Большие подводные лодки, Япония

Тип «Sen-Toku»

3 + 3 единицы

01

I-400 (KNY, 18.1.1943/18.1.1944/12.1944 — затоплена в 1946), I-401 (SDY, 26.4.1943/11.3.1944/1.1945 — затоплена в 1946), I-402 (SDY, 20.10.1943/ 5.9.1944/7.1945 — затоплена в 1946), I-403 (KNY, 4.1943 — разобрана на стапеле), I-404 (KNY, 8.11.1943/7.7.1944 — не достроена, погибла 28.7.1945) и I-405 (KDY, 27.9.1944 — разобрана на стапеле).

Надводное — 3530/5223 т, подводное — 6560 т; 116/120,1 (вл)/122х12х7 м; 2 диз./2 ЭД, 7700/2400 л.с, 18,7/6,5 уз, 30000(16)/60(3) миль. Эк. 144 чел. 8–533-мм ТА (8 носовых — 20 торпед), 1x1–140/40-мм, 3х3 и 1х1–25-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.

Уникальные корабли, не имевшие аналогов во флотах других стран. Самые крупные подводные лодки доатомной эпохи. Своим появлением они обязаны замыслу главнокомандующего японского флота адмирала Ямамото нанести удар лодочными гидросамолетами по шлюзам Панамского канала. С этой целью был создан ударный гидросамолет Aichi Мб «Seiran». Будучи гораздо крупнее существующих лодочных гидросамолетов-разведчиков, он не помещался в стандартные ангары, поэтому специально под эти машины было начато проектирование специализированных ПЛ (Sen-Toku). При работе над проектом использовался опыт создания лодок типа Kai-Ko-Taka AM. Первоначально предполагалось построить подводный корабль надводным водоизмещением 4550 т, несущий два гидросамолета, но впоследствии авиагруппу решили увеличить до трех машин, что привело к росту водоизмещения до 5223 т.

Цилиндрический ангар, вокруг которого фактически и была спроектирована ПЛ, имел длину 34 м и был незначительно смещен к правому борту, а рубка, как и складной кран для подъема самолетов с воды, — к левому. Конструкция — двухкорпусная, причем прочный корпус был выполнен из двух горизонтальных цилиндров, сопряженных в виде положенной на бок восьмерки. Глубина погружения 100 м. Автономность около 90 суток. Торпедное вооружение повторяло принятое на Hei-Gata — 8 ТА размещались по четыре в двух изолированных друг от друга отсеках один поверх другого.

По дополнительной программе 1942 г. были заказаны шесть лодок «специального типа». До окончания войны в строй успели вступить лишь три (I-400, 1–401 и I-402). Последнюю достроили как подводный танкер снабжения, и она не имела авиационного вооружения. Строительство трех остальных остановлено в марте 1945 г., причем 1–404 находилась в 95%-ной готовности.

I-402 повреждена 11.8.1945 амер. палубной авиацией в Куре; затоплена американцами 1.4.1946. 1–401 в начале 1945 г. повреждена при подрыве на мине. Затоплена американцами 31.5.1946. I-400 затоплена американцами 4.6.1946. Недостроенная I-404 потоплена 28.7.1945 в Куре амер. палубной авиацией.

Тип «Kai-Ko-Taka AM»

2 + 2 единицы

02

I-1 (KDY, 24.6.1943/10.6.1944 — не достроена, слом в 1947), I-13 (KDY, 4.2.1943/ 30.11.1943/12.1944 — погибла 16.7.1945), I-14 (KDY, 18.5.1943/14.3.1944/ 3.1945 — слом в 1947) и I-15 (KDY, 30.4.1943/12.4.1944 — не достроена, слом

Надводное — 2620/3603 т, подводное — 4762 т; 108,4/113,7x11,7x5,9 м; 2 диз./2 ЭД, 4400/600 л.с., 16,7/5,5 уз., 21000(16)/60(3)миль. Эк. 118 чел. 6–533-мм ТА (6 носовых — 12 торпед), 1x1–140/40-мм, 3х2 и 1х1–25-мм, 2 гидросамолета, 1 катапульта.

Строились по Военной программе 1941 г. Первоначально 1–13, 1–14 и 1–15 должны были закладываться по проекту Ko-Gata A1, но позже перезаказаны (вместе с четвертой ПЛ этого типа — 1–1) по усовершенствованному проекту на основе типа Ko-Gata /42: их предполагалось оснастить не одним, а двумя гидросамолетами, причем не разведывательными, как на всех предшествующих типах, а ударными Aichi Мб «Seiran»(c помощью авиации планировалось вывести из строя Панамский канал). Для размещения этих гораздо более крупных машин пришлось полностью перепроектировать комплекс «рубка-ангар». Новый цилиндрический ангар в легком обтекателе незначительно сместили к правому борту, а рубку — к левому, что придало ПЛ этого типа достаточно своеобразный вид. В нос от комплекса «рубка-ангар» устанавливалась мощная пневматическая катапульта. Для подъема самолетов на борт по бокам от катапульты находились два заваливающихся в походном положении крана. Ценой усиления авиационного вооружения стало еще большее, по сравнению с первоначальным проектом, снижение мощности ЭУ. Двухкорпусные, глубина погружения — 100 м. Автономность около 90 суток.

Строительство 1–1 и 1–15 остановлено в марте 1945 г. при 70%-ной и 90%-ной готовности соответственно. По дополнительной программе 1942 г. предусматривалась постройка еще 4 ПЛ этого типа, но к работам по ним так и не приступали.

1–13 потоплена 16.7.1945 к вост. от Йокосуки амер. ЭМЭ «Lawrence С. Taylor» и палубной авиацией.

Тип «Ko-Gata A2»

1 единица

03

I-12 (KDY, 5.11.1942/3.8.1943/5.1944 — погибла в январе 1945).

Надводное — 2490/2934 т, подводное — 4172 т; 108,4/113,7x9,6x5,4 м; 2 диз./2 ЭД, 4700/1200 л.с., 17,7/6,2 уз., 22000(16)/75 (3) миль. Эк. 114 чел. 6–533-мм ТА (6 носовых — 18 торпед), 1x1–140/40-мм, 1х2–25-мм, 1 гидросамолет, 1 катапульта.

Строилась по Военной программе 1941 г. Развитие типа Ko-Gata A1, но с пониженной мощностью ЭУ и меньшей скоростью хода, за счет чего была существенно увеличена дальность плавания. В остальном мало отличалась от прототипа.

1–12 с 15.1.1945 пропала без вести в центральной части Тихого океана.

Тип «Ko-Gata A1»

3 единицы

04

1-9 (KNY, 25.1.1938/20.5.1939/2.1941 — погибла в июне 1944), I-10 (KDY, 7.6.1938/20.9.1939/10.1941 — погибла 4.7.1944) и I-11 (KDY, 10.4.1940/ 28.2.1941/5.1942 — погибла в январе — феврале 1944).

