Линейные корабли, Германия

Тип «Bismarck»

2 единицы

01

«Bismarck» BuV 1.7.1936 14.2.1939 24.4.1940 Погиб 27.5.1941

«Tirpitz» W 2.11.1936 1.4.1939 25.2.1941 Погиб 12.11.1944

41 700/50 900 («Bismarck»), 42 900/52 600 («Tirpitz») т; 241,5/251 («Bismarck») или 241,72/253,6 («Tirpitz»)x36x8,6–10,6 м; 3 ТЗА, 12 ПК, 138 000 л.с.; 29 уз.; 7400 («Bismarck») или 7780 («Tirpitz») т нефти; 8525 (19) («Bismarck») или 8870 (19) («Tirpitz») миль. Броня: пояс 320–170 мм, верхний пояс 145 мм, траверсы 220–145 мм, продольная переборка 30–25 мм, башни ГК 360–130 мм, барбеты ГК 340–220 мм, башни СК 100–40, барбеты СК 80–20 мм, палуба 50–80 + 80–95 (скосы 110–120) мм, рубка 350–220мм, ПТП — 45мм. Эк. 2092–2608 чел. 4 х 2–380-мм/47, 6x2–150-мм/55, 8x2–105-мм/65, 8x2–37-мм/83, 12x1–20-мм/66, 2 катапульты, 4 гидросамолета.

Самые мощные линкоры и самые крупные боевые корабли, построенные в Германии. Их постройка стала результатом заключенного 18.6.1935 англо-герм. морского соглашения, позволявшего Германии довести численность своего флота до 35% от британского. По политическим мотивам официально декларируемое водоизмещение кораблей было ограничено 35 000 т, что соответствовало нормам Лондонского договора 1936 г., но реально оказалось на 7000 т больше.

Проект линкоров «F» и «G» (По существовавшей в Германии традиции, корабль при закладке получал литерное обозначение (при этом в каждом классе велась своя «буквенная» линия) и в ряде случаев наименование корабля, на замену которому он строился (например, «Ersatz Niobe», т.е. «Замещающий Niobe»), а официальное название ему присваивалось при спуске на воду) утвержден 16.11.1935. Конструктивно они повторяли ЛК типа «Scharnhorst», принципиально отличаясь артиллерией ГК. Новое 380-мм/47 орудие С/34 могло вести огонь 800-кг снарядами на дальность 36,5 км, а на дистанциях до 21 км теоретически пробивало 350-мм броню. Разделение вспомогательной артиллерии на противоминную и зенитную сохранилось, но все 150-мм орудия устанавливались в башнях, а число 105-мм зениток было увеличено. Система управления огнем не изменилась.

Броневой пояс высотой 5,2 м выполнялся наружным и прикрывал около 70 % ватерлинии (от погребов носовой до погребов кормовой башен ГК). По сравнению с «Scharnhorst», его толщина была уменьшена с 350 до 320 мм (170 мм к нижней кромке), зато толщина верхнего пояса увеличилась с 45 до 145 мм. Оба пояса замыкались траверсом, имевшим толщину 145, 220 и 180 мм на батарейной, главной и нижней палубах соответственно. Параллельно поясу шла внутренняя переборка, имеющая между верхней и главной палубами толщину 25–30 мм, а ниже переходившая в 45-мм ПТП. Традиционно защищались оконечности: носовая — 60-мм, кормовая — 80-мм броней. Броневых палуб было две: 50-мм (80-мм над погребами) верхняя и 80-мм главная со 110-мм скосами (над погребами 95-мм со 120-мм скосами), не доходившими до нижней кромки пояса. Барбеты башен ГК имели толщину 340 мм над верхней палубой и 220 мм под ней. Бронирование башен ГК: лобовая плита — 360 мм, стенки — 220 мм, наклонные плиты — 180–150 мм, крыша — 130 мм. Башни СК имели 100-мм лобовую броню и 40-мм с остальных сторон; их барбеты — 80-мм бронирование над верхней палубой и 20-мм под ней. Глубина ПТЗ составляла 5,4 м в районе миделя и 3,05–3,5 м в районе башен ГК. Общий вес брони — 18 700 т (44% водоизмещения).

Не изменилась принципиально и силовая установка, которая по-прежнему была трехвальной и состояла из 12 ПК Вагнера (58 атм, 475°С) и 3 ТЗА («Blohm und Voss» на «Bismarck» и «Brown-Boweri» на «Tirpitz»). Как и на всех герм, кораблях, использовавших ЭУ на паре высоких параметров, она отличалась низкой надежностью и экономичностью. Так, на «Tirpitz» реальный расход топлива превышал расчетный на 10% на полном ходу и на 19% на экономическом, что привело к серьезному снижению дальности плавания. На испытаниях «Bismarck» развил 30,12 уз. при 150 070 л.с., «Tirpitz» — 30,8 уз. при 163026 л.с.

