Канонерские лодки, США

Морские канонерские лодки

Тип «Flower»

18 единиц

01

1-я группа:

PG-62 «Temptress» (б. англ. «Veronica», SD, 17.10.1940), PG-63 «Surprise» (б. англ. «Heliotrope», JC, 5.6.1940), PG-64 «Spry» (б. англ. «Hibiscus», HW, 6.4.1940), PG-65 «Saucy» (б. англ. «Arabis», HW, 14.2.1940), PG-66 «Restless» (б. англ. «Periwinkle», HW, 21.2.1940), PG-67 «Ready» (6. англ. «Calendula», HW, 21.3.1941), PG-68 «Impulse» (б. англ. «Begonia», CWG, 18.9.1940), PG-69 «Fury» (б. англ. «Larkspur», FF, 1941), PG-70 «Courage» (б. англ. «Heartsease», HW, 20.4.1940) и PG-71 «Tenacity» (б. англ. «Candytuft» (K09), GD, 8.7.1940).

2-я группа:

PG-86 «Action» (б. канад. «Comfrey», CSC, 28.7.1942), PG-87 «Alacrity» (б. канад. «Cornel», CSC, 1942), PG-89 «Brisk» (б. канад. «Flanx», KC, 1942), PG-92 «Haste» (б. канад. «Mandrake», ME, 22.8.1942), PG-93 «Intensity» (б. канад. «Milfoil», ME, 5.8.1942), PG-94 «Might» (б. канад. «Musk», ME, 15.7.1942), PG-95 «Pert» (б. канад. «Nepeta», ME, 27.11.1942) и PG-96 «Prudent»(6. канад. «Privet», ME, 4.12.1942).

1-я группа:

940/1180 т; 57,9/62,5x10,1x4,1 м; 1 ПМУ, 2 ПК, 2750 л.с., 16 уз., 230 т нефти, 3500 (12) миль. Эк. 87 чел. 1x1-102-мм/50, 1x1-76-мм/50, 4x1-20-мм, 2 БС, 4 БМБ (72 ГБ).

2-я группа:

1015/1375 т; 57,9/63,5x10,1x4,3 м; 1 ПМУ, 2 ПК, 2800 л.с., 16 уз., 337 т нефти, 7400 (10) миль. Эк. 90 чел. 2x1-76-мм/50, 4x1-20-мм, 2 БС, 4 БМБ (72 ГБ).

В начале 1942 г. Англия передала США 10 корветов типа «Flower», переклассифицированных в американском флоте в канонерские лодки (получили индексы PG-62-71). Одновременно в Канаде были заказаны еще 15 единиц по усовершенствованному проекту. Из числа последних в состав флота США вошли только восемь, поскольку ко времени их готовности необходимость в кораблях заграничной постройки (которые еще требовалось дооборудовать до принятых в американском флоте стандартов) отпала. Остальные семь (PG-88, 90, 91 и 97-100) были переданы Англии по ленд-лизу.

Служившие под американским флагом корабли типа «Flower» в ходе войны потерь не имели, практически сразу после ее окончания были проданы другим странам или отправлены на слом.

Тип «Erie»

2 единицы

02

PG-50 «Erie» (NYNY, 12.1934/29.2.1936/7.1936 — погибла 5.12.1942) и PG-51 «Charleston» (CNY, 27.10.1934/26.2.1936/7.1936 — искл. в 1948).

2000/2800 т; 93,9 (вл)/100,1х12,6х3,5 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 6200 л.с., 20 уз., 489 т нефти, 8000 (12) миль. Бронирование: пояс 88 мм, палуба 25-31 мм, рубка 133 мм. Эк. 243 чел. 4x1-152-мм/47, 4x4-28-мм, 1 гидросамолет.

Своим появлением на свет две канонерские лодки типа «Erie» обязаны Лондонской конференции 1930 г. по ограничению морских вооружений. Итоговый документ, подписанный всеми ведущими морскими державами мира, позволял строить в любом количестве корабли стандартным водоизмещением менее 2000 т, скоростью хода не выше 20 уз. и вооруженные пушками калибром до 155 мм. Приняв эти характеристики за ориентир, в США приступили к проектированию универсального «шлюпа», призванного решать широкий круг задач — от артиллерийской поддержки морской пехоты при десантных операциях (в 1930-х гг. интересы США в Карибском бассейне зачастую требовали вооруженного вмешательства) до защиты конвоев от надводных рейдеров и подводных лодок в военное время. Предусматривалась и возможность приема мин.

Корпус новых канонерских лодок (именно к этому классу отнесли новые корабли) имел достаточно необычную форму с удлиненным клиперским носом (для снижения воздействия волн и брызг на носовое 152-мм орудие) и кормой со значительным свесом (для удобства постановки мин и размещения противолодочного вооружения).

Артиллерия ГК состояла из четырех 152-мм/47 орудий в палубных установках, размещенных по две в носу и корме. Поскольку разместить на КЛ в дополнение к 152-мм еще и 127-мм универсальные орудия не представлялось возможным, «Erie» и «Charleston» стали одними из первых американских кораблей, оснащенных 28-мм автоматами.

На КЛ удалось разместить даже один гидросамолет, который мог использоваться как для разведки, так и для корректировки огня. Взлетать он мог только с воды — места для катапульты уже не оставалось.

Несмотря на скромные размеры, новые КЛ удалось неплохо забронировать: 88-мм пояс прикрывал ЭУ, погреба боезапаса имели местное вертикальное бронирование толщиной 51-76 мм.

Хотя новые КЛ в целом оценивались руководством флота положительно, дальнейшего развития этот тип не получил — для мирного времени они стоили слишком дорого.

