Десантные корабли, Япония

Тип Т-1

21+1 единица

01

Т-1 (My, 1944 — погиб 27.7.1944), Т-2 (My, 1944 — погиб 5.8.1944), Т-3 (KNY, 1944 — погиб 15.9.1944), Т-4 (KNY, 1944 — погиб 4.8.1944), Т-5 (KNY, 1944 — погиб 14.9.1944), Т-6 (KNY, 1944 — погиб 25.11.1944), Т-7 (My, 1944 — погиб 27.12.1944), Т-8 (My, 1944 — погиб 24.12.1944), Т-9 (KNY, 1944 — слом в 1948), Т-10 (KNY, 1944 — погиб 25.11.1944), Т-11 (KNY, 1944 — погиб 7.12.1944), Т-12 (KNY, 1944 — погиб 13.12.1944), Т-13 (My, 1944 — передан СССР в 1947), Т-14 (KNY, 1944 — погиб 15.1.1945), Т-15 (KNY, 1944 — погиб 17.1.1945), Т-16 (My, 1944 — в 1947 передан Китаю), Т-17 (KNY, 1944 — погиб 2.4.1945), T-18(KNY, 1944 — погиб 18.3.1945), Т-19 (KNY, 1945 — слом в 1948), Т-20 (KNY, 1945 — затонул 25.9.1946), Т-21 (KNY, 1945 — погиб 10.8.1945) и Т-22 (KNY, 25.4.1945 — не достроен).

1500/1770 (норм.) т; 89/94 (вп)/96х10,2x3,6 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 9500 л.с., 22 уз., 4700 (18) миль. 1x2–127-мм/40, 3 х 3, 1 х 2,4 х 1–25-мм, десант: 4 плашкоута + 260 т груза, или 7 танков + 220 т груза, или 2 СМПЛ «Koryu» + 184 т груза, или 6 человеко-торпед «Kaiten» + 243 т груза, или 450–500 т груза + 480 чел.

Быстроходные десантные транспорты, спроектированы специально для доставки снабжения изолированным островным гарнизонам. Имели достаточно своеобразный корпус с «обратной» седловатостью — в корме палуба плавно понижалась к ватерлинии, что позволяло производить спуск техники и десантных плашкоутов по двум специальным роликовым путям. Десантирование могло производиться как на стопе, так и на скорости до 16 уз. Для хранения груза корабли оборудовались двумя трюмами в средней части корпуса. Конструкция максимально упрощена для облегчения постройки.

Заказ на 46 таких кораблей был выдан в сентябре 1943 г. До конца войны в строй вошла 21 единица, постройку одной (Т-22) остановили в июне 1945 г. в 90%-ной готовности. Заказ на постройку еще 24 аннулировали в мае 1945 г.

В мае 1944 г. вооружение усилено 4 БМ и 42 ГБ. В сентябре — ноябре 1944 г. зенитное вооружение доведено до 26 25-мм автоматов и 5 13,2-мм пул.

Т-1 потоплен 27.7.1944 амер. палубной авиацией. Т-4 потоплен 4.8.1944 амер. палубной авиацией. Т-2 потоплен 5.8.1944 амер. палубной авиацией. Т-5 потоплен 14.9.1944 амер. палубной авиацией. Т-3 потоплен 15.9.1944 амер. ПЛ «Guavina». Т-6 и Т-10 потоплены 25.11.1944 амер. палубной авиацией. Т-11 потоплен 7.12.1944 амер. авиацией. Т-12 потоплен 13.12.1944 амер. ПЛ «Pintado». Т-8 потоплен 24.12.1944 амер. ЭМ «Case» и «Roe». T-7 потоплен 27.12.1944 амер. ЭМ «Dunlap», «Fanning» и «Cummings». Т-14 потоплен 15.1.1945 амер. палубной авиацией. Т-15 потоплен 17.1.1945 амер. ПЛ «Tautog». T-18 потоплен 18.3.1945 амер. ПЛ «Springer». Т-17 потоплен 2.4.1945 амер. палубной авиацией. Т-21 тяжело поврежден 9.8.1945 амер. армейской авиацией, затонул на следующий день.

Типы SBD и SBT

73 единицы

02

Тип SBD (6 единиц, спущены на воду в 1944 г.): Т-101, Т-102, Т-127, Т-128, Т-149 и Т-150.

Тип SBT (47 единиц, спущены на воду в 1944–1945 гг.): Т-103 — Т-108, Т-110 — Т-115, Т-129 — Т-147, Т-151 — Т-154, Т-157 — Т-161 и Т-172 — Т-174.