Оба корабля оборудовались поперечной спаренной катапультой (точнее — двумя неподвижными катапультами, развернутыми к противоположным бортам) и могли принимать до 6 гидросамолетов (4 в ангары, 2 на катапультах).

На «Tirpitz» в июле 1941 г. дополнительно установлено 4 20-мм автомата; в сентябре 1941 г. столько же снято, добавлено 6x4 20-мм автоматов и 2x4 533-мм ТА; в июне 1942 г. добавлено 2x4 20-мм; в марте 1943 г. — еще 2 х 4; в июле 1944 г. на линкоре имелось 78 20-мм автоматов (18 х4 и 6 х 1). Все 105-мм орудия на нем располагались в установках LC/37 (на «Bismarck» и всех предыдущих «капитальных» кораблях применялись LC/31), имевших более высокую скорость наведения.

«Bismarck» в бою в Датском проливе 24.5.1941 потопил брит. ЛК «Hood», но и сам был поврежден артиллерией ЛК «Hood» и «Prince of Wales», тем же вечером поврежден торпедоносцем с брит. АВ «Victorious»; 26.5.1941 поврежден торпедоносцами с брит. АВ «Ark Royal»; 27.5.1941 вступил в бой с брит, эскадрой, в ходе которого потоплен артиллерией ЛК «Rodney» и «King George V» и торпедами КРТ «Dorsetshire» в 400 милях от Бреста.

«Tirpitz» 22.9.1943 поврежден подрывными зарядами брит, сверхмалых ПЛ Х-6 и Х-7 в Альтен-фьорде; там же поврежден самолетами с брит, авианосцев 3.4.1944 и 24.8.1944, затем брит, тяжелыми бомбардировщиками «Ланкастер» 15.9.1944; 12.11.1944 потоплен брит, бомбардировщиками «Ланкастер» с использованием сверхтяжелых бомб «Tallboy» в Тромсё-фьорде — в результате двух прямых попаданий и трех близких разрывов перевернулся и затонул.

Тип «Scharnhorst»

2 единицы

02

«Scharnhorst» W 15.6.1935 3.10.1936 7.1.1939 Погиб 26.12.1943
«Gneisenau» DW 6.5.1935 8.12.1936 21.5.1938 Исключен 1.7.1942

32 100/38 100 т; 226/235,4 («Scharnhorst») или 234,9 («Gneisenau»)x30x8,2–9,9 м; 3 ТЗА, 12 ПК, 160 000 л.с.; 31,5 уз.; 6108 («Scharnhorst») или 5360 («Gneisenau») т нефти; 7100 (19) миль. Броня: пояс 350–170 мм, верхний пояс 45 мм, траверсы 150 мм, башни ГК 360–90 мм, барбеты ГК 350–200 мм, башни СК 140–50 мм, щиты орудий СК 25 мм, палуба 50 + (80–95, скосы 105) мм, рубка 350–220 мм, ПТП 45мм. Эк. 1968 чел. 3x3–283-мм/54,5, 4x2 и 4x1–150-мм/55, 7x2–105-мм/65, 8x2–37-мм/83, 8x1–20-мм/65, 1 катапульта, 3 гидросамолета.

Строительство броненосцев «D» и «Е» — 4-го и 5-го кораблей типа «Deutschland» — было санкционировано в 1933 г. В начале 1934 г. приняли решение об установке на них третьей башни ГК и увеличении водоизмещения до 26 000 т. От увеличения калибра артиллерии отказались по политическим мотивам. По сути «Scharnhorst» и «Gneisenau» являлись линейными крейсерами с хорошей защитой, высокой скоростью и умеренной огневой мощью.

Корпус имел традиционную конструкцию — гладкопалубный, с наружным вертикальным броневым поясом, защищавшим цитадель от носовой до кормовой башни ГК. Пояс толщиной 350 мм утончался к нижней кромке до 170 мм и замыкался 150-мм траверсами. Далее к оконечностям его толщина уменьшалась до 70 мм при той же высоте. Выше находился 45-мм верхний пояс, доходивший до верхней палубы. Броневых палуб было две: 50-мм верхняя и 80-мм (95-мм над погребами) главная со 105-мм скосами, не доходившими до нижней кромки пояса; в районе КО имелся 80-мм гласис. Бронирование башен ГК: лоб 360 мм, стенки 220–180 мм, наклонные плиты 150–120 мм, крыша 100 мм. Толщина барбетов уменьшалась с 350 мм по бортам до 200 мм у диаметральной плоскости. ПТЗ имела глубину до 5,4 м и отделялась от жизненно важных частей корабля 45-мм переборкой. Общий вес бронирования составлял 14 245 т, или 44% водоизмещения.

