Плавбазы гидроавиации, США

Типы «Tangier»

7 единиц

Тип «Tangier»: M-8 «Tangier» (MOD, 13.3.1939/15.9.1939/7.1940 — искл. в 1961) и AV-9 «Pocomoke» (IS, 14.8.1938/8.6.1940/7.1941 — искл. в 1961).

Тип «Chandeleur»: AV-10 «Chandeleur» (WPS, 29.5.1941/29.11.1941/ 11.1942 — искл. в 1971).

Тип «Kenneth Whiting»: AV-14 «Kenneth Whiting» (STSB, 19.6.1943/ 15.12.1943/5.1944 — искл. в 1961), AV-15»Hamlin»(STSB, 19.7.1943/11.1.1944/ 6.1944 — искл. в 1963), AV-16 «St. George» (STSB, 4.8.1943/14.2.1944/7.1944 — в 1968 передан Италии) и AV-17 «Cumberland Sound» (STSB, 25.8.1943/ 11.1.1944/8.1944 — искл. в 1961).

«Tangier»: 11 760/13 500 т; 150x21,2x6,7 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 8500 л.с., 16,5 уз., 1309–1313 т нефти. Эк. 1075 чел. 4x1–127-мм/51, несколько 12,7-мм пул.

«Chandeleur»: 11 500/13 700 т; 150x21,2x6,7 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 9350 л.с., 17 уз., 1309 т нефти. Эк. 1075 чел. 1x1–127-мм/38, 4x1–76-мм/50, 4x2–40-мм/56, 15х1–20-мм/70.

«Kenneth Whiting»: 10 500/12 610 т; 150x21,2x6,7 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 8500 л.с., 17 уз., 1565 т нефти. Эк. 1075 чел. 2x1–127-мм/38, 4х2 и 2х2–40-мм/56, 16х1–20-мм/70.

Плавбазы гидроавиации в корпусах стандартных транспортов типа C3-S. Приобретены флотом уже после спуска на воду и переоборудованы в процессе достройки на плаву. Авиационная палуба для обслуживания гидросамолетов устроена в корму от надстройки и поднята на один уровень над грузовой палубой. Кран для подъема авиатехники размещен в корме. Трюмы оборудованы для хранения разнообразного авиационного снаряжения и хранения запаса авиатоплива — 1 101 500 л авиабензина.

В 1942–1943 гг. перевооружены — число 127-мм/38 орудий сокращено до одного, а 12,7-мм пулеметы заменены на 76-мм/50 орудия и 40-мм и 20-мм автоматы. В 1945 г. состав артвооружения насчитывал 1x1 127-мм/38 и 4 х 1–76-мм/50 орудия и 4 х 2 40-мм/56 и 15 х 1 20-мм/70 автоматов.

В 1941 г. флот заказал еще несколько плавбаз гидроавиации в корпусах стандартных транспортов. Для «Chandeleur» использовался тип C3-S-B1, для четырех кораблей типа «Kenneth Whiting» — модифицированный C3-S-A1.

От плавбаз типа «Tangier» эти корабли практически не отличались, за исключением увеличенного запаса авиабензина — 1 180 900 л.

Тип «Currituck»

3 + 1 единица

01

AV-7 «Currituck» (FNY, 14.12.1942/11.9.1943/6.1944 — искл. в 1971), AV-11 «Norton Sound» (ToSY, 7.9.1942/28.11.1943/1.1945 — искл. в 1987) и AV-12 «Pine Island» (ToSY, 16.11.1942/26.2.1944/4.1945 — искл. в 1971).

12 100/15 092 т; 158,5 (вл)/164,7х21,1x6,8 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 12 000 л.с., 19,2 уз., 2324 т нефти. Эк. 1247 чел. 4x1–127-мм/51, 4х4–40-мм/56.

Развитие типа «Curtiss». Основное отличие заключалось в увеличенных размерах авиационной палубы в корме. Для этого ангар был сдвинут в сторону носа, что, в свою очередь, потребовало перепланировать дымоходы, выведя их в одну общую дымовую трубу. Это стало наиболее заметным визуальным отличием от кораблей типа «Curtiss», имевших две дымовые трубы.

Следующими изменениями, внесенными в проект «Currituck», стали поперечная катапульта на авиационной палубе и увеличенный запас авиабензина — до 1 052 200 л. В процессе проектирования в 1941 г. предполагалось оснастить плавбазы 51-мм броневой палубой (ширина корпуса при этом должна была возрасти на 0,7 м), но эти планы так и не были осуществлены.

Зенитное вооружение, по сравнению с предшественниками, заметно усилили — предусматривалась установка 2x4 28-мм автоматов и четырех 12,7-мм пулеметов. Уже в процессе достройки неудачные 28-мм автоматы были заменены на 40-мм «бофорсы».

Однотипный AV-13 «Salisbury Sound» вошел в строй в 1945 г., уже после окончания войны.