Надводное — 2434/2919 т, подводное — 4149 т; 108,4/113,7x9,6x5,4 м; 2 диз./2 ЭД, 12 400/2400 л.с., 23,5/8 уз., 16 000(16)/60 (3) миль. Эк. 100 чел. 6–533-мм ТА (6 носовых — 18 торпед), 1 х1–140/40-мм, 2x2–25-мм, 1 гидросамолет, 1 катапульта.

Три лодки «модели A» (Ko-Gata) построены по 3-й и 4-й программам замещения флота 1937 и 1939 гг. Проект разработан на основе крейсерских ПЛ типа Junsen 3. Предназначались для использования как в роли флагманских кораблей соединений ПЛ, так и для ретрансляции радио-сообщений групп кораблей, действующих на большом удалении от баз. Оснащались мощным радиопередающим оборудованием. По сравнению с предшествующим типом Junsen 3, на них изменено местоположение авиационного вооружения — с кормы его перенесли в носовую оконечность, запуск гидросамолетов осуществлялся по ходу ПЛ. Герметичный ангар большого объема был выполнен в едином комплексе с рубкой. Двухкорпусные, глубина погружения — 100 м. Автономность около 90 суток.

От постройки еще 4 ПЛ этого типа, предусмотренных программой 1939 г., отказались, перезаказав их по другим проектам. Также не были построены две лодки, включенные в программу 1942 г.

1–11 с 11.1.1944 пропала без вести в районе о-вов Самоа (вероятно, подорвалась на мине). I-9 пропала без вести в районе Алеутских о-вов (вероятно, потоплена 13.6.1944 у о. Кыска амер. ЭМ «Frazier»). 1–10 потоплена в районе о. Сайпан 4.7.1944 амер. ЭМ «David W. Taylor» и ЭМЭ «Riddle».

Тип «Otsu-Gata B3»

3 единицы

05

I-54 (YNY, 1.7.1942/4.5.1943/3.1944 — погибла 24.10.1944), 1-56 (YNY, 29.9.1942/30.6.1943/6.1944 — погибла 18.4.1945) и 1-58 (YNY, 26.12.1942/ 9.10.1943/9.1944 — затоплена в 1946).

Надводное — 2140/2607 т, подводное — 3688 т; 102,4/106,9 (вл)/108,7x9,3x5,2 м; 2 диз./ 2 ЭД, 4700/1200 л.с., 17,7/6,5 уз., 21 000(16)/105 (3) миль. Эк. 101 чел. 6–533-мм ТА (6 носовых — 19 торпед), 1x1–140/40-мм, 2–25-мм, 1 гидросамолет, 1 катапульта.

Строились по Военной программе 1941 г. Повторяли тип Otsu-Gata B1, отличаясь лишь пониженной мощностью ЭУ, что позволило существенно повысить дальность плавания. Незначительно возросло число запасных торпед. По той же программе предусматривалась постройка еще 4 лодок (I-62, I-64 — I-66), но в 1943 г. заказ на них аннулировали. Еще 14 однотипных лодок намечалось построить по дополнительной программе 1942 г., однако работы на них так и не были начаты.

В 1944 г. I-56 и I-58 переоборудованы в носители человеко-торпед «Kaiten». Сняты ангары, катапульты и 140-мм орудия, на палубе оборудованы места для размещения четырех «Kaiten».

I-54 потоплена 24.10.1944 к вост. от прол. Суригао амер. ЭМЭ «Richard M. Rowell». I-56 потоплена 18.4.1945 к вост. от о. Окинава амер. палубной авиацией и ЭМ «Collett», «Heermann», «McCord», «Mertz» и «Uhlmann». I-58 затоплена американцами 1.4.1946.

Тип «Otsu-Gata B2»

6 единиц

06

1-40 (KNY, 18.3.1942/10.11.1942/7.1943 — погибла в декабре 1943), I-41 (KNY, 18.3.1942/10.11.1942/9.1943 — погибла 18.11.1944), I-42 (KNY, 18.3.1942/ 10.11.1942/11.1943 — погибла 23.3.1944), 1-43 (SDY, 27.4.1942/25.10.1942/ 11.1943 — погибла 15.2.1944), I-44 (YNY, 11.6.1942/5.3.1943/1.1944 — погибла 29.4.1945) и I-45 (SDY, 15.7.1942/6.3.1943/12.1943 — погибла 28.10.1944).

Надводное — 2230/2624 т, подводное — 3700 т; 102,4/106,9 (вл)/108,7x9,3x5,2 м; 2 диз./2 ЭД, 11 000/2000 л.с., 23,5/8 уз., 14 000(16)/96 (3) миль. Эк. 101 чел. 6–533-мм ТА (6 носовых — 17 торпед), 1x1–140/40-мм, 1x2–25-мм, 1 гидросамолет, 1 катапульта.

Строились по Военной программе 1941 г. Практически во всем повторяли Otsu-Gata B1, отличаясь лишь несколько меньшей мощностью ЭУ. Еще 8 ПЛ предполагалось построить по программе 1942 г., но работы так и не были начаты.

При вступлении в строй некоторые лодки этого типа вместо катапульты и ангара несли второе 140-мм орудие. В начале 1945 г. I-44 переоборудовали в носитель человеко-торпед «Kaiten». Сняты ангар, катапульта и 140-мм орудие, на палубе размещены четыре «Kaiten». В марте 1945 г. лодка прошла вторую модернизацию, после чего количество человеко-торпед увеличено до шести.

I-40 пропала без вести в декабре 1943 г. в районе о-вов Гилберта. I-43 15.2.1944 потоплена юго-вост. о. Гуам амер. ПЛ «Aspro». I-42 потоплена 23.3.1944 в районе о. Палау амер. ПЛ «Tunny». I-45 с 27.10.1944 пропала без вести; вероятно, потоплена 28.10.1944 сев.-вост. прол. Суригао амер. ЭМЭ «Whitehurst». 1–41 потоплена 18.11.1944 вост. о. Самар амер. ЭМЭ «Lawrence С. Taylor» и палубной авиацией. I-44 повреждена 26.5.1944 у о. Трук амер. ПЛ «Permit». С 4.4.1945 пропала без вести; вероятно, потоплена 29.4.1945 в Филиппинском море амер. палубной авиацией (по другой версии, потоплена 10.4.1945 южнее о. Окинава амер. ЭМЭ «Fieberling»).

