Торпедные катера, Италия

Тип «Baglietto (SVAN) 12-тонный» 6-й серии

5 единиц

MAS-204, 206, 210, 213 и 216. Спущены на воду в 1918.

Стандартное — 14,5т; 16x2,7x1,2м, 2 бенз., 700 п.с.; 25–28 узл., 230 (10) миль. Эк. 8 чел. 2 х 1–450-мм ТА, 2 пул.

Последние оставшиеся к началу Второй мировой войны представители многочисленного (150 ед.) семейства «12-тонных» катеров типа «А», построенных по проекту фирмы SVAN в годы Первой мировой войны и вскоре после ее окончания.

Все пять катеров затоплены своими экипажами в Массауе 8.4.1941.

Тип «SVAN 13-тонный быстроходный»

3 единицы

MAS-423, 426 и 430. Спущены на воду в 1929.

Стандартное — 13 (MAS-423 и 426) и 13,5 (MAS-430) т; 16x3,3x1,3 м, 2 бенз., 1500 л.с.; 40 узл., 127 (36) миль. Эк. 9 чел. 2 х1–450-мм ТА, 2 пул., 6 ГБ.

Дальнейшее развитие типа «12-тонного» катера фирмы SVAN времен Первой мировой войны. За счет установки гораздо более мощной ЭУ существенно увеличена скорость хода. Противолодочное вооружение представлено шестью малыми ГБ (по 50 кг) и гидрофоном. MAS-430 отличался маркой моторов («Фиат», на остальных — «Изотта-Фраскини»). Всего построено пять единиц, к началу войны в строю осталось три.

MAS-426 исключен в 1943 г. MAS-423 затоплен экипажем в Поле в сентябре 1943 г., поднят немцами и введен в строй под обозначением S-604. Погиб на Адриатике в 1944 г. MAS-430 захвачен немцами в сентябре 1943 г. и переименован в S-602. Затоплен в 1944 г.

Тип «Baglietto 1931»

1 единица

MAS-431. Спущен на воду в 1931.

Стандартное — 15,5т; 16x4x1,3 м, 2 бенз., 1500 л.с.; 41 узл., 100 (40) миль. Эк. 7 чел. 2 х 1–450-мм ТА, 2 пул., 5 ГБ.

Близок к типу «SVAN 13-тонный быстроходный», но с некоторыми улучшениями, внесенными в конструкцию фирмой «Бальетто». На испытаниях развил около 45 узл. и был признан более удачным, чем катера проекта SVAN. Противолодочное вооружение представлено шестью малыми ГБ (по 50 кг) и гидрофоном.

MAS-431 захвачен немцами в сентябре 1943 г. и переименован в S-603. Погиб в ноябре 1943 г.

Тип «SVAN 14-тонный быстроходный»

3 единицы
01

MAS-432 — MAS-434. Спущены на воду в 1930–1932.

Стандартное — 14т; 16x3,3x1,Зм, 2 бенз., 1500 л.с.; 40 узл., 124 (36) миль. Эк. 13 чел. 2 х 1–450-мм ТА, 3 пул., 6 ГБ.

Незначительно измененная версия ТКА типа «SVAN 13-тонный быстроходный». Главное отличие — установка более тяжелых пулеметов (1–13,2-мм и 2–8-мм вместо 3–6,5-мм). Всего построено 5 единиц, в 1937 г. две переданы Испании (франкистам).

MAS-432 исключен в 1943 г., MAS-433 и 434 — в 1949 г.

Тип «SVAN быстроходный дизельный»

1 единица

MAS-437. Спущен на воду в 1934.

Стандартное — 18,5т; 17,5x3,6x1,3 м, 2 ДУ, 1500 л.с.; 40 узл., 100 (40) миль. Эк. 13 чел. 2 х1–450-мм ТА, 3 пул., 6 ГБ.

Дизельный вариант ТКА типа «SVAN 14-тонный быстроходный». Из-за установки более тяжелых дизелей получился несколько крупнее своих собратьев с бензомоторами, но в скорости практически не проиграл. Состав вооружения тот же.

В сентябре 1943 г. захвачен немцами и переименован в S-625 (с 1945 г. — SA-18). Погиб в мае 1945 г.

Тип «Baglietto противолодочный 1934»

4 единицы

MAS-438 — MAS-441. Спущены на воду в 1934.

