Авианосцы, Япония

«Ibuki»

0 + 1 единица

01

12 500/около 16 000 т; 187,8/198,4 (вл)/205х23 (21,2 вл)х6,3 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 72 000 л.с„ 29 уз. Броня (предположительно): борт 100–140 мм, палуба 61–35 мм. Эк. 1015 чел. 2 х 2–76-мм/60, 16x3–25-мм, 27 самолетов.

Заложен как тяжелый крейсер, представлявший собой усовершенствованный вариант KPT «Mogami». Летом 1943 г. постройку приостановили. В ноябре спущенный на воду корпус корабля начали перестраивать в легкий авианосец на верфи в Сасебо.

По проекту АВ имел типично японскую архитектуру с «островом» по правому борту и одной загнутой назад и вниз дымовой трубой. Половину котлов демонтировали с целью освобождения места для дополнительных топливных танков и цистерн под авиабензин, скорость при этом уменьшилась на 4 уз. Ангар одноярусный, что предопределило ограниченный состав авиагруппы — всего 27 машин.

Самолетоподъемников — 2. Катапульты не применялись. Корабль оснастили булями (примерно в половину длины корпуса). Каким было бронирование, точно не известно; вероятно, оно осталось крейсерским: толщина пояса 100 мм (в районе погребов боезапаса 140 мм), палубы — от 35 до 61 мм. Особенностями проекта можно считать большие размеры полетной палубы (205 х 23 м — длиннее корпуса) и отсутствие стандартной для остальных АВ зенитной батареи 127-мм или 100-мм орудий.

Достройка «Ibuki» прекращена в марте 1945 г., когда его готовность составляла примерно 80%. В 1947 г. был сдан на слом.

Тип «Unryu»

3 + 3 единицы

02

«Unryu» YNY 1.8.1942 25.9.1943 8.1944 Погиб 19.12.1944
«Amagi» Mn 1.10.1942 15.10.1943 8.1944 Погиб 24.7.1945
«Katsuragi» KNY 8.10.1942 19.1.194410.1944 Слом в 1947
«Kasagi» Mn 14.4.1943 19.10.1944 — He достроен, слом в 1947
«Aso» KNY 8.6.1943 1.11.1944 — He достроен, слом в 1947
«Ikoma» KDY 5.7.1943 17.11.1944 — He достроен, слом в 1947

17 150/22 400 («Unryu»), 17 460/22 800 («Amagi») и 17 260/22 534 («Katsuragi») т; 207/223 (вл)/227,4х27 (22 вл)х7,8–7,9 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 152 000 («Unryu», «Amagi», «Kasagi» и «Ikoma») или 104 000 («Katsuragi» и «Aso») л.с., 34 («Unryu», «Amagi», «Kasagi» и «Ikoma») или 32 («Katsuragi» и «Aso») уз., 3670 т нефти, 8000 (18) миль. Броня: борт 46 мм, палуба 55–25 мм, ПТП 50 мм, локальное бронирование до 165 мм. Эк. 1595 чел. 6x2–127-мм/40, 17x3–25-мм (проектное), 64–65 самолетов.

Проект АВ «Unryu» разрабатывался по программе 1941 г. как улучшенный вариант «Soryu». В отличие от «Shokaku» (также создававшегося на базе проекта «Soryu») он должен был иметь меньшее водоизмещение, быть дешевле и технологичнее в постройке. С началом войны против США проект «Unryu» привлек внимание японского военно-морского командования как наиболее подходящий для серийного строительства. В 1942 г. вместо планировавшихся двух АВ выдали заказ на семь, а затем — еще на восемь единиц. Однако этим планам не суждено было сбыться: из 15 заказанных кораблей реально заложили шесть, а достроили три, причем ни одному из них так и не довелось принять участие в боевых действиях флота.

По компоновке и архитектуре «Unryu» повторял свой прототип — «Soryu». Ангар двухъярусный; размеры верхнего — 175 х 21 м, нижнего — 130 х 21 м. Общая вместимость ангара 64–65 самолетов. Полетная палуба размерами 216,9 х 27 м (на «Katsuragi» и «Aso» — 214,5 х 27 м) для повышения прочности оснащалась лишь двумя лифтами (вместо трех на «Soryu» и «Hiryu»). Катапульт не было.

Чтобы компенсировать возросшие габариты «острова», корпус сделали асимметричным: левый борт отклонялся от ДП больше, чем правый. Схема бронирования повторяла «Soryu», отличаясь лишь некоторыми деталями. Система ПТЗ несколько улучшилась за счет более тщательного разделения на отсеки и введения 50-мм противоторпедной переборки. Усовершенствованиям подверглась и локальная защита погребов (максимальная толщина брони возросла до 165 мм).Кроме того, в бетонную «рубашку» заключались цистерны авиабензина. Запас последнего сократили до 216 000 л. Но в целом защита «Unryu» оставалась весьма слабой — неизбежное следствие ограниченного водоизмещения.

ЭУ «Unryu», подобно установленной, на «Soryu» и «Hiryu», была унифицирована с ГЭУ KPT «Suzuya». Однако нехватка мощных турбин заставила для «Katsuragi» и «Aso» использовать «сдвоенные» механические установки эсминцев. Эти два корабля по проекту имели меньшие мощность (на треть) и скорость (на 2 уз.).

Число 25-мм автоматов по проекту равнялось 51 (17x3), но «Unryu» вступил в строй с 63 (21x3), a «Amagi» и «Katsuragi» — с 89 (22x3 + 23x1). Кроме того, на всех кораблях установили по 6–8 многоствольных ПУ для запуска 120-мм зенитных НУР.

«Unryu» 19.12.1944 в Восточно-Китайском море получил попадания двух торпед с амер. ПЛ «Redfish». Возникший пожар вызвал взрыв находившихся на борту взрывающихся катеров, после чего АВ затонул.

«Amagi» 24.7.1945 во время налета амер. палубной авиации на ВМБ Куре серьезно поврежден одним прямым попаданием бомбы и двумя близкими разрывами. При повторном налете 28.7.1945 АВ получил попадание одной бомбы в среднюю часть корпуса по левому борту. Утром следующего дня лег на левый борт и затонул на мелководье.

«Katsuragi» 24.7.1945 во время налета амер. палубной авиации на Куре поврежден авиабомбой, 28.7.1945 в АВ попали две 454-кг бомбы, вызвавшие значительные разрушения на полетной и ангарной палубах в центральной части корпуса. После войны использовался для перевозки репатриантов, в 1947 г. сдан на слом.

