Тральщики, США

Типы «Raven» и «Auk»

70 единиц

01

Тип «Raven» (спущены на воду в 1940 г.): АМ-55 «Raven» (NNY) и АМ-56 «Osprey» (NNY, погиб 5.6.1944)

Тип «Auk» (спущены на воду в 1941–1945 гг.): АМ-57 «Auk» (NNY), AM-58 «Broadbill» (DS), AM-59 «Chickadee» (DS), AM-60 «Nuthatch» (DS), AM-61 «Pheasant» (DS), AM-62 «Sheldrake» (GE), AM-63 «Skylark» (GE), AM-64 «Starling» (GE), AM-65 «Swallow» (GE), AM-100 «Heed» (GE), AM-101 «Herald» (GE), AM-102 «Motive» (GE), AM-103 «Oracle» (GE), AM-104 «Pilot» (PS), AM-105 «Pioneer» (PS), AM-106 «Portent» (PS), AM-107 «Prevail» (PS), AM-108 «Pursuit» (WMR), AM-109 «Requisite» (WMR), AM-110 «Revenge» (WMR), AM-111 «Sage» (WMR), AM-112 «Seer» (AS), AM-113 «Sentinel» (AS), AM 114 «Staff» (AS), AM-115 «Skill» (AS), AM-116 «Speed» (AS), AM-117 «Strive» (AS), AM-118 «Steady» (AS), AM-119 «Sustain» (AS), AM-120 «Sway» (JM), AM-121 «Swerve» (JM), AM-122 «Swift» (JM), AM-123 «Symbol» (SMF), AM-124 «Threat» (SMF), AM-125 «Tide» (SMF), AM-126 «Token» (GSB), AM-127 «Tumult» (GSB), AM-128 'Velocity» (GSB), AM-131 «Zeal» (GSB), AM-314 «Champion» (GE), AM-315 «Chief» (GE), AM-316 «Competent» (GE), AM-317 «Defense» (GE), AM-318 «Devastator» (GE), AM-319 «Gladiator» (GE), AM-320 «Impeccable» (GE), AM-322 «Spear» (AS), AM-323 «Triumph» (AS), AM-324 «Vigilance» (AS), AM-340 «Ardent» (GE), AM-341 «Dextrous» (GSB), AM-371 «Minivet» (SMF), AM-372 «Murrelet» (SMF), AM-375 «Pochard» (SMF), AM-376 «Ptarmigan» (SMF), AM-377 «Quail» (SMF), AM-378 «Redstart» (SMF), AM-379 «Roselle» (GSB), AM-380 «Ruddy» (GSB), AM-381 «Scoter» (GSB), AM-382 «Shoveler» (GSB), AM-383 «Suftbird» (AS), AM-384 «Sprig» (AS), AM-385 «Tanager» (AS), AM-386 «Tercel» (AS), AM-387 «Toucan» (AS), AM-388 «Towhee» (AS) и АМ-389 «Waxwing» (AS).

810/1040 (тип «Raven») или 890/1250 (тип «Auk») т; 65,5/67,1–67,4x9,8x2,8–3,3 м; 2 диз. (тип «Raven») или 2 ДЭУ (тип «Auk»), 2880 л.с., 18 уз., 200 т нефти, 6370 (16,5) миль. Эк. 96–109 чел. 2 х 1–76-мм/50, 4x1–20-мм, 1 РБУ «Хеджехог», 2 БС, 4 БМБ.

К концу 1930-х гг. составляющие основу минно-тральных сил американского флота ТЩ типа «Birds» окончательно устарели. Для их замены в 1938 г. начали проектирование новых кораблей, которые в соответствии с тогдашними взглядами руководства флота должны были, помимо своего основного предназначения, решать еще целый ряд задач: от борьбы с ПЛ — до постановки собственных минных заграждений.

Подобная универсальность была куплена ростом водоизмещения, превысившего 800 т. Помимо трального оборудования новые ТЩ могли принимать до 80 мин, оборудовались ГАС и двумя кормовыми бомбосбрасывателями. Артвооружение состояло из двух 76-мм/50 универсальных пушек и четырех 12,7-мм пулеметов.