Тип «Curtiss»

2 единицы

AV-4 «Curtiss» (NYSB, 25.3.1938/20.4.1940/11.1940 — искл. в 1963) и AV-5 «Albemarle» (NYSB, 12.6.1939/13.7.1940/12.1940 — искл. в 1974).

12 050/14 900 т; 154,8 (вл)/160,7x21,1x6,5 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 12 000 л.с., 18 уз., 2164 т нефти. Эк. 1195 чел. 4x1–127-мм/51, 10 х 1–12,7-мм.

Первые плавбазы гидроавиации флота США специализированной постройки. В соответствии с проектом, каждая из них должна была обеспечивать базирование двух эскадрилий гидросамолетов и производить мелкий ремонт авиатехники. Для этого в кормовой части корпуса палуба была освобождена для размещения нуждающихся в ремонте самолетов, а в надстройке имелся ангар с необходимым для этого оборудованием. Подъем самолетов с воды осуществлялся тремя мощными кранами (один — в кормовой части авиационной палубы, два — на надстройке).

Корпус плавбазы оснащался противоторпедной защитой, цистерны авиатоплива размещались ниже ватерлинии. Общий запас авиатоплива заметно превосходил принятый для авианосцев и достигал 1 020 500 л авиабензина.

В 1942–1943 гг. 12,7-мм пулеметы сняты, а зенитное вооружение усилено установкой 2x4 40-мм «бофорсов» и 12 20-мм «эрликонов». К 1945 г. число счетверенных «бофорсов» увеличено до четырех.

«Curtiss» 21.6.1945 тяжело поврежден камикадзе у Окинавы.

«Wright»

1 единица

AV-1 «Wright» (AIS, 1919/28.4.1920/12.1921 — искл. в 1946)

Полное — 11 500 т; 136,5x17,6x7,2 м; 1 ПТУ, 6 ПК, 6000 л.с., 15 уз. Эк. 288 чел. 2 х 1–127-мм/51, 2 х 1–76-мм/50, 2 пул.

Бывший транспорт типа «Hog Island», в процессе достройки переоборудованный в плавбазу для обслуживания привязных аэростатов. Вскоре после вступления в строй переклассифицирован в плавбазу гидроавиации.

Обеспечивал базирование одной эскадрильи гидросамолетов.

В 1944 г. переклассифицирован во вспомогательное судно (индекс изменен на AG-79) и использовался в качестве штабного корабля на Тихом океане. 1.2.1945 переименован в «San Clemente».

«Langley»

1 единица

AV-3 «Langley» (MINY, 18.10.1911/24.8.1912/1913 — погиб 27.2.1942)

11 500/15 150 т; 158,5 (вл)/165,2х20х6,3 м; 2 ТЭУ, 3 ПК, 7000 л.с., 15,5 уз., 2300 т угля. Эк. 468 чел. 4x1–127-мм/51.

Первый американский авианосец. Заложен как транспорт-угольщик «Jupiter» для ВМС США, вступил в строй в 1913 г. Особенностью судна являлась необычная для того времени двухвальная турбоэлектрическая ЭУ. В июле 1919 г. по заказу Генерального штаба флота был подготовлен проект переоборудования его в авианосец. Работы проводились на верфи в Норфолке с марта 1920 по март 1922 г.

«Langley» был оснащен прямоугольной полетной палубой размерами 162,7х19,5 м. Пространство между ней и ВП можно назвать ангаром с некоторой долей условности, поскольку он был открытым с обоих бортов. Для подъема самолетов служил один лифт, кроме того, для подъема гидросамолетов на палубу имелись специальные краны. В бывших грузовых трюмах разместили цистерны для авиабензина и погреба боезапаса.

Первоначально корабль оборудовали двумя пневматическими катапультами для запуска гидросамолетов и аэрофинишерами продольной системы.

В 1928 г. катапульты демонтировали, а через год продольные аэрофинишеры заменили на более удачные поперечные.

Слишком тихоходный для действий совместно с линейным флотом, «Langley» использовался в качестве экспериментального корабля, на котором отрабатывались различные технические новшества. Так, первоначально авианосец оснастили одной дымовой трубой по левому борту, но из-за сильного задымления полетной палубы ее пришлось заменить на две откидывающиеся вниз.

В 1934 г. американцы приняли решение строить очередной авианосец («Wasp»), для чего им было необходимо «освободить» занятый тоннаж, отведенный под авианосцы Вашингтонским соглашением 1922 г. С «Langley» демонтировали треть полетной палубы, а сам корабль официально переклассифицировали в гидроавиатранспорт (индекс изменился с CV-1 на AV-3). Мог обеспечивать базирование одной эскадрильи гидросамолетов, но в основном использовался для ремонта авиатехники.

Тяжело поврежден японской базовой авиацией 27.2.1942 г. в 75 милях южн. о. Ява (получил пять прямых бомбовых попаданий). Добит кораблями эскорта.

