Борненосцы береговой обороны, Дания

Тип «Niels Juel»

1 единица
01


«Niels Juel» PC 21.9.1914 3.7.1918 5.1923 затоплен 29.8.1943

3800/4320 т; 90 x 16,3 x 5 м; 2 ПМУ, 4 ПК, 5500 л.с., 16 уз., 250 т (уголь) + 240 т (нефть), 6000 (9) миль. Бронирование: борт 195 мм на 50-мм тиковой подкладке + 13 мм корпус, палуба 55 мм, орудийные щиты 45 мм, рубка 170 мм. Эк. 310–369 чел. 10 х 1–150-мм/45, 2x1–57-мм, 10x1–20-мм зен., 14 зен. пул., 2 х 1 (подводные) — 457-мм ТА.

Достаточно оригинальный корабль, заложенный как классический броненосец береговой обороны, но достроенный с измененным составом вооружения, состоящим только из скорострельных орудий среднего калибра.

В соответствии с первоначальным проектом «Niels Juel» должен был стать увеличенной версией броненосца «Peder Skram» с более мощной артиллерией главного калибра (водоизмещение 3800/4100 т, два 305-мм орудия в одноорудийных башнях, восемь 120-мм скорострельных пушек в казематах и открытых одиночных установках и две 75-мм зенитки). Контракты на изготовление артиллерии ГК и брони были размещены за границей (в Германии и США соответственно). Корабль заложили сразу после начала Первой мировой войны, которая вскоре негативно повлияла на темпы строительства. Контрагентные поставки задерживались, а в случае с орудиями ГК оказались сорванными. Из Германии их так и не получили — сперва из-за загруженности собственными заказами, а после окончания войны — из-за запрета на изготовление орудий калибром свыше 280 мм, наложенного Версальским договором. Достройка корабля долго оставалась под вопросом, и лишь в 1923 г. было решено ввести «Niels Juel» в строй с вооружением из 10 150-мм орудий производства шведской фирмы «Бофорс» в одиночных палубных установках. Более легкое вооружение позволило поднять высоту борта на один уровень, что существенно повысило мореходность «Niels Juel». В результате получилась необычная боевая единица с солидным бронированием, умеренной скоростью и вооружением легкого крейсера — эдакая «мореходная канонерская лодка». Сами датчане классифицировали получившийся гибрид как «artilleriskibet», то есть артиллерийский корабль.

В 1936 г. прошел ремонт, в ходе которого часть котлов перевели на нефтяное отопление, число 57-мм скорострелок сократилось с пяти до двух, установлены 20-мм зенитные автоматы и пулеметы.

«Niels Juel» 29.8.1943 предпринял попытку прорваться в нейтральную Швецию, но был атакован герм, авиацией и в конце концов у Нюкёбинга на полном ходу посажен на мель. Впоследствии поднят немцами и введен в строй Кригсмарине под названием «Nordland». 3.5.1945 потоплен в Экенфёрде союзной авиацией.

Тип «Peder Skram»

1 единица
02

«Peder Skram» ОС 25.4.1905 2.5.1908 1909 затоплен 29.8.1943

3494/3785 т; 87,4x15,7x5 м; 2 ПМУ, 6 ПК, 5400 л.с., 15,5 уз., 265 т угля, 2400 (9) миль. Бронирование: борт 195 мм на 100-мм тиковой подкладке + 19 мм корпус, палуба 45–65 мм, башни 195+15 + 15 мм, барбеты 190 мм, казематы 140 мм, рубка 190 мм. Эк. 275 чел. 2x1–240-мм/43, 4x1–150-мм/50, 8x1–75-мм, 2x1–37-мм, 2x2–20-мм зен., 2 зен. пул., 4x1 (подводные, 1 носовой, 2 бортовых и 1 кормовой) — 457-мм ТА.

Единственный сохранившийся к началу Второй мировой войны броненосец береговой обороны типа «Herluf Trolle». Серия из трех практически одинаковых кораблей была построена в 1899–1909 гг. Представляли собой низкобортные корабли с небольшим полубаком и броневым поясом по всей длине корпуса (за исключением носовой оконечности). Между собой незначительно различались размерами, маркой орудий ГК и типом брони (на «Peder Skram» стояла крупповская).

Однотипные «Herluf Trolle» и «Olfert Fischer» исключены из списков флота в 1930-х гг.

«Peder Skram» до начала Второй мировой войны не проходил сколько-нибудь серьезной модернизации и его боевая ценность была незначительна. При этом корабль содержался в хорошем состоянии, что подтверждают проведенные летом 1939 г. пробеги на полной мощности, когда старый броненосец легко развил 15,9 уз. при 6000 л.с.

29.8.1943 корабль затоплен экипажем в Холмене, поднят немцами, отремонтирован и введен в строй Кригсмарине под названием «Adler». В апреле 1945 г. потоплен во Фридрихсерте союзной авиацией. Поднят и сдан на слом в 1949 г.

Торпедные катера, Италия

Тип «Baglietto (SVAN) 12-тонный» 6-й серии

5 единиц

MAS-204, 206, 210, 213 и 216. Спущены на воду в 1918.

Стандартное — 14,5т; 16x2,7x1,2м, 2 бенз., 700 п.с.; 25–28 узл., 230 (10) миль. Эк. 8 чел. 2 х 1–450-мм ТА, 2 пул.

Последние оставшиеся к...

Миноносцы, Норвегия

Миноносцы 1-го класса

Тип «Snogg»

3 единицы

«Snogg» (MH, 1917/2.9.1920/н.д. — захвачен Германией 5.5.1940),
«Stegg» (MH, 1917/16.6.1921/1923 — погиб 20.4.1940),
«Trygg» (MH, 1917/31.5.1919/1920 — погиб 25.4.1940)

198/220 т (нормальное);...

Вспомогательные корабли, Великобритания

Вспомогательные крейсера разных типов

 

Английские: «Alaunia» (1925, 14 030 брт, 15 узл., 8x1–152-мм, 2x1–76-мм, 2 х 1–40-мм/40, переоборудован в плавмастерскую в 1944), «Alcantara» (1926, 22 209 брт, 19 узл., 8x1–152-мм, 2x1–76-мм,...

Канонерские лодки, Великобритания

Речные канонерские лодки

Типы «Scorpion» и «Dragonfly»

5 единиц

1-я группа (тип «Scorpion», спущена на воду в 1937 г.): «Scorpion» (У, погибла 13.2.1942).

2-я группа (тип «Dragonfly», спущены на воду в 1938–7939 гг.): «Dragonfly» (Top, погибла...

Авиатранспорты, Япония

«Akitsushima»

1 единица

«Akitsushima» KDY 29.10.1940 25.7.19414.1942 Погиб 24.9.1944

4650/4900 (норм.) т; 109/113 (ел)/118x15,8x5,4 м; 2 диз., 8000 л.с., 19 уз. 2 х 2–127-мм/40, 2x2–25-мм, 1 гидросамолет.

Построен по 4-й программе замещения...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!