Тральщики, США

Типы «Raven» и «Auk»

70 единиц

01

Тип «Raven» (спущены на воду в 1940 г.): АМ-55 «Raven» (NNY) и АМ-56 «Osprey» (NNY, погиб 5.6.1944)

Тип «Auk» (спущены на воду в 1941–1945 гг.): АМ-57 «Auk» (NNY), AM-58 «Broadbill» (DS), AM-59 «Chickadee» (DS), AM-60 «Nuthatch» (DS), AM-61 «Pheasant» (DS), AM-62 «Sheldrake» (GE), AM-63 «Skylark» (GE), AM-64 «Starling» (GE), AM-65 «Swallow» (GE), AM-100 «Heed» (GE), AM-101 «Herald» (GE), AM-102 «Motive» (GE), AM-103 «Oracle» (GE), AM-104 «Pilot» (PS), AM-105 «Pioneer» (PS), AM-106 «Portent» (PS), AM-107 «Prevail» (PS), AM-108 «Pursuit» (WMR), AM-109 «Requisite» (WMR), AM-110 «Revenge» (WMR), AM-111 «Sage» (WMR), AM-112 «Seer» (AS), AM-113 «Sentinel» (AS), AM 114 «Staff» (AS), AM-115 «Skill» (AS), AM-116 «Speed» (AS), AM-117 «Strive» (AS), AM-118 «Steady» (AS), AM-119 «Sustain» (AS), AM-120 «Sway» (JM), AM-121 «Swerve» (JM), AM-122 «Swift» (JM), AM-123 «Symbol» (SMF), AM-124 «Threat» (SMF), AM-125 «Tide» (SMF), AM-126 «Token» (GSB), AM-127 «Tumult» (GSB), AM-128 'Velocity» (GSB), AM-131 «Zeal» (GSB), AM-314 «Champion» (GE), AM-315 «Chief» (GE), AM-316 «Competent» (GE), AM-317 «Defense» (GE), AM-318 «Devastator» (GE), AM-319 «Gladiator» (GE), AM-320 «Impeccable» (GE), AM-322 «Spear» (AS), AM-323 «Triumph» (AS), AM-324 «Vigilance» (AS), AM-340 «Ardent» (GE), AM-341 «Dextrous» (GSB), AM-371 «Minivet» (SMF), AM-372 «Murrelet» (SMF), AM-375 «Pochard» (SMF), AM-376 «Ptarmigan» (SMF), AM-377 «Quail» (SMF), AM-378 «Redstart» (SMF), AM-379 «Roselle» (GSB), AM-380 «Ruddy» (GSB), AM-381 «Scoter» (GSB), AM-382 «Shoveler» (GSB), AM-383 «Suftbird» (AS), AM-384 «Sprig» (AS), AM-385 «Tanager» (AS), AM-386 «Tercel» (AS), AM-387 «Toucan» (AS), AM-388 «Towhee» (AS) и АМ-389 «Waxwing» (AS).

810/1040 (тип «Raven») или 890/1250 (тип «Auk») т; 65,5/67,1–67,4x9,8x2,8–3,3 м; 2 диз. (тип «Raven») или 2 ДЭУ (тип «Auk»), 2880 л.с., 18 уз., 200 т нефти, 6370 (16,5) миль. Эк. 96–109 чел. 2 х 1–76-мм/50, 4x1–20-мм, 1 РБУ «Хеджехог», 2 БС, 4 БМБ.

К концу 1930-х гг. составляющие основу минно-тральных сил американского флота ТЩ типа «Birds» окончательно устарели. Для их замены в 1938 г. начали проектирование новых кораблей, которые в соответствии с тогдашними взглядами руководства флота должны были, помимо своего основного предназначения, решать еще целый ряд задач: от борьбы с ПЛ — до постановки собственных минных заграждений.

Подобная универсальность была куплена ростом водоизмещения, превысившего 800 т. Помимо трального оборудования новые ТЩ могли принимать до 80 мин, оборудовались ГАС и двумя кормовыми бомбосбрасывателями. Артвооружение состояло из двух 76-мм/50 универсальных пушек и четырех 12,7-мм пулеметов.

