала эшелонной, возросла и ее мощность (на испытаниях «Commencement Bay» развил мощность 17 800 л.с. и скорость 20,2 уз.). Площадь полетной палубы по сравнению с «Sangamon» немного уменьшилась (152,7 х 24,4 м), но ангар стал больше — 65,8 х 21 м. В носовой части палубы установили две катапульты. Грузоподъемность лифтов возросла до 7,7 т, их размеры — до 13,4 х 12,8 м. Емкость цистерн авиабензина существенно увеличили.

Еще 9 АВ этого типа (CVE-114 «Rendova», CVE-116 «Badoeng Strait», CVE-117 «Saidor», CVE-118 «Sicily», CVE-119 «Point Cruz», CVE-120 «Mindoro», CVE-121 «Rabaul», CVE-122 «Palau» и CVE-123 «Tinian») вступили в строй в 1945-1946 гг., уже после окончания войны, достройку еще четырех (CVE-124 «Bastogne», CVE-125 «Eniwetok», CVE-126 «Lingaen» и CVE-127 «Okinawa»), заложенных в 1945 г., отменили 11.8.1945 и позже разобрали на стапелях.

Тип «Casablanca»

50 единиц

02

CVE-55 «Casablanca» KV 3.11.1942 5.4.1943 7.1943 Исключен в 1959
CVE-56 «Liscome Bay» KV 9.12.1942 19.4.1943 8.1943 Погиб 24.11.1943
CVE-57 «Anzio» KV 12.12.1942 1.5.1943 8.1943 Исключен в 1959
CVE-58 «Corregidor» KV 17.12.1942 12.5.1943 8.1943 Исключен в 1958
CVE-59 «Mission Bay» KV 28.12.1942 26.5.1943 9.1943 Исключен в 1958
CVE-60 «Guadalcanal» KV 5.1.1943 5.6.1943 9.1943 Исключен в 1958
CVE-61 «Manila Bay» KV 15.1.1943 10.7.1943 10.1943 Исключен в 1958
CVE-62 «Natoma Bay» KV 17.1.1943 20.7.1943 10.1943 Исключен в 1958
CVE-63 «St. Lo» KV 23.1.1943 17.8.1943 10.1943 Погиб 25.10.1944
CVE-64 «Tripoli» KV 1.2.1943 2.9.1943 10.1943 Исключен в 1958
CVE-65 «Wake Island» KV 6.2.1943 15.9.1943 11.1943 Исключен в 1946
CVE-66 «White Plains» KV 11.2.1943 27.9.1943 11.1943 Исключен в 1958
CVE-67 «Solomons» KV 19.3.1943 6.10.1943 11.1943 Исключен в 1946
CVE-68 «Kalinin Bay» KV 26.4.1943 15.10.1943 11.1943 Исключен в 1946
CVE-69 «Kasaan Bay» KV 11.5.1943 24.10.1943 12.1943 Исключен в 1959
CVE-70 «Fanshaw Bay» KV 18.5.1943 1.11.1943 12.1943 Исключен в 1959
CVE-71 «Kitkun Bay» KV 31.5.1943 8.11.1943 12.1943 Исключен в 1946
CVE-72 «Tulagi» KV 7.6.1943 15.11.1943 12.1943 Исключен в 1946
CVE-73 «Gambler Bay» KV 10.7.1943 22.11.1943 12.1943 Погиб 25.10.1944
CVE-74 «Nehenta Bay» KV 20.7.1943 28.11.1943 1.1944 Исключен в 1959
CVE-75 «Hoggatt Bay» KV 17.8.1943 4.12.1943 1.1944 Исключен в 1959
CVE-76 «Kadashan Bay» KV 2.9.1943 11.12.1943 1.1944 Исключен в 1959
CVE-77 «Markus Island» KV 15.9.1943 16.12.1943 1.1944 Исключен в 1959
CVE-78 «Savo Island» KV 27.9.1943 22.12.1943 2.1944 Исключен в 1959
CVE-79 «Ommaney Bay» KV 6.10.1943 29.12.1943 2.1944 Погиб 4.1.1945
CVE-80 «Petrof Bay» KV 15.10.1943 5.1.1944 2.1944 Исключен в 1958
CVE-81 «Rudyerd Bay» KV 24.10.1943 12.1.1944 2.1944 Исключен в 1959
CVE-82 «Saginaw Bay» KV 1.11.1943 19.1.1944 3.1944 Исключен в 1959
CVE-83 «Sargent Bay» KV 8.11.1943 31.1.1944 3.1944 Исключен в 1958
CVE-84 «Shamrock Bay» KV 15.11.1943 4.2.1944 3.1944 Исключен в 1958
CVE-85 «Shipley Bay» KV 22.11.1943 12.2.1944 3.1944 Исключен в 1959
CVE-86 «Sitkoh Bay» KV 23.11.1943 19.2.1944 3.1944 Исключен в 1960
CVE-87 «Steamer Bay» KV 4.12.1943 26.2.1944 4.1944 Исключен в 1959
CVE-88 «Cape Esperanse» KV 11.12.1943 3.3.1944 4.1944 Исключен в 1959
CVE-89 «Takanis Bay» KV 16.12.1943 10.3.1944 4.1944 Исключен в 1959
CVE-90 «Thetis Bay» KV 22.12.1943 16.3.1944 4.1944 Исключен в 1964
CVE-91 «Makassar Strait» KV 29.12.1943 22.3.1944 4.1944 Исключен в 1958
CVE-92 «Windham Bay» KV 5.1.1944 29.3.1944 5.1944 Исключен в 1959
CVE-93 «Makin Island» KV 12.1.1944 5.4.1944 5.1944 Исключен в 1947
CVE-94 «Lunga Point» KV 19.1.1944 11.4.1944 5.1944 Исключен в 1960
CVE-95 «Bismarck Sea» KV 31.1.1944 17.4.1944 5.1944 Погиб 21. 2. 1945
CVE-96 «Salamaua» KV 4.2.1944 22.4.1944 5.1944 Исключен в 1946
GVE-97 «Hollandia» KV 12.2.1944 28.4.1944 6.1944 Исключен в 1960
CVE-98 «Kwajellein» KV 19.2.1944 4.5.1944 6.1944 Исключен в 1960
CVE-99 «Admiralty Islands» KV 26.2.1944 10.5.1944 6.1944 Исключен в 1946
CVE-100 «Bouganville» KV 3.3.1944 16.5.1944 6.1944 Исключен в 1960
CVE-101 «Matanikau» KV 10.3.1944 22.5.1944 6.1944 Исключен в 1960
CVE-102 «Attu» KV 16.3.1944 27.5.1944 6.1944 Исключен в 1946
CVE-103 «Roi» KV 22.3.1944 2.6.1944 7.1944 Исключен в 1946
CVE-104 «Munda» KV 29.3.1944 8.6.1944 7.1944 Исключен в 1958