Стандартное — 39 т; 22,5x4,3x1,4 м, 2 бенз., 460 л.с.; 16 узл., 215 (16) миль. Эк. 19 чел. 4 пул. (1–13,2-мм, 1–8-мм, 2–6,5-мм), ГБ.

Специализированные противолодочные катера. Торпедного вооружения не несли.

MAS-438–441 переименованы в AS-25–28 соответственно.

В годы войны потерь не имели. AS-27 передан в 1949 г. по репарации СССР.

Примечание: по другим данным мощность ЭУ — 2000 л.с., скорость — 32 узл., вооружение — 1x1–76-мм/40 и 2 пул.

Тип «Baglietto экспериментальный»

1 единица
02

«Stefano Turr». Спущен на воду на верфи КМА 9.5.1936.

58/63 т; 32x6x1,3 м, 4 ДУ, 3000 л.с.; 30 узл., 750 (25) миль. Эк. 16 чел. 4 х1–450-мм ТА, 3 х 1–13,2-мм пул., 1x1–6,5-мм пул., 12 ГБ.

Экспериментальный ТКА с увеличенным, по сравнению со всеми предыдущими типами итальянских катеров, водоизмещением. Проект разработан фирмой «Бальетто». В конструкции корпуса широко использовались алюминиевые сплавы с целью снижения нагрузки. Вступил в строй в 1937 г. Оказался неудачным — проектная скорость в 34 узл. так и не была достигнута. В 1941 г. поставлен на прикол, сдан на слом после войны.

Тип «Baglietto экспериментальный класса 500»

1 единица

MAS-424. Спущен на воду в 1937.

Стандартное — 21 т; 16,5x4,3x1,2 м, 2 бенз., 1500 л.с.; 39 узл., 350 (39) миль. Эк. 10 чел. 2 х 1–450-мм ТА, 1 х 1–13,2-мм пул., 6 ГБ.

Развитие ТКА типа «Бальетто 1931». Увеличение размеров позволило повысить дальность хода в три раза, скорость уменьшилась незначительно. На этом катере отрабатывались конструкция и узлы, впоследствии использовавшиеся на катерах класса «500». Свой номер 424 получил от погибшего в 1937 г. катера типа «SVAN 13-тонный быстроходный».

Затоплен экипажем в сентябре 1943 г., позднее поднят немцами и переименован в S-624 (с 1945 г. — SA-17). Затоплен в мае 1945 г.

Тип «Baglietto быстроходный»

2 единицы

MAS-451 и MAS-452. Спущены на воду в 1940.

Стандартное — 24т; 18x4,8x1,6 м, 2 бенз., 2200 л.с.; 42 узл., 330 (42) миль. Эк. 11 чел., 2х 1–450-мм ТА, 1x1–13,2-мм пул., 6 ГБ.

Развитие ТКА типа MAS-424. Кроме главных моторов «Изотта-Фраскини», стояли 2 бензомотора «Альфа Ромео» мощностью по 80 л.с. для экономичного хода. На последних дальность плавания составляла 836 (8) миль.

Оба ТКА потоплены англ, авиацией у Мальты 26.7.1941.

Тип «Baglietto класса 500, 1-я серия»

21 единица

MAS-501–505, 507, 509,510, 512–523, 525. Спущены на воду в 1936–1937.

Стандартное — 21,5 т; 17x4,4x1,3 м, 2 бенз., 2000 л.с.; 44 узл., 1,25 т бензина, 350 (39) миль. Эк. 10 чел. 2x1–450-мм ТА, 1 х 1–13,2-мм пул., 6 ГБ.

Развитие типа MAS-424, ставшего прототипом ТКА 1-й серии «500-го» класса. По некоторым сведениям, уже на ряде катеров этой серии в дополнение к главным моторам «Изотта-Фраскини» стояли 2 бензомотора «Альфа Ромео» мощностью по 80 л.с. для экономического хода. Последний корабль серии, MAS-525 имел не деревянный, а металлический корпус. Всего построено 25 единиц, 4 из них проданы в 1940 г. Швеции.