Достройка «Kasagi» прекращена 1.4.1945, когда корабль находился в 85%-ной готовности. Сдан на слом в 1947 г.

Достройка «Aso» и «Ikoma» прекращена в январе 1945 г., когда корабли находились в 60%-ной готовности. 24.7.1945 недостроенные корпуса тяжело повреждены амер. авиацией. Сданы на слом в 1947 г.

«Shinano»

1 единица

03

«Shinano» YNY 4.5.1940 8.10.1944 11.1944 Погиб 29.11.1944

64 800/71 890 т; 244/256 (вл)/266х41,5(36,3 вл)х10,3 м; 4 ТЗА, 12 ПК, 150 000 л.с., 27 уз., 8900 т нефти, 10 000 (18) миль. Броня: борт 160 мм, полетная палуба 76 мм, главная палуба 100–190 (скосы 230) мм, ПТП 230–75 мм, локальное бронирование до 180 мм. Эк. 2400 чел. 8x2–127-мм/40, 35 х 3 + 40 х 1–25-мм, 12x28 ПУ 120-мм МУР, 47 самолетов.

Крупнейший АВ периода Второй мировой войны — «Shinano» был заложен как третий линкор типа «Yamato». Однако опыт первых же сражений на тихоокеанском ТВД выявил абсолютное превосходство палубной авиации над артиллерией тяжелых кораблей, и уже в декабре 1941 г. постройку «Shinano», находившегося в 50%-ной готовности, приостановили. Летом 1942 г., сразу же после боя при Мидуэе, корабль решили достроить как авианосец.

К моменту возобновления работ корпус «Shinano» был почти готов, что заставило проектировщиков пойти на определенные компромиссы. Конструкция подводной части и система ПТЗ остались без изменений. Сохранились даже шахты орудийных башен (правда, без толстой брони барбетов): в них смонтировали скоростные элеваторы подачи авиационного боезапаса. Толщину броневого пояса (установленного на 15-мм рубашке) уменьшили до 160 мм (вместо 410 мм). Полностью отказаться от вертикальной брони не представлялось возможным, поскольку она входила в состав силовой структуры корпуса и являлась продолжением броневой переборки системы ПТЗ (кстати, ПТП в верхней части была толще, чем главный пояс!). По этой же причине пришлось сохранить очень толстый (230 мм) пологий скос броневой палубы, хотя на горизонтальном участке сама палуба над ЭУ стала вдвое тоньше — 100 мм (вместо 200 на «Yamato») и лишь над погребами ее толщина возрастала до 190 мм.

Система защиты выше броневой палубы сильно напоминала «Taiho». Палуба между самолетоподъемниками имела такую же толщину; стены ангара не бронировались. Цистерны авиабензина и румпельные отделения заключались в сильно бронированные «ящики». В качестве дополнительной защиты широко использовались двойные переборки, пространство между которыми заполнялось водой или цементом. Общий вес брони достигал рекордной для авианосца величины — 17 694 т, плюс 2400 т цемента.

ПТЗ «Shinano» была идентичной примененной на ЛК 'Yamato». Она включала в себя внешние були и три наклонные продольные переборки, первая из которых в верхней части достигала толщины 200 мм. В целом система, несмотря на недостаточную ширину, обеспечивала вполне приемлемую защиту от подводных взрывов. Во всяком случае, в гибели «Shinano» виновата не конструкция ПТЗ, а слабая подготовленность экипажа.

На корабельную архитектуру «Shinano» большое влияние оказал проект АВ «Taiho» — в частности, «остров» нового авианосца был просто скопирован с прототипа. Однако полетную палубу пришлось сделать в виде надстройки. Кроме того, почти готовый корпус линкора не позволил разместить в нем двухъярусный ангар, поэтому пришлось обойтись одноярусным, длиной 167 м и высотой 5 м. Соответственно и численность авиагруппы самого большого в мире авианосца составляла всего 42 (с резервными 47) машины. Зато авиационный боекомплект был весьма внушительным. Отчасти это объяснялось тем, что «Shinano» предполагалось использовать в качестве АВ поддержки, предназначенного для прикрытия авианосных соединений первой линии и пополнения их авиагрупп самолетами и боеприпасами.

Размеры полетной палубы — 256 х 40 м; самолетоподъемников — 15 х 13 м. Катапульт не было. Запас авиабензина составлял 718 300 л.

Основой зенитного вооружения по проекту должны были стать новые 100-мм/65 артустановки типа 98 (как на «Taiho»), но из-за нехватки последних пришлось применить 127-мм/40 пушки типа 89. Легкое зенитное вооружение согласно проекту должно было состоять из 35 х 3 25-мм автоматов, но перед самым вводом корабля в строй дополнительно разместили еще 40 одноствольных автоматов, а также 12 28-ствольных установок для запуска 120-мм НУР.

При переходе из Йокосуки в Куре для завершения достроечных работ «Shinano» утром 29.11.1944 получил попадания четырех торпед с амер. ПЛ «Archerfish» в центральную часть корпуса. Вследствие незавершенности монтажа системы откачки воды спустя 7,5 часа после атаки АВ перевернулся и затонул в районе о. Инамба.

«Taiho»

1 единица

04

«Taiho» KDY 10.7.1941 7.4.1943 3.1944 Погиб 19.6.1944

29 300/37 270 т; 238/253 (вл)/260х29,9 (27,7 вл)х9,6 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 160 000 л.с., 33,3 уз., 5700 т нефти, 8000 (18) миль. Броня: борт 55 мм, полетная палуба 76 + 19 мм, ангарная палуба 90–48 мм, локальное бронирование до 165 мм. Эк. 2150 чел. 6x2–100-мм/65, 17x3–25-мм, 84 самолета.

Наиболее мощный и совершенный по конструкции АВ японского флота. Его проектирование началось в 1939 г., согласно 4-й программе замещения флота. Первоначально корабль задумывался как усовершенствованный «Shokaku», однако в процессе конструкторских работ он трансформировался в совершенно новый проект корабля с бронированной полетной палубой — своего рода ответ на появление британского «Illustrious» и американского «Essex».