Тип «Otsu-Gata B1»

20 единиц

07

I-15 (KNY, 25.1.1938/7.3.1939/9.1940 — погибла 10.11.1942), 1-17(YNY, 18.4.1938/ 19.7.1939/1.1941 — погибла 19.8.1942), I-19 (Мк, 15.3.1938/16.9.1939/4.1941 — погибла 25.11.1943), I-21 (KDY, 7.1.1939/24.2.1940/7.1941 — погибла 29.11.1943), 1-23 (YNY.28.1.1938/24.11.1939/9.1941 — погибла в феврале 1942), I-25 (Мк, 3.2.1939/8.6.1940/10.1941 — погибла в сентябре 1943), I-26 (KNY, 6.7.1939/10.4.1940/11.1941 — погибла 24.10.1944), 1-27 (SDY, 5.7.1939/6.6.1940/ 2.1942 — погибла 12.2.1944), 1-28 (Мк, 25.9.1939/18.12.1940/2.1942 — погибла 17.5.1942), 1-29 (YNY, 20.9.1939/29.9.1940/2.1942 — погиб 26.6.1944), 1-30 (KNY, 7.6.1939/17.9.1940/2.1942 — погибла 13.10.1942), I-31 (YNY, 6.12.1939/ 13.3.1941/5.1942 — погибла 13.6.1943), 1-32 (SDY, 20.1.1940/17.12.1940/ 4.1942 — погибла 24.3.1944), 1-33 (Мк, 21.2.1940/1.5.1941/6.1942 — погибла 13.6.1944), I-34 (SDY, 9.1.1941/24.9.1941/8.1942 — погибла 13.11.1943), 1-35 (Мк, 2.9.1940/24.9.1941/8.1942 — погибла 22.11.1943), 1-36 (YNY, 4.12.1940/ 1.11.1941/9.1942 — затоплена в 1946), 1-37 (KNY, 7.12.1940/22.10.1941/3.1943 — погибла 19.11.1944), 1-38 (SDY, 19.6.1941/15.4.1942/1.1943 — погибла 12.11.1944) и I-39 (SDY 19.6.1941/15.4.1942/4.1943 — погибла в декабре 1943).

Надводное — 2198/2589 т, подводное — 3654 т; 102,4/106,9 (вл)/108,7x9,3x5,1 м; 2 диз./ 2 ЭД, 12 400/2000 л.с., 23,6/8 уз., 14 000(16)/96 (3) миль. Эк. 94 чел. 6–533-мм ТА (6 носовых — 17 торпед), 1x1–140/40-мм, 1х2–25-мм, 1 гидросамолет, 1 катапульта.

Строились по 3-й и 4-й программам замещения флота 1937 и 1939 гг. В основу проекта положены лодки типа Kaidal 6e, в состав вооружения которых было включено авиационное по типу Ko-Gata A1. Лодки нового типа, получившие наименование «модель В» (Otsu-Gata), отличались от предшественниц более плавными обводами корпуса и комплекса «рубка-ангар». Начиная с Otsu-Gata произошло фактическое слияние крейсерских и эскадренных ПЛ, поскольку эти лодки предназначались как для ведения дальней разведки, так и для действий совместно с главными силами флота. Двухкорпусные, глубина погружения — 100 м. Автономность около 90 суток.

1–17 отличалась от остальных лодок этого типа тем, что ангар и катапульта располагались не в нос, а в корму от рубки (соответственно иное расположение имело и 140-мм орудие — оно стояло перед рубкой).

Часть ПЛ вступила в строй по измененному проекту — вместо ангара и катапульты на них устанавливалось второе 140-мм орудие (перед рубкой).

В конце 1944 г. I-36 и I-37 переоборудованы в носители человеко-торпед «Kaiten». С них сняты ангары, катапульты и 140-мм орудия, а на палубе размещены четыре «Kaiten». Добавлен 1 х 2 25-мм автомат. Позднее на I-36 число носимых человеко-торпед увеличено до шести.

I-23 с 15.2.1942 пропала без вести южнее о. Оаху (Гавайские о-ва); вероятно, потоплена амер. авиацией 26.2.1942. I-28 17.5.1942 потоплена у о. Трук амер. ПЛ «Tautog». I-30 13.10.1942 на подходах к Сингапуру подорвалась на англ, мине и затонула; впоследствии поднята и сдана на слом. 1–15 потоплена 10.11.1942 сев. о. Сан-Кристобаль амер. ЭМ-ТЩ «Southard» (по другим сведениям, потоплена 2.11.1942 там же амер. ЭМ «McCalla»). 1–31 с 13.5.1943 пропала без вести; вероятно, потоплена 13.6.1943 сев. о. Кыска амер. ЭМ «Frazier». 1–17 потоплена 19.8.1943 юго-вост. о. Новая Каледония новозеландским корветом «Tui» и амер. авиацией. I-25 с 24.8.1943 пропала без вести; по разным версиям, либо подорвалась на минах у о. Эспирито-Санту в начале сентября 1943 г., либо потоплена сев.-вост. Эспирито-Санту 3.9.1943 амер. ЭМ «Ellett». I-34 потоплена 13.11.1943 у Пенанга англ. ПЛ «Taurus», i-35 потоплена 22.11.1943 у о. Тарава амер. ЭМ «Meade» и «Frazier». 1–19 потоплена 25.11.1943 в районе о-вов Гилберта амер. ЭМ «Radford». 1–21 с 27.11.1943 пропала без вести; вероятно, потоплена 29.11.1943 у о. Тарава амер. палубной авиацией. I-39 с 3.12.1943 пропала без вести; предположительно, потоплена 23.12.1943 амер. ЭМЭ «Griswold» в районе Соломоновых о-вов. I-27 потоплена 12.2.1944 сев.-зап. атолла Адду (Мальдивские о-ва, Индийский океан) англ. ЭМ «Petard» и «Paladin». I-32 потоплена 24.3.1944 в р-не Маршалловых о-вов амер. ЭМ «Halsey Powell», «Hull», ЭМЭ «Manlove» и РС-1135. I-33 затонула 26.9.1942 у о. Трук на мелководье в результате аварии в ходе испытаний после ремонта; поднята 29.12.1942; восстановительный ремонт — до мая 1944 г.; затонула на мелководье, получив пробоину в результате навигационной аварии 13.6.1944 во время пробы механизмов в районе Куре; вторично поднята в июле 1953 г. и сдана на слом. I-29 потоплена 26.6.1944 у Филиппин амер. ПЛ «Sawfish». I-26 потоплена 24.10.1944 у о. Самар амер. ЭМЭ «Coolbaugh» (подругой версии, потоплена 28.10.1944 сев.-вост. пролива Суригао амер. ЭМ «Gridley» и «Helm»). I-38 потоплена 12.11.1944 в районе Каролинских о-вов амер. ЭМ «Nicholas». I-37 повреждена 27.4.1944 южн. Пенанга на англ, мине; ремонт и переоборудование в носитель человеко-торпед — до начала осени 1944 г.; потоплена 19.11.1944 у Палау амер. ЭМЭ «Conklin» и «McCoy Reynolds». I-36 затоплена американцами 1.4.1946.