8188/10 902 («Liscome Bay») т; 149,4 (вл)/156,1х32,9 (19,9 вл)х6,3 м; 2 ПМУ, 4 ПК, 9000 л.с., 19 уз., 2228 т нефти, 10 200 (15) миль. Эк. 860 чел. 1 х 1-127-мм/33, 4x2-40-мм/56, 12x1-20-мм/70, 27 самолетов, 1 катапульта.

В начале лета 1942 г. владелец верфи в Ванкувере (штат Вашингтон) Г.Кайзер предложил американскому правительству развернуть на его предприятии массовый выпуск эскортных авианосцев, обязуясь строить до 100 таких кораблей в год. К тому времени фирма «Кайзер» уже освоила крупносерийную постройку торговых судов, и теперь технологию поточной сборки предлагалось распространить на военные корабли. Президент Рузвельт заинтересовался проектом, и Кайзер получил заказ сразу на 50 авианосцев.

АВ «Casablanca» во многом напоминал «Bogue», но имел меньшее водоизмещение, был двухвинтовым и более быстроходным. В основу проекта легла конструкция серийного быстроходного сухогруза типа S4-S2 ВВ-3, но, в отличие от предшественников, новые АВ строились с нуля , а не переделывались из уже заложенных корпусов. Срок постройки первых 10 кораблей составил 241-287 дней, последних — 101-112. Полетная палуба имела размеры 144,5 х 24.4 м, ангарная — 78х17,1х5,3 м. Катапульта и носовой самолетоподъемник применялись те же, что и на АВ «Bogue»; кормовой лифт был несколько больших размеров (12,7 х 11.5 м). Запас авиабензина — 378 500 л. ЭУ включала в себя две оригинальные пятицилиндровые ПМ типа «Unaflow», нередко именуемые турбинами. На испытаниях головной CVE-55 развил ход 20,75 уз.

В ходе войны зенитное вооружение усилено: на большинстве кораблей число «бофорсов» увеличили до 16 (8 х 2), «эрликонов» — до 20.

