Торпедные катера, Германия

Тип S-7

(3 единицы)

S-7 — S-9. Вошли в строй в 1934–1935 гг.

75,8/86 т; 32,36x5,06x1,36 м; 3 диз., 3960 л.с.; 32 уз.; 10,5 т соляра; 600 (30) миль. Эк. 12 чел. 2–533-мм ТА, 1–20-мм.

Тип S-10

(4 единицы)

S-10 — S-13. Вошли в строй в 1935 гг.

75,8/92 т; 32,36x5,06x1,42 м; 3 диз., 3960 л.с.; 36,5 уз.; 10,5 т соляра; 600 (30) миль. Эк. 18–23 чел. 2–533-мм ТА, 1–20-мм.

Тип S-14

(4 единицы)

01

S-14 — S-17. Вошли в строй в 1936–1938 гг.

92,5/105,4 т; 34,62x5,26x1,67 м; 3 диз., 6150 л.с.; 35 уз.; 13,3 т соляра; 500 (32) миль. Эк. 24–30 чел. 2–533-мм ТА, 1–20-мм.

Тип S-18

(8 единиц)

S-18 — S-25. Вошли в строй в 1938–1939 гг.

92,5/112 т; 34,62x5,26x1,67 м; 3 диз., 6000 л.с.; 39,8 уз.; 13,3 т соляра; 700 (35) миль. Эк. 20–23 чел. 2–533-мм ТА, 1–20-мм.

Тип S-26

(97 единиц)

02

S-26 — S-29, S-38 — S-53, S-62 — S-138. Вошли в строй в 1940–1943 гг.

92,5/112 т; 34,94x5,28x1,67 м; 3 диз., 6000 л.с.; 39 уз.; 13,5 т соляра; 700 (35) миль. Эк. 24–31 чел. 2–533-мм ТА, 2–20-мм.

Тип S-139

(72 единицы)

S-139 — S-150, S-167 — S-169, S-171 — S-227. Вошли в строй в 1943–1945 гг.

100/117 (с S-171–105/122, с S-219–107/124) т; 34,94x5,28x1,67 м; 3 диз., 7500 л.с.; 41 уз.; 13,3 т соляра; 700 (35) миль. Эк. 24–31 чел. 2–533-мм ТА, 2–20-мм (с S-171: 2–30-мм, с S-219: 3x2–30-мм).

Тип S-170

(9 единиц)

S-170, S-228, S-301 — S-307. Вошли в строй в 1944–1945гг.

99/121 т; 34,94x5,28x1,67 м; 3 диз., 9000 л.с.; 43,6 уз.; 15,7 т соляра; 780 (35) миль. Эк. 24–31 чел. 2–533-мм ТА, 3x2–30-мм.

Тип S-701

(9 единиц)

S-701 — S-709. Вошли в строй в 1944–1945 гг.

99/121 т; 34,94x5,28x1,67 м; 3 диз., 7500 л.с.; 41 уз.; 13,5 т соляра; 700 (35) миль. Эк. 24–31 чел. 4–533-мм ТА, 3x2–30-мм.

Торпедные катера (Schnellboote) являлись развитием удачного прототипа, созданного Ф. Люрсеном в 1929 г. Строились фирмой «Lurssen», кроме серий S-187 — S-194, S-219 — S-260, построенных на верфи «Schlichting», и S-701 — S-709 постройки «Danziger Waggonfabrik». Общими характерными чертами для всех серий являлись круглоскулыи водо-измещающий корпус с малой килеватостью, трехвальная дизельная ЭУ, наличие двух вспомогательных рулей для создания «эффекта Люрсена» (установка рулей под углом к диаметральной плоскости для увеличения скорости) и носовое расположение двух ТА. Корпус — композитный. Серии S-7 и S-14 оснащались дизелями «MAN», остальные — «Daimler-Benz».