Опыт начального периода войны в Европе неожиданно выявил серьезный недостаток проекта — новые ТЩ оказались не способны бороться с магнитными минами. Плотная компоновка не позволяла втиснуть в корпус дизель-генератор, необходимый для питания обмотки магнитного трала. Выход из сложившегося положения нашли в замене дизельной ЭУ дизель-электрической. Несмотря на различную ЭУ, внешне дизельные и дизель-электрические ТЩ практически не отличались друг от друга.

По первоначальному проекту построили всего два корабля (тип «Raven»), a все последующие относились уже к усовершенствованному варианту (тип «Auk»).

В ходе постройки первых тральщиков состав вооружения претерпел некоторые изменения — 12,7-мм пулеметы заменили на такое же число 20-мм автоматов, а средства ПЛО были усилены установкой РБУ «Хеджехог» и четырех БМБ. На многих кораблях в 1944–1945 гг. кормовую 76-мм пушку заменили на 2 х 1 40-мм «бофорса», а число «эрликонов» довели до восьми.

Всего за годы войны был размещен заказ на 101 ТЩ типов «Raven» и «Auk», но уже в 1943 г. от строительства шести из них отказались. 22 корабля поставили Англии по ленд-лизу (АМ-9–21, 25–29, 31, 32, 129 и 130, в общем перечне не указаны).

Однотипные АМ-373 «Peregrine», AM-374 «Pigeon», AM-390 «Wheatear» достроены уже после окончания войны.

«Sentinel» 10.7.1943 потоплен у побережья Сицилии герм, авиацией. «Skill» 25.9.1943 потоплен у Салерно герм. ПЛ U-593. «Portent» погиб 22.1.1944 на мине у Анцио. «Osprey» и «Tide» погибли у побережья Нормандии на минах 5.6.1944 и 7.6.1944 соответственно. «Swerve» погиб 9.7.1944 на мине у Анцио. «Skylark» 28.3.1945 погиб у Окинавы на мине. «Swallow» потоплен 22.4.1945 у Окинавы камикадзе.

Повреждены япон. авиацией и камикадзе у Окинавы: «Champion» (17.2.1945 и 16.4.1945), «Defense» (6.4.1945), «Devastator» (6.4.1945), «Gladiator» (12.4.1945 и 22.4.1945).

Тип «Admirable»

160 + 28 единиц

02

Эскортные корабли: РСЕ-842 — РСЕ-847 (все — PSC), PCE(R)-848 — PCE(R)-860 (все — PSC), PCE-867 — РСЕ-886 (все — АЕМ) и РСЕ-891 — РСЕ-904 (все — WIS).

Тральщики: АМ-136 «Admirable», AM-137 «Adopt», AM-148 «Astute», AM-149 «Augury», AM-150 «Barrier», AM-151 «Bombard», AM-152 «Bond»(Bce — TS), АМ-153 «Buoyant», AM-154 «Candid», AM-155 «Capable», AM-156 «Captivate», АМ-157 «Caravan», AM-158 «Caution», AM-159 «Chance», AM-160 «Clamour», АМ-161 «Climax», AM-162 «Compel», AM-163 «Concise», AM-164 «Control», АМ-165 «Counsel» (все — WIS), AM-214 «Craig», AM-215 «Cruise», AM-216 «Deft», AM-217 «Delegate», AM-218 «Density», AM-219 «Design», AM-220 «Device», AM-221 «Diploma» (все — TS), AM-222 «Disdain», AM-223 «Dour», АМ-224 «Eager», AM-225 «Elusive», AM-226 «Embattle» (все — ASL), АМ-232 «Execute», AM-233 «Facility», AM-234 «Fancy», AM-235 «Finity» (все — PSBD), АМ-238 «Garland», AM-239 «Gayety», AM-240 «Hazard», AM-241 «Hilarity», АМ-242 «Inaugural» (все — WMR), AM-246 «Implicit», AM-247 «Improve», АМ-248 «Incessant», AM-249 «Incredible», AM-250 «Indicative», AM-251 «Inflict», АМ-252 «Instill», AM-253 «Intrique», AM-254 «Invade» (все — SMF), AM-255 «Jubilant», AM-256 «Knave», AM-257 «Lance», AM-258 «Logic», AM-259 «Lucid», АМ-260 «Magnet», AM-261 «Mainstain», AM-262 «Marvel», AM-263 «Measure», АМ-264 «Method», AM-265 «Mirth», AM-266 «Nimble» (все — ASL), AM-267 «Notable», AM-268 «Nucleus», AM-269 «Opponent», AM-270 «Palisade», АМ-271 «Penetrate», AM-272 «Peril», AM-273 «Phantom», AM-274 «Pinnacle», АМ-275 «Pirate», AM-276 «Pivot», AM-277 «Pledge», AM-278 «Project», AM-279 «Prime», AM-280 «Prowess», AM-281 «Quest», AM-282 «Rampart» (все — GSB), АМ-283 «Ransom», AM-284 «Rebel», AM-285 «Recruit», AM-286 «Reform», АМ-287 «Refresh» (все — GE), AM-294 «Salute», AM-295 «Saunter», AM-296 «Scout», AM-297 «Scrimmage», AM-298 «Scuffle», AM-299 «Sentry», AM-300 «Serene», AM-301 «Shelter» (все — WMR), AM-302 «Signet», AM-303 «Skirmish», AM-304 «Scurry», AM-305 «Spectacle», AM-306 «Spector», AM-307 «Staunch», AM-308 «Strategy», AM-309 «Strenght», АМ-310 «Success», АМ-311 «Superior» (все — AS), AM-361 «Dunlin», AM-362 «Gadwall», AM-363 «Gavia», AM-364 «Graylag» и АМ-365 «Harlequin» (все — PSBD).

