Танко - десантные корабли, США

Большие танкодесантные корабли

Тип LST(2)

1062 единицы
01

LST-1 — LST-84, LST-117 — LST-141,LST-155 — LST-231, LST-237 — LST-247, LST-261 — LST-285, LST-301 — LST-430, LST-446 — LST-1152. Спущены на воду и вошли в строй в 1942-1945 гг.

1625–1780/3640–4080 т; 96,3 (вл)/100x15,2x2,3 (нос)/4,3 (корма) м; 2 диз., 1800 л.с., 12 уз. Эк. 91–125 чел. 1x1–76-мм/50, 4x1–40-мм/56, 6x1–20-мм/ТО (первые корабли) или 2 х 2 и 4 х 1–40-мм/56, 12x1–20-мм/70 (начиная с LST-542), десант: 163 чел., 20 средних (25-т) танков, 2–6 LCVP.

Танкодесантные корабли для перевозки тяжелой бронетехники. Спроектированы по техзаданию, разработанному английским Адмиралтейством, в соответствии с которым они должны были перевозить через Атлантику 20 средних танков с последующей высадкой их через носовой лацпорт на необорудованное побережье. При проектировании использовался английский опыт постройки кораблей аналогичного назначения. Чтобы отличать построенные в Америке корабли, им присвоили индекс Мк.2, в то время как английские типа «Boxer» стали обозначаться как 1ST Мк.1.

По сравнению с английским прототипом, Мк.2 оказались тихоходнее на 5 уз., однако использование дизельной ЭУ вместо паротурбинной позволило многократно превысить задание по дальности плавания — 24 000 (9) миль. Бронетехника хранилась как в трюме (на так называемой «танковой» палубе), так и на верхней палубе. Перемещение грузов с верхней палубы на «танковую» осуществлялось с помощью лифта, который, начиная с LST-513 (кроме LST-531), был заменен на простую рампу. С LST-542 нагрузка незначительно снижена, за счет чего удалось усилить зенитное вооружение и оборудовать корабли мощной опреснительной установкой.

При полной загрузке имели водоизмещение свыше 4000 т и осадку носом/кормой соответственно 2,3/4 м, поэтому при высадке на необорудованное побережье водоизмещение ограничивалось до 2366 т (вес перевозимого груза — 500 т), чему соответствовала осадка 1,2 м носом и 3 м кормой.

Всего было заказано 1152 корабля типа LST (Мк.2), впоследствии постройку 90 единиц отменили. Еще 86 в ходе достройки переоборудовали во вспомогательные корабли и суда: плавбазы, мастерские, суда снабжения и т.д. Несколько кораблей (в т.ч. LST-16 и 18) в 1943–1944 гг. оборудовали полетной палубой для запуска легких корректировщиков армии США « Пайпер Каб» (на каждом корабле базировалось по три таких машины). Обратная посадка на палубу после выполнения задания не предусматривалась.

Переданы Англии по ленд-лизу 115 (LST-2–5,8–13,62–65, 76,77,79,80,157, 159–165,173,178,180,198–200,214–217,280,289,301–305,307–309,311,315, 319–324, 326, 331, 336, 337, 346, 347, 351, 352, 358, 360–369, 371, 373, 380–383, 385, 386, 394, 401–430, 538 и 1021). Большинство из них вошло в строй английского флота сразу после постройки, хотя некоторые успели послужить в американском флоте. Еще четыре корабля были переданы по ленд-лизу Греции (LST-33 и LST-35 — LST-37).

Переоборудованы в корабли для эвакуации раненных — LST(H) — 39 ед. Перестроены или достроены как рем. корабли, тендеры для ТКА, механические мастерские — 83 ед.

Передано RN: 112 ед. (по др. данным — 115 ед.) — список и брит, обозначения см. «Великобритания».

LST-33,35-37 — переданы Греции в 1944 г.

LST-6 + 18.11.44 в устье р. Сена подорвался на мине.

LST-43, LST-69, LST-179, LST-353, LST-480 + 21.05.44 в Пирл-Харборе погибли при взрыве.

LST-156 + 25.09.43 у о. Велья-Лавелья потоплен япон. авиацией.

LST-158 + 11.07.43 у Ликата (о. Сицилия) потоплен герм. авиацией.

LST-203 + 2.10.43 у о. Эллис погиб при крушении.

LST-228 + 20.01.44 у Азорских о-вов погиб при крушении.

LST-280 + 15.06.44 в Ла-Манше потоплен герм. ПЛ «U-621».

LST-282 + 15.08.44 у Сент-Тропеза потоплен герм, планирующей бомбой.

LST-313 + 10.07.43 у Джелы (о. Сицилия) потоплен герм. авиацией.

