Специальные подводные лодки, Германия

Подводные минные заградители

Серия ХВ

8 единиц
01

U-116 (G, 1.7.1939/3.5.1941/26.7.1941 — погибла в октябре 1942)
U-117 (G, 1.7.1939/26.7.1941/25.10.1941 — погибла 7.8.1943)
U-118 (G, 1.3.1940/23.9.1941/6.12.1941 — погибла 12.6.1943)
U-119 (G, 15.5.1940/6.1.1942/2.4.1942 — погибла 24.6.1943)
U-219 (G, 31.5.1941/6.10.1942/12.12.1942 — захвачена Японией 6.5.1945)
U-220 (G, 16.6.1941/16.1.1943/27.3.1943 — погибла 28.10.1943)
U-233 (G, 15.8.1941/8.5.1943/22.9.1943 — погибла 5.7.1944)
U-234 (G, 1.10.1941/23.12.1943/2.3.1944 — передана США в 1945)

Надводное — 1763 т, подводное — 2177 т; 89,8x9,2x4,71 м; 2 диз./2 ЭД, 4200–4800/ 1100 л.с.; 17/7 уз.; 338 т соляра; 18 450 (10)/93 (4) миль. Эк. 52 чел. 1x1–105-мм/45, 1x1–37-мм/83, 1x1–20-мм/65, 2–533-мм ТА (2 кормовых — 15 торпед), 66 мин.

Единственный тип герм. ПЛ, специально спроектированный как подводный минный заградитель, причем в отличие от обычных лодок должен был использовать не донные мины ТМА и ТМВ, выставлявшиеся через ТА, а тяжелые якорные SMA. Первоначально был разработан проект 2500-тонного подводного заградителя типа ХА, отклоненный командованием подводного флота. Лодки серии ХВ стали как бы его уменьшенной копией, но, тем не менее, являлись самыми крупными ПЛ, построенными в Германии в годы Второй мировой войны.

Двухкорпусные; максимальная глубина погружения — 150 м. Мины размещались в 30 вертикальных шахтах, 6 из которых находились в носовом отсеке по осевой линии, а остальные располагались четырьмя группами между прочным и легким корпусом. Помимо минных шахт имели 2 кормовых ТА и несли 15 торпед (из них 11 — вне прочного корпуса).

В 1943 г. уцелевшие лодки оборудованы «шнорхелем»; 20-мм автоматы заменялись «спарками», орудие снималось.

По прямому назначению практически не использовались; действовали в качестве ПЛ снабжения.

U-116 после 15.10.1942 пропала без вести в Атлантике или Бискайском зал.

U-117 потоплена 7.8.1943 самолетами «Эвенджер» и «Уайлдкэт» эскадрильи VC-1 с амер. АВ «Card» сев.-зап. Азорских о-вов.

U-118 потоплена 12.6.1943 самолетами «Эвенджер» и «Уайлдкэт» эскадрильи VC-9 с амер. АВ «Bogue» юго-зап. Азорских о-вов.

U-119 потоплена 24.6.1943 брит. ШЛ «Starling» сев.-зап. побережья Испании.

U-219 захвачена японскими войсками в Джакарте 6.5.1945; введена в состав японского флота как I-505; капитулировала, затоплена англичанами в феврале 1946 г.

U-220 потоплена 28.10.1943 самолетами «Эвенджер» и «Уайлдкэт» эскадрильи VC-1 с амер. АВ «Block Island» в Сев. Атлантике.

U-233 потоплена 5.7.1944 амер. ЭМЭ «Baker» и «Thomas» юго-вост. Галифакса.

U-234 передана по репарациям США; потоплена на учениях 20.11.1947.

Серия VIID

6 единиц
02

U-213 (G, 1.10.1940/24.7.1941/30.8.1941 — погибла 31.7.1942)
U-214 (G, 5.10.1940/18.9.1941/1.11.1941 — погибла 26.7.1944)
U-215 (G, 15.11.1940/9.10.1941/22.11.1941 — погибла 3.7.1942)
U-216 (G, 1.1.1941/23.10.1941/15.12.1941 — погибла 20.10.1942)
U-217 (G, 30.1.1941/15.11.1941/31.1.1942 — погибла 5.6.1943)
U-218 (G, 17.3.1941/5.12.1941/24.1.1942 — затоплена 4.12.1945)

Надводное — 965 т, подводное — 1080 т; 76,9x6,38x5,01 м; 2 диз./2 ЭД, 2800–3200/ 750л.с.; 16,7/7,3 уз.; 155 т соляра; 11 200 (10)/69 (4) миль. Эк. 46 чел. 1x1–88-мм/45, 1x1–20-мм/65, 5–533-мм ТА (4 носовых, 1 кормовой — 14 торпед), 15 мин.