MAS-512 погиб 24.1.1942 в результате навигационной аварии. MAS-513 тяжело поврежден в результате посадки на мель в 1942 г. у Кефалонии и списан. MAS-501 и 503 потоплены авиацией в Ла Маддалене 10.4.1943. MAS-518 и 525 затоплены экипажами в сентябре 1943 г. MAS-507 и 509 погибли в результате пожара 12.8.1944. MAS-502 и 504 захвачены немцами 8.9.1943 и переименованы в S-626 и 627, оба погибли в марте 1944 г. MAS-505 сдался немцам 10.4.1944 и переименован в S-628, затоплен в Генуе в мае 1945 г. MAS-522 сдался немцам, потоплен авиацией в 1944 г. в Эгейском море.

Тип «Baglietto класса 500, 2-я серия»

25 единиц
03

MAS-526–550. Спущены на воду в 1938–1939.

Стандартное — 25,2 т; 18,7x4,7x1,5 м, 2 бенз., 2000–2300 л.с.; 42–44 узл., 1,25 т бензина, 360 (42) миль. Эк. 12 чел. 2x1–450-мм ТА, 1 х 1–13,2-мм пул., 6 ГБ.

Удлиненная версия 1-й серии. В дополнение к главным моторам «Изотта-Фраскини» стояли 2 бензомотора для экономичного хода: «Альфа Ромео» мощностью по 70 л.с. или «Караро» по 50 л.с. Дальность плавания при следовании на вспомогательных моторах составляла 1100 (6) миль. Последний корабль серии MAS-550 имел не деревянный, а металлический корпус и был несколько меньше (21 т, 18,7x4,6x1,3 м), за счет чего развивал более высокую скорость — 45 узл.

MAS-526–529 переданы Финляндии 5.6.1943 и переименованы в J-1–4. MAS-537 погиб в 1940 г., MAS-530, 533–536, 539 и 548 погибли в 1943 г., MAS-541 и 546 погибли в 1944 г. MAS-531, 542, 549 и 550 в сентябре 1943 г. захвачены немцами. Три последних переименованы в S-601, 509 (позднее в SA-12), 622 (позднее в SA-21). Все погибли в 1944–1945 гг.

Тип «Baglietto класса 500, 3-я серия»

4 единицы
04

MAS-551–554. Спущены на воду в 1941.

Стандартное — 27,8 т; 18,7x4,6x1,4 м, 2 бенз., 2300 л.с.; 43 узл., 1,25 т бензина, 395 (43) миль. Эк. 13 чел. 2 х 1–450-мм ТА, 1 х 1–20-мм/65, 10 ГБ.

Стальной вариант 2-й серии. Моторы экономичного хода (2 х 70 л.с.).

MAS-552 потоплен авиацией 30.4.1943. MAS-553 затоплен экипажем в сентябре 1943 г., поднят немцами. В апреле 1945 г. переименован в S-512. MAS-551 и 554 захвачены немцами в сентябре 1943 г. и переименованы в S-510 (позднее в SA-13) и S-623 соответственно. Затоплены в апреле 1945 г.

Тип «Baglietto класса 500, 4-я серия»

22 единицы

MAS-555–576. Спущены на воду в 1941.

Стандартное — 27,8 т; 18,7x4,6–4,7x1,4 м, 2 бенз., 2000–2300 л.с.; 43 узл., 1,25 т бензина, 350 (42) миль. Эк. 13 чел. 2x1–450-мм ТА, 1 х 1–20-мм/66, 10 ГБ.

Идентичны катерам 3-й серии, но корпуса вновь выполнены из дерева (по некоторым сведениям MAS-555–565 имели стальные или композитные корпуса).

MAS-560, 563, 564, 571, 573 и 576 потоплены авиацией в 1942–1943 гг. MAS-572 погиб 12.5.1943 при столкновении с MAS-566 в Черном море. MAS-566, 567, 568, 569, 570, 574 и 575 в мае 1943 г. переданы Германии. MAS-556, 557, 558, 559, 561 и 562 в сентябре 1943 г. захвачены немцами. MAS-562 в апреле 1944 г. отбит амер. ТКА и возвращен итальянскому флоту.

Тип «I»

18 единиц
05

MS-11–16, 21–26 и 31–36. Спущены на воду в 1942.

Полное — 62,4 т; 28x4,3x1,7 м, 3 бенз., 3450 л.с.; 32 узл., 9 т бензина, 250 (32) или 85 (12)миль. Эк. 19чел. 2x1–533-мм ТА, 1–2х 1–20-мм/65,2–6,5-мм, 6–8 ГБ.