Начиная с серии S-26 катера имели полубак; в 1942 г. появились конические рубки (впервые установлена на S-68), которые с 1943 г. (впервые на S-100) стали защищать 10–12-мм броней. Помимо двух торпед в аппаратах, все «шнелльботы» могли принимать по две запасных (или 4–6 мин); на серии S-701 устанавливались два ТА для стрельбы в корму — как противодействие преследующим эсминцам. Артиллерийское вооружение в годы войны непрерывно усиливалось: на катера серий S-26 и S-139 устанавливались одинарные 37-мм и 40-мм, спаренные и счетверенные 20-мм автоматы, строенные 15-мм пулеметы.

Катера ранних серий (до S-18) к началу войны считались устаревшими и использовались в качестве учебных; часть из них в 1941 г. переоборудовали в СКА. S-14 погиб в 1944 г. в Ла-Манше. S-11 по репарациям передан СССР.

Из 8 единиц типа S-18 погибло 2: S-18 5.5.1945 потоплен брит, авиацией у побережья Дании; S-23 12.7.1940 подорвался на мине в Ла-Манше. S-24 по репарациям передан СССР.

Из 97 катеров типа S-26 погибли 48: S-26 и S-40 потоплены 20.8.1944 сов. авиацией в Сулине; S-27 погиб 5.9.1942 в результате попадания неисправной торпеды с S-72 в р-не Тамани; S-28, S-45, S-49 и S-72 повреждены 20.8.1944 сов. авиацией в Констанце, 25.8.1944 затоплены в Варне; S-29 потоплен 29.3.1943 брит. ЭМ «Blencathra», «Windsor» и катерами MGB-321, MGB-333 в Ла-Манше; S-38 потоплен 20.11.1940 брит. ЭМ «Garth», «Campbell» в Ла-Манше; S-39 и S-114 потоплены 2.8.1944 в Гавре брит, авиацией; S-41 затонул 20.11.1941 в результате столкновения с S-47 в Ла-Манше; SA2, S-52 и S-131 потоплены 20.8.1944 сов. авиацией в Констанце; S-43 и S-106 погибли 27.6.1941 на минах в Финском заливе; S-44 погиб 25.7.1943 во время напета амер. бомбардировщиков на Киль; S-46 потоплен 10.9.1943 сов. истребителями у Тамани; S-47 и S-51 затоплены 29.8.1944 в Варне; S-53 затонул 20.2.1942 в результате столкновения с S-39y Дувра; S-63 потоплен 25.10.1943 брит. ЭМ «Mackay» и катерами в Ла-Манше; S-66, S-84, S-100 и S-138 потоплены 15.6.1944 брит, авиацией в Гавре; S-70 погиб 5.3.1943 на мине в Ла-Манше; S-71 потоплен 17.2.1943 брит. ЭМ «Garth», «Montrose» в Ла-Манше; S-74 поврежден 5.11.1943 брит, истребителями-бомбардировщиками у Бреста, потоплен артиллерией S-135; S-75 потоплен 5.3.1943 брит, авиацией в Эймейдене; S-77 потоплен 25.7.1943 брит, катерами MGB-40, MGB-42 у Дюнкерка; S-80 погиб 1.9.1944 на мине в Выборгском зал.; S-87 потоплен 20.5.1944 брит, самолетом в Ла-Манше; S-88 потоплен 25.10.1943 брит. ТКА МТВ-607 в Ла-Манше; S-90 затонул 17.2.1945 в р-не Ставангера в результате навигационной аварии, впоследствии поднят и списан; S-91 потоплен 25.8.1944 брит. ЭскМ «Talybont» и ФР «Retalick» у Дюнкерка; S-93 и S-129 потоплены 26.3.1944 амер. авиацией в Эймейдене; S-94 и S-128 23.2.1944 столкнулись друг с другом и были потоплены брит. ЭМ «Garth» в Ла-Манше; S-102 погиб 8.7.1943 на мине в Керченском прол.; S-103 потоплен 4.5.1945 брит, авиацией у берегов Дании; S-104 погиб 9.1.1943 на мине в Ла-Манше; S-111 потоплен 15.3.1942 брит, истребителями «Спитфайр» в Ла-Манше; S-119 потоплен 8.3.1943 брит. ЭМ «Mackay» и катерами MGB-20, MGB-21 в Ла-Манше; S-121 потоплен 11.8.1943 брит, авиацией у Бреста; S-136 потоплен 10.6.1944 канад. ЭМ «Sioux», брит. ФР «Duff» и польским ЭскМ «Krakowjak» в Ла-Манше. S-73, S-78, S-124, S-125 и S-126 в августе 1943 г. проданы Испании как LT-23, LT-24, LT-21, LT-25 и LT-26. S-96 погиб 25.9.1945 в результате столкновения с брит. СКА ML-145 у Лоустофта. После войны 14 единиц передано СССР, 7 — Дании, 5 — Норвегии.