Модификация типа VII, приспособленная для использования мин SMA. Спроектирована на основе серии VIIC, у которой позади центрального поста врезался дополнительный отсек длиной 9,8 м с пятью вертикальными шахтами на три мины каждая. Также могли принимать 26 мин ТМА или 39 ТМВ вместо торпед. Прочее оборудование не менялось. В связи с отставанием производства мин SMA, использовались преимущественно как ПЛ снабжения в Атлантике.

U-213 потоплена 31.7.1942 брит. ШЛ «Erne», «Rochester», «Sandwich» юго-зап. Азорских о-вов.

U-214 потоплена 26.7.1944 брит. ФР «Cooke» в Ла-Манше.

U-215 потоплена 3.7.1942 брит, вооруженным траулером «Le Tiger» вост. Бостона.

U-216 потоплена 20.10.1942 самолетом «Либерейтор» 224-й sqn RAF юго-зап. Ирландии.

U-217 потоплена 5.6.1943 самолетами «Эвенджер» и «Уайлдкэт» эскадрильи VC-9 с амер. АВ «Bogue» в Центр. Атлантике.

U-218 затоплена 4.12.1945 союзниками в ходе операции «Deadlight».

Транспортные подводные лодки

Серия XIV

10 единиц
03

U-459 (DW, 22.11.1940/13.9.1941/15.11.1941 — погибла 24.7.1943)
U-460 (DW, 30.11.1940/13.9.1941/24.12.1941 — погибла 4.10.1943)
U-461 (DW, 9.12.1940/8.11.1941/30.1.1942 — погибла 30.7.1943)
U-462(DW, 2.1.1941/29.11.1941/5.3.1942 — погибла 30.7.1943)
U-463 (DW, 8.3.1941/20.12.1941/2.4.1942 — погибла 16.5.1943)
U-464 (DW, 18.3.1941/20.12.1941/30.4.1942 — погибла 21.8.1942)
U-487 (DW, 31.12.1941/17.10.1942/21.12.1942 — погибла 13.7.1943)
U-488 (DW, 3.1.1942/17.10.1942/1.2.1943 — погибла 26.4.1944)
U-489 (DW, 28.1.1942/24.12.1942/8.3.1943 — погибла 4.8.1943)
U-490 (DW, 21.2.1942/24.12.1942/27.3.1943 — погибла 12.6.1944)

Надводное — 1668 т, подводное — 1932 т; 67,1x9,35x6,51 м; 2 диз./2 ЭД, 3200/ 750 л.с.; 14,9/6,2 уз.; 203 т соляра; 12 350 (10)/55 (4) миль. Эк. 53 чел. 2x1–37-мм/83, 1x1–20-мм/65.

Транспортные подводные лодки предназначались для снабжения всем необходимым боевых ПЛ в море, чтобы не подвергать их лишний раз опасности на подходах к собственным базам. Использование транспортных субмарин позволяло увеличить радиус действия средних подлодок наиболее распространенной VII серии и концентрированно применять их в отдаленных районах океана. Первоначально в данной роли использовались обычные лодки, а с 1941 г. начали вступать в строй транспортные ПЛ специальной постройки двух серий: подводные танкеры XIV серии и подлодки-»торпедовозы» типа VIIF.

Подводный танкер, предназначенный для снабжения топливом «волчьих стай». В герм, флоте получили неофициальное прозвище «дойные коровы» (Milchkuh). Первая серия ПЛ, спроектированная и построенная в годы войны. Двухкорпусная; в пространстве между прочным и легким корпусом располагались цистерны с 423 т соляра для передачи на другие ПЛ и контейнеры с четырьмя запасными торпедами. Собственное вооружение по проекту состояло из 2x1 37-мм и 1x1 20-мм автоматов, но с 1943 г. носовой 37-мм снимался, а 1x1 20-мм заменялся на 2x2.