Опыт начального периода войны в Европе неожиданно выявил серьезный недостаток проекта — новые ТЩ оказались не способны бороться с магнитными минами. Плотная компоновка не позволяла втиснуть в корпус дизель-генератор, необходимый для питания обмотки магнитного трала. Выход из сложившегося положения нашли в замене дизельной ЭУ дизель-электрической. Несмотря на различную ЭУ, внешне дизельные и дизель-электрические ТЩ практически не отличались друг от друга.

По первоначальному проекту построили всего два корабля (тип «Raven»), a все последующие относились уже к усовершенствованному варианту (тип «Auk»).

В ходе постройки первых тральщиков состав вооружения претерпел некоторые изменения — 12,7-мм пулеметы заменили на такое же число 20-мм автоматов, а средства ПЛО были усилены установкой РБУ «Хеджехог» и четырех БМБ. На многих кораблях в 1944–1945 гг. кормовую 76-мм пушку заменили на 2 х 1 40-мм «бофорса», а число «эрликонов» довели до восьми.

Всего за годы войны был размещен заказ на 101 ТЩ типов «Raven» и «Auk», но уже в 1943 г. от строительства шести из них отказались. 22 корабля поставили Англии по ленд-лизу (АМ-9–21, 25–29, 31, 32, 129 и 130, в общем перечне не указаны).

Однотипные АМ-373 «Peregrine», AM-374 «Pigeon», AM-390 «Wheatear» достроены уже после окончания войны.

«Sentinel» 10.7.1943 потоплен у побережья Сицилии герм, авиацией. «Skill» 25.9.1943 потоплен у Салерно герм. ПЛ U-593. «Portent» погиб 22.1.1944 на мине у Анцио. «Osprey» и «Tide» погибли у побережья Нормандии на минах 5.6.1944 и 7.6.1944 соответственно. «Swerve» погиб 9.7.1944 на мине у Анцио. «Skylark» 28.3.1945 погиб у Окинавы на мине. «Swallow» потоплен 22.4.1945 у Окинавы камикадзе.

Повреждены япон. авиацией и камикадзе у Окинавы: «Champion» (17.2.1945 и 16.4.1945), «Defense» (6.4.1945), «Devastator» (6.4.1945), «Gladiator» (12.4.1945 и 22.4.1945).

Тип «Admirable»

160 + 28 единиц

02

Эскортные корабли: РСЕ-842 — РСЕ-847 (все — PSC), PCE(R)-848 — PCE(R)-860 (все — PSC), PCE-867 — РСЕ-886 (все — АЕМ) и РСЕ-891 — РСЕ-904 (все — WIS).

Тральщики: АМ-136 «Admirable», AM-137 «Adopt», AM-148 «Astute», AM-149 «Augury», AM-150 «Barrier», AM-151 «Bombard», AM-152 «Bond»(Bce — TS), АМ-153 «Buoyant», AM-154 «Candid», AM-155 «Capable», AM-156 «Captivate», АМ-157 «Caravan», AM-158 «Caution», AM-159 «Chance», AM-160 «Clamour», АМ-161 «Climax», AM-162 «Compel», AM-163 «Concise», AM-164 «Control», АМ-165 «Counsel» (все — WIS), AM-214 «Craig», AM-215 «Cruise», AM-216 «Deft», AM-217 «Delegate», AM-218 «Density», AM-219 «Design», AM-220 «Device», AM-221 «Diploma» (все — TS), AM-222 «Disdain», AM-223 «Dour», АМ-224 «Eager», AM-225 «Elusive», AM-226 «Embattle» (все — ASL), АМ-232 «Execute», AM-233 «Facility», AM-234 «Fancy», AM-235 «Finity» (все — PSBD), АМ-238 «Garland», AM-239 «Gayety», AM-240 «Hazard», AM-241 «Hilarity», АМ-242 «Inaugural» (все — WMR), AM-246 «Implicit», AM-247 «Improve», АМ-248 «Incessant», AM-249 «Incredible», AM-250 «Indicative», AM-251 «Inflict», АМ-252 «Instill», AM-253 «Intrique», AM-254 «Invade» (все — SMF), AM-255 «Jubilant», AM-256 «Knave», AM-257 «Lance», AM-258 «Logic», AM-259 «Lucid», АМ-260 «Magnet», AM-261 «Mainstain», AM-262 «Marvel», AM-263 «Measure», АМ-264 «Method», AM-265 «Mirth», AM-266 «Nimble» (все — ASL), AM-267 «Notable», AM-268 «Nucleus», AM-269 «Opponent», AM-270 «Palisade», АМ-271 «Penetrate», AM-272 «Peril», AM-273 «Phantom», AM-274 «Pinnacle», АМ-275 «Pirate», AM-276 «Pivot», AM-277 «Pledge», AM-278 «Project», AM-279 «Prime», AM-280 «Prowess», AM-281 «Quest», AM-282 «Rampart» (все — GSB), АМ-283 «Ransom», AM-284 «Rebel», AM-285 «Recruit», AM-286 «Reform», АМ-287 «Refresh» (все — GE), AM-294 «Salute», AM-295 «Saunter», AM-296 «Scout», AM-297 «Scrimmage», AM-298 «Scuffle», AM-299 «Sentry», AM-300 «Serene», AM-301 «Shelter» (все — WMR), AM-302 «Signet», AM-303 «Skirmish», AM-304 «Scurry», AM-305 «Spectacle», AM-306 «Spector», AM-307 «Staunch», AM-308 «Strategy», AM-309 «Strenght», АМ-310 «Success», АМ-311 «Superior» (все — AS), AM-361 «Dunlin», AM-362 «Gadwall», AM-363 «Gavia», AM-364 «Graylag» и АМ-365 «Harlequin» (все — PSBD).