Из 72 катеров типа S-139 погибли 46: S-139 и S-140 погибли 7.6.1944 на минах в Ла-Манше; S-141 и S-141, соответственно, 12.5.1944 и 25.4.1944 потоплены франц. ЭскМ «La Combattante» в Ла-Манше; S-142, S-143, S-144, S-146, S-150, S-169, S-171, S-172, S-173, S-187 и S-188 потоплены 15.6.1944 брит, авиацией в Гавре; S-145 потоплен 18.9.1944 брит, авиацией в Бресте; S-148 погиб 22.8.1944 на мине в устье Дуная; S-149 потоплен 20.8.1944 сов. авиацией в Констанце; S-167 затонул 22.2.1945 в результате столкновения у голланд. побережья; S-176 и S-177 погибли 7.5.1945 в бою с брит. ТКА в Северном море; S-178, S-179 и S-189 потоплены 13.6.1944 брит, авиацией в Ла-Манше; S-180 погиб 14.1.1945 на герм, мине в Северном море; S-181 потоплен 21.3.1945 брит, авиацией у Ден-Хелдера; S-182 27.7.1944 протаранен брит. ТКА МТВ-430, затем расстрелян артиллерией МТВ-412 в Ла-Манше; S-183 и S-200 потоплены 18.9.1944 брит. ФР «Stayner» и ТКА МТВ-724, МТВ-728 у побережья Фландрии; S-184 потоплен 5.9.1944 брит, береговой батареей у Дувра; S-185 и S-192 потоплены 23.12.1944 брит. ФР «Torrington», «Curzon», «Kittiwake» у Остенде; S-186, S-194 и S-224 погибли 30.3.1945 во время налета амер. бомбардировщиков на Вильгельмсхафен; S-190 затоплен 23.6.1944 после боя с брит. ЭМ в Ла-Манше; S-191 затонул 7.5.1945 в результате столкновения с S-301 в Северном море; S-193 потоплен 22.2.1945 брит, кораблями в устье Темзы; S-198 потоплен 15.12.1944 брит, авиацией в Эй-мейдене; S-199 затоплен 23.1.1945 после столкновения с S-701 в Северном море; S-201 затоплен 3.5.1945 в Киле; S-202 8.4.1945 столкнулся с S-703 в Северном море и потоплен брит, катерами; S-203 погиб 21.3.1945 на мине у Ден-Хелдера; S-220 потоплен 1.3.1945 брит. ФР «Seymour» у Остенде; S-223 погиб 8.4.1945 на мине у голланд. побережья; S-226 потоплен 6.5.1945 брит, авиацией у берегов Дании. После войны 8 единиц передано СССР, 5 — Дании, 3 — Норвегии.

Из девяти катеров типа S-170 погиб один: S-301 затонул 7.5.1945 в результате столкновения с S-191 в Северном море. По репарациям 1 единица передана СССР, 2 — Норвегии, 2 — Дании.

Из девяти катеров типа S-701 погибли два: S-702 потоплен 18.9.1944 брит. ФР «Stayner» и ТКА МТВ-724, МТВ-728 у побережья Фландрии; S-703 затонул 8.4.1945 в результате столкновения с S-202 в Северном море. S-701 поврежден 23.1.1945 в результате столкновения с брит. ТКА МТВ-495, не отремонтирован до конца войны. По репарациям 4 единицы переданы СССР.

Тип S-30

(16 единиц)

03

S-30 — S-37, S-54 — S-61. Вошли в строй в 1939–1941 гг.