Конструкция «Taiho» содержала много передовых решений. Полетная палуба представляла собой интегральную часть корпуса и участвовала в обеспечении его продольной прочности. Нос был выполнен полностью закрытым — такое решение японцы применили впервые. Нетипично для японского флота выглядел и «остров» на большом спонсоне с наклонной дымовой трубой, созданный по подобию АВ «Junyo».

Ангар был двухъярусным, размеры каждого яруса — 152 х 22,5 м, высота около 5 м. Два самолетоподъемника (14 х 14 м) располагались за пределами броневой палубы, довольно далеко друг от друга. Размеры полетной палубы — 257,5 х 30 м. Катапульт не предусматривалось.

Горизонтальное бронирование включало в себя 95-мм полетную палубу (76-мм броня на 19-мм рубашке из обычной стали) над верхним ангаром и 48-мм (32 + 16) нижнюю ангарную палубу; над погребами палуба утолщалась до 40–90 мм. Стены ангара имели толщину 25 мм. Верхняя ангарная палуба не бронировались. 55-мм пояс прикрывал лишь чуть более 50% длины корпуса; по высоте он доходил до нижней ангарной палубы. Наиболее мощной (до 165 мм) была локальная защита погребов боезапаса, цистерн авиабензина и двух румпельных отделений.

Зенитное вооружение состояло из шести новых спаренных 100-мм артустановок типа 98, а также 17 трехствольных 25-мм автоматов.

По судостроительной программе 1942 г. предполагалось построить еще семь немного усовершенствованных авианосцев типа 'Taiho» (проект G-15) с увеличенной площадью полетной палубы (261,5 х 29,9 м). Два корабля заказали верфи «Кавасаки» (строительные №801 и №802) и пять — «Мицубиси» (№5021–5025). Однако военная и экономическая ситуации вынудили японцев отказаться от этой программы.

Утром 19.6.1944 в ходе сражения у Марианских о-вов «Taiho» получил попадание в носовую часть правого борта одной торпеды с амер. ПЛ «Albacore». В результате утечки паров авиабензина спустя шесть часов после атаки произошел взрыв, и АВ затонул.

Тип «Chitose»

2 единицы

05

«Chitose» Переоборудован в 1943–1.1.1944 Погиб 25.10.1944
«Chiyoda» Переоборудован в 1942–31.10.1943 Погиб 25.10.1944

11 190/15 300 т; 174/185,9 (вл)/192,5x23 (20,8 вл)х7,5 м; 2 ТЗА + 2 диз., 4 ПК, 44 000 + 12 800 л.с., 28,9 уз., 3000 т нефти, 11 000 (18) миль. Эк. 800 чел. 4x2–127-мм/40, 10x3–25-мм, 30 самолетов.

Вступили в строй в 1938 г. как гидроавиатранспорты (см. раздел «Авиатранспорты»).

После потери четырех АВ в сражении у Мидуэя «Chitose» и «Chiyoda» было решено перестроить в легкие АВ. Задача упрощалась тем, что еще на стадии разработки их проекта предусматривалась возможность переоборудования кораблей в полноценные АВ.

Проект перестройки в основном повторял «Zuiho» и «Ryuho», но не предусматривал замены ЭУ. Корабли оснастили сплошной полетной палубой размерами 180 х 23 м. Оборудовали одноярусный ангар с двумя самолетоподъемниками. Катапульты не предусматривались.

Для повышения остойчивости и усиления ПТЗ корпус оснастили булями, увеличившими ширину корабля на 2 м. Особенностью архитектуры авианосцев стало наличие двух далеко разнесенных дымовых труб по правому борту: первая из них обслуживала КО, вторая — дизельную установку.

К лету 1944 г. число 25-мм зенитных автоматов увеличили до 48 стволов.

«Chitose» 22.5.1944 легко поврежден попаданием двух невзорвавшихся торпед амер. ПЛ «Bonefish». 25.10.1944 в ходе боя у м. Энганьо получил прямые попадания трех авиабомб. Через час затонул.

«Chiyoda» 20.6.1944 получил прямое попадание одной бомбы. Ремонт — до сентября 1944 г. В ходе сражения у м. Энганьо 25.10.1944 тяжело поврежден амер. палубной авиацией, потерял ход. Вечером того же дня потоплен артогнем амер. КРТ «Wichita» и «New Orleans».

Тип «Junyo»

2 единицы

06

«Junyo» Mn 20.3.1939 26.6.1941 5.1942 Слом в 1947
«Hiyo» KDY 30.11.1939 24.6.1941 7.1942 Погиб 20.6.1944

24 140/28 300 т; 206/215,3 (вл)/219,3x27,3 (26,7 вл)х8,2 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 56 000 л.с., 25,5 уз., 4100 т нефти, 10 000 (18) миль. Броня: палуба 20–70 мм, локальное бронирование 25 мм. Эк. 1224 чел. 6x2–127-мм/40, 8x3–25-мм, 53 самолета.

Заложены как пассажирские лайнеры «Kashiwara Maru» и «Idzumo Maru» (27 500 брт, 24 уз.), но в августе 1940 г. реквизированы правительством для достройки в качестве АВ. Переименованы в «Junyo» и «Hiyo» соответственно.

Собственно говоря, проект лайнеров изначально предусматривал их переделку в боевые корабли — это была часть «теневой» судостроительной программы, являвшейся важным резервом японских ВМС в 1930-е гг. Оба судна имели усиленную конструкцию корпуса с хорошим разделением на отсеки в подводной части. В то же время превращение их в полноценные АВ требовало решения ряда серьезных проблем. Компоновка судна вызвала затруднения при «вписывании» в корпус двухъярусного ангара, но в конце концов проектировщикам удалось решить эту задачу. Габариты верхнего и нижнего ярусов ангара были одинаковы: 153 х 15 х 5 м. Другой проблемой стал состав ЭУ. Чтобы не затягивать сроки постройки АВ, конструкторы решили оставить уже смонтированные на лайнерах паровые турбины, ограничившись лишь установкой шести более мощных ПК — это обещало прибавку в скорости в 2,5 уз.

Полетная палуба размерами 210,3 х 27,3 м имела деревянный настил. Катапульт не было. Подъем самолетов обеспечивали два самолетоподъемника (14 х 14 м, грузоподъемность 5 т).

Особенностью архитектуры АВ типа «Junyo» стало наличие (впервые в японском флоте) «острова», объединенного с дымовой трубой. Кроме того, последняя имела наклон 25° вправо для лучшего отвода газов от полетной палубы. Позже эту схему применили при проектировании АВ «Taiho» и «Shinano».

