Сверхмалые подводные лодки, Япония

Тип A («Ko-Hyoteki»)

60 единиц

На-1Ha-2 (KNY, 1936), На-3На-52, На-54 — На-61 (Ои, 1938–1942).

Тип A (Ko-Hyoteki): подводное — 46 т; 23,9x1,9x1,9м; 1 ЭД, 600 л.с., 19 уз., 17(19)или 80 (6) миль. Эк. 2 чел. 2–457-мм ТА (2 носовых — 2 торпеды).

Тип В

1 единица

На-53 (Ои, 1943).

Типы В и С: подводное — 50 т; 24,9x1,9x1,9 м; 1 ЭД, 600 л.с. + 1 ДГ, 40 л.с., 6,5/18,5 уз., 350 (6,5)/17(18) или 120 (4) миль. Эк. 3 чел. 2–457-мм ТА (2 носовых — 2 торпеды).

Тип С

15 единиц
01

На-62 — На-76 (Ои, 1943–1944).

 

Тип D

115 единиц

На-77 — Ha-192 (Ht, KNY, MNY, Mn, T и YNY, 1944–1945).

Тип D: подводное — 59 т; 26,3x2x2 м; 1 ЭД, 500 л.с. + 1 ДГ, 150 л.с., 8/16 уз., 4,5 т соляра, 1000 (8)/125 (2,5) миль. Эк. 5 чел. 2–457-мм ТА (2 носовых — 2 торпеды).

Тип «M-Kanamono»

1 единица

На-193 (Ou, 1945).

Тип M-Kanamono: подводное — около 50 т; около 25x1,9x1,9 м; 4 мины.

Тип «Kairyu»

213 единиц
02

На-194 — Ha-213 (YNY и HtK, 1945).

Тип A (Ko-Hyoteki): подводное — 46 т; 23,9x1,9x1,9м; 1 ЭД, 600 л.с., 19 уз., 17(19)или 80 (6) миль. Эк. 2 чел. 2–457-мм ТА (2 носовых — 2 торпеды).

Типы В и С: подводное — 50 т; 24,9x1,9x1,9 м; 1 ЭД, 600 л.с. + 1 ДГ, 40 л.с., 6,5/18,5 уз., 350 (6,5)/17(18) или 120 (4) миль. Эк. 3 чел. 2–457-мм ТА (2 носовых — 2 торпеды).

Тип D: подводное — 59 т; 26,3x2x2 м; 1 ЭД, 500 л.с. + 1 ДГ, 150 л.с., 8/16 уз., 4,5 т соляра, 1000 (8)/125 (2,5) миль. Эк. 5 чел. 2–457-мм ТА (2 носовых — 2 торпеды).

Тип M-Kanamono: подводное — около 50 т; около 25x1,9x1,9 м; 4 мины.

Тип Kairyu: надводное — 19, подводное — 19,3 т; 17,3x3,5x1,3 м; 1 бенз./1 ЭД, 85/80 л.с., 7,5/10 уз., 450 (5)/36 (3) миль. Эк. 2 чел. 2–457-мм ТА (2 носовых — 2 торпеды) или заряд в 600 кг взрывчатого вещества ТНТ.

Работы над сверхмалыми подводными лодками начались в Японии в 1933 г. В соответствии с планами Генерального штаба сверхмалые подводные лодки (СМПЛ) предполагалось использовать для атаки вражеских баз и якорных стоянок. К месту проведения операции они должны были доставляться на специализированном корабле-носителе или подводной лодке. В условиях строжайшей секретности две экспериментальных СМПЛ были построены в 1934 г. Для сокрытия истинного назначения лодок их официально классифицировали как «лодки-мишени» (A-Hyoteki). По результатам испытаний в проект внесли необходимые усовершенствования, после чего было развернуто серийное строительство СМПЛ под обозначением Ko-Hyoteki. В качестве кораблей-носителей тогда же оборудовали авиатранспорты «Chiyoda» и «Chitose», а также ПЛ типа Hei-Gata (С).

При проектировании СМПЛ основной упор делался на достижение высокой подводной скорости. Для этого на них установили мощный (для столь небольшого корабля) электродвигатель, а корпусу придали обтекаемую веретенообразную форму. Это сочетание обеспечило первым Ko-Hyoteki 23-уз. скорость под водой (на последующих лодках из-за внесенных изменений она снизилась до 18–19 уз.). Основным оружием СМПЛ типа А были два 457-мм ТА, размещенных в носу один над другим.

Первые СМПЛ обладали мизерной дальностью плавания, определяемой емкостью аккумуляторов — лодки не имели генераторов, и подзарядка АКБ была возможна только на корабле-носителе или на базе. С устранения этого недостатка, осенью 1942 г. началось проектирование усовершенствованного варианта (тип В), в котором был учтен опыт эксплуатации лодок типа А. В начале 1943 г. усовершенствованная СМПЛ На-53 прошла испытания, после чего была построена серия практически однотипных лодок типа С. Основное отличие от типа А заключалось в появлении в составе ЭУ дизель-генератора для зарядки АКБ (полная перезарядка занимала 18 часов).