78,9/100 (S-54 — S-61–82/102) т; 32,76x5,08x1,47 м; 3 диз., 3960 л.с.; 36 уз.; 13,3 т соляра; 800 (30) миль. Эк. 24–30 чел. 2–533-мм ТА, 1–20-мм.

Построены на верфи «Lurssen». Первые 8 катеров строились по заказу Китая, официально проданы в 1938–1939 гг., но в августе 1939 г. под влиянием Японии, присоединившейся к антикоминтерновскому пакту, реквизированы и вошли в состав герм, флота. Конструктивно аналогичны серии S-10, но имели полубак. В годы войны устанавливался второй 20-мм автомат. В 1941–1942 гг. все катера, кроме двух погибших, переброшены на Средиземное море и впоследствии потеряны в ходе боевых действий.

S-32 погиб 22.6.1940 на мине у Булони. S-37 погиб 12.10.1940 на мине в Ла-Манше. S-31 погиб 10.5.1942 на мине у Мальты. S-34 потоплен 17.5.1942 брит, береговыми батареями у Ла-Валетты (Мальта). S-35 погиб 28.2.1943 на мине у Бизерты. S-56 потоплен 28.2.1943 амер. авиацией в Палермо, поднят; 24.11.1943 во время ремонта уничтожен амер. авиацией в Тулоне. S-59 потоплен 6.7.1943 брит, авиацией у берегов Сицилии. S-55 потоплен 10.1.1944 брит, авиацией в Адриатическом море. S-57 погиб 19.8.1944 в бою с брит, артиллерийскими катерами у Дубровника. S-54 поврежден 23.4.1944 в результате подрыва на мине; 31.10.1944 затоплен в Салониках. S-33, S-58 и S-60 в ходе боя с брит, катерами 10.1.1945 у о. Уние (Адриатика) сели на мель, позже уничтожены брит. ТКА и авиацией. S-36 и S-61 повреждены 6.2.1945 в результате столкновения, 3.5.1945 затоплены в Поле.

Трофейные торпедные катера

Тип S-1 (1 единица):

S-1. Вошел в строй в 1939 гг.

56,4/68 т; 28x4,46x1,65 м; 3 диз., 2850 л.с.; 37 уз.; 7,3 т соляра; 350 (30) миль. Эк. 19 чел. 2–533-мм ТА, 1–20-мм.

Один из пяти катеров, строившихся на верфи «Lurssen» по заказу Болгарии по чертежам герм. ТКА S-2. Реквизирован 29.9.1939 и включен в состав герм, флота как S-1. В августе 1941 г. передан Болгарии под №3.

Тип S-151 (8 единиц): S-151 — S-158. Вошли в строй в 1941–1942 гг.

54/66 т; 28,25x4,46x1,51 м; 3 диз., 2850 л.с.; 32,3 уз.; 5,9 т соляра; 350 (30) миль. Эк. 24–30 чел. 2–533-мм ТА, 1–2–20-мм.

Строились на верфи «Gusto» для голланд. флота как ТМ-54 — ТМ-61; в июне 1940 г. захвачены на стапелях в низкой степени готовности. 6.8.1940 принято решение о достройке для герм, флота по образцу болгарских катеров, но с полубаком. Оснащались дизелями «Daimler-Benz».

В конце 1942 г. переброшены на Средиземное море. S-153 потоплен 12.6.1944 брит. ЭскМ «Eggesford» у о. Хвар. S-151 тяжело поврежден 26.7.1944 в бою с брит. ЭМ в Адриатическом море, не отремонтирован, 3.5.1945 затоплен в Поле. S-158 потоплен 25.10.1944 брит, авиацией в Себенико. S-154 потоплен 22.1.1945 брит, авиацией в Поле. S-157 потоплен 1.5.1945 югославскими партизанами в Триесте минометным огнем. S-152, S-155 и S-156 капитулировали 3.5.1945 в Анконе.

Тип S-201 (2 + 6 единиц): S-201, S-202. Вошли в строй в 1940 г.