«Liscome Bay» у атолла Макин (02°58' с.ш., 172°26' в.д.) 24.11.1943 торпедирован япон. ПЛ I-175. В результате взрыва паров бензина и боезапаса затонул через 23 минуты после атаки. «St. Lo» 25.10.1944 в ходе сражения у о. Самар получил попадание камикадзе, за которым последовал ряд внутренних взрывов. «Gambler Bay» 25.10.1944 в ходе сражения у о. Самар потоплен арт. огнем япон. KPT. «Ommaney Bay» 4.1.1945 южнее о. Миндоро тяжело поврежден попаданием камикадзе, оставлен экипажем и потоплен кораблями эскорта. «Bismarck Sea» 21.2.1945 около Иводзимы поражен двумя камикадзе, вызвавшими большие пожары и взрывы. Через 2 часа затонул. «Corregidor» 20.4.1945 поврежден штормом, ремонтировался около двух месяцев, позже использовался для подготовки пилотов морской авиации. «Manila Bay» 5.1.1945 поврежден камикадзе, ремонтировался до марта 1945 г. «Wake Island» 3.4.1945 поврежден попаданием камикадзе; ремонт до конца войны. «White Plains» 25.10.1944 в ходе сражения у о. Самар поврежден разорвавшимся за кормой камикадзе и близким подводным взрывом снаряда с япон. ЛК; ремонт до марта 1945 г. «Kalinin Bay» 25.10.1944 в ходе сражения у о. Самар получил 15 попаданий 203-мм снарядами с яп. КРТ и два попадания камикадзе, тяжело поврежден, не восстанавливался. «Fanshaw Bay» 25.10.1944 входе сражения у о. Самар получил тяжелые повреждения от огня яп. КРТ (попало 6 203-мм снарядов); ремонт до марта 1945 г. «Kitkun Bay» 8.1.1945 поврежден попаданием камикадзе; ремонт до марта 1945 г. «Hoggatt Bay» 15.1.1945 поврежден внутренним взрывом; ремонт до июня 1945 г. «Kadashan Bay» 8.1.1945 поврежден попаданием камикадзе; ремонт несколько месяцев, позже использовался для подготовки морских летчиков. «Windham Bay» тяжело поврежден во время шторма; ремонт до конца войны. «Salamaua» 13.1.1945 поврежден попаданием камикадзе; ремонт до марта 1945 г. 5.6.1945 тяжело поврежден во время шторма; ремонт до конца войны. «Kwajalein» получил штормовые повреждения 18.12.1944; ремонт несколько месяцев.

Тип «Sangamon»

4 единицы

03

CVE-26 «Sangamon» FSB 13.3.1939 4.11.1939 8.1942 Исключен в 1945
CVE-27 «Suwannee» FSB 3.6.1939 4.4.1940 9.1942 Исключен в 1959
CVE-28 «Chenango» S 10.7.1938 1.4.1939 9.1942 Исключен в 1959
CVE-29 «Santee» S 31.5.1938 4.3.1939 8.1942 Исключен в 1959

10494/23895 т; 160 (вл)/168,6х32,1 (22,9 вл)х9,3 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 13500 л.с., 18 уз. Эк. 1080 чел. 2х1-127-мм/51, 4х2-40-мм/56, 12x1-20-мм/70, 30 самолетов, 1 катапульта.

Заложены как нефтеналивные танкеры типа Т-3 под названиями «Esso Trenton», «Markay», «Esso New Orleans» и «Seakay». Достроены в качестве военных танкеров АО-28 «Sangamon», АО-33 «Suwannee», AO-31 «Chenango» и АО-29 «Santee» соответственно. В начале 1942 г. принято решение перестроить их в конвойные авианосцы, 14 февраля переклассифицированы в AVG (впоследствии сменили индекс на CVE). Работы проводились с февраля по август 1942 г. АВ типа «Sangamon» были значительно крупнее, чем корабли, переделанные из судов типа С-3. Их полетная палуба имела размеры 153 х 25,9 м, ангар — 60,4 х 21 х 5,33 м. Первоначально на авианосцах устанавливалась одна катапульта, в ходе модернизации в 1944 г. добавили вторую. Два лифта размерами по 10,4 х 12,8 м были способны поднимать самолеты массой до 6,3 т. Грузовые танки сохранились — корабль мог принять 12 876 т нефти, однако на практике этой возможностью не пользовались. Ближе к концу войны часть грузовых танков стали применять для питания корабельных котлов, что повысило общий запас топлива до 4780 т; дальность плавания соответственно возросла до 23 900 (15) миль.

Через некоторое время после вступления в строй на всех кораблях неуниверсальные 127-мм/51 заменили на такое же число универсальных того же калибра с длиной ствола 38 клб. Число зенитных автоматов к 1945 г. достигло 47-49 стволов (4 х 2 и 10 х 2 40-мм «бофорсов» и 19-21x1 20-мм «эрликонов»).