Эскортные корабли: 795/940 т; 54,9/56,1x10,1x2,9 м; 2 диз., 1800 л.с., 15,5 уз., 140 т нефти, 8500 (12) или 4000 (15) миль. Эк. 110 чел. 1x1–76-мм/50,2–3x2–40-мм/56, 2–5 х 1–20-мм, 1 РБУ «Хеджехог», 2 БС, 4 БМБ.

Тральщики: полное — 945 т; 54,9/56,2x10,1x3 м; 2 диз., 1710–1800 л.с., 14,5–15 уз., 140 т нефти, 8500 (12) или 4000 (15) миль. Эк. 104 чел. 1 х 1–76-мм/50, 2x2–40-мм/56.

ЭТЩ типа «Raven» из-за стремления руководства американского флота получить универсальные корабли оказались слишком большими, сложными в производстве и, как следствие, дорогими. Весной 1940 г. начались работы по созданию более простого и дешевого специализированного ТЩ, который должен был отвечать двум основным требованиям: мореходности и способности работать с тралом в плохих погодных условиях, а также иметь простую конструкцию, позволяющую строить ТЩ в большом количестве с минимальными затратами.

Отправной точкой при создании нового ТЩ послужил проект «Raven», подвергшийся кардинальному «упрощению». От двойного дна отказались, а для сохранения живучести корпус увеличили по высоте и ширине. Для питания ЭМТ смонтировали отдельный дизель-генератор, отказавшись от принятой на ЭТЩ типа «Auk» дизель-электрической ЭУ.

Проведенные расчеты показали, что новые ТЩ могут строиться быстрее, чем корабли типов «Raven»/»Auk», и будут стоить при этом на треть дешевле. Заказа на их постройку для флота США первоначально не последовало — по мнению ряда членов Генерального совета они не полностью отвечали требованиям, предъявляемым к ТЩ. Проект все же под сукно не положили, а предложили эти корабли Англии для поставки по ленд-лизу. В соответствии с требованиями Адмиралтейства на них был изменен ходовой мостик, внесены другие усовершенствования, однако британцы все равно были не в восторге от проекта — им больше нравились более крупные корабли типа «Auk». Именно в этот момент и поступило предложение перепроектировать «упрощенные» ТЩ в эскортные корабли, потребность в которых испытывали флоты как Англии, так и США. Снятие трального оборудования позволило установить ГАС, РБУ «Хеджехог» и БМБ. Хотя эскортные корабли в корпусах ТЩ (они получили обозначение РСЕ) оказались тихоходными, к их достоинствам можно отнести неплохую мореходность и мощное вооружение (в любом случае они превосходили английские противолодочные траулеры, с успехом применявшиеся на протяжении всей войны).

