Минные заградители, Норвегия

Тип «Olaf Tryggvason»

1 единица
01

«Olaf Tryggvason» (MH, 1931/21.12.1932/6.1934 — захвачен Германией 9.4.1940)

1569/1860 т; 97,3x11,5x3,6 м; 2 ТЗА + ДЭУ, 3 ПК, 4600 + 1400 л.с., 21 уз. 130 т нефти + 70 т соляра, 3000 (14) миль под дизелями. Эк. 191 чел. 4x1–120-мм/45, 1 х 1–76-мм зен., 2 х 1–40-мм, 2x1–12,7-мм пул., 1x2–457-мм ТА (согласно проекту), 280 мин.

Один из наиболее совершенных минных заградителей в мире накануне Второй мировой войны. Имел весьма оригинальную ЭУ, в состав которой входили два ТЗА общей мощностью 4600 л.с. и два дизель-генератора, вырабатывавших ток для двух гребных электродвигателей общей мощностью 1400 л.с. Под дизелями корабль развивал ход 14 уз. При подключении ТЗА скорость поднималась до проектных 21 уз., а на испытаниях были достигнуты 23 уз.

Корабль имел закрытую минную палубу, сброс мин происходил через три кормовых лацпорта.

В дополнение к мощному артвооружению из четырех 120-мм орудий фирмы «Бофорс» проектом предусматривалось оснастить корабль ТА (существуют расхождения по поводу количества и калибра, но наиболее вероятным вариантом представляется один спаренный 457-мм ТА в диаметральной плоскости), однако достоверной информации о том, что корабль в конечном итоге получил торпедное вооружение, не имеется. По крайней мере, когда «Olaf Tryggvason» попал в герм, флот, ТА на нем не было.

Захвачен герм, войсками 9.4.1940 в Хортене. Введен в состав Кригсмарине под названием «Albatross» (позднее переименован в «Brummer». 3.5.1945 тяжело поврежден в Киле амер. авиацией и затонул.

Тип «Frøya»

1 единица
02

«Frøya» (MH, 1914/20.6.1916/1917 — затоплен 13.4.1940)

595/755 т; 75,6x8,2x2,8 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 7000 л.с., 21,8 уз. 95 т угля + 60 т нефти. Эк. 79 чел. 4x1–102-мм/40, 1x1–76-мм зен., 2 пул., 1x2–457-мм ТА, 200 мин.

Мореходный минный заградитель с чрезвычайно мощным для своего водоизмещения вооружением и высокой скоростью хода — своего рода «раннее издание» «Olaf Tryggvason». Проект разработан в 1914 г.

В середине 1930-х гг. усилено зенитное вооружение за счет установки 76-мм пушки.

Затоплен на мелководье экипажем 13.4.1940 в Скьерн-фьорде близ Тронхейма, в тот же день притопленный корабль был торпедирован герм. ПЛ U-34 и окончательно разрушен.

Тип «Glommen»

2 единицы

«Glommen» (AM, 1916 — захвачен Германией 14.4.1940), «Laugen» (AM, 1916 — захвачен Германией 14.4.1940)

335/380 т; 42x8,5x2,1 м; 1 ПМУ, 1 ПК, 170 л.с., 9,9 уз., 21 т угля. Эк. 35 чел. 2x1–76-мм/50, 50 мин.

Прибрежные минные заградители, специально созданные для службы в Осло-фьорде. Вступили в строй в 1917 г.

«Glommen» и «Laugen» захвачены герм, войсками 14.4.1940 в Тенсберге, под теми же названиями включены в состав Кригсмарине. «Glommen» потоплен англ, авиацией 20.10.1940 в Тронхейме-фьорде. «Laugen» после войны возвращен Норвегии.

