Торпедные катера, Япония

В японском флоте катера подразделялись на экспериментальные (Naikatei), быстроходные торпедные (Gyoraitei), катера-торпедоносцы (Raitei) и сторожевые (Hayabusa-Tei).

Тип В (Otsu-Gata)

1+6+1 единиц

Тип В (Otsu-Gata). Построен в 1940 г., 1 единица.

Норм. — 19 т: 19x4,3x0,7 м; 2 + 1 бенз., 1800 + 60 л.с., 35–36 уз., 270 (30) или 830 (8) миль. 2 х 1–457-мм ТА, 1 пул.

Первые японские ТКА собственной постройки. Проект разработан на основе английских катеров 55-футового типа. По существу являлся экспериментальным. Корпус — деревянный, с V-образными шпангоутами. Имел вспомогательный маршевый двигатель мощностью 60 л.с.

Тип В (Otsu-Gata) T-1: №1 — №6. Построены в 1941 г., 6 единиц.

17 (норм.)/21 т; 18,3x4,3x0,7 м; 2 + 1 бенз., 1800 + 60 л.с., 38,5 уз., 210 (30) миль.
Эк. 7 чел. 2x1–457-мм ТА, 2 пул. Вместо ТА могли нести 2 БМ и 6 ГБ.

Первые серийные японские ТКА, построены по 4-й программе 1939 г. Созданы на основе экспериментального катера типа В.

Из шести ТКА этого типа погибли пять: №2 и №3 в 1943 г., №4 — №6 в 1944 г.

Тип В (Otsu-Gata)

Серия Т-23: №201 — №207, №401 — №410, №451 — №456. Строились, начиная с 1943 г., 23 единицы.

Серия Т-25: №468, №484 — №488. Строились начиная с 1943 г., 6 единиц.

Серия Т-31: №208 — №240. Строились начиная с 1943 г., 33 единицы.

Серия 7–32: №301 — №308. Строились начиная с 1943 г., 8 единиц.

Серия 7–33: №500 — №505. Строились начиная с 1943 г., 6 единиц.

Серия 7–34: №151 — №165. Строились начиная с 1943 г., 16 единиц.

Серия 7–35: №469, №482, №483, №493 — №499, №529 — №537, №801 — №837. Строились начиная с 1943 г., 56 единиц.

Серия 7–36: №411 — №450, №470 — №473. Строились начиная с 1943 г., 44 единицы.

Серия 7–37: начиная с №327. Строились начиная с 1943 г., число построенных единиц не известно.

Серия 7–38: №241 — №286, №457 — №467, №506 — №528. Строились начиная с 1943 г., 80 единиц.

Серия 7–39: начиная с №474. Строились начиная с 1943 г., число не известно.

Серия Т-23: 20 (норм.)/25 т; 18x4,3x0,7 м: 1 + 1 бенз., 450 + 80 л.с., 17 уз., 310 (14) миль. Эк. 7 чел. 2x1–457-мм ТА, 1x1–13,2-мм или 25-мм.

Серия Т-25: 20 (норм.)/25 т; 18x4,3x0,7 м; 1 + 1 бенз., 920 +80 л.с., 21,5 уз. Эк. 7 чел. 2 х 1–457-мм ТА, 1 х 1–13,2-мм или 25-мм.

Серия Т-31: 20 (норм.)/24 т; 18x4,3x0,7 м; 2 бенз., 800 л.с., 20 уз., 340 (18,5) миль. Эк. 7 чел. 2x1–457-мм ТА, 1x1–13,2-мм или 25-мм.

Серия Т-32: 20 (норм.)/24 т; 18x4,3x0,7 м; 2 бенз., 1000 л.с., 21,5 уз., 300 (19,5) миль. Эк. 7 чел. 2x1–457-мм ТА, 1x1–13,2-мм или 25-мм.

Серия Т-33: 20 (норм.)/25 т; 18x4,3x0,7 м; 2 бенз., 900 л.с., 21 уз., 300 (19,5) миль. Эк. 7 чел. 2x1–457-мм ТА, 1 х 1–13,2-мм или 25-мм.

Серия Т-34: 20 (норм.)/25 т; 18x4,3x0,7 м; 2 бенз., 1400 л.с., 27,5 уз., 250 (26) миль. Эк. 7 чел. 2x1–457-мм ТА, 1 х 1–13,2-мм или 25-мм.

Серия Т-35: 20 (норм.)/25 т; 18x4,3x0,7 м; 2 бенз., 1840 л.с., 35 уз., 290 (33) миль. Эк. 7 чел. 2x1–457-мм ТА, 1 х 1–25-мм.