Тип SB (20 единиц, спущены на воду в 1944 г.): SB-101 — SB-111, SB-113, SB-114, SB-116, SB-117, SB-119, SB-121, SB-122, SB-124 и SB-126.

SBD: 950/994 (норм.) т; 72/80,5x9,1x2,9 м; 3 диз., 1200 л.с., 13,5 уз., 3000 (13,5) миль. Эк. 90 чел. 1x1–76-мм/40, 2x3–25-мм, десант: 218 т груза, или 320 чел., или 7 15-т танков, или 67 т и 120 чел.

SBT: 970/1004 (норм.) т; 72/80,5x9,1x2,9 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 2500 л.с., 16 уз., 2500 (14) миль. Эк. 90 чел. 1x1–76-мм/40, 2x3–25-мм, десант: 218 т груза, или 320 чел., или 7 15-т танков, или 67 т и 120 чел.

Проект десантных кораблей типа SB был подготовлен во второй половине 1943 г. По требованию Генерального штаба они должны были превзойти корабли типа SS-1, недостаточно быстроходные для проведения операций в условиях господства противника в воздухе.

Новые десантные корабли получились очень похожими на своих американских современников типа LST-2, но были меньше и быстроходнее. Подготовили два варианта проекта, различавшихся ЭУ — на кораблях типа SBD использовалась трехвальная дизельная, а на SBT — одновальная паротурбинная.

Последняя обеспечивала большую на 2,5 уз. скорость, зато дизельные корабли имели увеличенный объем грузовых помещений. В остальном дизельный и паротурбинный варианты походили друг на друга, а внешне их можно было различить по форме дымовой трубы — на SBD она была ниже и шире, в то время как на SBT — выше, уже и ближе к надстройке.

Высадка десанта производилась через откидную носовую аппарель. Для повышения прочности корпуса киль в носовой части выполнялся раздвоенным, однако опыт эксплуатации первых кораблей потребовал проведения подкрепления корпуса.

Строились по программе 1943 г. Всего от промышленности поступили шесть кораблей типа SBD и 67 — типа SBT, заказы еще на 27 SBD отменили в конце 1944 — начале 1945 г. 28 кораблей типа SBT первоначально были подчинены армии и имели обозначение SB, но в октябре 1944-го — январе 1945 г. шесть из них перешла под контроль флота (в построечной таблице они помещены во флотские корабли). Постройка Т-164 и Т-165 остановлена в мае, а Т-175, Т-176, SB-127 и SB-128 — в августе 1945 г.

В мае 1944 г. добавлен 1 х 2 25-мм автомат и 12 ГБ. С сентября 1944 г. число 25-мм достигло 21 (2 х 3, 2 х 2 и 11 х 1).

Погибли 40 кораблей: Т-101 (28.10.1944), Т-102 (26.10.1944), Т-127 (24.9.1944), Т-128 (4.6.1944), Т-150 (27.7.1944), Т-103 (4.7.1944), Т-104 (13.12.1944), Т-105 (11.10.1944), Т-106 (15.12.1944), Т-107 (5.1.1945), Т 111 (24.11.1944), Т-112 (5.11.1944), Т 113 (25.11.1944), Т-114 (17.2.1945), Т-129 (14.8.1944), Т-130 (4.7.1944), Т-132 (27.12.1944), Т-133 (4.8.1944), Т-134 (4.10.1944), Т-135 (18.10.1944), Т-136 (18.10.1944), Т-138 (27.10.1944), Т-139 (6.11.1944), Т-140 (12.1.1945), Т-141 (24.11.1944), Т-142 (25.11.1944), Т-143 (8.2.1945), Т-145 (2.4.1945), Т-146 (28.4.1945), Т-151 (22.11.1944), Т-152 (2.8.1944), Т-154 (5.1.1945), Т-157 (24.12.1944), Т-158 (10.10.1944) Т-159 (12.12.1944), Т-160 (24.11.1944), Т-161 (25.11.1944), Т-173 (22.5.1945), SB-107 (март 1945 г.) и SB-113 (28.7.1945).

Тип SS-1

22 единицы

SS-1 — SS-22 (спущены на воду в 1943–1944 гг.).

933 (норм.) т; 59,6/63x9,6x2,8 м; 2 диз., 1100 л.с., 13,5 уз., 2000 (12) миль. 1x1–76-мм/40,1 миномет (для поддержки десанта), 4–20-мм (впоследствии заменены на 25-мм), десант: 4 15-т танка, 1 автомобиль и 150 чел.

Проект разработан по заданию армии, но контроль за строительством и последующей эксплуатацией большинства из них осуществлял флот. Представляли собой обычные транспорты, приспособленные для перевозки воинских грузов и армейских соединений. Двигатель и надстройка размещались в корме, средняя часть корпуса была занята двумя большими трюмами. Носовая оконечность имела ледокольные образования, что позволяло кораблю приближаться вплотную к берегу. Высадка десанта осуществлялась через створчатый лацпорт.