По сравнению с эскортными авианосцами, перестроенными из грузовых судов, «Sangamon» обладал лучшей живучестью (за счет разделения корпуса на танки), огромной дальностью плавания и, благодаря большим размерам полетной палубы, мог нести более тяжелые самолеты. Однако от планировавшейся в 1942 г. перестройки однотипных танкеров в авианосцы отказались из-за кризиса танкерного тоннажа, отдав предпочтение более дешевым кораблям типа «Casablanca» в корпусах сухогрузов.

«Sangamon» 4.5.1945 тяжело поврежден попаданием камикадзе, не восстанавливался. «Suwannee» 25.10.1944 поврежден попаданием камикадзе, на следующий день снова получил бомбовое попадание; ремонт до февраля 1945 г. 24.5.1945 поврежден внутренним взрывом; ремонт около месяца.

«Santee» 25.10.1944 поврежден камикадзе, через 16 минут получил попадание торпеды с япон. ПЛ I-56. Тяжело поврежден; ремонт до марта 1945 г.

Тип «Bogue»

11 единиц

04

CVE-9 «Bogue» STSB 1.10.1941 15.1.1942 9.1942 Исключен в 1959
CVE-11 «Card» STSB 27.10.1941 21.2.1942 11.1942 Исключен в 1970
CVE-12 «Copahee» STSB 18.6.1941 21.10.1941 6.1942 Исключен в 1959
CVE-13 «Core» STSB 2.1.1942 15.5.1942 12.1942 Исключен в 1970
CVE-16 «Nassau» STSB 27.11.1941 4.4.1942 8.1942 Исключен в 1959
CVE-18 «Altamaha» STSB 19.12.1941 22.5.1942 9.1942 Исключен в 1959
CVE-20 «Barnes» STSB 19.1.1942 2.5.1942 2.1943 Исключен в 1959
CVE-21 «Block Island» STSB 19.1.1942 6.6.1942 3.1943 Погиб 29. 5. 1944
CVE-23 «Breton» STSB 25.2.1942 27.6.1942 4.1943 Исключен в 1972
CVE-25 «Croatan» STSB 15.4.1942 1.8.1942 4.1943 Исключен в 1970
CVE-31 «Prince William» STSB 19.5.1942 23.8.1942 4.1943 Исключен в 1959

9393/13891 («Nassau») т; 141,7(вл)/151,1 (1-я серия) или 150 (2-ясерия)х34(21,2 вл)х7,1 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 8500 л.с., 16,5 уз., 3420 т нефти, 26 300 миль (15) миль. Эк. 890 чел. 2x1-127-мм/51, 2 х 2-40-мм/56, 10x1-20-мм/70,28 самолетов, 1 катапульта.

Решение о массовой перестройке эскортных авианосцев из корпусов торговых судов было принято сразу же после нападения японцев на Перл — Харбор. В качестве базы для новой серии АВ был выбран транспорт

C-3-S с паротурбинной ЭУ. В проекте использовался опыт перестройки «Long Island» и «Charger» с внесением ряда изменений. Так, полетная палуба и ангар «Bogue» имели увеличенные размеры (133,1 х 23,9 и 79,6 х 18,9 х 5,3 м соответственно), число самолетоподъемников довели до двух (грузоподъемность — 6,3 т, размеры площадок — 12,6 х 10,1 м). Запас авиабензина составлял 340 650 л.

Тип «Bogue» строились двумя сериями. Первая включала в себя 21 единицу: 10 для США и 11 для Великобритании (тип «Attacker»). Вторая (24 типа «Ameer») строилась специально для англичан, но один из кораблей — «Prince William» — остался в американском флоте. Основным отличием кораблей второй серии стали удлиненная до 141,7 м полетная палуба и меньший запас авиабензина (225 000 л).

Вскоре после вступления в строй на всех кораблях неуниверсальные 127-мм/51 заменили на универсальные того же калибра с длиной ствола 38 клб. Число стволов легкой зенитной артиллерии постоянно увеличивалось — так, в мае 1943 г. «Copahee» и «Croatan» несли 8x2 40-мм и 27 х 1 20-мм автоматов; к 1945 г. число спаренных 40-мм «бофорсов» на всех АВ довели до 10. «Block Island» 29.5.1944 в 420 милях южнее Азорских о-вов торпедирован герм. ПЛ U-549. Через полчаса после попадания трех торпед затонул (31°13'N,023°03'W).