LST-314 + 9.06.44 у побер. Нормандии потоплен герм. ТКА («S-boot»).

LST-318 + 10.08.44 у Каронии (о. Сицилия) потоплен герм. авиацией.

LST-333 + 22.06.43 у побер. Алжира потоплен герм. ПЛ «U-593».

LST-342 + 18.06.43 зап. о. Гуадаканал потоплен япон. ПЛ «Ro-106».

LST-348 + 20.02.44 у Анцио потоплен герм. ПЛ «U-410».

LST-349 + 26.02.44 у Гаэты погиб при крушении.

LST-359 + 20.12.44 сев.-вост. Азорских о-вов потоплен герм. ПЛ «U-870».

LST-376 + 9.6.44 у побер. Нормандии потоплен герм. ТКА («S-boot»).

LST-387 + 22.06.43 у побер. Алжира потоплен герм. ПЛ «U-593».

LST-396 + 18.08.43 у о. Велья-Лавелья погиб при взрыве.

LST-447 + 6.04.45 у о. Окинава потоплен япон. сам. «камикадзе».

LST-448 + 5.10.43 у о. Бугенвиль потоплен япон. авиацией.

LST-460, 749 + 21.12.44 у о. Миндоро потоплены япон. сам. «камикадзе».

LST-472, 738 + 15.12.44 у о. Миндоро потоплены япон. сам. «камикадзе».

LST-493 + 12.04.45 у Плимута погиб при крушении.

LST-496 + 11.06.44 у побер. Нормандии подорвался на мине.

LST-499 + 08.06.44 у побер. Нормандии подорвался на мине.

LST-507, LST-531 + 28.04.44 в зал. Лайм (Южная Англия) потоплены герм ТКА 5-й и 9-й флотилий.

LST-523 + 19.06.44 у побер. Нормандии подорвался на мине.

LST-563 + 22.12.44 у о. Клиппертон погиб при крушении.

LST-577 + 11.02.45 у вост. побер. о. Минданао потоплен япон. ПЛ «Ro-50».

LST-750 + 28.12.44 у Лос-Негрос (Филиппины) потоплен япон. авиацией.

LST-906 + 18.10.44 у Ливорно погиб при крушении.

LST-921 + 14.08.44 в Бристольском зал. потоплен герм. ПЛ «U-764». 1625 т, 11 уз. (по др. данным — 12 уз.), 7-8x40, 12-20x20, вместимость: 163 чел. (позднее — 400 чел.), до 20 сред, танков, 2 LC.

 

Средние танкодесантные корабли

Тип LCT(5)

500 единиц
(включая поставленные по ленд-лизу)
02

LCT(5)-1LCT(5)-500. Спущены на воду и вошли в строй в 1942 г.

143/286 т; 32 (вл)/34,8х10х0,8(нос)/1,3 (корма) м; 3 диз., 675 л.с., 8 уз., 1200 (7) миль. Эк. 11 чел. 1–2–20-мм/70, десант: 4 средних, или 3 тяжелых танка, или 150 т груза.

Проект составлен в конце 1941 г. по английскому техзаданию. Из 500 построенных 172 поставлены в Англию по ленд-лизу. Корпус мог разбираться на 3–5 частей для удобства транспортировки.

В ходе войны погибло 46 единиц: 16 — в 1943 г., 26 — в 1944 г. и 4 — в 1945 г.

Тип LCT(6)

965 единиц
(включая поставленные по ленд-лизу)
03

LCT(6)-501LCT(6)-1465. Спущены на воду и вошли в строй в 1943–1944 гг.

143–160/309–320 т; 32 (вл)/36,3х10х1,1(нос)/1,2–1,5 (корма) м; 3 диз., 675 п.с., 10 уз., 700 (7) миль. Эк. 14 чел. 2 х 1–20-мм/70,2–12.7-мм пул..десант: 4 средних, или 3 тяжелых танка, или 150 т груза.

Тип LSM

498 единиц
04

LSM-1LSM-187, LSM-200 — LSM-400, LSM-413 — LSM-500, LSM-537 — LSM-558. Спущены на воду и вошли в строй в 1944–1945 гг.

520 (пустой)/1095 т; 59,9 (вл)/62х10,5x1,1 (нос)/2,5 (корма) м; 2 диз., 2880 л.с., 12,5–13,3 уз. , 4900 (12) миль. Эк. 60 чел. 1x2–40-мм/56, 4x1–20-мм/70, десант: 5 средних или 3 тяжелых танка, или 6 транспортеров LVT и 54 чел., или 9 транспортеров DUKW и 48 чел.