Строились тремя сериями, заказ на U-491 — U-497 был отменен в ходе постройки, хотя готовность некоторых достигала 75 %, а на U-498 — U-500 и U-2201 — U-2204 — еще до закладки. В боевых условиях эти лодки оказались весьма уязвимыми, так как не обладали достаточными скоростью и маневренностью, а также отличались значительным временем погружения (40–50 с). Все уничтожены противолодочными силами союзников.

U-459 тяжело повреждена 24.7.1943 самолетом «Веллингтон» 172-й sqn RAF и затоплена экипажем сев.-зап. м. Ортегаль.

U-460 потоплена 4.10.1943 самолетами «Эвенджер» и «Уайлдкэт» эскадрильи VC-9 с амер. АВ «Card» сев. Азорских о-вов.

U-461 потоплена 30.7.1943 самолетом «Сандерленд» 461-й sqn RAAF сев.-зап. м. Ортегаль.

U-462 потоплена 30.7.1943 брит. ШЛ «Kite», «Wren», «Woodcock», «Woodpecker», «Wild Goose» и самолетом «Галифакс» 502-й sqn RAF сев.-зап. м. Ортегаль.

U-463 потоплена 16.5.1943 самолетом «Галифакс» 58-й sqn RAF сев.-зап. м. Ортегаль.

U-464 тяжело повреждена 20.8.1942 самолетом «Каталина» эскадрильи VP-73 ВМС США и затоплена экипажем юго-вост. Исландии.

U-487 потоплена 13.7.1943 самолетами «Эвенджер» и «Уайлдкэт» эскадрильи VC-13 с амер. АВ «Core» в Центр. Атлантике.

U-488 потоплена 26.4.1944 амер. ЭМЭ «Frost», «Huse», «Barber», «Snowden» в Центральной Атлантике зап. о-вов Зеленого Мыса.

U-489 потоплена 4.8.1943 самолетом «Сандерленд» 423-й sqn RCAF юго-вост. Исландии.

U-490 потоплена 12.6.1944 амер. ЭМЭ «Frost», «Huse», «Inch» сев.-зап. Азорских о-вов.

Серия VIIF

4 единицы
04

U-1059 (G, 4.6.1942/12.3.1943/1.5.1943 — погибла 19.3.1944)
U-1060 (G, 7.7.1942/8.4.1943/15.5.1943 — погибла 27.10.1944)
U-1061 (G, 21.8.1942/22.4.1943/25.8.1943 — затоплена 1.12.1945)
U-1062 (G, 12.8.1942/8.5.1943/19.6.1943 — погибла 30.9.1944)

Надводное — 1084 т, подводное — 1181 т; 77,63x7,3x4,91 м; 2 диз./2 ЭД, 3200/ 750 л.с.; 17,6/7,9 уз.; 198 т соляра; 14 700 (10)/75 (4) миль. Эк. 46 чел. 1x1–37-мм/83, 1x2–20-мм/65, 5–533-мм ТА (4 носовых, 1 кормовой — 14 торпед).

Модификация типа VII, предназначенная для снабжения торпедами «волчьих стай». Конструктивно повторяла серию VIID: в корпус стандартной ПЛ врезался отсек длиной 10,5 м, в котором размещались 24 запасные торпеды, выгружавшиеся через люк в кормовой части отсека с помощью складного деррика. Кроме того, принимала 14 запасных торпед (или 21 мину ТМА) для собственных ТА.

Процесс перегрузки торпед в открытом море был весьма трудоемким и опасным — на передачу двух торпед затрачивалось около часа, в течение которого обе лодки практически были лишены возможности погружаться. Поскольку за время строительства серии обстановка в Атлантике кардинально изменилась, по прямому назначению лодки не применялись, а использовались для перевозки грузов между портами.

U-1059 потоплена 19.3.1944 самолетами «Эвенджер» и «Уайлдкэт» эскадрильи VC-6 с амер. АВ «Block Island» юго-зап. о-вов Зеленого Мыса.

U-1060 повреждена 27.10.1944 истребителями «Файрфлай» 1771-й sqn FAA с АВ «Implacable» в Вега-фьорде (р-н Намсуса, Норвегия), выбросилась на мель, где уничтожена самолетами «Галифакс» 502-й sqn и «Либерейтор» 311-й (Czech) sqn RAF.