Тип «Hei-Gata С3»

3 единицы

08

I-52 (KNY, 18.3.1942/10.11.1942/12.1943 — погибла 24.6.1944), 1-53 (KNY, 1.1943/1943/2.1944 — затоплена в 1946) и 1-55 (KNY, 1.1943/1943/4.1944 — погибла 28.7.1944).

Надводное — 2095/2564 т, подводное — 3644 т; 102,4/106,9 (вл)/ 108,7x9,3x5,1 м; 2 диз./2 ЭД, 4700/1200 л.с., 17,7/6,5 уз., 21 000(16)/ 105 (3) миль. Эк. 101 чел. 6–533-мм ТА (6 носовых — 19 торпед), 2 х 1–140/40-мм, 1 х 2–25-мм.

Строились по Военной программе 1941 г. Повторяли тип Hei-Gata C2, отличаясь пониженной мощностью ЭУ, что позволило существенно повысить дальность плавания. Кроме того, на этих ПЛ было установлено второе 140-мм орудие, а число ТА сокращено до 6. Военной программой предусматривалась постройка еще двух лодок (I-57 и I-59), но в 1943 г. заказ на них аннулировали. Еще 15 однотипных лодок предусматривались дополнительной программой 1942 г., но работы на них так и не были начаты.

I-53 в конце 1944 г. переоборудована в носитель человеко-торпед «Kaiten». С нее сняли оба 140-мм орудия, уменьшили запас торпед, на палубе разместили 4 «Kaiten». В марте 1945 г. модернизирована, после чего число человеко-торпед возросло до 6.

I-52 потоплена 24.6.1944 в Атлантическом океане амер. палубной авиацией. I-55 потоплена 28.7.1944 к вост. от о. Тиниан амер. ЭМЭ «Reynolds» и «Wyman». I-53 30.3.1945 повреждена при подрыве на мине. 1.4.1946 затоплена американцами.

Тип «Hei-Gata C2»

3 единицы

09

I-46 (SDY, 21.11.1942/3.6.1943/2.1944 — погибла в октябре — ноябре 1944), I-47 (SDY, 21.11.1942/29.9.1943/7.1944 — затоплена в 1946) и I-48 (SDY, 19.6.1943/12.12.1943/9.1944 — погибла 23.1.1945).

Надводное — 2184/2557 т, подводное — 3564 т; 103,8/107 (вл)/109,3x9,3x5,1 м; 2 диз./ 2 ЭД, 11 000/2000 л.с., 23,5/8 уз., 14000(16)/60 (3) миль. Эк. 101 чел. 8–533-мм ТА (8 носовых — 20 торпед), 1x1–140/50-мм, 2–25-мм.

По Военной программе 1941 г. предусматривалась постройка 6 ПЛ по слегка усовершенствованному проекту Hei-Gata C1, основное отличие заключалось в несколько меньшей мощности ЭУ и в том, что они не несли СМПЛ. Из числа заказанных построили только три, а заказ на остальные (I-49–1–51) аннулировали в 1943 г. Еще 4 ПЛ предполагалось построить по программе 1942 г., но работы на них так и не были начаты.

I-47 и I-48 в конце 1944 г. переоборудованы в носители человеко-торпед «Kaiten». С них сняли 140-мм орудия, уменьшили запас торпед, после чего на освободившемся месте могло разместиться 4 «Kaiten». В начале 1945 г. обе лодки прошли модернизацию, после которой число носимых человеко-торпед повысилось до шести.

I-46 с 27.10.1944 пропала без вести; по одной из версий, потоплена 28.11.1944 в зал. Лейте амер. ЭМ, по другой — 28.10.1944 сев.-вост. прол. Суригао амер. ЭМ «Helm» и «Gridley» и палубной авиацией. I-48 потоплена 23.1.1945 в районе Каролинских о-вов амер. ЭМЭ «Conklin», «Corbesier» и «Raby». I-47 затоплена американцами 1.4.1946.

Тип «Hei-Gata C1»

5 единиц

10

I–16 (Mk, 15.9.1937/28.7.1938/3.1940 — погибла 19.5.1944), I–18 (SDY, 25.8.1937/12.11.1938/1.1941 — погибла 11.2.1943), I–20 (Mk, 16.11.1937/ 25.1.1939/9.1940 — погибла 3.9.1943), I-22 (KDY, 25.11.1937/23.12.1938/ 3.1941 — погибла в октябре — ноябре 1942) и I-24 (SDY, 5.12.1938/ 12.11.1939/10.1941 — погибла 10.6.1943).

Надводное — 2184/2554 т, подводное — 3561 т; 103,8/107 (вл)/109,3x9,1x5,4 м; 2 диз./2 ЭД, 12 400/2000 л.с., 23,6/8 уз., 14 000(16)/60 (3) миль. Эк. 101 чел. 8–533-мм ТА i носовых, 19–20 торпед), 1x1–140/40-мм, 1x2–25-мм, 1 СМПЛ типа «А».

Строились по 3-й программе замещения флота 1937 г. Ударные ПЛ, предназначенные специально для атак боевых кораблей противника. Обозначались как «модель С» (Hei-Gata), созданы на основе проекта эскадренных ПЛ типа Kaidai 6в и были очень похожи на лодки «модели В», отличаясь, в первую очередь, вооружением — число ТА возросло с 6 до 8, а запас торпед увеличен до 19–20 шт. ТА размещались по четыре в двух изолированных отсеках, расположенных один поверх другого. За счет отказа от авиационного вооружения орудие переместили в нос, палубу в корму от рубки усилили для возможности размещения на ней СМПЛ типа «А». Двухкорпусные, глубина погружения — 100 м. Автономность около 90 суток.

1–16 в начале 1943 г. переоборудована в транспортную ПЛ: снято 140-мм орудие и уменьшен запас торпед. Принимала на борт десантный плашкоут типа «Daihatsu».

I-22 с 5.10.1942 пропала без вести в районе о. Малаита (Соломоновы о-ва). По разным версиям, потоплена либо 5.10.1942 амер. авиацией, либо 12.11.1942 юго-зап. Новой Гвинеи амер. ТКАРТ-122. 1–18 потоплена 11.2.1943 в районе Соломоновых о-вов гидросамолетом с амер. КРЛ «Helena» и ЭМ «Fletcher». I-24 потоплена 10.6.1943 сев.-вост. атолла Атту таранным ударом амер. БО РС-487. I-20 с 30.8.1943 пропала без вести; предположительно, потоплена 3.9.1943 сев.-зап. о. Эспирито-Санту ЭМ «Ellett». 1–16 потоплена 19.5.1944 в районе Соломоновых о-вов амер. ЭМЭ «England».