Средние танкодесантные корабли, спроектированы в 1943 г. для заполнения ниши между танкодесантными кораблями LST (Мк.2) и большими танко-десантными катерами LCT. В отличие от последних, были способны совершать длительные переходы в открытом море. Это послужило основанием изменить первоначально планируемую классификацию с LCT (Mk.7) на LSM. Характерной особенностью LSM стал асимметричный в плане силуэт — надстройка располагалась не по диаметральной плоскости (занятой открытой грузовой палубой), а была смещена к правому борту.

Всего по программам 1944 и 1945 гг. заказали 558 единиц, из которых по первоначальному проекту построено 498. Остальные 60 достроили в качестве кораблей огневой поддержки LSM(R).

Погибло 6 кораблей: LSM-149, LSM-20 (оба — 5.12.1944), LSM-318 (7.12.1944), LSM-12 (4.4.1945), LSM-135 (25.5.1945) и LSM-59 (21.6.1945).

Средние танкодесантные корабли огневой поддержки

Тип LSM(R)

60 единиц
05

LSM(R)-188 — LSM(R)-199, LSM(R)-401 — LSM(R)-412, LSM(R)-501 — LSM(R)-536. Спущены на воду и вошли в строй в 1944–1945 гг.

783 (LSM(R)-188 — LSM(R)-195) или 826 (LSM(R)-196 — LSM(R)-199) или 994 (остальные)/1 175 т; 59,9 (вл)/62х10,5х1,6–2,1 м; 2 диз., 2880 л.с., 13 уз., 4900 (12) миль (LSM(R)-188 — LSM(R)-199) или 3000 (12) миль (остальные). Эк. 81 (LSM(R)-186 — LSM(R)-199) или 138 (остальные) чел. Вооружение: LSM(R)-188 — LSM(R)-195: 1х1–127-мм/38, 2х40-мм, 3х1–20-мм, 4–107-мм миномета, 75 х 4 МУР Mk.36, 30 х 6 НУР Mk.30.

LSM(R)-196 — LSM(R)-199: 1x1–127-мм/38, 2 х 40-мм, 3x1–20-мм, 4–107-мм миномета, 85 х 1 НУР Mk.51.

LSM(R)-401 — LSM(R)-412, LSM(R)-501 — LSM(R)-536: 1x1–127-мм/38, 2x2–40-мм, 4x2–20-мм/70,4–107-мм миномета, 20 х 1–127-мм НУР

Корабли огневой поддержки в корпусах средних танкодесантных кораблей типа LSM. Первые 12 единиц отличались от прототипа лишь установкой на них большого числа направляющих для пуска НУРС и 127-мм орудия в корме. На последующих кораблях надстройку перенесли с правого борта в корму; открытую десантную палубу ликвидировали, а верхнюю сделали сплошной, разместив на ней 127-мм направляющие для НУРС и 127-мм орудие непосредственно перед надстройкой.

Всего погибло три корабля: LSM/R-195 (3.5.1945), LSM/R-190 и LSM/R-194 (оба — 4.5.1945).

Уточнение боевых задач КБФ

Вплоть до 20-х чисел ноября 1939 г. оперативный план КБФ не менялся, но буквально за неделю до начала военных действий произошло окончательное уточнение боевых задач Краснознаменного Балтийского флота. 21 ноября командующий войсками...

Зарубежные подводные лодки, Италия

Немецкие подводные лодки

В 1943 г. Германия передала Италии 9 ПЛ типов VIIC и VIIC/41–42 в обмен на итальянские океанские ПЛ, которые предполагалось переоборудовать в транспортные для походов на Дальний Восток. В сентябре 1943 г. все 9 ПЛ...

Корветы, Югославия

Тип «Rudnic»

1 единица

«Bjeli Orao» (1939) — 17.04.41 захвачен немцами в Каттаро, передан Италии, итал. «Zagabria», возвращен 7.12.43, югосл. «Biokovo».

570 т, 18 уз., 2x40, 2 пул.

Тип «Flower»

«Nada» — бывш. HMS «Mallovv» (1940) — получен от RN...

Сверхмалые подводные лодки, Германия

Тип «Biber»

324 единицы

6.5 т; 9,04x1,57x1,37 м; 1 бенз./1 ЭД, 32/13 л.с.; 6,5/5.3 уз.; 0,11 т бензина; 130 (6)/8.6 (5) миль. Эк. 1 чел. 2–533-мм торпеды.

Вошли в строй в 1944 г. Первая герм. СМПЛ с двигателем надводного хода —...

Малые подводные лодки, Великобритания

Тип «V»

22 единицы

«Vampire» (ВикАрм, 20.7.1943 — искл. в 1950), «Veldt» (ВикАрм, 19.7.1943 — в 1943 передана Греции), «Venturer» (ВикАрм, 4.5.1943 — в 1946 передана Норвегии), «Vigorous» (ВикАрм, 15.10.1943 — искл. в 1949), «Viking» (ВикАрм,...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!