Бронирование было весьма скромным. 20-мм палуба в районе МО и КО дополнительно покрывалась двумя слоями 25-мм стали — в сумме это давало 70-мм защиту. Танки бензина и погреба боезапаса имели 25-мм броню. Весной 1944 г. на «Junyo» их защиту усилили дополнительным слоем бетона.

На испытаниях «Hiyo» развил ход в 25,6 уз. при мощности механизмов 56 630 л.с., не добрав почти узел до проектных 26,5 уз. В условиях повседневной службы скорость кораблей не превышала 22–23 уз.

В 1943 г. число 25-мм автоматов на обоих АВ увеличили до 40, а летом 1944 г. на «Junyo» их стояло уже 97 (19x3 + 2x2 + 30x1), а также 6 28-ствольных 120-мм установок НУР.

«Junyo» 5.11.1943 поврежден торпедой амер. ПЛ «Halibut». Ремонт — до апреля 1944 г. 20.6.1944 в ходе атаки амер. палубной авиации поврежден двумя бомбами. Ремонт — до сентября 1944 г. 9.12.1944 в Восточно-Китайском море получил попадание одной торпеды с амер. ПЛ «Sea Devil» и 1–2 торпед с ПЛ «Redfish». He ремонтировался, в 1947 г. сдан на слом.

«Hiyo» в ходе сражения у Марианских о-вов вечером 20.6.1944 получил два попадания авиаторпед. В результате начавшегося пожара произошла серия внутренних взрывов. Корабль потерял ход и через 2 часа после атаки затонул.

«Ryuho»

1 единица

07

«Ryuho» YNY 12.4.1933 16.11.1933 11.1942 Слом в 1946

13 360/16 700 т; 197,3/210 (вл)/215,6х23 (19,6 вл)х6,7 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 52 000 л.с., 26,5 уз., около 2900 т нефти. Эк. 989 чел. 4x2–127-мм/40, 38–25-мм, 31 самолет.

Бывшая плавбаза ПЛ «Taigei» (стандартное водоизмещение — 10 000 т, 2 диз., 14 000 л.с., 20 уз., 2x2 127-мм/40, 12 пул., 3 гидросамолета), вступившая в строй в марте 1935 г. Как и в случае с «Tsurugisaki» (см. далее), создавалась с учетом возможности переделки в АВ, однако оказалась неудачной: сварной корпус был слишком слабым, а высокий борт при малой осадке не обеспечивал требуемой остойчивости. В 1936–1937 гг. прошла капитальную реконструкцию: корпус усилили, установили були. Водоизмещение при этом увеличилось на 500 т.

В 1941–1942 гг., согласно секретному мобилизационному плану «Taigei» переоборудовали в авианосец «Ryuho». По конструкции корабль во многом повторял «Zuiho» и «Shoho», но был несколько крупнее.

Дизельную ЭУ плавбазы также пришлось заменить на паротурбинную, унифицированную с ЭМ типа «Kagero». Но вследствие большего водоизмещения и наличия булей по скорости «Ryuho» уступал своим предшественникам на 1,5–2 уз.

Одноярусный ангар размерами 124 х 18,6 м вмещал 31 самолет. Полетная палуба имела размеры 185 х 23 м; в 1944 г. ее удлинили до 198,1 м. Число самолетоподъемников — 2 (13,6 х 12 м). Катапульты и бронирование отсутствовали. Наибольшая толщина палуб в районе МО всего 13 мм.

Зенитное вооружение в 1943 г. было доведено до 42 25-мм автоматов и 6 13,2-мм пулеметов, год спустя их число возросло до 61 и 28 соответственно, кроме того, были установлены 6 28-ствольных ПУ для 120-мм НУР.

Следует отметить, что «Ryuho» оказался одним из самых неудачных авианосцев японского флота. Слабая конструкция, отсутствие какой-либо защиты и неудовлетворительное разделение корпуса на отсеки в подводной части существенно ограничили его использование в боевых действиях.

12.12.1942 поврежден торпедой амер. ПЛ «Drum»; ремонт — до марта 1943 г. 19.3.1945 в Японском внутреннем море атакован амер. палубной авиацией, получил три попадания 227-кг бомб, тяжело поврежден. Не ремонтировался, 20.4.1945 исключен из списков флота и в 1946 г. сдан на слом.

Тип «Zuiho»

2 единицы

08

«Zuiho» YNY 20.6.1935 19.6.1936 12.1940 Погиб 25.10.1944
«Shoho» YNY 3.12.1934 1.6.1935 1.1942 Погиб 7.5.1942

11 262/около 14 200 т; 185/201,5 (вл)/204,8х23 (18,2 вл)х6,6 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 52 000 л.с., 28 уз., около 2600 т нефти. Эк. 785 чел. 4x2–127-мм/40, 4x2–25-мм, 30 самолетов.

Бывшие плавбазы ПЛ, проект которых предусматривал быструю конверсию в авианосцы. «Tsurugisaki» и «Takasaki» (9500/13000 т, 2 диз., 56 000 л.с., 29 уз., 2x2–127-мм/40,12 пул., 3 гидросамолета) строились по 2-й программе замещения флота 1934 г. «Tsurugisaki» вступил в строй 15.1.1939, а уже спущенный на воду «Takasaki» примерно в это же время начали перестраивать в АВ; он вошел в строй в новом качестве под названием «Zuiho». В ноябре 1940 г. на верфи в Йокосуке началось аналогичное переоборудование и «Tsurugisaki», переименованного в «Shoho».

Реконструкция кораблей была более основательной, чем это предусматривалось довоенными планами. Неудачную дизельную ЭУ пришлось заменить на паротурбинную, унифицированную с ЭМ типа «Kagero». В целом компоновка и архитектура АВ напоминали «Ryujo» — собственно, на базе последнего и проектировались корпуса плавбаз. Правда, ангар стал одноярусным, его размеры (124 х 18 м) позволяли вместить 30 самолетов. Два самолетоподъемника связывали ангар с полетной палубой. Последняя первоначально имела длину 180 м и ширину 23 м; в 1943 г. на «Zuiho» ее удлинили до 192,6 м. Катапульт не было.