«Charger»

1 единица

05

CVE-30 «Charger» S 19.1.19401.3.1941 3.1942 Исключен в 1946

11 800/15 126 т; 141,7/150x33,9 (21,2 вл)х7,7 м; 1 диз., 8500 л.с., 16,5 уз., 3061 т соляра. Эк. 856 чел. 3x1-102-мм/51,10-20-мм/70, 36 самолетов, 1 катапульта.

Один из пяти кораблей типа «Archer», строившихся в США по заказу Великобритании. 4.10.1940, уже после спуска на воду, принято решение оставить корабль в США и использовать для подготовки британских морских летчиков. Сохранил английское название. «Charger» переоборудован из транспортного теплохода «Rio de la Plata» (типа С-3). Конструктивно очень близок к «Long Island», но имел полетную палубу увеличенных размеров (134 х 23,8 м), небольшую палубную надстройку и меньший запас авиабензина — 340 650 л. Одновременно запас топлива возрос более чем в два раза (за счет отпавшей необходимости догружать корабль балластом, как это пришлось сделать на «Long Island» После войны перестроен в торговое судно.

«Long Island»

1 единица

06

CVE-1 «Long Island» S 7.7.1939 11.1.1940 6.1941 Исключен в 1946

11 300/14 050 т; 141,7/150x31,1 (21,2 вл)х7,7 м; 1 диз., 8500 л.с., 16,5 уз., 1360 т соляра. Эк. 970 чел. 1x1-102-мм/51, 2x1-76-мм/50, 4-12,7-мм пул., 16 самолетов, 1 катапульта.

Первый американский эскортный АВ; переоборудован из транспортного теплохода «Mormacmail» типа С-3 еще до вступления США во Вторую мировую войну. Работы по переделке судна начались 6.3.1941 и были выполнены всего за 88 дней. Проект по концепции напоминал британский «Audacity» (создававшийся примерно в то же время), но представлял собой более полноценный АВ. «Long Island» имел небольшой ангар (29,9 х 16,5 м), самолетоподъемник грузоподъемностью 3,4 т (11,6 х 10,4 м) и катапульту. Размеры полетной палубы — 109,7 х 21,3 м, причем сама палуба имела усиленную конструкцию из 19-мм стали. Запас авиабензина — 378 500 л. В трюм для сохранения остойчивости было уложено 1650 т балласта. Корпус оборудовали примитивной системой ПТЗ, включавшей в себя 25-мм продольную переборку.

В сентябре 1941 г. вместо 12,7-мм пулеметов установили 20-мм «эрликоны». В 1942 г. корабль прошел модернизацию: полетную палубу удлинили до 127,4 м, вес балласта увеличили до 2640 т. Неуниверсальную 102-мм пушку заменили на 127-мм/38 зенитную, число «эрликонов» возросло до 20.

В феврале 1944 г. корабль переоборудовали в авиатранспорт — сняли катапульту, аэрофинишеры, облегчили полетную палубу.

После войны перестроен в торговое судно.

Потери подводных лодок в 1942-1943 гг.


В ответ на укрепление обороны Северной Атлантики подводные лодки были переброшены в другие моря и океаны в надежде, что там
противолодочная оборона была не столь организованной. К сожалению для немцев, в тех водах не только эскортные корабли, не и...

Эсминцы, Италия

Тип «Comandanti Medaglie D'Oro»

0 + 9 единиц

2067/2900 т; 120,7x12,3x4,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 60 000 л.с., 38 узл.. Эк. 272 чел. 4 х 1–135 мм/45, 12 х 1–37-мм/54, 2x3–533-мм ТА, 4 БМБ.

Единственные итальянские ЭМ, при проектировании которых был...

Сторожевые корабли, Финляндия

Финский флот не имел специализированных кораблей для патрульной и конвойной службы. С началом советско-финского конфликта или «короткой войны» для решения этих задач был привлечен ряд мобилизованных судов. После вооружения одной — двумя...

Эскортные корабли, Бельгия

Тип «Flower»

2 единицы в «Section Belge RN»

«Buttercup», «Godetia II» — участвовали в боевых действиях с бельгийскими экипажами в так называемой «Section Belge RN», подчинявшейся британскому морскому командованию.

1010-1060/1590-1630 т; ...

Боевая подготовка финских ВМС в предвоенные годы

Систематическая боевая подготовка Военно-морских сил Финляндии начала проводиться только в 1924 г. сразу по окончании тральных работ в Финском заливе. Главное внимание обращалось на отработку взаимодействия флота с батареями береговой обороны, а...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!