Более крупные, чем строившиеся на протяжении 1930-х гг. катера семейства MAS. В качестве прототипа для них послужили захваченные итальянцами в 1941 г. югославские катера германской постройки. После испытаний этих кораблей, оказавшихся заметно мореходнее MAS «500-го» класса, в июне 1941 г. верфи КРАм были заказаны почти точные их копии. Вся серия сдана в первой половине 1942 г. Чтобы подчеркнуть возросшие боевые качества новых кораблей, их индексация сменилась с MAS на MS. Корпуса — композитные. ГБ, используемые на MS, были тяжелее, чем применяемые на MAS, — 100 кг против 50.

MS-12, 13, 14, 15, 22, 23 и 25 потоплены авиацией в 1942–1943 гг. Еще три катера погибли в 1943 г. после подписания перемирия между Италией и союзниками; MS-21 25 сентября (подрыв на мине), MS-26–9 октября (сел на мель) и MS-33–3 ноября (герм, береговая батарея). MS-16, 34, 36 и 32 затоплены своими экипажами в сентябре 1943 г., первые три впоследствии подняты немцами и введены в строй под названиями SA-1, 2 и 3. Затоплены в мае 1945 г.

Тип «II»

18 единиц

MS-51–56, 61–66 и 71–76. Спущены на воду в 1942–1943.

Полное — 67т; 28x4,3x1,7 м, 3 бенз., 3450 (на MS-76–4500) л.с.; 31 (MS-76–35) узл., 9 т бензина, 330 (31) миль. Эк. 19 чел., 2x1–533-мм и 2 х 1–450-мм ТА, 2 х 1–20-мм/65, 2–8-мм, 8 ГБ.

Развитие типа «I» с усиленным, за счет установки двух бугельных 450-мм ТА вооружением. Рост водоизмещения привел к некоторому снижению скорости. Для устранения этого недостатка на последнем катере серии (MS-76) установлены более мощные моторы. Два катера (MS-74 и 75) оборудованы как носители спецсредств (2 SLS, или 1 MTR, или 1 МТМ, или 1 MTSM).

До подписания перемирия с союзниками Италия потеряла в 1943 г. два катера: MS-62 потоплен авиацией 12 июля и MS-66 потоплен НК 3 августа.

MS-51, 64, 76, 74 и 75 в сентябре 1943 г. захвачены немцами. Первые три переименованы в SA-4–7 соответственно и вошли в состав Кригсмарине, два других оказались в составе флота «Социальной Республики».

Планы постройки еще 44 единиц (типы «III» и «IV», развитие типа «II») в связи с подписанием перемирия в сентябре 1943 г. оказались не реализованы.

Трофейные торпедные катера

Тип «55-футовый»

2 единицы

MAS-1D и 2D. Спущены на воду в 1927.

Стандартное — 15т; 16,8x3,4x1,3 м, 2 бенз., 750 л.с.; 37 узл., 1,6 т бензина, 220 (32) миль. Эк. 7 чел. 2x1–450-мм ТА, 2–8,8-мм.

Бывшие югославские ТКА «Uskok» и «Cetnik» постройки Торникрофта (Англия). Захвачены итальянцами в апреле 1941 г. и включены в состав своего флота под названиями MAS-ID и 2D. Стоявшие первоначально 457-мм ТА заменены на итальянские 450-мм.

MAS-1D погиб в Адриатике 19.4.1942, MAS-2D в 1942 г. переименован в MS-47, исключен в 1943 г.

Тип «Lurssen»

6 единиц

MS-41–46. Спущены на воду в 1936–1939.

Полное — 61,7 т; 28x4,3x1,5 м, 3 бенз., 3300 л.с.; 31 узл., 5,5 т бензина, 265 (31) миль. Эк. 19 чел. 2x1–550-мм, 2x1–20-мм/65, 1–6,5-мм.

Бывшие югославские ТКА «Orjen», «Velebit», «Dinara», «Triglav», «Suvobor» и «Rudnik» постройки Люрссен (Германия). Захвачены итальянцами в апреле 1941 г. и включены в состав своего флота под названиями MAS-41D — 46D. Стоявший первоначально 40-мм зен. автомат заменен на 20-мм автоматы итал. производства.

