Малые подводные лодки, СССР

Тип «М»

111 единиц

01

Серия VI: М-1 (9.04.1933), М-2 (8.04.1933), М-3 (16.03.1933), М-4 (16.06.1933), М-5 (29.10.1933), М-6 (24.04.1933), М-7 (5.08.1933), М-8 (12.08.1933), М-9 (27.09.1933), М-10 (24.08.1933), М-11 (29.11.1933), М-12 (2.12.1933), М-13 (21.12.1933), М-14 (26.12.1933), М-15 (26.12.1933), М-16 (28.12.1933), М-17 (27.12.1933), М-18 (24.12.1933), М-19 (14.05.1934), М-20 (17.03.1934), М-21 (20.03.1934), М-22 (15.05.1934), М-23 (16.05.1934), М-24 (1.06.1934), М-25 (16.06.1934), М-26 (14.04.1934), М-27 (23.07.1934), М-28 (21.06.1934), М-51 (22.05.1933), М-52 (31.12.1933)

157/197 т; 36,9 х 3,1 х 2,6 м; погружение на 50 м; дизель (В8) 1 х 685 л.с./э.д. (ПГ60) 1 х 240 л.с; 11/6,4 узлов; запас топлива до 12,5 т; 690 миль (на 8,6 узлах)/48 миль (на 2 узлах); 2–533-мм ТА, 1–45-мм орудие (195 снарядов); экипаж 19 человек. Автономность 10 суток.

Главный конструктор А.Н. Асафов. Развитие проекта субмарины «Минога» (1908 г.). Построены в 1932–33 на заводе № 198. Собраны в 1932–34 на заводе № 202 (кроме М — 51, 52, достроенных в Николаеве). Первые советские субмарины, при постройке которых клепку заменили электросваркой.

Крайне неудачный проект:

1) плохая мореходность (волна накрывала ограждение рубки и через рубочный люк заливала аккумуляторную батарею);

2) малая скорость на поверхности и под водой;

3) длительность погружения (2 минуты);

4) большая длительность всплытия (11 минут!);

5) высокая шумность на подводном ходу;

6) очень слабое вооружение;

7) выброс лодки после пуска торпеды;

8) плохая вентиляция внутренних помещений;

9) плохая обитаемость;

10) крайне недостаточная дальность плавания.

Серия Vl-бис: М-53 (23.12.1934) (с 15.11.1939 — М-47), М-54 (15.09.1935), М-55 (20.11.1935), М-56 (20.11.1935) (с 15.11.1939 — М-48), М-71 (31.12.1934), М-72 (5.02.1935), М-73 (5.01.1935), М-74 (31.12.1934), М-75 (5.02.1935), М-76 (8.02.1935), М-77 (21.03.1936), М-78 (21.03.1936), М-79 (15.09.1935), М-80 (15.09.1935), М-81 (15.09.1935), М-82 (10.06.1935) (с 27.10.1939 — М-43), М-83 (1.06.1935), М-84 (15.07.1935) (с 27.10.1939 — М-44), М-85 (29.04.1935) (с 27.10.1939 — М-45), М-86 (25.05.1935) (с 27.10.1939 — М-46)

160/200 т; 37,8 х 3,1 х х 2,6 м; дизель-мотор 685 л.с./э.д. 235 л.с; 10,7/6 узлов; 1065 миль (на 8 узлах)/55 миль (на 2,5 узлах); 2–533-мм ТА, 1–45-мм орудие (195 снарядов); экипаж 17 человек. Автономность 10 суток.

Построены в 1934–36. Улучшенный проект M-VI. Главный конструктор А.Н. Асафов.

Лодки этой серии, несмотря на некоторые улучшения, сохранили все принципиальные недостатки серии предыдущей.