U-1061 затоплена 1.12.1945 союзниками в ходе операции «Deadlight».

U-1062 потоплена 30.9.1944 амер. ЭМЭ «Fessenden» юго-зап. о-вов Зеленого Мыса.

 Экспериментальные подводные лодки

Конструкции Г. Вальтера

8 единиц

05

Тип V-80:

V-80 (G, 1938/4.1940/30.9.1940 — исключена в 1942)

Тип Wa-201:

U-792 (BuV, Н.Д./28.9.1943/16.11.1943 — затоплена 4.5.1945)
U-793 (BuV, Н.Д./4.3.1944/24.4.1944 — затоплена 4.5.1945)

Тип Wk-202:

U-794 (G, н.д./7.10.1943/14.11.1943 — затоплена 5.5.1945)
U-795 (G, Н.Д./21.3.1944/22.4.1944 — взорвана 3.5.1945)

Тип XVIIB:

06

U-1405 (BuV, Н.Д./1.12.1944/21.12.1944 — затоплена 5.5.1945)
U-1406 (BuV, н.д./2.1.1945/8.2.1945 — затоплена 7.5.1945)
U-1407 (BuV, н.д./1945/29.3.1945 — затоплена 7.5.1945)

V-80: надводное — 73 т, подводное — 76 т; 22,05x2,1x3,2 м; 1 ПГТ, 2500 л.с.; 22,05/28 уз.; 21 т перекиси водорода; 50 (28) миль. Эк. 4 чел.

Тип Wa-201: надводное — 277 т, подводное — 309 т; 39,05x4,5x4,3 м; 1 диз./1 ЭД+2 ПГТ, 230/77,5+5000 л.с.; 9/5 (под ЭД) — 25 (под ПГТ) уз.; 18 т соляра + 34 т перекиси водорода; 2910 (8,5)/50 (2)(под ЭД) и 127 (20)(под ПГТ) миль. Эк. 12 чел. 2–533-мм ТА (2 носовых — 4 торпеды).

Тип Wk-202: надводное — 236 т, подводное — 259 т; 36,6x4,5x4,55 м; 1 диз./1 ЭД+2 ПГТ, 230/77,5+5000 л.с.; 9/5 (под ЭД) — 25 (под ПГТ) уз.; 14 т соляра + 40 т перекиси водорода; 1840 (9)/76 (2)(под ЭД) и 117 (20)(под ПГТ) миль. Эк. 12 чел. 2–533-мм ТА (2 носовых — 4 торпеды).

Тип XVIIB: надводное — 312 т, подводное — 337 т; 41,45x4,5x4,3 м; 1 диз./1 ЭД+1 ПГТ, 230/77,5+2500 л.с.; 8,8/5 (под ЭД) — 25 (под ПГТ) уз.; 20,2 т соляра + 52 т перекиси водорода; 3000 (8)/76 (2)(под ЭД) и 123 (20)(под ПГТ) миль. Эк. 12 чел. 2–533-мм ТА (2 носовых — 4 торпеды).

Экспериментальные подводные лодки конструкции Г. Вальтера с парогазовыми турбинами, работающими на перекиси водорода (Н2О2), называемой также пергидролем. Применение этого нестандартного топлива теоретически позволяло резко увеличить энерговооруженность ПЛ и скорость подводного хода, поскольку парогазовые турбины не требовали для работы притока воздуха.

Первой была построена экспериментальная ПЛ V-80, показавшая в погруженном состоянии скорость 28 уз., но оказавшаяся неэкономичной. За ней последовала экспериментальная V-300, включенная в состав флота как U-791, но так и не достроенная.

Летом 1942 г. были выданы заказы на 4 ПЛ серии XVIIA, принадлежавшие к двум разным проектам — Wa-201 и Wk-202. Эти ПЛ имели од-новальную дизель-электрическую ЭУ с дополнительной парогазовой турбиной, предназначенной для кратковременного увеличения подводной скорости. Испытания лодок прошли успешно, после чего 4.1.1943 был выдан заказ на 12 ПЛ серии XVIIB, из которых заложено было только 10, но постройка 7 из них была остановлена после начала строительства «электролодок» серий XXI и XXIII.