Тип «Vale»

6 единиц
03

«Vale» (MH, 14.4.1874–13.5.1940 захвачен Германией), «Uller» (MH, 24.7.1876 — захвачен Германией 10.4.1940), «Nor» (MH, 23.10.1878 — захвачен Германией 14.4.1940), «Vidar» (MH, 31.1.1882 — захвачен Германией 14.4.1940), «Gor» (MH, 7.5.1884–13.5.1940 захвачен Германией), «Tyr» (МН, 16.3.1887–20.4.1940 захвачен Германией)

230–290 т; 28–32x8,5x2,2 м. 2 ПМУ, 2 ПК, 200–420 л.с., 8–10,5 уз., 22 т угля, 600–800 (7) миль. Эк. 38–44 чел. 1 х 1–120-мм/44, 1x1–76-мм (только «Gor»), 1x1–47-мм (на всех, кроме «Gor», «Uller» и 'Vale»), 3 («Uller» и 'Vale») или 2 (остальные) х 1–37-мм, 20–50 мин.

Старые канонерские лодки береговой обороны т.н. «эльсвикского» типа. Первоначально несли по одному 260-мм орудию. В начале 1900-х гг. перевооружены на скорострельную артиллерию, в 1911–1914 гг. оснащены рельсами для приема 20–50 мин (в зависимости от типа).

«Uller» захвачен герм, войсками в районе Бергена. Под собственным названием вошел в состав Кригсмарине. 2.5.1940 потоплен норвежским самолетом в Согне-фьорде.

«Gor» и «Vale» 13.5.1940 захвачены герм. ТЩ М-1 у Бремангера. Оба вошли в строй Кригсмарине в качестве вспомогательных судов.

«Туг» захвачен 20.4.1940 герм, вооруженным траулером в Ускедале, введен в состав Кригсмарине под собственным именем. После войны возвращен Норвегии.

«Nor» и «Vidar» захвачены герм, войсками 14.4.1940 в Тенсберге. «Vidar» под названием NK-31 вошел в состав Кригсмарине. После войны возвращен Норвегии.

Зарубежные подводные лодки, Великобритания

Тип «S» (3-я серия)

48 + 2 единицы

1-я группа ( «Чрезвычайная программа»): «Safari» (бывш. Р-211, Кмл, 18.11.1941 — искл. в 1946), «Sahib» (бывш. Р-212, Кмл, 19.1.1942 — погибла 24.4.1943), «Saracen» (бывш. Р-247, Кмл, 16.2.1942 — погибла...

КБФ в Лиепае

В соответствии с приказом Военного совета КБФ от 8 октября 1939 г. крейсер «Киров» и эсминцы «Сметливый» и «Стремительный» перешли 22 октября из Таллина в Лиепаю. С началом войны корабли Отряда легких сил (ОЛС) сразу же включились в активную...

Сторожевые катера, Норвегия

Тип «Fairmile В»

9 единиц в NMS

M-122 — M-125, M-128, M-208, M-210, M-213, M-233, M-573

65-73 т (по др. данным — 85 т), 20 уз., 1x47, 2 пул., 1x20, 2 ТА-533. Позднее: 1x40, 2x20, 4 пул., на некоторых — 1x57.

Построены в Великобритании и Канаде.

...

Речные катера - тральщики, Польша

Тип «T»

6 единиц

Т-1, Т-3 (оба — 1935) + 20.09.39 на р. Струмень подорваны и затоплены экипажами.

Т-2 (1935) + 29.09.39 на Городыщском озере затоплен экипажем.

Т-4, Т-6, Т-7 (все — 1930) + 21.09.39 в р-не Кужеличина (на Крулевском кан.) затоплены...

Линейные корабли, Франция

Тип «Richelieu»

1+2 единицы

«Richelieu» AB 22.10.1935 17.1.1939 15.7.1940 Искл. в декабре 1957
«Jean Bart» ACLP 12.12.1936 6.3.1940 16.1.1949 Искл. в 1960
«Clemenceau» AB 17.1.1939 6.1943 недостр. Потоплен 27.8.1944

35 000/47 548 т;...
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!