Интересная особенность АВ — очень длинный и узкий корпус (отношение длины к ширине 11:1), оснащенный, тем не менее, системой ПТЗ крейсерского типа. Бронирование отсутствовало, но в качестве локальной защиты погребов боезапаса и цистерн бензина применялись оригинальные коробчатые емкости с двойными стенками, пространство между которыми заполнялось водой. Еще одна необычная деталь архитектуры корабля — дополнительная дымовая труба в кормовой части, предназначенная для отвода выхлопных газов судовых дизель-генераторов.

Число 25-мм зенитных автоматов на «Zuiho» в 1943 г. довели до 48 стволов, в 1944-м — до 68. Кроме того, незадолго до гибели «Zuiho» оснастили шестью 28-ствольными установками для 120-мм зенитных НУР.

«Zuiho» в ходе сражения у о-вов Санта-Крус 26.10.1942 поврежден амер. палубной авиацией (получил попадания в кормовую часть двух 227-кг бомб). Ремонт — до января 1943 г. В ходе сражения у м. Энганьо 25.10.1944 потоплен амер. палубной авиацией — получил попадания двух торпед и четырех бомб.

«Shoho» в ходе сражения в Коралловом море 7.5.1942 подвергся массированному налету самолетов амер. палубной авиации, получил попадания семи торпед и 13 авиабомб и через 20 минут затонул.

Тип «Shokaku»

2 единицы

09

«Shokaku» YNY 12.12.1937 1.6.1939 8.1941 Погиб 19.6.1944
«Zuikaku» KDY 25.5.1938 27.11.1939 9.1941 Погиб 25.10.1944

25 675/32 105 т; 236,1/250 (вл)/257,5х29 (26 вл)х8,9 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 160 000 Л.С., 34 уз., 5300 т нефти, 9700 (18) миль. Броня: борт 46 мм, палуба 65 + 25 мм, локальное бронирование до 165 мм. Эк. 1660 чел. 6x2–127-мм/40, 12x3–25-мм, 84 самолета.

«Shokaku» и «Zuikaku» спроектированы в 1936–1937 гг. как увеличенный и усовершенствованный вариант АВ «Soryu». По архитектуре и компоновке они почти в точности повторяли прототип, однако имели усиленные бронирование, зенитное вооружение и более многочисленную авиагруппу. На момент своего появления среди всех АВ специальной постройки эти корабли по праву считались самыми большими и мощными в мире.

Мореходность «Shokaku», по сравнению с «Soryu», заметно улучшилась. Корпус стал на одну палубу выше и приобрел новые обводы — «клиперский» форштевень с большим развалом носовых шпангоутов и бульбом в подводной части (здесь конструкторы использовали опыт проектирования корпуса ЛК «Yamato»).

Ангар был двухъярусным, полностью закрытым. Длина верхней части составляла 190 м, нижней — 160 м; высота каждой — 4,8 м. Всего на обоих ярусах помещалось 84 самолета. В ангаре имелись посты заправки самолетов и подвески авиабомб, что ускоряло подготовку авиагруппы к вылету, но увеличивало опасность пожара — здесь отсутствовала какая-либо защита от вражеских бомб и снарядов.

Полетная палуба размерами 242,2 х 29 м покрывалась деревянным настилом. Самолеты подавались тремя лифтами (носовой — размерами 13 х 16 м, остальные два — 13 х 13 м). Подъем одного самолета занимал 15 с, а полный цикл, включая погрузку и выгрузку, — 40 с. Катапульт не предусматривалось.

Схема бронирования в основном повторяла принятую на «Soryu». Наружный 46-мм пояс по ватерлинии тянулся на протяжении МО и КО. Броневая палуба над ЭУ имела толщину 90 мм (65 + 25), над погребами боезапаса — 132 мм. Остальные палубы, включая полетную, изготавливались из стали толщиной 16–19 мм. Наибольшую толщину имела локальная коробчатая защита погребов, достигающая 165 мм. Во второй половине 1944 г. на «Zuikaku» танки с авиабензином получили дополнительную защиту из бетона.

Число 25-мм зенитных автоматов (в одно-, двух — и трехствольных установках) постоянно росло: к лету 1942 г. на каждом из АВ их было по 48 (16x3), в июле 1943-го — по 70 (18x3 + 16x1), а на «Zuikaku» в конце его карьеры — 106 (18x3 + 5x2 + 42x1); кроме того, на нем в 1944 г. установили 8 28-ствольных установок для запуска 120-мм зенитных НУР — правда, это оружие оказалось абсолютно неэффективным.

«Shokaku» 8.5.1942 поврежден амер. палубной авиацией (попаданиями двух 454-кг бомб). Ремонт — до конца июня 1942 г. 26.10.1942 вновь поврежден амер. палубной авиацией (попадания шести бомб). Ремонтировался до марта 1943 г. 19.6.1944 в ходе сражения у Марианских о-вов получил попадания 3–4 торпед с амер. ПЛ «Cavalla». Через 3 часа после атаки взорвался и затонул.

«Zuikaku» 20.6.1944 тяжело поврежден амер. палубной авиацией (получил одно прямое попадание авиабомбы, еще пять разорвалось рядом с бортами). Ремонт — до начала августа 1944 г. В ходе сражения у м. Энганьо 25.10.1944 потоплен амер. палубной авиацией (получил попадания 6–7 торпед и 7 бомб).

Тип «Soryu»

2 единицы

10

«Soryu» KNY 20.11.1934 23.12.1935 12.1937 Погиб 4.6.1942
«Hiryu» YNY 8.7.1936 16.11.1937 7.1939 Погиб 5.6.1942

15 900/19 800 («Soryu») или 17 300/21 900 («Hiryu») т, 210/222 (вл)/227,5х26 (21,3 вл)х7,6 («Soryu») или 210/222,9 (вл)/227,4х27 (22,3 вл)х7,8 («Hiryu») м; 4 ТЗА, 8 ПК, 152 000 л.с., 34,5 («Soryu») или 34,3 («Hiryu») уз., 3670 («Soryu») или 4400 («Hiryu») т нефти. Броня: борт 40 мм («Soryu») или 48 мм («Hiryu»), палуба 25 мм, локальная защита до 140 мм. Эк. 1100 чел. 6x2–127-мм/40, 28 («Soryu») или 31 («Hiryu») — 25-мм, 71 («Soryu») или 73 («Hiryu») самолета.