V-80 исключена из состава флота в конце 1942 г.; 29.3.1945 затоплена в Хеле.

U-792 и U-793 затоплены 4.5.1945 в Кильском канале.

U-794 затоплена 5.5.1945 в зал. Гельтинг.

U-795 взорвана 3.5.1945 в Киле.

U-1405 затоплена 5.5.1945 в Экернфёрде.

U-1406 затоплена 7.5.1945 в Куксхафене; поднята; передана США, слом в 1948 г.

U-1407 затоплена 7.5.1945 в Куксхафене; поднята; передана Великобритании как «Meteorite», слом в 1949 г.

Человекоуправляемые торпеды

Тип «Neger»

~200 единиц
2,75 т; 8x0,53x1,3 м; 1 ЭД, 12 л.с.; 4,2/3,2 уз.; 30 (3) миль. Эк. 1 чел. 1–533-мм торпеда.

Вошли в строй в 1944 г. Представляли собой две электрические торпеды, смонтированные одна над другой. У верхней боеголовка была заменена плексигласовым кокпитом и органами управления для пилота. «Neger» не имел балластных цистерн и мог действовать только в позиционном положении. Максимальная скорость без нижней торпеды кратковременно достигала 20 уз. Первая из примерно 200 ед. построена в марте 1944 г.

Тип «Marder»


~300 единиц
3 т; 8,3x0,53x1,3 м; 1 ЭД, 12 л.с.; 4.2/3,3 уз.; 30 (3) миль. Эк. 1 чел. 1–533-мм торпеда.

Вошли в строй в 1944–1945 гг. Улучшенная версия типа «Neger» с балластной цистерной. Была способна погружаться до 30 м. Головная построена в мае 1944 г., производились до конца войны.

Тип «Наi»

1 единица



3,5 т; 11x0,53x1,3 м; 1 ЭД, 12 л.с.; 4.2/3,2 уз.; 63 (3) миль. Эк. 1 чел. 1–533-мм торпеда.

Вошла в строй в 1944 г. Улучшенный вариант типа «Marder» с увеличенной на 2,7 м длиной для размещения аккумуляторной батареи повышенной емкости, что позволило вдвое увеличить радиус действия. Прототип оказался неудачным, и от строительства массовой серии отказались.

Торпедные катера, Канада

Тип «Farmile D»

9 единиц в RCN

МТВ-726, МТВ-727, МТВ-735, МТВ-736, МТВ-743 — МТВ-746, МТВ-748, МТВ-797.

90-105 т, 29-31 уз., 1x40, 2x20, 8 пул., 2 ТА-533.

Получены от RN в 1944 г.

Тип «ВРВ-430»


9 единиц в RCN

МТВ-459 — МТВ-466, МТВ-486,...

Сторожевые катера, Канада

Тип «Fairmile В»

77 единиц в RCNML-050 — ML-086, ML-088 — ML--129.

73 т, 20 уз., 1x47, 2 пул.; позднее: 1x40, 2x20.

ML-052, ML-062, ML-063 — переданы Франции в 1943-1944.

Ледоколы, США

Тип «Wind»

5 единиц

WAG-278 «Northwind» (WPS, 28.12.1942 — в 1945 передан СССР), WAG-279 «Eastwind» (WPS, 6.2.1943 — искл. в 1968), WAG-280 «Southwind» (WPS, 8.3.1943 — в 1945 передан СССР), WAG-281 «Westwind» (WPS, 31.3.1943 — в 1945 передан...

Десантные транспорты, Япония

Разные типы

6 + 1 единица

Тип «Mayasan Maru»: «Mayasan Maru» (T, 2.1941/1942/12.1942 — погиб 17.11.1944) и «Tamatsu Maru» (T, 10.1942/1943/1.1944 — погиб 19.8.1944).

Тип «Kibitsu Maru»: «Hyuga Maru» (Ht, 1943/1944/11.1944 — погиб 30.5.1945),

КБФ в Таллине

Уже в день подписания первых протоколов соглашения между военно-морской комиссией СССР и эстонским командованием, 11 октября 1939 г., в Таллин вошел первый отряд кораблей КБФ - лидер «Минск» и эсминцы «Гордый» и «Сметливый». На этих кораблях в...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!