Эскортные корабли: 795/940 т; 54,9/56,1x10,1x2,9 м; 2 диз., 1800 л.с., 15,5 уз., 140 т нефти, 8500 (12) или 4000 (15) миль. Эк. 110 чел. 1x1–76-мм/50,2–3x2–40-мм/56, 2–5 х 1–20-мм, 1 РБУ «Хеджехог», 2 БС, 4 БМБ.

Тральщики: полное — 945 т; 54,9/56,2x10,1x3 м; 2 диз., 1710–1800 л.с., 14,5–15 уз., 140 т нефти, 8500 (12) или 4000 (15) миль. Эк. 104 чел. 1 х 1–76-мм/50, 2x2–40-мм/56.

ЭТЩ типа «Raven» из-за стремления руководства американского флота получить универсальные корабли оказались слишком большими, сложными в производстве и, как следствие, дорогими. Весной 1940 г. начались работы по созданию более простого и дешевого специализированного ТЩ, который должен был отвечать двум основным требованиям: мореходности и способности работать с тралом в плохих погодных условиях, а также иметь простую конструкцию, позволяющую строить ТЩ в большом количестве с минимальными затратами.

Отправной точкой при создании нового ТЩ послужил проект «Raven», подвергшийся кардинальному «упрощению». От двойного дна отказались, а для сохранения живучести корпус увеличили по высоте и ширине. Для питания ЭМТ смонтировали отдельный дизель-генератор, отказавшись от принятой на ЭТЩ типа «Auk» дизель-электрической ЭУ.

Проведенные расчеты показали, что новые ТЩ могут строиться быстрее, чем корабли типов «Raven»/»Auk», и будут стоить при этом на треть дешевле. Заказа на их постройку для флота США первоначально не последовало — по мнению ряда членов Генерального совета они не полностью отвечали требованиям, предъявляемым к ТЩ. Проект все же под сукно не положили, а предложили эти корабли Англии для поставки по ленд-лизу. В соответствии с требованиями Адмиралтейства на них был изменен ходовой мостик, внесены другие усовершенствования, однако британцы все равно были не в восторге от проекта — им больше нравились более крупные корабли типа «Auk». Именно в этот момент и поступило предложение перепроектировать «упрощенные» ТЩ в эскортные корабли, потребность в которых испытывали флоты как Англии, так и США. Снятие трального оборудования позволило установить ГАС, РБУ «Хеджехог» и БМБ. Хотя эскортные корабли в корпусах ТЩ (они получили обозначение РСЕ) оказались тихоходными, к их достоинствам можно отнести неплохую мореходность и мощное вооружение (в любом случае они превосходили английские противолодочные траулеры, с успехом применявшиеся на протяжении всей войны).