Своим появлением «Soryu» и «Hiryu» обязаны Лондонской морской конференции 1930 г., согласно решениям которой Япония могла несколько усилить свой авианосный флот. (Соотношение суммарного тоннажа авианосцев США, Великобритании и Японии теперь составляло 10:10:7 вместо предусмотренного Вашингтонской конференцией 5:5:3). Оба корабля строились по 1-й программе замещения флота 1931 г.

По архитектуре 2 этих авианосца послужили прототипами почти для всех последующих серий японских кораблей данного класса. Они имели сплошную полетную палубу, двухъярусный ангар, маленький «остров», две загнутые вниз и назад дымовые трубы и три самолетоподъемника. В целом проект корабля (в рамках отведенного на него водоизмещения) оказался весьма удачным, гармонично сочетая высокую скорость с мощным зенитным вооружением и внушительной численностью авиагруппы. Полетная палуба головного «Soryu» имела размеры 216,9 х 26 м. Катапульт не было. Двухъярусный ангар вмещал 71 самолет; верхний ярус имел размеры 171,3 х 18 м, нижний — 142,4 х 18 м. Правда, за столь внушительную площадь пришлось заплатить малой высотой ангара (верхний ярус — 4,6 м, нижний — 4,3 м), из-за чего на первом ярусе могли размещаться только истребители.

Обводы корпуса «Soryu» создавались на основе теоретического чертежа тяжелого крейсера, ЭУ была унифицирована с примененной на крейсере «Suzuya». Пропульсивные качества авианосца оказались весьма высокими: при водоизмещении, почти вдвое большем, чем у «Mogami», «Soryu» развивал ход лишь на 2 уз. меньше.

Бронирование выглядело достаточно скромным: это определялось ограниченным водоизмещением. Толщина пояса в районе МО составляла 40 мм, броневая палуба прикрывалась 25-мм стальными плитами. Наибольшую толщину имела локальная защита погребов боезапаса: горизонтальная — 55 мм, вертикальная — 140 мм.

«Hiryu» строился по усовершенствованному проекту. Высоту его корпуса увеличили на одну палубу, «остров» перенесли на левый борт («Hiryu» стал вторым после «Akagi» и последним японским авианосцем с «островом» по левому борту). Ширину полетной палубы увеличили на 1 м, запас топлива — на 20%. Несколько усилили бронирование: толщину пояса по ватерлинии в районе МО и КО довели до 48 мм.

Оба корабля погибли в сражении у о. Мидуэй. «Soryu» утром 4.6.1942 поврежден амер. палубной авиацией. В корабль попало три 454-кг бомбы, начались пожары. Спустя 30 минут экипаж начал покидать АВ, а еще через 8 часов корабль взорвался и затонул. «Hiryu» днем 4.6.1942 поврежден амер. палубной авиацией. В него попало четыре 454-кг бомбы, такое же число разорвалось в воде у бортов. На корабле начались пожары, через 4 часа вода затопила МО, после чего экипаж был снят. Утром 5.6.1942 «Hiryu» был потоплен торпедами ЭМ эскорта.

«Ryujo»

1 единица

11

«Ryujo» Yk 26.11.1929 2.4.1931 5.1933 Погиб 24.8.1942

10 600/13 650 т; 167/175,4 (вл)/179х23 (20,8 вл)х7,1 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 65 000 л.с., 29 уз., 2490 т нефти. Эк. 924 чел. 4x2–127-мм/40, 2x2–25-мм, 12x2–13,2-мм пул., 38 самолетов.

Построен по программе 1927 г. Малые размеры корабля определялись лимитом тоннажа, отведенным на авианосцы Вашингтонским соглашением. Хотя реальное водоизмещение «Ryujo» (около 10 000 т) заметно превышало официально декларируемое (8000 т), все равно его боевые возможности оставались ограниченными.

По первоначальному проекту ангар авианосца предполагался одноярусным, но в ходе постройки его трансформировали в двухъярусный. Это позволило увеличить численность авиагруппы, но одновременно привело к сильной перегрузке и снижению остойчивости корабля. Через год после ввода в строй «Ryujo» пришлось отправлять на верфь для перестройки.

В ходе работ в 1934–1936 гг. авианосец оснастили булями, повысившими ширину корпуса на 0,5 м, а в трюм уложили 1200 т балласта. Для снижения «верхнего» веса демонтировали две спаренные 127-мм артустановки, позже добавили четыре 25-мм автомата.

Полетная палуба не претерпела изменений. Катапульт не было. Подача самолетов из ангара осуществлялась двумя самолетоподъемниками (носовой имел размеры 11,1 х 15,7 м; кормовой — значительно меньше). Небольшая площадь полетной палубы (156,5 х 23 м) не позволяла держать на ней во время взлетно-посадочных операций более шести самолетов, из-за чего действия авиагруппы «Ryujo» были малоэффективны.

Из-за ограниченного водоизмещения нельзя было применить на корабле полноценное бронирование. В результате легкую противоосколочную броневую защиту получили лишь погреба боезапаса и МО.

В 1942 г. число 25-мм автоматов возросло до 22.

В сражении у Вост. Соломоновых о-вов 24.8.1942 тяжело поврежден амер. палубной авиацией. В корабль попала одна торпеда и четыре 454-кг бомбы, вызвавшие обширные пожары и подводные пробоины. Спустя 3,5 часа после атаки АВ перевернулся и затонул.

«Kaga»

1 единица

12

«Kaga» KDY + YNY 19.7.1920 17.11.1921 3.1928 Погиб 4.6.1942

38 200/43 650 т; 240,3(вл)/248,6х30,3 (32,5 вл)х9,5 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 127 400 л.с., 28,3 уз., 5300 т нефти. Броня: борт 152 мм, палуба 38 мм, башни 25 мм. Эк. 2016 чел. 10 х 1–200-мм/50, 6 х 2–120-мм/45, 30–25-мм, 90 самолетов.

«Kaga» заложен как третий линкор кораблестроительной программы «8–8» (нормальное водоизмещение — 39 900 т, вооружение — 5x2 410-мм орудий ГК). После Вашингтонской конференции строительство прекратили и уже спущенный на воду корабль собирались сдать на слом. Однако после повреждения во время землетрясения корпуса предполагавшегося к достройке в качестве авианосца линейного крейсера «Amagi» его решили заменить «Kaga». Несостоявшийся линкор отбуксировали на верфь в Йокосуку, и в конце 1923 г. на нем возобновились работы.