В ноябре 1941 г. последовал заказ на первые корабли типа «Admirable»: 20 единиц — в варианте РСЕ и 30 — в варианте AM, еще 15 РСЕ предназначались для Англии. Всего за годы войны было заказано 174 AM (AM-136–165, 214–311, 351–366 и 391–420) и 108 РСЕ (РСЕ-827–934). В 1944–1945 гг. отменена постройка АМ-227–231, 236, 237, 243–245, 290–293, 351–355, 358, 359, 391–420 и РСЕ-861–866, 887–890, 905–960.

Из вступивших в строй кораблей РСЕ-876, РСЕ-879, РСЕ-883 и АМ-359 достроены в качестве судов размагничивания (YDG-8–11). Кроме того, РСЕ-849, 850, 852–860 были оборудованы как конвойные спасательные суда. РСЕ-878 в 1944 г. перестроен в тренировочный МЗ и переименован в «Buttress» (ACM-4). РСЕ-901 в 1944 г. переоборудован в ТР «Parris Island» (AG-72).

Все AM и РСЕ были спущены на воду в 1942–1944 гг., вступили в строй в 1943–1945 гг.

Помимо 15 эскортных кораблей, переданных Англии (РСЕ-827–841, в общем перечне не указаны), еще 10 тральщиков при достройке переданы СССР по ленд-лизу (АМ-138 «Advocate», AM-139 «Agent», AM-140 «Alarm», АМ-141 «Alchemy», AM-142 «Apex», AM 143 «Arcade», AM-144 «Arch», AM-145 «Armada», AM-146 «Aspire» и АМ-147 «Assail»). В общем перечне эти корабли не указаны.

Однотипные АМ-356 «Creddock», AM-357 «Dipper» и АМ-366 «Harrier» достроены уже после окончания войны.

Переданы СССР в апреле — августе 1945 г.: АМ-136, 137, 148–152,154–158, 222, 234, 250, 262–265, 268, 270–272 и 282. Переданы Китаю в августе 1945 г.: АМ-257–260.

«Salute» 8.6.1945 погиб на мине севернее о. Борнео.

Повреждены япон. авиацией и камикадзе у Окинавы: «Facility» (6.4.1945), «Gayety» (4.5.1945 и 27.5.1945), «Ransom» (6.4.1945 и 22.4.1945), «Skirmish» (26.3.1945 и 1.4.1945) и «Spectacle» (24.5.1945 — тяжело, не восстанавливался).

Тип «Bird»

32 единицы

03

Тральщики: АМ-2 «Owl», АМ-3 «Robin», AM-5 'Tanager», AM-7 «Oriole», AM-9 «Finch», АМ-13 'Turkey», AM-14 «Woodcock», АМ-15 «Quail», АМ-16 «Partridge», АМ-17 «Eider», AM-20 «Bobolink», AM-21 «Lark», AM-24 «Brant», AM-25 «Kingfisher», АМ-26 «Rail», AM-30 «Seagull», AM-31 «Tern», AM-33 «Penguin», AM-35 «Whippoorwill», AM-36 «Bittern», AM40 «Cormorant», AM-43 «Grebe» и АМ-52 «Vireo».

Плавбазы гидроавиации: AVP-1 «Lapwing», AVP-2 «Heron», AVP-3 «Thrush», AVP-4 «Avocet», AVP-5 «Teal», AVP-6 «Pelican», AVP-7 «Swan», AVP-8 «Gannet» и AVP-9 «Sandpiper».

840/1010 т; 57,6x10,8x3,8 м; 1 ПМУ, 2 ПК, 1400 л.с., 13,5 уз., 6850 (8) миль. Эк. 85 (ТЩ) или 180 (ПБ) чел. 2x1–76-мм/50. 2 пул.

Универсальные тральщики/буксиры типа «Bird» спроектированы в 1916 г. Всего заказано 54 единицы, построено 51. Спущены на воду и вошли в строй в 1918–1919 гг.