Тип «Kaidai 7»

10 единиц

11

I–176 (KNY, 22.6.1940/7.6.1941/8.1942 — погибла 16.5.1944), I-177 (KDY, 10.3.1941/20.12.1941/12.1942 — погибла 3.10.1944), I-178 (Mk, 21.5.1941/24.2.1942/12.1942 — погибла 28.5.1943), I-179 (KDY, 21.8.1941/16.7.1942/6.1943 — погибла 14.7.1943), I-180 (YNY, 17.4.1941 /7.2.1942/1.1943 — погибла 26.4.1944), I-181 (KNY, 11.11.1941/2.5.1942/5.1943 — погибла 16.1.1944), I-182 (YNY, 10.11.1941/ 30.5.1942/5.1943 — погибла в сентябре 1943), I-183 (KDY, 26.12.1941/21.1.1943/10.1943 — погибла 29.4.1944), I-184 (YNY, 1.4.1942/12.12.1942/10.1943 — погибла 19.6.1944) и I-185 (YNY, 9.2.1942/16.9.1942/9.1943 — погибла 22.6.1944).

Надводное — 1630/1833 т, подводное — 2602 т; 98,6/105,5x8,3x4,6 м; 2 диз./2 ЭД, 8000/1800 л.с., 23,1/8,2 уз., 8000(16)/50 (5) миль. Эк. 88 чел. 6–533-мм ТА (6 носовых — 12 торпед), 1х1–120/45, 1x2–25-мм.

Строились по 4-й программе замещения флота 1939 г. Проект создан на основе типа Kaidai 6 с внесением незначительных изменений. Мощность ЭУ и дальность плавания несколько снижены, все ТА расположены в носовой оконечности. По проекту артвооружение предполагалось ограничить 2x2 25-мм зенитными автоматами, однако в ходе постройки вернулись к привычному вооружению из 120-мм/45 орудия. Двухкорпусные, глубина погружения — 80 м. Автономность 75 суток.

При закладке все лодки получили двузначные номера, но в мае 1942 г. были изменены на трехзначные путем прибавления к номеру числа 100 (например I-76 превратилась в 1–176). Программой 1942 г. предполагалась постройка еще 10 ПЛ этого типа, но заказы так и не были выданы.

В конце 1942 г. 1–176, 1–177 и 1–181 переоборудованы в транспортные — снято орудие и уменьшен запас торпед. Могли перевозить один десантный плашкоут типа «Daihatsu».

1–178 потоплена 8.5.1943 к зап. ото. Эспирито-Санту амер. БО SC-669. 1–179 затонула 14.7.1943 в ходе учебного погружения во Внутреннем Японском море. 1–182 пропала без вести с 22.8.1943 (предположительно, потоплена 1.9.1943 в районе о. Эспирито-Санту амер. ЭМ «Wadsworth»). I-181 потоплена 16.1.1944 в районе Новой Гвинеи амер. кораблями. 1–180 потоплена 26.4.1944 юго-зап. о. Кадьяк (Алеуты) амер. ЭМЭ «Gilmore». I-183 потоплена 29.4.1944 близ о. Сикоку амер. ПЛ «Роду». 1–176 потоплена 16.5.1944 между Новой Гвинеей и о. Бука амер. ЭМ «Franks»,»Haggard» и «Johnston». I-184 потоплена 19.6.1944 юго-вост. о. Гуам амер. палубной авиацией. 1–185 потоплена 22.6.1944 сев.-вост. о. Сайпан амер. ЭМ «Newcomb» и ЭМ-ТЩ «Chandler». I-177 потоплена 3.10.1944 на подходах к о. Палау амер. ЭМЭ «Samuel S. Miles».

Тип «Kaidai 6b»

2 единицы

12

I-74 (SDY, 16.10.1934/28.3.1937/8.1938 — погибла 12.4.1944) и I-75 (Mk, 1.11.1934/16.9.1937/12.1938 — погибла 4.2.1944).

Надводное — 1420/1810 т, подводное — 2564 т; 98,4/104,7x8,2x4,6 м; 2 диз./2 ЭД, 9000/1800 л.с., 23/8,2 уз., 14 000(10)/65 (3) миль. Эк. 70 чел. 6–533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 14 торпед), 1x1–120/45, 2x2–13,2-мм.

Строились по 2-й программе замещения флота 1934 г. Повторяли тип Kaidai 6a и отличались лишь несколько большей глубиной погружения — до 80 м.

20 мая 1942 г. I-74 и 75 переименованы в 1–174 и 175 соответственно. В начале 1943 г. 1–174 переоборудована в транспортную — снято орудие и уменьшен запас торпед. Могли перевозить один десантный плашкоут типа «Daihatsu».

 

1–175 потоплена 4.2.1944 в районе Маршалловых о-вов амер. ЭМ «Charette» и ЭМЭ «Fair». I-174 потоплена 12.4.1944 в районе о. Трук амер. авиацией.

Тип «Kaidai 6a»

6 единиц

13

I–68 (KNY, 18.6.1931/26.6.1933/7.1934 — погибла 27.7.1943), I–69 (Mk, 22.12.1931/ 15.2.1934/9.1935 — погибла 4.4.1944), I-70 (KDY, 25.1.1933/14.6.1934/11.1935 — погибла 10.12.1941), 1–71 (SDY, 15.2.1933/25.8.1934/12.1935 — погибла 1.2.1944), I-72 (Mk, 16.12.1933/20.6.1935/1.1937 — погибла 10.11.1942) и I-73 (KDY, 5.4.1934/20.6.1935/1.1937 — погибла 27.1.1942).

Надводное — 1400/1785 т, подводное — 2440 т; 98,4/104,7x8,2x4,6 м; 2 диз./2 ЭД, 9000/1800 л.с., 23/8,2 уз., 14 000(10)/65 (3) миль. Эк. 70 чел. 6–533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 14 торпед), 1x1–100/50 (на I-68–1–70) или 1x1–120/45 (на 1–71 — I-73), 1 х 2–13,2-мм.

Строились по 1-й программе замещения флота 1931 г. Дальнейшее развитие типа Kaidai 5, отличались в полтора раза более мощной ЭУ надводного хода и повышенной скоростью. Двухкорпусные, глубина погружения — 75 м (на I-68 и I-69 — до 70 м). Автономность около 45 суток. 20 мая 1942 г. I-68, I-69, 1–71 и I-72 переименованы в 1–168, 1–169, 1–171 и 1–172 соответственно.

Осенью 1942 г. 1–171 переоборудована в транспортную — с нее снято орудие и сокращено число запасных торпед. Приспособлена для перевозки на палубе различных грузов, в том числе и плавающих танков. Могли перевозить один десантный плашкоут типа «Daihatsu». I-172 также предполагалось в конце 1942 г. переоборудовать в транспортную, однако неизвестно, было ли это сделано до ее гибели.

I-70 потоплена 10.12.1941 сев.-вост. о. Оаху амер. палубной авиацией. I-73 потоплена 27.1.1942 к зап. ото. Мидуэй амер. ПЛ «Gudgeon». I-172 потоплена 10.11.1942 у о. Гуадалканал амер. ЭМ-ТЩ «Southard». I-168, предположительно, потоплена 27.7.1943 у о. Нью-Ганновер амер. ПЛ «Scamp». I-171 потоплена 1.2.1944 у о. Бука амер. ЭМ «Guest» и «Hudson». I-169 потоплена 4.4.1944 у о. Трук амер. авиацией (на находящейся в подводном положении лодке был затоплен один отсек, и она не смогла всплыть).