В ноябре 1941 г. последовал заказ на первые корабли типа «Admirable»: 20 единиц — в варианте РСЕ и 30 — в варианте AM, еще 15 РСЕ предназначались для Англии. Всего за годы войны было заказано 174 AM (AM-136–165, 214–311, 351–366 и 391–420) и 108 РСЕ (РСЕ-827–934). В 1944–1945 гг. отменена постройка АМ-227–231, 236, 237, 243–245, 290–293, 351–355, 358, 359, 391–420 и РСЕ-861–866, 887–890, 905–960.

Из вступивших в строй кораблей РСЕ-876, РСЕ-879, РСЕ-883 и АМ-359 достроены в качестве судов размагничивания (YDG-8–11). Кроме того, РСЕ-849, 850, 852–860 были оборудованы как конвойные спасательные суда. РСЕ-878 в 1944 г. перестроен в тренировочный МЗ и переименован в «Buttress» (ACM-4). РСЕ-901 в 1944 г. переоборудован в ТР «Parris Island» (AG-72).

Все AM и РСЕ были спущены на воду в 1942–1944 гг., вступили в строй в 1943–1945 гг.

Помимо 15 эскортных кораблей, переданных Англии (РСЕ-827–841, в общем перечне не указаны), еще 10 тральщиков при достройке переданы СССР по ленд-лизу (АМ-138 «Advocate», AM-139 «Agent», AM-140 «Alarm», АМ-141 «Alchemy», AM-142 «Apex», AM 143 «Arcade», AM-144 «Arch», AM-145 «Armada», AM-146 «Aspire» и АМ-147 «Assail»). В общем перечне эти корабли не указаны.

Однотипные АМ-356 «Creddock», AM-357 «Dipper» и АМ-366 «Harrier» достроены уже после окончания войны.

Переданы СССР в апреле — августе 1945 г.: АМ-136, 137, 148–152,154–158, 222, 234, 250, 262–265, 268, 270–272 и 282. Переданы Китаю в августе 1945 г.: АМ-257–260.

«Salute» 8.6.1945 погиб на мине севернее о. Борнео.

Повреждены япон. авиацией и камикадзе у Окинавы: «Facility» (6.4.1945), «Gayety» (4.5.1945 и 27.5.1945), «Ransom» (6.4.1945 и 22.4.1945), «Skirmish» (26.3.1945 и 1.4.1945) и «Spectacle» (24.5.1945 — тяжело, не восстанавливался).

Тип «Bird»

32 единицы

03

Тральщики: АМ-2 «Owl», АМ-3 «Robin», AM-5 'Tanager», AM-7 «Oriole», AM-9 «Finch», АМ-13 'Turkey», AM-14 «Woodcock», АМ-15 «Quail», АМ-16 «Partridge», АМ-17 «Eider», AM-20 «Bobolink», AM-21 «Lark», AM-24 «Brant», AM-25 «Kingfisher», АМ-26 «Rail», AM-30 «Seagull», AM-31 «Tern», AM-33 «Penguin», AM-35 «Whippoorwill», AM-36 «Bittern», AM40 «Cormorant», AM-43 «Grebe» и АМ-52 «Vireo».

Плавбазы гидроавиации: AVP-1 «Lapwing», AVP-2 «Heron», AVP-3 «Thrush», AVP-4 «Avocet», AVP-5 «Teal», AVP-6 «Pelican», AVP-7 «Swan», AVP-8 «Gannet» и AVP-9 «Sandpiper».

840/1010 т; 57,6x10,8x3,8 м; 1 ПМУ, 2 ПК, 1400 л.с., 13,5 уз., 6850 (8) миль. Эк. 85 (ТЩ) или 180 (ПБ) чел. 2x1–76-мм/50. 2 пул.

Универсальные тральщики/буксиры типа «Bird» спроектированы в 1916 г. Всего заказано 54 единицы, построено 51. Спущены на воду и вошли в строй в 1918–1919 гг.

К началу Второй мировой войны часть этих кораблей была переклассифицирована во вспомогательные суда, а часть передали Береговой охране. Девять единиц (АМ-1, 10, 18, 19, 23, 27, 34, 41 и 51) в 1936 г. перевели в класс малых плавбаз гидроавиации (AVP-1–9 соответственно).