30,8/38,Зт; 21,4x6,05x1,14 м; Збенз., 3300 л.с.; 40 уз.; 11 т бензина. Эк. 14 чел. 2–533-мм ТА, 1–37-мм, 2–20-мм.

Строились на верфи «Gusto» по лицензии фирмы «British Power Boat» для голланд. флота как ТМ-52 — ТМ-53, ТМ-63 — ТМ-70; в июне 1940 г. захвачены на стапелях и включены в состав герм, флота как S-201 — S-210. S-201 и S-202 введены в строй осенью 1940 г., в январе 1941 г. проданы Болгарии под №4 и №5. Из восьми оставшихся катеров в состав герм, флота ни один не входил: 6 — переданы Румынии, 2 — Болгарии.

Тип SG-1 (2 единицы): SG-1, SG-2. Вошли в строй в 1929 г.

12/15 т; 16,76x3,36x1 м; 2 бенз., 750 л.с.; 40,4 уз.; 1,3 т бензина; 200 (39) миль. Эк. 5 чел. 2–450-мм ТА, 1 пул.

Бывшие греческие ТКА Т-1 и Т-2, построенные фирмой «Thornycroft». Захвачены герм, войсками в апреле 1941 г. Потоплены 11.1.1944 в Пирее авиацией союзников.

Тип SA-11 (2 единицы): SA-11, S-666. Вошли в строй в 1942–1943 гг.

85/105 т; 35,5x6,4x1,2 м; 4 бенз., 5000 л.с.; 30 уз.; 21,3 т бензина; 560(18) миль. Эк. 34 чел. 2–533-мм ТА, 2–40-мм/40, 2–20-мм, 2x2–12,7-мм.

Бывшие брит, катера типа «Fairmile-D». МТВ-631 захвачен у норв. побережья 14.3.1943; включен в состав герм, флота как SA-11; потоплен брит, катерами в декабре 1943 г. MGB-666 захвачен у голланд. побережья 5.7.1944; включен в состав герм, флота как S-666; погиб 8.7.1944 в результате пожара.

Тип SA-12 (1 единица): SA-12. Вошел в строй в 1943 г. Полное — 16т; 16,76x3,35x1 м; 2 бенз., 2400 л.с.; 41 уз.; 1,9 т бензина. Эк. 7 чел. 2–450-мм ТА, 1x2–12,7-мм.

Бывший брит. ТКА МТВ-345. 27.7.1943 захвачен у норв. побережья; включен в состав герм, флота как SA-12; потоплен брит, катерами в декабре 1943 г.

Тип S-501 (8 единиц): S-501 — S-507, S-508 — S-513. Вошли в строй в 1941–1943 гг.

Полное — 23–29 т; 18,7x4,4–4,7x1,5 м; 2 + 2 бенз., 2000–2300 + 100–140л.с.;42–45 уз.; 3,2–3,9 т бензина; 350–400 (36) миль. Эк. 10–13 чел. 2–450-мм ТА, 1–20-мм.

Бывшие итал. ТКА типа MAS разных серий.

MAS-566 — MAS-570, MAS-574 и MAS-575 в 1942–1943 гг. действовали на Черном море, 20.5.1943 переданы герм, флоту как S-501 — S-507. S-507 27.5.1943 погиб в результате столкновения у Феодосии; остальные в октябре 1943 г. поставлены на прикол в Румынии; в конце 1944 г. отведены вверх по Дунаю и разоружены в Линце.

MAS-525, MAS-549, MAS-551, MAS-522, MAS-553 — MAS-554 захвачены в сентябре 1943 г., включены в состав герм, флота как S-508 — S-513, но использовались ограниченно; часть катеров передана Итальянской Социальной республике, но действовала под герм, флагом. S-508 затоплен 24.4.1945 в Генуе. S-509 потоплен 22.5.1944 брит, авиацией в Специи. S-511 потоплен 4.12.1943 брит, авиацией в Эгейском море.

Тип S-601 (4+1 единицы): S-601 — S-604. Вошли в строй в 1936–1937гг.

51/61 т; 28x4,46x1,51 м; 3 + 1 бенз., 3000 + 100 л.с.; 33 уз.; 5,8 т бензина; 350 (30) миль. Эк. 19 чел. 2–550-мм ТА, 2–20-мм (S-604: 1–40-мм/66, 1–15-мм).