Тип «Kaidai 5»

2 единицы

14

I-65 (KNY, 19.12.1929/2.6.1931/12.1932 — погибла 27.6.1945) и I-66 (SDY, 8.11.1929/2.6.1931/11.1932 — погибла 17.7.1944).

Надводное — 1575/1705 т, подводное — 2330 т; 90,5/97,7x8,2x4,7 м; 2 диз./2 ЭД, 6000/1800 л.с., 20,5/8,2 уз., 10800(10)/60 (3) миль. Эк. 75 чел. 6–533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 14 торпед), 1х1–100/50, 1x1–13,2-мм.

Строились по программе 1927–1931 гг. Развитие типа Kaidai 4, отличались увеличенной глубиной погружения и переходом со 120-мм на 100-мм орудия. Двухкорпусные, глубина погружения — 75 м. Однотипная I-67 пропала без вести 29.8.1940 во время маневров флота в районе о. Бонин. 20.5.1942 I-65 и I-66 переименованы в 1–165 и 1–166 соответственно. В 1945 г. 1–165 переоборудована в носитель «Kaiten». Две таких человеко-торпеды размещались на верхней палубе перед рубкой, на месте снятого орудия ГК. Вступила в строй после переоборудования в апреле 1945 г.

1–166 потоплена 17.7.1944 у Сингапура торпедой англ. ПЛ «Telemachus». 1–165 27.6.1945 потоплена к вост. от о. Сайпан амер. авиацией.

Тип «Kaidai 4»

2 единицы

15

I-62 (Mk, 20.4.1927/29.11.1928/4.1930 — затоплена в 1946) и I-64 (KNY, 28.3.1928/5.10.1929/8.1930 — погибла 17.5.1942).

Надводное — 1635/1720 т, подводное — 2300 т; 91/97,7x7,8x4,8 м; 2 диз./2 ЭД, 6000/1800 л.с., 20/8,5 уз., 10 800(10)/60 (3) миль. Эк. 58 чел. 6–533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 14 торпед), 1x1–120/45.

Строились по программе 1923–1928 гг. Развитие типа Kaidai 3b, основные отличия заключались в несколько меньшей длине корпуса и сокращении числа носовых ТА с шести до четырех для облегчения носовой оконечности.

Всего построено три лодки, одна из которых (1–61) 1.10.1941 погибла в результате столкновения. В феврале 1942 г. поднята, но восстановление было признано нецелесообразным, и ее корпус сдали на слом.

I-64 17.5.1942 потоплена юго-вост. о. Кагосима амер. ПЛ «Triton». 1–62 20.5.1942 переименована в 1–162.14.2.1943 повреждена торпедой амер. ПЛ «Thresher»; ремонт — до мая того же года. В июле 1944 г. переклассифицирована в учебную, в начале 1945 г. начато переоборудование в носитель человеко-торпед «Kaiten». Орудие снято, на верхней палубе перед рубкой оборудовано место для двух человеко-торпед. Вступила в строй в апреле 1945 г. 1.4.1946 затоплена американцами.

Тип «Kaidai 3b»

4 единицы

I-56 (KNY, 3.11.1926/23.3.1928/3.1929 — затоплена в 1946), I-57 (KNY, 8.7.1927/ 1.10.1928/12.1929 — затоплена в 1946), I-59 (YNY, 25.3.1927/25.3.1929/3.1930 — затоплена в 1946) и I-60 (KDY, 10.10.1927/24.4.1929/12.1929 — погибла 17.1.1942).

Надводное — 1635/1800 т, подводное — 2300 т; 94/101x7,9x4,9 м; 2 диз./2 ЭД, 6800/ 1800 л.с., 20/8 уз., 10 000(10)/90(3) миль. Эк. 64 чел. 8–533-мм ТА (6 носовых, 2 кормовых — 16 торпед), 1x1–120/45.

Строились по программе 1923–1928 гг. Должны были стать повторением типа Kaidai 3, однако в ходе испытаний головной лодки этого типа I-53 был выявлен ряд конструктивных недостатков, таких, как недостаточная остойчивость и вибрация на большем ходу. Кроме того, ПЛ так и не удалось достичь проектных 22 уз. Для исправления положения в проект внесли ряд изменений: удлинен корпус, несколько изменены его обводы, размеры рубки уменьшены. После этого название проекта сменили на Kaidai 3b (лодки первой серии стали именоваться Kaidai 3а).

Всего по измененному проекту построено 5 единиц, одна (1–63) погибла в результате столкновения 2.2.1939. I-60 17.1.1942 потоплена в прол. Сунда англ. ЭМ «Jupiter». Оставшиеся три лодки в 1942 г. переклассифицированы в учебные. I-56, I-57 и I-59 20 мая того же года переименованы в 1–156, 1–157 и 1–159 соответственно. В апреле 1944 г. все выведены в резерв, а в конце года начато их переоборудование в носители «Kaiten». Две таких человеко-торпеды размещались на верхней палубе перед рубкой, на месте снятого орудия ГК. В новом качестве вступили в строй в апреле 1945 г. 1–156, 1–157 и 1–159 затоплены американцами 1.4.1946.

Тип «Kaidai 3а»

4 единицы

15

I-53 (KNY, 1.4.1924/5.8.1925/3.1927 — слом в 1948), I-54 (SDY, 15.11.1924/ 15.3.1926/12.1927 — слом в 1947), I-55 (KNY, 1.4.1924/2.9.1925/9.1927 — слом в 1947) и I-58 (Yk, 3.12.1924/3.10.1925/5.1928 — затоплена в 1946).

Надводное — 1635/1800 т, подводное — 2300 т; 94,5/100,6x8x4,8 м; 2 диз./2 ЭД, 6800/1800 л.с., 20/8 уз., 10 000(10)/90 (3) миль. Эк. 64 чел. 8–533-мм ТА (6 носовых, 2 кормовых — 16 торпед), 1x1–120/45.

Строились по программе 1923–1928 гг. Дальнейшее развитие лодки типа Kaidai 2: водоизмещение увеличено на 300 т при одновременном снижении запаса плавучести для сокращения времени погружения; несколько изменены обводы легкого корпуса и ограждения рубки. Двухкорпусные, глубина погружения — 60 м.

В 1942 г. переклассифицированы в учебные. 20 мая того же года I-53, I-54, I-55 и I-58 переименованы в 1–153, 1–154, 1–155 и 1–158 соответственно. Первые две выведены в резерв в январе 1944 г., а 1–155 — в июле 1945 г.