К концу 1942 г. большинство сохранившихся ТЩ переклассифицированы во вспомогательные суда, в то время как плавбазы гидроавиации служили в этом качестве до самого конца войны.

В годы войны зенитное вооружение усилено несколькими 20-мм автоматами (до четырех), часть плавбаз оснащалась кормовыми бомбосбрасывателями.

«Penguin» 8.12.1941 затонул в гавани атолла Гуам после повреждения япон. авиацией. «Bittern» 10.12.1941 тяжело поврежден япон. авиацией, 8.4.1942 затоплен у о. Коррегидор. «Tanager» 4.5.1942 потоплен у Манилы. «Finch» 6.5.1942 потоплен у о. Коррегидор (по другим сведениям, 10.4.1942 погиб у побережья Филиппин), поднят японцами, отремонтирован и включен в апреле 1943 г. в состав Императорского флота под наименованием Р-103. Потоплен 12.1.1945 амер. авиацией. «Quail» 6.5.1942 затоплен у Коррегидора. «Gannet» 7.6.1942 в районе Бермуд потоплен герм. ПЛ U-653. AM-43 «Grebe» 5.12.1942 затонул около Фиджи во время урагана. «Partridge» 11.6.1944 потоплен в Ла-Манше герм. ТКА.

Типы YMS и PCS

535 единиц

04

РТЩ: YMS-1 — YMS-449, YMS-453 — YMS-473, YMS-475, YMS-477 — YMS-479 и YMS-481. Спущены на воду в 1942–1944 гг. 476 единиц.

Охотники: PCS-1376 — PCS-1392, PCS-1396, PCS-1397, PCS-1399 — PCS-1405, PCS-1413, PCS-1414, PCS-1417 — PCS-1426, PCS-1429 — PCS-1431, PCS-1441, PCS-1442, PCS-1444 — PCS-1446, PCS-1448 — PCS-1452, PCS-1455, PCS-1457 — PCS-1461, PCS-1464 и PCS-1465. Спущены на воду в 1943–1944 гг. 59 единиц.

РТЩ: 270/320 т; 39,6 (вп)/41,5x7,5x2,4 м; 2 диз., 1000 л.с., 14 уз., 2000 (12) миль. Эк. 60 чел. 1 х 1–76-мм/50, 2 х 1–20-мм/70, 2 БС, 2 БМБ, ЭМТ.

Охотники: 251/278 т, 39,6 (вл(/41,5x7,5x2,3 м; 2 диз., 1000 л.с., 14 уз., 3000 (12) миль. Эк. 57 чел. 1 х 1–76-мм/50,1 х 1 40-мм/56, 2x1–20-мм/70,2 РБУ «Маустрап», 2 БС, 4 БМБ.

К проектированию тральщика для защиты баз от минной опасности в США приступили после появления в Англии 105-футового катера-тральщика. Он произвел на американцев хорошее впечатление, в первую очередь простотой конструкции и дешевизной. Было решено создать для американского флота аналогичный корабль, который можно будет строить в больших количествах на практически любых верфях. Первое время хотели строить ТЩ в корпусах 110-футовых охотников за ПЛ, однако от подобной мысли отказались из-за невозможности разместить необходимый для питания ЭМТ дизель-генератор. Корпус пришлось проектировать заново. Для повышения мореходности от гладкопалубной конструкции отказались, оборудовав ТЩ коротким полубаком. Как и в случае с охотником за ПЛ, в качестве конструкционного материала использовалось дерево — для снижения стоимости постройки.

ТЩ типа YMS подразделялись на три практически идентичные подсерии, основное различие между которыми заключалось в числе дымовых труб: на YMS-1–134 их было две, на YMS-135–445 и 481 — одна, а на остальных труба вообще отсутствовала.

Всего построено 476 ТЩ типа YMS, из которых по ленд-лизу передали союзникам 144 единицы: СССР — 41, Франции — 30, Норвегии — 4, Великобритании — 69. Кроме того, последняя получила еще 80 однотипных ТЩ, построенных специально для английского флота как BYMS-1–80.