Бывшие югославские ТКА, построенные «Lurssen» по чертежам герм. ТКА S-2, но с бензиновыми моторами. В апреле 1941 г. захвачены итальянцами и включены в состав итал. флота; в сентябре 1943 г. захвачены немцами и вошли в состав герм, флота. S-601 (б. MAS-4D, б. «Velebit») потоплен брит, торпедоносцем в Салониках в октябре 1944 г. S-602 (б. MS-43, б. MAS-5D, б. «Dinara»), S-603 (б. MS-44, б. MAS-6D, б. «Triglav») и S-604 (б. MS-46, б. MAS-8D, б. «Rudnik») затоплены в Салониках в октябре 1944 г. Еще один катер (герм, номер не установлен — б. MS-41, б. MAS-3D, б. «Orjen») укомплектован итал. экипажем и погиб 28.9.1944 во время шторма.

Тип S-621 (10 единиц): S-621 — S-630 Вошли в строй в 1943–1944 гг. 67,5/68–70т; 28x4,3x1,75 м; 3 + 1 бенз., 3300 + 100 л.с.; 31 уз.; 8,1 т бензина; 300 (31) миль. Эк. 19 чел. 2–533-мм ТА, 2–20-мм.

Бывшие итал. ТКА типа MS 3-й серии, строившиеся на верфи CRDA по образцу югославских катеров. В сентябре 1943 г. захвачены (бое-готовые только MS-75 и MS-76, остальные не достроены) и включены в состав герм, флота. S-622 и S-624 14.5.1944 уничтожены на верфи в Монфальконе авиацией союзников. S-623 затоплен в Триесте в мае 1945 г. S-625 передан Итальянской Социальной республике. S-629 (б. MS-76) погиб в апреле 1945 г. на Адриатике. S-630 (б. MS-75) по репарациям передан СССР.

Тип КМ

(34 единицы)

04

КМ-1 — КМ-34. Вошли в строй в 1941–1943 гг.

15–16/18–19т; 15,95x3,5x1,1 м; 2 + 1 бенз., 1300 + 36–90 л.с.; 30–32 уз.; 220–272 (25) миль. Эк. 8–13 чел. Вооружение: в варианте МЗ: 2–15-мм или 13,2-мм, 3–4 мины; в варианте ТКА: 2–450-мм ТА, 1–20-мм.

Разработаны как быстроходные малозаметные прибрежные минные заградители (Kusten Minenleger) для активных постановок у берегов Англии. Строились различными верфями в Германии, Нидерландах и Дании. Всего заказано 36, но два уничтожены на верфи в результате пожара. Корпус — композитный, с V-образными обводами. Оснащались авиационными моторами BMW и одним мотором экономического хода мощностью 36 или 90 л.с. Могли принимать 4 донных или 3 якорных мины. Стрелковое вооружение по проекту состояло из двух пулеметов (на тумбе и на турели), но на практике варьировалось. В 1943–1944 гг. 20 катеров (КМ-1, КМ-2, КМ-7, КМ-9 — КМ-15, КМ-17, КМ-18, КМ-20, КМ-21, КМ-23 — КМ-26, КМ-31 и КМ-32) переоборудовано в торпедные (Kleine Schnellboote, с изменением в номерах с КМ на KS), при этом в кормовой части вместо минных рельсов устанавливались два легких трубчатых 450-мм ТА. Использовались преимущественно на закрытых и озерно-речных театрах.

КМ-6, КМ-28, КМ-30 потоплены 21.8.1943 совет, авиацией у о. Сомерс. KS-7 и КМ-27 погибли 2.12.1943 в Койвисто от взрыва бензина. КМ-8 затонул 12.6.1944 в Ильменском озере в результате аварии. KS-9, KS-10, KS-12, КМ-16 затоплены 18.9.1944 в Ильменском озере. KS-20 затонул 5.9.1944 в зал. Триеста в результате аварии.