В апреле 1945 г. 1–158 переоборудована в носитель «Kaiten». Две таких человеко-торпеды размещались на верхней палубе перед рубкой на месте снятого орудия ГК.

1–153, 1–154 и 1–155 после окончания войны сданы на слом, а 1–158 затоплена американцами 1.4.1946.

Тип «Kaidai 2»

1 единица

16

I-52 (KNY, 14.2.1922/12.6.1922/5.1925 — слом в 1948).

Надводное — 1390/1500 т, подводное — 2500 т; 94,6/100,9x7,6x5,1 м; 2 диз./2 ЭД, 6800/2000 л.с., 22/10 уз., 100 т соляра, 10 000(10)/100 (4) миль. Эк. 60 чел. 8–533-мм ТА (6 носовых, 2 кормовых — 16 торпед), 1х1–120/45.

По программе «8–8» предусматривалась постройка нескольких больших ПЛ для совместных действий с главными силами флота на большом удалении от баз. В соответствии с требованиями морского штаба (большая дальность хода — порядка 10 000 миль, повышенная мореходность, скорость не менее 20 уз.), в 1919 г. морской технический департамент приступил к проектированию крейсерской 1500-т лодки. Затруднения, возникшие при проектировании столь крупного подводного корабля, вынудили японских конструкторов обратиться к английскому и германскому опыту. Для наиболее полного учета достоинств и недостатков каждой из кораблестроительных школ было решено построить две экспериментальные лодки. Прототипом для первой из них (тип Kaidai 1, ПЛ №44, в 1924 г. переименована в 1–51) должна была послужить английская крейсерская лодка типа «К» (с заменой паровой турбины на дизели), а для второй (тип Kaidai 2, ПЛ №51, в 1924 г. переименована в I-52) — германский подводный крейсер U-139.

Приняв за основу чертежи U-139, японские кораблестроители существенно переработали проект. Для повышения мореходности был увеличен запас плавучести, с той же целью изменены обводы легкого корпуса. Скорость надводного хода повысили за счет применения более мощных дизелей и увеличения длины корпуса. Артвооружение, по сравнению с прототипом, сократилось до 1х1 120-мм/45 орудия и 1х1 76-мм/40 зенитки, зато число ТА возросло с 6 до 8. Двухкорпусная, глубина погружения — 60 м.

Сравнительные испытания 1–51 и I-52 выявили предпочтительные характеристики последней, в частности, она была быстроходнее, обладала лучшей мореходностью, а ее ЭУ оказалась надежнее. Однако 1–51 имела большую дальность плавания и несла больший запас торпед.

В начале 1930-х гг. зенитное 76-мм орудие с ПЛ снято. С 1940 г. использовалась как учебная. 20.5.1942 переименована в 1–152. В августе 1942 г. выведена в резерв.

Тип «Junsen 3»

2 единицы

17

I-7 (KNY, 12.9.1934/3.7.1935/3.1937 — погибла 22.6.1943) и I-8 (KDY, 11.10.1934/20.7.1936/12.1938 — погибла 31.3.1945).

Надводное — 2231/2525 т, подводное — 3538 т; 103,8/109,3x9,1x5,3 м; 2 диз./2 ЭД, 11 200/ 2800 л.с., 23/8 уз., 14 000(16)/60 (3) миль. Эк. 100 чел. 6–533-мм ТА (6 носовых — 21 торпеда), 1x1–140/40-мм, 1x2–13,2-мм, 1 гидросамолет, 1 катапульта.

Построены по 2-й программе замещения флота 1934 г. Хотя эти корабли и относились к типу крейсерских Junsen, за основу при их проектировании были взяты эскадренные лодки типа Kaidai 6. Авиационное вооружение — аналогичное использованному на типах Junsen 1м и Junsen 2. Двухкорпусные, глубина погружения — 100 м. Рубка и надводная часть корпуса защищены легкой броней. Автономность около 60 суток.

В начале войны на обоих лодках усилили зенитное вооружение — добавлены 1x2 25-мм автомат и 1 х 1 13,2-мм пулемет. Зимой 1944/1945 г. I-8 переоборудована в носитель человеко-торпед «Kaiten». На месте снятой катапульты и контейнеров-ангаров в корму от рубки оборудовано место для четырех человеко-торпед.

I-7 22.6.1943 повреждена артогнем амер. ЭМ «Monaghan», выбросилась на берег о. Кыска (Алеуты). Взорвана и оставлена экипажем. I-8 потоплена 31.3.1945 юго-вост. о. Окинава артогнем амер. ЭМ «Morrison» и «Stockton».

Тип «Junsen 2»

1 единица

18

I-6 (KDY, 14.10.1932/31.3.1934/5.1935 — погибла в июне — июле 1944)

Надводное — 1900/2243 т, подводное — 3061 т; 92,1/98,5x9,1x5,3 м; 2 диз./2 ЭД, 8000/ 2600 л.с., 20/7,5 уз., 20 000(10)/60 (3) миль. Эк. 97 чел. 6–533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 17 торпед), 1x1–127/40-мм, 1x1–13,2-мм, 1 гидросамолет, 1 катапульта.

Построена по 1-й программе замещения флота 1931 г. Близка по типу к Junsen 1т, отличалась несколько большей мощностью ЭУ и иным артвооружением — 127-мм универсальное орудие вместо 140-мм. Расположение авиационного вооружения (контейнеров и катапульты) не отличалось от принятого на Junsen 1m.

I-6 с 30.6.1944 пропала без вести в районе о. Сайпан (предположительно, потоплена 14.7.1944 в районе Марианских о-вов амер. ЭМЭ «William С. Miller»).

Тип «Junsen 1m»

1 единица

19

I-5 (KDY, 30.10.1929/19.6.1931/7.1931 — погибла 19.7.1944).

Надводное — 2080/2243 т, подводное — 2921 т; 94/97,5x9,1x4,9 м; 2 диз./2 ЭД, 6000/2600 л.с., 18/8 уз., 24 400(10)160 (3) миль. Эк. 92 чел. 6–533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 20 торпед), 2x1–140/40-мм.

Построена по программе 1928–1931 гг. Первая японская подводная лодка, оснащенная гидросамолетом. Проект основывался на типе Junsen 1. Основное отличие заключалось в отсутствии 140-мм орудия №2 и установке на верхней палубе, в корму от рубки, двух герметичных цилиндрических контейнеров (побортно), в которых размещался разобранный гидросамолет (в одном контейнере хранились корпус и поплавки, а во втором — крылья). Сборка производилась на палубе за рубкой. Первоначально самолет стартовал с воды. В мае 1933 г. ПЛ оснастили катапультой, смонтированной на палубе в корму от рубки. Запуск осуществлялся против хода ПЛ. Авиационное вооружение этой ПЛ носило во многом экспериментальный характер. Запуск самолетов против хода был признан неудачным, как и хранение гидросамолета в разобранном виде. С 1–5 авиационное оборудование (катапульту и контейнеры) сняли в 1940 г., заменив его на вторую 140-мм пушку.