К началу Второй мировой войны часть этих кораблей была переклассифицирована во вспомогательные суда, а часть передали Береговой охране. Девять единиц (АМ-1, 10, 18, 19, 23, 27, 34, 41 и 51) в 1936 г. перевели в класс малых плавбаз гидроавиации (AVP-1–9 соответственно).

К концу 1942 г. большинство сохранившихся ТЩ переклассифицированы во вспомогательные суда, в то время как плавбазы гидроавиации служили в этом качестве до самого конца войны.

В годы войны зенитное вооружение усилено несколькими 20-мм автоматами (до четырех), часть плавбаз оснащалась кормовыми бомбосбрасывателями.

«Penguin» 8.12.1941 затонул в гавани атолла Гуам после повреждения япон. авиацией. «Bittern» 10.12.1941 тяжело поврежден япон. авиацией, 8.4.1942 затоплен у о. Коррегидор. «Tanager» 4.5.1942 потоплен у Манилы. «Finch» 6.5.1942 потоплен у о. Коррегидор (по другим сведениям, 10.4.1942 погиб у побережья Филиппин), поднят японцами, отремонтирован и включен в апреле 1943 г. в состав Императорского флота под наименованием Р-103. Потоплен 12.1.1945 амер. авиацией. «Quail» 6.5.1942 затоплен у Коррегидора. «Gannet» 7.6.1942 в районе Бермуд потоплен герм. ПЛ U-653. AM-43 «Grebe» 5.12.1942 затонул около Фиджи во время урагана. «Partridge» 11.6.1944 потоплен в Ла-Манше герм. ТКА.

Типы YMS и PCS

535 единиц

04

РТЩ: YMS-1 — YMS-449, YMS-453 — YMS-473, YMS-475, YMS-477 — YMS-479 и YMS-481. Спущены на воду в 1942–1944 гг. 476 единиц.

Охотники: PCS-1376 — PCS-1392, PCS-1396, PCS-1397, PCS-1399 — PCS-1405, PCS-1413, PCS-1414, PCS-1417 — PCS-1426, PCS-1429 — PCS-1431, PCS-1441, PCS-1442, PCS-1444 — PCS-1446, PCS-1448 — PCS-1452, PCS-1455, PCS-1457 — PCS-1461, PCS-1464 и PCS-1465. Спущены на воду в 1943–1944 гг. 59 единиц.

РТЩ: 270/320 т; 39,6 (вп)/41,5x7,5x2,4 м; 2 диз., 1000 л.с., 14 уз., 2000 (12) миль. Эк. 60 чел. 1 х 1–76-мм/50, 2 х 1–20-мм/70, 2 БС, 2 БМБ, ЭМТ.

Охотники: 251/278 т, 39,6 (вл(/41,5x7,5x2,3 м; 2 диз., 1000 л.с., 14 уз., 3000 (12) миль. Эк. 57 чел. 1 х 1–76-мм/50,1 х 1 40-мм/56, 2x1–20-мм/70,2 РБУ «Маустрап», 2 БС, 4 БМБ.

К проектированию тральщика для защиты баз от минной опасности в США приступили после появления в Англии 105-футового катера-тральщика. Он произвел на американцев хорошее впечатление, в первую очередь простотой конструкции и дешевизной. Было решено создать для американского флота аналогичный корабль, который можно будет строить в больших количествах на практически любых верфях. Первое время хотели строить ТЩ в корпусах 110-футовых охотников за ПЛ, однако от подобной мысли отказались из-за невозможности разместить необходимый для питания ЭМТ дизель-генератор. Корпус пришлось проектировать заново. Для повышения мореходности от гладкопалубной конструкции отказались, оборудовав ТЩ коротким полубаком. Как и в случае с охотником за ПЛ, в качестве конструкционного материала использовалось дерево — для снижения стоимости постройки.

ТЩ типа YMS подразделялись на три практически идентичные подсерии, основное различие между которыми заключалось в числе дымовых труб: на YMS-1–134 их было две, на YMS-135–445 и 481 — одна, а на остальных труба вообще отсутствовала.

Всего построено 476 ТЩ типа YMS, из которых по ленд-лизу передали союзникам 144 единицы: СССР — 41, Франции — 30, Норвегии — 4, Великобритании — 69. Кроме того, последняя получила еще 80 однотипных ТЩ, построенных специально для английского флота как BYMS-1–80.