В целом проект повторял «Akagi». Внешне он отличался конструкцией дымовых труб: на «Kaga» дымоходы располагались с обоих бортов и шли вдоль ангара в корму. Корпус линкора был на 13 м короче, чем у линейного крейсера, из-за чего полетная палуба также вышла короче (171,3 х 30,3), а компоновку трехъярусного ангара пришлось несколько изменить. Кроме того, сама палуба не имела характерного для «Akagi» уклона в сторону кормы.

Схема размещения стартовых площадок, самолетоподъемников, а также вооружение и бронирование на «Kaga» и «Akagi» были практически идентичны. (Первый отличался более тонкой броневой палубой — всего 38 мм). Мощность механизмов и скорость хода у «Kaga» на момент вступления в строй были значительно меньше, чем у «Akagi» (91 000 л.с. и 27,5 уз. против 131 200 л.с. и 31 уз.)

С 25.6.1934 по 25.6.1935 авианосец прошел капитальное переоборудование (в дальнейшем по этому же проекту модернизировали и «Akagi»). После установки противоторпедных булей ширина корпуса увеличилась с 29,6 до 32,5 м. Была изменена и длина корпуса — с 238,5 до 247,7 м.

Мощность ЭУ подняли за счет замены 12 старых ПК со смешанным отоплением на 8 чисто нефтяных большей паропроизводительности. Полетную палубу удлинили до 248,6 м (превышала наибольшую длину корпуса), носовые стартовые площадки на ангарных палубах ликвидировали. Самолетоподъемников стало три: носовой (размерами 11,8 х 16 м), средний (11 х 13 м) и кормовой (12,8 х 8,4 м). Число 200-мм орудий на «Kaga» сохранилось, но расположение их частично изменилось: из демонтированных башен пушки перенесли в увеличенные кормовые казематы. Катапульт не было. Число самолетов, включая резервные, возросло с 60 до 90. Правда, в 1941 г. из-за увеличения веса и габаритов летательных аппаратов авиагруппу сократили до 81 машины, а во время боя у Мидуэя с борта «Kaga» могли действовать не более 66.

После модернизации внешне и по характеристикам «Kaga» и «Akagi» стали более похожими. Основные отличия заключались в том, что «остров» «Kaga» располагался по правому борту и находился ближе к носу, дымовая труба имела меньшие размеры, а средний самолетоподъемник был сдвинут вперед.

Зенитное вооружение в 1938 г. усилили за счет установки 22 25-мм автоматов, в 1941 г. их число довели до 30.

В ходе сражения у о. Мидуэй днем 4.6.1942 амер. палубная авиация добилась четырех попаданий и пяти близких разрывов 454-кг бомб. Обширные разрушения и пожары на полетной и ангарной палубах заставили экипаж вскоре покинуть корабль. Спустя 9 часов после атаки он затонул в результате взрыва танков с авиабензином.

«Akagi»

1 единица

13

«Akagi» KNY 6.12.1920 22.4.1925 3.1927 Погиб 5.6.1942

36 500/42 750 т; 235/250,4(вл)/260,7х31,8 (31,3 вл)х8,7 м; 4 ТЗА, 19 ПК, 133 000 л.с., 31,2 уз., 5775 т нефти. Броня: борт 152 мм, палуба 57–79 мм, башни 25 мм. Эк. 2000 чел. 6x1–200-мм/50, 6x2–120-мм/45, 28–25-мм, 91 самолет.

«Akagi» вместе с однотипным «Amagi» заложили как линейные крейсера (нормальное водоизмещение — 41 200 т, вооружение — 5x2 410-мм орудий ГК) по кораблестроительной программе «8–8», но в связи с началом Вашингтонской конференции их строительство в феврале 1922 г. было приостановлено. В соответствии с решениями конференции два этих корабля разрешили достроить в качестве авианосцев. На «Akagi» работы возобновились 17.11.1923. «Amagi», корпус которого серьезно повредило вследствие разрушительного землетрясения 1923 г., было решено сдать на слом, а вместо него переделать в авианосец недостроенный линкор «Kaga».

На момент вступления в строй «Akagi» стал крупнейшим авианосцем мира (его стандартное водоизмещение фактически превышало 30 000 т, хотя официально японцы указывали величину всего 26 900 т), и лишь достроенные несколько позже американские «Lexington» и «Saratoga» лишили его этого титула.

На проект переоборудования «Akagi» в авианосец большое влияние оказал английский «Furious». Первоначально японский корабль имел схожую конструкцию: сплошная полетная палуба размерами 190,2 х 30,3 м занимала примерно 3/4 длины корпуса, ангар был трехъярусным, впереди двух верхних ярусов располагались площадки для старта самолетов непосредственно из ангара. Нижняя площадка длиной 55 м предназначалась для взлета бомбардировщиков и торпедоносцев, над ней располагалась вторая, длиной всего 15 м, приспособленная для старта более легких самолетов — истребителей и разведчиков. Верхняя палуба на 2/3 длины имела уклон в корму в 1,5° для облегчения посадки самолетов.

Подъем самолетов на верхнюю палубу осуществлялся двумя лифтами (размеры носового — 11,8 х 13 м, кормового — 12,8 х 8,4 м).

В «наследство» от линейного крейсера «Akagi» досталось относительно мощное вертикальное бронирование. Броневой пояс толщиной 152 мм имел наклон 14° и простирался примерно на 2/3 длины корпуса. Сверху к поясу примыкала броневая палуба толщиной от 57 до 79 мм (с учетом подкладки). Палубы, расположенные выше, бронированы не были.

Вооружение «Akagi» первоначально состояло из 10 200-мм/50 орудий (4 в башнях и 6 в казематах) и 12 120-мм/40 зениток (6 х 2). В ходе модернизации 1935–1938 гг. башни демонтировали, но казематные артустановки сохранились.

Характерной особенностью внешнего вида авианосца была «двухъярусная» дымовая труба, у которой большой дымоход загибался вниз, а малый — вверх. Во время взлетно-посадочных операций действовала лишь большая (нижняя) труба.