Орудия ГК модели С/34 представляли собой улучшенную версию устанавливавшихся на типе «Deutschland» и стреляли более тяжелыми снарядами (бронебойный — 330 кг, фугасный — 315 кг), дальность стрельбы превысила 40 км, но конструкция башен осталась прежней. В 1935 г. трехорудийные 283-мм башни предложили заменить на двухорудийные 380-мм, но во избежание задержки готовности кораблей от них отказались. Аналогичную замену планировалось осуществить на «Gneisenau» в 1942–1944 гг., однако работы начаты не были. Состав артиллерии СК диктовался наличием одинарных установок, изготовленных для 4-го и 5-го «карманных» линкоров. Они оказались не слишком удачным дополнением к двухорудийным башням (хотя все орудия относились к одной модели С/28). Корабли имели весьма мощное зенитное вооружение, причем спаренные 105-мм/65 и 37-мм/33 были стабилизированы в трех плоскостях. Управление огнем осуществлялось тремя постами ГК и СК и четырьмя — зенитной артиллерии.

При проектировании ЛК от дизельной силовой установки отказались в пользу турбинной, на паре высоких параметров. Она состояла из 12 ПК Вагнера (58 атм, 450°С) и трех ТЗА («Brown-Boveri» на «Scharnhorst», «Deschimag» на «Gneisenau»). Дальность плавания оказалась ниже проектных 8200 (19) миль.

Первоначально оба ЛК имели почти вертикальные форштевни (наибольшая длина 229,8 м) с малым развалом носовых шпангоутов, но во время испытаний выявилась сильная заливаемость носовой части, после чего корабли получили клиперный (так называемый «атлантический») форштевень. Между собой «Scharnhorst» и «Gneisenau» несколько различались, в первую очередь расположением грот-мачты.

В 1939 г. на оба ЛК добавили по 2x1 20-мм автомата. В 1941 г. на «Scharnhorst» установлено 4x4 и 2x1 20-мм; на «Gneisenau» — 3x4 и 2x1; на оба корабля — по 2x3 533-мм ТА, снятых с КРЛ «Nurnberg» и «Leipzig». В 1943 г. на «Scharnhorst» появились еще 3x4 20-мм, одновременно 2x1 автомата сняли.

«Gneisenau» 5.5.1940 поврежден на мине — ремонт 1 мес.; 20.6.1940 торпедирован брит. ПЛ «Clyde» у побережья Норвегии — ремонт 5 мес.; 6.4.1941 поврежден брит, торпедоносцем в Бресте, 10.4.1941 поврежден брит, бомбардировщиками — ремонт 8 мес.; 12.2.1942 поврежден в результате подрыва на мине у голланд. побережья; 27.2.1942 тяжело поврежден брит, авиацией в Киле — ремонт не закончен; исключен 1.7.1942; затоплен в Готенхафене 28.3.1945.

«Scharnhorst» 8.6.1940 торпедирован брит. ЭМ «Acasta» в Норвежском море — ремонт 7 мес.; 24.7.1941 поврежден брит, авиацией в Ла-Паллисе — ремонт 4 мес.; 12.2.1942 поврежден в результате подрыва на двух минах в Северном море — ремонт 4 мес.; 26.12.1943 погиб в бою с брит, эскадрой во главе с ЛК «Duke of York» у м. Нордкап.

Линейные корабли, СССР

Тип «Севастополь»

3 единицы

«Октябрьская Революция» — бывш. «Гангут» (1914, модерн. 1933/1939), с 1946 — УК, исключен из списков ВМФ 02.56. х 1959 (1956 ?)

24324 т, 23 уз., 12x305, 16x120, 6x45, 24 пул., 2 сам.
По др. данным: 22, 5 уз., 6x76,...

Лидеры, Франция

Тип «Mogador»

2 единицы

«Mogador» AL 28.12.1934 9.6.1937 10.8.1938 Затоплен 27.11.1942
«Volta» ACB 24.12.1934 26.11.1936 21.3.1939 Затоплен 27.11.1942

2884/3954 т; 131/137,5x12,67x4,57 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 92 000 л.с., 39 уз., 720 т нефти, 4200...

Траулеры, Канада

Тип
«Armentiers»

3 единицы в RCN

«Armentiers», «Festubert» x 1946

«Ypres» + 12.05.40 у Галифакса погиб в результате столкновения с британским ЛК «Revenge».

440 т, 10, 5 уз., 1x76.
Тип
«Comox»
4 единицы в RCN

«Comox» x 1950, «Fundy» x 1945, «Gaspe»,...

Зарубежные подводные лодки, Япония

Бывшие германские

6 единиц

Серия IX 02–1–501 (б. U-181, Dm, 30.12.1941 — затоплена 12.2.1946) и I-502 (б. U-862, Dm, 5.6.1943 — затоплена 13.2.1946);

серия ХВ — 1–505 (б. U-219, G, 6.10.1942 — слом в 1948);

серия IX D1–1–506 (б. U-195, Dm,...

Эскортные корабли, Греция

Эскортные миноносцы

Тип «Hunt II»
(британский)

4 единицы в RHN

«Themistoklis» (бывш. HMS «Bramham») — получен 1.03.43. х 1960

«Kriti» (бывш. HMS «Hursley») — получен 12.43. х 1960

«Aigaion» (бывш. HMS «Avon Vale») — получен 03.44, возвращен...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!