В качестве кораблей-носителей для лодок типа В и С использовались десантные корабли типа Т-1.

В декабре 1943 г. на основе СМПЛ типа С началось проектирование более крупной лодки типа D, или «Koryu». Основные изменения, по сравнению с типом С, заключались в установке более мощного дизель-генератора для ускорения процесса зарядки АКБ (снизился до восьми часов), повышения мореходности и улучшения условий обитаемости возросшего до пяти чел. экипажа. Кроме того, корпус стал заметно прочнее, что повысило глубину погружения до 100 м.

Весной 1945 г., еще до окончания испытаний головного корабля, было развернуто серийное строительство. В соответствии с планами морского командования, к сентябрю 1945 г. предполагалось сдать флоту 570 единиц, с последующим темпом строительства 180 единиц в месяц. Для ускорения работ был применен секционный метод (лодка делилась на пять секций), что сокращало строительный период до 2 месяцев. Несмотря на привлечение к программе строительства «Koryu» большого числа верфей, темп сдачи флоту выдержать не удалось и к августу 1945 г. в строю насчитывалось всего 115 лодок, еще 496 находились на разных стадиях постройки.

На основе СМПЛ «Koryu» в 1944 г. был разработан проект подводного сверхмалого минного заградителя (М-Капатопо), предназначенного для постановки минных банок в местах базирования противника. Вместо торпедного вооружения он нес минную трубу, вмещающую 4 донных мины. Построить успели только одну лодку этого типа.

Наряду с семейством СМПЛ, ведущих свою родословную от типа А (типы А, В, С и D), в конце войны японский флот пополнился лодками меньшего размера типа «Kairyu», характерной особенностью которых были фиксированные бортовые рули ( «плавники») в средней части корпуса. Проектное вооружение состояло из двух ТА, однако нехватка торпед привела к появлению варианта лодки с 600-кг подрывным зарядом вместо ТА, что фактически превращало их в человеко-торпеды. Серийное строительство лодок типа Kairyu началось в феврале 1945 г., для ускорения работ оно велось секционным методом (лодка делилась на три секции). Планами морского руководства предусматривалось к сентябрю 1945 г. поставить флоту 760 СМПЛ этого типа, однако к августу было сдано только 213 единиц, и еще 207 находились в постройке.

К сожалению, информация о судьбе японских СМПЛ носит обрывочный и зачастую противоречивый характер. Известно, что во время нападения на Перл-Харбор 7.12.1941 было потеряно 5 СМПЛ типа А. Еще 3 лодки этого типа погибли 30.5.1942 в районе Диего-Суареса и 4 — в гавани Сиднея 31.5.1942. В ходе боев у Соломоновых о-вов в 1942 г. погибли 8 СМПЛ типа А (в том числе На-8, На-22 и На-38). В районе Алеутских о-вов в 1942–1943 гг. погибли еще 3 СМПЛ типа А. В 1944–1945 гг в ходе обороны Филиппин и о. Окинава погибло 8 лодок типа С.

Подводная мозаика (прод)

«Мечты, мечты, где Ваша сладость...!»

Командиры японских эскортных кораблей считали, что потопить субмарину довольно просто, а особенно американскую. Поэтому при боевых столкновениях особенно не стесняли себя в определении результата. В итоге к...

Итальянские сверхмалые подводные лодки и их судьба

Италия явилась первой в мире страной, которая приступила к проектированию и строительству сверхмалых подводных лодок. Сверхмалыми принято считать те, водоизмещение которых 100 тонн и менее. Итальянских моряков подвигли на такое мероприятие особые...

Крейсера, Франция

Тяжелые крейсера

Тип «Algerie»

1 единица

 

«Algerie» AB 19.3.1931 21.5.1932 15.9.1934 Затоплен 27.11.1942

10 000/13 461 т; 180/186,2x20x7,1 м; 4 ПТ, 6 ПК, 84 000 л.с., 31 уз., 2935 т нефти; 8700 (15) миль. Броня: борт 110 мм, траверзы 70,...

Охотники, Норвегия

Тип PC

(американский)
1 единица в NM

«Kong Haakon» (бывш. USS РС-467) (1942) — подарен США в 1942 г.

280 т, 20 уз., 1x76, 5x20.

Тип SC
(американский)

2 единицы в NM

«Hessa» (бывш. USS SC-683), «Hitra» (бывш. USS SC-718>, «Vigra» (бывш. USS...

Штабные корабли, США

Тип «Ancon»

1 единица

AGC-4 «Ancon».

Полное — 14 150 т; 150,3x19,5x8 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 10 000 л.с., 18 уз., 8000 (12) миль. Эк. 707 чел. 2x1–127-мм/38, 4x2–40-мм/56, 10x2–20-мм/70.

Бывший транспорт компании «Panama Rail Road», переоборудован в...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!