Серия XII: М-87
М-88

203/255 т; 44,5 х 3,3 х х 2,85 м; погружение на 50 м; дизель-мотор (38К) 1 х800л.с/ э.д. (ПГ60/53) 1 х 400 л.с; 14,1/8,2 узлов; запас топлива 6,8 т; 1920 миль (на 8 узлах)/! 10 миль (на 3 узлах); 2–533-мм ТА (боекомплект 2 торпеды), 1–45-мм орудие (боекомплект 195 снарядов); экипаж 20 человек. Автономность 10 суток.

Развитие проекта M-VI-бис. Главный конструктор П.И. Сердюк. Построены в 1936–38 на заводе № 196. Первой заложили М-88 (17.06.1936), последней М-87 (10.10.1936).

Серия XII-бис: М-30 (5.10.1939) , М-31 (20.02.1940) , М-32 (26.02.1940) , М-33 (23.06.1940) , М-34 (30.06.1940) , М-35 (20.08.1940) , М-36 (28.08.1940) , М-57 (25.01.1939) (с 27.10.1939 — М-49) , М-58 (28.04.1939) , М-59 (13.06.1939), М-60 (28.08.1939), М-62 (5.10.1939), М-63 (5.10.1939), М-87 (с 16.06.1939 — М-171) (11.07.1937), М-88 (с 16.06.1939 — М-172) (23.07.1937), М-89 (с 16.06.1939 — М-173) (9.10.1937), М-90 (28.11.1937), М-91 (12.10.1937) (с 16.06.1939 — М-174), М-92 (12.10.1937) (с 16.06.1939 — М-175), М-93 (12.10.1937) (с 16.06.1939 — М-176), М-94 (11.09.1939), М-95 (11.09.1939), М-96 (20.09.1938), М-97 (20.09.1938), М-98 (15.04.1940), М-99 (15.04.1940), М-102 (12.10.1940), М-103 (12.10.1940), М-104 «Ярославский комсомолец» (24.09.1942), М-105 «Челябинский комсомолец» (1.10.1942), М-106 «Ленинский комсомол» (8.10.1942), М-107 «Новосибирский комсомолец» (6.12.1942), М-108 (16.04.1941), М-111 (31.12.1940), М-112 (31.12.1940), М-113 (31.12.1940), М-114 (7.05.1941), М-115 (7.05.1941), М-116 (7.05.1941), М-117 (26.06.1941), М-118 (30.06.1941), М-119 (20.07.1941) , М-120 (29.06.1941) , М-121 (19.08.1941) , М-122 (1.08.1942)

205,5/256 г; погружение на 60 м; 14/8,1 узла; усиленный запас топлива (13,8 т); дальность плавания 3440 миль (на 8 узлах); боекомплект 4 торпеды.

Остальные характеристики аналогичны серии XII. Главные отличия от серии XII: усиление прочности корпуса; увеличение емкости топливных цистерн; возможность размещения двух запасных торпед; улучшенная конструкция ограждения рубки.

Развитие проекта М-XII. Главный конструктор П.И. Сердюк. Построены в 1937–42 на заводах № 196 (М-91, 94, 95, 98, 99, 102, 103) и № 112 (М-30–36, 57–60, 62, 63, 96, 97, 104–108, 111–122).

Серия XV: М-200 «Месть» (17.07.1941), М-201 (17.07.1941), М-202 «Рыбник Донбасса» (15.07.1941), М 203 «Иркутский рыбак» (7.07.1941), М-204 (17.07.1946), М-205 (10.11.1946), М-206 (26.04.1947), М-214 (24 09.1946) , M-215 (22.07.1947), M-216 (22.07.1947), М-217 (10.09.1947) , М-218 (10.09 1947) , М-234 (25.04.1948) , М-235 (25.04.1948)

288,5/354,5 т; 49,5 х 4,4 х х 2,84 м; погружение на 60 (70) м; дизель-моторы (11Д) 2 х 600 л.с./э.д. (ПГ17) 2x218 л.с; 15,5–15,8/7,7–7,9 узлов; запас топлива 24 т; 3530 миль (на 8 узлах)/85 миль (на 2,7 узлах); 4–533-мм ТА (носовые; боекомплект 4–6 торпед), 1–45-мм орудие (боекомплект 200 снарядов); экипаж 25–28 человек. Автономность 15 суток.