KS-18, KS-11, KS-24, KS-31, KS-32, KS-17, KS-21 и KS-23 в сентябре 1944 г. переданы Хорватии как KS-1 — KS-8. KS-5 (б. KS-32) 14.12.1944 перешел на сторону югославских партизан, включен в состав партизанского флота как РС-79. Остальные возвращены герм. ВМС под прежними номерами, но сохранили преимущественно хорватские экипажи.

Тип LS

(12 единиц)

05

LS-1 — LS-12. Вошли в строй в 1940–1944 гг.

11,5/11,9–12,7 т; 12,5x3,46x1,02 м; 2 диз., 1400 (LS-1 — LS-2, LS-5 — LS-6) или 1700 (остальные) л.с.; 37 (LS-1, LS-2, LS-5, LS-6) или 40,9 (остальные) уз.; 1,3 т соляра; 170 (40) миль. Эк. 7 чел. 2–450-мм ТА, 1–20-мм или (начиная cLS-7) 1–15-мм.

Легкие торпедные катера (Lechte Schnellboote), разработанные специально для оснащения вспомогательных крейсеров-рейдеров. LS-1, LS-3 — LS-6 и лели композитные корпуса, у остальных они выполнялись из легких сплавов. Оснащались дизелями «Daimler-Benz» (на LS-1, LS-2, LS-5, LS-6 — дизели «Jumo»). Имели 2 желобных ТА кормового сброса, вместо торпед могли принимать 3–4 донных мины.

LS-2 — LS-4 находились на борту ВКР «Komet», «Kormoran» и «Michel» соответственно: LS-2 затоплен 23.12.1940 из-за неполадок в архипелаге Бисмарка; LS-3 и LS-4 погибли 20.11.1941 и 17.12.1943 со своими кораблями. Потоплены брит, авиацией: LS-6 25.9.1943 — у о. Корфу; LS-5 16.10.1943 — у о. Кос; LS-10 14.10.1944 — у Волоса; LS-7 14.10.1944 — у Триеста. LS-8, LS-9 и LS-11 затоплены у побережья Греции 10.10.1944.

Отрядное учение 1938г.

В период с 27 по 30 сентября .1938 г. Краснознаменным Балтийским флотом было проведено большое отрядное учение (БОУ) № 4 на тему «Расширение плацдарма действий КБФ и недопущение прохода в восточную часть Финского залива эскадры линейных кораблей...

Минные заградители, Япония

«Tsugaru»

1 единица

«Tsugaru» (YNY, 1939/5.6.1940/10.1941 — погиб 29.6.1944).

4000/4330 (норм.) т; 113,6/121 (вл)/124,5x15,6x4,9 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 9000 л.с., 20 уз., 9000 (10) миль. 2x2–127-мм/40, 2х2–25-мм, 600 мин, 1 катапульта, 1...

Специальные подводные лодки, СССР

Подводные заградители

Тип «Л»

25 единиц

Серия II: Л-1 «Ленинец» (28.02.1931) Л-2 «Сталинец» (21.05.1931) Л-3 «Фрунзенец» (8.07.1931) Л-4 «Гарибальдиец» (31.08.1931) Л-5 «Чартист» (5.06.1932) Л-6 «Карбонарий» (3.11.1932)

1051/1327 т; 78 х 7 х 4м;...

Бронекатера, СССР

Тип «МБК»

Пр. 161
20 единиц

163 т, 13 уз., 2x76 (в танк, башнях Т-34), 1x37, 2x45, 2x12,7.
На некоторых: 1x45, 2x82 (минометы).
По др. данным: 157,8 т, 13 уз., 2x76 (в танк, башнях Т-34), 1x37, 4x12,7.

Все в составе БФ.

БК-501–504 (1943),...

Сторожевые корабли, Бельгия

«Zinnia» 

бывш. HMS «Zinnia» (1915) — захвачен немцами в 1940 г., герм. «Barbara», возвращен Бельгии в 1945 г., белы. «Breydel». х 1952

1200 т, 17 уз., 1пул.

«West Diep»

бывш. герм. ММ «А-20» (1915) — захвачен немцами в 1940 г., герм....

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!