I-5 19.7.1944 потоплена к вост. от о. Гуам амер. ЭМЭ «Wyman».

Тип «Junsen 1»

4 единицы

20

I-1 (KDY, 12.3.1923/15.10.1924/3.1926 — погибла 29.1.1943), I-2 (KDY, 6.8.1923/23.2.1925/7.1926 — погибла 7.4.1944), I-3 (KDY, 1.11.1923/8.5.1925/ 11.1926 — погибла 10.12.1942) и I-4 (KDY, 17.4.1926/22.5.1928/12.1929 — погибла в декабре 1942).

Надводное — 1970/2135 т, подводное — 2791 т; 94/97,5x9,2x5 м; 2 диз./2 ЭД, 6000/2600 л.с., 18/8 уз., 24 400(10)/60 (3) миль. Эк. 92 чел. 6–533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 20 торпед), 2x1–140/40, 1x1–13,2-мм.

Первые подводные лодки «крейсерского» (Junsen) типа японского флота. Согласно планам морского штаба, основным назначением «крейсерских» лодок должна была стать дальняя разведка в отрыве от своих баз. Это определило огромную дальность плавания в техническом задании — 24 000 миль. В основу проекта положены чертежи германского подводного крейсера U-139. Поскольку он же служил прототипом для эскадренной подводной лодки Kaidal 2, проекты эскадренной и крейсерской лодок оказались достаточно близки по своим характеристикам, но при этом Junsen 1 был ближе к немецкому прототипу (1960/ 2522 т, 92 х 9 х 5,3 м, 3950/1700 л.с., 15,5/7,5 уз., 2 х 1 150-мм орудия, 6 ТА). Двухкорпусные, глубина погружения — 80 м. Рубка и надводная часть корпуса защищены легкой броней. Автономность около 60 суток.

Всего по программе 1923–1928 гг. построено 4 ПЛ типа Junsen 1.

В 1942–1943 гг. 1–1 и I-2 переоборудованы в транспортные — с них снято кормовое орудие и уменьшен запас торпед. Могли перевозить один десантный плашкоут типа «Daihatsu».

I-3 потоплена 10.12.1942 в районе Соломоновых о-вов амер. ТКА РТ-59. И пропала без вести в декабре 1942 г. (предположительно, потоплена 20.12.1942 в районе Новой Англии торпедой амер. ПЛ «Seadragon»). 1–1 потоплена 29.1.1943 в районе Соломоновых о-вов артиллерией и тараном новозеландских корветов «Kiwi» и «Моа». I-2 потоплена 7.4.1944 к вост. от о. Нью-Ганновер амер. ЭМ «Saufley».

Тип «Kirai-Sen»

4 единицы

21

I-121 (KDY, 1.1924/30.3.1926/3.1927 — слом в 1947), I-122 (KDY, 10.1924/8.11.1926/ 10.1927 — погибла 10.6.1945), I-123 (KDY, 10.1924/19.3.1927/4.1928 — погибла 29.8.1942) и I-124 (KDY, 10.1924/12.12.1927/12.1928 — погибла 20.1.1942).

Надводное — 1142/1383 т, подводное — 1768 т; 82/85,2x7,5x4,4 м; 2 диз./2 ЭД, 2400/ 1100 л.с., 14,5/7 уз., 10 500 (8)/40 (4,5) миль. Эк. 75 чел. 4–533-мм ТА (4 носовых — 12 торпед), 1x1–140-мм/40, 42 мины.

Единственные японские подводные минные заградители специальной постройки. В основу проекта положены чертежи бывшей германской лодки-минзага U-125, полученной Японией по репарации и введенной в строй Императорского флота под индексом О-1. Строились по программе 1919 г. Первоначально имели двузначные номера, в 1939 г. их заменили на трехзначные прибавлением к номеру числа 100 (например, 1–21 превратилась в 1–121). Двухкорпусные, глубина погружения 75 м, автономность около 20 суток. Оказались малоудачными из-за капризной системы постановки мин и недостаточной продольной остойчивости в подводном положении.

В 1940 г. оборудованы емкостями для авиационного бензина, после чего могли использоваться для дозаправки летающих лодок на большом удалении от баз. 1–121 и 1–122 с августа 1943 г. использовались в качестве учебных.

1–124 потоплена 20.1.1942 недалеко от порта Дарвин амер. ЭМ «Edsall» и австрал. ТЩ «Deloraine», «Katoomba» и «Lithgow». I-123 потоплена 29.8.1942 юго-вост. о. Саво амер. ЭМ-МЗ «Gamble». I-122 потоплена 10.6.1945 амер. ПЛ «Skate» в заливе Тояма (о. Хонсю).

Большие подводные лодки, СССР

Тип «Д»

6 единиц

Серия I: Д-1 «Декабрист» (3.11.1928) Д-2 «Народоволец» (19.05.1929) Д-3 «Красногвардеец» (12.07.1929) Д-4 «Революционер» (6.04.1929) Д-5 «Спартаковец» (28.09.1929) Д-6 «Якобинец» (12.05.1930)

934/1354 т; 76 х 6,4 х 3,8 м;...

Вспомогательные корабли, Великобритания

Вспомогательные крейсера разных типов

 

Английские: «Alaunia» (1925, 14 030 брт, 15 узл., 8x1–152-мм, 2x1–76-мм, 2 х 1–40-мм/40, переоборудован в плавмастерскую в 1944), «Alcantara» (1926, 22 209 брт, 19 узл., 8x1–152-мм, 2x1–76-мм,...

Торпедные катера, Югославия

Тип «Thornycroft»

2 единицы

«Uskok» — передан Италии, итал. «MAS-1D» (+ 19.04.42).

«Cetnik» — передан Италии, итал. «MAS-2D», затем «MAS-47». х 09.43

Все захвачены немцами в Каттаро 17.04.41

15 т, 40 уз., 2 пул., 2 ТА-457.

Тип «Lurssen»

8 единиц

Торпедные катера, Канада

Тип «Farmile D»

9 единиц в RCN

МТВ-726, МТВ-727, МТВ-735, МТВ-736, МТВ-743 — МТВ-746, МТВ-748, МТВ-797.

90-105 т, 29-31 уз., 1x40, 2x20, 8 пул., 2 ТА-533.

Получены от RN в 1944 г.

Тип «ВРВ-430»


9 единиц в RCN

МТВ-459 — МТВ-466, МТВ-486,...

Специальные подводные лодки, Япония

Подводные лодки-заправщики

Тип «Sen-Ho»

1+1 единица

I–351 (KNY, 1.5.1943/24.2.1944/1.1945 — погибла 14.7.1945) и I-352 (KNY, 8.11.1943/23.4.1944 — не достроена, погибла 22.6.1945).

Надводное — 2650/3512 т, подводное — 4290 т;...
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!