Серия Т-36: 20 (норм.)/24 т; 18x4,3x0,7 м; 2 бенз., 800 л.с., 21,5 уз., 300 (21) миль. Эк. 7 чел. 2x1–457-мм ТА, 1x1–25-мм.

Серия Т-37: 20 (норм.)/24 т; 18x4,3x0,7 м; 2 бенз., 1200 л.с., 25 уз., 250 (24) миль. Эк. 7 чел. 2x1–457-мм ТА, 1 х 1–25-мм.

Серия Т-38: 20 (норм.)/24 т; 18x4,3x0,7 м; 2 бенз., 1400 л.с., 27,5 уз., 220 (26) миль. Эк. 7 чел. 2x1–457-мм ТА, 1x1–25-мм.

Серия Т-39: 20 (норм.)/25 т; 18x4,3x0,7 м; 2 бенз., 1440 л.с., 27 уз., 220 (25,5) миль. Эк. 7 чел. 2x1–457-мм ТА, 1х1–25-мм.

Развитие типа В (Otsu-Gata) T-1. Различались как материалом корпуса (сталь на сериях Т-23, Т-31, Т-32, Т-33 и Т-37 или дерево на сериях Т-25, Т-34, Т-35, Т-36, Т-38 и Т-39), так и типом, и количеством двигателей. Нехватка последних вынудила установить на многие катера маломощные (всего 450 л.с.) бензомоторы. Начиная с серии Т-31, из состава ЭУ исчезают маршевые моторы.

В годы войны погибли: №402 и №453 (Т-23), №233 (Т-31), №500 (Т-33), №482, №483, №493, №496, №498, №805, №806, №810, №812 — №814, №820 и №823 (Т-35), №416 и №428 (Т-36), №245 (Т-38). №251 (Т-38) сдан на слом до конца войны.

Тип В (Otsu-Gata) T-14: №538 — №549, №838 — №889. Построены в 1944–1945 гг., 64 единицы.

Норм. — 15 т; 15x3,7x0,6 м: 1 бенз., 920 л.с., 33 уз. Эк. 7 чел. 2 х 1–457-мм ТА, 1 х 1–13,2-мм или 25-мм.

Деревянные, с V-образными шпангоутами. Новый проект, размерения и водоизмещение уменьшены по сравнению с ТКА предшествующих типов, что позволило повысить скорость хода без увеличения мощности ЭУ.

5 ТКА этого типа не достроены (№890 — №894), заказ еще на 6 (№895 — №900) аннулирован. Из 64 ТКА этого типа в годы войны погибли №549, №869 — №877, №879 — №881 и №883.

Тип В (Otsu-Gata) 7–75: №1001 — №1008, №1101 — №1131. Построены в 1944–1945 гг., 39 единиц.

Норм. — 15 т; 15,2x3,8x0,6 м; 1 бенз., 920 л.с., 35 уз. Эк. 7 чел. 2x1–457-мм ТА, 1x1–13,2-мм или 25-мм.

Деревянные, корпус с реданом. Новый проект, размерения и водоизмещение уменьшены по сравнению с ТКА предшествующих типов, что позволило повысить скорость хода без увеличения мощности ЭУ. По сравнению с типом Т-14 имели чуть большую скорость, но худшую мореходность.

В ходе войны погиб один ТКА этого типа — №1113.

Тип ТМ

1+18 единиц

Тип ТМ: №101. Построен в 1938 г., 1 единица.

Норм. — 15 т; 18x3,8x1 м; 2 бенз., 1260 л.с., 38 уз. Эк. 6 чел.

Бывший голландский ТКА ТМ-3, захвачен японцами в Сурабае в затопленном состоянии. Поднят, отремонтирован и введен в состав Императорского флота, но вооружения так и не получил.

Тип ТМ: №102 — №113, №115 — №120. Построены в 1938–1943 (возможно, что последние единицы серии — в 1944) гг., 18 единиц.

13 (норм.)ЛЭ т; 18,6x3,8x0,7 м; 3 бенз., 1350 л.с. (на №116–1425 л.с., на №119 и №120 — двигатели гораздо меньшей мощности), 33,3 уз. (на №119 и №120 — около 20 уз.), 310 (30) миль. Эк. 7 чел. 2 х 1–457-мм ТА, 1 пул. (на №119 и №120 — вместо пул. установлены 13,2-мм или 25-мм). Вместо ТА могли нести 2 БМ и 4 ГБ.