С 24.10.1935 по 31.8.1938 «Akagi» прошел капитальную модернизацию, полностью изменившую внешний вид и характеристики корабля. Полетная палуба теперь простиралась почти на всю длину корпуса, носовые стартовые площадки на ангарных палубах ликвидировали, установили були, повысившие ширину корпуса с 29 до 31,3 м. Самолетоподъемников стало три: носовой (размерами 11,8 х 16 м), средний (11,8 х 13 м) и кормовой (12,8 х 8,4 м). Число принимаемых на борт самолетов увеличилось с 60 до 91 (66 боеготовых и 25 резервных в частично разобранном виде). Паровые котлы полностью перевели на нефтяное отопление, что, благодаря несколько возросшей паропроизводительности, позволило повысить мощность, хотя и не намного. Появилась небольшая надстройка-»остров»: на «Akagi» она находилась по левому борту, а не по правому, как это было принято на большинстве других авианосцев. Вместо «двухъярусной» трубы установили новую, большего размера, направленную назад и вниз.

В ходе сражения у о. Мидуэй днем 4.6.1942 амер. палубная авиация добилась двух попаданий авиабомб. 454-кг попала в центральный лифт и взорвалась на ангарной палубе, другая — на полетной, в кормовой части. Обширный пожар, охвативший находившиеся здесь самолеты, взять под контроль не удалось. Спустя 9 часов корабль был оставлен экипажем и утром 5.6.1942 выгоревший остов потоплен торпедами ЭМ эскорта.

«Hosho»

1 единица

14

«Hosho» AT + YNY 16.12.1919 13.11.1921 12.1922 Слом в 1947

Около 8000/10 797 т; 165(вл)/168,1х22,7 (18 вл)х6,2 м; 2 ТЗА, 8 ПК, 30 000 л.с., 25 уз. Эк. 550 чел. 4x1–140-мм/50, 2x1–80-мм/40, 4x2–25-мм, 21 самолет.

Заложен как танкер ВМС, первоначально получил название «Hiryu». В 1920 г. принято решение о достройке судна в качестве авианосца. В разработке проекта участвовали английские специалисты. Переименован в «Hosho». После спуска на воду отбуксирован на верфь ВМС в Йокосуке для достройки. Планировавшаяся закладка второго однотипного корабля не состоялась в связи с решениями Вашингтонской конференции 1922 г.

«Hosho» имел сплошную полетную палубу размерами 168,3 х 22,7 м и одноярусный подпалубный ангар. Подъем самолетов наверх осуществлялся двумя лифтами: носовым (размерами 9 х 9 м) и кормовым (12,5 х 7 м). Катапульт не было, но для облегчения запуска самолетов полетная палуба в первой четверти получила некоторый уклон.

Интересная особенность архитектуры «Hosho» — три дымовые трубы, установленные по правому борту и способные отклоняться на угол 90° (чтобы уменьшить вредное влияние дыма и завихрений воздуха на процесс посадки самолетов).

На испытаниях 14.12.1922 авианосец при водоизмещении 9510 т развил мощность 31 117 л.с. и скорость в 26,66 уз.

Первоначально «Hosho» имел «остров» по правому борту, но уже в 1923 г. его демонтировали, и корабль приобрел гладкопалубный силуэт, ставший характерным для целого поколения японских авианосцев. Одновременно ликвидировали уклон носовой части полетной палубы.

В ходе эксплуатации «Hosho» неоднократно перестраивался. Во время модернизации 1934–1936 гг. его дымовые трубы закрепили в горизонтальном положении, несколько переделали полетную палубу, паровые котлы перевели на нефтяное отопление, а их число сократили с двенадцати до восьми. Дополнительно установили 12 зенитных 13,2-мм пулеметов. Полное водоизмещение корабля возросло с 9630 т до 10 797 т. При ремонте в 1937–1940 гг. устаревшие 80-мм/40 зенитные орудия заменили на 4 х 2 25-мм автомата.

В 1942 г., вскоре после боя у Мидуэя, с корабля сняли 140-мм/50 орудия, а вместо них установили еще 4x2 25-мм автомата. Численность авиагруппы уменьшили до 11 самолетов. Переклассифицирован в учебный авианосец.

В 1944 г. «Hosho» прошел последнюю модернизацию. Полетную палубу удлинили до 180,8 м, а размеры самолетоподъемников увеличили: носового — до 8,5х12,8 м, кормового — до 13,7х11 м. Дымоходы отвели вниз. Зенитное вооружение состояло из 8 х 2 25-мм автоматов, но уже в следующем году их число сократилось до 3 х 2.

Поврежден амер. палубной авиацией в Куре 28.7.1945. После окончания войны некоторое время использовался в качестве репатриационного TR

Отрядное учение 1938г.

В период с 27 по 30 сентября .1938 г. Краснознаменным Балтийским флотом было проведено большое отрядное учение (БОУ) № 4 на тему «Расширение плацдарма действий КБФ и недопущение прохода в восточную часть Финского залива эскадры линейных кораблей...

Броненосцы береговой обороны, Нидерланды

Тип «De Zeven Provincial»

1 единица

«Soerabaja» — бывш. «De Zeven Provincial» (1910, модерн. 1936) — учебный арт. корабль. = 12.02.42 в Сурабае тяжело поврежден япон. авиацией. +18.02.42 затоплен в Сурабае.

5644 т, 14 уз., 2x280, 2x150 (позднее...

Специальные подводные лодки, Эстония

Подводные заградители

Тип «Kalev»

2 единицы

«Kalev» (7.07.1936), «Lembit» (7.07.1936)
665/853 т; 59,5 х 7,3 х 3,5 м; дизели «Vickers» 2 х 600 л.с/ э.д. 2 х 450 л.с; 12/8,5 узлов; 4000 миль (на 8 узлах)/80 (4 узл.); 20 мин, 4–533-мм ТА (нос),...

Миноносцы, Норвегия

Миноносцы 1-го класса

Тип «Snogg»

3 единицы

«Snogg» (MH, 1917/2.9.1920/н.д. — захвачен Германией 5.5.1940),
«Stegg» (MH, 1917/16.6.1921/1923 — погиб 20.4.1940),
«Trygg» (MH, 1917/31.5.1919/1920 — погиб 25.4.1940)

198/220 т (нормальное);...

Специальные подводные лодки, Германия

Подводные минные заградители

Серия ХВ

8 единиц

U-116 (G, 1.7.1939/3.5.1941/26.7.1941 — погибла в октябре 1942)
U-117 (G, 1.7.1939/26.7.1941/25.10.1941 — погибла 7.8.1943)
U-118 (G, 1.3.1940/23.9.1941/6.12.1941 — погибла 12.6.1943)
U-119 (G,...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!