«Erie» торпедирована 12.11.1942 в Карибском море герм. ПЛ U-163, отбуксирована в гавань г. Виллемстада, где и затонула 5.12.1942.

Типы «Sacramento» и «Asheville»

3 единицы

03

Тип «Sacramento»:

PG-19 «Sacramento» (Crp, 30.4.1913/21.2.1914/ 4.1914 — искл. в 1946).

Тип «Asheville»:

PG-21 «Asheville» (CNY, 9.6.1917/4.7.1918/7.1920 — погиб 3.3.1942) и PG-22 «Tulsa» (CNY, 9.12.1919/25.8.1922/12.1923 — слом в 1946).

Тип «Sacramento»:

1207/1592 т; 64/69х12,5x3,5 м; 1 ПМУ, 2 ПК, 950 л.с., 12,5 уз., 428 т угля, 4000 миль. Эк. 163 чел. 3x1-102-мм/50, 2x1-47-мм.

Тип «Asheville»:

1207/1760 т; 68,6/ 73,5x12,6x3,4 м; 1 ТЗА, 3 ПК, 850 л.с., 12 уз., 2000 миль. Эк. 159 чел. 3x1-102-мм/50.

Последние классические КЛ американского флота. «Asheville» отличалась чуть большими размерами, новой ЭУ (ТЗА вместо паровой машины) и улучшенными условиями обитания экипажа.

«Tulsa» в ноябре 1944 г. переименована в «Tacloban».

«Asheville» 3.3.1942 потоплена южн. о. Ява япон. кораблями.

Речные канонерские лодки

«Wake» — бывш. «Guam» (1927) 7.12.41 в Шанхае захвачена японцами, введена в состав япон. флота, япон. «Tatara», после 08.45 возвращена США, передана Китаю в 1946 г., кит. «Tai Juan».

«Tutulia» (1927) — передана Китаю 03.42 (по др. данным — в 1946 г.), кит. «Mei Juan».

370 т, 14, 5 уз. (по др. данным — 15 уз.), 2x76.

«Panay» (1928) + 12.12.37 в Нанкине (на р. Янцзы) потоплена япон. авиацией (АБ).

«Oahu» (1928) + 6.05.42 в крепости Коррехидор (о. Лусон, п-ов Батаан, Филиппины) затоплена экипажем.

450 т, 15 уз., 2x76.

«Luzon» (1928) + 6.05.42 в крепости Коррехидор затоплена экипажем, позднее поднята японцами, отремонтирована, введена в состав япон. флота, япон. «Karacu» (+ 3.02.45 в Маниле затоплена экипажем).

«Mindanao» (1928) + 5.05.42 у Коррехидора потоплена япон. авиацией.

560 т, 16 уз., 2x76.

Моторные канонерские лодки

Тип бывш. «SC»

PGM-1 — PGM-8 (бывш. SC-644, 757,1035,1053,1056,1071,1072,1366).

PGM-7 + 18.07.44 в море Бисмарка погибла при столкновении.

95 т, 20 уз., 1x76, 1x60 (миномет), 1x40 (по др. данным: 2x40, 1x60 (миномет), 8x12, 7, реакт. п/т ружья «базуки»).

Тип бывш. «PC»

PGM-9 — PGM-32 (бывш. РС-1548, 805, 806, 1088-1091, 1148, 1189, 1255, 1550-1559,1565-1568).

PGM-17 + 4.05.45 у о. Окинава погибла при крушении.

PGM-18 + 7.04.45 у о. Окинава подорвалась на мине.

280 т, 20 уз., 1x76, 1x60 (миномет), 2x20, реакт. п/т ружья — «базуки».

По др. данным: 1x76, 2x40, 1x60 (миномет), 6x20, 2x12, 7.

Торпедные катера, Норвегия

Тип «Vosper»
61-футовый

3 + 1 единицы в NMS

МТВ-5 и МТВ-6. Спущены на воду в 1940 г.

25 (станд.) т; 18,6x4,7x0,9 м; 2 бенз., 2300 л.с., 41 уз. Эк. 10 чел. 2 х 1–457-мм ТА, 2–12,7-мм пул., 6 ГБ.

Накануне войны в Англии на верфи «Vosper» заказаны...

Корабли береговой охраны, США

Большие куттеры

Тип «Owasco»

5 + 8 единиц

WPG-39 «Owasco» (WPS, 18.6.1944 — слом в 1974), WPG-40 «Winnebago» (WPS, 2.7.1944 — слом в 1974), WPG-41»Chautaqua» (WPS, 14.5.1944 — слом в 1974), WPG-69 «Mendota» (USCG, 1944 — слом в 1974) и WPG-70

Ракеты

В годы войны в Германии велись поиски видов вооружений в самых различных направлениях. Некоторые из них были абсурдными и тупиковыми, некоторые привели к созданию вполне эффективных систем оружия. Сейчас речь пойдет о преждевременном изобретении...

Зарубежные подводные лодки, Великобритания

Тип «S» (3-я серия)

48 + 2 единицы

1-я группа ( «Чрезвычайная программа»): «Safari» (бывш. Р-211, Кмл, 18.11.1941 — искл. в 1946), «Sahib» (бывш. Р-212, Кмл, 19.1.1942 — погибла 24.4.1943), «Saracen» (бывш. Р-247, Кмл, 16.2.1942 — погибла...

Корабли КБФ перед боевыми действиями

Боевая подготовка в соединениях КБФ накануне советско-финляндской войны проходила достаточно неровно. С одной стороны, в ходе летних учений 1939 г. со стороны командования флотом прилагалось немало усилий, чтобы ликвидировать серьезные...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!