Бывшие голландские ТКА типа ТМ. Стальные, с V-образными шпангоутами. Захвачены японцами в Сурабае. Перед падением города из общего числа катеров двенадцать (ТМ-4 — ТМ-15) были затоплены своими экипажами, еще шесть, находившихся на верфи в разных стадиях постройки, — взорваны. Затопленные катера подняты японцами в 1942 г., отремонтированы и введены в состав японского флота под номерами 102–113 в 1942–1943 гг. Шесть катеров достроены в 1943–1944 гг. и вошли в строй под номерами 115–120.

Известно, что из 18 ТКА этого типа погибли 7: №112 и №115 в 1943 г., №116 и №117 — в 1944 г., дата гибели №109, №110 и №111 не установлена.

Тип «Thornycroft»

1 единица
Норм. — 40 т; 19,8x4x1,1 м; 3 бенз., 1800 л.с., 39 уз. Эк. 6 чел. 2 х 1–457-мм ТА, 2–13,2-мм.

Бывший филиппинский ТКА Q-III английской постройки, затоплен экипажем в мае 1942 г. в Кавите. Поднят японцами и после ремонта введен в строй в 1943 г. Погиб в 1944 или 1945 г.

Тип A (Ko-Gata)

8 единиц

Тип A (Ko-Gata) T-51: №10 — №17. Построены в 1943–1944 (возможно, что последние единицы серии — в 1945) гг., 8 единиц.

80 (норм.)/90 (№10) или 75 (норм.)/84 (остальные) т; 32,4x5x1,1 м; 2 (№10) или 4 (остальные) бенз., 3600 л.с., 29–30 уз., 1000 (16) или 340 (28) миль. Эк. 18 чел. 2x1–457-мм ТА, 3–25-мм, 2–4 БМ, 8 ГБ. При снятии ТА число ГБ повышалось до 12 шт.

Большие ТКА, которые предполагалось использовать в качестве флагманских в соединениях ТКА или мореходных катеров для совместных действий с крупными кораблями. Оказались малоудачными, и после испытаний головного ТКА проект переработан, в частности, выполнено подкрепление корпуса. От строительства крупной серии отказались, работы на №18 — №19 остановлены, заказ на еще 26 аннулирован. Уже готовые катера применялись в основном в качестве патрульных и противолодочных.

Головной №10 в начале 1944 г. прошел ремонт, в ходе которого мощность ЭУ снижена до 1800 л.с. (скорость упала до 23 уз.), состав вооружения претерпел изменения — 2 25-мм автомата, 4 457-мм ТА, 4 БМ и 8 ГБ.

Из 8 ТКА этого типа погибли два: №10 и №12 — оба в 1944 г.

Итоги развития Балтийского флота за 1920-1939г.г.


Оценивая итоги развития Балтийского флота за 20 предвоенных лет (1920-1939 гг.), следует отметить, что он (как и весь Военно-морской флот СССР) прошел за это время, по крайней мере, 3 этапа. Первый этап (1921 -1926 гг.) характеризовался...

Сторожевые корабли, Индия

Тип HDML

20 единиц в RIN

HDML-1109 — HDML-1120, HDML-1261 — HDML-1268.

44 —46/52 —54 т; 22x4,8x1,4м, 4 диз., 260 —330 л.с., 11 — 12узл. Эк. 10 чел., 1 х 1 — 40-мм/40 или 40-мм/56 или 57-мм, 1 — 2x1 — 20-мм, 8 ГБ.

Спущены на воду в 1940-1944...

Эсминцы, Югославия

Тип «Dubrovnik»

1 единица

«Dubrovnik» (1931) — 17.04.41 захвачен немцами в Каттаро, передан Италии, итал. «Premuda».

1880 т, 37 уз., 4x140, 2x84, 6x40, 6 ТА-533.

Тип «Beograd»

3 единицы

«Beograd» — 17.04.41 захвачен немцами в Каттаро, передан...

Вспомогательные корабли, Италия

Колониальный шлюп «Eritrea»

1 единица

«Eritrea» Каст 1935 28.9.1936 2.1937 Передан Франции в 1948

2165/3068 т; 87/96,6x13,3x4,7 м; 2 ДУ + вспомогательная дизель-электрическая установка, 7800 + 1300 л.с., 20 узл., 320 т нефти, 6950 (11,8) миль....

Специальные штурмсредства, Италия

Эксперименты со взрывающимися катерами впервые были проведены в Италии в 1936 г. Опытные катера типа МАТ (0,9 т, 4,7 х 1,9 м, 1 бенз., 90 л.с., 32 узл., 330-кг боевой заряд) управлялись единственным членом экипажа, который, направив катер в...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!