Развитие проекта М-Х11–6ис. Главный конструктор Ф.Ф. Полушкин. Построены в 1940–48. Здесь указаны лишь те лодки серии M-XV, которые были заложены до 22.06.1941 года. Однако строительство серии продолжалось после войны. Последней лодкой данного типа стала М-294, вступившая встрой 3.03.1953.

Главные отличия от M-XII: а) цистерны главного балласта размещены в бортовых булях (демонтируемых при транспортировке по железной дороге); 6) двухвальная силовая установка с двумя дизель-моторами; в) четыре торпедных аппарата вместо двух.

При этом корпус стал длиннее на 5 м, шире на 1,1 м.

Тип «А»

5 единиц

А-1 «Шахтер» (бывшая АГ-23) (1.06.1920), А-2 «Коммунист» (б. АГ-24) (2.04.1921), А-3 «Марксист» (б. АГ-25) (5.04.1922), А-4 «Политработник» (б. АГ-26) (24.02.1923), А-5 «Металлист» (6. АГ-21) (1917)

360/470 т; 47,5 х 4,88 х 2,7 м; погружение на 50 м; дизели 480 л.с./э.д. 2 х 240 л.с; 13/8 узлов; 1750 миль (на 8 узлах)/100 миль (на 2 узлах); 4–457-мм ТА (носовые; боекомплект 4 торпеды), 1–45-мм орудие; экипаж 32 человека.

Американский тип «Н». Были построены в США фирмой «Electric Boat» в 1916 г. по заказу России. Доставлены в Николаев в разобранном виде по железной дороге из Архангельска и собраны на заводе «Руссуд»: АГ-21, АГ-22 в 1917 г., остальные в 1920–23 гг.

А-1 и А-3 погибли во время войны. А-2, 4, 5 списали в 1947 и сдали на слом.

Торпедные катера, Норвегия

Тип «Vosper»
61-футовый

3 + 1 единицы в NMS

МТВ-5 и МТВ-6. Спущены на воду в 1940 г.

25 (станд.) т; 18,6x4,7x0,9 м; 2 бенз., 2300 л.с., 41 уз. Эк. 10 чел. 2 х 1–457-мм ТА, 2–12,7-мм пул., 6 ГБ.

Накануне войны в Англии на верфи «Vosper» заказаны...

Канонерские лодки, Польша

Морские канонерские лодки

«General Haller» (1921) — бывш. русский СКР «Водорез» (не достроен). + 6.09.39 у п-ова Хель потоплена герм. авиацией.

«Komendant Pilsudski» (1921) — бывш. русский СКР «Лунь» (не достроен). + 30.09.39 у п-ова Хель...

Успехи немецких подводников в 1940-1941 гг.

Период, который последовал далее - с июня 1940 г. по декабрь 1941 г., в среде германских подводников именовался «счастливыми временами» или «Fette Jahre» («жирные годы»). Это была эпоха асов-подводников, таких как Прин, Шепке или Кречмер, Это...

Линейные корабли, Франция

Тип «Richelieu»

1+2 единицы

«Richelieu» AB 22.10.1935 17.1.1939 15.7.1940 Искл. в декабре 1957
«Jean Bart» ACLP 12.12.1936 6.3.1940 16.1.1949 Искл. в 1960
«Clemenceau» AB 17.1.1939 6.1943 недостр. Потоплен 27.8.1944

35 000/47 548 т;...

Эсминцы, Югославия

Тип «Dubrovnik»

1 единица

«Dubrovnik» (1931) — 17.04.41 захвачен немцами в Каттаро, передан Италии, итал. «Premuda».

1880 т, 37 уз., 4x140, 2x84, 6x40, 6 ТА-533.

Тип «Beograd»

3 единицы

«Beograd» — 17.04.41 захвачен немцами в Каттаро, передан...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!