Малые плавбазы гидроавиации

Тип «Barnegat»

29 единиц

02

AVP-10 «Barnegat», AVP-11 «Biscayne», AVP-12 «Casco», AVP-13 «Mackinac» (все — PSNY), AVP-21 «Humbolt», AVP-22 «Matagorda» (оба — BNY), AVP-23 «Absecon», AVP-24 «Chincoteague», AVP-25 «Coos Bay», AVP-26 «Half Moon» (все — LWS), AVP-29 «Rockaway», AVP-30 «San Pablo», AVP-31 «Unimak», AVP-32 «Yakutat» (все — AS), AVP-33 «Barataria», AVP-34 «Bering Strait», AVP-35 «Castle Rock», AVP-36 «Cook Inlet», AVP-37 «Carson», AVP-38 «Duxbury Bay», AVP-39 «Gardiners Bay», AVP-40 «Floyds Bay», AVP-41 «Greenwich Bay», AVP-48 «Onslow», AVP-49 «Orca», AVP-50 «Rehoboth», AVP-51 «San Carlos», AVP-52 «Shelikof» и AVP-53 «Suisun» (все — LWS).

2040/2410–2620 т; 91,4 (вп)/94,7–95x12,5x3,8 м; 2 ДЭУ, 6080 л.с., 18 уз., 260 т соляра, 6000 (12) миль. Эк. 367 чел. 2x1–127-мм/38, 4–12,7-мм пул. (проектное).

Единственные в американском флоте малые плавбазы гидроавиации специализированной постройки. Предназначались для обслуживания гидросамолетов на отдаленных островах и атоллах Тихого океана с малой глубиной гавани, что предопределило появление в задании на проектирование жестких ограничений по осадке. Поскольку в военное время эти корабли предполагалось привлекать в качестве эскорта больших плавбаз, проектом предусматривалась установка противолодочного вооружения и ГАС.

Малые плавбазы рассчитывались на обеспечение базирования одной эскадрильи гидросамолетов. Запас авиабензина — 302 800 л. Проектный состав артвооружения ограничивался двумя универсальными 127-мм/38 орудиями и четырьмя 12,7-мм пулеметами, но в 1942 г., когда первые корабли этого типа уже вступили в строй, был утвержден новый состав вооружения: 4x1 127-мм/38, 8x1 20-мм автоматов и два БС. Фактически корабли вступали в строй, имея от одного до четырех 127-мм орудий и 6–8 20-мм автоматов. К 1944 г. существовало два стандартных варианта вооружения: 1x1 127-мм орудие, 2 х 2 и 1 х 4 40-мм/56 и 6 х 1 20-мм автоматов или 2x1 127-мм орудия и 4 х 2 20-мм автомата. Противолодочное вооружение на всех было представлено 2 БС и 2 БМБ. Исключение составлял «Coos Bay», оснащенный РБУ «Маустрап».

Всего было заказано 39 кораблей этого типа, заказ на шесть из них впоследствии отменили, четыре достроили в качестве плавбаз ТКА (AGP-6–9, в перечне не указаны). Остальные спущены на воду и вошли в строй в 1941–1945 гг.

«Absecon» достроен в качестве учебного корабля для подготовки летчиков корабельных гидросамолетов, для чего его оснастили катапультой (первоначально предназначенной для одного из недостроенных КРЛ типа «Cleveland»). «Chincoteague» 17.7.1943 поврежден япон. авиацией. «Orca» 5.1.1945 поврежден камикадзе.

Американские подводные минные заградители в войне на Тихом океане

После окончания Первой Мировой войны американские моряки вообще и подводники в частности тщательно анализировали опыт поверженного противника, особенно внимательно изучали они трофейные немецкие субмарины.

На базе подводного крейсера U 140 янки...

Сторожевые катера, Франция

Тип «Fairmile»

15 единиц в FFL

Всего силам «Свободной Франции» англичане передали 15 катеров этого типа. Начиная с июня 1941 г. в течение года французы получили ML-123, ML-245, ML-246 и ML-247 типа «В». Им были присвоены названия «St.Rowan», ...

Успехи в «технологической войне»

Были у немецких подводников немалые успехи и на Средиземном море: 11 августа 1942 г. при попытке прорваться на Мальту британский авианосец Eagle-1 был потоплен субмариной U-73.

В начале августа в германском флоте было около 350 подводных лодок,...

Зарубежные подводные лодки, Италия

Немецкие подводные лодки

В 1943 г. Германия передала Италии 9 ПЛ типов VIIC и VIIC/41–42 в обмен на итальянские океанские ПЛ, которые предполагалось переоборудовать в транспортные для походов на Дальний Восток. В сентябре 1943 г. все 9 ПЛ...

Сторожевые катера, ЮАС

Тип «Thornycroft»

2 единицы

«Uskok» — передан Италии, итал. «MAS-1D» (+ 19.04.42).

«Cetnik» — передан Италии, итал. «MAS-2D», затем «MAS-47». х 09.43

Все захвачены немцами в Каттаро 17.04.41

15 т, 40 уз., 2 пул., 2 ТА-457.

Тип «Lurssen»

8 единиц

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!