За годы войны погибло 20 ТЩ: YMS-133 (20.2.1943), YMS-30 (25.1.1944), YMS-350 (2.7.1944), YMS-304 и YMS-378 (30.7.1944), YMS-24 (16.8.1944), YMS-21 (1.9.1944), YMS-409 (14.9.1944), YMS-19 (24.9.1944), YMS-385 (1.10.1944), YMS-70 (17.10.1944), YMS-14 (11.1.1945), YMS-48 (14.2.1945), YMS-71 (3.4.1945), YMS-481 (2.5.1945), YMS-50 (18.6.1945), YMS-39 и YMS-365 (26.6.1945), YMS-84 и YMS-103 (9.7.1945).

Нехватка противолодочных кораблей, с которой столкнулись США на начальном этапе войны, вынудила руководство флота предпринять ряд срочных мер по преодолению этого кризиса. Одной из них стала программа строительства охотников за ПЛ в корпусах ТЩ типа YMS. В июне 1942 г. последовал заказ на 100 таких кораблей. Предполагалось за счет снятия дизель-генератора увеличить запас топлива и повысить дальность плавания, установить вторую 76-мм пушку, РБУ «Хеджехог» и довести число принимаемых ГБ до 52 шт. Однако расчеты показали, что в этом случае корабль получается слишком перегруженным и дело ограничилось добавлением одиночного 40-мм «Бофорса» и РБУ «Маустрап».

Новые охотники получились неудачными — имея скорость всего 14 уз. и самое слабое среди прочих противолодочных кораблей вооружение, они мало подходили для борьбы с ПЛ, и программу строительства начали сворачивать уже в конце 1942 г. Из общего заказа реально средства выделили на постройку только 90 кораблей, впоследствии отменив постройку 31 из них. Из 59 вошедших в строй 22 (PCS-1377, 1378, 1380–1387, 1392, 1417, 1423, 1424, 1426, 1431, 1441, 1442, 1445, 1446, 1448 и 1449) вскоре переоборудовали в учебные корабли для подготовки расчетов РБУ «Хеджехог» и операторов ГАС (РБУ заменял 76-мм орудие). Еще 13 PCS стали кораблями управления амфибийных сил PCS(C), 5 — спасательными кораблями ПЛ, 2 — вспомогательными ТЩ.

Специальные подводные лодки, Франция

Подводные минные заградители

Тип «Emeraude»

0 + 4 единицы

«Emeraude» AT 5.1938 не достр. Взорвана 23.6.1940
«L'Agate» Cr 7.1939 не достр. Взорвана 23.6.1940
«Le Corail» Cr 9.1939 не достр. Взорвана 23.6.1940
«L'Escarboucle» Cr 9.1939 не достр....

Охотники за подводными лодками, Франция

Тип Ch-25

8 единиц

Ch-25, Ch-51, Ch-56, Ch-58, Ch-74, Ch-81, Ch-95 и Ch-98 (вошли в строй в 1917-1918 гг.)

60/75 т; 35,6x4,7x2,3 м; 3 бенз., 660 л.с., 16,5 уз., 1000 (12) миль, 1x1-75-мм, 2 пул., ГБ.

Однотипны с американскими охотниками типа SC,...

Шнорхель

Встречающееся в литературе утверждение, что «шнорхель» был изобретен и впервые применен в германском флоте, ошибочно. Устройством с подобной функциональной схемой была оснащена подводная лодка «Кета», разработанная лейтенантом С.А.Яновичем в 1904...

Тральщики, Австралия

Тип «Bathurst»

54 единицы в RAN

650-790/800-850 т; 49,4/56,7x9,4x3 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1750 (на кораблях ранней постройки) или 2000 (корабли поздней постройки) л.с., 15-15,5узл., 124-153 т нефти. Эк. 60-87 чел. 1x1-76-мм/40 (индийские и ранние...

Крейсера, Италия

Тяжелые крейсера

Тип «Bolzano»

1 единица

«Bolzano» (1933). 25.8.1941 поврежден торпедой англ. ПЛ «Triumph», ремонт 3 месяца. 13.8.1942 вновь поврежден торпедой англ. ПЛ «Unbroken». В сентябре 1943 г. захвачен в Специи немцами. Потоплен...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!