MS-41 и 45 затоплены экипажами в сентябре 1943 г., остальные четыре захвачены немцами и переименованы в S-2 (бывш. MS-42), S-3 (бывш. MS-43), S-4 (бывш. MS-44) и S-5 (бывш. MS-46). Все затоплены в Салониках в октябре 1944 г.

Вспомогательные торпедные катера

В 1939 г. начаты проработки проекта малого ТКА на базе прогулочных катеров. Первые единицы типа MTS (название расшифровывается как Motoscafi di turismo, siluranti — туристический катер, несущий торпеды) стали развитием взрывающихся катеров типа МТМ. Проект разрабатывался фирмой «Baglietto». Размеры увеличены для размещения двух торпед и двух членов экипажа. Прошли успешные испытания в 1940 г., однако из-за ничтожной дальности хода и низкой скорости (с торпедами скорость падала до 23 узл.) в боевых действиях участия не принимали.

В 1941 г. на «Baglietto» разработан усовершенствованный проект малого ТКА типа MTSM (последняя М означает модифицированный), в котором попытались устранить основные недостатки предыдущей модели — малые мореходность и скорость хода. Число носимых торпед сократилось до одной. На некоторых вместо торпеды могло перевозиться до трех боевых пловцов.

Следующей моделью малого ТКА стали катера типа MTSMA, несколько увеличенные, по сравнению с типом MTSM. Возросла дальность плавания. 100 единиц заказано в 1943 г., часть недостроенных захвачена немцами в сентябре 1943 г.

Тип «MTS»

Спущены на воду в 1939, несколько единиц.

Полное — 1,7 т; 7,2x2,1x0,5 м, 1 бенз., 90 л.с.; 28 узл., 90 миль. Эк. 2 чел. 2 х 1–450-мм, 2 ГБ.

Тип «MTSM»

> 100 единиц

Спущены на воду в 1941–1943.

Полное — 3 т; 8,4x2,2x0,6 м, 2 бенз., 190 л.с.; 32 узл., 200 миль. Эк. 2 чел. 1x1–450-мм, 2ГБ.

Тип «MTSMA»

В 1943 заказано 100 единиц.

Полное — 3,7 т; 8,8x2,3x0,7 м, 2 бенз., 190 л.с.; 29 узл., 250 миль. Эк. 2 чел. 1 х 1–450-мм, 1 х 1–6,5-мм пул., 2 ГБ.

Эсминцы, Япония

Тип «Akizuki»

12 + 1 единица

«Akizuki» (MNY, 30.7.1940/2.7.1941/6.1942 — погиб 25.10.1944), «Teruzuki» (Мп, 13.11.1940/21.11.1941/8.1942 — погиб 12.12.1942), «Suzutsuki» (Mn, 15.3.1941/4.3.1942/12.1942 — слом в 1948), «Hatsutsuki» (MNY,...

Потери подводных лодок в 1942-1943 гг.


В ответ на укрепление обороны Северной Атлантики подводные лодки были переброшены в другие моря и океаны в надежде, что там
противолодочная оборона была не столь организованной. К сожалению для немцев, в тех водах не только эскортные корабли, не и...

Базы подводных лодок на атлантическом побережье

Важнейшей составляющей частью стратегических планов в «Битве за Атлантику» была организация передового базирования подводных лодок в портах оккупированной Франции. Осознавая уязвимость этих баз от авиации союзников, немцы с 1941 г. начали вести...

Эскортные корабли, Греция

Эскортные миноносцы

Тип «Hunt II»
(британский)

4 единицы в RHN

«Themistoklis» (бывш. HMS «Bramham») — получен 1.03.43. х 1960

«Kriti» (бывш. HMS «Hursley») — получен 12.43. х 1960

«Aigaion» (бывш. HMS «Avon Vale») — получен 03.44, возвращен...

Средние подводные лодки, Финляндия

Тип «Vetehinen»

3 единицы

«Vetehinen» (CV, 1926/1.6.1930/10.1930 — исключена в 1947),
«Vesihiisi» (CV, 1926/1.8.1930/12.1930 — исключена в 1947),
«Iku Turso» (CV, 1927/ 5.5.1931/10.1931 — исключена в 1947)

Надводное — 495/600 т,...
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!