За годы войны погибло 20 ТЩ: YMS-133 (20.2.1943), YMS-30 (25.1.1944), YMS-350 (2.7.1944), YMS-304 и YMS-378 (30.7.1944), YMS-24 (16.8.1944), YMS-21 (1.9.1944), YMS-409 (14.9.1944), YMS-19 (24.9.1944), YMS-385 (1.10.1944), YMS-70 (17.10.1944), YMS-14 (11.1.1945), YMS-48 (14.2.1945), YMS-71 (3.4.1945), YMS-481 (2.5.1945), YMS-50 (18.6.1945), YMS-39 и YMS-365 (26.6.1945), YMS-84 и YMS-103 (9.7.1945).

Нехватка противолодочных кораблей, с которой столкнулись США на начальном этапе войны, вынудила руководство флота предпринять ряд срочных мер по преодолению этого кризиса. Одной из них стала программа строительства охотников за ПЛ в корпусах ТЩ типа YMS. В июне 1942 г. последовал заказ на 100 таких кораблей. Предполагалось за счет снятия дизель-генератора увеличить запас топлива и повысить дальность плавания, установить вторую 76-мм пушку, РБУ «Хеджехог» и довести число принимаемых ГБ до 52 шт. Однако расчеты показали, что в этом случае корабль получается слишком перегруженным и дело ограничилось добавлением одиночного 40-мм «Бофорса» и РБУ «Маустрап».

Новые охотники получились неудачными — имея скорость всего 14 уз. и самое слабое среди прочих противолодочных кораблей вооружение, они мало подходили для борьбы с ПЛ, и программу строительства начали сворачивать уже в конце 1942 г. Из общего заказа реально средства выделили на постройку только 90 кораблей, впоследствии отменив постройку 31 из них. Из 59 вошедших в строй 22 (PCS-1377, 1378, 1380–1387, 1392, 1417, 1423, 1424, 1426, 1431, 1441, 1442, 1445, 1446, 1448 и 1449) вскоре переоборудовали в учебные корабли для подготовки расчетов РБУ «Хеджехог» и операторов ГАС (РБУ заменял 76-мм орудие). Еще 13 PCS стали кораблями управления амфибийных сил PCS(C), 5 — спасательными кораблями ПЛ, 2 — вспомогательными ТЩ.

Подводные лодки в фолклендской войне

Именно подводные лодки оказались теми боевыми кораблями, которые начали свои боевые действия в Фолклендской войне еще задолго до первых выстрелов. Причем как с аргентинской, так и с английской стороны. Однако к апрелю 1982 года, когда вдело...

Мониторы, Великобритания

Тип «Roberts»

2 единицы

«Roberts» ДжБр 30.4.1940 1.2.1941 10.1941 Искл. в 1965
«Abercrombie» ВикАрм 26.4.1941 31.3.1942 5.1943 Искл. в 1954

7973/9150 т («Roberts») и 8536/9717 т («Abercrombie»); 113,8x27,4x4,1-4,4 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 4800 л.с.,...

Малые подводные лодки, Германия

Серия XXIII

60 единиц

U-2321 (DwH, 10.3.1944/17.4.1944/12.6.1944 — затоплена 27.11.1945)
U-2322 (DwH, 22.3.1944/30.4.1944/1.7.1944 — затоплена 27.11.1945)
U-2323 (DwH, 11.4.1944/31.5.1944/18.7.1944 — погибла 26.7.1944)
U-2324 (DwH,...

Примечания

Барышников Н. И., Барышников В. Н., Федоров

B.    Г. Финляндия во Второй мировой войне. Л., 1989- Барышников Н. И. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. // «Новая и новейшая история», 1989,
№ 4. Барышников Н. И., Барышников В. Н. Зимняя война...

Итоги развития Балтийского флота за 1920-1939г.г.


Оценивая итоги развития Балтийского флота за 20 предвоенных лет (1920-1939 гг.), следует отметить, что он (как и весь Военно-морской флот СССР) прошел за это время, по крайней мере, 3 этапа. Первый этап (1921 -1926 гг.) характеризовался...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!