Вступившие в строй первыми SS-1 — SS-3 первоначально находились под армейским контролем и имели названия. В 1944 г. переданы флоту и переименованы. Остальные корабли перешли под контроль флота еще до окончания постройки. Всего до окончания боевых действий успели закончить 22 единицы, еще как минимум пять остались незаконченными.

В ходе боевых действий погибли 17 кораблей этого типа: SS-1 (13.1.1945), SS-2 (13.9.1944), SS-3 (27.3.1944), SS-4 (осень 1944 г.), SS-5 (30.11.1944), SS-6 (4.12.1944), SS-9 (4.12.1944), SS-11 (весна 1945 г.), SS-13 (август 1945 г.), SS-17 (5.6.1945), SS-20 (20.5.1945), SS-21 (1.6.1945), SS-22 (8.8.1945). Кроме того, не известны даты гибели SS-8, SS-10, SS-14 и SS-15.

«Shinshu Maru»

1 единица

«Shinshu Maru» (MSB, 1934/1935/1935 — погиб 5.1.1945).

9000/11 810 т; 150/156x22x8,2 т; 2 ТЗА, 8000 л.с., 19 уз. Эк. 220 чел. 5–8 х 1–75-мм (армейских), 4 с 20-мм, 2 катапульты, 20 гидросамолетов, десант: 29 ДКА «Daihatsu», до 2200 чел.

Первый японский специализированный корабль для проведения десантных операций. Классифицировался как плавбаза десантных средств и предназначался для высадки войск на необорудованное побережье с помощью специальных плашкоутов и гидросамолетов. Проект разработан по инициативе армии, и корабль строился на средства из ее бюджета.

Самолетный ангар расположен внутри большой надстройки, две катапульты для запуска гидросамолетов размещались побортно перед мостиком. В корме имелся специальный ангар-док для десантных плашкоутов. Погрузка десанта и техники на плашкоуты производилась у борта корабля с помощью кранов и кран-балок.

Корабль отличался плохой остойчивостью, уже после ввода в строй для исправления этого недостатка в корпусе уложен балласт.

Затонул на мелководье у побережья о. Ява 1.3.1942 в результате случайного попадания торпеды с япон. ЭМ «Fubuki». Поднят в 1943 г., отремонтирован и введен в строй.

«Shinshu Maru» 5.1.1945 потоплен к юго-зап. от Такао (о. Формоза) амер. палубной авиацией.

Сетевые заградители, СССР

Тип «Вятка»

4 единицы

«Вятка» (19.07.41), «Онега» (22.07.41) — в составе БФ с 31.07.41. «Молога» (11.09.44) — в составе ТОФ с 30.12.44. «Сухона» (31.12.44) — в составе ТОФ с 19.02.45.

527 т, 8 уз., 3x45, 1x12, 7, 40 мин.

Тип «СБ-58»
(до 1941 г....

Большие подводные лодки, Польша

Тип «Orzel»

2 единицы

«Orzel» (DS, 14. 8.1936/15.1.1938/2.1939 — погибла в мае — июне 1940),

«Sep» (RD, 11.1936/17.10.1938/4.1939 — интернирована 16.9.1939)

Надводное — 1100/1473 т, подводное — 1650 т; 84x6,7x4,2 м; 2 диз./2 ЭД, 4740/ 1100...

Финский флот с 1918 по 1925гг.

В первые годы своего существования Военно-морской флот Финляндской республики был представлен небольшим количеством малых боевых кораблей и вспомогательных судов русского Балтийского флота. Эти корабли по причине слабости корпусов, неисправности...

Эсминцы, Германия

Тип 1936В(Mob)

3+2 единицы

Z-35 (Dm, 6.6.1941/2.10.1942/22.9.1943 — погиб 12.12.1944),
Z-36 (Dm, 15.9.1941/15.5.1943/19.2.1944 — погиб 12.12.1944),
Z-43 (Dm, 1.5.1942/ 9.1943/24.3.1944 — затоплен 3.5.1945),
Z-44 (Dm, 1.8.1942/20.12.1943/ не...

Вспомогательные корабли, Италия

Колониальный шлюп «Eritrea»

1 единица

«Eritrea» Каст 1935 28.9.1936 2.1937 Передан Франции в 1948

2165/3068 т; 87/96,6x13,3x4,7 м; 2 ДУ + вспомогательная дизель-электрическая установка, 7800 + 1300 л.с., 20 узл., 320 т нефти, 6950 (11,8) миль....
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!